Шарова Л. В.

Мой подросток. Краткий курс выживания для родителей(фрагмент)



НЕУ­ВЕ­РЕН­НОСТЬ И КОМ­ПЛЕКСЫ

На самом деле именно внеш­ность ста­но­вится самой главной голов­ной болью для боль­шин­ства под­рост­ков. Мало кто про­хо­дит путь от 10 до 20 лет, не теряя уве­рен­но­сти в соб­ствен­ной нео­т­ра­зи­мо­сти. Чаще везет маль­чиш­кам: среди счаст­лив­чи­ков, которые всегда довольны своей внеш­но­стью, их боль­шин­ство. Но если ваш ребенок тяжело взды­хает, видя свое отра­же­ние, то значит он — самый обычный под­ро­сток с самой обычной кучей ком­плек­сов.

Кто-то пре­о­до­ле­вает этот кризис непри­нятия соб­ствен­ной внеш­но­сти, но многие так и тянут за собой через всю жизнь хвост неу­ве­рен­но­сти и лишь растят свои ком­плексы или пыта­ются как-то с ними дого­во­риться.

Если под­ро­сток что-то решил, то ваши слова его не разу­бе­дят — это стоит понять сразу. Если уж он или она считают, что у них слишком толстые щеки или длинный нос, слишком жидкие волосы или стран­ная походка, что они слишком высокие или малень­кие, толстые или худые, то это может стать не только навяз­чи­вой про­бле­мой, но и самой главной при­чи­ной их депрес­сии и все­об­щего «тлена и безыс­ход­но­сти». Правда, они редко отдают себе отчет, что причина вечно пода­в­лен­ного состо­я­ния — их ненависть к себе.

Но не спешите решать все заранее за ребенка, как делают многие роди­тели. Давайте снова спра­ши­вать у них.

Если у ребенка про­блемы с непри­нятием внеш­но­сти и уве­рен­но­стью в себе, пред­ла­гаю вам 66 вопро­сов для душев­ного раз­го­вора. Можете выбрать любые из них, главное, помните о наших базовых прави­лах раз­го­вора: никакой оценки, никаких советов, никакой «учи­тель­ской» инто­на­ции и никаких эмо­ци­о­наль­ных реакций. Болтаем как с чужими, легко и спо­койно, под­дер­жи­вая и понимая, но не пытаясь сразу же «поймать и вос­питать».

1. Накидай пять опре­де­ле­ний, как бы ты описал(а) недо­статки чисто внешние.

2. А теперь опиши пятерку досто­ин­ств.

3. Что ты ненави­дишь в себе больше всего, если нужно выбрать что-то одно?

4. Чем ты, по твоему мнению, хуже своих зна­ко­мых, именно реаль­ных, не из соц­сетей?

5. Твою внеш­ность кто-то кри­ти­кует?

6. Я кри­ти­кую твою внеш­ность? Что я говорю чаще всего?

7. Что обиднее всего слышать?

8. А что ты думаешь про себя, когда слышишь критику? Что тебе хочется сказать или сделать?

9. Ты плачешь от нелюбви к себе?

10. Как ты счита­ешь, недо­статки внеш­но­сти — твоя главная про­блема или есть другие, поваж­нее? Если да, то какие?

11. С кем ты себя срав­ни­ва­ешь?

12. А срав­не­ние с кем тебя реально заде­вает почти каждый день?

13. Если это твой хороший зна­ко­мый, рядом с которым ты ком­плек­су­ешь, то как он отно­сится к твоей внеш­но­сти? Ком­мен­ти­рует как-то?

14. Если да, то какие чувства и желания у тебя воз­ни­кают после этого? Ты бы хотел(а) что-то дока­зать ему, в чем-то пре­взойти?

15. Тебе важно быть как кто-то? У тебя есть какой-то образ иде­аль­ной внеш­но­сти?

16. Счита­ешь ли ты при­вле­ка­тель­ными и клевыми некра­си­вых людей?

17. Как ты думаешь, что может быть важнее, чем правиль­ные черты и иде­аль­ное тело?

18. Ты знаешь лично не особо кра­си­вых людей или даже совсем далеких от идеала, которые все равно клас­с­ные и нра­вятся многим?

19. В чем твоя непо­в­то­ри­мость?

20. Подбери три ава­тарки, мак­си­мально отра­жа­ю­щие тебя как лич­ность.

21. Что ты хочешь сделать, чтобы изме­нить свою внеш­ность к лучшему? Давай составим список того, что бы ты изменил(а).

22. Есть ли у тебя, на твой взгляд, недо­статки, с кото­рыми ничего нельзя сделать?

23. Ты меч­та­ешь о пла­сти­че­ской опе­ра­ции? Если да, то что ты хочешь изме­нить и как именно?

24. Как ты думаешь, для уве­рен­но­сти в себе что тебе нужно, кроме другой внеш­но­сти?

25. У тебя бывает такое, что ты смо­тришь в зеркало и думаешь: «Это не мое лицо, это не мое тело»?

26. Тебе иногда хочется себя поре­зать или при­чи­нить себе другой вред?

27. Ты про­бо­вал(а) это делать? Какие чувства были в про­цессе и после? Ты делишься этим с дру­зьями?

28. Как ты отно­сишься к своим половым органам? Ты можешь считать их кра­си­выми?

29. Если нет, то какие чувства они у тебя вызы­вают?

30. Ты бы хотел(а) когда-нибудь попро­бо­вать боди-арт или какие-то фото­сес­сии в разных образах? Если да, то в каких?

31. Если бы тебе нужно было составить план на год — 12 шагов к кра­си­вому себе — то какие бы пункты ты рас­пи­сал(а) по месяцам или по этапам?

32. Тебе нужно менять при­вычки и образ жизни, чтобы изме­ниться и нравиться себе больше?

33. А как ты отно­сишься к боди­по­зи­тиву?

34. Ты веришь, что другие при­ни­мают и любят себя, даже будучи тол­стыми или некра­си­выми?

35. Если да, то как они мыслят, по-твоему? Что они говорят себе?

36. Встре­чал(а) ли ты вполне сим­па­тич­ных людей, которые из-за неу­ве­рен­но­сти в себе никому не были инте­ресны?

37. А нао­бо­рот — встре­чались ли тебе люди, которые, даже будучи неи­де­аль­ными, подают себя как кра­си­вых и крутых?

38. Если человек, кото­рого ты при первой встрече посчитал(а) очень кра­си­вым, начнет все время ныть о том, какой он урод, пере­чи­с­ляя свои недо­статки, как ты думаешь, твое вос­при­ятие его изме­нится?

39. Как ты счита­ешь, если человек будет все время демон­стри­ро­вать любовь к себе и уве­рен­ность, не упо­ми­ная о ком­плек­сах, другие начнут вос­при­ни­мать его как при­вле­ка­тель­ного?

40. Опиши 10 при­зна­ков неза­ком­плек­со­ван­ного и уве­рен­ного в себе чело­века.

41. Пред­ставь, что тебе нужно про­ве­сти час среди людей, играя мак­си­маль­ную рас­ко­ван­ность и уве­рен­ность. Что ты себе скажешь, чтобы под­го­то­виться?

42. Тебе было бы инте­ресно ради экс­пе­ри­мента вести себя час в день как человек, влю­б­лен­ный в себя от ушей до кон­чи­ков пальцев на ногах?

43. Подумай, есть ли среди твоих зна­ко­мых или в интер­нете такой человек, пове­де­ние кото­рого можно ско­пи­ро­вать, стать таким же хотя бы на час.

44. Что, на твой взгляд, думает о тебе человек, который только позна­ко­мился с тобой? Как он тебя оце­ни­вает?

45. Можно ли изме­нить эту оценку? Если да, то с помощью чего?

46. А ты часто оце­ни­ва­ешь других?

47. Ты сте­бешься над чьими-то недо­стат­ками?

48. Ты выде­ля­ешь тех, кто, на твой взгляд, гораздо хуже тебя?

49. Как ты ведешь себя с ними? Что ты к ним чув­ству­ешь хоро­шего и плохого?

50. Какими словами, только чест­ными, ты бы под­дер­жал их?

51. Можешь ли ты под­дер­жать себя теми же словами?

52. Какие твои сильные стороны ком­пен­си­руют или пере­ве­ши­вают твои недо­статки?

53. Как ты думаешь, важно ли окру­жать себя дру­зьями, которые тебя хвалят и под­дер­жи­вают?

54. Когда я кри­ти­кую твою внеш­ность, в этом есть какая-то польза?

55. Как ты счита­ешь, зачем я это делаю? Зачем вообще роди­тели кри­ти­куют внеш­ность своих детей? Чего им хочется на самом деле?

56. В чем цен­ность твоей жизни?

57. Ты когда-нибудь думаешь о том, как живут люди без ног, рук, при­ко­ван­ные к постели, без зрения или слуха? Что бы они сказали тебе?

58. А есть что-то, что ты считал(а) недо­стат­ком, а потом пере­стал(а)?

59. За что можно влю­биться в чело­века кроме красоты?

60. Что для тебя значит выра­же­ние «сделать себя»?

61. Когда ты чув­ству­ешь себя несчаст­ным(ной) и отча­яв­шимся(шейся), ты просто думаешь о том, как все плохо, или как-то успо­ка­и­ва­ешь или под­дер­жи­ва­ешь себя?

62. Иде­аль­ная под­дер­жка и пони­ма­ние для тебя — что это?

63. Что ты хочешь, чтобы я сделала для тебя?

64. Есть ли что-то, о чем ты не можешь мне рас­ска­зать? Много такого?

65. А при каких усло­виях ты бы сво­бодно открыл(а) мне вообще все о себе?

66. Как ты думаешь, я спо­собна быть таким чело­ве­ком, который поймет все? Если нет, то почему?

Что делают роди­тели обычно, когда стал­ки­ва­ются с ком­плек­сами по поводу внеш­но­сти у ребенка? Конечно, советуют и успо­ка­и­вают как могут: «Ты у меня самая кра­си­вая», «Ты у меня самый оба­я­тель­ный», «Не говори глу­по­стей», «Тебе кажется, ты все себе напри­ду­мы­вала», «Ты совсем не толстая». Надо ли гово­рить, что это почему-то не помо­гает?

Что поможет? А что бы помогло вам справиться с вашими ком­плек­сами, появись перед вами ска­зоч­ная фея-крест­ная? Ну конечно, без воз­мож­но­сти заме­нить кожу, рост, вес, зубы, волосы и цвет глаз на совер­шенно другие.

Первый шаг: раз­де­лите с ним его про­блему и посо­чув­ствуйте. Скажите: «Я не вижу ничего страш­ного в тебе, но у меня у самой есть ком­плексы и неу­ве­рен­ность, и я понимаю, как это может отра­в­лять жизнь. Давай поду­маем вместе, как тебе помочь».

Часть проблем реша­ется сменой имиджа, новой стриж­кой и цветом волос, обно­в­ле­нием гар­де­роба, заменой очков на линзы. И это — нема­лень­кая часть, не стоит ее недо­о­це­ни­вать.

Второй шаг: если так назы­ва­е­мые или реаль­ные недо­статки требуют при­ло­же­ния усилий, составьте вместе план и активно поу­част­вуйте в нем морально и финан­сово. Фитнес или танцы, спорт или йога, про­граммы выпрям­ле­ния осанки или занятия по актер­скому мастер­ству, раз­ви­ва­ю­щие уве­рен­ность в себе и умение само­пре­зен­та­ции. Кому-то не поме­шает работа в группе с пси­холо­гом; прак­ти­че­ски всем под­рост­кам пойдет на пользу курс занятий в группе, где люди задействуют свое тело: танцы, боевые искус­ства.

Неплохо для старших под­рост­ков сра­бо­тают и спе­ци­али­зи­ро­ван­ные курсы сце­ни­че­ской речи, пла­стики, ора­тор­ского мастер­ства, вокала, танцев или пан­то­мимы. Работа с телом очень здорово влияет на повы­ше­ние само­о­ценки.

Заком­плек­со­ван­ные под­ростки зача­стую не хотят ни шеве­литься, ни общаться с новыми людьми, ни тем более пока­зы­вать себя другим. Они стре­мятся сидеть в углу, рисо­вать груст­ных чело­веч­ков с боль­шими глазами, полными ужаса перед нес­правед­ли­во­стью бытия, и в крайнем случае согласны поехать пооб­щаться с лошадьми или енотами, но никак не тан­це­вать в обтя­ги­ва­ю­щем трико перед другими людьми. И в этом случае вам нужно при­ло­жить все свои дипло­ма­ти­че­ские таланты.

Итак, пооб­щайтесь на тему плана и выяс­ните, нас­колько на данном этапе ваш под­ро­сток вообще спо­со­бен что-либо пред­при­ни­мать, а не просто ныть и жало­ваться на нес­правед­ли­вость судьбы. И если готов хотя бы на какие-то шаги — ура! Начните делать их, но не пере­у­сер­д­ствуйте; ваше наме­ре­ние не должно ощу­щаться, счи­ты­ваться в атмо­сфере и уж тем более про­я­в­ляться в форме напо­ми­на­ний, вопро­сов и ехидных кон­ста­та­ций из серии: «Снова никуда не пошла? А как же твое желание стать кра­сот­кой?»

Третий момент — а что делать, если ничем не помочь? Если и вправду все не то чтобы совсем уж плохо, но неве­село? У ребенка есть оче­вид­ные физи­че­ские недо­статки, на которые добрые това­рищи не устают ему ука­зы­вать. И в его созна­нии он(а) — урод (или уродина).

Вы, навер­ное, ожи­да­ете тут вол­шеб­ную таблетку для любви к себе и при­нятия себя? Но нет, ее не будет. Пого­во­рите с ребен­ком о пла­сти­че­ской хирур­гии, дайте ему надежду на то, что через какое-то время после совер­шен­но­летия, если ему это будет действи­тельно важно и нужно, вы сможете помочь исправить какой-то его недо­ста­ток.

А пока его задача — заняться физи­че­ской формой, здо­ро­вьем, осанкой и пойти на груп­по­вые занятия, которые дадут ему рас­кре­по­щен­ность и уве­рен­ность в себе до этой самой опе­ра­ции по уко­ра­чи­ва­нию или удли­не­нию носа, замене кривой челюсти на прямую или устра­не­нию еще какой-то про­блемы.

Почему я даю такой, каза­лось бы, небо­ди­по­зи­тив­ный совет? Потому что иногда именно это обе­ща­ние или действие моти­ви­рует под­ростка пол­но­стью изме­нить свою жизнь. И без помощи роди­те­лей, без этого света в конце тоннеля иногда не обойтись. Воз­можно, вам при­дется целый год откла­ды­вать деньги на опе­ра­цию по вос­ста­но­в­ле­нию зрения, но под­ро­сток, нав­се­гда снявший очки с тол­стыми линзами, рас­цветет на глазах.

Конечно, если ваш под­ро­сток, имея обычные, вполне пре­крас­ные черты и формы, вбил (а чаще вбила) себе в голову, что ей нужны вот такен­ские губы и глаза, как у какой-то непо­нят­ной кра­сотки, то тут не обойтись без помощи про­фес­си­о­нала, ибо такую голову надо акку­ратно и изо­б­рета­тельно ставить на место, а акку­рат­ность и изо­б­рета­тель­ность — не самые сильные стороны роди­те­лей.

В любом случае, я рас­счи­ты­ваю на аде­кват­ного чита­теля, который сам спо­со­бен правильно понять этот третий пункт. Иногда имеет смысл сделать опе­ра­цию и помочь ребенку избавиться от недо­статка. А иногда ника­кого недо­статка нет, и тогда без работы с хорошим пси­холо­гом не обойтись, потому что одер­жи­мость ком­плек­сами может принять такие навяз­чи­вые формы, которые сами по себе не пройдут с окон­ча­нием под­рост­ко­вого воз­ра­ста.

Но все три пункта ведут к одному: вы вни­ка­ете, пони­ма­ете, киваете, жалеете, под­дер­жи­ва­ете и пред­ла­га­ете два или даже три вари­анта помощи — момен­таль­ную (стилист, парик­ма­хер, магазин одежды), дол­го­сроч­ную (план улуч­ше­ния в ком­форт­ной обста­новке) и, если физи­че­ские недо­статки мешают под­ростку чув­ство­вать себя кра­си­вым чело­ве­ком, исполь­зо­ва­ние более ради­каль­ных спо­со­бов или терапии с пси­холо­гом.

И чек-лист вдо­гонку. Он точно подойдет вам, если ребенку 13+, но может исполь­зо­ваться и чуть раньше.

Итак, вы хорошо знаете отно­ше­ние ребенка к своей внеш­но­сти, если:

1. Вы больше 10 раз выслу­ши­вали рас­стро­ен­ного теми или иными своими недо­стат­ками ребенка.

2. Вы знаете, какие способы мас­ки­ровки своих недо­стат­ков при­ме­няет ребенок.

3. Вы поку­па­ете ребенку только ту одежду, которую выби­рает он сам, и никогда не навя­зы­ва­ете то, что ему не нравится.

4. Вы делаете ребенку ту при­че­ску, стрижку или окра­ши­ва­ние, которые он хочет, и не запре­ща­ете экс­пе­ри­менты с воло­сами.

5. Ребенок носит очки, он выби­рает себе форму оправы или, если хочет носить линзы, носит их.

6. У ребенка про­блемы с кожей, вы водили его к кос­метологу и купили все необ­хо­ди­мое для лечения.

7. Вы не кон­тро­ли­ру­ете его еду каждый день, не одер­ги­ва­ете его «кусоч­ни­че­ство», не запре­ща­ете есть то, что имеется у вас дома.

8. Вы не кри­ти­ку­ете внеш­ность ребенка.

9. Вы не сме­етесь над его мане­рами, голосом, не пере­д­раз­ни­ва­ете, не шутите на тему внеш­него вида.

10. Вы не зая­в­ля­ете ребенку, что он «слишком много думает о своей внеш­но­сти».

11. Вы знаете, кто в классе кажется ему гораздо более при­вле­ка­тель­ным, чьей внеш­но­сти он зави­дует.

12. Вы знаете, как ребенок рисует себя на ава­тар­ках, чьи образы он выби­рает для себя, и знакомы с этими обра­зами, пони­ма­ете их смысл.

13. Вы знаете, какие части тела и черты лица он бы изменил или хочет изме­нить с помощью пла­стики в будущем.

14. Вы не фор­ми­ру­ете связь между радост­ными или груст­ными собы­ти­ями и едой в каче­стве удо­воль­ствия или уте­ше­ния.

15. Вы не читаете лекции о здо­ро­вом питании и ЗОЖ и не злитесь, что ему пофиг на это.

16. Вы не навя­зы­ва­ете ребенку ваши пред­по­чте­ния (веган­ство, диеты, фило­со­фию).

17. Вы знаете, на какой балл ребенок оце­ни­вает свою внешнюю при­вле­ка­тель­ность по 10-бал­ль­ной шкале.

18. Вы знаете двух-трех человек, которых ребенок считает идеалом. И вы не сказали ему, что это полная чушь.

19. Если ваш под­ро­сток тран­с­ли­рует, что ему плевать, как он выгля­дит, и он не соби­ра­ется ничего улуч­шать, то вы пони­ма­ете, что за этим стоит на самом деле.

20. Вы точно знаете, есть ли у под­ростка РПП (рас­стройство пище­вого пове­де­ния) или нет, вы акку­ратно наблю­дали за ним не один день подряд, не ком­мен­ти­руя и не вме­ши­ва­ясь, и уверены в том, что он тайком не изба­в­ля­ется от еды.

21. Вы пони­ма­ете, что для под­ростка главное — как его вос­при­ни­мают другие, и при­ни­ма­ете это как неиз­беж­ное зло на опре­де­лен­ный отрезок времени, без дис­кус­сий на эту тему.

22. Вы при­ни­ма­ете внеш­ность вашего под­ростка, даже когда вас в ней раз­дра­жает очень многое.

23. Вы не сты­ди­тесь недо­стат­ков внеш­но­сти вашего ребенка, не пыта­етесь его улуч­шить перед встре­чей со зна­чи­мыми для вас людьми.

24. Вас не разо­з­лил этот чек-лист.

с. 89—99