Трубицына Л. В.

Предупреждение зависимостей у детей и подростков(фрагмент)



ОСО­БЕН­НО­СТИ ПОД­РОСТ­КО­ВОГО ВОЗ­РА­СТА

Хотя многие авторы и при­знают, что чем раньше начи­нать про­фи­лак­тику, тем лучше, боль­шин­ство про­грамм ори­ен­ти­ро­вано в первую очередь на под­рост­ко­вый возраст. Этот возраст тра­ди­ци­онно слывет «трудным». Он явля­ется пери­о­дом пере­хода от детства к взро­с­лому состо­я­нию. Можно смело сказать, что «легких» под­рост­ков просто не суще­ствует. Под­ро­сток труден для окру­жа­ю­щих, труден и для самого себя. В этом воз­ра­сте про­ис­хо­дят зна­чи­тель­ные изме­не­ния как в физи­оло­ги­че­ской сфере чело­века, так и в эмо­ци­о­нально-лич­ност­ной, пси­холо­ги­че­ской сфере, воз­ни­кают новые формы пове­де­ния, меня­ются осо­бен­но­сти мыш­ле­ния, фор­ми­ру­ется миро­воз­зре­ние чело­века и т.д. Из всего этого многие ведущие пси­хологи на первое место ставят чувство взро­с­ле­ния и раз­ви­тие само­со­зна­ния, само­и­ден­ти­фи­ка­цию.

Под­рост­ко­вый возраст — период сложный и проти­во­ре­чи­вый как для самих ребят, так и для окру­жа­ю­щих их людей. Действи­тельно, нелегко понять, откуда берутся эти резкие дви­же­ния, эта рас­х­ля­бан­ная походка, почему лицо утра­чи­вает детскую при­вле­ка­тель­ность, по какой причине настро­е­ние сме­ня­ется от без­у­дер­жно весе­лого до угрюмо мол­чали­вого. Между тем, как объ­яс­няет нам воз­раст­ная пси­холо­гия, все это след­ствие пере­ход­ного воз­ра­ста, кото­рого не надо бояться, но о котором надо знать, чтобы лучше пони­мать парня, про­бу­ю­щего заку­рить, или дев­чонку, которую при­вле­кают ком­па­нии взро­с­лых ребят.

В период с 12 до 16 лет в орга­низме чело­века про­ис­хо­дят бурные изме­не­ния. Интен­сив­ный рост скелета опе­ре­жает раз­ви­тие муску­ла­туры и неко­то­рых частей тела (груди, таза). Ребенок сам недо­у­ме­вает, отчего у него вдруг непо­мерно вытя­ну­лись руки, ноги, он еще не привык к своему «новому» телу, не умеет им упра­в­лять — отсюда нелов­кость и угло­ва­то­сть дви­же­ний. Раз­ви­тие сер­дечно-сосу­ди­стой системы отстает от темпов роста, уве­ли­че­ния веса тела, сердце часто не спра­в­ля­ется с нагруз­кой, не обес­пе­чи­вает пол­но­цен­ным кро­вос­наб­же­нием мозг, легкие. Это может быть при­чи­ной пере­хода от актив­ной и пло­до­т­вор­ной учебы, работы к состо­я­нию вялому, болез­нен­ному (болит, кру­жится голова, воз­ни­кают боли в груди), от настро­е­ния весе­лого и без­за­бот­ного к пода­в­лен­ному и тос­кли­вому.

Пере­ход­ный возраст назы­вают также пери­о­дом поло­вого созре­ва­ния. В этом воз­ра­сте начи­нают активно действо­вать половые железы. Выде­ля­е­мые ими гормоны спо­соб­ствуют поя­в­ле­нию вто­рич­ных половых при­зна­ков. У девочек в воз­ра­сте 11—13 лет начи­на­ются мен­стру­а­ции, у маль­чи­ков бывают непро­из­воль­ные семя­из­вер­же­ния во сне — пол­лю­ции. Часто новые, незна­ко­мые телес­ные ощу­ще­ния пугают под­рост­ков, ребятам начи­нает казаться, что они неправильно раз­ви­ва­ются, поя­в­ля­ется нега­тив­ное отно­ше­ние к своему физи­че­скому Я, под­ростки испы­ты­вают чувство непол­но­цен­но­сти, ста­но­вятся робкими, зам­кну­тыми. Порой слу­ча­ется нао­бо­рот — поя­вив­ши­еся изме­не­ния вос­при­ни­ма­ются под­рост­ками как признак взро­с­ло­сти, маль­чи­ков и девочек начи­нает тянуть во взро­с­лые ком­па­нии, им хочется попро­бо­вать взро­с­лой жизни. Пове­де­ние под­рост­ков часто ста­но­вится раз­вязным, в выска­зы­ва­ниях по поводу и при общении с проти­во­полож­ным полом поя­в­ля­ется цинич­ность.

Взро­с­лые вос­при­ни­мают такие черты как «испор­чен­ность», «рас­пу­щен­ность» моло­дого поко­ле­ния, однако это скорее про­я­в­ле­ние рас­те­рян­но­сти под­ростка перед воз­ник­шими очень слож­ными для него про­бле­мами.

Харак­тер под­ростка — предмет неред­ких обсу­жде­ний окру­жа­ю­щих его взро­с­лых. Как часто при­хо­дится слышать о ребенке 12—14 лет: «он стал неу­пра­в­ля­е­мым», «у нее очень трудный харак­тер, не знаешь, с какой стороны подойти». Что про­ис­хо­дит с этим самым харак­те­ром? На про­тя­же­нии 11—12 лет жизни ребенка у него фор­ми­ру­ется система отно­ше­ний с окру­жа­ю­щим миром, окру­жа­ю­щими людьми и выра­ба­ты­ва­ются инди­ви­ду­аль­ные способы пове­де­ния как след­ствие этих отно­ше­ний. Этот процесс опре­де­ля­ется как вос­пита­нием, так и биоло­ги­че­ским, генети­че­ским потен­ци­а­лом, который задан чело­веку с рожде­ния. В воз­ра­сте 11—12 лет можно гово­рить об уже сло­жив­шихся чертах лич­но­сти, которые именно в этом воз­ра­сте про­я­в­ля­ются осо­бенно ярко. Ребенок пока еще сам не знает, какой он, и нео­жи­дан­ные вспышки злости, раз­дра­жи­тель­но­сти, отчу­ж­ден­но­сти уди­в­ляют и насто­ра­жи­вают его самого не меньше, чем окру­жа­ю­щих взро­с­лых, при­вык­ших видеть в нем весе­лого, послуш­ного малыша. Позднее, в более старшем воз­ра­сте, когда человек лучше узнает себя, свои инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти, он нау­чится упра­в­лять соб­ствен­ным пове­де­нием, но пока... Пока дело взро­с­лых — быть вни­ма­тель­ными к под­ростку, вместе с ним искать причины тех или иных про­я­в­ле­ний его харак­тера, вместе с ребен­ком решать, как ему лучше «обойтись с собой».

Важно знать еще об одной осо­бен­но­сти под­рост­ков. Ребята в этом воз­ра­сте все больше отда­ля­ются от взро­с­лых, их все больше при­вле­кает мир свер­ст­ни­ков. Если раньше они шли со своими забо­тами, радо­стями, огор­че­ни­ями к взро­с­лым, в первую очередь роди­те­лям, вос­пита­те­лям, учи­те­лям, то в под­рост­ко­вом воз­ра­сте они чаше делятся своими пережи­ва­ни­ями с дру­зьями и подру­гами. Если еще совсем недавно ребенок с удо­воль­ствием про­во­дил время в кругу семьи или с вос­пита­те­лями и учи­те­лями, то сейчас его и дома-то не застать, и учи­те­лей может сто­ро­ниться, а если он и зани­ма­ется чем-то, то рас­ска­зать об этом не допро­сишься. Порой кажется, что дети раз­лю­били родных, их не инте­ре­сует отно­ше­ние взро­с­лых к их пове­де­нию, к их школь­ным успехам, они не при­слу­ши­ва­ются к советам, а часто все делают как раз нао­бо­рот. Иногда бывает до слез обидно, почему мнение какого-то Саши, который читает и то плохо, ока­зы­ва­ется для под­ростка более авто­ри­тет­ным, чем мнение педа­гога с двумя высшими обра­зо­ва­ни­ями? Однако уди­ви­тель­ного в этом нет: для ребят в пере­ход­ном воз­ра­сте ста­но­вятся очень важными желания быть при­ня­тыми среди свер­ст­ни­ков, войти в какую-нибудь попу­ляр­ную, пре­стиж­ную для них ком­па­нию под­рост­ков, занять опре­де­лен­ное место в кругу друзей.

К сожа­ле­нию, далеко не всегда для того, чтобы утвер­диться среди свер­ст­ни­ков, ребята поль­зу­ются такими спо­собами, которые нам пред­ста­в­ля­ются достойными. Известно, что в ком­па­нии свер­ст­ни­ков чаше всего ребята пробуют заку­рить, выпить, полу­чают воз­мож­ность впервые попро­бо­вать нар­котик. Что это — сви­детель­ство «испор­чен­но­сти» всех под­рост­ко­вых ком­па­ний или неу­ме­ние наших вырос­ших детей общаться, выра­жать себя иным спо­со­бом?

У многих под­рост­ков ока­зы­ва­ются нес­фор­ми­ро­ван­ными базовые соци­аль­ные навыки. Потреб­ность в общении стал­ки­ва­ется с эле­мен­тар­ным неу­ме­нием общаться, неу­ме­нием слушать другого чело­века, под­дер­жи­вать раз­го­вор, выра­жать свои чувства, реа­ги­ро­вать на критику и кри­тично оце­ни­вать выска­зы­ва­ния и действия других людей. Взро­с­ле­ние нередко сопро­во­жда­ется целым рядом спе­ци­фи­че­ских под­рост­ко­вых реакций — реак­цией эман­си­па­ции (которая может иногда высту­пать в форме дет­ского нега­ти­визма), реак­цией груп­пи­ро­ва­ния со свер­ст­ни­ками, реак­цией под­ра­жа­ний, раз­ви­тием хобби и т.д.

Аля под­рост­ков харак­терна так назы­ва­е­мая реакция груп­пи­ро­ва­ния — объе­ди­не­ние в группы. Именно в этих группах они осва­и­вают систему взро­с­лых обще­ствен­ных отно­ше­ний. Объе­ди­не­ние в группы обычно про­ис­хо­дит лет с 9 и длится до 16—17. Как правило, более моно­литны неболь­шие группы, до 6—7 человек, в более крупных под­рост­ко­вых группах выде­ля­ются свои под­группы, может воз­ни­кать сопер­ни­че­ство, группа рас­па­да­ется на более мелкие. Группа как бы проти­во­по­ста­в­ляет себя внеш­нему миру и действует как целое. Пове­де­ние под­ростка в группе, как части группы, может резко отли­чаться от пове­де­ния его вне группы.

Под­ростки начи­нают отде­ляться от семьи, сопроти­в­ляться мнению роди­те­лей, выдви­гая взамен мнение свер­ст­ни­ков или своей под­рост­ко­вой группы. Такое отде­ле­ние на время необ­хо­димо, чтобы человек мог нау­читься отста­и­вать свое мнение. Как правило, со вре­ме­нем такое сопроти­в­ле­ние мнению роди­те­лей про­хо­дит, цен­но­сти своей роди­тель­ской семьи часто вновь при­ни­ма­ются уже в старшем под­рост­ко­вом или юно­ше­ском воз­ра­сте.

Группа нужна для нор­маль­ного раз­ви­тия под­ростка, она дает ему неко­то­рую защи­щен­ность в про­цессе осво­е­ния отно­ше­ний с большим миром.

Но любая группа делает под­ростка менее доступ­ным для влияния со стороны взро­с­лых. Под­ростки могут быть хорошо ада­п­ти­ро­ваны к группе, но груп­по­вые нормы, правила не всегда спо­соб­ствуют соци­аль­ной ада­п­та­ции группы в большом мире. Могут фор­ми­ро­ваться «пато­ген­ные» группы — асо­ци­аль­ные, анти­со­ци­аль­ные, агрес­сив­ные, нега­ти­ви­стич­ные, алко­го­ли­зи­ру­ю­щи­еся и нар­коти­зи­ру­ю­щи­еся, деви­ан­т­ные и полу­крими­наль­ные. В пато­ген­ных деви­ан­т­ных группах часто при­ни­ма­ется пси­хо­па­толо­ги­че­ский тип пове­де­ния (агрес­сив­ность, обед­нен­ная речь, сни­жен­ные интел­лек­ту­аль­ные инте­ресы и т.д.). При этом в такой группе могут ока­зы­ваться совер­шенно здо­ро­вые нор­маль­ные под­ростки.

В сово­куп­но­сти осо­бен­но­сти под­рост­ко­вого воз­ра­ста при­во­дят к тому, что этот возраст ока­зы­ва­ется пери­о­дом риска начала упо­тре­б­ле­ния алко­голя, нар­коти­ков, раз­ви­тия разных других форм делин­квен­т­ного пове­де­ния. Лечение уже раз­вив­шихся забо­ле­ва­ний (алко­го­лизма, нар­ко­ма­нии) — процесс трудный и до сих пор часто недо­ста­точно эффек­тив­ный. Как и при любом забо­ле­ва­нии, про­фи­лак­тика может ока­заться гораздо про­дук­тив­нее любого лечения.

Первое упо­тре­б­ле­ние алко­голя и нар­коти­ков часто про­ис­хо­дит именно в под­рост­ко­вом воз­ра­сте. Нередко из любо­пыт­ства, в ком­па­нии, из желания дока­зать свою «взро­с­лость», быть «как все». Часть тех, кто под­рост­ком попро­бо­вал алко­голь, нар­котики, и в даль­нейшем про­дол­жает их упо­тре­б­лять, образуя группу риска для раз­ви­тия зави­си­мо­сти.

Под­рост­ко­вый возраст (осо­бенно младший под­рост­ко­вый) явля­ется тем пери­о­дом, когда осо­бенно остра необ­хо­ди­мость в про­ве­де­нии именно про­фи­лак­ти­че­ских меро­при­ятий по пре­дот­вра­ще­нию алко­го­лизма, нар­ко­ма­нии и других форм делин­квен­т­ного пове­де­ния.

Так как во многом причины начала упо­тре­б­ле­ния алко­голя и нар­коти­че­ских веществ лежат в соци­ально-пси­холо­ги­че­ских слож­но­стях под­рост­ко­вого воз­ра­ста, пси­холо­ги­че­ских про­бле­мах про­цесса взро­с­ле­ния, то и про­фи­лак­тика этих явлений ставит во главу угла помоши под­ростку именно раз­ви­тие опре­де­лен­ных соци­ально-пси­холо­ги­че­ских навыков.

Вслед­ствие этого цель про­фи­лак­ти­че­ских про­грамм часто ока­зы­ва­ется двойной. С одной стороны, это про­граммы про­фи­лак­тики раз­ви­тия алко­го­лизма и нар­ко­ма­нии. И в этом плане ее цель — сделать под­рост­ко­вый возраст немного более «легким» для вос­пита­те­лей. С другой стороны, про­граммы напра­в­лены на раз­ви­тие у под­ростка так недо­ста­ю­щих ему навыков, на обсу­жде­ние с ним тех проблем, с кото­рыми под­ро­сток слишком часто ока­зы­ва­ется один на один, — проблем общения, отно­ше­ний с людьми, как взро­с­лыми, так и того же воз­ра­ста, проблем кон­флик­тов, стрес­сов и т.д. И здесь их цель — хоть немного облег­чить этот период для самого под­ростка.

с. 27—32

Другие материалы из данного источника