
«Кладем телефоны в коробку и садимся на места»
Что делать с гаджетами?
Не могу не затронуть тему, которая беспокоит большинство родителей (не только семейников, но их в том числе), — гаджеты. Больше всего родителей тревожит, что смартфоны, планшеты и прочие удобные электронные «друзья» вызывают зависимость. С точки зрения неврологии, любое приятное занятие задействует систему вознаграждения. Мозг моментально запоминает, что вызвало ощущение удовольствия, и потому человек хочет возвращаться к этому занятию снова и снова. Такие ощущения возникают не только от гаджетов, но и от вкусной еды, спорта, общения с любимыми; может даже формироваться своего рода зависимость от фитнеса, сладкого и т.п. Поэтому опасны не гаджеты сами по себе, а скорее излишняя одержимость теми или иными играми или приложениями.
Поскольку нервная система у детей еще неустойчива, зависимость может формироваться достаточно быстро, и не заметить ее сложно: ребенок не отлипает от смартфона или планшета, у него нарушен сон, он с трудом концентрируется на интеллектуальных задачах, хуже запоминает информацию, мало общается с окружающими, даже со сверстниками. Иногда можно увидеть детей, которые на прогулке неподвижно сидят рядом и каждый в своем телефоне играет в игры, не обращая внимания на других.
«На самом деле виртуальная реальность, в которую человек погружается во время игры, действует на мозг как наркотик и воспринимается им как галлюцинация. Это очень сильно влияет на центры выработки серотонина и дофамина. Потом человек выходит из игры, идет спать. Наутро чувствует себя разбитым и подавленным, потому что эти центры отдыхают и ничего не вырабатывают. Но стоит только опять сесть за игру, как настроение сразу поднимается. Человек воспринимает игру как лекарство. Хотя на самом деле она снимает то состояние, которое сама же и создает. Также важно, что если алкоголизм и наркомания в нашем обществе уже однозначно расцениваются как болезни, то игромания до сих пор не воспринимается как что-то серьезное. Большинство родителей считают, что сын или дочь просто валяет дурака и играет в стрелялки от нечего делать», — рассказывает клинический психолог, аддиктолог, член «Союза охраны психического здоровья» Михаил Хорс.
«Планшет, телефон, компьютер, телевизор — всего лишь инструменты, которые мы можем использовать и во благо, и во вред, — уточняет профессор, заведующий кафедрой неврологии МГМУ имени Сеченова Алексей Данилов. — Многое зависит от того, как ребенок проводит время за гаджетами. Если он будет играть в шахматы, решать математические задачки в игровой форме, логические квесты, то тем самым сможет активно развивать интеллект, память, стратегическое мышление. А если будет тратить время на агрессивные стрелялки, повышающие уровень кортизола, гормона стресса, и угнетающе воздействующие на нервную систему, это может спровоцировать нарушения сна, снижение концентрации внимания, появление расторможенности1 и раздражительности».
Действительно, гаджеты могут как сослужить вам хорошую службу и помочь в обучении, так и принести вред. «Всё есть яд и всё есть лекарство, и только мера отделяет одно от другого», — говорил Парацельс. Благодаря телефонам, планшетам, лэптопам дети из глубинки получили уникальную возможность учиться у лучших педагогов со всего мира. Мы можем смотреть видеоуроки Академии Хана, обучающие проекты Стэнфордского университета или легендарные лекции литературоведа Юрия Лотмана. Либо мы можем дать ребенку тот же самый гаджет с нескончаемым набором игр, а потом удивляться, что он ничем не интересуется.
Кстати, знаете, почему часть детей теряют мотивацию к учебе, пристрастившись к видеоиграм? Здесь выделяют несколько причин. Одна из них — многозадачность виртуальных игр31. Согласно резолюции Американской психологической ассоциации, в условиях многозадачности (мультитаскинга) человек затрачивает больше времени и психических ресурсов, чем при последовательном выполнении нескольких заданий. Дело в том, что наша нервная система тратит больше всего энергии на переключение между задачами (task switching), потому что на самом деле мы не делаем два дела одновременно, а быстро переключаемся между ними. Если ребенок подолгу играет, возникает перенапряжение. После пары часов игры, скажем, в Cyberpunk 2077 тяжело перейти к урокам и интенсивной умственной деятельности. Особенно если уроки не слишком интересные и яркие.
Еще одна причина: дофамин. «В игре понятны способы достижения цели. Я хочу быть самым лучшим игроком: успешным воином, богатым бизнесменом, быстрым ездоком и так далее. А как это сделать? А вот так — и предлагается набор следующих шагов, — рассказывает доцент факультета социальной психологии МГППУ Никита Кочетков, который много лет изучает интернет-зависимость и влияние игр на психику. — Кроме того, в игре подросток может почувствовать себя значимой личностью... В игре он находится в команде, где его любят и ценят другие игроки, что приводит к росту его самооценки».
За каждый пройденный уровень ребенок получает очки и награды, чувствует себя героем и победителем, а значит, происходит выброс дофамина. К тому же в игре ребенок не слишком боится совершить ошибку: обычно у него в запасе есть несколько жизней и попыток преодолеть трудности, получить желаемую награду и вновь заработать порцию дофамина. Представим себе, что такой ребенок, увлеченный игрой, в реальной жизни, напротив, постоянно убеждается в собственной никчемности. Учитель его критикует, ставит плохие отметки, родители ругают и наказывают. А ведь каждому человеку необходимо чувствовать себя успешным, удачливым и полезным. И если в реальном мире он этого не получает, то начинает искать в мире виртуальном, где победа достается гораздо проще и быстрее.
Когда вы освобождаете от системного школьного обучения ребенка, у которого есть признаки зависимости от игр или соцсетей, нужно разобраться с гаджетами. Иначе, даже если вы будете предлагать что-то интересное, ребенок вряд ли оценит ваши усилия. В сложном случае стоит обратиться к психологу или специалисту по аддикциям и, разумеется, создавать ребенку новые источники радости. Важно избегать варианта «школы дома», когда атмосфера принуждения и контроля переносится домой: так вы только сформируете у ребенка отрицательный образ семейного обучения и еще больше подтолкнете к уходу в виртуальный мир.
1 Психомоторное расстройство, при котором наблюдается усиленная или избыточная двигательная и речевая активность.