
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ БЕДА УЖЕ НА ПОРОГЕ?
Признаки употребления психоактивных веществ
Для того чтобы взрослые — воспитатели, родители — могли вовремя обнаружить возникновение зависимости, мы приводим список психофизиологических признаков, по которым это можно с определенной уверенностью установить.
1. Внешние признаки
— Состояние возбуждения или вялости, заторможенности.
— Речь быстрая, смазанная, непонятная.
— Маскообразное, гипомимичное, одутловатое лицо или, наоборот, оживление мимики.
— Резкие смены настроения, вспышки враждебности, раздражительности без понятной причины.
— Забывчивость, неспособность мыслить логически при объяснении своих поступков и их причин.
— Бессонница, быстрая утомляемость, сменяемая необъяснимой энергичностью.
— Неуверенная, шатающаяся походка, неточные, порывистые движения.
— Бледный цвет лица, круги под глазами. Может быть и покраснение лица, сальный налет.
— Чрезмерно суженные или расширенные зрачки.
— Следы уколов на руках.
— Частый насморк («течет из носа»).
— Специфический запах изо рта, от одежды (сладковатый запах, похожий на запах благовоний, запах клея или препаратов бытовой химии).
— Неопрятность, неряшливость.
2. Изменения повеления
— Равнодушие, утрата интереса к прежним увлечениям, учебе, прогулы в школе.
— Отход от прежних друзей, потеря контакта с родителями.
— Скрытность, уединенность.
— Уходы из дома.
— Нарастающая лживость.
— Потеря энтузиазма, безразличие, безынициативность.
— Убежденное отстаивание свободы употреблять наркотики.
— Постоянный поиск денег, кражи.
— Изменения аппетита (или его отсутствие, или вспышки прожорливости).
— Позитивные высказывания о наркотиках.
— Специфический жаргон (травка, ширево, колеса, план, приход, мулька, джеф и т.п.).
Кроме того, в доме обнаруживаются предметы, сопровождающие обычно употребление наркотиков: самокрутки, таблетки, ампулы, сухие листья, похожие на пластилин комочки с сильным запахом, клей, шприцы, иглы.
Каждый из этих признаков по отдельности иногда ничего не значит, но наличие 4—5 признаков может навести на подозрения относительно употребления подростком наркотиков или других психоактивных веществ, а если сходятся 9—10 признаков — вы должны бить тревогу.
Помните, что даже если ребенок еще не употребляет наркотики, замеченные вами изменения поведения в отношениях с друзьями, перепады настроения и т.д. указывают на то, что в его жизни не все благополучно.
При подозрении на употребление наркотиков (да и алкоголя) принимайте срочные меры. Не бойтесь «испортить» жизнь ребенку, обратившись к врачу. Вы можете испортить ему жизнь, если своевременно к врачу не обратитесь. Помните, чем раньше вы обратитесь за помощью, тем больше шансов на то, что она будет эффективной. Обращайтесь к специалистам государственных учреждений — врачам-наркологам, психологам. Наркологическая помощь детям и подросткам до 15 лет оказывается по просьбе их родителей или законного представителя. Поэтому в ряде случаев от воспитателей могут потребоваться серьезные усилия, чтобы убедить родителей согласиться на оказание ребенку наркологической помощи. Начиная с 15 лет требуется согласие самого подростка на лечение, так что убеждать придется уже его самого. Подробнее о законах, касающихся употребления психоактивных веществ несовершеннолетними и вовлечения их в это, смотрите в Приложении. Знание этих законов является необходимым для любого работающего с детьми и подростками воспитателя.
Что делать, если вы обнаружили, что кто-то из детей употреблял ПАВ?
Первый совет, который хочется дать взрослым: не паникуйте, не кричите, не устраивайте громких разборок, если вы заметите что-либо неладное в поведении ребенка, — для человека нет ничего более унизительного, чем допросы, крики, обвинения.
Постарайтесь сначала сами обдумать ситуацию, а затем обсудить ее с ребенком. Не забывайте, что хотя подростки и пытаются показать себя взрослыми и самостоятельными, хотя они выросли на голову выше вас, все-таки опыта и зрелости у них еще недостаточно, и они очень часто нуждаются в наших советах и нашей поддержке.
Но как узнать, в какой помощи нуждается подросток, что его тревожит в данный момент, какую поддержку он хотел бы получить от вас? Иногда для этого требуется не так уж много — просто поговорить с ребенком, выслушать его без нотаций и замечаний. Но всегда ли это у нас получается?
— Разговор с подростком — важное дело. Поэтому постарайтесь одновременно не заниматься другими вещами. Если вы заняты, лучше извинитесь перед ребенком и выберите другое время для разговора. Но в другой раз подросток может уже не захотеть говорить. Подумайте, что для вас важнее.
— Будьте внимательны. Показывайте свое внимание мимикой, жестами, позой. Не забывайте смотреть в глаза, кивать.
— Не прерывайте, не возмущайтесь, не переводите разговор на другое.
— Не спешите давать советы, рекомендации. Сначала выслушайте. Не обдумывайте, что сказать, в то время, когда говорит ребенок. Вы сможете подумать попозже.
— Задавайте вопросы, которые покажут вашу заинтересованность, но не превращайте разговор в допрос.
— Старайтесь убедиться, что вы правильно поняли то, о чем вам говорят. Переспрашивайте, уточняйте.
Если вам не нравится то, о чем говорит вам подросток, постарайтесь все-таки дослушать. Не переносите негативного отношения к рассказу на подростка. Постарайтесь показать, что вы к нему хорошо относитесь, даже если не согласны с его словами.
Таким образом, в случае если вы подозреваете, что ребенок начал употреблять наркотики, надо спокойно разобраться в ситуации, сохраняя доверие к ребенку и оказывая ему поддержку, и при необходимости обращаться к специалистам. Будьте готовы к тому, что потребуются ваши серьезные и длительные усилия.
В заключение мы предлагаем ознакомиться с рекомендациями Калифорнийского совета по проблеме игровой зависимости. При обсуждении с ребенком необходимых изменений в поведении они могут оказаться полезными.
1. Решите заранее, сколько времени и денег вы выделяете на азартную игру.
2. Играйте, осознавая, что вы скорее проиграете, чем выиграете, поэтому играйте на такую сумму, которую вы можете позволить себе потерять без сожаления.
3. Принимайте обдуманные решения по поводу вашей игры — учитывайте случайности.
4. Расценивайте азартную игру как развлечение, а не как источник дохода.
5. Если вам достался хороший выигрыш — радуйтесь! Но напомните себе, что, вероятно, это больше никогда не повторится.
6. Не играйте в азартные игры, когда вы устали, вам скучно, вы взволнованы или сердиты.
7. Регулярно записывайте, сколько времени и денег вы потратили на азартную игру.
8. Воспринимайте вашу семью и друзей серьезно. Если они обеспокоены вашей игрой, они, возможно, видят что-то, чего вы не замечаете.
9. Играйте только на собственные деньги. Не одалживайте.
10. Осознайте, что в большинстве видов азартных игр вы не имеете влияния на ход игры, — результат случаен.
11. Во время игры прерывайтесь: пройдитесь, поешьте, выйдите на улицу, чтобы голова прояснилась.
12. Сохраняйте ясность мышления во время игры — ограничивайте потребление алкоголя.
13. Уравновешивайте азартную игру другими видами отдыха.
14. Идите играть вместе с тем, у кого нет проблем с азартными играми.
15. Не усугубляйте положение — не пытайтесь отыграть проигрыши.
16. Когда идете играть, не берите с собой кредитные и банковские карточки.
1/.Установите себе лимит времени на игру.
18. Принимайте собственные решения по поводу азартных игр — не играйте из-за того, что другие так хотят.
19. Не используйте азартную игру как способ избежать негативных чувств или ситуаций.
20. Если вы озабочены своим пристрастием к азартной игре, поговорите с тем, кому вы доверяете.
Рекомендации приведены по книге Г. В. Старшенбаума (М., 2006, с. 205—206.
Профилактическая работа в учебно-воспитательных учреждениях
Мы говорим в основном о первичной профилактической работе, но, естественно, о вторичной и третичной профилактике забывать тоже не следует. Подчеркнем, что педагоги и воспитатели обязательно должны в этой работе сотрудничать с врачом-наркологом.
Профилактическая работа в любом детском учебно-воспитательном учреждении обязательно должна быть мультидисциплинарной. На территории учреждения непременно следует создать зону, свободную от ПАВ. Хотя не будем витать в облаках — в отношении курения взрослых это далеко не всегда возможно. Наихудшая модель поведения для детей и подростков — когда взрослые открыто заявляют одно, а делают другое. Нельзя, чтобы сотрудники (или гости) приюта или интерната прятались, чтобы «втайне» покурить. Тайной для детей это не останется, но повысит недоверие к словам воспитателей. Лучше говорить о собственной зависимости. Употребление алкогольных напитков взрослыми на совместных праздниках тоже не следует пытаться скрыть. Мы уже говорили о законном и незаконном употреблении ПАВ, и не надо доводить до абсурда борьбу с ПАВ. Никто же не станет всерьез предлагать всем отказаться от чая, кофе и т.д.
Работа по профилактике злоупотребления ПАВ среди детей, находящихся в приюте, интернате, детском доме, должна строится на междисциплинарном подходе и принципе сотрудничества разных специалистов.
Приют — учреждение временного пребывания ребенка, и как таковое оно должно своей задачей ставить помощь ребенку в том, чтобы учиться справляться с теми проблемами, которые возникли у него до попадания в приют (психической травмой, созависимостью и т.д.), и подготовить его к пребыванию там, куда он уйдет из приюта (возвращению в семью, поступлению в интернат, детский дом, переезду к опекунам). В приют дети могут попадать, имея много медицинских проблем. Поэтому в приюте надо совершенствовать оказание психиатрической помощи, работу с семьями и развивать методы реабилитации.
Создание так называемой терапевтической среды, в которой дети и подростки могут ощутить себя в безопасности, — задача номер один. Очень важно, чтобы каждый ребенок и подросток мог установить более доверительные отношения с кем-то из взрослых (не обязательно именно с воспитателем или психологом). Поэтому со всем персоналом в приюте должна проводиться работа по повышению компетентности в общении с детьми и подростками.
Нормы и правила жизни в детском учреждении должны быть четкими, ясно сформулированными, понятными. Их следует доносить до каждого новичка. Причем лучше всего написать не только формальные нормы, но и неформальные (например, где можно побыть одному, а где принято общаться, где можно пошуметь, а где необходимо соблюдать тишину). В каждом детском доме складываются свои нормы, которые не всегда очевидны новичку. Стоит облегчать жизнь вновь поступившим детям, знакомя их с новым местом и людьми.
Вы хотите, чтобы дети поступали «хорошо». Но достаточно ли ясно вы говорите и показываете, что именно вы считаете хорошим и правильным и что считается хорошим и правильным в вашем учреждении? Ваши принципы, взгляды, ценности, отношения далеко не всегда очевидны, известны и понятны детям. Помните, что в их семьях могли существовать совершенно иные ценности, принципы. Постарайтесь не отрицать их.
В разных семьях, в разных культурах, в разных детских учреждениях ценности могут различаться. Объясняйте это детям. Так, в одной семье ценится безоговорочное подчинение младших старшим, в другой решения принимаются совместно, в одной высоко ценится способность человека материально обеспечить себя, в другой приоритет отдается возможности получить хорошее образование или проявить свои способности в искусстве и т.д.
На детей сильнее всего влияют не ваши слова, а ваши поступки. Старайтесь, чтобы одни другим не противоречили. Не стоит говорить о вреде курения, держа в это время сигарету в руке. Если уж вы курите, то честно объясните, что вам не хватает силы воли избавиться от этой вредной привычки. Если вы пытаетесь убедить детей, что деньги в жизни не главное, постарайтесь говорить между собой не только о том, что сколько стоит и кто сколько зарабатывает.
К поведению детей в любом учреждении предъявляют определенные правила. Наличие определенных правил необходимо. Устанавливая эти правила, помните:
— Прежде чем предъявлять различные требования к ребенку, надо определить для себя, какие правила вы считаете основными. Четко понимайте сами, что именно вы требуете от детей.
— Правил не должно быть слишком много, но на их выполнении надо настаивать твердо.
— Требования не должны противоречить друг другу. Очень сложно жить в ситуации неопределенности, когда за одно и то же действие то хвалят, то ругают. То ругают за то, что поздно гулял, то за то, что собаку перед ночью не вывел... То хвалят за то, что после школы убралась в комнате, то ругают, что сразу же после школы уроки не сделала...
— Правила лучше обсуждать вместе с детьми. Хорошо, если эти правила будут выработаны совместно.
— Нарушение правил должно влечь за собой определенные наказания, санкции. Правила и требования не должны превращаться в пустые слова. Но при этом не угрожайте страшными нереальными карами (не стоит говорить: «Узнаю, что куришь, — убью»). Обсудите вместе с детьми, какие санкции, наказания последуют за нарушением правил.
— Правила должны быть реалистичными и выполнимыми. Не требуйте «учиться на одни пятерки», если ребенок редко получает оценки выше тройки.
— Постарайтесь, чтобы устанавливаемые вами правила не вступали в противоречие с законами и правилами, действующими там, где ребенок учится, отдыхает.
Некоторые поступки обязательно должны повлечь за собой наказание. Наказать можно, выразив неодобрение, сделав замечание, выговор, лишив удовольствия, похвалы. Наказание может выражаться с помощью слов, жестов, мимики, определенных действий. Иногда молчание может служить очень сильным наказанием. Но если можно не наказывать — не наказывайте. Мера наказания должна соответствовать тяжести проступка. Объясните, за что наказываете. Нельзя наказывать несколько раз за один проступок. После наказания не надо больше напоминать о нем (каждое напоминание равносильно новому наказанию). Наказание не должно унижать и оскорблять. Нельзя лишать ребенка возможности удовлетворять естественные потребности (лишать сна, пиши, прогулок и т.д.), наказание не должно быть опасно для жизни и здоровья.
Наказывая, обязательно дайте понять, что наказание — это отношение к поступку, а не к ребенку. Покажите, что даже наказывая, вы хорошо к нему относитесь. Делая замечание, ругая, будьте конкретны. Ругайте за конкретный поступок, не навешивайте ярлыков.
Наказание — важная часть воспитания. Но еще важнее — похвала, поощрение. С помощью похвалы можно достичь гораздо большего. Причем похвала в отличие от наказания способствует развитию уверенности в себе, улучшению отношений между взрослыми и детьми, показывает ребенку, как надо действовать (за что хвалят), а не только как не надо (за что наказывают). Учитесь говорить детям комплименты и хвалить их. Похвала в отличие от замечания может быть и обобщенной («ты молодец»), и конкретной («мне нравится, как ты это сделал»).
Хвалить, поощрять можно с помощью слов, жестов, мимики, прикосновений, подарков, действий. Хвалить за один поступок можно и несколько раз. Хвалить можно и внешний вид («ты сегодня очень красива»), и одежду («тебе так идет эта рубашка»), и какие-то действия. Говоря комплименты, вы помогаете ребенку формировать положительные представления о себе, избавляться от присущего многим подросткам комплекса неполноценности.
Иногда сверстники могут подталкивать подростка к отрицательным поступкам. Даже взрослому порой бывает нелегко сопротивляться давлению со стороны других людей, высказывать мнение, не совпадающее с общим в коллективе. Подростку очень трудно бывает действовать не так, как хочет от него компания ровесников. Научите его узнавать, когда кто-либо пытается его заставить что-то сделать вопреки его мнению с помощью лести, насмешек, угроз, шантажа и пр.
Взрослые часто говорят: «Почему ты так поступил? Ты же знаешь, что это плохо. Почему ты не отказался?» А как? А мы сами умеем отказываться? Всегда ли можем ответить «нет» на уговоры, просьбы? Отказываться порой очень нелегко.
Научите детей некоторым способам отказа:
— Можно объяснить причины отказа. Именно этого обычно требуют от детей в школе. Но, объясняя причины, мы часто делаем себя уязвимыми для новых уговоров. («Сегодня не могу». — «Ну хорошо, а завтра?»).
— Можно просто сказать «нет», не давая никаких объяснений.
— Можно проигнорировать нежелательное предложение, сделать вид, что не слышал.
— Можно уйти, если будут настаивать, а в случае угроз — убежать.
— Если кто-то уж очень активно старается заставить другого что-то сделать (например, закурить), можно поинтересоваться: «А почему ты так хочешь, чтобы я это сделал?» Вообще надо чаше задавать вопросы.
Расскажите ребятам о разных способах отказа. Лучше всего, если вы поможете им потренироваться в умении сказать «нет». Предложите разыграть разные ситуации, потому что мало знать, когда отказываться, нужно научиться тому, как это сделать. А научиться можно только на практике.
Помогите детям научиться оценивать последствия своих действий. Показывайте, что у любого поступка есть определенные последствия. Ао того как что-либо сделать, обсуждайте вместе с детьми, какие положительные и отрицательные последствия повлечет принятое решение.
Чтобы научить детей принимать решения самостоятельно, чаше совместно обсуждайте важные предстоящие события, принимайте решения вместе.
В конфликтной ситуации научитесь сами и научите детей выслушивать точку зрения каждого. Определите вместе, кто чего хочет. Постарайтесь найти компромиссное решение.
Учите детей способам совладания со стрессовыми ситуациями без использования лекарств (и тем более без сигарет и алкоголя). Существует много разных способов снизить напряжение в сложной ситуации. Например:
— сделайте 2—3 глубоких вдоха перед тем, как начать говорить;
— сосчитайте до 10, если сильно раздражены;
— мысленно прорепетируйте сложные действия, разговор;
— подумайте о чем-то приятном и т.д.
У каждого взрослого человека есть свои способы, позволяющие ему справиться со стрессовыми ситуациями. У подростка такие способы еще не отработаны. Помогите ему, подскажите, поделитесь своим опытом. Советы типа «успокойся», «не волнуйся», как правило, бесполезны. Лучше расскажите, как в подобных случаях вы сами справляетесь с волнением, гневом, раздражением. (Но учитывайте, что у вас могут быть разные характеры, темпераменты. Бывает полезно обратиться и к опыту других людей.)
Если вы чего-то не знаете, скажите об этом откровенно. И попытайтесь узнать.
Чаше называйте собственные чувства, эмоции. У травмированных детей и детей из дисфункциональных семей обычно бывают серьезные проблемы с пониманием своих и чужих чувств. Ради собственной безопасности им приходилось скрывать или подавлять свои чувства. Да и их родители часто не давали им возможности научиться понимать и осознавать переживания людей. Поэтому ребятам далеко не очевидно, что вы чувствуете в конкретный момент времени — злитесь или расстраиваетесь, заинтересованы или скучаете, симпатизируете или раздражаетесь и т.д. Многие ваши реакции они воспринимают не как ваши собственные чувства, а как направленные против них действия. Говорите о своих чувствах от первого лица, а не приписывайте их причину другим («Я злюсь», а не «Меня довели»).