Спок Б.

Разговор с матерью(фрагмент)



Надо ли нака­зы­вать детей?

Нака­за­ние — это самая крайняя мера, которая при­ме­ня­ется по отно­ше­нию к детям только в тех случаях, когда все осталь­ные способы для уста­но­в­ле­ния дис­ци­плины ока­зались недействен­ными.

Я регу­лярно читаю лекции роди­те­лям, учи­те­лям по вопро­сам вос­пита­ния детей. В конце почти каждой лекции, когда под­хо­дит время зада­вать мне вопросы, в пятом ряду под­ни­ма­ется серьезный мужчина и, всегда откаш­ли­ва­ясь, спра­ши­вает меня тоном юриста: «Доктор, что думают ученые о нака­за­нии?» Я посто­янно отвечаю ему на его вопрос, каждый раз углу­б­ляя содер­жа­ние ответа. У меня соз­да­лось впе­ча­т­ле­ние, что этот человек с самого рожде­ния своего первого ребенка стоял только за справед­ли­вое нака­за­ние детей, а его жена была против и во многих случаях удер­жи­вала его от действий. На моих лекциях ему, видимо, хоте­лось полу­чить под­твер­жде­ние своей позиции, чтобы опро­вер­г­нуть взгляды жены.

Этим при­ме­ром я совсем не хочу пока­зать, будто бы папы чаще всего стоят за нака­за­ние детей, а мамы — против. Нередко бывает и нао­бо­рот. В боль­шин­стве случаев и мама и папа стоят на одних и тех же пози­циях. Но и тогда, когда они в основ­ном согла­ша­ются друг с другом, у них воз­ни­кают порой серьезные раз­но­гла­сия.

Для роди­те­лей, учи­те­лей, вос­пита­те­лей про­блемы нака­за­ния, осо­бенно физи­че­ского, всегда были захва­ты­ва­ю­щей и бес­ко­неч­ной темой для обсу­жде­ния. Если учитель, пси­холог или тера­певт в своей речи о вос­пита­нии ребенка упо­ми­нает о том, что нака­зы­вать детей время от времени вполне есте­ственно, то после такого заме­ча­ния в печати может поя­виться заголо­вок: «Спе­ци­алист отста­и­вает телес­ное нака­за­ние». Соз­да­ется впе­ча­т­ле­ние, что для неко­то­рых людей в вопросе о вос­пита­нии детей главное, нака­зы­вать ребенка или нет. В этой навяз­чи­вой идее есть нечто нездо­ро­вое. Конечно, нака­за­ние нака­за­нию рознь. Спе­ци­али­сты в данном случае говорят о разумных, любящих роди­те­лях.

* * *

В про­цессе вос­пита­ния ребенка очень важно то чувство, которое испы­ты­вают роди­тели к своим детям и каждый ребенок по отно­ше­нию к матери и отцу. Это две стороны одной медали. Способы нака­за­ния, если о них вообще стоит гово­рить, на мой взгляд, весьма несу­ще­ствен­ные детали. Главное — это любовь мамы и папы к своему ребенку, их пре­дан­ность ему, желание ему только добра и счастья.

Тепло роди­тель­ской любви — это то чувство, которое вос­пи­ты­вает у чело­века спо­соб­ность любить и быть любимым. Ребенок, окру­жен­ный разум­ной роди­тель­ской любовью, растет чаще всего дру­же­лю­б­ным, при­вет­ли­вым по отно­ше­нию ко всему его окру­жа­ю­щему миру.

Каждому чело­веку приятно чув­ство­вать, что его любят в семье, среди друзей, на работе. Однако этот процесс вза­им­ный. Поэтому ребенок, который растет в теплой, справед­ли­вой семей­ной обста­новке, ста­но­вится обычно чело­ве­ком весьма при­ят­ным для окру­жа­ю­щих его людей. Эти основ­ные факторы вос­пита­ния ребенка многим роди­те­лям кажутся настолько оче­вид­ными, что они забы­вают обра­щать на них вни­ма­ние.

Думаю, что есть еще один фактор в про­цессе вос­пита­ния, который тоже очень важен. Ребенок, осо­бенно в воз­ра­сте от трех до шести лет, выра­жает свою пре­дан­ность роди­те­лям обычно тем, что ста­ра­ется во всем быть похожим на них. Он не просто под­ра­жает их действиям, манере раз­го­ва­ри­вать, но и ста­ра­ется быть таким же разумным, как и они. У маль­чика поя­в­ля­ется желание быть похожим на взро­с­лых мужчин, быть храбрым в момент опас­но­сти, веж­ли­вым по отно­ше­нию к жен­щи­нам, пре­дан­ным своим близким, то есть таким же, как его папа. Девочка хочет помо­гать по хозяйству, заботиться о малышах (если их в семье нет, то о куклах), быть лас­ко­вой со всеми членами семьи, то есть делать все так же, как это делает мама. Сле­до­ва­тельно, дети, имея перед собой пример роди­те­лей и чув­ствуя их любовь, сами влияют на фор­ми­ро­ва­ние своего харак­тера, на свою дис­ци­пли­ни­ро­ван­ность и отно­ше­ние к людям.

Однако как бы хороши ни были порывы, наме­ре­ния ребенка, ему еще не хватает опыта, чтобы его пове­де­ние стало ста­биль­ным. Ему еще очень легко запу­таться в своих стрем­ле­ниях. Каждый день он много раз слышит от мамы ука­за­ния, напо­до­бие таких: «Когда ты везешь сестренку в коляске, то не делай резких дви­же­ний», «Иди есть сейчас же, потому что обед остынет», «Запомни! Ты не должен сам менять пла­стинки на про­и­гры­ва­теле. Это сделает мама», «Не пере­ходи улицу, если с тобой нет взро­с­лого чело­века».

Иногда ребенок просто не хочет нор­мально вести себя. Его может воз­му­щать что-то, напри­мер как раз­го­ва­ри­вают между собой его роди­тели, брат или сестра. В такие моменты на него может найти бурное настро­е­ние. И тогда нужна разум­ная твер­дость роди­те­лей.

В своих лекциях я всегда обращаю вни­ма­ние на необ­хо­ди­мость после­до­ва­тель­но­сти и искрен­но­сти со стороны роди­те­лей, когда, речь идет о дис­ци­плине детей. Советую при этом учи­ты­вать, что ребенок не может порой при­с­по­со­биться к раз­лич­ным ситу­а­циям или при­выкнуть к кому-либо из окру­жа­ю­щих его взро­с­лых людей. Между прочим, неко­то­рые дети уди­ви­тельно хорошо при­с­по­са­б­ли­ва­ются к любым усло­виям.

Роди­те­лям следует считать себя ответ­ствен­ными за вос­пита­ние дис­ци­пли­ни­ро­ван­но­сти у своего ребенка. Если он чув­ствует искрен­ность в тре­бо­ва­ниях роди­те­лей, то он скорее пони­мает разум­ность их просьбы. Неко­то­рые мамы и папы теря­ются, не знают, как посту­пить, чтобы заставить ребенка вести себя хорошо. Обычно такие роди­тели начи­нают угро­жать, кричать на него, даже давать под­за­тыль­ники. Не убедив ребенка в его вине, эти мамы и папы своими словами и действи­ями в какой-то степени под­тал­ки­вают его к даль­нейшему плохому пове­де­нию.

Я начал раз­го­вор о нака­за­нии, а перевел его к про­бле­мам дис­ци­плины. Это не слу­чайно, так как нака­за­ние бывает за соот­вет­ству­ю­щее пове­де­ние и, на мой взгляд, не улуч­шает дис­ци­плину ребенка. Она в основ­ном зависит от других фак­то­ров. Нака­за­ние для боль­шин­ства детей не явля­ется при­чи­ной, удер­жи­ва­ю­щей ребенка от плохого пове­де­ния. Даже в тех случаях, когда нака­за­ние выну­жденно, когда исчер­паны многие способы, то и тогда оно не при­но­сит жела­е­мой пользы.

* * *

Почему дети время от времени ста­но­вятся непо­слуш­ными? На этот вопрос суще­ствует мно­же­ство ответов. Воз­можно, ребенку очень захо­те­лось пои­грать с каким-либо пред­метом, а мама запре­щает его брать. Может быть, сегодня у ребенка просто каприз­ное настро­е­ние из-за того, что он плохо спал ночью, или у него воз­ни­кло недо­воль­ство, обида на маму, и т. д., и т. п. Ребенок может сер­диться по раз­лич­ным поводам, после чего чаще всего он ста­но­вится грубым, непо­слуш­ным, воз­можно, и агрес­сив­ным. И тогда воз­му­ще­ние и гнев тихо зреют у мамы. Она не выдер­жи­вает и, может быть сама даже не желая этого, нака­зы­вает ребенка.

Совер­шенно спо­койно, без проблем вос­пи­ты­вать ребенка невоз­можно. Время от времени дети выводят роди­те­лей из рав­но­ве­сия. В таких случаях не стоит чув­ство­вать себя вино­ва­тыми. Я думаю, что при этом не имеет боль­шого зна­че­ния, что сделает мама: шлепнет ли его слегка, уведет ли в другую комнату или просто строго посмо­трит на него. Я уверен, что мнение роди­те­лей о про­блеме нака­за­ния зависит от вос­по­ми­на­ний соб­ствен­ного детства, от того, нака­зы­вали ли их самих или нет в отчем доме.

Роди­тели, которых в детстве не нака­зы­вали, так как их матери и отцы смогли уста­но­вить в семье дис­ци­плину с помощью своего твер­дого харак­тера и поло­жи­тель­ного примера, обычно встают на такие же позиции по отно­ше­нию к своим соб­ствен­ным детям.

Взро­с­лые люди, которых в детстве нака­зы­вали, может быть даже по очень весомым при­чи­нам (к таким людям, как мне кажется, отно­сится большая часть аме­ри­кан­цев), навер­ное, инстин­к­тивно пов­то­ряют действия своих роди­те­лей по отно­ше­нию к соб­ствен­ным детям.

Если отно­ше­ния между роди­те­лями и ребен­ком хорошие, то нака­за­ние совсем не обя­за­тельно. Эффект будет куда сильнее от умного, нена­вяз­чи­вого раз­го­вора. Если же все-таки мама или папа при­бегли к нака­за­нию, которое ребенок пред­ви­дел, то, воз­можно, он начнет него­до­вать, но не будет обижен, так как почув­ствует справед­ли­вость роди­те­лей.

Когда в семье напря­жен­ные отно­ше­ния между детьми и роди­те­лями, то при­хо­дится часто нака­зы­вать детей. После нака­за­ния ребенок обычно чув­ствует себя оби­жен­ным и запу­ган­ным, а роди­тели ощущают свою вину. В таких ситу­а­циях роди­те­лям необ­хо­димо серьезно поду­мать о жизни своей семьи и срочно принять необ­хо­ди­мые меры. Если никаких улуч­ше­ний в пове­де­нии детей роди­тели не заметят, то, значит, они действо­вали неправильно. Видимо, что-то не соот­вет­ствует пред­ста­в­ле­ниям роди­те­лей о вос­пита­нии детей. В этом случае им нужна срочная помощь спе­ци­али­стов: пси­холога, опыт­ного учителя, соци­олога, врача.

* * *

В начале XX века широко при­зна­ва­лось мнение о том, что роди­тели могут сами выби­рать любую теорию вос­пита­ния ребенка и про­во­дить ее в жизнь с помощью своей воли и твер­дого харак­тера, невзи­рая на чувства, которые испы­ты­вают они и их ребенок.

Неко­то­рые педа­гоги утвер­ждали, что нака­зы­вать надо не в пылу гнева, а несколько позже, когда можно будет рас­су­ждать хлад­но­кровно. Люди, которые так гово­рили, не при­ни­мали во вни­ма­ние то, что даже самые рас­су­ди­тель­ные роди­тели чаще всего чув­ствуют сильное желание принять меры немед­ленно. Конечно, в раз­лич­ных ситу­а­циях иногда мать или отец хотят все про­ду­мать, может быть, даже посо­вето­ваться с другими роди­те­лями. Мне кажется, что пред­по­чти­тель­нее реа­ги­ро­вать сразу же, так чтобы кон­фликт не затя­ги­вался.

Для ребенка мучи­тельно ждать, напри­мер, пока придет с работы папа и примет какие-то меры, так как мама еще утром поо­бе­щала ребенку нака­за­ние от папы. А папа, воз­вра­ща­ю­щийся домой в надежде рас­сла­биться, ока­зы­ва­ется в роли суро­вого блю­сти­теля порядка. Ему это тоже не очень-то приятно. Я думаю, что отсро­чен­ных реакций следует избе­гать, конечно, если ситу­а­ция не очень серьезная. Нака­за­ние, которое затя­ги­ва­ется, заста­в­ляет стра­дать всю семью.

Когда роди­тели спра­ши­вают меня о наи­бо­лее эффек­тив­ной форме нака­за­ния, то я обычно затруд­ня­юсь им ответить, если это не каса­ется кон­крет­ной ситу­а­ции. На этот вопрос нельзя ответить так же, как нельзя сказать, что лучше: биф­штекс или моро­же­ное, какой цвет кра­си­вее — красный или синий. Наи­бо­лее правиль­ный метод нака­за­ния, на мой взгляд, — это тот, который может при­не­сти лучшие резуль­таты. Все зависит от роди­те­лей, ребенка и его про­ступка.

Иногда легкий шлепок действует как на ребенка, так и на маму. Многие матери после этого даже муча­ются, думая о своей жесто­ко­сти. А ребенок бывает страшно воз­му­щен из-за такого оскор­б­ле­ния. Недол­гая изо­ля­ция в отдель­ной комнате порой при­но­сит жела­е­мые резуль­таты. Однако неко­то­рые дети своим громким плачем в этой комнате треплют нервы всей семье. И это может про­дол­жаться часами. Лишение каких-либо при­ви­ле­гий больше под­хо­дит для школь­ни­ков. Если они пони­мают свою вину, то это раз­ви­вает у них чувство справед­ли­во­сти.

Думаю, что четкую систему нака­за­ний, которая бы действо­вала оди­на­ково эффек­тивно во всех семьях, пред­ло­жить невоз­можно. Какое-то одно, опре­де­лен­ное нака­за­ние, которое могло бы исправить плохой харак­тер на хороший или хотя бы обес­пе­чить вре­менно при­лич­ное пове­де­ние ребенка, на мой взгляд, не суще­ствует.

Хорошая дис­ци­плина детей осно­вана на вза­им­ной любви и вза­им­ном ува­же­нии между всеми членами семьи. Дис­ци­плина фор­ми­ру­ется с помощью обу­че­ния, для кото­рого необ­хо­дима твер­дость харак­тера мамы и папы. Нака­за­ние, конечно, может быть одной из форм напо­ми­на­ний о дис­ци­плине, но при­ме­нять его лучше бы только в экс­тре­маль­ных ситу­а­циях. Но чаще всего одного нака­за­ния бывает отнюдь не доста­точно.

Главная задача роди­те­лей — это спо­койно и так­тично объ­яс­нить ребенку, что от него тре­бу­ется, внушить ему, что он делает неправильно. Очень часто эта работа ока­зы­ва­ется для роди­те­лей непо­силь­ной. Чем больше они ста­ра­ются, тем сильнее чув­ствуют свое бес­си­лие. Когда у роди­те­лей нару­ша­ется процесс вос­пита­ния, то я уверен в необ­хо­ди­мо­сти обра­ще­ния за советом к спе­ци­али­стам по про­бле­мам воз­раст­ной и педа­го­ги­че­ской пси­холо­гии.

с. 100—105

Другие материалы из данного источника