Захаров А. И.

Неврозы у детей(фрагмент)



КОГДА РЕБЕНОК ПЛАЧЕТ

Когда ребенок плачет, нам ста­но­вится не по себе, и мы пыта­емся во что бы то ни стало пре­кра­тить плач, забывая иной раз выяс­нить причину. При­ве­дем доста­точно типич­ный монолог матери: «Опять плачешь? Да что же это такое! Сказано: не плакать, — значит, надо сдер­жаться, взять себя в руки. Ведь летчики не плачут. И взро­с­лые тоже. Смо­треть тошно. Куда же это годится! Слово не пони­мает! Вот придет папа, он тебе покажет, а еще лучше, дядя заберет в мешок — и дело с концом, будешь впредь знать, как плакать. А пока встань в угол. Что, про­ще­ния просишь, даешь слово, что не будешь плакать? То-то же. И еще скажи спасибо, что я тебя не нака­зала под горячую руку. Всякое бывает. Могу сорваться. А потом пью вале­рьянку. Ты что думаешь, у меня железные нервы? Я ведь тоже человек. Вот когда ты плачешь, то думаешь только о себе, а и меня пожа­леть надо. Знаешь, когда папа при­хо­дит с работы? Да, верно, послед­ний раз ты его видел в вос­кре­се­нье. Хочешь, чтобы папа погулял с тобой? Подожди, насту­пят празд­ники, и тогда он погу­ляет. Опять плакать! И еще скажи спасибо, что я тебя не нака­зы­ваю. Слышишь, за стеной кричат истошно: «Прости меня, больше не буду»? А его все равно накажут. И правильно сделают. Зато посмо­три, какой он тихий и послуш­ный на улице. Мне б такого. Что, он отнял игрушку? Да не может этого быть. Вечно ты что-нибудь сочи­ня­ешь. И пред­ставить не можешь, что ему будет, если мать узнает. Тебе не пожелаю. Ну что, пере­стал плакать? Вот и хорошо. И чтобы не плакать больше, ты ведь мальчик!»

Видим мы, что здесь явно добрая мама, которая не спешит браться за ремень. Но и она не может удер­жаться, чтобы не про­читать ребенку длинную мораль или для види­мо­сти отправить в угол, после кото­рого чувства малыша не станут более при­под­ня­тыми, а сам он — более вос­питан­ным.

Не всегда удается выяс­нить у малыша причину плача, когда он настолько охвачен чув­ством горя и обиды, раз­дра­же­ния и боли, что не спо­со­бен даже вос­при­нять смысл обра­ще­ния к нему. Однако нетер­пе­ли­вые, тем более тре­бо­ва­тель­ные взро­с­лые пыта­ются тут же полу­чить ответ о причине плача, тормоша ребенка и вводя его в состо­я­ние еще боль­шего воз­бу­жде­ния и бес­по­койства. Воз­ни­кает зам­кну­тый круг. Не получая ответа, взро­с­лый начи­нает бес­по­ко­иться или раз­дра­жаться, а ребенок — больше плакать. Еще хуже действуют окрик и приказ пре­кра­тить плакать. К тому же, когда ребенок плачет, не самое под­хо­дя­щее время для выяс­не­ния отно­ше­ний и нака­за­ния, даже если он и про­ви­нился в чем-то. Здесь всегда суще­ствует опас­ность, что мольбы о помощи оста­нутся без вни­ма­ния. Раз, другой не будет про­я­в­лено жалости и состра­да­ния, и он поте­ряет веру в доброту и отзыв­чи­вость близких, отвер­нется, а то и оже­сто­чится в глубине души, озло­бится, станет недо­вер­чи­вым и неот­кры­тым в чув­ствах. У самых что ни на есть строгих и педан­тич­ных роди­те­лей дети действи­тельно не плачут, но они часто и не спо­собны на выра­же­ние откры­тых, непо­сред­ствен­ных чувств, излишне серьезны, а то и боятся быть самими собой. Вместо смеха — что-то вроде улыбки, и не так просто разо­браться, плачут они или смеются. Зато легко могут огор­чаться, вол­но­ваться или при­хо­дить в раз­дра­же­ние и ярость.

Реже плачут дети и у тех роди­те­лей, которые при­вы­кли неу­станно стыдить за малейшие откло­не­ния от образа иде­аль­ного ребенка, который, конечно же, никогда не плачет, без­заветно любит роди­те­лей и обла­дает как бы сильным харак­те­ром. Запла­кать — это все равно что совер­шить крайне без­нрав­ствен­ный посту­пок, своего рода пре­ступ­ле­ние века. Да что там гово­рить! Он уже почти взро­с­лый, и тре­бо­вать надо как со взро­с­лого, не прощая и не давая ни в чем спуску, а уж плакать и подавно стыдно. Что он, малень­кий, что ли? Плачут только глупые дети, которые к тому же не любят роди­те­лей. И роди­тели не любят этих детей, раз они такие упрямые и вредные. Не пони­мают, как вести себя как нужно, как поло­жено. И сме­яться громко тоже непри­лично.

Обычно эти пере­пол­нен­ные чув­ством долга и ответ­ствен­но­сти роди­тели не пере­но­сят никаких откло­не­ний от заранее задан­ного образа жизни. Они живут по прин­ципу: так должно быть, а все осталь­ное — от лука­вого, и слезы тоже. Посто­ян­ное сдер­жи­ва­ние слез и других «непри­лич­ных» эмоций у детей, несмо­тря на явное желание иной раз попла­кать, засме­яться или покри­чать, не про­хо­дит бес­следно, как это видно на примере маль­чика пяти лет, который никогда не плакал. Но что стоит за этим, мы узнаем, озна­ко­мив­шись с его семей­ной ситу­а­цией.

Вначале послу­шаем его самого: «Я знаю: неко­то­рые ребята плачут, а у меня никак. Вос­пита­тель­ница говорит, что глазами часто моргаю, а папа обещает выпо­роть, если не пере­стану гри­мас­ни­чать. А что это такое, я и сам не пойму. Полу­ча­ется так, и все. Доктор сказал маме, что тики — нерв­ность какая-то, и еще ругал маму, что пошла со мной в цирк и я смотрел по теле­ви­зору «Спо­кой­ной ночи, малыши.» Там как раз про Алень­кий цвето­чек сказку пока­зы­вали. Доктор, к кото­рому мы ходили раньше, сказал, что один мальчик все время плакал от страха, увидев Чудо­вище, и долго не мог уснуть. Я же — ничего. Было, конечно, немного страшно, но чтобы плакать — ни-ни. Я знаю — плакать нельзя. Мама сказала, что плакать можно только на похо­ро­нах, да и то не очень сильно. А в цирке было очень инте­ресно. Мама гово­рила только, чтобы я не очень смеялся, а то заболит живот. А у меня и так болит, осо­бенно перед детским садом. Да я и так все знаю, как в цирке дела­ется, так что и сме­яться нечего. А живот­ных и так уж всех видел — в энци­к­ло­пе­дии».

В при­ве­ден­ном монологе обра­щает вни­ма­ние высокий, но одно­сто­рон­ний уровень интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия. Мальчик слишком раци­о­на­лен для своего воз­ра­ста, все знает, пони­мает, но не чув­ствует многое из того, что чув­ствуют свер­ст­ники. И сме­яться не может, как, впрочем, и по-насто­я­щему радо­ваться и вос­хи­щаться. Все под­вер­гает анализу, во всем сомне­ва­ется и нередко пре­бы­вает в задум­чи­во­сти, как бы в состо­я­нии затор­мо­жен­но­сти. Затор­мо­жены и его эмоции. Он и раньше не играл в подвиж­ные, шумные, эмо­ци­о­нально насы­щен­ные игры, пред­по­читая оди­ноч­ные игры с «кон­струк­то­ром», а сейчас и шахматы. Да и оба роди­теля, инже­неры по обра­зо­ва­нию, раз­ви­вали только интел­лек­ту­аль­ную сторону психики маль­чика, забыв о суще­ство­ва­нии другой — эмо­ци­о­наль­ной. И всегда в доме были слова, слова, бес­ко­неч­ные объ­яс­не­ния, пре­до­сте­ре­же­ния, советы. Даже чувства роди­тели выра­жали больше словами: «по-моему, это смешно», «навер­ное, мне плохо», т. е. они скорее дога­ды­вались о наличии чувств, чем испы­ты­вали их на самом деле. У маль­чика чувства еще были, но уже спря­тан­ные за семью печа­тями. Тем не менее вре­ме­нами он ста­но­вился повы­шенно раз­дра­жи­тель­ным и нетер­пе­ли­вым, словно откры­вался клапан и выры­вался сжатый пар, неис­поль­зо­ван­ная эмо­ци­о­наль­ная энергия. Тогда и слезы могли при обиде под­сту­пить близко к глазам, но плакать он все равно не мог.

На этом фоне вну­трен­него пси­хи­че­ского пере­на­пря­же­ния, не свойствен­ного воз­ра­сту, и поя­ви­лись тики — непро­из­воль­ные подер­ги­ва­ния мышц лица. Мальчик их не чув­ство­вал, тем более не мог упра­в­лять ими, как того тре­бо­вали прин­ци­пи­аль­ные роди­тели. Тики воз­ни­кали каждый раз, когда он с нетер­пе­нием ожидал какого-нибудь события, когда что-нибудь не полу­ча­лось, когда раз­го­ва­ри­вал с незна­ко­мым чело­ве­ком или смотрел фильм. То есть все, что было связано с впе­ча­т­ле­ни­ями, инте­ре­сом, воз­бу­жде­нием, вызы­вало не столько сами эмоции, сколько лежащее в их основе пси­хи­че­ское напря­же­ние, рас­про­стра­ня­ю­ще­еся на наи­бо­лее чув­стви­тель­ные к эмоциям мышцы лица. Личико ста­но­ви­лось своего рода кривым зер­ка­лом души, когда вместо уди­в­ле­ния мор­щился лоб, улыбку заме­няли подер­ги­ва­ния мышц в области рта, сму­ще­ние и чувство вины выра­жались частым мига­нием, а раз­дра­же­ние и недо­воль­ство — шмы­га­ньем носа и изда­ва­нием звуков типа «кх» или покаш­ли­ва­нием.

Почему же так быстро нервное воз­бу­жде­ние охва­ты­вало мышцы лица, и почему именно мышцы? Да потому, что мышеч­ная сфера — место наи­мень­шего сопроти­в­ле­ния у таких детей, их сво­е­об­разная ахил­ле­сова пята. Мальчик, о котором идет речь, не отли­чался лов­ко­стью. И откуда было ей взяться? Он не играл в игры, тре­бу­ю­щие физи­че­ской сно­ровки, мало дви­гался, не катался на вело­сипеде, коньках, лыжах. Был напря­жен, скован, не мог рас­сла­биться даже во время сна, скрипел зубами, бор­мо­тал про себя, а утром вставал невы­с­пав­шимся, капризным. В детском саду дер­жался обычно в стороне, боялся сказать что-либо не так, как нужно, как следует, или пытался играть главные роли, что не при­ни­ма­лось свер­ст­ни­ками, поскольку он все вос­при­ни­мал бук­вально, не мог пред­ставить себя на месте кого-либо, быть непо­сред­ствен­ным, зато часто оби­жался и в резуль­тате выходил из игры. Домой при­хо­дил с синевой под глазами; было видно, что ребенок устал, пережи­вал, нерв­ни­чал, детский садик ему не нравится, несмо­тря на все желание общаться с детьми. К тому же чем больше роди­тели боро­лись с тиками, пытаясь запретить их, тем чаще они поя­в­ля­лись.

А бес­по­ко­иться нужно было в первую очередь не о них, а о том, почему мальчик напря­жен, так неловок, заду­маться, раз он не смеется и не плачет, почему не полу­ча­ется со свер­ст­ни­ками, почему такой не по-детски рас­чет­ли­вый и прин­ци­пи­аль­ный, лишен гиб­ко­сти, спон­тан­но­сти и непо­сред­ствен­но­сти в выра­же­нии чувств.

И как же все-таки посту­пать в отно­ше­нии тиков — заме­чать их, не заме­чать, нака­зы­вать или при­зы­вать к совести?

Первое правило: тики должны быть неви­ди­мыми для роди­те­лей. Их нет, даже если они есть; тогда они пройдут быстрее.

Второе правило: следует «оживить» ребенка, вдох­нуть в него струю жиз­не­ра­дост­но­сти и оптимизма, сходить лишний раз в куколь­ный театр, пои­грать в сов­мест­ные подвиж­ные игры вроде пят­на­шек, сра­же­ний, дать вволю пока­таться на вело­сипеде, санках, пого­нять мяч — пусть войдет в азарт, поо­зор­ни­чает, покри­чит, будет непо­сред­ствен­ным, рас­ко­ван­ным и веселым, как все маль­чишки. Для этого и созданы игры и забавы. Это нужно как отду­шина в моно­тон­ной, одно­об­раз­ной жизни, где все раз­ло­жено по полоч­кам, пре­ду­смо­трено, про­считано.

С воз­вра­том эмоций тики вначале уси­лятся, словно захва­чен­ные весен­ним поло­во­дьем, а потом посте­пенно сойдут на нет. Мы вернем ребенка в детство и получим урок, что природа не терпит пустоты, и не может быть пол­но­цен­ной жизни без эмоций. Только не нужно спешить загру­жать его музы­каль­ными заняти­ями, тем более опре­де­лять в музы­каль­ную школу. Да, память у него отлич­ная. Но если при­гля­деться вни­ма­тель­нее, то это меха­ни­че­ская память на цифры, слова, ноты, то есть не смы­сло­вая, тем более не эмо­ци­о­наль­ная. Как ни странно, но ее зао­стре­нию иногда спо­соб­ствует кисло­род­ное голо­да­ние мозга при родах (явления гипок­сии или асфик­сии — удушья). Не в меру често­лю­би­вые роди­тели начи­нают нещадно экс­плу­а­ти­ро­вать ее, не обращая вни­ма­ния на общую нервную осла­б­лен­ность ребенка. Рас­пла­той за это обычно бывает уси­ле­ние, а не пре­кра­ще­ние нерв­но­сти, поя­в­ле­ние тиков, заи­ка­ния, прежде всего у детей, поте­ряв­ших спо­соб­ность плакать и открыто выра­жать другие эмоции и пережи­ва­ния.

В иных случаях добрые и отзыв­чи­вые по харак­теру взро­с­лые не пере­но­сят плача и делают все, чтобы ребенок никогда не плакал, не огор­чался, чтобы ему не было плохо. Но это тоже крайность, когда соз­да­ется искус­ствен­ная среда и плач отсут­ствует только потому, что рядом посто­янно нахо­дится кто-либо из взро­с­лых, пре­ду­пре­жда­ю­щий любое отри­ца­тель­ное выра­же­ние эмоций. В этой связи нам вспо­ми­на­ется мальчик четырех лет с брон­хи­аль­ной астмой, начав­шейся без видимых причин год назад. Он скоро уставал и зады­хался при быстрых дви­же­ниях, беге. Было выпи­сано все что поло­жено, но улуч­ше­ния не насту­пило.

На прием с ним пришли роди­тели отца маль­чика, поскольку мать, занятая собой и старшей дочерью, отка­за­лась от после­ду­ю­щих обра­ще­ний, а отец видел сына только спящим. Так что роди­те­лей заме­нили бабушка и дедушка, поскольку оба были на пенсии и отда­вали все силы внуку, уха­жи­вая за ним так, как если бы он был совсем бес­по­мощ­ным и не спо­соб­ным обслу­жить себя. Они очень бес­по­ко­и­лись по поводу воз­мож­ных забо­ле­ва­ний. Главным же было то, что дедушка, любя внука, ста­рался пре­дот­вра­тить любое рас­стройство ребенка, и прежде всего плач. Много читал книжек, а играть забывал, да и к тому же неважно чув­ство­вал себя. И раньше, бук­вально с рожде­ния, ста­рался изо всех сил, чтобы внук не кричал громко, никогда не упо­тре­б­лял «плохих слов», не про­я­в­лял «плохих» желаний. Следил, чтобы он не раз­би­рал игрушек, инте­ре­су­ясь, как они устро­ены, не бросал их.

Неу­ди­ви­тельно, что мальчик на приеме вел себя ско­ванно и напря­женно, отка­зы­вался играть в подвиж­ные игры, с испугом глядел на детские сабли и писто­леты. Вся­че­ски отрицал свои страхи, словно дорожил ими, как самыми интим­ными пережи­ва­ни­ями, но после зна­ком­ства с игруш­ками и тря­пич­ными куклами, изо­б­ра­жа­ю­щими зверей, при­знался, что боится всех чудовищ на свете, темноты, страш­ных снов и многого другого. Чув­ство­ва­лось, что ребенок явно заражен тре­во­гой и бес­по­койством взро­с­лых, не может быть само­сто­я­тель­ным и актив­ным, в пере­нос­ном и бук­валь­ном смысле слова рас­пря­мить плечи и вдох­нуть полной грудью.

Стоило ли уди­в­ляться, что он настолько привык сдер­жи­вать себя, чтобы не огор­чать дедушку, что потерял спо­соб­ность к спон­тан­ному, есте­ствен­ному для его воз­ра­ста про­я­в­ле­нию чувств. И когда был на даче год назад, пытался про­бе­жаться вместе со свер­ст­ни­ками, смеясь при этом, как и они, но не полу­чи­лось, стал зады­хаться, кашлять. А тут еще бес­по­койство дедушки, допол­ни­тель­ные огра­ни­че­ния, и чем меньше дви­гался, больше боялся и сдер­жи­вался, ста­ра­ясь быть «хорошим», тем чаще про­я­в­ля­лись при­ступы одышки. Добавим, что смех и плач — есте­ствен­ные способы вен­ти­ля­ции легких, а плач, как и кашель, — к тому же очистка дыха­тель­ных путей.

Из при­ве­ден­ных при­ме­ров, разу­ме­ется, не следует, что только отсут­ствие плача явилось при­чи­ной тиков, заи­ка­ния или брон­хи­аль­ной астмы. Их необ­хо­димо рас­сма­т­ри­вать в кон­тексте недо­ста­точ­ной эмо­ци­о­наль­ной экс­прес­сии у детей в воз­ра­сте, когда эмоции есте­ственны и физи­оло­гичны, а также отно­ше­ний к детям взро­с­лых, не спо­соб­ных в силу раз­лич­ных причин найти опти­маль­ные условия для эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия детей. Ведь известно, что пси­хи­че­ская жизнь чело­века пол­но­ценна только в раз­ви­тии и про­я­в­ле­нии раз­но­об­разных чувств.

Другое дело, если плач ста­но­вится настолько при­выч­ным, что сам по себе заме­няет осталь­ные эмоции и исполь­зу­ется как способ осу­ще­ст­в­ле­ния явно непо­мер­ных желаний. Так бывает, если роди­тели во всем пота­кают детям, не фор­ми­руя аде­кват­ные воз­ра­сту чувства ответ­ствен­но­сти и кон­троля. К тому же это может быть про­я­в­ле­нием не только излиш­него роди­тель­ского бла­го­ду­шия, но и эгоизма, и дети быстро нау­ча­ются отве­чать тем же, доби­ва­ясь плачем всего, что они хотят, невзи­рая на реаль­ные обсто­я­тель­ства. Выгля­дит это как капризы и исте­рики, и здесь нужна разум­ная твер­дость роди­те­лей, тем более неже­ла­тельно «сти­му­ли­ро­вать» плач, про­я­в­ляя чрез­мер­ное бес­по­койство, страх. Разу­ме­ется, недо­пу­стимы и угрозы нака­за­ни­ями.

Воз­можна ситу­а­ция, напри­мер, при исте­ри­че­ском неврозе, когда ребенок часто плачет, ноет и кричит, при­стает к роди­те­лям только потому, что они слишком заняты собой, не впус­кают в свой вну­трен­ний мир, не делятся поло­жи­тель­ными чув­ствами (отри­ца­тель­ными — сколько угодно).

Эти роди­тели могут быть эмо­ци­о­нально зам­кну­тыми, незре­лыми или излишне прин­ци­пи­аль­ными, могут любить другого ребенка в семье или друг друга в такой степени, что забы­вают о суще­ство­ва­нии детей. Воз­мо­жен и такой вариант: роди­тели ревнуют детей другу к другу.

К тому же один из детей может быть неже­лан­ным, не соот­вет­ству­ю­щим по полу ожи­да­ниям роди­те­лей и вообще не отве­чать их иде­али­зи­ро­ван­ным пред­ста­в­ле­ниям. Тогда плач — дра­ма­ти­че­ски пред­ста­в­лен­ное чувство, способ при­влечь допол­ни­тель­ное вни­ма­ние, пов­ли­ять на отно­ше­ния в семье, добиться рас­поло­же­ния, любви и при­зна­ния.

В этих случаях детей надо пожа­леть, но отнюдь не ругать и не про­я­в­лять стро­гость. Плач пройдет вместе с нала­жи­ва­нием непо­сред­ствен­ных, ува­жи­тель­ных и теплых отно­ше­ний в семье.

Мы видим, что плач имеет особый, только ему при­су­щий пси­холо­ги­че­ский язык, который нужно сво­е­вре­менно рас­по­зна­вать. Для этого нелишне совер­шить экскурс в наше роди­тель­ское прошлое — в первый год жизни ребенка. Начи­на­ется здесь многое, и плач тоже.

Первые месяцы жизни. Кажется, что малыш плачет по любому поводу и без всякого повода. Только потом мы раз­би­ра­емся, какой он эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ный и впе­чат­ли­тель­ный. Пока же плач озна­чает процесс ада­п­та­ции к окру­жа­ю­щей среде, своего рода пере­ход­ную фазу между вну­три­утроб­ным и внешним суще­ство­ва­нием, начав­шу­юся после того, как ребенок закри­чал при поя­в­ле­нии на свет. При­ят­ного в этом для ребенка весьма мало. И тем­пе­ра­тура другая, и яркий свет после полной темноты, и болевые ощу­ще­ния, когда обре­зают пупо­вину и под­ни­мают на руки, чтобы пока­зать — вот он какой! Затем уку­ты­ва­ние в пеленки и поме­ще­ние в самое шумное место на земле — палату ново­ро­жден­ных, где общий зву­ко­вой фон от плача детей можно упо­до­бить по силе звуку от пролета само­лета.

Но человек ко всему при­вы­кает, и ново­ро­жден­ный тоже. Посте­пенно раз­ви­ва­ются его органы чувств, крепнет пище­ва­ри­тель­ная система, офор­м­ля­ется функция выде­ле­ния. Вместе с укреп­ле­нием нервной системы это спо­соб­ствует пре­кра­ще­нию колик и плача, от чего стра­дают дети в первые месяцы жизни. Тем не менее заметно, что они еще очень чув­стви­тельны к любому дис­ком­форту, будь то мокрые пеленки, холод, стес­не­ние в одежде, тем­пе­ра­тура, боль или чувство голода.

Плач может воз­ник­нуть, когда много раз­дра­жи­те­лей, пре­вы­ша­ю­щих порог пока еще невы­со­кой выно­сли­во­сти мла­денца. Типич­ный пример — шумная обста­новка, мно­же­ство бес­по­койных, раз­дра­жен­ных взро­с­лых, громкий звук радио, теле­ви­зора. От шума, избытка впе­ча­т­ле­ний и нередко непо­сле­до­ва­тель­ной тактики взро­с­лых ребенок настолько устает и пере­воз­бу­жда­ется к вечеру, что долго не засы­пает, плача при этом. Но и без утом­ле­ния он должен немного попла­кать, прежде чем заснуть. Все по-преж­нему при­вле­кает его вни­ма­ние, он хочет еще бодр­ство­вать, но воз­ни­ка­ю­щее утом­ле­ние нервных клеток требует вос­ста­но­в­ле­ния сном. «Сшибка» между про­цес­сами воз­бу­жде­ния и тор­мо­же­ния поро­ждает чувство бес­по­койства в виде плача.

И здесь уже видны раз­ли­чия в тем­пе­ра­менте и нервной воз­бу­ди­мо­сти детей. Одни успо­ка­и­ва­ются быстро, покри­чав по при­вычке, и сразу засы­пают, другим нужно время, и заснуть они могут только после изряд­ной порции крика и при­сут­ствия рядом матери.

В семь месяцев, как уже не раз отме­ча­лось, ребенок отчет­ливо реа­ги­рует бес­по­койством и плачем на уход матери. Ука­зы­вает это на раз­ви­тие при­вя­зан­но­сти, поя­в­ле­ние эмо­ци­о­наль­ной зави­си­мо­сти от матери, как ответ на ее нежные, любящие чувства и заботу.

Спустя месяц он может запла­кать от вне­за­п­ного поя­в­ле­ния незна­ко­мого чело­века, осо­бенно пожилой, так не похожей на мать женщины. Озна­чает это, что мать стала един­ствен­ным и непо­в­то­ри­мым объек­том эмо­ци­о­наль­ного пред­по­чте­ния и он стал созна­вать отличия матери от других взро­с­лых. Именно тогда воз­мо­жен плач от бес­по­койства при разлуке с матерью, как это и слу­ча­ется при вре менной замене матери бабуш­кой, тетей, няней или при поме­ще­нии эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ных детей, осо­бенно маль­чи­ков, в ясли. И здесь нужно бережно отно­ситься к воз­ник­шему и пока очень рани­мому эмо­ци­о­наль­ному кон­такту с матерью и не под­вер­гать испы­та­нию раз­лу­кой, вынести которую малыш еще не может, как и осво­иться в окру­же­нии боль­шого коли­че­ства свер­ст­ни­ков или остаться без­раз­лич­ным к замене матери другими взро­с­лыми, напри­мер няней в яслях. Лучше всего это не допус­кать, осо­бенно если речь идет о нев­ро­па­тии — общей нервно-сома­ти­че­ской осла­б­лен­но­сти, обо­стрен­ной эмо­ци­о­наль­но­сти, невы­но­сли­во­сти и рани­мо­сти психики. Такие дети вдвойне чув­стви­тельно реа­ги­руют на любое изме­не­ние сло­жив­ше­гося сте­ре­отипа отно­ше­ний и действий. Им нужно большее время, чтобы успо­ко­иться, чтобы пре­кра­ти­лись вздра­ги­ва­ния при громких звуках, ярком свете, сры­ги­ва­ния при кор­м­ле­нии, нала­ди­лась дея­тель­ность желу­дочно-кишеч­ного тракта, ослаб диатез, сон стал спо­койным и глу­бо­ким, исчезла повы­шен­ная склон­ность к спазмам (ложному крупу), резким подъе­мам тем­пе­ра­туры и частым про­студ­ным забо­ле­ва­ниям. Со всем этим сходят на нет и повы­шен­ная воз­бу­ди­мость, неу­стой­чи­вость настро­е­ния, пуг­ли­вость и каприз­ность, не говоря уж о повы­шен­ной плак­си­во­сти.

У этих детей суще­ствует даже неко­то­рая «обо­с­но­ван­ная», а по суще­ству, болез­нен­ная потреб­ность в плаче. Попла­кав, они заметно успо­ка­и­ва­ются, поскольку сбро­сили на время нервное напря­же­ние. Затем оно нака­п­ли­ва­ется снова, дости­гает кри­ти­че­ской точки — и снова следует при­сту­по­об­разный плач. Оста­но­вить его невоз­можно, пока ребенок не выпла­чется и не станет на время более покла­ди­стым и спо­койным. Часто эти дети про­из­во­дят впе­ча­т­ле­ние капризных и упрямых. На самом же деле это повы­шенно эмо­ци­о­наль­ные и нервные дети, и вина лежит на нас, на нашей соб­ствен­ной нерв­но­сти, о которой мы не любим вспо­ми­нать, осо­бенно если она была в детстве.

Причина детской нерв­но­сти — и вол­не­ния матери при бере­мен­но­сти, когда она выяс­няла отно­ше­ния с мужем, сдавала экза­мены, лежала в боль­нице для сохра­не­ния бере­мен­но­сти или не очень успешно рожала. Да и потом состо­я­ние матери и ребенка оста­в­ляет желать лучшего, если в доме шумная, бес­по­койная обста­новка, много взро­с­лых, не спо­соб­ных прийти к согла­сию, к тому же нервных, воз­бу­ди­мых и непо­сле­до­ва­тель­ных в обра­ще­нии с детьми. Тоща нерв­ность детей, вместо того чтобы посте­пенно умень­шаться, сходить на нет, сохра­ня­ется на исход­ном уровне или воз­ра­с­тает, сопро­во­жда­ясь бес­по­койством, неу­стой­чи­вым настро­е­нием, каприз­но­стью и плачем. Как мы видим, нервное состо­я­ние детей явля­ется отра­же­нием нерв­ного состо­я­ния роди­те­лей и кон­флик­т­ной обста­новки в семье.

Неко­то­рые роди­тели не придают долж­ного зна­че­ния своему эмо­ци­о­наль­ному состо­я­нию, думая, что раз они делают все, чтобы ребенок был сыт, одет, имелись дорогие игрушки, значит, они выпол­нили роди­тель­скую миссию. Но именно дети первых лет жизни безот­четно эмо­ци­о­нально под­да­ются бес­по­койно-воз­бу­жден­ному состо­я­нию взро­с­лых, которые потом недо­у­ме­вают, почему ребенок плачет: вроде бы они если и выяс­няют отно­ше­ния, то на кухне. Забы­вают, к сожа­ле­нию, что нередко после этого нахо­дятся сами в рас­стро­ен­ном состо­я­нии, и все это непро­из­вольно пере­да­ется ребенку, который если и спокоен днем, то бес­по­коен ночью, плачет, а то и про­сы­па­ется, и трудно его успо­ко­ить. Конечно же, он видит сны, где папа пре­вра­ща­ется в Волка, Бар­ма­лея или Кощея, а мама — в Бабу Ягу. Более того, при уже име­ю­щейся нервной осла­б­лен­но­сти, эмо­ци­о­наль­ной чув­стви­тель­но­сти и впе­чат­ли­тель­но­сти ребенок может стать пуг­ли­вым, и на этом фоне у него поя­в­ля­ется риск раз­ви­тия заи­ка­ния, тиков или ночного недер­жа­ния мочи. Пере­воз­бу­жда­ясь и будучи не спо­соб­ным выра­зить свои чувства и желания, он начи­нает запи­наться, пов­то­рять или рас­тя­ги­вать слова, часто мигать, гри­мас­ни­чать или же, уставая от нерв­ного воз­бу­жде­ния днем, настолько глубоко спать ночью, что не ощущать есте­ствен­ного для воз­ра­ста позыва на моче­ис­пус­ка­ние и не про­сы­паться, как боль­шин­ство свер­ст­ни­ков.

Таким образом, плак­си­вость в рас­смо­трен­ном случае — признак явного небла­го­по­лу­чия в эмо­ци­о­наль­ном состо­я­нии, отра­же­ние нераз­ре­ши­мых труд­но­стей лич­ност­ного раз­ви­тия. И если вместо того чтобы разо­браться в при­чи­нах плача, мы будем воевать с ребен­ком, при­бе­гать к жестким, репрес­сив­ным мерам воз­действия, то только усу­гу­бим и без того нелег­кое его состо­я­ние, усилим нерв­ность, эмо­ци­о­наль­ное рас­стройство, выра­же­нием которых и явля­ется плач.

Есть еще одна причина плача у грудных детей, обу­сло­в­лен­ная не столько осла­б­ле­нием, сколько повре­жде­нием нервной системы. Так бывает при пре­ж­де­вре­мен­ных родах, тяжелом их течении, когда ребенок не кричал несколько минут, получил травму головы или перенес инфек­ци­он­ное забо­ле­ва­ние с ослож­не­нием на мозг в первые годы. Тогда он без устали кричит, даже не будучи голод­ным, мало и бес­по­койно спит, нередко путает день с ночью и доста­в­ляет много вся­че­ских хлопот. Как никогда, здесь тре­бу­ются наше тер­пе­ние и как можно более раннее обра­ще­ние к нев­ро­па­тологу. Эти нервные про­я­в­ле­ния также умень­ша­ются с воз­ра­с­том. Нас­колько — покажут время, соот­вет­ству­ю­щее лечение и отсут­ствие источ­ни­ков раз­дра­же­ния в семье.

Если сум­ми­ро­вать ска­зан­ное, то чаще всего плач — это сигнал небла­го­по­лу­чия в нервно-пси­хи­че­ской и сома­ти­че­ской сфере орга­низма, а также способ выра­же­ния эмоций и вза­и­мо­действия с нами, пока ребенок еще не умеет гово­рить.

Язык плача может быть разным, но чаще всего он говорит о чувстве дис­ком­форта, бес­по­койства и боли в первые месяцы и годы жизни, в том числе при про­ре­за­нии зубов и отитах. Плач говорит о стра­да­нии или даже горе при разлуке с матерью, личной обиде, страхе при испуге, недо­воль­стве или про­те­сте, вне­за­п­ном пре­кра­ще­нии устой­чи­вых при­вы­чек, резкой смене обста­новки. Про­те­сту­ю­щим плачем раз­ра­жа­ются дети с выра­жен­ным тем­пе­ра­мен­том, когда их нака­зы­вают за про­я­в­ле­ние гнева, бро­са­ние или поломку игрушек.

Плач — это и способ обра­тить вни­ма­ние, добиться своего, пожа­ло­ваться на что-либо или лишний раз выпро­сить жела­е­мое у не очень отзыв­чи­вых и вечно занятых роди­те­лей. Иногда ребенок плачет только потому, что это един­ствен­ный способ занять себя, как и сосать палец от скуки, одно­об­ра­зия впе­ча­т­ле­ний, фор­мально правиль­ного, но эмо­ци­о­нально не насы­щен­ного, не согретого теп­ло­той и любовью отно­ше­ния взро­с­лых.

Плач-жалоба, когда ребенок плачет от непе­ре­но­си­мой обиды или неис­пол­не­ния своих желаний, может сме­ниться и плачем-тре­бо­ва­нием вни­ма­ния, при­выч­ных пред­метов, игрушек, недо­ста­ю­щей актив­но­сти и свободы в действиях. Но есть и плач-каприз, когда ребенок желает невоз­мож­ного, вроде луны с неба. Роди­тели же не могут войти в его поло­же­ние, отвлечь или доход­чиво объ­яс­нить, почему нельзя это сделать, вместо этого сер­дятся и обзы­вают его глупым и упрямым.

И наконец, плач — это раз­рядка, снятие нако­пив­ше­гося нерв­ного напря­же­ния, эмо­ци­о­наль­ного воз­бу­жде­ния, своего рода катар­сис — очи­ще­ние от накипи отри­ца­тель­ных чувств.

Жела­тельно всегда помнить, что первые годы жизни — наи­бо­лее эмо­ци­о­наль­ный период пси­хи­че­ского раз­ви­тия, и наши дети имеют такое же право на плач, как и на выра­же­ние других эмоций. И не надо стыдить за него, тем более обры­вать, вос­пи­ты­вать или нака­зы­вать. Никогда не мешает лишний раз про­я­вить лучшие черты своего харак­тера: доброту, сочув­ствие, жалость, — ведь горе нашего ребенка без­мерно, даже если он уронил игрушку, и поймет он нас только потому, что мы раз­де­лим с ним стра­да­ние, успо­коим и поможем пре­о­до­леть эмо­ци­о­наль­ный кризис. А как важно быть при­ме­ром эмо­ци­о­нально урав­но­ве­шен­ного, уве­рен­ного в себе, теплого, любя­щего и согла­со­ван­ного между взро­с­лыми пове­де­ния! Тогда и дети станут более отзыв­чи­выми и уве­рен­ными в себе, не будут стра­дать от чувства бес­по­мощ­но­сти и бес­си­лия. Велика и роль отца в рас­ши­ре­нии сферы общения детей, умень­ше­нии нев­роти­че­ской, осно­ван­ной на бес­по­койстве при­вя­зан­но­сти к матери, если она не только имеет место, но и сопро­во­жда­ется неса­мо­сто­я­тель­но­стью, чрез­мер­ной зави­си­мо­стью, бояз­ли­во­стью и каприз­но­стью в дош­коль­ном воз­ра­сте.

Нет нужды и в пода­в­ле­нии детей, проти­во­бор­стве с их упрям­ством, а по суще­ству — с само­сто­я­тель­но­стью, волевым началом и фор­ми­ру­ю­щимся «я». Создать при этом жиз­не­ра­дост­ную атмо­сферу в семье, чаще сме­яться, спо­соб­ство­вать подвиж­ным, эмо­ци­о­нально насы­щен­ным играм, раз­но­об­ра­зить круг кон­так­тов детей, как и не под­вер­гать непо­силь­ным для их психики пережи­ва­ниям, как раз и важно, чтобы наш ребенок рос счаст­ли­вым, не под­вер­жен­ным лишний раз бес­по­койству и плачу. Как говорил А. С. Мака­ренко, самые лучшие дети бывают у счаст­ли­вых роди­те­лей.

с. 177—194

Другие материалы из данного источника