Спок Б.

Разговор с матерью(фрагмент)



Отно­ше­ние к детским про­ступ­кам

Когда посто­рон­ние люди застают под­ростка на месте мелкого пра­во­на­ру­ше­ния, то чаще всего о его про­ступке сооб­щают роди­те­лям в надежде, что они сами займутся пове­де­нием ребенка. Иногда вызы­вают полицию, которая может сделать под­ростку выговор и отпу­стить его домой. В зави­си­мо­сти от про­ступка под­ростка могут осво­бо­дить условно, могут направить в детскую клинику или в вос­пита­тель­ное обще­ствен­ное заве­де­ние.

На всех этапах пред­ва­ри­тель­ного след­ствия, опре­де­ля­ю­щего харак­тер про­ступка, под­ро­сток обща­ется с раз­лич­ными людьми. От того, как с ним обра­ща­ются на всех этих стадиях, во многом зависит его даль­нейшее пове­де­ние.

Все под­ростки пре­бы­вают в поисках своего взро­с­лого «я». Их раз­ди­рают проти­во­ре­чи­вые порывы. Они могут вос­ста­вать против любой власти над ними, считая ее дес­потич­ной и нес­правед­ли­вой. В то же время боль­шин­ство под­рост­ков стре­мятся стать пол­но­прав­ными членами обще­ства. На опре­де­лен­ном этапе под­ростка можно очень легко под­тол­к­нуть в любую сторону. Поэтому отно­ше­ние к нему после свер­ше­ния про­ступка роди­те­лей, полиции, членов суда и других людей может оже­сто­чить или смяг­чить сердце ребенка.

Если роди­тели узнают от соседей, от учи­те­лей школы или от детей, что их ребенка обви­няют в пра­во­на­ру­ше­нии (даже если он взял кар­тинки из чужого дет­ского шкаф­чика), то советую роди­те­лям руко­вод­ство­ваться несколь­кими прин­ци­пами. В первую очередь надо выслу­шать самого ребенка и пока­зать, если его откро­вен­ность убе­ди­тельна, что они верят ему. Одно­вре­менно мать и отец должны очень так­тично насто­ять на его прав­ди­вом сооб­ще­нии. Не следует бояться зада­вать ребенку наво­дя­щие вопросы, чтобы не дать ему воз­мож­ность ввести их в заблу­жде­ние. Когда он виноват, но видит, что роди­тели будто бы боятся выяс­нить его вину, то ребенку может пока­заться, что они хотят помочь ему скрыть его про­сту­пок. Он как бы полу­чает на это мол­чали­вое согла­сие роди­те­лей, которое ковер­кает его совесть и дает мотив к сле­ду­ю­щему пра­во­на­ру­ше­нию.

Роди­те­лям советую наста­и­вать на немед­лен­ном изви­не­нии ребенка перед людьми, которым он нанес даже малейшую обиду. Необ­хо­димо также ком­пен­си­ро­вать или исправить нане­сен­ный ущерб. Это дела­ется не для того, чтобы унизить ребенка (мудрые роди­тели никогда не унижают своих детей), а для того, чтобы вос­ста­но­вить справед­ли­вость. Роди­те­лям необ­хо­димо ясно пока­зать свое нео­до­бре­ние поступку ребенка и нало­жить запрет на подоб­ные действия. Но они не должны в своем него­до­ва­нии вести себя так, будто отре­ка­ются от своего ребенка. В каждом чело­веке есть много хороших задат­ков, именно к ним и должны взывать роди­тели.

Я глубоко уверен, что нару­ши­теля можно вернуть на стезю добро­детели в первую очередь потреб­но­стью в любви своих близких. Если же он считает, что эта любовь поте­ряна нав­се­гда, то он может дать воз­мож­ность взять верх своим анти­об­ще­ствен­ным тен­ден­циям.

Сле­ду­ю­щий шаг роди­те­лей: поста­раться понять смысл пра­во­на­ру­ше­ния. Если ста­но­вится оче­вид­ным, что посту­пок под­ростка был вре­мен­ной утратой здра­вого смысла, то это смяг­чает его вину при опре­де­лен­ных обсто­я­тель­ствах и наличии здо­ро­вого харак­тера ребенка. Воз­можно, что дальше раз­би­раться нет необ­хо­ди­мо­сти. Если же есть сви­детель­ства тому, что ребенок обес­по­коен и озло­б­лен или недо­ста­точно созна­те­лен, то советую срочно обра­титься за помощью к учи­те­лям школы, в кон­суль­та­цию по про­бле­мам семьи или в детскую клинику.

Известно, что из всех задер­жан­ных молодых людей при­мерно 75 про­цен­тов под­ле­жат раз­би­ра­тель­ству только в полиции, без реги­стра­ции и пере­дачи дел в суд. Поэтому очень важно, чтобы сотруд­ники полиции знали о при­чи­нах, заста­в­ля­ю­щих детей совер­шать тот или иной посту­пок или про­сту­пок. Необ­хо­димо уметь отли­чать детей, состо­я­ние которых доста­точно ясно, от тех, у кого серьезные рас­стройства психики, а также от тех детей, которые не имеют пре­ступ­ных наклон­но­стей. Еще более важно, чтобы сотруд­ники полиции знали, какими мето­дами можно ока­зы­вать поло­жи­тель­ное влияние на молодых людей.

Я вспо­ми­наю маль­чика из бес­по­кой­ной семьи, кото­рого поймали на одном мелком пра­во­на­ру­ше­нии. Он не был зло­у­мыш­лен­ни­ком. Ребенок был очень довер­чив. Но район­ный поли­цейский после этого его про­ступка не мог избавиться от подо­зри­тель­ного отно­ше­ния к под­ростку. Всякий раз, когда в районе слу­чались кражи или хули­ган­ство, поли­цейский при­хо­дил домой к этому маль­чику, обвинял его и пытался запу­ги­ва­нием добиться от него при­зна­ния. Это плохо для любого ребенка.

Тихие маль­чики обычно боятся тех поли­цейских, которые вечно угро­жают, руга­ются. Но на неко­то­рые сильные харак­теры такое пове­де­ние пред­стави­те­лей власти ока­зы­вает обрат­ный эффект. Эти под­ростки пыта­ются пере­хит­рить, обма­нуть взро­с­лых людей. В резуль­тате под­ро­сток может еще более реши­тельно настро­иться против закона.

К работе с детьми, и тем более с пра­во­на­ру­ши­те­лями, следует при­вле­кать людей зрелых, знающих воз­раст­ную и педа­го­ги­че­скую пси­холо­гию.

Для тех молодых людей, которых надо задер­жать до суда, должны быть спе­ци­аль­ные дома пред­ва­ри­тель­ного заклю­че­ния, непо­хо­жие на тюрьму. У нас в стране слишком мало заве­де­ний, отве­ча­ю­щих этим тре­бо­ва­ниям. Во многих штатах Америки детей-пра­во­на­ру­ши­те­лей содер­жат в обычных «взро­с­лых» тюрьмах.

Незави­симо от того, нас­колько под­вер­жен ребенок серьезным анти­об­ще­ствен­ным тен­ден­циям или совсем не имеет пре­ступ­ных наклон­но­стей, ему очень вредно нахо­диться в усло­виях тюрьмы.

Суды, зани­ма­ю­щи­еся пра­во­на­ру­ше­ни­ями под­рост­ков, действуют на осно­ва­нии закона, пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щего непол­ную ответ­ствен­ность несо­вер­шен­но­лет­них за свои действия. Их знания, сужде­ния и само­кон­троль еще не могут считаться зрелыми. Они чаще всего под­властны своему домаш­нему окру­же­нию. Они еще растут и поэтому под­вер­жены как поло­жи­тель­ным, так и отри­ца­тель­ным вли­я­ниям.

Под­рост­ков нельзя пуб­лично позо­рить суди­мо­стью или при­во­дами в полицию. Совер­шенно оче­видно, что их следует не карать, а пере­у­чи­вать и пере­вос­пи­ты­вать. Они не должны общаться со взро­с­лыми пре­ступ­ни­ками. Сле­до­ва­тельно, я вижу цель любого суда, зани­ма­ю­ще­гося делом несо­вер­шен­но­лет­него пра­во­на­ру­ши­теля, в том, чтобы не обви­нять и нака­зы­вать, а выяс­нять в первую очередь, какие причины вызвали пра­во­на­ру­ше­ние, как можно изме­нить окру­же­ние и вос­пита­ние под­ростка, какой метод пере­вос­пита­ния можно поре­ко­мен­до­вать кон­крет­ному под­ростку и, наконец, про­с­ле­дить за выпол­не­нием реко­мен­да­ций. Судья должен быть про­фес­си­о­на­лом не только в юрис­пру­ден­ции, но и в детской пси­холо­гии. Ему необ­хо­дим штат под­го­то­в­лен­ных людей, которые про­во­дят тща­тель­ное рас­сле­до­ва­ние до начала слу­ша­ния дела в суде и затем следят за выпол­не­нием его решений. В штате суда должны быть кон­суль­танты — пси­холог и детский пси­хи­атр.

В действи­тель­но­сти же в нашей стране суще­ствует очень мало именно так уком­плек­то­ван­ных судов. Многие судьи не под­го­то­в­лены к пони­ма­нию пси­холо­гии детей и обра­ще­нию с ними. Слу­ча­ется, что и юри­ди­че­ски судья не всегда про­фес­си­о­нально под­го­то­в­лен для рас­смо­тре­ния подоб­ных дел. При сте­че­нии таких очень плохих обсто­я­тель­ств ребенка могут лишить свободы, семьи и послать в совер­шенно непод­хо­дя­щее для него заве­де­ние.

* * *

Я считаю необ­хо­ди­мым под­чер­к­нуть роль меди­цин­ского обсле­до­ва­ния мало­лет­них пра­во­на­ру­ши­те­лей с точки зрения пси­хо­те­ра­пии. Я говорю об этом потому, что неко­то­рые люди считают пси­хо­те­ра­пию почти маги­че­ским про­цес­сом, пред­по­ла­гая, что после несколь­ких посе­ще­ний мудрого доктора пациент может быть исцелен.

На самом деле, даже в самых бла­го­при­ят­ных случаях, врачу необ­хо­димо порой весьма про­дол­жи­тель­ное время. Это во многом зависит от самого паци­ента. У него должно быть желание изме­нить свое пове­де­ние, при­знать, что часть про­блемы заклю­ча­ется в нем самом, а не в других людях. А несо­вер­шен­но­лет­ний пра­во­на­ру­ши­тель обычно бунтует против роди­те­лей и всего взро­с­лого мира. Он не склонен видеть соб­ствен­ное раз­дра­же­ние. Чаще всего он не желает сле­до­вать советам спе­ци­али­стов. Когда ему пред­ла­гают помощь, то такой ребенок обычно вос­при­ни­мает это как оче­ред­ную уловку взро­с­лых, чтобы найти факты для его обви­не­ния.

Я обращаю вни­ма­ние роди­те­лей и врачей на ясное пред­ста­в­ле­ние причин, вызы­ва­ю­щих нега­тив­ное пове­де­ние под­ростка. Если он хороший, созна­тель­ный человек, попав­ший в беду только из-за своего дет­ского, еще незре­лого созна­ния или из-за ненор­маль­ных отно­ше­ний в семье, то пер­спек­тива в судьбе ребенка не так без­ра­достна, как я ее обри­со­вал. В подоб­ном случае под­ро­сток чув­ствует необ­хо­ди­мость в помощи, поэтому спо­со­бен испы­ты­вать доверие к врачу, если, конечно, тот искренне и с пони­ма­нием к нему отно­сится.

Я убежден, что несо­вер­шен­но­лет­ние пра­во­на­ру­ши­тели — это в основ­ном совсем непло­хие дети. Но у боль­шин­ства из них, на мой взгляд, есть раз­лич­ной степени при­знаки рас­стройства психики. Прежде чем решать судьбу ребенка, необ­хо­димо точно знать состо­я­ние его здо­ро­вья.

* * *

Спе­ци­али­сты считают одной из главных причин пра­во­на­ру­ше­ний среди несо­вер­шен­но­лет­них — образ жизни роди­те­лей и методы вос­пита­ния в семье. Ответ­ствен­ные роди­тели это очень хорошо пони­мают. Они серьезно отно­сятся к пове­де­нию своих детей.

Однако известны, к сожа­ле­нию, другие роди­тели, которые, имея так назы­ва­е­мых трудных детей, сами погрязли в своих эмо­ци­о­наль­ных и обще­ствен­ных про­бле­мах. Неу­ди­ви­тельно, что дети таких роди­те­лей чаще всего ста­но­вятся пра­во­на­ру­ши­те­лями. Их роди­тели не могут им помочь, так как сами нужда­ются в помощи. В таких случаях ответ­ствен­ность за судьбу детей пере­кла­ды­ва­ется на сотруд­ни­ков обще­ствен­ных орга­ни­за­ций. Однако в боль­шин­стве случаев у нас пер­со­нал этих орга­ни­за­ций недо­ста­точно ком­петен­тен, поэтому у него нет воз­мож­но­сти решить задачи вос­пита­ния этих детей. Ответ­ствен­ность за них воз­ла­га­ется на обще­ство. Под словом «обще­ство» в данном случае я под­ра­зу­ме­ваю всех людей, себя и других роди­те­лей, которые оза­бо­чены будущим своих детей, которые стре­мятся пре­о­до­леть неве­же­ство и без­раз­ли­чие по отно­ше­нию к своим потом­кам.

с. 209—213

Другие материалы из данного источника