Сандалова К. Ю.

Звонок для родителя. Как дать ребёнку качественное образование вне школьных стен(фрагмент)



«Кладем теле­фоны в коробку и садимся на места»

Что делать с гаджетами?

Не могу не затро­нуть тему, которая бес­по­коит боль­шин­ство роди­те­лей (не только семейни­ков, но их в том числе), — гаджеты. Больше всего роди­те­лей тре­во­жит, что смарт­фоны, план­шеты и прочие удобные элек­трон­ные «друзья» вызы­вают зави­си­мость. С точки зрения нев­роло­гии, любое при­ят­ное занятие задействует систему воз­на­гра­жде­ния. Мозг момен­тально запо­ми­нает, что вызвало ощу­ще­ние удо­воль­ствия, и потому человек хочет воз­вра­щаться к этому занятию снова и снова. Такие ощу­ще­ния воз­ни­кают не только от гаджетов, но и от вкусной еды, спорта, общения с люби­мыми; может даже фор­ми­ро­ваться своего рода зави­си­мость от фитнеса, слад­кого и т.п. Поэтому опасны не гаджеты сами по себе, а скорее излиш­няя одер­жи­мость теми или иными играми или при­ло­же­ни­ями.

Поскольку нервная система у детей еще неу­стой­чива, зави­си­мость может фор­ми­ро­ваться доста­точно быстро, и не заметить ее сложно: ребенок не отли­пает от смарт­фона или план­шета, у него нарушен сон, он с трудом кон­цен­три­ру­ется на интел­лек­ту­аль­ных задачах, хуже запо­ми­нает инфор­ма­цию, мало обща­ется с окру­жа­ю­щими, даже со свер­ст­ни­ками. Иногда можно увидеть детей, которые на про­гулке непо­движно сидят рядом и каждый в своем теле­фоне играет в игры, не обращая вни­ма­ния на других.

«На самом деле вир­ту­аль­ная реаль­ность, в которую человек погру­жа­ется во время игры, действует на мозг как нар­котик и вос­при­ни­ма­ется им как гал­лю­ци­на­ция. Это очень сильно влияет на центры выра­ботки серо­то­нина и дофа­мина. Потом человек выходит из игры, идет спать. Наутро чув­ствует себя раз­би­тым и пода­в­лен­ным, потому что эти центры отды­хают и ничего не выра­ба­ты­вают. Но стоит только опять сесть за игру, как настро­е­ние сразу под­ни­ма­ется. Человек вос­при­ни­мает игру как лекар­ство. Хотя на самом деле она снимает то состо­я­ние, которое сама же и создает. Также важно, что если алко­го­лизм и нар­ко­ма­ния в нашем обще­стве уже одно­значно рас­це­ни­ва­ются как болезни, то игро­ма­ния до сих пор не вос­при­ни­ма­ется как что-то серьез­ное. Боль­шин­ство роди­те­лей считают, что сын или дочь просто валяет дурака и играет в стре­лялки от нечего делать», — рас­ска­зы­вает кли­ни­че­ский пси­холог, аддик­толог, член «Союза охраны пси­хи­че­ского здо­ро­вья» Михаил Хорс.

«Планшет, телефон, ком­пью­тер, теле­ви­зор — всего лишь инстру­менты, которые мы можем исполь­зо­вать и во благо, и во вред, — уточ­няет про­фес­сор, заве­ду­ю­щий кафе­д­рой нев­роло­гии МГМУ имени Сече­нова Алексей Данилов. — Многое зависит от того, как ребенок про­во­дит время за гаджетами. Если он будет играть в шахматы, решать мате­ма­ти­че­ские задачки в игровой форме, логи­че­ские квесты, то тем самым сможет активно раз­ви­вать интел­лект, память, стра­те­ги­че­ское мыш­ле­ние. А если будет тратить время на агрес­сив­ные стре­лялки, повы­ша­ю­щие уровень кор­ти­зола, гормона стресса, и угнета­юще воз­действу­ю­щие на нервную систему, это может спро­во­ци­ро­вать нару­ше­ния сна, сни­же­ние кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, поя­в­ле­ние рас­тор­мо­жен­но­сти1 и раз­дра­жи­тель­но­сти».

Действи­тельно, гаджеты могут как сослу­жить вам хорошую службу и помочь в обу­че­нии, так и при­не­сти вред. «Всё есть яд и всё есть лекар­ство, и только мера отде­ляет одно от другого», — говорил Пара­цельс. Бла­го­даря теле­фо­нам, план­шетам, лэпто­пам дети из глу­бинки полу­чили уни­каль­ную воз­мож­ность учиться у лучших педа­го­гов со всего мира. Мы можем смо­треть виде­о­у­роки Ака­демии Хана, обу­ча­ю­щие проекты Стэн­фор­д­ского уни­вер­си­тета или леген­дар­ные лекции лите­ра­ту­ро­веда Юрия Лотмана. Либо мы можем дать ребенку тот же самый гаджет с нес­кон­ча­е­мым набором игр, а потом уди­в­ляться, что он ничем не инте­ре­су­ется.

Кстати, знаете, почему часть детей теряют моти­ва­цию к учебе, при­стра­стив­шись к виде­о­и­грам? Здесь выде­ляют несколько причин. Одна из них — мно­го­за­дач­ность вир­ту­аль­ных игр31. Согласно резо­лю­ции Аме­ри­кан­ской пси­холо­ги­че­ской ассо­ци­а­ции, в усло­виях мно­го­за­дач­но­сти (муль­титас­кинга) человек затра­чи­вает больше времени и пси­хи­че­ских ресур­сов, чем при после­до­ва­тель­ном выпол­не­нии несколь­ких заданий. Дело в том, что наша нервная система тратит больше всего энергии на пере­клю­че­ние между зада­чами (task switching), потому что на самом деле мы не делаем два дела одно­вре­менно, а быстро пере­клю­ча­емся между ними. Если ребенок подолгу играет, воз­ни­кает пере­на­пря­же­ние. После пары часов игры, скажем, в Cyberpunk 2077 тяжело перейти к урокам и интен­сив­ной умствен­ной дея­тель­но­сти. Осо­бенно если уроки не слишком инте­рес­ные и яркие.

Еще одна причина: дофамин. «В игре понятны способы дости­же­ния цели. Я хочу быть самым лучшим игроком: успеш­ным воином, богатым биз­не­сме­ном, быстрым ездоком и так далее. А как это сделать? А вот так — и пред­ла­га­ется набор сле­ду­ю­щих шагов, — рас­ска­зы­вает доцент факуль­тета соци­аль­ной пси­холо­гии МГППУ Никита Кочет­ков, который много лет изучает интер­нет-зави­си­мость и влияние игр на психику. — Кроме того, в игре под­ро­сток может почув­ство­вать себя зна­чи­мой лич­но­стью... В игре он нахо­дится в команде, где его любят и ценят другие игроки, что при­во­дит к росту его само­о­ценки».

За каждый пройден­ный уровень ребенок полу­чает очки и награды, чув­ствует себя героем и побе­ди­те­лем, а значит, про­ис­хо­дит выброс дофа­мина. К тому же в игре ребенок не слишком боится совер­шить ошибку: обычно у него в запасе есть несколько жизней и попыток пре­о­до­леть труд­но­сти, полу­чить жела­е­мую награду и вновь зара­бо­тать порцию дофа­мина. Пред­ставим себе, что такой ребенок, увле­чен­ный игрой, в реаль­ной жизни, напротив, посто­янно убе­жда­ется в соб­ствен­ной ник­чем­но­сти. Учитель его кри­ти­кует, ставит плохие отметки, роди­тели ругают и нака­зы­вают. А ведь каждому чело­веку необ­хо­димо чув­ство­вать себя успеш­ным, удачли­вым и полезным. И если в реаль­ном мире он этого не полу­чает, то начи­нает искать в мире вир­ту­аль­ном, где победа доста­ется гораздо проще и быстрее.

Когда вы осво­бо­жда­ете от систем­ного школь­ного обу­че­ния ребенка, у кото­рого есть при­знаки зави­си­мо­сти от игр или соц­сетей, нужно разо­браться с гаджетами. Иначе, даже если вы будете пред­ла­гать что-то инте­рес­ное, ребенок вряд ли оценит ваши усилия. В сложном случае стоит обра­титься к пси­хологу или спе­ци­али­сту по аддик­циям и, разу­ме­ется, соз­да­вать ребенку новые источ­ники радости. Важно избе­гать вари­анта «школы дома», когда атмо­сфера при­ну­жде­ния и кон­троля пере­но­сится домой: так вы только сфор­ми­ру­ете у ребенка отри­ца­тель­ный образ семейного обу­че­ния и еще больше под­тол­к­нете к уходу в вир­ту­аль­ный мир.

с. 170—174

1 Пси­хо­мо­тор­ное рас­стройство, при котором наблю­да­ется уси­лен­ная или избы­точ­ная дви­га­тель­ная и речевая актив­ность.