Захаров А. И.

Что снится нашим детям(фрагмент)



ВОЗ­РАСТ­НАЯ ДИНА­МИКА СТРАХА

Первый год жизни. Повы­шен­ное бес­по­койство у детей первых месяцев жизни чаще всего воз­ни­кает, когда не удо­вле­тво­ря­ются жиз­ненно важные физи­оло­ги­че­ские потреб­но­сти в пище, сне, актив­но­сти, осво­бо­жде­нии кишеч­ника, тепле, то есть во всем том, что опре­де­ляет физи­че­ский и эмо­ци­о­наль­ный комфорт мла­денца. Он не может терпеть, ибо его потреб­но­сти биоло­ги­че­ски пре­до­пре­де­лены и напра­в­лены на под­дер­жа­ние и раз­ви­тие его жизни. Только посте­пенно ребенок ста­но­вится спо­соб­ным спра­в­ляться со своими нуждами и про­я­в­лять меньше бес­по­койства. Если же физи­оло­ги­че­ские потреб­но­сти пол­но­стью не удо­вле­тво­ря­ются, воз­можно дли­тель­ное сохра­не­ние вызван­ного ими бес­по­койства, напри­мер в момент засы­па­ния, при­нятия пищи, болезни и т. д.

Пси­холо­ги­че­ские потреб­но­сти как источ­ники бес­по­койства про­я­в­ляют себя не сразу, так как для них необ­хо­дим опре­де­лен­ный уровень пси­хи­че­ского раз­ви­тия. Наи­боль­ший интерес для нас пред­ста­в­ляет потреб­ность в эмо­ци­о­наль­ном кон­такте, степень удо­вле­тво­ре­ния кото­рого со стороны матери суще­ственно ска­зы­ва­ется на эмо­ци­о­наль­ном само­чув­ствии и тонусе ребенка первого года жизни.

Первым про­я­в­ле­нием эмо­ци­о­наль­ного кон­такта явля­ется ответ­ная улыбка малыша между 1-м и 2-м меся­цами, гово­ря­щая не только о потреб­но­сти в поло­жи­тель­ных чело­ве­че­ских эмоциях, но и о выде­ле­нии из окру­жа­ю­щих людей матери, а вскоре и других взро­с­лых (так назы­ва­е­мый ком­плекс ожи­в­ле­ния).

Вни­ма­тель­ное наблю­де­ние за детьми первых месяцев жизни в домаш­них усло­виях пока­зы­вает, что уже в воз­ра­сте 2 мес. поя­в­ля­ется не только ком­плекс ожи­в­ле­ния, но и пока еще слабо выра­жен­ное и непо­сто­ян­ное бес­по­койство при отсут­ствии матери в отно­си­тельно непро­дол­жи­тель­ный период бодр­ство­ва­ния и нахо­жде­ния в новой обста­новке. Бес­по­койство выра­жа­ется чаще всего дви­га­тель­ным воз­бу­жде­нием и уча­ще­нием дыхания, реже — криком и служит одним из пока­за­те­лей раз­ви­тия эмо­ци­о­наль­ной чув­стви­тель­но­сти. Оно быстро пре­кра­ща­ется при поя­в­ле­нии матери, ее лас­ко­вом голосе и улыбке. Все более и более заметно, что ребенок спокоен только дома и только с матерью или с теми людьми, которые, подобно матери, любят его и вос­хи­ща­ются им. При­выч­ность и бла­го­при­ят­ность подоб­ной окру­жа­ю­щей соци­аль­ной среды — условие отсут­ствия бес­по­койства или его сни­же­ния, если оно уже есть.

Во втором полу­го­дии жизни, несмо­тря на умень­ше­ние бес­по­койства в новой обста­новке, заметно нара­с­тает пси­холо­ги­че­ски моти­ви­ро­ван­ное бес­по­койство при уходе матери и поя­в­ле­нии незна­ко­мых лиц. Бес­по­койство в отсут­ствие матери ста­но­вится отчет­ливо выра­жен­ным в 7, а боязнь чужих — в 8 мес., что ука­зы­вает на наличие эмо­ци­о­наль­ного кон­такта с матерью и спо­соб­ность отли­чать ее от других, то есть на поя­в­ле­ние изби­ра­тель­ных отно­ше­ний. Все это говорит о фор­ми­ро­ва­нии эмо­ци­о­наль­ного образа матери, при­вя­зан­ность к которой явля­ется для ребенка источ­ни­ком удо­вле­тво­ре­ния жиз­ненно важной потреб­но­сти. Эта при­вя­зан­ность харак­те­ри­зу­ется тремя глав­ными при­зна­ками: выде­ле­нием матери среди других обща­ю­щихся с ребен­ком людей (что выра­жа­ется радо­стью при встрече), потреб­но­стью в эмо­ци­о­наль­ном кон­такте и бес­по­койством при его пре­кра­ще­нии.

Бес­по­койство в отсут­ствие матери в 7 мес. озна­чает пре­кра­ще­ние эмо­ци­о­наль­ного кон­такта, нару­ше­ние при­выч­ной эмо­ци­о­наль­ной вза­и­мо­связи и, что самое главное, отда­ле­ние объекта при­вя­зан­но­сти. Это первый трав­ми­ру­ю­щий опыт потери связи с окру­жа­ю­щим миром, воп­ло­щен­ным пока в лице матери, опыт, который при даль­нейшем его под­креп­ле­нии явля­ется пред­по­сыл­кой к раз­ви­тию страха оди­но­че­ства, особой чув­стви­тель­но­сти к разлуке, нераз­де­лен­но­сти чувств и тре­вож­но­сти в целом. Когда мать на время уходит от ребенка, он про­я­в­ляет бес­по­койство, которое вскоре пре­вра­ща­ется в ожи­да­ние воз­вра­ще­ния матери. Если она почему-либо задер­жи­ва­ется, у эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ных детей, осо­бенно маль­чи­ков, может раз­виться сво­е­об­разный «невроз ожи­да­ния» — посто­ян­ное бес­по­койство, пере­ра­с­та­ю­щее в тре­вож­ное пред­чув­ствие пред­сто­я­щего ухода матери, а затем в ожи­да­ние ее воз­вра­ще­ния. Ребенок не может пред­ска­зать уход и приход матери, что уже само по себе явля­ется фак­то­ром нео­пре­де­лен­но­сти. Частое пере­на­пря­же­ние эмо­ци­о­наль­ной сферы в связи с непред­ска­зу­е­мым нару­ше­нием кон­такта с матерью и ожи­да­нием ее воз­вра­ще­ния имеет своим след­ствием раз­ви­тие реакций тре­вож­ного типа.

Если бес­по­койство в отсут­ствие матери в 7 мес. говорит о начале при­вя­зан­но­сти к ней, то как же тогда объ­яс­нить страх, испы­ты­ва­е­мый 8-месяч­ным ребен­ком перед чужими, незна­ко­мыми ему людьми? Можно пред­поло­жить, что бес­по­койство в при­сут­ствии другого — это знак отсут­ствия матери, но так бывает далеко не всегда, поскольку ребенок боится чужих, даже если он на руках у матери. Главное заклю­ча­ется в раз­ви­той спо­соб­но­сти детей этого воз­ра­ста отли­чать мать по ряду при­зна­ков от других взро­с­лых. Иногда посто­рон­ний при­ко­вы­вает вни­ма­ние ребенка, и это поз­во­ляет на время забыть о матери, поте­рять ее, что через неко­то­рое время вызы­вает острое бес­по­койство, поиск матери. И наконец, ребенок не может еще «поде­литься» своей матерью с другими, очень не похо­жими на нее взро­с­лыми, ибо мать при­над­лежит только ему и любой другой, «игра­ю­щий под мать», вызы­вает у него чувство недо­ве­рия, насто­ро­жен­но­сти и бес­по­койства.

В 8 мес. у ребенка повы­ша­ется чув­стви­тель­ность к голосу матери и к музы­каль­ным звукам. Это уни­каль­ный, никогда больше не пов­то­ря­ю­щийся у детей «музы­каль­ный период» в их жизни. Вни­ма­тель­ные роди­тели могут также заметить рас­ка­чи­ва­ния ребенка в такт музыке, его явное удо­воль­ствие при этом — ведь он бросает даже свою любимую игрушку, ловя каждый звук понравив­шейся ему мелодии.

Но ребенок может испу­гаться и запла­кать от одного поя­в­ле­ния в голосе матери непри­выч­ных и непри­ят­ных ноток раз­дра­же­ния, бес­по­койства и угрозы, не говоря уже о повы­шен­ном тоне и громко про­из­не­сен­ном «нельзя!». Настро­ен­ный на голос матери ребенок 8 месяцев чутко ула­в­ли­вает фальшь и наи­г­ран­ность в голосе другого чело­века. Даже если на лице взро­с­лого улыбка, его выдают глаза, в которых отсут­ствуют теплота, искрен­ность и вос­хи­ще­ние. Чем настой­чи­вее в таких случаях взро­с­лый пыта­ется всту­пить в контакт с ребен­ком, изо­б­ра­жая заин­те­ре­со­ван­ность и ласку, тем сильнее испы­ты­ва­е­мые малышом бес­по­койство и страх.

Мы видим, что бес­по­койство в отсут­ствие матери и в при­сут­ствии незна­ко­мых обу­сло­в­лено пси­холо­ги­че­ской при­ро­дой ста­но­в­ле­ния при­вя­зан­но­сти и фор­ми­ро­ва­нием образа матери как единого, нераз­рывно свя­зан­ного с ребен­ком целого.

Таким образом, возраст 7—9 мес. — это период повы­шен­ной чув­стви­тель­но­сти к воз­ник­но­ве­нию тревоги и страха. Нас­колько он важен для после­ду­ю­щего пси­хи­че­ского раз­ви­тия, пока­зы­вает наблю­де­ние над маль­чи­ком 7 лет, самым тихим и неза­мет­ным в школе, который пани­че­ски боялся нового для него чело­века — учителя. Он также боялся оста­ваться один дома, поэтому был выну­жден посе­щать группу про­д­лен­ного дня. К вечеру у него болела голова. Со слов матери, в 8-месяч­ном воз­ра­сте он заболел аст­ма­ти­че­ским брон­хи­том. В этот момент, да и раньше, мать была занята своими делами и не могла уделять ребенку доста­точно вни­ма­ния. Он часто плакал (как потом поняла мать, от бес­по­койства). На этом фоне про­студа спо­соб­ство­вала поя­в­ле­нию типич­ных для аст­ма­ти­че­ского брон­хита затруд­не­ний в дыхании и кашля. Вскоре вместе с матерью мальчик был помещен в боль­ницу, где ему делали вну­три­вен­ные инъек­ции лекар­ств. Кричал ли он больше от страха при виде вне­за­пно поя­в­ля­ю­щихся незна­ком­цев в белых халатах, уно­ся­щих его от матери, или от боли при про­ве­де­нии крайне болез­нен­ных про­це­дур, мы не можем сказать точно. Несо­мненно одно: бес­по­койство в связи с отчу­ж­де­нием матери и страх перед заме­ня­ю­щими ее чужими людьми у эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ного и впе­чат­ли­тель­ного маль­чика явились толчком для раз­ви­тия в даль­нейшем страха оди­но­че­ства и страха общения в новой, непри­выч­ной обста­новке.

Начиная с 14-го месяца жизни наблю­да­ется умень­ше­ние бес­по­койства при отсут­ствии матери и прак­ти­че­ски пре­кра­ща­ется боязнь посто­рон­них. Ребенок этого воз­ра­ста уже «поумнел», чтобы по-своему осо­знать, что мать при­над­лежит только ему и что кон­такты с другими людьми не обя­за­тельно явля­ются источ­ни­ком опас­но­сти и спо­собны внести интерес и раз­но­об­ра­зие в его жизнь. Одно­вре­менно дети этого воз­ра­ста начи­нают как бы «осмы­сли­вать» про­ис­хо­дя­щее вокруг, при­гля­ды­ваться к пове­де­нию обща­ю­щихся с ними людей. Это этап накоп­ле­ния нового опыта, раз­ви­тия мыш­ле­ния как основы интел­лек­ту­ально-речевой дея­тель­но­сти. Вместе с тем сохра­ня­ется повы­шен­ная чув­стви­тель­ность к эмо­ци­о­наль­ному состо­я­нию близких для ребенка взро­с­лых. При их тревоге, страхе, воз­бу­жде­нии, семейных кон­флик­тах у малыша воз­ни­кает ответ­ная эмо­ци­о­наль­ная реакция, часто в виде плача и крика. Если мать при­вет­лива и дове­ри­тельна в общении с другими людьми и не обна­ру­жи­вает бес­по­койства, то ребенок успо­ка­и­ва­ется быстрее, а главное — сам собой. В против­ном случае насто­ро­жен­ность в отно­ше­нии к незна­ко­мым людям у матери может тран­с­фор­ми­ро­ваться в даль­нейшем в подо­зри­тель­ность, робость и застен­чи­вость у ребенка.

К концу первого года жизни эмо­ци­о­наль­ный образ матери уже не обла­дает такой целост­но­стью для ребенка, как раньше. Ввиду воз­рос­шей дви­га­тель­ной актив­но­сти малыша мать выну­ждена что-то запре­щать ему, что проти­во­ре­чит ее эмо­ци­о­наль­ному образу, сло­жив­ше­муся у ребенка, и непо­сред­ствен­ному выра­же­нию его чувств и желаний. Тем не менее боль­шин­ство матерей про­дол­жают нахо­дить общий язык с ребен­ком и при воз­ра­с­та­нии его актив­но­сти и само­сто­я­тель­но­сти, и при попыт­ках выра­бо­тать у него началь­ные навыки опрят­но­сти. Многие матери инту­и­тивно находят рав­но­ве­сие между поощре­нием актив­но­сти и запретами. Они создают допол­ни­тель­ные воз­мож­но­сти для пол­за­ния, пере­пол­за­ния через спе­ци­ально поло­жен­ные валики из поролона, для само­сто­я­тель­ного вста­ва­ния при мини­муме под­дер­жки и стра­ховки, умело отвле­кают ребенка от неже­ла­тель­ных действий, не зло­у­по­тре­б­ляют запретами, про­из­нося их ровным, спо­койным, без излиш­ней стро­го­сти голосом. Ребенок, полу­чив­ший отно­си­тель­ную свободу, а также неко­то­рый навык болевых ощу­ще­ний при незна­чи­тель­ных ушибах, при­об­ретает и первый опыт настой­чи­во­сти и реши­тель­но­сти в пре­о­до­ле­нии пре­пят­ствий, помо­га­ю­щий ему выра­бо­тать уве­рен­ность в себе, а в даль­нейшем и спо­соб­ность встре­чаться с опас­но­стью лицом к лицу. Если же его чрез­мерно обе­ре­гают, лишают воз­мож­но­сти про­я­вить само­сто­я­тель­ность, то риск поя­в­ле­ния страхов заметно выше.

Суще­ствен­ная роль в раз­ви­тии у ребенка волевых черт харак­тера при­над­лежит отцу, если он спус­ка­ется со своего взро­с­лого Олимпа и играет с ребен­ком, поощряя его первые шаги. Есть отцы, которые, стре­мясь как можно раньше пси­хи­че­ски закалить ребенка, заме­няют живой непо­сред­ствен­ный контакт с ним коман­дами, а то и просто муштрой и дрес­си­ров­кой. В таком случае малыш вместе со стра­хами может поте­рять свою непо­сред­ствен­ность, эмо­ци­о­наль­ность, живость и впе­чат­ли­тель­ность. Чаще же раннее при­ну­жде­ние не бояться обо­ра­чи­ва­ется не умень­ше­нием, а уве­ли­че­нием страхов и тревог, поскольку ребенок все больше и больше боится быть плохим и нака­зан­ным. Одно­вре­менно он испы­ты­вает ком­пен­са­торно-зао­стрен­ную потреб­ность в эмо­ци­о­наль­ной безо­пас­но­сти и при­вя­зан­но­сти со стороны матери и тем самым нередко ока­зы­ва­ется в ситу­а­ции повы­шен­ной опеки и бес­по­койства. Именно здесь заро­жда­ется дли­тельно суще­ству­ю­щий кон­фликт между роди­те­лями, когда отец тем чаще строг и нака­зы­вает детей, чем больше мать опекает и бес­по­ко­ится о них. Истина же здесь, как часто бывает, посе­ре­дине — твер­дость и после­до­ва­тель­ность в обра­ще­нии с ребен­ком должны быть согреты заботой и любовью.

Неко­то­рые роди­тели очень негибки в своих тре­бо­ва­ниях, читают недо­ступ­ную малышу мораль и навя­зы­вают правила, которые он не может выпол­нить. К тому же вечно оза­бо­чен­ные и прин­ци­пи­аль­ные роди­тели не улы­ба­ются в ответ на улыбку ребенка, не смеются вместе, то есть не удо­вле­тво­ряют его потреб­ность в эмо­ци­о­наль­ном само­вы­ра­же­нии и жиз­не­ра­дост­но­сти. В резуль­тате чрез­мер­ного интел­лек­ту­аль­ного допинга и бло­ки­ро­ва­ния эмоций осла­б­ля­ется чув­ствен­ная сторона пси­хи­че­ского раз­ви­тия и нару­ша­ется есте­ствен­ный баланс эмо­ци­о­наль­ного и раци­о­наль­ного в психике ребенка, причем именно тогда, когда он спо­со­бен, как никогда, быть самим собой. Довольно скоро дети с одно­сто­рон­ним интел­лек­ту­аль­ным раз­ви­тием начи­нают рас­су­ждать по-взро­с­лому. Но им не хватает непо­сред­ствен­но­сти, искрен­но­сти в выра­же­нии своих чувств, которые при­об­ретают все более и более рас­су­доч­ный харак­тер. В под­рост­ко­вом и юно­ше­ском воз­ра­сте они болез­ненно реа­ги­руют на заме­ча­ния, находят у себя мнимые недо­статки и при­пи­сы­вают другим недру­же­лю­б­ные чувства к себе. Ста­но­вясь взро­с­лыми, они не могут отдаться чувству, любить так глубоко, как им хоте­лось бы. Так нару­ше­ние раннего эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия ска­зы­ва­ется в даль­нейшей жизни, спо­соб­ствуя, как мы увидим, поя­в­ле­нию тре­вожно-мни­тель­ных черт харак­тера.

Итак, первый год жизни — начало всех начал, важная веха на пути всего после­ду­ю­щего эмо­ци­о­наль­ного раз­ви­тия. Первый год жизни детей явля­ется и началь­ной школой роди­тель­ского чувства, и школой бес­ко­ры­ст­ной, щедрой любви, когда мать и отец учатся пости­гать пси­холо­ги­че­ский код пове­де­ния ребенка, без слов пони­мать его чувства и пережи­ва­ния и нахо­дить с ним эмо­ци­о­наль­ный контакт. Как в даль­нейшем сло­жатся отно­ше­ния роди­те­лей и детей, какой эмо­ци­о­наль­ный и духов­ный мир между ними воз­ник­нет, в немалой степени зависит как раз от первого года.

с. 43—51

От 1 года до 3 лет. В этом воз­ра­сте интен­сивно раз­ви­ва­ются интел­лект и мыш­ле­ние, коор­ди­ни­ру­ются дви­же­ния, совер­шен­ству­ются иссле­до­ва­тель­ские формы пове­де­ния, поя­в­ля­ется настой­чи­вость в пре­о­до­ле­нии труд­но­стей. К 2 годам про­ис­хо­дит осо­зна­ние ребен­ком соб­ствен­ной лич­но­сти, своего «я». Дети говорят о себе уже в первом лице, пони­мают раз­ли­чия между девоч­ками и маль­чи­ками, отно­ше­ния «взро­с­лый — ребенок — роди­тель». Воз­ни­ка­ю­щее чувство родства явля­ется необ­хо­ди­мой пред­по­сыл­кой для раз­ви­тия чувства семьи, которое соот­но­симо, в свою очередь, с чув­ством чело­ве­че­ской общ­но­сти.

Фор­ми­ро­ва­ние подоб­ных пси­холо­ги­че­ских понятий воз­можно только в бла­го­при­ят­ных семейных усло­виях, при эмо­ци­о­наль­ном кон­такте и вза­и­мо­по­ни­ма­нии с обоими роди­те­лями, при отсут­ствии посто­ян­ных семейных кон­флик­тов. Тогда семья ста­но­вится для малыша надеж­ной защитой и поз­во­ляет ему в полной мере развить и реали­зо­вать свои спо­соб­но­сти и умения. В эмо­ци­о­нально спо­кой­ной и жиз­не­ра­дост­ной семье у детей к концу первого года жизни заметно умень­ша­ются, если они были, нерезко выра­жен­ные при­знаки нев­ро­па­тии — след­ствие тех или иных нару­ше­ний во время бере­мен­но­сти и родов. Ребенок меньше бес­по­ко­ится по ночам, крепче спит, не так реа­ги­рует на шум, яркий свет, пере­мену обста­новки. Всего этого не про­ис­хо­дит в тех семьях, где роди­тели кон­флик­туют между собой, считая, что ребенок слишком мал, чтобы пони­мать их отно­ше­ния. Без­у­словно, дети не пони­мают, но эмо­ци­о­нально вос­при­ни­мают кон­фликт, испы­ты­вая острое чувство бес­по­койства всякий раз, когда нео­жи­данно меня­ется пове­де­ние взро­с­лых. Эмо­ци­о­наль­ное напря­же­ние матери в кон­флик­т­ной ситу­а­ции пере­да­ется ребенку, небла­го­при­ятно отра­жа­ясь на его само­чув­ствии. Если мать годо­ва­лого ребенка очень рас­стро­ена, нахо­дится в пода­в­лен­ном настро­е­нии, не улы­ба­ется и почти не раз­го­ва­ри­вает с ним, зато часто при­хо­дит в воз­бу­жден­ное состо­я­ние, то малыш каприз­ни­чает, отка­зы­ва­ется от пищи, бес­по­койно спит днем. Как только улуч­ша­ется настро­е­ние матери, он успо­ка­и­ва­ется и ожи­в­ля­ется.

До 2 лет инте­ресы ребенка целиком сосре­до­то­чены на близких ему людях, на семье, и пока он не испы­ты­вает особой потреб­но­сти в общении со свер­ст­ни­ками. При ста­биль­но­сти семей­ной среды эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие ребенка нахо­дится в безо­пас­но­сти, что умень­шает веро­ят­ность поя­в­ле­ния бес­по­койства и спо­соб­ствует нор­маль­ному фор­ми­ро­ва­нию его «я». В немалой степени это поз­во­ляет понять извест­ную педан­тич­ность детей от 1 до 2 лет, которая выпол­няет одно­вре­менно роль ста­би­ли­зи­ру­ю­щего фактора в про­цессе фор­ми­ро­ва­ния «я» и явля­ется сво­е­об­разным риту­а­лом, пре­до­хра­ня­ю­щим от чувства бес­по­койства (тревоги), воз­ни­ка­ю­щего, как мы знаем, в ситу­а­циях нео­пре­де­лен­но­сти, непред­ска­зу­е­мого изме­не­ния отно­ше­ний с близ­кими людьми.

Изме­не­ние сло­жив­шихся эмо­ци­о­наль­ных отно­ше­ний про­ис­хо­дит при рожде­нии второго ребенка. Тогда старший, при­вык­ший к посто­ян­ной заботе, может бес­по­койством и обидой ответить на пере­клю­че­ние вни­ма­ния матери. Чтобы при­влечь вни­ма­ние взро­с­лых, он идет на всякие ухищре­ния. Одно «сра­ба­ты­вает» лучше всего — стоит забо­леть, чего-то испу­гаться, и мать опять при­над­лежит ему, ласкает, заботится, уго­ва­ри­вает. Однажды один мальчик испу­гался, когда остался один, мать завол­но­ва­лась, окру­жила малыша вни­ма­нием, и он все чаще стал бояться оста­ваться один, чтобы опять не ока­заться в прежней, трав­ми­ру­ю­щей для него ситу­а­ции.

Уже к двум годам дети довольно четко раз­ли­чают сим­па­тии роди­те­лей. Это возраст, когда плачут от обиды и вме­ши­ва­ются в раз­го­вор взро­с­лых, не в силах пере­не­сти отсут­ствие вни­ма­ния, «при­ли­пают» к роди­те­лям, следуют по пятам, не поз­во­ляя долго раз­го­ва­ри­вать с кем-либо. Налицо рев­ность — желание без­раз­дельно обла­дать объек­том любви и при­вя­зан­но­сти, в каче­стве кото­рого в боль­шин­стве случаев высту­пает мать. Бес­по­койство из-за раз­де­лен­но­сти чувств роди­те­лей в полной мере отра­жа­ется во сне, напол­няя его ужасами исчез­но­ве­ния матери и отсут­ствия в угро­жа­ю­щих ситу­а­циях помощи извне. Таким образом, оно высту­пает в каче­стве тонкого дик­та­тора днев­ного небла­го­по­лу­чия ребенка, отсут­ствия уве­рен­но­сти в проч­но­сти и незы­бле­мо­сти бли­жайшего эмо­ци­о­наль­ного окру­же­ния.

Когда ребенка «отдают» в ясли, также нару­ша­ется его эмо­ци­о­наль­ный контакт с матерью. В этом случае более выра­жено бес­по­койство при поме­ще­нии в ясли у един­ствен­ных и чрез­мерно опе­ка­е­мых детей, матери которых часто сами испы­ты­вают страх оди­но­че­ства.

Бес­по­койство ребенка еще больше уси­ли­ва­ется, если в семье кон­флик­т­ные отно­ше­ния и сама мать нахо­дится в состо­я­нии дли­тель­ного эмо­ци­о­наль­ного стресса. Так, мальчик 2 лет и 10 месяцев, отдан­ный в ясли, остро реа­ги­ро­вал на отсут­ствие матери, молча сидел в уголке, отка­зы­вался от пищи и долго не мог заснуть. Дома же, нао­бо­рот, ста­но­вился воз­бу­ди­мым, капризным, нетер­пе­ли­вым, чере­счур обид­чи­вым и бояз­ли­вым. В 2 года боялся темноты и ска­зоч­ных пер­со­на­жей, не отпус­кал бес­по­койную мать от себя, плакал и тре­бо­вал ее посто­ян­ного при­сут­ствия. В резуль­тате эмо­ци­о­наль­ного пере­на­пря­же­ния у него ухудши­лась речь и поя­ви­лись при­знаки заи­ка­ния.

Осо­зна­вая свое «я», отделяя себя от окру­жа­ю­щих, ребенок 2 лет уже не так одно­сто­ронне фик­си­ро­ван на матери. Он все больше нужда­ется в общении с другими членами семьи, а также со взро­с­лыми вне семьи. Вот почему дети этого воз­ра­ста ста­но­вятся заметно общи­тель­нее и легче всту­пают в контакт с незна­ко­мыми людьми, однако дого­во­риться с ними ста­но­вится все труднее. Недаром возраст 2—4 лет назы­вают воз­ра­с­том упрям­ства. Фак­ти­че­ски же речь идет о раз­ви­тии волевых качеств, проти­во­сто­я­щих неу­ве­рен­но­сти в себе и нере­ши­тель­но­сти в действиях и поступ­ках. Те роди­тели, которые бес­по­щадно воюют с ребен­ком, все время огра­ни­чи­вают его само­сто­я­тель­ность или обе­ре­гают от любых, даже «нео­пас­ных опас­но­стей», рискуют поме­шать раз­ви­тию актив­но­сти на самых ранних этапах, что в даль­нейшем спо­соб­ствует поя­в­ле­нию страхов. Если про­пу­стить время для сты­ковки эмо­ци­о­наль­ной и волевой сторон раз­ви­ва­ю­щейся психики ребенка, то они будут суще­ство­вать незави­симо друг от друга. Пове­де­ние такого ребенка: тих, «забит» дома и агрес­си­вен со свер­ст­ни­ками или тре­во­жен, пуга­ется любых кон­так­тов с посто­рон­ними людьми, а потому играет всегда один.

Есте­ственно, что пре­до­ста­в­лять само­сто­я­тель­ность надо как можно раньше, когда малыш только начи­нает ползать. Убрав все опасные пред­меты, роди­тели должны раз­ре­шать ему сво­бодно пере­дви­гаться по квар­тире. Само­сто­я­тель­ность вся­че­ски поощря­ется, «нет» про­из­но­сится только в самых необ­хо­ди­мых случаях, но зато неу­кос­ни­тельно соблю­да­ется. И у самих роди­те­лей нет испу­ган­ного выра­же­ния лица, тре­вож­ных воз­гла­сов, пани­че­ских криков, дра­ма­ти­че­ских реакций и бес­пре­рыв­ных запретов. Они спо­койны, потому что знают: все мелкие пред­меты, которые малыш может про­глотить, уже убраны (потреб­ность все про­бо­вать ртом есте­ственна в этом воз­ра­сте). Жиз­не­ра­дост­ное вос­при­ятие жизни роди­те­лями, теплое эмо­ци­о­наль­ное общение с детьми, ува­же­ние рас­ту­щей потреб­но­сти в незави­си­мо­сти и сво­е­вре­мен­ная похвала укреп­ляют волевую сферу детей, что, в свою очередь, умень­шает веро­ят­ность поя­в­ле­ния страхов.

В рас­сма­т­ри­ва­е­мом воз­ра­сте нередки новые страхи. Главным пер­со­на­жем страш­ных сно­ви­де­ний чаще всего ока­зы­ва­ется Волк. Его зло­ве­щий образ часто поя­в­ля­ется после слу­ша­ния сказок, в том числе «Красной Шапочки». Волк снится тем детям, которые боятся нака­за­ния прежде всего со стороны отца. Кроме того, волк ассо­ци­и­ру­ется с физи­че­ской болью, которая воз­ни­кает при вооб­ра­жа­е­мом укусе острыми зубами. Послед­нее весьма суще­ственно, если учесть харак­тер­ный для детей данного воз­ра­ста страх перед уколами и болью.

Ближе к 3 годам в кош­мар­ных снах начи­нает фигу­ри­ро­вать и Баба Яга, отра­жа­ю­щая про­блемы ребенка во вза­и­мо­от­но­ше­ниях со строгой матерью, которая недо­ста­точно ласкова, часто грозит нака­за­ни­ями. Уно­ся­щая к себе «плохих» детей и рас­пра­в­ля­ю­ща­яся с ними Баба Яга при­хо­дит к малышам из мира, где царят насилие, нес­правед­ли­вость и бес­сер­де­чие. Вот почему 2-летние дети всерьез просят иногда роди­те­лей убить Бабу Ягу и Волка, чтобы защи­тить их от ночных кош­ма­ров. Обычно роль защит­ника пору­ча­ется отцу, если он доста­точно сильный в пред­ста­в­ле­нии ребенка. Подоб­ные просьбы нельзя считать пустым капри­зом и игно­ри­ро­вать, так как Волк и Баба Яга, живущие в под­со­зна­нии ребенка, всегда сви­детель­ствуют о каких-то тре­во­жа­щих обсто­я­тель­ствах его жизни, свя­зан­ных, как правило, с отно­ше­ни­ями со взро­с­лыми членами семьи.

Пере­не­сен­ный и не осо­зна­ва­е­мый ребен­ком ужас или стра­да­ние, которые не могут заявить о себе днем, пре­вра­щают ночь в борьбу с вооб­ра­жа­е­мыми чудо­ви­щами, поро­жда­е­мыми фак­ти­че­ски роди­те­лями. Если ребенок про­сы­па­ется ночью от страха и его удается успо­ко­ить, уба­ю­кать, то трав­ми­ру­ю­щее влияние кош­мар­ных сно­ви­де­ний выра­жено меньше. Заметим, что уже со второго полу­го­дия жизни неко­то­рые эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ные и бес­по­койные дети нужда­ются в том, чтобы их иногда перед сном ука­чи­вали, уба­ю­ки­вали, нежно пели песни, ласково гладили и обни­мали. В этом нет ничего плохого, скорее, это умение матери создать малышу эмо­ци­о­наль­ный комфорт, в котором он так нужда­ется.

Если ребенок не может про­с­нуться во время кош­мар­ного сна и позвать на помощь, то острое чувство бес­по­мощ­но­сти, ужас перед неот­вра­тимо надви­га­ю­щейся опас­но­стью явля­ются таким пережи­ва­нием, которое не может пере­не­сти повы­шенно-эмо­ци­о­наль­ный, впе­чат­ли­тель­ный, а также нервный и физи­че­ски осла­б­лен­ный ребенок. Если он не может закри­чать, парали­зо­ван­ный страхом, то воз­ник­ший спазм голо­со­вых связок может про­я­виться и днем — голос при сильном бес­по­койстве и в новой обста­новке пре­ры­ва­ется от вол­не­ния, тор­мо­зится начало речи. Допол­ни­тель­ным источ­ни­ком такого заи­ка­ния может быть любое вне­за­п­ное воз­действие, которое ассо­ци­и­ру­ется у ребенка с типич­ными для этого воз­ра­ста стра­хами перед нео­жи­дан­ными звуками.

Как Волк, так и Баба Яга сим­во­ли­зи­руют угрозу для жизни, физи­че­ское уни­что­же­ние, пре­кра­ще­ние жизни или, как мы потом скажем, страх смерти. Вместе с сильной, вне­за­пно воз­ни­ка­ю­щей болью при физи­че­ских травмах, забо­ле­ва­ниях образы Волка и Бабы Яги пред­ва­ряют поя­в­ле­ние пси­холо­ги­че­ски моти­ви­ро­ван­ного страха смерти у детей в 6 и 7 лет. Оба этих образа акку­му­ли­руют страх перед чем-то совер­шенно чуждым, отвра­ти­тель­ным, агрес­сивно-без­душ­ным и без­жиз­нен­ным в проти­во­полож­ность бли­зо­сти, неж­но­сти, лас­ко­во­сти и сер­деч­но­сти.

Чтобы ночью ребенок спал спо­койно, без страш­ных сно­ви­де­ний, он должен знать, что ему ничто не угро­жает, что его любят и всегда защитят. День его должен быть напол­нен дви­же­ни­ями, играми, радо­стью, смехом, новыми, но не чрез­мер­ными впе­ча­т­ле­ни­ями. В таком случае и сон будет легкий, светлый. Не надо укла­ды­вать малыша слишком рано или слишком поздно. Иначе он пере­воз­бу­дится и у него нару­шится есте­ствен­ный биоритм сна. Время засы­па­ния должно быть всегда одно и то же, но про­дол­жи­тель­ность самого сна меня­ется с воз­ра­с­том в сторону уко­ро­че­ния.

Пред­ста­в­ляет интерес и про­ве­ден­ный нами опрос 200 матерей детей 1—3 лет по списку из 29 видов страха. Наи­бо­лее частым у детей 2-го года явля­ется страх нео­жи­дан­ных звуков (52% маль­чи­ков и 52% девочек). На втором месте нахо­дится страх оди­но­че­ства (44% маль­чи­ков и 34% девочек), затем идут страхи боли, уколов и свя­зан­ная с этим боязнь меди­цин­ских работ­ни­ков. В 2 года страхи боли и уколов выдви­га­ются на первый план (каждый второй мальчик или девочка), затем следуют страхи оди­но­че­ства (у девочек 48%, у маль­чи­ков 36%). По срав­не­нию с 1-м годом умень­ша­ется страх нео­жи­дан­ных звуков (каждый третий мальчик и девочка). Это ука­зы­вает на умень­ше­ние без­у­словно-рефлек­тор­ных, инстин­к­тивно обу­сло­в­лен­ных страхов и нара­с­та­ние страхов, имеющих главным образом условно-рефлек­тор­ную природу про­ис­хо­жде­ния (боль, уколы, мед­ра­бот­ники). К 2 годам суще­ственно уве­ли­чи­ва­ются, осо­бенно у маль­чи­ков, страхи перед засы­па­нием, что связано с более частыми у них кош­мар­ными сно­ви­де­ни­ями.

Полу­чен­ные данные пока­зы­вают повы­шен­ную чув­стви­тель­ность детей пред­до­ш­коль­ного воз­ра­ста к вне­за­п­ным и болевым воз­действиям, оди­но­че­ству и отсут­ствию под­дер­жки взро­с­лых. Соот­вет­ственно, все, что связано с семейными кон­флик­тами, меди­цин­скими мани­пу­ля­ци­ями, нахо­жде­нием в боль­нице или поме­ще­нием в ясли, может быть суще­ствен­ным источ­ни­ком эмо­ци­о­наль­ного стресса, бес­по­койства и страхов.

Про­блемы страхов у детей не суще­ствует у тех роди­те­лей, которые уве­ренно и в то же время гибко ведут себя по отно­ше­нию к детям, учи­ты­вают осо­бен­но­сти их тем­пе­ра­мента, заро­жда­ю­щи­еся склон­но­сти и инте­ресы, счита­ются с их «я». Страхов в первые годы всегда меньше и они быстрее сходят на нет, если мать рядом с ребен­ком, в семье доми­ни­рует отец, роди­тели не ведут «войну» с упрям­ством, раз­ви­вают, а не пода­в­ляют или заглу­шают тре­во­гой фор­ми­ру­ю­ще­еся «я» ребенка, если сами роди­тели уверены в себе и спо­собны помочь детям в пре­о­до­ле­нии вооб­ра­жа­е­мых и реаль­ных опас­но­стей.

с. 51—58

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»