
Воспитание ребенка второго и третьего года жизни
1. Особенности развития ребенка двух-трех лет
К году дети обычно уже умеют ходить. На протяжении второго года происходит закрепление и совершенствование этого умения.
В этом возрасте ребенок любит, подставив стул, влезать на кровать, на диван, на окно, на стол и требует усиленного наблюдения взрослых, чтобы не случилось несчастья.
На протяжении третьего года значительно совершенствуются все его движения. К трем годам ребенок уже может кататься на трехколесном велосипеде, залезать на лесенку, сбегать с горки, перешагивать через канавки, ходить по узкой доске, ходить по лестнице, переступая попеременно обеими ногами.
Становятся более совершенными и ловкими движения рук.
В начале второго года жизни ребенок, играя, любит возить что-нибудь, бросать и ловить мяч, много при этом двигается. В то же время ребенок умеет играть и спокойно, сосредоточенно надевать колесики на палочку, укладывать карандаши в коробку и т. д. К двум годам появляется умение в игре подражать действиям взрослых: делает вид, что читает газету, работает молотком, кормит куклу.
В игре ребенка на третьем году жизни заметны большие сдвиги. Его игра отображает уже то, что он видит: ребенок может изображать доктора, шофера, парикмахера, фотографа. С куклой проделывает то же, что мать делает с ним: кормит, укладывает спать, показывает картинки, наказывает. Хорошо строит из кубиков, кирпичиков. Постройки делает разнообразные, с украшениями; они могут иметь уже сюжетный характер — гараж, дом и т. п. В три года дети владеют карандашом, лепят из пластилина, наклеивают картинки, вырезывают.
В возрасте до полутора лет ребенок в основном учится понимать речь взрослого, собственная же речь развивается пока еще медленно. В начале второго года он часто заменяет слова жестами, мимикой. Например, на вопрос: «Кто шил тебе рубашку?» — ребенок отвечает: «Мама», — и жестом показывает, как шьют на машинке, произнося звуки: «тр-ррр...» Вместо того чтобы сказать «дай», протягивает руку. Когда говорят «печка горячая», дует на руку и делает вид, что обжегся.
Но с полутора лет в развитии речи ребенка происходит как бы скачок. Если ребенок в полтора года произносил 60—70 слов, и то упрощенно, то к двум годам он уже произносит до 300 слов и более. Говорит уже фразами, задает вопросы: «Это что?», «Зачем?», «Почему?».
В этом возрасте возникшее ранее понимание связей между словами и предметами, словами и действиями, отношений между предметами, а также между действиями и их результатами, понимание ситуации становится шире и сложней.
Приведем записи из дневника матери: «1 г. 4 мес. 28 дн. — берет мыло, идет в ванную и подставляет ящик к умывальнику. 1 г. 5 мес. — берет ножницы, раздвигает их и делает вид, что подстригает маме ногти; сахар прикладывает к щипцам. 1 г. 8 мес. — когда папа приходит с работы и снимает ботинки, быстро лезет под кровать и достает папины домашние туфли».
Развитие речи у детей зависит не только от того, много ли взрослые общаются с ребенком, занимаются с ним, но также и от индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, замечено, что дети, которые умеют сосредоточенно и много играть одни, говорят меньше, чем те дети, которые не в такой степени обладают способностью самостоятельно играть, а большую часть времени проводят со взрослыми или с другими детьми.
К трем годам словарь ребенка довольно обширен. Он уже произносит длинные фразы, склоняет слова, изменяет глаголы в настоящем, прошедшем и будущем времени. Ребенок уже употребляет в речи до 1200—1500 слов. Хорошо запоминает и говорит стихи. Речь становится выразительной — появляются вопросительные, восклицательные предложения, например: «Птичка моя не летает. А живые птички летают? А кто еще летает?»
Многие звуки в этом возрасте ребенок произносит еще плохо. Взрослый должен помочь ему правильно произносить трудные для него звуки («р», «ж», «ш»).
Сильно развивается способность подмечать сходство: в один год два месяца — один год три месяца узнает на фотографии всех знакомых ему людей, а в один год пять месяцев — знакомые предметы на картинках.
В этот период значительно развивается память. Ребенок может уже узнавать близкого человека, которого не видел месяца два. Он вспоминает о событиях, происшедших неделю тому назад.
Хорошо запоминает место, на котором обычно находится тот или иной предмет, понимает указание: «Положи на место», часто сам замечает, что лежит не на своем месте. Например, если ботинок находится посреди комнаты — тащит его под кровать.
Ко второму и третьему году обогащаются эмоции ребенка: он проявляет сочувствие, жалость, видя, что другому больно; привязанности становятся сильнее, ребенок скучает, если уходит близкий человек. Проявляется стыдливость, застенчивость. Ясно выражаются чувства гнева, досады, обиды; заметно и лукавство: например, делает вид, что берет то, что мама не позволяет.
Ребенок проявляет уже и чувство страха — он боится всего необычного, непонятного. Страх могут вызвать не только слуховые раздражения, но и сильные зрительные.
Между детьми этого возраста могут завязаться товарищеские отношения, появляется желание помочь друг другу; в игре дети распределяют роли между собой.
К трем годам у детей заметно развивается интерес к музыке, они любят слушать игру на музыкальных инструментах, узнают знакомую песенку и иногда правильно поют ее. Слушая мелодию в медленном темпе, дети кружатся парами, танцуют; под веселую, быструю мелодию — пляшут, топают ножками.
Чувства, которые ребенок уже испытывает, углубляясь и закрепляясь, могут стать зачатками складывающегося характера. Психологи указывают, что к концу второго года у ребенка обычно намечается основа некоторых черт характера.
Ребенок в возрасте от одного до трех лет уже имеет отчетливые влечения; он стремится выполнить свое желание, как только оно зарождается. Отдаленные цели ему еще незнакомы, он не может их взвешивать, сравнивать, у него еще нет так называемой «борьбы мотивов». Но уже заметно развитие способности к задержке своих действий. Вследствие укрепления памяти может возникнуть представление о неприятных последствиях поступка (сердитое лицо матери, наказание, отказ поиграть).
Ребенок к трем годам может уже проявлять терпение, не плакать, если больно, выпить невкусное лекарство, если это нужно.
Вот запись из дневника матери: «2 г. 11 мес. После введения сыворотки против кори говорил: «Я даже не плакал», хотя губы его кривились и дрожали от боли».
Ребенок уже может сдерживать свои желания. Слова «нельзя», «надо» с полутора лет начинают влиять на его поведение.
В возрасте от одного года до трех лет у ребенка растет сильный интерес к окружающему. Малыш стремится все увидеть, услышать, но ему нужны не только зрительные и слуховые впечатления, но также и осязательные, мышечные, он хочет до всего добраться, взять в руки, пощупать, помять, порвать, поломать, бросить. Все это дает ребенку богатые ощущения. В трамвае он тянется к окну, его занимает происходящее на улице. Ребенок в этом возрасте любит рассматривать книги с картинками. Мать пишет в дневнике: «1 г. 5 мес. 15 дн. Есть книжки, которые по многу раз в день смотрит; любит, чтобы рассказывали по картинкам. Любит смотреть, как родители делают что-нибудь. 1 г. 7 мес. 15 дн. Отец делал ему саночки, так оторвать его от отца никак нельзя было. Сдувал опилки. Любит помогать, делать вместе. Любит вещи взрослых: кепи отца, его ремень, надеть их на себя — большое удовольствие».
2. Режим дня ребенка от одного года до трех лет
В возрасте от одного года двух месяцев до одного года пяти-шести месяцев дети обычно спят днем два раза. Однако к полутора годам, как отмечают многие родители, дети начинают позднее засыпать в первой половине дня и иногда вовсе не засыпают во второй. В этом случае надо переводить ребенка на одноразовый дневной сон. Но с этим не следует спешить: может случиться, что в изменившихся условиях ребенок опять будет спать два раза в день. Это бывает, когда, например, после жарких дней наступает похолодание или же ребенка вывозят за город: свежий, прохладный воздух способствует хорошему сну. При заболевании ребенка необходимо снова восстановить двухразовый дневной сон. Слабые, недоношенные дети могут и до одного года восьми месяцев спать днем два раза.
Многие матери, переводя ребенка до полутора лет на одноразовый дневной сон, объясняют это тем, что такой режим дня ребенка им удобен: дети спят часа 3 и мать успевает многое сделать за это время. Но при таком режиме ребенок бодрствует часов пять подряд, чего не следует допускать.
Дети, легко возбудимые, чрезмерно подвижные во время бодрствования, затрачивают много энергии, поэтому надо позаботиться о том, чтобы такие дети спали днем два раза. Дети же, физически крепкие, спокойные, могут уже с полутора лет перейти на разовый дневной сон.
Родители должны постепенно удлинять периоды бодрствования ребенка, доведя их к одному году восьми месяцам до пяти часов подряд. Иначе резкое изменение режима сна способно вызвать у ребенка переутомление, которое может выразиться в чрезмерном возбуждении, раздражении.
Таким образом, к полутора годам для ребенка можно установить следующий режим:
Кормление: 7 час.; 11 час.; 15 час.; 19 час.
Сон: 11 час. 30 мин. — 15 час.; с 19 час. ночной сон.
К одному году восьми месяцам этот режим несколько изменяется:
Кормление: 8 час.; 12 час.; 16 час.; 20 час.
Сон: 12 час. 30 мин. — 15 час. 30 мин. Ночной сон начинается в 20 час. — 20 час. 30 мин.
Кормить ребенка этого возраста следует отдельно от взрослых. Когда он ест за общим столом, он отвлекается и часто требует блюда, которые ему еще нельзя есть. Хорошо приобрести для ребенка складной стул. Перед едой нужно надевать ребенку нагрудник, лучше клеенчатый, для вытирания рта после еды иметь салфетку. Посуда у ребенка должна быть отдельная: чашка, небольшая глубокая тарелка, десертная и чайная ложки.
Ребенка надо приучать есть жидкую пищу с хлебом, который он может сам держать в руке и откусывать. Кормить ребенка нужно медленно, давая следующую ложку только тогда, когда он съест предыдущую.
К полутора годам или даже месяца на два раньше нужно приучать ребенка пользоваться ложкой. Опаздывать с выработкой этого навыка не следует. Когда ребенок ест самостоятельно, это доставляет ему удовольствие, он не отвлекается и аппетит у него повышается.
Сначала нужно учить его самостоятельно есть густую и полужидкую пищу: кашу, пюре, кисель, а потом уже суп — тогда ему будет легче научиться пользоваться ложкой. Не следует огорчаться и сердиться на ребенка, если он первое время будет есть медленно, будет пачкать одежду, разливать еду — это естественно для его возраста. Сначала лучше давать ребенку чайную ложку и учить держать ее всей рукой за середину черенка. Кисель лучше налить в чашку или кружку. Ребенок будет сам держать ее двумя руками, а мать может только наблюдать и прийти на помощь, когда это потребуется.
Во время еды нужно подсказывать ребенку: «откуси хлеб», «кушай котлетку». Это приучает его есть правильно.
К двум с половиной-трем годам ребенок должен уже есть не только самостоятельно, но и аккуратно, не пачкать стол, не выходить из-за стола с куском хлеба, не есть немытых фруктов, никогда не есть поднятое с пола. Надо приучать его перед едой мыть руки, а после еды вытирать рот салфеткой и класть ее на свое место.
Много огорчений доставляют родителям дети с плохим аппетитом. Причиной этого иногда является болезненное состояние ребенка, но чаще всего — неправильное поведение взрослых во время кормления.
Многие взрослые для побуждения детей к еде применяют различные уговоры: «за папу», «за маму», «еще только этот кусочек», «ешь, а то все кошке отдам» и т. д. — или начинают забавлять ребенка всякими прибаутками, рассказами; иногда им удается отвлечь его до такой степени, что он механически съедает все, что ему дают.
Эти приемы неправильны, вредны. Когда ребенок ест, внимание его должно быть сосредоточено на еде: это повышает аппетит и помогает усвоению пищи.
Не надо проявлять спешки при кормлении малышей, следует дождаться, когда ребенок прожует, проглотит пищу и сам потянется к следующей ложке.
Если ребенка кормить насильно, у него появляется отрицательное отношение к еде, доходящее до отвращения; бывают случаи, когда у ребенка одно приготовление к еде вызывает рвоту.
Как уже говорилось, детей надо кормить в спокойной обстановке: избегать громких разговоров, не включать радио, так как дети легко отвлекаются.
На втором году жизни ребенок лучше ест, если предоставить ему самостоятельность; это заинтересовывает малыша, сосредоточивает его внимание на пище; вначале можно докармливать его другой ложкой, но так, чтобы это не нарушало самостоятельности ребенка. Его не надо торопить, а только внимательно наблюдать за ним.
Таким образом, для создания у ребенка хорошего аппетита нужно:
1. Организовать правильный режим кормления.
2. Создавать спокойную обстановку до и во время кормления, чтобы ребенка ничто не отвлекало.
3. Своевременно приучать ребенка есть самостоятельно.
4. Ничего не давать ему в промежутках между кормлениями; кормить разнообразной и вкусной пищей.
5. Считаться со вкусом ребенка; изредка давать соленую пищу (икру, селедку); не злоупотреблять сладкими блюдами.
6. Давать пищу в красивом оформлении; вид пищи, ее запах должны возбуждать аппетит.
7. Ребенку следует гулять перед едой, но прогулка не должна быть утомительной и возбуждающей его.
8. Если ребенок плохо глотает сухую, компактную пищу (запеканки, картофельные, рисовые котлеты), подавать такую пищу с жидкой подливкой или дать запивать чем-либо (соком от компота, киселем или просто водой).
Хорошему аппетиту содействует также целый ряд правильных подготовительных к еде действий ребенка. Малыш уже в возрасте около трех лет должен перед тем, как сесть за стол, вымыть и вытереть руки, достать свой нагрудник или салфетку, принести свою тарелку, ложку, хлеб, сесть на свое постоянное место за столом. Все это уже настраивает его на еду и, несомненно, повышает аппетит.
Чтобы сон ребенка был полноценным отдыхом и восстановил затраченную физическую и нервную энергию, необходимо укладывать его спать в спокойном состоянии. Не следует перед сном затевать шумные игры с ребенком, забавлять, а также огорчать его, надо избегать новых ярких впечатлений. Родители должны помнить, что, укладывая ребенка спать, надо самому взрослому быть спокойным, сдержанным, не говорить быстро, громко. Уложив ребенка в кровать, сказать ему что-нибудь ласковое, а не кричать на него: «Сейчас же спать!» — как это часто делают взрослые.
Пожелав малышу спокойной ночи, следует отойти от кроватки и сесть поодаль, занявшись спокойным делом: шитьем, вязанием, чтением. Ребенок, может быть, не сразу заснет, понаблюдает за матерью, поговорит что-то сам с собою и заснет.
Лучшим средством, содействующим быстрому засыпанию и глубокому сну, как мы уже говорили, является чистый, прохладный воздух. Полезно после ужина пойти с ребенком погулять. В помещении, где спит ребенок, не должно быть яркого света, шума, радио следует приглушить, ни в коем случае не следует включать телевизор. Но не рекомендуется приучать ребенка засыпать при полной темноте и тишине. Родители, находящиеся в комнате, могут тихо разговаривать.
Уже с двух-, трехлетнего возраста ребенка надо приучать перед сном убирать свои игрушки, самостоятельно раздеваться, аккуратно укладывать белье, самому ложиться в кровать.
Такие приготовления, если они повторяются регулярно, ежедневно, располагают ребенка ко сну. Он привыкает к тому, что в определенный час кончается его «рабочий день» и наступает время отдыха.
Матери очень страдают, когда дети долго не засыпают. Чтобы ребенок быстро заснул, матери часто прибегают к неправильным и вредным приемам (укачивают, носят на руках, рассказывают сказки и т. п.).
Если строго выполняется режим дня ребенка и, по возможности, он спит на воздухе, приучен засыпать без всяких «усыпляющих приемов», ребенок вырастает здоровым и не доставляет родителям лишних беспокойств и трудностей.
3. Воспитание у детей гигиенических и культурных навыков и привычек
С раннего детства нужно прививать ребенку навыки, которые впоследствии превратятся в привычку культурного поведения.
Если ребенка постоянно приучают к определенным действиям, связанным с заботой о его чистоте, здоровье, у него легко выработать привычку следить за чистотой своего лица, рук, тела, одежды, предметов домашнего обихода, игрушек. Приобретенные в детстве гигиенические привычки становятся второй натурой человека, потребностью в чистоте.
Многие болезни вызываются микробами, проникающими в организм человека из окружающей среды. Болезнетворные микробы попадают в желудок с сырой водой, с пищей, поднятой с пола, загрязненной пылью, приготовленной в грязной посуде, с немытыми фруктами и овощами. Грязные руки также являются источником заразы.
Содержание тела ребенка в чистоте есть уже предпосылка для образования у него навыка чистоплотности. Грудного ребенка надо ежедневно купать. Родители должны помнить, что кожа есть также орган дыхания, загрязненная кожа не только благоприятная почва для микробов, вызывающих различные заболевания, но она мешает естественному обмену веществ в организме.
Чтобы приучить маленького ребенка к чистоплотности, надо, чтобы все гигиенические процедуры доставляли малышу удовольствие.
Но часто матери жалуются, что ребенок не любит купаться. Происходит это только от неправильных приемов купания. Если ребенка купают в холодной или в горячей воде, или ему попадает в глаза мыло, или его внезапно обливают большой струей воды и он захлебывается, ребенок станет бояться купания. После этого трудно будет привить ему потребность мыться. Уже у грудного ребенка могут образоваться прочные условные связи, и при неправильных приемах купания один вид ванны вызывает у него плач. Потребность в чистоте должна подкрепляться теми приятными ощущениями, которые дает купание в теплой воде, ласковое внимательное отношение взрослого к ребенку.
У ребенка старше двух лет должно быть отдельное небольшое полотенце, для которого надо прибить низко крючок, чтобы малыш сам мог доставать и вешать на него полотенце.
Салфетка или нагрудник, который подвязывают ребенку во время еды, должны также храниться в доступном для него месте. Это вырабатывает у ребенка привычку к порядку.
Умывание надо проводить таким образом, чтобы не причинять малышу неприятных ощущений. Иногда мать плохо засучит ему рукава, и вода заливается в них, или вода слишком холодная — все это создает у ребенка отрицательное отношение к умыванию.
С двух лет надо предоставить ребенку возможность самому умываться, учить его намыливать руки, указывая, где надо получше потереть, все это вызовет интерес к умыванию. Если ребенка ежедневно умывают утром и вечером перед сном, моют руки перед каждой едой, то уже у двухлетнего малыша образуется крепкая условная связь, и он перед обедом сам побежит мыть руки.
Необходимо с раннего возраста приучать детей подстригать ногти, причесывать волосы. Если все это делается, то у ребенка образуется привычка, и он сам будет требовать, чтобы его причесали, подстригли ему ногти.
Со второго года ребенка приучают пользоваться носовым платком.
Если родители следят за чистотой ребенка, сейчас же моют ему запачканные руки, вытирают мокрый нос, меняют грязную одежду, то у ребенка появляется привычка к чистоте.
Надо приучать ребенка к тому, чтобы ему была неприятна неаккуратная грязная одежда. У него должен быть передник, чтобы не пачкалось платье.
Ребенка надо приучать класть вещи на определенное место. Перед сном ребенок должен аккуратно складывать свою одежду на стул. Никогда не влезать на кровать в одежде и обуви. Нужно строго следить за тем, чтобы ребенок входил с улицы в комнату, предварительно вытерев ноги, сняв галоши и верхнее платье.
Для закрепления навыков чистоплотности и аккуратности необходимо, чтобы эти навыки подкреплялись примером взрослых.
Как уже неоднократно говорилось, родители должны приучать детей есть только чистыми руками. К сожалению, еще можно видеть, как взрослые, гуляя с ребенком, покупают ему на улице баранку, конфету и ребенок тут же, держа их грязными варежками, ест. Надо с первых лет жизни приучать ребенка есть только мытые фрукты и овощи. У ребенка в возрасте двух-трех лет можно выработать этот стойкий навык, если старшие последовательны и сами никогда не едят фруктов, только что купленных на улице или в магазине, и никогда не дают их детям.
Мы говорили, что гигиенические навыки тесно связаны с культурными навыками. Ребенка надо приучать есть аккуратно, не пачкать скатерть, не бросать ничего на пол, вытирать рот и руки салфеткой, поев, благодарить старших.
Чистота, опрятность и порядок в комнате являются необходимым условием здоровья и хорошего уравновешенного настроения и поведения живущих в ней людей.
С раннего возраста надо приучать детей к сохранению порядка в комнате. На втором году жизни ребенок уже хорошо запоминает расположение предметов в комнате и у него есть потребность видеть все на привычном месте.
Все вещи детей должны иметь постоянные места: отдельные на уровне их роста вешалки для полотенца и для пальто; место для салфетки, для галош, валенок. Родители должны показывать детям пример аккуратности во всем. В ежедневной уборке комнаты трехлетние дети могут принимать посильное участие.
Дети к году начинают проситься на горшок, но этот навык у них еще непрочен. Даже к полутора годам ребенок часто не успевает осознать позыв к мочеиспусканию и дает знать об этом с опозданием, когда «беда» уже случилась. Потребность в испражнении дети сознают раньше, чем в мочеиспускании. Нельзя допускать, чтобы ребенок ходил в мокрых штанишках; если он привыкнет к этому, его трудно будет приучить проситься.
Двухлетние дети при правильном воспитании просятся днем и могут быть опрятны ночью; строго требовать опрятности от детей, не достигших двух лет, еще нельзя.
Родители должны очень внимательно относиться к естественным потребностям ребенка: с семи-восьми месяцев, когда он научится сидеть, всегда высаживать его на горшок перед сном, после сна, если он проснулся сухим, перед прогулкой, заметив соответствующие признаки (сучит ножками, вздрагивает).
Ночью высаживать ребенка лишь в том случае, если он не очень этому сопротивляется, — один раз в 12 или в 1-м часу ночи, или же когда он во сне обнаруживает признаки беспокойства — стонет, ворочается. Поднимать малыша несколько раз ночью не следует: это делает его сон беспокойным. Не следует перед ночным сном давать детям мочегонную пищу — чай с молоком, молоко, кисель. Полезно дать кусочек вымоченной селедки или бутерброд с икрой.
Только большое внимание к ребенку, выдержка, продуманное отношение к этому вопросу приводят к хорошим результатам.
4. Игры и занятия с детьми двух-, трехлетнего возраста
Очень важной деятельностью ребенка является игра, которая всесторонне развивает его и приучает быть активным.
Для ребенка надо подбирать подходящие его возрасту игрушки, пособия, которые сделают игру интересной, полезной для развития. Ведь если годовалому ребенку купить заводную машину или бьющуюся куклу, то он не сумеет хорошо использовать их в игре, будет бросать, тянуть в рот, ломать.
В возрасте же двух-трех лет эти игрушки необходимы малышу; занимаясь ими, он вложит в игру весь уже накопленный личный опыт, отобразит в ней свои впечатления от окружающего: на машине он будет катать куклу, мишку, воображая, что они едут «в гости», а куклу будет кормить, лечить, разговаривать с ней.
Поэтому для каждого возраста нужен соответствующий набор различных игрушек.
Дети в возрасте от одного года до двух лет любят что-нибудь закрывать, открывать, надевать на палочку колесики, играть с мишкой, куклой, возить за веревочку машину. Они любят также играть кубиками, ставить их друг на друга, стучать молотком, подражая взрослым.
Давая ребенку игрушку, взрослый должен показать ему, как можно ее интересно использовать.
В жизни ребенка двух-трех лет игра занимает все большее место. Имея уже личный опыт, дети все чаще отображают действия взрослых в игре. И не только подражают им, но как бы берут на себя роль взрослого: врача, парикмахера, кондуктора, милиционера.
Много игровых действий ребенка связано уже с умением различать форму, цвет, величину. Ребенок в возрасте двух с половиной-трех лет правильно надевает колесики пирамидки по величине, раскладывает кирпичики по цвету, играет мозаикой. Умеет сложить разрезные картинки, кубики с наклеенными на них частями несложной сюжетной картинки. Подбирает парные картинки по цвету, знает названия основных цветов, конечно, если взрослые предварительно занимаются с ребенком.
Игра с куклами носит уже более сложный характер. Малыши не только кормят их и укладывают спать, но разговаривают с ними, делают уколы, лечат, наказывают.
Дети двух с половиной-трех лет, играя со строительным материалом, не только нагромождают кубики, кирпичики, но ставят себе определенную цель — построить дом, гараж, добиваются устойчивости и даже красоты постройки.
Какие же игрушки нужны детям двух-трех лет?
Для развития движений ребенка полезно приобрести мяч, машины, тачку, вожжи, обручи (небольшого диаметра и широкие), трехколесный велосипед.
Для развития мелких движений рук, смекалки у детей полезны всевозможные разборные игрушки: пирамидки, матрешки, цветная мозаика, кубики, вкладные кубы.
У ребенка должны быть куклы, мишки, различные бытовые принадлежности для них (мебель, посуда, одежда, корыто), строительный материал, кирпичики, кубики и другие формы (чем крупнее, тем лучше).
Родителям надо помнить, что лучшими игрушками всегда являются те, которые дети по-разному могут использовать. Такие игрушки, как кукла, мишка, строительный материал, никогда не наскучат ребенку, он будет играть ими и в шесть-семь лет. Игрушки же, на которые можно только смотреть или производить с ними только одно какое-либо действие, скоро перестанут его интересовать.
Выбор игрушки — дело серьезное, к играм детей надо относиться внимательно, не мешать ребенку во время его игры и не уничтожать созданное им в игре.
Для игры необходимо выделить ребенку удобное место. Здесь должны быть собраны все игрушки. Ребенок вместе со взрослыми будет приводить игрушки в порядок: это развивает у него привычку к порядку и располагает к игре.
Очень важно, чтобы ребенок играл с другими детьми. Если в семье несколько детей, разница в возрасте которых невелика, то такие игры возникают сами собой; часто старший ребенок является инициатором, а младший подчиняется, выполняет свою роль в игре.
Если у родителей один ребенок, необходимо почаще приглашать к нему других детей, чтобы воспитать в нем чувство товарищества. Большую ошибку делают матери, которые запрещают ребенку делиться своими игрушками, а во время ссор между детьми стоят всегда на стороне своего ребенка и обвиняют другого.
Родители должны организовывать совместные игры детей.