
ОСОБЕННОСТИ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
Хотя многие авторы и признают, что чем раньше начинать профилактику, тем лучше, большинство программ ориентировано в первую очередь на подростковый возраст. Этот возраст традиционно слывет «трудным». Он является периодом перехода от детства к взрослому состоянию. Можно смело сказать, что «легких» подростков просто не существует. Подросток труден для окружающих, труден и для самого себя. В этом возрасте происходят значительные изменения как в физиологической сфере человека, так и в эмоционально-личностной, психологической сфере, возникают новые формы поведения, меняются особенности мышления, формируется мировоззрение человека и т.д. Из всего этого многие ведущие психологи на первое место ставят чувство взросления и развитие самосознания, самоидентификацию.
Подростковый возраст — период сложный и противоречивый как для самих ребят, так и для окружающих их людей. Действительно, нелегко понять, откуда берутся эти резкие движения, эта расхлябанная походка, почему лицо утрачивает детскую привлекательность, по какой причине настроение сменяется от безудержно веселого до угрюмо молчаливого. Между тем, как объясняет нам возрастная психология, все это следствие переходного возраста, которого не надо бояться, но о котором надо знать, чтобы лучше понимать парня, пробующего закурить, или девчонку, которую привлекают компании взрослых ребят.
В период с 12 до 16 лет в организме человека происходят бурные изменения. Интенсивный рост скелета опережает развитие мускулатуры и некоторых частей тела (груди, таза). Ребенок сам недоумевает, отчего у него вдруг непомерно вытянулись руки, ноги, он еще не привык к своему «новому» телу, не умеет им управлять — отсюда неловкость и угловатость движений. Развитие сердечно-сосудистой системы отстает от темпов роста, увеличения веса тела, сердце часто не справляется с нагрузкой, не обеспечивает полноценным кровоснабжением мозг, легкие. Это может быть причиной перехода от активной и плодотворной учебы, работы к состоянию вялому, болезненному (болит, кружится голова, возникают боли в груди), от настроения веселого и беззаботного к подавленному и тоскливому.
Переходный возраст называют также периодом полового созревания. В этом возрасте начинают активно действовать половые железы. Выделяемые ими гормоны способствуют появлению вторичных половых признаков. У девочек в возрасте 11—13 лет начинаются менструации, у мальчиков бывают непроизвольные семяизвержения во сне — поллюции. Часто новые, незнакомые телесные ощущения пугают подростков, ребятам начинает казаться, что они неправильно развиваются, появляется негативное отношение к своему физическому Я, подростки испытывают чувство неполноценности, становятся робкими, замкнутыми. Порой случается наоборот — появившиеся изменения воспринимаются подростками как признак взрослости, мальчиков и девочек начинает тянуть во взрослые компании, им хочется попробовать взрослой жизни. Поведение подростков часто становится развязным, в высказываниях по поводу и при общении с противоположным полом появляется циничность.
Взрослые воспринимают такие черты как «испорченность», «распущенность» молодого поколения, однако это скорее проявление растерянности подростка перед возникшими очень сложными для него проблемами.
Характер подростка — предмет нередких обсуждений окружающих его взрослых. Как часто приходится слышать о ребенке 12—14 лет: «он стал неуправляемым», «у нее очень трудный характер, не знаешь, с какой стороны подойти». Что происходит с этим самым характером? На протяжении 11—12 лет жизни ребенка у него формируется система отношений с окружающим миром, окружающими людьми и вырабатываются индивидуальные способы поведения как следствие этих отношений. Этот процесс определяется как воспитанием, так и биологическим, генетическим потенциалом, который задан человеку с рождения. В возрасте 11—12 лет можно говорить об уже сложившихся чертах личности, которые именно в этом возрасте проявляются особенно ярко. Ребенок пока еще сам не знает, какой он, и неожиданные вспышки злости, раздражительности, отчужденности удивляют и настораживают его самого не меньше, чем окружающих взрослых, привыкших видеть в нем веселого, послушного малыша. Позднее, в более старшем возрасте, когда человек лучше узнает себя, свои индивидуальные особенности, он научится управлять собственным поведением, но пока... Пока дело взрослых — быть внимательными к подростку, вместе с ним искать причины тех или иных проявлений его характера, вместе с ребенком решать, как ему лучше «обойтись с собой».
Важно знать еще об одной особенности подростков. Ребята в этом возрасте все больше отдаляются от взрослых, их все больше привлекает мир сверстников. Если раньше они шли со своими заботами, радостями, огорчениями к взрослым, в первую очередь родителям, воспитателям, учителям, то в подростковом возрасте они чаше делятся своими переживаниями с друзьями и подругами. Если еще совсем недавно ребенок с удовольствием проводил время в кругу семьи или с воспитателями и учителями, то сейчас его и дома-то не застать, и учителей может сторониться, а если он и занимается чем-то, то рассказать об этом не допросишься. Порой кажется, что дети разлюбили родных, их не интересует отношение взрослых к их поведению, к их школьным успехам, они не прислушиваются к советам, а часто все делают как раз наоборот. Иногда бывает до слез обидно, почему мнение какого-то Саши, который читает и то плохо, оказывается для подростка более авторитетным, чем мнение педагога с двумя высшими образованиями? Однако удивительного в этом нет: для ребят в переходном возрасте становятся очень важными желания быть принятыми среди сверстников, войти в какую-нибудь популярную, престижную для них компанию подростков, занять определенное место в кругу друзей.
К сожалению, далеко не всегда для того, чтобы утвердиться среди сверстников, ребята пользуются такими способами, которые нам представляются достойными. Известно, что в компании сверстников чаше всего ребята пробуют закурить, выпить, получают возможность впервые попробовать наркотик. Что это — свидетельство «испорченности» всех подростковых компаний или неумение наших выросших детей общаться, выражать себя иным способом?
У многих подростков оказываются несформированными базовые социальные навыки. Потребность в общении сталкивается с элементарным неумением общаться, неумением слушать другого человека, поддерживать разговор, выражать свои чувства, реагировать на критику и критично оценивать высказывания и действия других людей. Взросление нередко сопровождается целым рядом специфических подростковых реакций — реакцией эмансипации (которая может иногда выступать в форме детского негативизма), реакцией группирования со сверстниками, реакцией подражаний, развитием хобби и т.д.
Аля подростков характерна так называемая реакция группирования — объединение в группы. Именно в этих группах они осваивают систему взрослых общественных отношений. Объединение в группы обычно происходит лет с 9 и длится до 16—17. Как правило, более монолитны небольшие группы, до 6—7 человек, в более крупных подростковых группах выделяются свои подгруппы, может возникать соперничество, группа распадается на более мелкие. Группа как бы противопоставляет себя внешнему миру и действует как целое. Поведение подростка в группе, как части группы, может резко отличаться от поведения его вне группы.
Подростки начинают отделяться от семьи, сопротивляться мнению родителей, выдвигая взамен мнение сверстников или своей подростковой группы. Такое отделение на время необходимо, чтобы человек мог научиться отстаивать свое мнение. Как правило, со временем такое сопротивление мнению родителей проходит, ценности своей родительской семьи часто вновь принимаются уже в старшем подростковом или юношеском возрасте.
Группа нужна для нормального развития подростка, она дает ему некоторую защищенность в процессе освоения отношений с большим миром.
Но любая группа делает подростка менее доступным для влияния со стороны взрослых. Подростки могут быть хорошо адаптированы к группе, но групповые нормы, правила не всегда способствуют социальной адаптации группы в большом мире. Могут формироваться «патогенные» группы — асоциальные, антисоциальные, агрессивные, негативистичные, алкоголизирующиеся и наркотизирующиеся, девиантные и полукриминальные. В патогенных девиантных группах часто принимается психопатологический тип поведения (агрессивность, обедненная речь, сниженные интеллектуальные интересы и т.д.). При этом в такой группе могут оказываться совершенно здоровые нормальные подростки.
В совокупности особенности подросткового возраста приводят к тому, что этот возраст оказывается периодом риска начала употребления алкоголя, наркотиков, развития разных других форм делинквентного поведения. Лечение уже развившихся заболеваний (алкоголизма, наркомании) — процесс трудный и до сих пор часто недостаточно эффективный. Как и при любом заболевании, профилактика может оказаться гораздо продуктивнее любого лечения.
Первое употребление алкоголя и наркотиков часто происходит именно в подростковом возрасте. Нередко из любопытства, в компании, из желания доказать свою «взрослость», быть «как все». Часть тех, кто подростком попробовал алкоголь, наркотики, и в дальнейшем продолжает их употреблять, образуя группу риска для развития зависимости.
Подростковый возраст (особенно младший подростковый) является тем периодом, когда особенно остра необходимость в проведении именно профилактических мероприятий по предотвращению алкоголизма, наркомании и других форм делинквентного поведения.
Так как во многом причины начала употребления алкоголя и наркотических веществ лежат в социально-психологических сложностях подросткового возраста, психологических проблемах процесса взросления, то и профилактика этих явлений ставит во главу угла помоши подростку именно развитие определенных социально-психологических навыков.
Вследствие этого цель профилактических программ часто оказывается двойной. С одной стороны, это программы профилактики развития алкоголизма и наркомании. И в этом плане ее цель — сделать подростковый возраст немного более «легким» для воспитателей. С другой стороны, программы направлены на развитие у подростка так недостающих ему навыков, на обсуждение с ним тех проблем, с которыми подросток слишком часто оказывается один на один, — проблем общения, отношений с людьми, как взрослыми, так и того же возраста, проблем конфликтов, стрессов и т.д. И здесь их цель — хоть немного облегчить этот период для самого подростка.