Крылова Е. Г.

Воспитание маленького ребёнка в семье(фрагмент)



ВВЕ­ДЕ­НИЕ

Многие роди­тели оши­бочно считают, что вос­пита­ние детей первых трех лет жизни вполне исчер­пы­ва­ется заботой об их питании и одежде. Между тем именно в эти годы жизни у детей воз­ни­кает ряд навыков и при­вы­чек, на основе которых фор­ми­ру­ется харак­тер чело­века. Раннее детство — ответ­ствен­ный период в вос­пита­нии ребенка. «Первые детские впе­ча­т­ле­ния, — писала Н К. Круп­ская, — оста­в­ляют следы на всю жизнь и потому очень важно именно в первые годы жизни ребенка подойти вдум­чиво к вос­пита­нию».

Раз­ви­тие детей в первые годы идет быстро и все­сто­ронне. Ребенок, который при рожде­нии не умеет держать голову, пово­ра­чи­ваться, узна­вать окру­жа­ю­щих, пони­мать речь, к 3 годам не только бегает, играет, раз­го­ва­ри­вает, но уже может само­сто­я­тельно оде­ваться и умы­ваться, выпол­нять неслож­ные пору­че­ния. У ребенка, посте­пенно пости­га­ю­щего чудес­ный мир звуков и красок, зна­ко­мя­ще­гося с пред­метами и явле­ни­ями, воз­ни­кают эмоции, сложные пережи­ва­ния, в которых выра­жа­ется его отно­ше­ние к окру­жа­ю­щему. Каким будет это отно­ше­ние, каким будет духов­ный мир ребенка, как будут скла­ды­ваться его вза­и­мо­от­но­ше­ния с роди­те­лями, с окру­жа­ю­щими людьми, со свер­ст­ни­ками? Все это зависит от вос­пита­ния. Вот почему вос­пита­ние ребенка необ­хо­димо начи­нать с первых месяцев жизни, не допус­кая воз­ник­но­ве­ния у него таких при­вы­чек и качеств, с кото­рыми впо­след­ствии при­дется бороться.

ОРГА­НИ­ЗА­ЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ

Залогом здо­ро­вья детей, их спо­койного, урав­но­ве­шен­ного пове­де­ния явля­ется правильно орга­ни­зо­ван­ный режим жизни. Основа режима — уста­но­в­ле­ние соот­вет­ству­ю­щей воз­ра­сту ребенка оче­ред­но­сти в смене сна, бодр­ство­ва­ния и кор­м­ле­ния.

На первом месяце жизни сон и бодр­ство­ва­ние детей не имеют еще отчет­ли­вых границ. Только во второй поло­вине второго месяца под вли­я­нием есте­ствен­ных раз­ли­чий дня и ночи у ребенка выра­ба­ты­ва­ется суточ­ный ритм в смене сна и бодр­ство­ва­ния. Посте­пенно харак­тер бодр­ство­ва­ния изме­ня­ется, оно ста­но­вится про­дол­жи­тель­нее, малыш может долго следить за яркой игруш­кой, ожи­в­ленно двигать руками и ногами. Трех­ме­сяч­ный ребенок может бодр­ство­вать в течение 1—1½ часов.

Уве­ли­че­ние периода бодр­ство­ва­ния объ­яс­ня­ется прежде всего воз­ра­с­та­ю­щей рабо­то­с­по­соб­но­стью нервной системы.

Уста­на­в­ли­вая режим жизни детей, необ­хо­димо учи­ты­вать их инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти и состо­я­ние здо­ро­вья.

Напри­мер, после болезни режим ребенка должен соот­вет­ство­вать режиму детей более младшего воз­ра­ста. Корот­кие периоды бодр­ство­ва­ния и удли­нен­ный сон спо­соб­ствуют вос­ста­но­в­ле­нию сил. Таким же образом режим уста­на­в­ли­ва­ется для детей, отли­ча­ю­щихся повы­шен­ной воз­бу­ди­мо­стью или быстрой утом­ля­е­мо­стью.

Ниже при­во­дится при­мер­ная схема рас­пре­де­ле­ния времени сна, бодр­ство­ва­ния, кор­м­ле­ния в зави­си­мо­сти от воз­ра­ста — от полу­тора месяцев до трех лет.

Возраст детей

Коли­че­ство кор­м­ле­ний

Время между кор­м­ле­ни­ями (в часах)

Время бодр­ство­ва­ния (в часах)

Дневной сон

Про­дол­жи­тель­ность днев­ного сна (в часах)

Про­дол­жи­тель­ность ночного сна (в часах)

Про­дол­жи­тель­ность сна за сутки

1½—3 месяца

7

3

1—½

4 раза

2—1½

10½

16½—18

3—5 месяцев

6

4 »

2—1½

10,0

16,0

5½—9 месяцев

5

4

2—2½

3 »

2—1½

10,0

15,0

9 месяцев — 1 год 2 месяца

5—4

4

2½—3½

2 »

2—1½

10½—10

14,0

1 год 2 месяца — 1 год 6 месяцев

4

4

4—5

2 »

2—1½

10,0

13½

1 год 6 месяцев — 2 года

4

4

5—5½

1 раз

3—2½

10,0

13,0

2—3 года

4

4

6—6½

1 »

2½—2

10—11

12—12½

Поль­зу­ясь этой табли­цей, легко составить режим детей первых трех лет жизни.

Для примера рас­смо­трим режим трех­ме­сяч­ного ребенка.

Первое утрен­нее кор­м­ле­ние реко­мен­ду­ется про­во­дить в 6 часов утра, сразу после про­бу­жде­ния. Второе кор­м­ле­ние у трех­ме­сяч­ного ребенка должно быть в 9 часов 30 минут, третье — в 13 часов и т. д. После первого кор­м­ле­ния следует дать ребенку доспать ночное коли­че­ство часов, после второго, тре­тьего и чет­вер­того кор­м­ле­ния необ­хо­димо при­у­чить его бодр­ство­вать в течение 1½—2 часов, а затем укла­ды­вать спать до сле­ду­ю­щего кор­м­ле­ния.

Во время бодр­ство­ва­ния ребенка необ­хо­димо с ним раз­го­ва­ри­вать, давать ему игрушки.

Если ребенок про­сы­па­ется за 10—15 минут до оче­ред­ного кор­м­ле­ния, то кормить его тотчас же не следует. В течение этого времени нужно занять вни­ма­ние малыша игруш­кой или раз­го­во­ром, а кор­м­ле­ние начать строго по режиму. Если ребенок про­сы­па­ется раньше времени все чаще и чаще, то необ­хо­димо изме­нить режим. Раннее про­бу­жде­ние связано с тем, что по мере роста ребенок бодр­ствует большее коли­че­ство времени, а время сна сокра­ща­ется. В подоб­ных случаях следует пере­ве­сти ребенка на режим более стар­шего воз­ра­ста.

ОСНОВ­НЫЕ ПРАВИЛА КОР­М­ЛЕ­НИЯ

Груд­ного ребенка следует кормить после сна. Выс­пав­шийся, сытый ребенок будет спокоен весь период бодр­ство­ва­ния. Если же накор­мить его перед сном, то вскоре после про­бу­жде­ния его желудок ока­зы­ва­ется пустым, так как грудное молоко оста­ется в желудке не более 2—2½ часов. Сокра­ще­ния пустого желудка бес­по­коят ребенка, он начи­нает каприз­ни­чать. Кор­м­ле­ние после сна полезно также и в том отно­ше­нии, что процесс пище­ва­ре­ния пол­но­цен­нее во время бодр­ство­ва­ния, чем во время сна.

В кон­суль­та­цию нередко обра­ща­ются матери с жалобой на плохой аппетит ребенка. Иногда это явля­ется резуль­та­том какого-либо забо­ле­ва­ния, однако нередки случаи, когда плохой аппетит поя­в­ля­ется вслед­ствие нару­ше­ния режима кор­м­ле­ния. Матери кажется, что ребенок голод­ный, что он недо­е­дает, она начи­нает кормить его чаще, чем это пола­га­ется по режиму, давать пищу, не соот­вет­ству­ю­щую воз­ра­сту. Все это кон­ча­ется рас­стройством аппетита, а при грубых нару­ше­ниях режима может при­ве­сти к серьез­ному забо­ле­ва­нию ребенка. Аппетит ребенка зависит также от того, выс­пался ли он, доста­точно ли он был на свежем воздухе. Кормить грудью нужно в течение 15—20 минут в спо­кой­ной обста­новке, не отвле­ка­ясь.

Если до пяти-шести месяцев ребенок пита­ется только молоком матери, то во втором полу­го­дии жизни он нужда­ется в при­корме, коли­че­ство кото­рого надо посте­пенно уве­ли­чи­вать. Следует при­у­чить ребенка есть новую пищу с ложечки.

В рацион посте­пенно вво­дятся каши, пюре и супы из овощей, кисели, печень. Если ребенок вначале отка­зы­ва­ется от того или иного вида пищи, то нужно про­я­вить тер­пе­ние и настой­чи­вость. К семи месяцам ребенку можно давать в руку во время еды кусочек сухаря или белого хлеба, таким образом он будет при­у­чаться есть само­сто­я­тельно. К девяти месяцам нужно при­у­чить ребенка пить из чашки.

Опыт пока­зы­вает, что дети про­я­в­ляют большой интерес к еде, а когда им раз­ре­шают есть само­сто­я­тельно, то едят с большим аппети­том. Вначале ребенок действует неу­ве­ренно и неловко. Однако это не должно оста­на­в­ли­вать роди­те­лей, так как нау­читься к 9 месяцам пить из чашки, а в начале второго года есть само­сто­я­тельно ложкой — задача, посиль­ная для ребенка. Роди­тели должны облег­чить и уско­рить при­об­рете­ние этого навыка у детей. Ребенку необ­хо­димо пока­зать, как правильно держать ложку в руке, наби­рать в нее пищу, акку­ратно есть, выти­рать рот сал­фет­кой. Обучать ребенка само­сто­я­тель­ной еде лучше при кор­м­ле­нии густой пищей. После того как он нау­чится есть кашу, ему дают само­сто­я­тельно съедать суп, кисель. Взро­с­лые подчас не заду­мы­ва­ются над тем, как и где кормить ребенка, и нередко сажают его за общий стол, уста­в­лен­ный раз­но­об­разными блюдами. Ребенок, видя сразу много блюд, не знает, что попро­сить, — он берет все подряд. Есте­ственно, что взро­с­лые запре­щают ребенку брать еду, не пред­на­зна­чен­ную для него. Воз­ни­кает кон­фликт — малыш плачет, требует одно, другое, третье — ничего не съедает до конца и уходит из-за стола оби­жен­ным и часто голод­ным. Кормить ребенка за столом можно в том случае, когда на столе не будет ничего лишнего. Обычная сер­ви­ровка стола для взро­с­лых малень­кому ребенку не нужна.

Кор­м­ле­ние ребенка реко­мен­ду­ется про­во­дить за детским столом, причем сладкое заранее на стол ставить не следует. Если ребенок умеет само­сто­я­тельно сидеть на стуле, не надо кормить его, держа у себя на руках. Необ­хо­димо напо­ми­нать детям о прави­лах веж­ли­во­сти за столом: при просьбе гово­рить «пожа­луйста», а после еды «спасибо».

Однако необ­хо­димо учи­ты­вать, что для правиль­ного вос­пита­ния очень важен хороший пример взро­с­лых.

Если отец после обеда сам никого не бла­го­да­рит, а дочку учит: «Скажи бабушке „спа­сибо”», то вряд ли подоб­ное заме­ча­ние отца, стре­мя­ще­гося привить ребенку правила хоро­шего пове­де­ния, будет звучать убе­ди­тельно. Ребенок двух-трех лет не обла­дает доста­точ­ной созна­тель­но­стью и под­ра­жает пове­де­нию взро­с­лых.

Учи­ты­вая эту спо­соб­ность детей к под­ра­жа­нию, не стоит обра­щать их вни­ма­ние на отри­ца­тель­ные примеры: «Смотри-ка, Саша ничего не ест, он только головой качает», — говорит бабушка; и, посмо­трев на брата, малыш начи­нает про­де­лы­вать то же самое.

Необ­хо­димо при­у­чить ребенка мыть руки перед едой, а также внушить ему, что нельзя есть пищу, упавшую на пол, или немытые фрукты и овощи. Ни в коем случае нельзя раз­ре­шать ребенку есть между кор­м­ле­ни­ями, так как это при­у­чает его к бес­по­рядку, нео­прят­но­сти, нару­шает режим и портит аппетит.

КАК ОБЕС­ПЕ­ЧИТЬ РЕБЕНКУ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗДО­РО­ВОГО СНА

С первых месяцев жизни ребенка необ­хо­димо соблю­дать режим сна, соот­вет­ству­ю­щий воз­ра­сту. Прежде всего ребенок должен иметь отдель­ную кро­ватку, так как если он спит вместе со взро­с­лыми или другими детьми, то воз­ни­кает большая опас­ность попа­да­ния в его орга­низм болез­не­твор­ных микро­бов. Кроме того, ребенок, спящий в общей кровати, не имеет во время сна пол­но­цен­ного отдыха, так как он не может принять удоб­ного поло­же­ния. Кро­ватка ребенка не должна стоять около батареи отоп­ле­ния или печи; необ­хо­димо следить, чтобы ночью ребенок не пере­гре­вался, но и не раз­во­ра­чи­вался, не охла­ждался.

Не всегда дети засы­пают спо­койно. Неко­то­рые дети, засыпая, бес­по­ко­ятся, плачут. В таких случаях матери иногда при­бе­гают к ука­чи­ва­нию в коляске или берут ребенка на руки и держат до тех пор, пока он не уснет. Со вре­ме­нем у него выра­ба­ты­ва­ется вредная при­вычка засы­пать только на руках или при ука­чи­ва­нии. В резуль­тате ребенок ста­но­вится бес­по­койным, капризным, отры­вает мать от домаш­них дел.

Роди­тели Вовы Н. обра­ти­лись к врачу с жалобой на то, что у их ребенка поя­ви­лись «при­падки» в виде силь­ного крика, при котором он зака­ты­ва­ется и синеет. Как выяс­ни­лось, пове­де­ние малыша было вызвано не забо­ле­ва­нием, а вред­ными при­выч­ками, воз­ник­шими в связи с неправиль­ным вос­пита­нием. Мать Володи с первых дней жизни ребенка «не спус­кала его с рук». Доста­точно было маль­чику ока­заться в кро­ватке, как он начинал кричать и не успо­ка­и­вался до тех пор, пока его снова брали на руки. Прошло несколько месяцев, прежде чем мать, выпол­няя советы врача, смогла отучить своего ребенка от этой вредной при­вычки.

Дети хорошо засы­пают на свежем воздухе. Укла­ды­вая детей спать в поме­ще­нии, необ­хо­димо хорошо про­вет­рить комнату. Если на улице нет силь­ного мороза, то можно даже зимой укла­ды­вать ребенка спать при откры­той фор­точке. В теплое время года фор­точка ночью должна быть открыта обя­за­тельно.

Перед сном не следует играть с ребен­ком в шумные игры, нужно под­го­то­вить его ко сну — пред­ло­жить убрать игрушки, собрать кар­тинки, закон­чить все, что он делал до сна. Хорошим приемом при этом может служить поощре­ние. Вот, напри­мер, Алешу К., кото­рому три года, очень трудно уложить спать. Однако, если ему сказать, что он так же, как его сосед Андрюша, хорошо умеет снимать рубашку и чулки и даже взби­вать подушку, Алеша охотно уля­жется в постель, само­сто­я­тельно раз­дев­шись.

Днем детей до года нужно укла­ды­вать спать на воздухе в коляске или санках, где они засы­пают быстрее и сон их спо­койнее. Детей более стар­шего воз­ра­ста следует укла­ды­вать в комнате с откры­той фор­точ­кой, пред­ва­ри­тельно теплее укрыв их.

При­у­чать ребенка ко сну на воздухе зимой можно с 2—3-недель­ного воз­ра­ста (при тем­пе­ра­туре не ниже — 5°). Вначале ребенка выносят на 20—30 минут, а затем про­дол­жи­тель­ность сна посте­пенно уве­ли­чи­вают до 2 часов (2 раза в день).

Если не уложить ребенка вовремя спать, он начи­нает каприз­ни­чать. Неко­то­рым роди­те­лям это кажется бес­при­чин­ным, но они оши­ба­ются. Сон, который у ребенка зна­чи­тельно про­дол­жи­тель­нее, чем у взро­с­лых, пре­до­хра­няет нервные клетки голов­ного мозга от пере­у­том­ле­ния и исто­ще­ния. Глу­бо­кий и спо­койный сон создает условия для нор­маль­ной дея­тель­но­сти нервной системы, нару­ше­ние режима сна выводит ребенка из состо­я­ния рав­но­ве­сия. Вот почему правиль­ная орга­ни­за­ция сна имеет исклю­чи­тельно важное зна­че­ние для раз­ви­тия и вос­пита­ния детей.

с. 3—11

КАК РАЗ­ВИ­ВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ

В основе раз­ви­тия речи лежит тесный контакт взро­с­лого и ребенка. Полное пони­ма­ние ребен­ком смысла слова рас­кры­ва­ется в про­цессе его игры, дея­тель­но­сти и общения с окру­жа­ю­щими людьми. Уже на третьем месяце ребенок реа­ги­рует на речь: на слова взро­с­лого пово­ра­чи­вает голову, в четыре месяца про­тя­ги­вает руки, семи-восьми месяцев ребенок на слова «под­нимись», «сделай ладушки» и пр. про­из­во­дит тре­бу­е­мое действие или дви­же­ние. В десять месяцев он про­из­но­сит раз­лич­ные звуки и слоги: «ба-ба», «дя-дя», «ма-ма». и пр. К концу первого года жизни дети начи­нают про­из­но­сить первые слова: «мама», «баба», называя ими только свою мать или бабушку. В начале второго года ребенок может уже сам попро­сить что-либо, обра­щает вни­ма­ние на окру­жа­ю­щие пред­меты, пытаясь назвать их, при этом его жесты и мимика помо­гают понять то, о чем он просит.

С полу­тора лет речь детей раз­ви­ва­ется более интен­сивно, чем на первом году. Ребенок говорит по разным поводам. В само­сто­я­тель­ной игре ребенок про­из­но­сит слова, как бы играя с ними, пов­то­ряет вновь услы­шан­ное слово или хорошо зна­ко­мое, не свя­зы­вая его с опре­де­лен­ным пред­метом или понятием. Сло­вар­ный запас в воз­ра­сте полу­тора лет состоит из несколь­ких десят­ков слов, пони­мает же ребенок гораздо большее коли­че­ство слов.

Для раз­ви­тия как пони­ма­ния, так и актив­ной речи самого ребенка необ­хо­дим тесный контакт ребенка со взро­с­лым. Стреми­тесь к тому, чтобы ребенок охотно раз­го­ва­ри­вал и играл с вами. Путь к этому очень простой: если при раз­го­воре с ребен­ком вни­ма­тельно слушать его, выпол­нять его просьбы, пока­зы­вать ему игрушки и давать их для игры, одно­вре­менно играя с ним, то у малыша соз­да­ется потреб­ность в общении со взро­с­лыми.

Взро­с­лые, играя с детьми, назы­вают свои действия, пред­меты, и таким образом наглядно зна­ко­мят с ними ребенка. Уже в 6 месяцев у него можно вызы­вать голо­со­вые реакции, для чего следует играть с ними в игры: «ку-ку», «ладушки», «коза рогатая» и др. После шести месяцев надо вызы­вать ребенка на под­ра­жа­ние, «пере­кли­каться с ним».

Для раз­ви­тия пони­ма­ния пока­зы­вайте детям озву­чен­ные игрушки — они больше при­вле­кают вни­ма­ние детей. В этом случае ребенок легче вос­про­из­во­дит назва­ние игрушки, так как оно под­ска­зы­ва­ется ее звуком. Разу­чи­вайте с детьми сти­хо­т­во­ре­ния: из сти­хо­т­во­ре­ний для самых малень­ких исполь­зуйте шутки-при­ба­утки, как, напри­мер:

Чок, чок, чок,

У Верочки баш­ма­чок,

Ах, какие ножки

У Верочки-крошки...

стихи А. Барто («Лошадка», «Мишка»). Стихи, разу­чи­ва­е­мые с детьми, должны быть про­стыми и понят­ными.

В конце второго — начале тре­тьего года дети поль­зу­ются речью для того, чтобы обра­тить на что-нибудь вни­ма­ние взро­с­лых: «Мама, смотри, машина!» или «Вова — бах», малыш при­вле­кает вни­ма­ние взро­с­лых к своим пережи­ва­ниям. В этом воз­ра­сте ребенок исполь­зует уже не одно слово с жестом, как в начале второго года жизни, а соста­в­ляет фразу из 3—4 слов. Во время игры дети тоже начи­нают гово­рить уже непо­сред­ственно по поводу своих действий: двух­лет­няя Надя говорит кукле: «Катя, кушай — вкусно!». Обща­ются дети между собой тоже с помощью речи.

Двух­лет­него малыша надо при­у­чать рас­ска­зы­вать. Для этого хорошо исполь­зо­вать кар­тинки, доступ­ные для его пони­ма­ния. Для малень­ких детей лучшими кар­тин­ками явля­ются такие, где содер­жа­ние выра­жено в действии — эти кар­тинки легко натал­ки­вают ребенка на рассказ. Рас­сма­т­ри­ва­ние кар­ти­нок помо­гает детям рас­ши­рять их зна­ком­ство с окру­жа­ю­щим миром и упраж­няет наряду с речью память и вни­ма­ние.

Ребенок, начав­ший гово­рить и хорошо пони­ма­ю­щий речь других, зна­ко­мится с окру­жа­ю­щим не только путем личного опыта, но и через посред­ство слов. Из сказок малыш усва­и­вает, что «волк — злой», «лиса — хитрая», «зайка — тру­сишка»; эти знания обо­га­щают детские игры.

На третьем году речь детей все более совер­шен­ству­ется: уве­ли­чи­ва­ется запас слов, поя­в­ля­ются сложные пред­ло­же­ния, дети правильно изме­няют окон­ча­ния слов в пред­ло­же­нии, учатся рас­ска­зы­вать неболь­шие стихи, охотно слушают сказки и рас­сказы. Речь взро­с­лых с детьми должна быть выра­зи­тель­ной, грам­ма­ти­че­ски правиль­ной.

Речь рас­ши­ряет мир ребенка; бла­го­даря речи ребенок может вспо­ми­нать о каком-либо событии. Речь регу­ли­рует пове­де­ние ребенка: мать говорит годо­ва­лому малышу: «Ложись на подушку» — и он ложится. Речь помо­гает строить вза­и­мо­от­но­ше­ния ребенка со взро­с­лыми и другими детьми: «Люблю Зину», говорит двух­го­до­ва­лая Катя о пяти­лет­ней сестренке; «Не мешай маме», заме­чает она же сестре. Речь делает воз­мож­ной сов­мест­ную игру и вза­и­мо­по­мощь детей.

Если взро­с­лые не раз­ви­вают речь ребенка, то она бывает прими­тив­ной и оста­ется такой дли­тель­ное время, что отри­ца­тельно ска­зы­ва­ется на умствен­ном раз­ви­тии и памяти, дея­тель­но­сти и игре. Если вначале ребенок выпол­няет только то, что показал ему взро­с­лый, то с раз­ви­тием речи он может изо­б­ра­жать и то, о чем слышал. Это рас­ши­ряет диа­па­зон игр, делает их более раз­но­об­разными. К трем годам про­из­во­ди­мые ребен­ком действия не явля­ются оторван­ными друг от друга, а свя­зы­ва­ются в игре: он берет лопатку, копает песок, нагру­жает его на машину, везет строить дом. Если спро­сить малыша при этом, для чего он везет песок, он обя­за­тельно объ­яс­нит, так как игра его в этом воз­ра­сте целе­на­пра­в­ленна. Спро­сите у трех­лет­него ребенка: «Что ты будешь строить?» — он назовет «дом, забор» или еще что-либо ему зна­ко­мое. Игра в раннем детстве явля­ется наи­луч­шим усло­вием для раз­ви­тия речи ребенка.

с. 18—21

Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»