Ягодкин Н. А.

Энциклопедия детской мотивации: как заставить, вдохновить ребенка учиться(фрагмент)



Про буллинг: как ему проти­во­действо­вать и как отли­чить от нака­зу­е­мых видов пове­де­ния

Неко­то­рые люди, сами страдая от послед­ствий пси­холо­ги­че­ской травмы, ком­пен­си­руют это тем, что заста­в­ляют стра­дать других. В детской и под­рост­ко­вой среде рас­про­стра­нено явление под назва­нием «буллинг» — или, проще говоря, травля. Один ребенок травит другого, иногда к нему при­со­е­ди­ня­ется целая группа. Нередко бул­лингу под­вер­га­ются не только дети, но и школь­ные педа­гоги.

Сразу ого­во­римся: под бул­лин­гом мы будем пони­мать только пси­холо­ги­че­ское насилие. Все при­ве­ден­ные ниже способы реа­ги­ро­ва­ния ори­ен­ти­ро­ваны именно на него. Случаи физи­че­ского насилия или угроза его при­ме­не­ния нужно квали­фи­ци­ро­вать как уголов­ное или адми­ни­стра­тив­ное пра­во­на­ру­ше­ние и без малейших коле­ба­ний при­вле­кать полицию.

Наш мно­го­лет­ний опыт наблю­де­ний пока­зы­вает, что непри­ем­ле­мое пове­де­ние пре­кра­ща­ется, если адми­ни­стра­ция учеб­ного заве­де­ния берет ситу­а­цию под кон­троль. Бывает, однако, что дирек­тор и учителя при­ни­ма­ются убе­ждать роди­те­лей, что ничего страш­ного не про­и­зо­шло и это всего лишь дети. В этом случае надо без стес­не­ния обра­щаться за помощью к инспек­тору детской комнаты полиции. Если ситу­а­ция будет пов­то­ряться — сооб­щить об этом. Зая­в­ле­ния пода­вайте в пись­мен­ном виде, а если в отделе полиции их по каким-то при­чи­нам отка­зы­ва­ются при­ни­мать, отпра­в­ляйте почтой — заказным или ценным письмом. Как правило, двух таких обра­ще­ний бывает доста­точно, чтобы полиция провела с нару­ши­те­лями серьез­ную разъ­яс­ни­тель­ную беседу.

Важный момент. Удо­воль­ствие, которое полу­чает мучи­тель, явля­ется для него плюс-под­креп­ле­нием. И вслед за ним должно после­до­вать минус-под­креп­ле­ние в виде беседы с поли­цией и после­ду­ю­щих раз­бо­рок с роди­те­лями. Про­пус­кая этот момент, вы даете ситу­а­ции раз­ви­ваться и сами в какой-то степени закреп­ля­ете закон­ность про­ис­хо­дя­щего. Ваш ребенок по-преж­нему будет терпеть побои, угрозы и изде­ва­тель­ства, и в итоге вы все равно ока­жетесь с ним в полиции. Но цена будет намного выше.

Но давайте вер­немся к бул­лингу как виду пси­холо­ги­че­ского насилия. Скажите ребенку, что все обидные слова, которые он слышит, выра­жают лишь личное мнение гово­ря­щего. Даже если они осно­ваны на реаль­ных фактах. Напри­мер, ребенка могут драз­нить за неу­клю­жесть или старую модель теле­фона, а он терпит, потому что его обид­чики — нефор­маль­ные лидеры в классе и ребенок хочет с ними дружить. Попро­сите его поду­мать, какие каче­ства про­я­в­ляют агрес­соры, а какие — он сам. Объ­яс­ните, что, ска­тив­шись к ответ­ной пере­палке, он опу­стится до их уровня. И, нао­бо­рот, получит повод для гор­до­сти, если сможет сохра­нить само­о­бла­да­ние.

Есть папы, которые, стол­к­нув­шись с фактами бул­линга, сразу ведут своих сыновей в секцию бокса. Их логика понятна: месяц занятий — и уже никто не посмеет травить ребенка. Однако при­ни­мать такое решение надо не ради мести, а из сооб­ра­же­ний безо­пас­но­сти. Сила пред­по­ла­гает ответ­ствен­ность. Со слабыми против­ни­ками надо вести себя осто­рожно, даже если они про­я­в­ляют агрес­сию и мешают тебе жить.

Алго­ритм: что делать, если на ребенка напала лень

Вне­за­п­ные при­ступы лени могут быть обу­сло­в­лены разными при­чи­нами. Что с этим делать?

Во-первых, пере­смо­треть нагрузку ребенка и дать ему отдох­нуть. Даже если дело про­ис­хо­дит перед важными сорев­но­ва­ни­ями, годо­выми кон­троль­ными и прочими эпо­халь­ными собы­ти­ями.

Сле­ду­ю­щий шаг — понять причину лени. Воз­можно, участ­вуя в сума­с­шедшей гонке под назва­нием «жизнь», он слишком долго откла­ды­вал выход­ные «на потом» и теперь пыта­ется навер­стать упу­щен­ное? Бывает также, что за ленью скры­ва­ется страх чего-то нового или, нао­бо­рот, чего-то старого и потому еще более страш­ного.

Лени как само­сто­я­тель­ного явления не суще­ствует: есть недо­ста­ток моти­ва­ции, с которым можно рабо­тать. У вас есть выбор, делать ли это через игру и про­цес­с­ную моти­ва­цию или через физи­че­скую актив­ность. Пред­ло­жите ребенку делать то, что ему нравится. Если он не хочет идти играть с вами в мяч, оставьте его в покое. В конце концов, дайте выс­паться: вполне воз­можно, что, отдох­нув, он через пару дней забудет о своих про­бле­мах.

Ни в коем случае не стоит пере­ла­мы­вать ребенка. Един­ствен­ное, к чему это при­ве­дет, — обо­стре­ние про­те­ст­ной моти­ва­ции. При­ступы лени слу­ча­ются вне­за­пно, но причины долго копятся. Исправить ситу­а­цию парой «серьезных раз­го­во­ров» вряд ли удастся.

Алго­ритм: что делать, когда ребенок сильно «забит» или стра­дает от пси­холо­ги­че­ских проблем

Главное, с чего стоит начать, — дли­тель­ный, от недели до месяца, период отдыха. Уберите из жизни ребенка все, без чего можно обойтись: кружки, секции и репети­то­ров. Не ругайте его за двойки в школе. Пусть придет в себя и окреп­нет, и только после этого он будет готов к каким-либо изме­не­ниям.

В вашем арсе­нале уже есть неко­то­рые инстру­менты для повы­ше­ния моти­ва­ции. Но если ребенок пси­холо­ги­че­ски «забит» или сильно стра­дает, поду­майте, не обра­титься ли за помощью к пси­хологу. В сле­ду­ю­щей главе мы подробно раз­бе­рем, в каких случаях помощь спе­ци­али­ста необ­хо­дима.

Когда одно­значно нужно обра­титься к пси­хологу?

ОСО­БЕН­НО­СТИ ПОВЕ­ДЕ­НИЯ РЕБЕНКА, ТРЕ­БУ­Ю­ЩИЕ ВМЕ­ША­ТЕЛЬ­СТВА ПСИ­ХОЛОГА:

1. Ауто­а­грес­сия (ребенок режет себе кожу или другим образом при­чи­няет вред своему здо­ро­вью).

2. Суи­ци­даль­ные мысли: их озву­чи­ва­ние или изо­б­ра­же­ние картин своей смерти. В неко­то­рых случаях такое пове­де­ние бывает частью игры. Но если игра затя­ну­лась, надо идти к спе­ци­али­сту.

3. Агрес­сия к другим детям.

4. Агрес­сия к роди­те­лям.

5. Агрес­сия и бес­смы­слен­ная жесто­кость к живот­ным и насе­ко­мым.

6. Тоталь­ная послуш­ность ребенка.

7. Излиш­няя агрес­сия в рисун­ках ребенка.

8. Фобии: нео­б­о­с­но­ван­ные страхи, в том числе высоты, насе­ко­мых, живот­ных и т.д.

ОСО­БЕН­НО­СТИ ПОВЕ­ДЕ­НИЯ РОДИ­ТЕ­ЛЕЙ, ТРЕ­БУ­Ю­ЩИЕ ВМЕ­ША­ТЕЛЬ­СТВА ПСИ­ХОЛОГА:

1. Если роди­тель бьет ребенка, потому что не может ничего от него добиться другим спо­со­бом.

2. Если роди­тель посто­янно спра­ши­вает: «Ну что с ним делать?» Раз такой вопрос возник, значит, есть осо­зна­ние недо­статка ком­петен­ций. Конечно, вы можете обра­титься за советом к друзьям или соб­ствен­ным роди­те­лям, но их вос­пита­тель­ный опыт мало чем отли­ча­ется от вашего. Пси­холог гораздо быстрее опре­де­лит границу между нормой и откло­не­нием от нее и назна­чит лечение.

3. Если роди­тель про­я­в­ляет тре­вож­ность. Напри­мер, от каждого теле­фон­ного звонка вы ждете плохих ново­стей, а от каждой кон­троль­ной — двойку.

4. Если роди­тель считает, что ребенок попал в беду и его надо спасать.

5. Если роди­тель стра­дает каким-либо видом зави­си­мо­сти: от алко­голя, сигарет, теле­ви­зора, мобиль­ного теле­фона, соц­сетей и т.д.

с. 252—256