
НЕУВЕРЕННОСТЬ И КОМПЛЕКСЫ
На самом деле именно внешность становится самой главной головной болью для большинства подростков. Мало кто проходит путь от 10 до 20 лет, не теряя уверенности в собственной неотразимости. Чаще везет мальчишкам: среди счастливчиков, которые всегда довольны своей внешностью, их большинство. Но если ваш ребенок тяжело вздыхает, видя свое отражение, то значит он — самый обычный подросток с самой обычной кучей комплексов.
Кто-то преодолевает этот кризис непринятия собственной внешности, но многие так и тянут за собой через всю жизнь хвост неуверенности и лишь растят свои комплексы или пытаются как-то с ними договориться.
Если подросток что-то решил, то ваши слова его не разубедят — это стоит понять сразу. Если уж он или она считают, что у них слишком толстые щеки или длинный нос, слишком жидкие волосы или странная походка, что они слишком высокие или маленькие, толстые или худые, то это может стать не только навязчивой проблемой, но и самой главной причиной их депрессии и всеобщего «тлена и безысходности». Правда, они редко отдают себе отчет, что причина вечно подавленного состояния — их ненависть к себе.
Но не спешите решать все заранее за ребенка, как делают многие родители. Давайте снова спрашивать у них.
Если у ребенка проблемы с непринятием внешности и уверенностью в себе, предлагаю вам 66 вопросов для душевного разговора. Можете выбрать любые из них, главное, помните о наших базовых правилах разговора: никакой оценки, никаких советов, никакой «учительской» интонации и никаких эмоциональных реакций. Болтаем как с чужими, легко и спокойно, поддерживая и понимая, но не пытаясь сразу же «поймать и воспитать».
1. Накидай пять определений, как бы ты описал(а) недостатки чисто внешние.
2. А теперь опиши пятерку достоинств.
3. Что ты ненавидишь в себе больше всего, если нужно выбрать что-то одно?
4. Чем ты, по твоему мнению, хуже своих знакомых, именно реальных, не из соцсетей?
5. Твою внешность кто-то критикует?
6. Я критикую твою внешность? Что я говорю чаще всего?
7. Что обиднее всего слышать?
8. А что ты думаешь про себя, когда слышишь критику? Что тебе хочется сказать или сделать?
9. Ты плачешь от нелюбви к себе?
10. Как ты считаешь, недостатки внешности — твоя главная проблема или есть другие, поважнее? Если да, то какие?
11. С кем ты себя сравниваешь?
12. А сравнение с кем тебя реально задевает почти каждый день?
13. Если это твой хороший знакомый, рядом с которым ты комплексуешь, то как он относится к твоей внешности? Комментирует как-то?
14. Если да, то какие чувства и желания у тебя возникают после этого? Ты бы хотел(а) что-то доказать ему, в чем-то превзойти?
15. Тебе важно быть как кто-то? У тебя есть какой-то образ идеальной внешности?
16. Считаешь ли ты привлекательными и клевыми некрасивых людей?
17. Как ты думаешь, что может быть важнее, чем правильные черты и идеальное тело?
18. Ты знаешь лично не особо красивых людей или даже совсем далеких от идеала, которые все равно классные и нравятся многим?
19. В чем твоя неповторимость?
20. Подбери три аватарки, максимально отражающие тебя как личность.
21. Что ты хочешь сделать, чтобы изменить свою внешность к лучшему? Давай составим список того, что бы ты изменил(а).
22. Есть ли у тебя, на твой взгляд, недостатки, с которыми ничего нельзя сделать?
23. Ты мечтаешь о пластической операции? Если да, то что ты хочешь изменить и как именно?
24. Как ты думаешь, для уверенности в себе что тебе нужно, кроме другой внешности?
25. У тебя бывает такое, что ты смотришь в зеркало и думаешь: «Это не мое лицо, это не мое тело»?
26. Тебе иногда хочется себя порезать или причинить себе другой вред?
27. Ты пробовал(а) это делать? Какие чувства были в процессе и после? Ты делишься этим с друзьями?
28. Как ты относишься к своим половым органам? Ты можешь считать их красивыми?
29. Если нет, то какие чувства они у тебя вызывают?
30. Ты бы хотел(а) когда-нибудь попробовать боди-арт или какие-то фотосессии в разных образах? Если да, то в каких?
31. Если бы тебе нужно было составить план на год — 12 шагов к красивому себе — то какие бы пункты ты расписал(а) по месяцам или по этапам?
32. Тебе нужно менять привычки и образ жизни, чтобы измениться и нравиться себе больше?
33. А как ты относишься к бодипозитиву?
34. Ты веришь, что другие принимают и любят себя, даже будучи толстыми или некрасивыми?
35. Если да, то как они мыслят, по-твоему? Что они говорят себе?
36. Встречал(а) ли ты вполне симпатичных людей, которые из-за неуверенности в себе никому не были интересны?
37. А наоборот — встречались ли тебе люди, которые, даже будучи неидеальными, подают себя как красивых и крутых?
38. Если человек, которого ты при первой встрече посчитал(а) очень красивым, начнет все время ныть о том, какой он урод, перечисляя свои недостатки, как ты думаешь, твое восприятие его изменится?
39. Как ты считаешь, если человек будет все время демонстрировать любовь к себе и уверенность, не упоминая о комплексах, другие начнут воспринимать его как привлекательного?
40. Опиши 10 признаков незакомплексованного и уверенного в себе человека.
41. Представь, что тебе нужно провести час среди людей, играя максимальную раскованность и уверенность. Что ты себе скажешь, чтобы подготовиться?
42. Тебе было бы интересно ради эксперимента вести себя час в день как человек, влюбленный в себя от ушей до кончиков пальцев на ногах?
43. Подумай, есть ли среди твоих знакомых или в интернете такой человек, поведение которого можно скопировать, стать таким же хотя бы на час.
44. Что, на твой взгляд, думает о тебе человек, который только познакомился с тобой? Как он тебя оценивает?
45. Можно ли изменить эту оценку? Если да, то с помощью чего?
46. А ты часто оцениваешь других?
47. Ты стебешься над чьими-то недостатками?
48. Ты выделяешь тех, кто, на твой взгляд, гораздо хуже тебя?
49. Как ты ведешь себя с ними? Что ты к ним чувствуешь хорошего и плохого?
50. Какими словами, только честными, ты бы поддержал их?
51. Можешь ли ты поддержать себя теми же словами?
52. Какие твои сильные стороны компенсируют или перевешивают твои недостатки?
53. Как ты думаешь, важно ли окружать себя друзьями, которые тебя хвалят и поддерживают?
54. Когда я критикую твою внешность, в этом есть какая-то польза?
55. Как ты считаешь, зачем я это делаю? Зачем вообще родители критикуют внешность своих детей? Чего им хочется на самом деле?
56. В чем ценность твоей жизни?
57. Ты когда-нибудь думаешь о том, как живут люди без ног, рук, прикованные к постели, без зрения или слуха? Что бы они сказали тебе?
58. А есть что-то, что ты считал(а) недостатком, а потом перестал(а)?
59. За что можно влюбиться в человека кроме красоты?
60. Что для тебя значит выражение «сделать себя»?
61. Когда ты чувствуешь себя несчастным(ной) и отчаявшимся(шейся), ты просто думаешь о том, как все плохо, или как-то успокаиваешь или поддерживаешь себя?
62. Идеальная поддержка и понимание для тебя — что это?
63. Что ты хочешь, чтобы я сделала для тебя?
64. Есть ли что-то, о чем ты не можешь мне рассказать? Много такого?
65. А при каких условиях ты бы свободно открыл(а) мне вообще все о себе?
66. Как ты думаешь, я способна быть таким человеком, который поймет все? Если нет, то почему?
Что делают родители обычно, когда сталкиваются с комплексами по поводу внешности у ребенка? Конечно, советуют и успокаивают как могут: «Ты у меня самая красивая», «Ты у меня самый обаятельный», «Не говори глупостей», «Тебе кажется, ты все себе напридумывала», «Ты совсем не толстая». Надо ли говорить, что это почему-то не помогает?
Что поможет? А что бы помогло вам справиться с вашими комплексами, появись перед вами сказочная фея-крестная? Ну конечно, без возможности заменить кожу, рост, вес, зубы, волосы и цвет глаз на совершенно другие.
Первый шаг: разделите с ним его проблему и посочувствуйте. Скажите: «Я не вижу ничего страшного в тебе, но у меня у самой есть комплексы и неуверенность, и я понимаю, как это может отравлять жизнь. Давай подумаем вместе, как тебе помочь».
Часть проблем решается сменой имиджа, новой стрижкой и цветом волос, обновлением гардероба, заменой очков на линзы. И это — немаленькая часть, не стоит ее недооценивать.
Второй шаг: если так называемые или реальные недостатки требуют приложения усилий, составьте вместе план и активно поучаствуйте в нем морально и финансово. Фитнес или танцы, спорт или йога, программы выпрямления осанки или занятия по актерскому мастерству, развивающие уверенность в себе и умение самопрезентации. Кому-то не помешает работа в группе с психологом; практически всем подросткам пойдет на пользу курс занятий в группе, где люди задействуют свое тело: танцы, боевые искусства.
Неплохо для старших подростков сработают и специализированные курсы сценической речи, пластики, ораторского мастерства, вокала, танцев или пантомимы. Работа с телом очень здорово влияет на повышение самооценки.
Закомплексованные подростки зачастую не хотят ни шевелиться, ни общаться с новыми людьми, ни тем более показывать себя другим. Они стремятся сидеть в углу, рисовать грустных человечков с большими глазами, полными ужаса перед несправедливостью бытия, и в крайнем случае согласны поехать пообщаться с лошадьми или енотами, но никак не танцевать в обтягивающем трико перед другими людьми. И в этом случае вам нужно приложить все свои дипломатические таланты.
Итак, пообщайтесь на тему плана и выясните, насколько на данном этапе ваш подросток вообще способен что-либо предпринимать, а не просто ныть и жаловаться на несправедливость судьбы. И если готов хотя бы на какие-то шаги — ура! Начните делать их, но не переусердствуйте; ваше намерение не должно ощущаться, считываться в атмосфере и уж тем более проявляться в форме напоминаний, вопросов и ехидных констатаций из серии: «Снова никуда не пошла? А как же твое желание стать красоткой?»
Третий момент — а что делать, если ничем не помочь? Если и вправду все не то чтобы совсем уж плохо, но невесело? У ребенка есть очевидные физические недостатки, на которые добрые товарищи не устают ему указывать. И в его сознании он(а) — урод (или уродина).
Вы, наверное, ожидаете тут волшебную таблетку для любви к себе и принятия себя? Но нет, ее не будет. Поговорите с ребенком о пластической хирургии, дайте ему надежду на то, что через какое-то время после совершеннолетия, если ему это будет действительно важно и нужно, вы сможете помочь исправить какой-то его недостаток.
А пока его задача — заняться физической формой, здоровьем, осанкой и пойти на групповые занятия, которые дадут ему раскрепощенность и уверенность в себе до этой самой операции по укорачиванию или удлинению носа, замене кривой челюсти на прямую или устранению еще какой-то проблемы.
Почему я даю такой, казалось бы, небодипозитивный совет? Потому что иногда именно это обещание или действие мотивирует подростка полностью изменить свою жизнь. И без помощи родителей, без этого света в конце тоннеля иногда не обойтись. Возможно, вам придется целый год откладывать деньги на операцию по восстановлению зрения, но подросток, навсегда снявший очки с толстыми линзами, расцветет на глазах.
Конечно, если ваш подросток, имея обычные, вполне прекрасные черты и формы, вбил (а чаще вбила) себе в голову, что ей нужны вот такенские губы и глаза, как у какой-то непонятной красотки, то тут не обойтись без помощи профессионала, ибо такую голову надо аккуратно и изобретательно ставить на место, а аккуратность и изобретательность — не самые сильные стороны родителей.
В любом случае, я рассчитываю на адекватного читателя, который сам способен правильно понять этот третий пункт. Иногда имеет смысл сделать операцию и помочь ребенку избавиться от недостатка. А иногда никакого недостатка нет, и тогда без работы с хорошим психологом не обойтись, потому что одержимость комплексами может принять такие навязчивые формы, которые сами по себе не пройдут с окончанием подросткового возраста.
Но все три пункта ведут к одному: вы вникаете, понимаете, киваете, жалеете, поддерживаете и предлагаете два или даже три варианта помощи — моментальную (стилист, парикмахер, магазин одежды), долгосрочную (план улучшения в комфортной обстановке) и, если физические недостатки мешают подростку чувствовать себя красивым человеком, использование более радикальных способов или терапии с психологом.
И чек-лист вдогонку. Он точно подойдет вам, если ребенку 13+, но может использоваться и чуть раньше.
Итак, вы хорошо знаете отношение ребенка к своей внешности, если:
1. Вы больше 10 раз выслушивали расстроенного теми или иными своими недостатками ребенка.
2. Вы знаете, какие способы маскировки своих недостатков применяет ребенок.
3. Вы покупаете ребенку только ту одежду, которую выбирает он сам, и никогда не навязываете то, что ему не нравится.
4. Вы делаете ребенку ту прическу, стрижку или окрашивание, которые он хочет, и не запрещаете эксперименты с волосами.
5. Ребенок носит очки, он выбирает себе форму оправы или, если хочет носить линзы, носит их.
6. У ребенка проблемы с кожей, вы водили его к косметологу и купили все необходимое для лечения.
7. Вы не контролируете его еду каждый день, не одергиваете его «кусочничество», не запрещаете есть то, что имеется у вас дома.
8. Вы не критикуете внешность ребенка.
9. Вы не смеетесь над его манерами, голосом, не передразниваете, не шутите на тему внешнего вида.
10. Вы не заявляете ребенку, что он «слишком много думает о своей внешности».
11. Вы знаете, кто в классе кажется ему гораздо более привлекательным, чьей внешности он завидует.
12. Вы знаете, как ребенок рисует себя на аватарках, чьи образы он выбирает для себя, и знакомы с этими образами, понимаете их смысл.
13. Вы знаете, какие части тела и черты лица он бы изменил или хочет изменить с помощью пластики в будущем.
14. Вы не формируете связь между радостными или грустными событиями и едой в качестве удовольствия или утешения.
15. Вы не читаете лекции о здоровом питании и ЗОЖ и не злитесь, что ему пофиг на это.
16. Вы не навязываете ребенку ваши предпочтения (веганство, диеты, философию).
17. Вы знаете, на какой балл ребенок оценивает свою внешнюю привлекательность по 10-балльной шкале.
18. Вы знаете двух-трех человек, которых ребенок считает идеалом. И вы не сказали ему, что это полная чушь.
19. Если ваш подросток транслирует, что ему плевать, как он выглядит, и он не собирается ничего улучшать, то вы понимаете, что за этим стоит на самом деле.
20. Вы точно знаете, есть ли у подростка РПП (расстройство пищевого поведения) или нет, вы аккуратно наблюдали за ним не один день подряд, не комментируя и не вмешиваясь, и уверены в том, что он тайком не избавляется от еды.
21. Вы понимаете, что для подростка главное — как его воспринимают другие, и принимаете это как неизбежное зло на определенный отрезок времени, без дискуссий на эту тему.
22. Вы принимаете внешность вашего подростка, даже когда вас в ней раздражает очень многое.
23. Вы не стыдитесь недостатков внешности вашего ребенка, не пытаетесь его улучшить перед встречей со значимыми для вас людьми.
24. Вас не разозлил этот чек-лист.