Спок Б.

Разговор с матерью(фрагмент)



Агрес­сив­ный ребенок

В боль­шин­стве случаев агрес­сив­ность детей начи­на­ется с нездо­ро­вой обста­новки в семье. На вопрос матерей: «Что делает ребенка агрес­сив­ным и как бороться с этим явле­нием?» — можно дать много раз­лич­ных ответов. Все зависит от того, что имеется в виду под этим вопро­сом.

Каждый человек спо­со­бен стать агрес­сив­ным под вли­я­нием раз­лич­ных опас­но­стей или в ответ на вра­ждеб­ность окру­жа­ю­щих. Напри­мер, даже самая кроткая мама мгно­венно отгонит собаку, которая с лаем кину­лась на ее малыша.

Как и боль­шин­ство людей, спе­ци­аль­ность которых связана с пси­холо­гией, я уверен, что дети рожда­ются с раз­лич­ной сте­пе­нью энер­гич­но­сти. В будущем она ока­зы­вает влияние на пове­де­ние ребенка.

Многие матери заме­чают повы­шен­ную актив­ность своего малыша еще во время бере­мен­но­сти. Эта тен­ден­ция обычно про­дол­жа­ется в течение всего его детства. Оче­видно, что одни дети спо­койны уже в первые месяцы жизни, другие про­я­в­ляют свою энер­гич­ность, нетер­пе­ли­вость уже в месяч­ном воз­ра­сте, пытаясь делать непо­силь­ные для себя дви­же­ния.

Когда я говорю о послуш­ном ребенке, мне все время хочется сказать слово «она», так как у меня сло­жи­лось впе­ча­т­ле­ние, что боль­шин­ство спо­койных детей — это девочки.

* * *

Нор­маль­ная агрес­сив­ность и ее пре­у­ве­ли­чен­ные формы изме­ня­ются в зави­си­мо­сти от стадии раз­ви­тия. В течение первых двух лет жизни редкие слу­чайные вспышки гнева, которым под­вер­жены почти все дети, на мой взгляд, можно считать нор­маль­ным явле­нием. Важно следить за тем, чтобы гнев не был напра­в­лен на людей. Если пона­блю­дать, то можно заметить, что даже полу­то­ра­го­до­ва­лый ребенок, разо­з­лив­шись на какого-нибудь кон­крет­ного чело­века, напри­мер на маму, отняв­шую у него бью­щийся или опасный предмет, выра­жает недо­воль­ство тем, что бро­са­ется на пол и начи­нает колотить по нему руками и ногами. Можно пред­поло­жить, что у ребенка суще­ствует какой-то вро­жден­ный инстинкт, не поз­во­ля­ю­щий ему при­чи­нять боль людям. В воз­ра­сте шести — восьми месяцев, когда у ребенка режутся зубы, он может грызть прутья своей кровати, но быть очень осто­рож­ным с соском груди мамы. В тех редких случаях, когда малыш не может устоять перед иску­ше­нием деснами стис­нуть сосок, его можно очень легко оста­но­вить спо­койным дви­же­нием. Подоб­ное наблю­да­ется и у живот­ных, напри­мер у котят или щенят. Они очень любят трепать друг друга или руку чело­века, но при этом уди­ви­тельно осто­рожны и в основ­ном не пере­сту­пают опре­де­лен­ных границ.

При­бли­зи­тельно к годо­ва­лому воз­ра­сту малыш может пытаться «экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать» при­чи­не­ние боли. Он дергает маму за волосы или стремится укусить ее щеку, наблю­дая при этом за ее реак­цией. Бла­го­ра­зум­ная мама должна сразу дать ребенку понять, что это ей не нравится, что так делать нельзя. Она будет тер­пе­ливо пре­кра­щать пов­тор­ные пробы.

Однако встре­ча­ются мамы, которые не вполне искренни в выра­же­нии своих чувств, поэтому склонны играть в ощу­ще­ние боли, поз­во­ляя ребенку ударять себя, а затем выгля­деть оби­жен­ной или пла­чу­щей. Такое пове­де­ние матери чаще всего при­во­дит к тому, что ребенок не замед­лит ударить ее еще сильнее.

Я при­дер­жи­ва­юсь теории о том, что ребенок до трех­лет­него воз­ра­ста не про­я­в­ляет зна­чи­тель­ной агрес­сив­но­сти, если, конечно, его не поощряли и не учили про­я­в­лять агрес­сию.

Роди­тели очень часто жалу­ются, что их двух­лет­ний малыш не в состо­я­нии посто­ять за себя, когда другие дети отби­рают у него игрушки или толкают его. Он выгля­дит рас­те­рян­ным, плачет и бежит к маме. Роди­тели бес­по­ко­ятся из-за его бес­по­мощ­но­сти. В боль­шин­стве случаев через год эти же роди­тели сооб­щают, что «горький опыт» научил их ребенка давать сдачи.

Я не помню случаев, чтобы такое явление про­ис­хо­дило со вторым ребен­ком в семье. Обычно он полу­чает доста­точ­ное коли­че­ство уроков от первого ребенка и к пят­на­дцати-восем­на­дцати месяцам чаще всего уже умеет защи­щать себя либо само­сто­я­тельно, либо посто­янно взывая о помощи к роди­те­лям.

Для детей в воз­ра­сте года или двух лет можно считать вполне есте­ствен­ным при­ме­не­ние мер обороны, когда их обижают. Он бьет своего «против­ника» или толкает его на пол, ста­ра­ется нанести удар какой-либо игруш­кой. Другими словами, агрес­сия, про­я­в­ля­е­мая в этом воз­ра­сте, носит прямой и непо­сред­ствен­ный харак­тер.

К трех-четы­рех­лет­нему воз­ра­сту можно наблю­дать влияние на пове­де­ние ребенка окру­жа­ю­щей среды. Вместо того чтобы ата­ко­вать «против­ника» немед­ленно, он вначале может пытаться объ­яс­ниться с ним, выяс­нить обста­новку или выра­зить протест. Очень важным момен­том в это время явля­ется про­я­в­ле­ние агрес­сив­но­сти, которая выра­жа­ется в игровых формах. Дети играют в ковбоя, стре­ля­ю­щего в «плохого» героя, вели­кана, пере­во­ра­чи­ва­ю­щего дом, сде­лан­ный из кубиков, поли­цейского, пре­сле­ду­ю­щего гра­би­те­лей на трех­ко­лес­ном вело­сипеде. Такие игры можно назы­вать сво­е­об­разным каналом, через который ребенок может выпу­стить свой гнев, нако­пив­шийся на брата, сестру или роди­те­лей. Однако эти игры рас­кры­вают еще один, более важный аспект пове­де­ния. Дело в том, что ребенок учится кон­тро­ли­ро­вать свои чувства в соот­вет­ствии с прави­лами окру­жа­ю­щего мира, в котором ему пред­стоит жить.

В период от трех- до шести­лет­него воз­ра­ста ребенка между детьми и роди­те­лями обычно уста­на­в­ли­ва­ются более теплые отно­ше­ния. Дети начи­нают пони­мать, как сильно они любят своих маму и папу, как хотят они быть похо­жими на них. Хотя и здесь могут быть «под­вод­ные камни». В этом воз­ра­сте неко­то­рые маль­чики чув­ствуют роман­ти­че­скую любовь к матери, а девочки — к отцу. Это может вести к воз­ник­но­ве­нию в семье скры­того сопер­ни­че­ства. В боль­шин­стве случаев оно лишено дра­ма­тизма, так как роди­тели уста­на­в­ли­вают здо­ро­вые нор­маль­ные отно­ше­ния между всеми членами семьи.

Однако в неко­то­рых семьях, где отно­ше­ния неу­рав­но­ве­шенны, напри­мер, четырех-пяти­лет­няя дочь может вдруг без видимой на то причины стать уди­ви­тельно неу­жив­чи­вой по отно­ше­нию к матери. Подоб­ные явления можно также наблю­дать и в юности, когда чувство сопер­ни­че­ства бывает обо­стрено еще сильнее.

Сопер­ни­че­ство сына по отно­ше­нию к отцу наблю­да­ется реже, воз­можно потому, что сыновья обычно больше бла­го­го­веют перед отцами, чем дочки перед мамами.

После восьми-девяти­лет­него воз­ра­ста на ребенка начи­нают ока­зы­вать влияние пере­дачи теле­ви­де­ния, кино, детек­тивы, напол­нен­ные у нас раз­лич­ными про­я­в­ле­ни­ями агрес­сии.

В воз­ра­сте при­бли­зи­тельно от шести до две­на­дцати лет многие дети могут уже само­сто­я­тельно охла­ждать свои желания, порывы. Откры­тое выра­же­ние гнева, вра­ждеб­но­сти, осо­бенно по отно­ше­нию к роди­те­лям, надо строго пре­се­кать даже в игровых формах. Недо­пу­стимо, когда четырех-пяти­лет­ний мальчик может направить на маму игру­шеч­ный писто­лет и «стре­лять» в нее, пока не решит, что «покон­чил» с матерью. К девяти годам обычно само­со­зна­ние ребенка раз­ви­ва­ется настолько, что он уже не допу­стит такой игры.

С годами здо­ро­вый ребенок без повода не станет при­ди­раться к своим братьям и сестрам. Надо пона­блю­дать за его отно­ше­ни­ями со свер­ст­ни­ками. Если они кон­флик­тны и ребенок ведет с ребя­тами «борьбу», будучи убе­жден­ным, что отста­и­вает свои права, роди­те­лям советую про­а­нали­зи­ро­вать систему его вза­и­мо­от­но­ше­ний вне семьи.

* * *

Теперь оста­но­вимся на очень сложном вопросе: как окру­же­ние ребенка может влиять на его агрес­сив­ность? Наи­бо­лее важным фак­то­ром здесь явля­ются инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти лич­но­сти ребенка и роди­те­лей. Одни роди­тели легче упра­в­ля­ются с девоч­ками, а другие — с маль­чи­ками. Неко­то­рые весьма ловко упра­в­ля­ются с так назы­ва­е­мыми «труд­ными» детьми, а другие успешно вос­пи­ты­вают спо­койных или застен­чи­вых детей. Я не могу пред­ставить себе маму, которая считала бы всех детей в равной степени труд­ными для вос­пита­ния.

Роди­тели должны искать опти­маль­ную форму вза­и­мо­от­но­ше­ний с ребен­ком, ста­раться понять его, тогда он также будет ста­раться понять мать и отца. Нередко дети с повы­шен­ной актив­но­стью своими действи­ями как бы про­во­ци­руют маму исполь­зо­вать методы, которые еще больше усилили и воз­бу­дили бы их актив­ность.

Я вспо­ми­наю одну типич­ную ситу­а­цию, когда энер­гич­ный полу­то­ра­го­до­ва­лый ребенок, с которым мама гуляла в парке, посто­янно пытался выбе­жать на дорогу. Она дого­няла его и рывком воз­вра­щала назад. Можно было легко заметить, что ребенок все более воз­бу­ждался от этих запретов и его все сильнее инте­ре­со­вала дорога. Разу­ме­ется, здесь идет речь не только о тем­пе­ра­мен­т­ном ребенке и запретах мамы. В таком пове­де­нии мамы есть много неправиль­ного. Про­дол­жая делать одно и то же в течение двух часов, она только ухудшила ситу­а­цию, завела ее дальше в тупик.

Затя­нув­ша­яся «борьба» между мамой и ребен­ком, напри­мер, по поводу оде­ва­ния в период от годо­ва­лого до трех­лет­него воз­ра­ста малыша может серьезно отра­зиться на вос­при­им­чи­вом, фор­ми­ру­ю­щемся харак­тере ребенка, сделать его еще более трудным. В неко­то­рых случаях это ведет к раз­ви­тию чрез­мер­ной агрес­сив­но­сти.

Хорошие отно­ше­ния, уста­но­вив­ши­еся между мамой и ребен­ком, когда он видит мамину любовь и испы­ты­вает чувство вины за свое непо­слу­ша­ние, спо­соб­ствуют тому, что ребенок сам начи­нает кон­тро­ли­ро­вать про­я­в­ле­ние своей вра­ждеб­но­сти.

Одна женщина при­слала мне письмо, в котором рас­ска­зы­вала о труд­но­стях, которые она испы­ты­вала в вос­пита­нии своего тре­тьего ребенка. В момент напи­са­ния письма ему испол­ни­лось четыре года. Первые двое детей — девочки — были намного старше: одной — два­дцать четыре, другой — два­дцать два года. Их вос­пита­ние далось матери срав­ни­тельно легко. Она не могла при­по­мнить каких-либо серьезных проблем с девоч­ками. Нао­бо­рот, как ей кажется, они доста­в­ляли одни радости. Можно сказать, что так не бывает, но тем не менее факт оста­ется фактом: девочки были хорошо вос­питаны, пре­красно учились, у них было много друзей. Когда младшей дочери минуло сем­на­дцать лет, женщина впервые поду­мала о том, что она не будет больше иметь детей. В сорок лет она вела инте­рес­ную жизнь, зани­ма­лась обще­ствен­ной дея­тель­но­стью, сопро­во­ждала мужа в его деловых поезд­ках. Своих дочерей она видела только на кани­ку­лах, как и боль­шин­ство роди­те­лей, чьи дети стали уже сту­ден­тами. Когда врач сказал ей, что она бере­менна в сорок два года, то ее первой реак­цией было недо­ве­рие, потом после­до­вали испуг и даже обида. Но будучи трезво мысля­щей жен­щи­ной, она быстро пере­стро­ила свое настро­е­ние и выпол­няла все ука­за­ния врача. Однако она, как ни ста­ра­лась, не ощущала энту­зи­азма по поводу поя­в­ле­ния тре­тьего ребенка. К тому же ей как матери надо было изме­нить стиль своей жизни.

Мальчик родился очень капризным ребен­ком, одним из тех детей, которые делают маму раз­дра­жи­тель­ной, ввер­гают ее в отча­я­ние. Посте­пенно роди­тели увидели, какое настой­чи­вое, неу­го­мон­ное и тре­бо­ва­тель­ное растет у них дитя.

В годо­ва­лом воз­ра­сте малыш стал озорным и непо­слуш­ным ребен­ком. Мама писала, что пере­про­бо­вала все извест­ные ей способы воз­действия, но ничего не помо­гало. В четыре года мальчик был воз­бу­жден­ным, часто вел себя грубо и вызы­ва­юще дома, но был застен­чив с другими детьми.

Этот случай, несмо­тря на то что содер­жит неко­то­рые нео­быч­ные эле­менты, дает нам типич­ный пример того, когда роди­тели полу­чают от детей то, что дали им сами. Я полагаю, что агрес­сив­ное пове­де­ние маль­чика, с одной стороны, посте­пенно раз­ви­ва­лось, так как у мамы не хватало любви и неж­но­сти к нему, зато было раз­дра­же­ние в избытке. С другой стороны, нор­маль­ное раз­ви­тие ребенка тор­мо­зи­лось ее неу­стан­ным кон­тро­лем.

Мать правильно решила обра­титься за помощью к спе­ци­али­стам.

* * *

Агрес­сив­ность ребенка может быть обу­сло­в­лена раз­лич­ными вну­три­се­мейными вза­и­мо­от­но­ше­ни­ями. Роди­тели двух и более детей нередко заме­чают, что агрес­сия сти­му­ли­ру­ется, напри­мер, рев­но­стью старших детей к младшим. Это может про­я­в­ляться у ребенка в воз­ра­сте около трех лет.

Я вспо­ми­наю ребенка, который про­я­в­лял агрес­сив­ность за пре­де­лами семьи. Девочка двух с поло­ви­ной лет ходила в ясель­ную группу, в которой были дети до трех лет. Когда у этой девочки поя­вился малень­кий брат, то она не про­я­в­ляла к нему никакой вра­ждеб­но­сти. Однако она сразу же стала пре­сле­до­вать двух маль­чи­ков в группе, которые были младше ее. Если один из них при­бли­жался к ней, то она бук­вально прыгала на него и вонзала зубы в его руку. Одному из педа­го­гов пору­чили в течение несколь­ких дней наблю­дать за этой девоч­кой, чтобы огра­дить маль­чи­шек от ее напа­де­ний. Но как только вни­ма­ние педа­гога осла­бе­вало, девочка пов­то­ряла свои действия.

Иногда ребенок ста­но­вится агрес­сив­ным в резуль­тате внеш­него воз­действия, то есть не зави­ся­щего от семьи, напри­мер из-за посто­ян­ного трети­ро­ва­ния каким-то другим ребен­ком во время игры во дворе. Агрес­сив­ность может воз­ник­нуть даже в первом классе, напри­мер, из-за того, что мальчик не умеет читать. Это делает его объек­том насме­шек всего класса. Такое состо­я­ние выби­вает ребенка из колеи, настра­и­вает его агрес­сивно.

Однако в боль­шин­стве случаев агрес­сия у детей обу­сло­в­лена нездо­ро­выми, напря­жен­ными отно­ше­ни­ями в семье. Устра­нить агрес­сию можно в первую очередь нор­мали­за­цией окру­жа­ю­щей ребенка атмо­сферы в целом.

В подоб­ных ситу­а­циях неко­то­рые роди­тели совер­шенно запу­ты­ва­ются и не знают, что пред­при­нять. Иногда они чув­ствуют, даже пони­мают, почему все так про­ис­хо­дит, но их попытки изме­нить, улуч­шить поло­же­ние ни к чему не при­во­дят. Обычно это объ­яс­ня­ется тем, что бывает трудно опре­де­лить подчас неви­ди­мые истин­ные причины сло­жив­ше­гося поло­же­ния. В таких случаях реаль­ную помощь может оказать спе­ци­алист по про­бле­мам вос­пита­ния детей.

Самый верный путь решения подоб­ных проблем — это кон­суль­та­ция у дет­ского пси­холога, име­ю­щего про­фес­си­о­наль­ную прак­тику в спе­ци­аль­ной клинике. Другой путь — это обра­ще­ние в семейную кон­суль­та­цию, где также можно полу­чить необ­хо­ди­мую помощь. Если кон­суль­тант сочтет необ­хо­ди­мым лечение ребенка, то он поможет свя­заться с пси­хи­а­тром.

с. 122—128

Копуша

Многие матери жалу­ются на нера­с­то­роп­ность своих детей, причем опи­са­ния сло­жив­шихся ситу­а­ций бывают почти всегда очень похожи. В своей прак­тике мне при­хо­ди­лось стал­ки­ваться с такими детьми, но боль­шин­ство подоб­ных детей были маль­чи­ками. Наи­боль­шие труд­но­сти с нера­с­то­роп­ными детьми испы­ты­вают обычно мамы.

Склон­ность к нера­с­то­роп­но­сти может обна­ру­житься у ребенка уже в первые годы его жизни, но особую остроту эта про­блема при­об­ретает чаще всего в младшем школь­ном воз­ра­сте.

Рас­смо­трим типич­ную ситу­а­цию. Мама, рас­ска­зы­вая о девяти­летием сыне, свое пове­ст­во­ва­ние начи­нает с утрен­них неу­ря­диц. Утро — это время, когда все спешат, и любая нера­с­то­роп­ность осо­бенно заметна. Матери при­хо­дится несколько раз захо­дить в комнату к сыну только для того, чтобы раз­бу­дить его.

Она выну­ждена отры­ваться от при­го­то­в­ле­ния зав­трака, чтобы про­ве­рить, про­с­нулся ли он. Она под­го­няет его, а он и не думает торо­питься. Когда уже пора садиться за стол, мать обна­ру­жи­вает, что сын сидит на краю кровати с книгой и все еще не одет. Видимо, он начал оде­ваться, но ему попа­лась на глаза книга, и он, так и остав­шись в одном носке, погру­зился в чтение. Наконец мальчик доби­ра­ется к столу и, несмо­тря на то что уже явно опаз­ды­вает, ест очень мед­ленно. Мама уже громко говорит, потом кричит, что он опо­з­дает в школу, потому что про­пу­стит автобус. А он как будто и не слышит голос матери. Если у такого ребенка есть братья или сестры, то они могут участ­во­вать в этой шумной сцене. В конце концов дети уходят из дома без своего брата.

Во второй поло­вине дня или в выход­ные такого ребенка почти невоз­можно заставить сделать какую-либо домаш­нюю работу. Обычно его трудно уложить в постель. Копуши моются дольше других детей, причем чаще всего их надо выго­нять из ванной комнаты. Если такой ребенок любит читать, то он зары­ва­ется в книгу при любом удобном случае, находя в ней укрытие от всех мирских забот.

* * *

В чем же причина такой нера­с­то­роп­но­сти? Воз­можно, какую-то роль играют наслед­ствен­ные факторы, но научных данных, под­твер­жда­ю­щих это, как мне известно, пока не имеется. Иногда нера­с­то­роп­ность поя­в­ля­ется уже в воз­ра­сте две­на­дцати — восем­на­дцати месяцев, в период при­у­че­ния ребенка к горшку. Я думаю, что неко­то­рым детям может казаться, что в горшке они оста­в­ляют часть соб­ствен­ного тела, поэтому не хотят так просто рас­статься со своим содер­жи­мым. У них поя­в­ля­ется желание удер­жать его в себе как можно дольше. Если мама ока­зы­вает на такого ребенка дав­ле­ние, заста­в­ляет сидеть его на горшке, пока не после­дует резуль­тата, то это может только уси­ли­вать его сопроти­в­ле­ние. Когда ситу­а­ция мно­го­кратно пов­то­ря­ется, то ребенок при­у­ча­ется сдер­жи­вать стул вначале по нескольку часов, а потом даже и дней. Таким образом у него раз­ви­ва­ется при­вычка отве­чать на тре­бо­ва­ния мамы сопроти­в­ле­нием.

Мама, про­дол­жа­ю­щая в течение несколь­ких месяцев про­я­в­лять настой­чи­вость, в то время когда ребенок сидит на горшке и про­дол­жает сопроти­в­ляться, спо­соб­ствует раз­ви­тию у малыша пове­ден­че­ского сте­ре­отипа, который впо­след­ствии может рас­про­стра­ниться и на другие ситу­а­ции.

Нера­с­то­роп­ность, затор­мо­жен­ность раз­ви­ва­ются у детей раз­лич­ным путем. Это бывает, когда у мамы энер­гич­ный и нетер­пе­ли­вый харак­тер, а ребенок по своей натуре нето­ро­плив и осто­ро­жен. Тен­ден­ция к нера­с­то­роп­но­сти обычно никак не про­я­в­ля­ется в первый год жизни ребенка, потому что он мало дви­га­ется и мама еще не имеет большой воз­мож­но­сти что-то запре­щать ему. Когда он ста­но­вится немного старше, то уже в состо­я­нии, напри­мер, сам подойти к столу или не отста­вать от мамы во время про­гулки. Однако в этом воз­ра­сте ребенок еще дви­га­ется мед­ленно, а окру­жа­ю­щий мир при­вле­кает его вни­ма­ние, уди­в­ляет его, заста­в­ляет отвле­каться. Ребенок в это время чув­ствует потреб­ность в само­утвер­жде­нии, необ­хо­ди­мость «отста­и­вать» свою незави­си­мость и досто­ин­ство. Он часто говорит «нет», даже тогда, когда речь идет о том, что ему нравится.

Он упорно сопроти­в­ля­ется попыт­кам мамы упра­в­лять им. Он ста­ра­ется делать все сам, напри­мер завя­зы­вать шнурки ботинок, даже если он это делать не умеет. Во время про­гулки, когда он отстал от мамы, а она позвала его, он может, нао­бо­рот, оста­но­виться. Если мать пойдет за ним, то малыш может дви­нуться в обрат­ном напра­в­ле­нии.

В подоб­ных ситу­а­циях легко почув­ство­вать раз­дра­же­ние. Роди­тели в таких случаях ведут себя по-разному. Бес­печ­ная мама, которая не слишком много думает о фор­ми­ро­ва­нии харак­тера своего ребенка, вовсе не стремится посто­янно напра­в­лять его пове­де­ние. Поэтому она редко находит повод обра­щать серьез­ное вни­ма­ние на пове­де­ние своего малень­кого ребенка.

Мать, обла­да­ю­щая тактом, чув­ством любви к ребенку, упо­тре­бит все свое умение, чтобы в наи­луч­шей форме добиться от него испол­не­ния своих тре­бо­ва­ний. Однако есть еще матери, которые не считают нужным сдер­жи­вать себя в моменты раз­дра­же­ния, они «выходят из себя» и в резуль­тате чув­ствуют свое облег­че­ние.

Я полагаю, что более всего спо­соб­ствует раз­ви­тию у детей нера­с­то­роп­но­сти пове­де­ние тех роди­те­лей, которые чрез­мерно властны и нетер­пе­ливы. Созна­вая эти свои каче­ства, они порой ста­ра­ются сдер­жи­вать свои чувства, но тогда склонны ока­зы­вать дав­ле­ние на ребенка.

Обычно нетер­пе­ли­вые роди­тели, замечая сопроти­в­ле­ние своего ребенка, уси­ли­вают нажим на него. Чем больший натиск ощущает ребенок, тем сильнее он проти­вится роди­тель­ским тре­бо­ва­ниям. Ему просто не оста­ется ничего другого: он считает, что «отста­и­вает» свои права. В то же время, само­утвер­жда­ясь таким неа­де­кват­ным спо­со­бом, многие дети ста­ра­ются вести себя так, чтобы вызвать у роди­те­лей еще большее раз­дра­же­ние.

В неко­то­рых семьях роди­тели и дети ста­ра­ются избе­гать откры­того выра­же­ния вра­ждеб­но­сти: взро­с­лый — потому что ему совестно, а ребенок — потому что боится поте­рять роди­тель­скую любовь. Они как бы заклю­чают мол­чали­вое согла­ше­ние и ведут «борьбу», которая, с одной стороны, никогда не выходит за опре­де­лен­ные рамки, а с другой — никогда не кон­ча­ется. Это весьма опасная ситу­а­ция для будущей жизни ребенка и его роди­те­лей.

* * *

Когда полу­то­ра­го­до­ва­лый ребенок, сидя на горшке, обна­ру­жи­вает тен­ден­цию задер­жи­вать стул, многие рас­стро­ен­ные мамы видят из этого поло­же­ния только два выхода: либо отло­жить обу­че­ние на нео­пре­де­лен­ный срок, либо держать малыша на горшке до побед­ного конца. Для боль­шин­ства матерей ока­зы­ва­ется зна­чи­тельно легче встать на второй путь. Но они очень скоро могут убе­диться, что дети почти всегда «побе­ждают» в этой непри­ят­ной игре.

Однако есть и третий путь. Он заклю­ча­ется в том, чтобы изо дня в день мама тер­пе­ливо и добро­же­ла­тельно гово­рила бы ребенку: «Воз­можно, завтра, когда ты захо­чешь поси­деть на горшке, ты скажешь об этом своей маме и сде­ла­ешь все хорошо, совсем как большой мальчик». При таком пове­де­нии мама не ока­зы­вает нажим на ребенка. Она посте­пенно убе­ждает малыша в том, что он в состо­я­нии понять такое обычное и неиз­беж­ное явление.

Послед­ний способ почти никогда не действует быстро. Но в итоге он гораздо эффек­тив­нее, чем при­ну­жде­ние. Наи­бо­лее трудно пойти по этому пути тем роди­те­лям, которых больше всего раз­дра­жает упрям­ство детей.

Когда двух­лет­ний ребенок посто­янно оста­на­в­ли­ва­ется и задер­жи­вает маму по дороге в магазин, то можно также посо­вето­вать несколько спо­со­бов заставить малыша пото­ро­питься. Мама, напри­мер, может про­дол­жить дви­же­ние одна, и ребенок в конце концов пойдет за ней, но будет идти не рядом, а сзади, как утенок за уткой. Это при­во­дит неко­то­рых мам в еще большее раз­дра­же­ние. Более целе­со­об­разно поса­дить малыша в коляску, а про­гулку отло­жить на другое время, когда не надо будет торо­питься.

Самый лучший способ — ходить в мага­зины одной, без детей.

* * *

Разу­ме­ется, легче пре­дот­вра­тить раз­ви­тие нера­с­то­роп­но­сти, чем ее испра­в­лять. Но пред­поло­жим, что время было упущено и нашему копуше уже семь-восемь лет. Я считаю, что в воз­ра­сте от шести до две­на­дцати лет дети осо­бенно остро ощущают потреб­ность быть незави­си­мыми, жить какой-то своей жизнью, что может уси­ли­вать тен­ден­цию к раз­ви­тию мед­ли­тель­но­сти. Кроме того, необ­хо­ди­мость вовремя встать, успеть к зав­траку, не опо­з­дать в школу во многих семьях почти еже­д­невно создает кри­зис­ные ситу­а­ции, которые не воз­ни­кали по этим при­чи­нам в дош­коль­ном воз­ра­сте ребенка.

Лучшая, на мой взгляд, стра­те­гия для роди­те­лей в таких случаях (воз­можно, есть и более совер­шен­ные методы) состоит в сле­ду­ю­щем. Матери и отцу советую дер­жаться в стороне и не вме­ши­ваться в пове­де­ние ребенка. Тогда у него будут созданы мак­си­мально бла­го­при­ят­ные условия для раз­ви­тия соб­ствен­ного чувства ответ­ствен­но­сти за сво­е­вре­мен­ный приход в школу. Роди­тели, меся­цами под­го­няв­шие ребенка по любому поводу, доби­вались при этом наи­мень­шего успеха. Они могут даже поклясться, что у их ребенка нет и зачат­ков ответ­ствен­но­сти. Но это, по-моему, не всегда справед­ливо. Дети, которые вос­пи­ты­вались в строгих семьях, в своем боль­шин­стве бла­го­го­веют перед школь­ными прави­лами и очень чув­стви­тельны к нео­до­бре­нию со стороны школь­ных педа­го­гов. Истин­ная причина их опо­з­да­ний заклю­ча­ется в том, что утрен­няя домаш­няя сума­тоха настолько зани­мает неко­то­рых детей, что они могут просто не вспо­мнить о школе до послед­ней минуты.

Роди­те­лям, при­няв­шим решение изме­нить стиль жизни в своей семье, советую пред­ва­ри­тельно сказать ребенку при­мерно сле­ду­ю­щее: «Мы решили, что посту­паем неправильно, посто­янно под­го­няя тебя утром. Это только злит тебя, в резуль­тате ты ведешь себя еще хуже, что очень раз­дра­жает нас. Мы решили пре­до­ставить тебе воз­мож­ность самому заботиться о твоих делах так же, как мы заботимся о своих. Теперь мы будем только один раз будить тебя, а дальше делай как знаешь». В боль­шин­стве случаев этот прием не дает немед­лен­ных резуль­та­тов. Но это вполне есте­ственно, так как тип пове­де­ния скла­ды­ва­ется иногда годами. Поэтому первое время старые при­вычки будут давать себя знать.

Более тер­пе­ли­вый из роди­те­лей должен помочь сдер­жаться менее тер­пе­ли­вому. Когда ребенок само­сто­я­тельно первый раз вовремя выйдет из дому, то можно считать это большим успехом семейного вос­пита­ния. А вдруг он все-таки опоздал на автобус? Такое вполне может слу­читься, но роди­тели ни в коем случае не должны ругать его и тем более насме­хаться над ним. Цель матери и отца — помочь ребенку, а не уличать его в неу­ме­нии. Если он просит папу отвезти его в школу на машине, то это можно сделать какой-то один раз, в случае острой необ­хо­ди­мо­сти. Но при этом советую напо­мнить ребенку, что так ему будет очень трудно стать само­сто­я­тель­ным чело­ве­ком.

Со вре­ме­нем ребенок убе­дится в том, что роди­тели пере­стали ока­зы­вать на него дав­ле­ние. Посте­пенно он может отка­заться даже от попытки кон­фрон­та­ции с роди­те­лями.

Все функции вос­пита­ния нера­с­то­роп­ного ребенка лучше всего взять на себя тому из роди­те­лей, который наи­бо­лее терпим к выход­кам ребенка. Конечно, этот способ не может при­не­сти пользы, если оба роди­теля склонны быстро «выхо­дить из себя». Тогда роди­тель, взявший на себя эту обя­зан­ность, вскоре обна­ру­жи­вает, что его тер­пе­ние быстро тает. Однако в боль­шин­стве семей один из роди­те­лей всегда более терпимо отно­сится к нера­с­то­роп­но­сти детей, поэтому может своим спо­койствием раз­ря­дить нака­лен­ную утрен­нюю атмо­сферу в доме.

Стоит ли уста­на­в­ли­вать воз­на­гра­жде­ние ребенку за его хорошее пове­де­ние? Считаю, что такая награда может стать поводом для новых пре­ре­ка­ний.

Я встре­чал семьи, в которых мед­ли­тель­ность в еде ребенка настолько раз­дра­жала отца, что копуше при­хо­ди­лось накры­вать стол отдельно, в другой комнате. В подоб­ных случаях, когда про­блема заходит в семье слишком далеко, я советую обра­титься за про­фес­си­о­наль­ной помощью к спе­ци­али­стам. Так будет лучше как для ребенка, так и для роди­те­лей.

с. 129—134

Нытик

Отно­ше­ния мамы и ребенка могут обра­зо­вы­вать «закол­до­ван­ный круг». Полагаю, что нытье, хны­ка­нье наи­бо­лее присущи детям в воз­ра­сте от двух до трех лет. Но я помню случаи, когда эта тен­ден­ция про­я­в­ля­лась у малыша раньше, еще до года. Следует сказать, что встре­ча­ются и взро­с­лые люди, которые хнычут и жалу­ются всю жизнь.

Вначале попро­буем про­с­ле­дить, как раз­ви­ва­ется эта черта харак­тера, на примере двух детей. Рожде­ние одного из них — маль­чика — роди­тели ждали несколько лет. Поэтому они были чрез­мерно рады его поя­в­ле­нию на свет. Они посто­янно играли с малышом или носили его на руках почти все время, даже тогда, когда он бодр­ство­вал. На мой взгляд, уже в этом пове­де­нии роди­те­лей про­я­ви­лись первые эле­менты неправиль­ного вос­пита­ния. Ребенок, при­вы­кая к тому, что его всегда раз­вле­кают, посте­пенно утра­чи­вает спо­соб­ность играть само­сто­я­тельно.

Когда маль­чику испол­нился год, то он уже гораздо дольше нахо­дился в состо­я­нии бодр­ство­ва­ния. Он все время тре­бо­вал при­выч­ных раз­вле­че­ний. А тер­пе­ние мамы к этому времени дошло до предела. Кроме того, в годо­ва­лом воз­ра­сте ребенок пере­стает быть совер­шенно бес­по­мощ­ным, поэтому у роди­те­лей осла­бе­вает желание посто­янно его бало­вать. Если роди­тели про­дол­жают свою линию пове­де­ния, тогда они до двух-трех­лет­него воз­ра­ста ребенка говорят с ним на его языке, кормят его из буты­лочки, носят на руках.

В при­ве­ден­ном примере мальчик посто­янно тре­бо­вал, чтобы его взяли на руки, он хныкал и не пере­ста­вая про­тя­ги­вал руки. Мама про­бо­вала игно­ри­ро­вать его призывы, но надолго ее сил не хватало. Плач ребенка ста­но­вился невы­но­си­мым. Мать брала малыша на руки на несколько минут, успо­ка­и­вала, пыта­лась поло­жить его в кро­ватку. А ребенок реа­ги­ро­вал на это момен­тально. Он начинал плакать с новой силой. И так про­дол­жа­лось посто­янно. Мать терпела нытье ребенка до опре­де­лен­ного момента, а затем все равно усту­пала ему.

Думаю, что дети уже к десяти­ме­сяч­ному воз­ра­сту чув­ствуют раз­дра­же­ние матери даже тогда, когда она его скры­вает. Это обсто­я­тель­ство одно­вре­менно и злит, и сдер­жи­вает как маму, так и ребенка. Такая ком­би­на­ция чувств сти­му­ли­ро­вала ребенка тре­бо­вать к себе еще боль­шего вни­ма­ния. Он уже вполне мог оценить силу своего воз­действия на маму, потому что она не пре­се­кала его чрез­мер­ные тре­бо­ва­ния, что вело к уси­ле­нию его натиска. Отно­ше­ния мамы и ребенка обра­зо­вали «закол­до­ван­ный круг». Малыш держал мать в посто­ян­ном напря­же­нии, а она не в силах была ему проти­во­сто­ять. Посте­пенно у нее осла­бе­вала спо­соб­ность отно­ситься к ребенку дру­же­лю­бно.

В сле­ду­ю­щем случае речь пойдет о вось­ми­ме­сяч­ной девочке. Когда она роди­лась, ее роди­тели были женаты всего около года. Вскоре после рожде­ния дочери ее отца при­з­вали на воин­скую службу (это про­ис­хо­дило во время второй мировой войны). Мама девочки была жен­щи­ной по натуре очень бес­по­кой­ной. Она тяжело пережи­вала пред­сто­я­щую разлуку. После отъезда мужа она с дочерью стала жить уеди­ненно, почти ни с кем не общаясь. У нее не было близких друзей и род­ствен­ни­ков.

Девочка реа­ги­ро­вала на настро­е­ние матери. Она ста­но­ви­лась все бес­по­койнее и тре­бо­ва­тель­нее. Маме при­хо­ди­лось носить ее на руках даже в тех случаях, когда она зани­ма­лась домаш­ними делами. В конце концов девочка пере­стала давать матери воз­мож­ность не только оставить ее в манеже, но и отлу­читься даже на минуты. Мама выну­ждена была нахо­диться около ребенка до тех пор, пока девочка не засы­пала, — до десяти-один­на­дцати часов вечера. Мама совсем не имела покоя. Дочка посто­янно, почти не пере­ста­вая, хныкала.

Я полагаю, что молодая мама испы­ты­вала какое-то чувство обиды на ребенка, поя­вив­ше­гося слишком скоро в ее корот­кой супру­же­ской жизни. Веро­ятно, сло­жив­ша­яся ситу­а­ция спо­соб­ство­вала уси­ле­нию раз­дра­же­ния со стороны мамы, но она не поз­во­ляла себе выме­щать свое настро­е­ние на ребенке. Она усту­пала всем тре­бо­ва­ниям девочки без сопроти­в­ле­ния. Навер­ное, женщине так было легче.

Второй случай более выра­зи­те­лен, чем первый. Но я думаю, что он только более четко рас­кры­вает одну и ту же ситу­а­цию: ребенок требует от мамы больше вни­ма­ния, чем она в состо­я­нии уделить ему. С одной стороны, она воз­му­ща­ется его пове­де­нием, а с другой — не может проти­во­сто­ять его капри­зам. Ребенок чув­ствует раз­дра­же­ние матери и силу своего воз­действия. Эти факторы ведут к раз­ви­тию опре­де­лен­ного типа пове­де­ния детей.

К двух-трех­лет­нему воз­ра­сту ребенка ситу­а­ция обычно выгля­дит не столь дра­ма­тично. Он чаще всего находит себе какое-нибудь занятие дома или играет с другими детьми во дворе. Поэтому черты нытика в его харак­тере начи­нают про­я­в­ляться по-другому. Напри­мер, он может тре­бо­вать повы­шен­ного вни­ма­ния к себе тогда, когда его мама раз­го­ва­ри­вает по теле­фону. Он может про­ситься на про­гулку в дожд­ли­вый день, когда невоз­можно идти гулять. Ребенок-нытик как бы посто­янно задает себе вопрос: «Что можно сейчас при­ду­мать, чтобы пох­ны­кать?»

На мой взгляд, суще­ствует два типа реакции матерей на детей-нытиков. Первый тип обычно наблю­да­ется у очень совест­ли­вых и дис­ци­пли­ни­ро­ван­ных матерей. Они сохра­няют спо­койное выра­же­ние лица и говорят ровным голосом даже тогда, когда ребенок дони­мает их хны­ка­ньем в течение несколь­ких часов. Другой тип реакции состоит в том, что мать быстро раз­дра­жа­ется, даже злится из-за нытья ребенка. Со стороны очень хорошо видно, что от гнева мамы пове­де­ние ребенка не улуч­ша­ется. Видимо, разница между этими двумя типами реакции на капризы и нытье детей заклю­ча­ется в раз­лич­ной степени само­кон­троля матерей.

Мне вспо­ми­на­ется, как много лет назад я выезжал на пикник с одной семьей, в которой сло­жи­лась нездо­ро­вая обста­новка из-за посто­ян­ного нытья пяти­лет­него маль­чика. Думаю, что такая атмо­сфера в семье соз­да­лась из-за того, что мать с пора­зи­тель­ной бес­печ­но­стью поз­во­ляла ребенку быть нытиком. Причем мать была доста­точно строга к своим старшим детям, которые росли послуш­ными и жиз­не­ра­дост­ными ребя­тами. Глядя на них, никому и в голову не пришло бы поду­мать о том, что они могут доку­чать другим людям.

В отно­ше­нии сына-нытика наблю­да­лась инте­рес­ная картина: его нытье про­я­в­ля­лось лишь в отно­ше­ниях с мамой, а с другими членами семьи он вел себя вполне нор­мально. Стало оче­вид­ным, что его бес­ко­неч­ные жалобы и тре­бо­ва­ния нужны ему были только для того, чтобы доса­дить маме. Я всегда при­дер­жи­вался убе­жде­ния, воз­можно слишком упро­щен­ного, что любая мать в состо­я­нии справиться с ребен­ком-нытиком. Для этого только надо правильно вести себя с первых дней после рожде­ния малыша. Иногда мамы и папы очень быстро, порой не разо­брав­шись, при­ни­мают решение о нака­за­нии ребенка или мгно­венно отве­чают отказом на его просьбу, не выяснив ее мотивы. А чуть позже они начи­нают сомне­ваться в правиль­но­сти своих решений. Ребенок обычно момен­тально ула­в­ли­вает сомне­ния роди­те­лей и уси­ли­вает натиск. Иногда бывает так, что мама, будучи в плохом настро­е­нии, предъ­я­в­ляет ребенку нес­правед­ли­вые претен­зии, а потом, спо­хва­тив­шись, поз­во­ляет ему, как бы в каче­стве ком­пен­са­ции, без­на­ка­занно хныкать или вести себя грубо.

Такое почти никогда не про­ис­хо­дит, если роди­тели урав­но­ве­шенны и уверены в своих реше­ниях. Когда они чув­ствуют насто­я­щую любовь к своим детям, то им легче упра­в­лять каждым своим ребен­ком. Быть дру­же­лю­б­ными, но твер­дыми — лучший стиль пове­де­ния. С такими роди­те­лями дети скорее согла­ша­ются, у них чаще воз­ни­кает желание сделать мамам и папам при­ят­ное.

Когда роди­тели объ­яс­няют ребенку, что хорошо и что плохо, их голос должен звучать твердо, без малейших при­зна­ков сомне­ний. Ребенку, начи­на­ю­щему ныть в надежде на испол­не­ние своей нера­зум­ной просьбы, советую сказать: «Ты ничего не добьешься своим хны­ка­ньем». А из инто­на­ции голоса ребенок должен понять, что его попытки бес­по­лезны.

Поэтому, когда ребенок, несмо­тря на усилия роди­те­лей, все же посте­пенно пре­вра­ща­ется в хро­ни­че­ского нытика, роди­те­лям в первую очередь следует обра­тить вни­ма­ние на самих себя и свое пове­де­ние, про­а­нали­зи­ро­вать инто­на­ции своего голоса: нет ли в них скры­того чувства вины, сомне­ния? Дети быстро ула­в­ли­вают их про­я­в­ле­ние. Это весьма груст­ная ситу­а­ция, так как обе стороны лишают себя воз­мож­но­сти испы­ты­вать друг к другу теплые, нежные чувства, так необ­хо­ди­мые и роди­те­лям, и детям.

Очень трудно обна­ру­жить истин­ные причины поя­в­ле­ния ребенка-нытика. Корни этого явления могут уходить глубоко в его раннее детство. Воз­можно, ребенок не получал доста­точно мате­рин­ской ласки в мла­ден­че­ском воз­ра­сте, а может быть, причины нахо­дятся еще глубже — в отно­ше­ниях роди­те­лей ребенка с их соб­ствен­ными роди­те­лями, бра­тьями или сестрами. Советую в таких случаях обра­титься в семейную кон­суль­та­цию.

Позволю себе вер­нуться к тому моменту, когда я говорил об упро­щен­ном взгляде на про­блему. В первую очередь я имел в виду наи­бо­лее типич­ные причины хны­ка­нья. Но могут быть другие, в том числе физи­оло­ги­че­ские, причины данного сим­п­тома. При­ме­ром могут служить неко­то­рые хро­ни­че­ские желу­доч­ные забо­ле­ва­ния, которые могут про­я­в­ляться у детей в воз­ра­сте около года и сопро­во­ждаться рас­стройствами эмо­ци­о­наль­ной сферы.

Поэтому, закан­чи­вая эту главу, я хочу напо­мнить роди­те­лям, осо­бенно матерям: если ваш ребенок про­я­в­ляет сим­п­томы нытика, то ситу­а­цию необ­хо­димо в первую очередь рас­смо­треть дву­сто­ронне: с точки зрения пси­холо­гии и с позиций физи­оло­гии. Сле­до­ва­тельно, роди­те­лям надо обра­титься к соот­вет­ству­ю­щим спе­ци­али­стам.

с. 135—139

Другие материалы из данного источника