Рукавишников Г. П.

Воспитание капризных детей(фрагмент)



Вос­пита­ние капризных детей.

Было время, когда вос­пита­нию при­да­вали един­ствен­ное и исклю­чи­тель­ное зна­че­ние, объ­яс­няя из него все раз­ли­чие в харак­тере, все степени умствен­ного совер­шен­ства людей. Вос­пита­ние, по выра­же­нию Гель­ве­ция, это — сила, «toute puissante», которая упра­в­ляет всецело стра­с­тями, укреп­ляет их или осла­б­ляет и уни­что­жает.

Но после мно­го­чи­с­лен­ных наблю­де­ний, каса­ю­щихся наслед­ствен­но­сти, воз­ни­кла наклон­ность к при­нятию почти проти­во­полож­ного мнения, а именно, — что судьба чело­века заклю­ча­ется уже в его заро­дыше и что родятся без­умными или неу­рав­но­ве­шен­ными, как родятся с задат­ками редкой даро­ви­то­сти и здо­ро­вья.

Обе эти крайно­сти доста­точно прими­ря­ются во взгляде на природу чело­века, как на неко­то­рый Фазис, вообще, живот­ной жизни.

Маудсли1 в таких словах опре­де­ляет фор­ми­ровку детской души. «Дети — по необ­хо­ди­мо­сти эгоисты, так как инстинкт их суще­ство­ва­ния состоит в усво­е­нии впе­ча­т­ле­ний извне, отчего зависит самое раз­ви­тие: ребенок, как говорят, есть царь, потому что все должны сооб­ра­зо­ваться с ним, а он не сооб­ра­зу­ется ни с кем. По инстин­кту усво­е­ния ребенок упо­до­б­ляет все, что приятно ему, а по инстин­кту оттал­ки­ва­ния отбра­сы­вает все, что непри­ятно, ста­ра­ется избе­жать его или раз­ру­шить. Дитя оттал­ки­вает даже грудь матери, если почему-либо молоко ее непри­ятно ему; криком и раз­лич­ными дви­же­ни­ями он пыта­ется избавить себя от действу­ю­щего на него болез­нен­ного впе­ча­т­ле­ния». Подобно живот­ным, дети живут насто­я­щим, минутою; счастие и несча­стие их зависят от впе­ча­т­ле­ний, про­из­во­ди­мых на органы чувств; их действия — прямые реакции к впе­ча­т­ле­ниям; идеи и ощу­ще­ния не оста­ются в созна­нии и не вызы­вают других идей и ощу­ще­ний, а прямо про­я­в­ля­ются наруж­ными действи­ями.

В длинном ряду таких «сво­е­нрав­ных» явлений детской жизни мы встре­чаем и так назы­ва­е­мые капризы, т.-е. — как опре­де­ляет их Н. Карцев- про­я­в­ле­ние недо­воль­ства, легко пере­хо­дя­щего от одного мелкого факта к другому и, вызван­ного не этими фактами, а посто­рон­ней при­чи­ной.

Выше заме­чено, что недо­воль­ство и раз­дра­же­ние у детей во многих случаях есте­ственны и неиз­бежны. Так что если, напр., ребенок заба­в­ля­ется какою-нибудь вещью и вдруг рас­пла­чется и рас­сер­дится, когда отберут ее у него, то это вовсе не каприз: воз­вра­тите ему отнятое — и он опять станет весел. Склон­ность детей к упрям­ству, выра­жа­ю­ще­муся в упорном неже­ла­нии испол­нять при­ка­за­ния вос­пита­те­лей, также не может быть отне­сена к капри­зам. Сво­е­во­лие и дер­зо­сть детей нередко вызы­ва­ются самим вос­пита­те­лем, который без всякого повода проти­во­действует их есте­ствен­ным и невин­ным наклон­но­стям. Каприз­ность отли­ча­ется от упрям­ства, именно, быстро­той пере­хода недо­воль­ства с одного пред­мета на другой. Такая, по-види­мому, бес­при­чин­ная раз­дра­жи­тель­ность и соста­в­ляет главную черту капри­зов.

У здо­ро­вых детей капризы легко пре­ду­пре­дить, так как опытный вос­пита­тель всегда дога­да­ется по тону голоса, по мимике и жестам ребенка, — что бес­по­коит или раз­дра­жает его. Напр., малые дети, которые еще не могут созна­тельно вос­при­ни­мать ощу­ще­ния, при потреб­но­сти в пище не испы­ты­вают голода, а просто обна­ру­жи­вают общую раз­дра­жи­тель­ность; но они насы­ти­лись — и недо­воль­ство про­хо­дит. Раз­дра­жи­тель­ность явля­ется также обычным спут­ни­ком уста­ло­сти. Нервная система ребенка отли­ча­ется уси­лен­ною вос­при­им­чи­во­стью и чут­ко­стью ко всякого рода внешним раз­дра­же­ниям. Ожи­в­лен­ные дви­же­ния, инте­рес­ные картины и все, что сильно при­вле­кает к себе детское вни­ма­ние, спо­собны быстро вызвать слишком большую затрату энергии, вслед­ствие чего также быстро насту­пает нервное утом­ле­ние, т.-е. резкий переход от радости к слезам, к недо­воль­ству всем окру­жа­ю­щим, к капри­зам, един­ствен­ный выход из которых — сон. У здо­ро­вых, сильных детей капризы часто вызы­ва­ются и обрат­ным явле­нием, именно, избыт­ком энергии, тем осо­бен­ным «зудом», когда во всех фибрах орга­низма невольно испы­ты­ва­ется непре­о­до­ли­мый позыв к дея­тель­но­сти, к дви­же­нию и притом уси­лен­ному, поры­ви­стому и ско­рейшему дви­же­нию. А его нет. Дитя еще лежит, или няня очень мед­ли­тельно одевает его, или оно ждет кого-нибудь. И опять — совер­шенно есте­ствен­ная причина к плачу, к неце­ле­со­об­разным дви­же­ниям, к общей раз­дра­жи­тель­но­сти. Далее, одежда, если она слишком тепла и тесна, под­го­то­в­ля­ю­ща­яся непо­года, напр., дождь, неу­доб­ства в обста­новке, не обна­ру­жи­ва­ю­щи­еся болез­нен­ные явления, несо­от­вет­ству­ю­щая тем­пе­ра­тура и проч., все подоб­ное спо­собно бывает очень скоро вызвать раз­дра­жи­тель­ность, капризы. Но во всех таких случаях они явля­ются, так сказать, пре­до­хра­ни­тель­ным кла­па­ном: в них инстин­к­тивно выска­зы­ва­ется чувство само­со­хра­не­ния. И в виду этого они — почти неиз­бежны.

Такие же невме­ня­е­мые, т.-е. есте­ствен­ные выра­же­ния эмо­ци­о­наль­ной жизни ребенка соз­да­ются нередко одно­об­ра­зием окру­жа­ю­щей среды, наго­ня­ю­щей скуку и на взро­с­лого, дурным рас­поло­же­нием духа тех лиц, которые нахо­дятся при ребенке, неу­ме­ньем или бес­си­лием самих детей одо­ле­вать разные пре­пят­ствия, какие пред­ла­га­ются им для выпол­не­ния, неу­ва­же­нием иногда совсем безо­бид­ных желаний и оскор­б­ле­нием, само­лю­бия детей и т. п. С воз­ни­ка­ю­щими при этих усло­виях капри­зами было бы заблу­жде­нием всту­пать в откры­тую, запо­з­да­лую борьбу; необ­хо­димо пре­ду­сма­т­ри­вать поя­в­ле­ние их, т.-е.. удалять вызы­ва­ю­щие их причины. Про­дол­жи­тель­ное влияние на детскую натуру таких условий не замед­лит гибельно отра­зиться на всей орга­ни­за­ции харак­тера ребенка: очер­ствит его сердце, приучит к без­действию, разо­вьет в нем наклон­ность к грусти, к пес­симизму, к необ­щи­тель­но­сти, к эго­и­сти­че­ским порывам, к свар­ли­во­сти и, сле­до­ва­тельно, к капри­зам, обу­сло­в­лен­ным уже испор­чен­но­стью детской души.

Удо­вле­тво­ряя закон­ные тре­бо­ва­ния детей, нельзя в то же время делать вредных поощре­ний и укреп­лять совер­шенно ненуж­ные при­вычки. Слу­ча­ется, что вос­пита­тели насильно навя­зы­вают ребенку потреб­но­сти, в которых он совсем не нужда­ется и которых не про­я­в­ляет. Но раз он при­с­по­со­бился к чему-либо, — он начи­нает тре­бо­вать этого, когда только взду­ма­ется. Рас­точа­е­мая перед ним угод­ли­вость еще более укреп­ляет в нем новую потреб­ность. И если каждое из бес­по­лезных желаний ребенка удо­вле­тво­ря­ется с чрез­мер­ной готов­но­стью, то он успе­вает быстро всех забрать в руки. Он уже дога­ды­ва­ется, что его крик, слезы, про­те­сты кон­ча­ются при­ят­ными для него послед­стви­ями, дости­же­нием цели. А позднее, дитя и без наме­ре­ния, без причины, только по заве­ден­ной при­вычке начи­нает пов­то­рять свои зау­чен­ные опыты, при­ме­няя их во всяком удобном или выгод­ном для себя случае. Так искус­ственно раз­ви­ва­ются капризы, по един­ствен­ной в том вине вос­пита­те­лей. Здо­ро­вые ранее дети ста­но­вятся нерв­ными, раз­дра­жи­тель­ными, а потом, если не будет сво­е­вре­менно поста­в­лено границ гос­под­ству дурных наклон­но­стей, — само­ду­рами и бес­сер­деч­ными эго­и­стами.

Суще­ствуют, однако, и есте­ствен­ные причины детских капри­зов, вро­жден­ные недо­статки детей.

В наше время нео­бы­чай­ной горячки жизни, нео­буз­дан­ной погони за при­об­рете­нием все новых и новых благ, новых удо­воль­ствий — мы сказали бы: новых ядов, — а главное, в страш­ной борьбе из-за куска хлеба слишком сильно напря­га­ются нервы. И хотя эта тре­вож­ная «борьба за суще­ство­ва­ние» падает прежде всего на взро­с­лых и пре­и­му­ще­ственно на жителей больших городов, но и нервная система ребенка не оста­ется поща­жен­ной. Вос­пита­ние во всех его приемах, картины всего окру­жа­ю­щего и, вообще, масса пре­ж­де­вре­мен­ных впе­ча­т­ле­ний, вос­при­ни­ма­е­мых ребен­ком со стороны близких к нему бес­по­койных, сует­ли­вых и точно при­ш­по­рен­ных взро­с­лых кладут тяжелую печать на нежную детскую натуру. Тут не только насле­до­ван­ная склон­ность к нерв­но­сти найдет себе пре­крас­ную пищу, но и здо­ро­вый орга­низм раз­вин­тится нео­бык­но­венно скоро.

«Нас­колько широко охва­тила нерв­ность наше юное поко­ле­ние, — говорит Вениг, — дока­зы­вают неслы­хан­ные прежде детские само­у­бийства и ужасные убийства, совер­ша­е­мые детьми; дока­зы­вает это также и уве­ли­че­ние сла­бо­сти в орга­низме нашего юно­ше­ства: умень­ше­ние остроты органов чувств, в осо­бен­но­сти зрения, сла­бо­сть желудка и хро­ни­че­ские болезни его, бес­си­лие мочевых органов, голов­ные боли, эпи­ле­п­сия, бес­сон­ница, тяжелые нервные рас­стройства и т. д»., при чем мно­го­чи­с­лен­ные примеры пси­хи­че­ского выро­жде­ния у детей наблю­да­ются уже в самом раннем воз­ра­сте, иллю­стри­руя этим факт наслед­ствен­ной пере­дачи.

Нервные дети, в боль­шин­стве случаев, отли­ча­ются очень ранним умствен­ным раз­ви­тием, слабой орга­ни­за­цией, тонкими чертами лица и мало­кро­вием. Они, обык­но­венно, обид­чивы до щепетиль­но­сти, но еще более раз­дра­жи­тельны и вспыль­чивы, при самом ничтож­ном поводе выходят из себя, швыряют, чем попало, в про­ви­нив­ше­гося перед ними, при неу­до­вле­тво­ре­нии их желаний впадают в нео­буз­дан­ную ярость, бро­са­ются на пол, не чув­ствуя боли от ушибов, зали­ва­ются горь­кими слезами, испус­кают неи­сто­вые крики, брань, жалобы, стоны, спят тре­вожно, стра­дают частыми судо­ро­гами, словом, пред­ста­в­ляют собою самую бла­го­при­ят­ную почву для воз­ник­но­ве­ния капри­зов. У детей, про­ис­хо­дя­щих от нев­ро­па­ти­че­ских роди­те­лей, такая чрез­мер­ная воз­бу­ди­мость — обычный порок.

Дурное вос­пита­ние, конечно, в этом случае осо­бенно содействует раз­ви­тию у детей болез­нен­ных наклон­но­стей или стран­но­стей харак­тера. А будущ­ность таких детей? — Известно, что взро­с­лые, стра­да­ю­щие тяже­лыми формами истерии, невра­сте­нии или душев­ными болез­нями, обык­но­венно уже с детства обна­ру­жи­вали крайнюю раз­дра­жи­тель­ность и про­и­с­те­ка­ю­щие из нее пороки, раз­ви­тие которых не встре­чало себе актив­ного проти­во­действия. Это обсто­я­тель­ство ука­зы­вает на чрез­вы­чайно важную обя­зан­ность роди­те­лей и вос­пита­те­лей — всегда обра­щать серьез­нейшее вни­ма­ние на про­я­в­ля­ю­щи­еся у детей нервные и душев­ные ано­малии и ста­раться воз­можно скорее устра­нять их.

Но — легко сказать, — устра­нить: не легко это сделать.

Первым усло­вием успеха в борьбе с нерв­но­стью детей явля­ется уменье вос­пита­теля владеть собою. Прежде чем браться за вос­пита­ние других, нужно узнать и пре­ду­пре­дить свои соб­ствен­ные недо­статки. Кто вспыль­чив, кто не может выно­сить проти­во­ре­чий, кто обна­ру­жи­вает непо­сто­ян­ство в своих душев­ных настро­е­ниях — то угрюм, то весел, то нежно снис­хо­ди­те­лен, то грубо тре­бо­ва­те­лен — и, сле­до­ва­тельно, бес­ха­рак­те­рен, тот не только не излечит нерв­ного ребенка, но и вполне здо­ро­вого сделает нервным.

Энер­ги­че­ские и хорошо урав­но­ве­шен­ные харак­теры, спо­соб­ные твердо сопроти­в­ляться раз­ла­га­ю­щему действию угнета­ю­щих забот и стра­стей, раз­ви­ва­ются под вли­я­нием прочных нрав­ствен­ных устоев. И эта сторона вос­пита­ния — важ­нейшая.

К несча­стью, и сами роди­тели часто не имеют ясного пред­ста­в­ле­ния о цели вос­пита­ния, осо­бенно когда дети еще малы и, по при­ня­тому мнению, не нужда­ются еще в нрав­ствен­ной опеке. Совер­шенно справед­ливо на этот счет остро­ум­ное заме­ча­ние Гюйо, что нрав­ствен­ный идеал, ука­зы­ва­е­мый в боль­шин­стве случаев детям в семье, состоит в том, чтобы «не очень шуметь, не совать пальцев в нос и в рот, не есть руками, не ходить в дождь по воде и т. д., — быть умным!... Для многих роди­те­лей быть умным ребен­ком — значит быть малень­кой мари­о­нет­кой, которая дви­га­ется только тогда, когда ее дергают за ниточки». Понятно, что при таких усло­виях уна­сле­до­ван­ные детьми патоло­ги­че­ские наклон­но­сти полу­чают широкую свободу раз­ви­тия. Все недо­статки харак­тера, слабая и капри­зная воля, упрям­ство, эгоизм, под­чи­не­ние всякого рода импуль­сам, гневу, ярости, лжи и т. п., раз­ви­ва­ются у них тем легче, что такие дети — потом­ство людей неу­рав­но­ве­шен­ных, нев­ро­па­тов — будут часто иметь перед глазами всегда зара­зи­тель­ные образцы пороков и нрав­ствен­ных про­бе­лов своих роди­те­лей.

Чтобы быть действи­тель­ным, нрав­ствен­ное вос­пита­ние должно начи­наться с самого первого детства, когда ум ребенка наи­бо­лее подат­лив и не засорен еще при­выч­ками, которые встали бы поперек дороги новым, оздо­ро­в­ля­ю­щим, бла­го­т­вор­ным вли­я­ниям. Пру и Балле не без осно­ва­ний срав­ни­вают состо­я­ние ребенка в момент его поя­в­ле­ния на свет с состо­я­нием загип­ноти­зи­ро­ван­ного чело­века, до того вос­при­им­чив, впе­чат­ли­те­лен и подат­лив детский ум. И если не все дети спо­собны под­да­ваться гипнозу, как это думали раньше, за то они, бодр­ствуя, осо­бенно легко под­чи­ня­ются вну­ше­нию своего рода, дела­ются вполне доступ­ными окру­жа­ю­щим вли­я­ниям. Такою эла­стич­но­стью дет­ского ума и следует прежде всего поль­зо­ваться в борьбе против дурных инстин­к­тов и побу­жде­ний. Но зару­читься для этого от детей вни­ма­нием и послу­ша­нием может только вос­пита­тель, ставший для них авто­ри­тетом.

Выра­жа­ясь словами Гюйо, «авто­ри­тет сла­га­ется из трех эле­мен­тов: 1) любви и нрав­ствен­ного ува­же­ния; 2) при­вычки под­чи­няться; при­вычки, соз­да­ва­е­мой путем упраж­не­ния и 3) страха. Каждый из этих эле­мен­тов входит в чувство авто­ри­тета, но должен под­чи­няться любви. Неж­ность делает бес­по­лезным жесткий авто­ри­тет, нака­за­ние». Оно лишает детской при­вя­зан­но­сти. Если же нака­за­нием при­хо­дится внушать страх, то оно должно быть всегда справед­ливо, должно выпол­няться спо­койно, без гнева и оже­сто­че­ния и лишь как исклю­чи­тель­ная мера и к очень тяжелым про­ступ­кам, напр., к откры­тому сопроти­в­ле­нию. Иначе, она не достиг­нет цели. Обык­но­венно бывает, что нака­за­ния и чрез­мер­ная стро­гость ухудшают дело, уси­ли­вают упор­ство детей. Пов­то­рять одни и те же выго­воры и заме­ча­ния — значит отни­мать от них всякое влияние на ум ребенка. Нака­зы­вать без оче­вид­ной для дет­ского пони­ма­ния причины, спо­соб­ной вызвать нрав­ствен­ное сожа­ле­ние заслу­жен­но­сти нака­за­ния, значит влиять рас­сла­б­ля­ю­щим образом на нервную систему про­ви­нив­ше­гося, т — е. не испра­в­лять его, а портить. Да и вообще, строить авто­ри­тет на чувстве страха можно только под тем усло­вием, если это орудие имеет своим назна­че­нием внушить ребенку покор­ность и пре­кло­не­ние перед более сильною волею, перед более власт­ным харак­те­ром, перед кате­го­ри­че­ским тре­бо­ва­нием. Но в этом случае страх гра­ни­чит с уни­же­нием. И после этого не будет ли ребенок хитрить, лице­ме­рить, трусить, не заро­дится ли в нем мно­же­ство и других пре­зрен­ных, рабских наклон­но­стей?

Сред­ство заставить ребенка сдер­жи­вать свои дурные при­вычки, научить отка­зы­ваться от того, что ему приятно, но чего он не должен делать, — это развить волю дитяти. Но достичь этого можно только путем наста­в­ле­ний и при­ме­ров. Дети вос­хи­ща­ются силой воли у других, как и физи­че­ской силой, и так как дети всегда берут за образец людей, их окру­жа­ю­щих, то давать им пример твер­до­сти, иметь волю — значит делать их твер­дыми и укреп­лять их волю. Вос­хи­ще­ние воз­ра­с­тает, если ему будут сопут­ство­вать ува­же­ние и глу­бо­кое вни­ма­ние со стороны детей. А это воз­можно только тогда, когда все отно­ше­ния к ребенку про­ник­нуты любовью и бла­го­ра­зум­ной тер­пи­мо­стью к его мед­лен­ному испра­в­ле­нию. Только такие условия невольно рас­по­ла­гают детей к рас­ка­я­нию в своих дурных поступ­ках и посе­ляют в них доверие и пре­дан­ность по отно­ше­нию вос­пита­те­лей. На этой почве уже не встретится нео­до­ли­мых пре­пят­ствий к нрав­ствен­ному воз­действию на ум и волю ребенка. При посто­ян­ном тща­тель­ном уходе за физи­че­ским раз­ви­тием дет­ского орга­низма, только подоб­ный метод и может быть при­ме­нен к укреп­ле­нию его нервной системы и к борьбе против дурных наклон­но­стей и капри­зов.

Резю­ми­руя все ска­зан­ное, отметим сле­ду­ю­щие общие выводы: капризы свойственны дет­скому воз­ра­сту; в здо­ро­вом детском орга­низме они могут быть есте­ствен­ным про­те­стом дитяти против ненор­маль­но­сти условий окру­жа­ю­щей его среды и, сле­до­ва­тельно, тре­бо­ва­нием изме­нить ее; с другой стороны, они вызы­ва­ются неправильно поста­в­лен­ным вос­пита­нием, а именно, раз­ви­тием в детской натуре ненуж­ных потреб­но­стей и поощре­нием слу­чайных наклон­но­стей ребенка; сюда же при­мы­кают и капризы больных детей, воз­ни­ка­ю­щие на почве их общей нерв­но­сти, насле­до­ван­ной от нев­ро­па­ти­че­ских роди­те­лей или при­об­ретен­ной путем влияния.

В двух послед­них случаях капризные дети нужда­ются в особом уходе за собою, в систе­ма­ти­че­ской поста­новке нрав­ствен­ного вос­пита­ния.

В таком вос­пита­нии не должно найтись места нака­за­ниям или вну­ше­нию страха.

Лучший и целе­со­об­разный вос­пита­тель­ный прием — про­бу­жде­ние в ребенке чувств любви и ува­же­ния к вос­пита­телю.

1 При соста­в­ле­нии насто­я­щего очерка приняты во вни­ма­ние, между прочим, сле­ду­ю­щие сочи­не­ния:

Кейра: «Харак­тер и нрав­ствен­ное вос­пита­ние».

Маудсли: «Физи­оло­гия и патоло­гия души».

И. Карцев: «Капризы и раз­дра­жи­тель­ность детей». Отд. отт. из «Вести. Восп.» за 1893 г.

Гюйо: «Вос­пита­ние и наслед­ствен­ность».

Пру (Proust) и Балле (Ballet): «Гиги­е­ни­че­ское лечение невра­сте­нии».

Е. Н. Водо­во­зова: «Умствен­ное и нрав­ствен­ное раз­ви­тие детей».

Статьи из «Вестн. Восп.» и «Женск. Образ.» за разные года.