
ВВЕДЕНИЕ
Многие родители ошибочно считают, что воспитание детей первых трех лет жизни вполне исчерпывается заботой об их питании и одежде. Между тем именно в эти годы жизни у детей возникает ряд навыков и привычек, на основе которых формируется характер человека. Раннее детство — ответственный период в воспитании ребенка. «Первые детские впечатления, — писала Н К. Крупская, — оставляют следы на всю жизнь и потому очень важно именно в первые годы жизни ребенка подойти вдумчиво к воспитанию».
Развитие детей в первые годы идет быстро и всесторонне. Ребенок, который при рождении не умеет держать голову, поворачиваться, узнавать окружающих, понимать речь, к 3 годам не только бегает, играет, разговаривает, но уже может самостоятельно одеваться и умываться, выполнять несложные поручения. У ребенка, постепенно постигающего чудесный мир звуков и красок, знакомящегося с предметами и явлениями, возникают эмоции, сложные переживания, в которых выражается его отношение к окружающему. Каким будет это отношение, каким будет духовный мир ребенка, как будут складываться его взаимоотношения с родителями, с окружающими людьми, со сверстниками? Все это зависит от воспитания. Вот почему воспитание ребенка необходимо начинать с первых месяцев жизни, не допуская возникновения у него таких привычек и качеств, с которыми впоследствии придется бороться.
ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА ДНЯ
Залогом здоровья детей, их спокойного, уравновешенного поведения является правильно организованный режим жизни. Основа режима — установление соответствующей возрасту ребенка очередности в смене сна, бодрствования и кормления.
На первом месяце жизни сон и бодрствование детей не имеют еще отчетливых границ. Только во второй половине второго месяца под влиянием естественных различий дня и ночи у ребенка вырабатывается суточный ритм в смене сна и бодрствования. Постепенно характер бодрствования изменяется, оно становится продолжительнее, малыш может долго следить за яркой игрушкой, оживленно двигать руками и ногами. Трехмесячный ребенок может бодрствовать в течение 1—1½ часов.
Увеличение периода бодрствования объясняется прежде всего возрастающей работоспособностью нервной системы.
Устанавливая режим жизни детей, необходимо учитывать их индивидуальные особенности и состояние здоровья.
Например, после болезни режим ребенка должен соответствовать режиму детей более младшего возраста. Короткие периоды бодрствования и удлиненный сон способствуют восстановлению сил. Таким же образом режим устанавливается для детей, отличающихся повышенной возбудимостью или быстрой утомляемостью.
Ниже приводится примерная схема распределения времени сна, бодрствования, кормления в зависимости от возраста — от полутора месяцев до трех лет.
Возраст детей |
Количество кормлений |
Время между кормлениями (в часах) |
Время бодрствования (в часах) |
Дневной сон |
Продолжительность дневного сна (в часах) |
Продолжительность ночного сна (в часах) |
Продолжительность сна за сутки |
---|---|---|---|---|---|---|---|
1½—3 месяца |
7 |
3 |
1—½ |
4 раза |
2—1½ |
10½ |
16½—18 |
3—5 месяцев |
6 |
3½ |
1½ |
4 » |
2—1½ |
10,0 |
16,0 |
5½—9 месяцев |
5 |
4 |
2—2½ |
3 » |
2—1½ |
10,0 |
15,0 |
9 месяцев — 1 год 2 месяца |
5—4 |
4 |
2½—3½ |
2 » |
2—1½ |
10½—10 |
14,0 |
1 год 2 месяца — 1 год 6 месяцев |
4 |
4 |
4—5 |
2 » |
2—1½ |
10,0 |
13½ |
1 год 6 месяцев — 2 года |
4 |
4 |
5—5½ |
1 раз |
3—2½ |
10,0 |
13,0 |
2—3 года |
4 |
4 |
6—6½ |
1 » |
2½—2 |
10—11 |
12—12½ |
Пользуясь этой таблицей, легко составить режим детей первых трех лет жизни.
Для примера рассмотрим режим трехмесячного ребенка.
Первое утреннее кормление рекомендуется проводить в 6 часов утра, сразу после пробуждения. Второе кормление у трехмесячного ребенка должно быть в 9 часов 30 минут, третье — в 13 часов и т. д. После первого кормления следует дать ребенку доспать ночное количество часов, после второго, третьего и четвертого кормления необходимо приучить его бодрствовать в течение 1½—2 часов, а затем укладывать спать до следующего кормления.
Во время бодрствования ребенка необходимо с ним разговаривать, давать ему игрушки.
Если ребенок просыпается за 10—15 минут до очередного кормления, то кормить его тотчас же не следует. В течение этого времени нужно занять внимание малыша игрушкой или разговором, а кормление начать строго по режиму. Если ребенок просыпается раньше времени все чаще и чаще, то необходимо изменить режим. Раннее пробуждение связано с тем, что по мере роста ребенок бодрствует большее количество времени, а время сна сокращается. В подобных случаях следует перевести ребенка на режим более старшего возраста.
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА КОРМЛЕНИЯ
Грудного ребенка следует кормить после сна. Выспавшийся, сытый ребенок будет спокоен весь период бодрствования. Если же накормить его перед сном, то вскоре после пробуждения его желудок оказывается пустым, так как грудное молоко остается в желудке не более 2—2½ часов. Сокращения пустого желудка беспокоят ребенка, он начинает капризничать. Кормление после сна полезно также и в том отношении, что процесс пищеварения полноценнее во время бодрствования, чем во время сна.
В консультацию нередко обращаются матери с жалобой на плохой аппетит ребенка. Иногда это является результатом какого-либо заболевания, однако нередки случаи, когда плохой аппетит появляется вследствие нарушения режима кормления. Матери кажется, что ребенок голодный, что он недоедает, она начинает кормить его чаще, чем это полагается по режиму, давать пищу, не соответствующую возрасту. Все это кончается расстройством аппетита, а при грубых нарушениях режима может привести к серьезному заболеванию ребенка. Аппетит ребенка зависит также от того, выспался ли он, достаточно ли он был на свежем воздухе. Кормить грудью нужно в течение 15—20 минут в спокойной обстановке, не отвлекаясь.
Если до пяти-шести месяцев ребенок питается только молоком матери, то во втором полугодии жизни он нуждается в прикорме, количество которого надо постепенно увеличивать. Следует приучить ребенка есть новую пищу с ложечки.
В рацион постепенно вводятся каши, пюре и супы из овощей, кисели, печень. Если ребенок вначале отказывается от того или иного вида пищи, то нужно проявить терпение и настойчивость. К семи месяцам ребенку можно давать в руку во время еды кусочек сухаря или белого хлеба, таким образом он будет приучаться есть самостоятельно. К девяти месяцам нужно приучить ребенка пить из чашки.
Опыт показывает, что дети проявляют большой интерес к еде, а когда им разрешают есть самостоятельно, то едят с большим аппетитом. Вначале ребенок действует неуверенно и неловко. Однако это не должно останавливать родителей, так как научиться к 9 месяцам пить из чашки, а в начале второго года есть самостоятельно ложкой — задача, посильная для ребенка. Родители должны облегчить и ускорить приобретение этого навыка у детей. Ребенку необходимо показать, как правильно держать ложку в руке, набирать в нее пищу, аккуратно есть, вытирать рот салфеткой. Обучать ребенка самостоятельной еде лучше при кормлении густой пищей. После того как он научится есть кашу, ему дают самостоятельно съедать суп, кисель. Взрослые подчас не задумываются над тем, как и где кормить ребенка, и нередко сажают его за общий стол, уставленный разнообразными блюдами. Ребенок, видя сразу много блюд, не знает, что попросить, — он берет все подряд. Естественно, что взрослые запрещают ребенку брать еду, не предназначенную для него. Возникает конфликт — малыш плачет, требует одно, другое, третье — ничего не съедает до конца и уходит из-за стола обиженным и часто голодным. Кормить ребенка за столом можно в том случае, когда на столе не будет ничего лишнего. Обычная сервировка стола для взрослых маленькому ребенку не нужна.
Кормление ребенка рекомендуется проводить за детским столом, причем сладкое заранее на стол ставить не следует. Если ребенок умеет самостоятельно сидеть на стуле, не надо кормить его, держа у себя на руках. Необходимо напоминать детям о правилах вежливости за столом: при просьбе говорить «пожалуйста», а после еды «спасибо».
Однако необходимо учитывать, что для правильного воспитания очень важен хороший пример взрослых.
Если отец после обеда сам никого не благодарит, а дочку учит: «Скажи бабушке „спасибо”», то вряд ли подобное замечание отца, стремящегося привить ребенку правила хорошего поведения, будет звучать убедительно. Ребенок двух-трех лет не обладает достаточной сознательностью и подражает поведению взрослых.
Учитывая эту способность детей к подражанию, не стоит обращать их внимание на отрицательные примеры: «Смотри-ка, Саша ничего не ест, он только головой качает», — говорит бабушка; и, посмотрев на брата, малыш начинает проделывать то же самое.
Необходимо приучить ребенка мыть руки перед едой, а также внушить ему, что нельзя есть пищу, упавшую на пол, или немытые фрукты и овощи. Ни в коем случае нельзя разрешать ребенку есть между кормлениями, так как это приучает его к беспорядку, неопрятности, нарушает режим и портит аппетит.
КАК ОБЕСПЕЧИТЬ РЕБЕНКУ УСЛОВИЯ ДЛЯ ЗДОРОВОГО СНА
С первых месяцев жизни ребенка необходимо соблюдать режим сна, соответствующий возрасту. Прежде всего ребенок должен иметь отдельную кроватку, так как если он спит вместе со взрослыми или другими детьми, то возникает большая опасность попадания в его организм болезнетворных микробов. Кроме того, ребенок, спящий в общей кровати, не имеет во время сна полноценного отдыха, так как он не может принять удобного положения. Кроватка ребенка не должна стоять около батареи отопления или печи; необходимо следить, чтобы ночью ребенок не перегревался, но и не разворачивался, не охлаждался.
Не всегда дети засыпают спокойно. Некоторые дети, засыпая, беспокоятся, плачут. В таких случаях матери иногда прибегают к укачиванию в коляске или берут ребенка на руки и держат до тех пор, пока он не уснет. Со временем у него вырабатывается вредная привычка засыпать только на руках или при укачивании. В результате ребенок становится беспокойным, капризным, отрывает мать от домашних дел.
Родители Вовы Н. обратились к врачу с жалобой на то, что у их ребенка появились «припадки» в виде сильного крика, при котором он закатывается и синеет. Как выяснилось, поведение малыша было вызвано не заболеванием, а вредными привычками, возникшими в связи с неправильным воспитанием. Мать Володи с первых дней жизни ребенка «не спускала его с рук». Достаточно было мальчику оказаться в кроватке, как он начинал кричать и не успокаивался до тех пор, пока его снова брали на руки. Прошло несколько месяцев, прежде чем мать, выполняя советы врача, смогла отучить своего ребенка от этой вредной привычки.
Дети хорошо засыпают на свежем воздухе. Укладывая детей спать в помещении, необходимо хорошо проветрить комнату. Если на улице нет сильного мороза, то можно даже зимой укладывать ребенка спать при открытой форточке. В теплое время года форточка ночью должна быть открыта обязательно.
Перед сном не следует играть с ребенком в шумные игры, нужно подготовить его ко сну — предложить убрать игрушки, собрать картинки, закончить все, что он делал до сна. Хорошим приемом при этом может служить поощрение. Вот, например, Алешу К., которому три года, очень трудно уложить спать. Однако, если ему сказать, что он так же, как его сосед Андрюша, хорошо умеет снимать рубашку и чулки и даже взбивать подушку, Алеша охотно уляжется в постель, самостоятельно раздевшись.
Днем детей до года нужно укладывать спать на воздухе в коляске или санках, где они засыпают быстрее и сон их спокойнее. Детей более старшего возраста следует укладывать в комнате с открытой форточкой, предварительно теплее укрыв их.
Приучать ребенка ко сну на воздухе зимой можно с 2—3-недельного возраста (при температуре не ниже — 5°). Вначале ребенка выносят на 20—30 минут, а затем продолжительность сна постепенно увеличивают до 2 часов (2 раза в день).
Если не уложить ребенка вовремя спать, он начинает капризничать. Некоторым родителям это кажется беспричинным, но они ошибаются. Сон, который у ребенка значительно продолжительнее, чем у взрослых, предохраняет нервные клетки головного мозга от переутомления и истощения. Глубокий и спокойный сон создает условия для нормальной деятельности нервной системы, нарушение режима сна выводит ребенка из состояния равновесия. Вот почему правильная организация сна имеет исключительно важное значение для развития и воспитания детей.
КАК РАЗВИВАТЬ РЕЧЬ ДЕТЕЙ
В основе развития речи лежит тесный контакт взрослого и ребенка. Полное понимание ребенком смысла слова раскрывается в процессе его игры, деятельности и общения с окружающими людьми. Уже на третьем месяце ребенок реагирует на речь: на слова взрослого поворачивает голову, в четыре месяца протягивает руки, семи-восьми месяцев ребенок на слова «поднимись», «сделай ладушки» и пр. производит требуемое действие или движение. В десять месяцев он произносит различные звуки и слоги: «ба-ба», «дя-дя», «ма-ма». и пр. К концу первого года жизни дети начинают произносить первые слова: «мама», «баба», называя ими только свою мать или бабушку. В начале второго года ребенок может уже сам попросить что-либо, обращает внимание на окружающие предметы, пытаясь назвать их, при этом его жесты и мимика помогают понять то, о чем он просит.
С полутора лет речь детей развивается более интенсивно, чем на первом году. Ребенок говорит по разным поводам. В самостоятельной игре ребенок произносит слова, как бы играя с ними, повторяет вновь услышанное слово или хорошо знакомое, не связывая его с определенным предметом или понятием. Словарный запас в возрасте полутора лет состоит из нескольких десятков слов, понимает же ребенок гораздо большее количество слов.
Для развития как понимания, так и активной речи самого ребенка необходим тесный контакт ребенка со взрослым. Стремитесь к тому, чтобы ребенок охотно разговаривал и играл с вами. Путь к этому очень простой: если при разговоре с ребенком внимательно слушать его, выполнять его просьбы, показывать ему игрушки и давать их для игры, одновременно играя с ним, то у малыша создается потребность в общении со взрослыми.
Взрослые, играя с детьми, называют свои действия, предметы, и таким образом наглядно знакомят с ними ребенка. Уже в 6 месяцев у него можно вызывать голосовые реакции, для чего следует играть с ними в игры: «ку-ку», «ладушки», «коза рогатая» и др. После шести месяцев надо вызывать ребенка на подражание, «перекликаться с ним».
Для развития понимания показывайте детям озвученные игрушки — они больше привлекают внимание детей. В этом случае ребенок легче воспроизводит название игрушки, так как оно подсказывается ее звуком. Разучивайте с детьми стихотворения: из стихотворений для самых маленьких используйте шутки-прибаутки, как, например:
Чок, чок, чок,
У Верочки башмачок,
Ах, какие ножки
У Верочки-крошки...
стихи А. Барто («Лошадка», «Мишка»). Стихи, разучиваемые с детьми, должны быть простыми и понятными.
В конце второго — начале третьего года дети пользуются речью для того, чтобы обратить на что-нибудь внимание взрослых: «Мама, смотри, машина!» или «Вова — бах», малыш привлекает внимание взрослых к своим переживаниям. В этом возрасте ребенок использует уже не одно слово с жестом, как в начале второго года жизни, а составляет фразу из 3—4 слов. Во время игры дети тоже начинают говорить уже непосредственно по поводу своих действий: двухлетняя Надя говорит кукле: «Катя, кушай — вкусно!». Общаются дети между собой тоже с помощью речи.
Двухлетнего малыша надо приучать рассказывать. Для этого хорошо использовать картинки, доступные для его понимания. Для маленьких детей лучшими картинками являются такие, где содержание выражено в действии — эти картинки легко наталкивают ребенка на рассказ. Рассматривание картинок помогает детям расширять их знакомство с окружающим миром и упражняет наряду с речью память и внимание.
Ребенок, начавший говорить и хорошо понимающий речь других, знакомится с окружающим не только путем личного опыта, но и через посредство слов. Из сказок малыш усваивает, что «волк — злой», «лиса — хитрая», «зайка — трусишка»; эти знания обогащают детские игры.
На третьем году речь детей все более совершенствуется: увеличивается запас слов, появляются сложные предложения, дети правильно изменяют окончания слов в предложении, учатся рассказывать небольшие стихи, охотно слушают сказки и рассказы. Речь взрослых с детьми должна быть выразительной, грамматически правильной.
Речь расширяет мир ребенка; благодаря речи ребенок может вспоминать о каком-либо событии. Речь регулирует поведение ребенка: мать говорит годовалому малышу: «Ложись на подушку» — и он ложится. Речь помогает строить взаимоотношения ребенка со взрослыми и другими детьми: «Люблю Зину», говорит двухгодовалая Катя о пятилетней сестренке; «Не мешай маме», замечает она же сестре. Речь делает возможной совместную игру и взаимопомощь детей.
Если взрослые не развивают речь ребенка, то она бывает примитивной и остается такой длительное время, что отрицательно сказывается на умственном развитии и памяти, деятельности и игре. Если вначале ребенок выполняет только то, что показал ему взрослый, то с развитием речи он может изображать и то, о чем слышал. Это расширяет диапазон игр, делает их более разнообразными. К трем годам производимые ребенком действия не являются оторванными друг от друга, а связываются в игре: он берет лопатку, копает песок, нагружает его на машину, везет строить дом. Если спросить малыша при этом, для чего он везет песок, он обязательно объяснит, так как игра его в этом возрасте целенаправленна. Спросите у трехлетнего ребенка: «Что ты будешь строить?» — он назовет «дом, забор» или еще что-либо ему знакомое. Игра в раннем детстве является наилучшим условием для развития речи ребенка.