Родители и дети: (Воспитание детей в семье)(фрагмент)



Вос­пита­ние ребенка второго и тре­тьего года жизни

1. Осо­бен­но­сти раз­ви­тия ребенка двух-трех лет

К году дети обычно уже умеют ходить. На про­тя­же­нии второго года про­ис­хо­дит закреп­ле­ние и совер­шен­ство­ва­ние этого умения.

В этом воз­ра­сте ребенок любит, под­ставив стул, влезать на кровать, на диван, на окно, на стол и требует уси­лен­ного наблю­де­ния взро­с­лых, чтобы не слу­чи­лось несча­стья.

На про­тя­же­нии тре­тьего года зна­чи­тельно совер­шен­ству­ются все его дви­же­ния. К трем годам ребенок уже может кататься на трех­ко­лес­ном вело­сипеде, зале­зать на лесенку, сбегать с горки, пере­ша­ги­вать через канавки, ходить по узкой доске, ходить по лест­нице, пере­сту­пая попе­ре­менно обеими ногами.

Ста­но­вятся более совер­шен­ными и ловкими дви­же­ния рук.

В начале второго года жизни ребенок, играя, любит возить что-нибудь, бросать и ловить мяч, много при этом дви­га­ется. В то же время ребенок умеет играть и спо­койно, сосре­до­то­ченно наде­вать коле­сики на палочку, укла­ды­вать каран­даши в коробку и т. д. К двум годам поя­в­ля­ется умение в игре под­ра­жать действиям взро­с­лых: делает вид, что читает газету, рабо­тает молот­ком, кормит куклу.

В игре ребенка на третьем году жизни заметны большие сдвиги. Его игра ото­б­ра­жает уже то, что он видит: ребенок может изо­б­ра­жать доктора, шофера, парик­ма­хера, фото­графа. С куклой про­де­лы­вает то же, что мать делает с ним: кормит, укла­ды­вает спать, пока­зы­вает кар­тинки, нака­зы­вает. Хорошо строит из кубиков, кир­пи­чи­ков. Постройки делает раз­но­об­разные, с укра­ше­ни­ями; они могут иметь уже сюжет­ный харак­тер — гараж, дом и т. п. В три года дети владеют каран­да­шом, лепят из пла­сти­лина, накле­и­вают кар­тинки, выре­зы­вают.

В воз­ра­сте до полу­тора лет ребенок в основ­ном учится пони­мать речь взро­с­лого, соб­ствен­ная же речь раз­ви­ва­ется пока еще мед­ленно. В начале второго года он часто заме­няет слова жестами, мимикой. Напри­мер, на вопрос: «Кто шил тебе рубашку?» — ребенок отве­чает: «Мама», — и жестом пока­зы­вает, как шьют на машинке, про­из­нося звуки: «тр-ррр...» Вместо того чтобы сказать «дай», про­тя­ги­вает руку. Когда говорят «печка горячая», дует на руку и делает вид, что обжегся.

Но с полу­тора лет в раз­ви­тии речи ребенка про­ис­хо­дит как бы скачок. Если ребенок в полтора года про­из­но­сил 60—70 слов, и то упро­щенно, то к двум годам он уже про­из­но­сит до 300 слов и более. Говорит уже фразами, задает вопросы: «Это что?», «Зачем?», «Почему?».

В этом воз­ра­сте воз­ник­шее ранее пони­ма­ние связей между словами и пред­метами, словами и действи­ями, отно­ше­ний между пред­метами, а также между действи­ями и их резуль­та­тами, пони­ма­ние ситу­а­ции ста­но­вится шире и сложней.

При­ве­дем записи из днев­ника матери: «1 г. 4 мес. 28 дн. — берет мыло, идет в ванную и под­ста­в­ляет ящик к умы­валь­нику. 1 г. 5 мес. — берет ножницы, раз­дви­гает их и делает вид, что под­стри­гает маме ногти; сахар при­кла­ды­вает к щипцам. 1 г. 8 мес. — когда папа при­хо­дит с работы и снимает ботинки, быстро лезет под кровать и достает папины домаш­ние туфли».

Раз­ви­тие речи у детей зависит не только от того, много ли взро­с­лые обща­ются с ребен­ком, зани­ма­ются с ним, но также и от инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей ребенка. Так, напри­мер, заме­чено, что дети, которые умеют сосре­до­то­ченно и много играть одни, говорят меньше, чем те дети, которые не в такой степени обла­дают спо­соб­но­стью само­сто­я­тельно играть, а большую часть времени про­во­дят со взро­с­лыми или с другими детьми.

К трем годам словарь ребенка довольно обширен. Он уже про­из­но­сит длинные фразы, скло­няет слова, изме­няет глаголы в насто­я­щем, про­шедшем и будущем времени. Ребенок уже упо­тре­б­ляет в речи до 1200—1500 слов. Хорошо запо­ми­нает и говорит стихи. Речь ста­но­вится выра­зи­тель­ной — поя­в­ля­ются вопро­си­тель­ные, вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния, напри­мер: «Птичка моя не летает. А живые птички летают? А кто еще летает?»

Многие звуки в этом воз­ра­сте ребенок про­из­но­сит еще плохо. Взро­с­лый должен помочь ему правильно про­из­но­сить трудные для него звуки («р», «ж», «ш»).

Сильно раз­ви­ва­ется спо­соб­ность под­ме­чать сход­ство: в один год два месяца — один год три месяца узнает на фото­гра­фии всех зна­ко­мых ему людей, а в один год пять месяцев — зна­ко­мые пред­меты на кар­тин­ках.

В этот период зна­чи­тельно раз­ви­ва­ется память. Ребенок может уже узна­вать близ­кого чело­века, кото­рого не видел месяца два. Он вспо­ми­нает о собы­тиях, про­ис­шедших неделю тому назад.

Хорошо запо­ми­нает место, на котором обычно нахо­дится тот или иной предмет, пони­мает ука­за­ние: «Положи на место», часто сам заме­чает, что лежит не на своем месте. Напри­мер, если ботинок нахо­дится посреди комнаты — тащит его под кровать.

Ко второму и тре­тьему году обо­га­ща­ются эмоции ребенка: он про­я­в­ляет сочув­ствие, жалость, видя, что другому больно; при­вя­зан­но­сти ста­но­вятся сильнее, ребенок скучает, если уходит близкий человек. Про­я­в­ля­ется стыд­ли­вость, застен­чи­вость. Ясно выра­жа­ются чувства гнева, досады, обиды; заметно и лукав­ство: напри­мер, делает вид, что берет то, что мама не поз­во­ляет.

Ребенок про­я­в­ляет уже и чувство страха — он боится всего нео­быч­ного, непо­нят­ного. Страх могут вызвать не только слу­хо­вые раз­дра­же­ния, но и сильные зри­тель­ные.

Между детьми этого воз­ра­ста могут завя­заться това­ри­ще­ские отно­ше­ния, поя­в­ля­ется желание помочь друг другу; в игре дети рас­пре­де­ляют роли между собой.

К трем годам у детей заметно раз­ви­ва­ется интерес к музыке, они любят слушать игру на музы­каль­ных инстру­мен­тах, узнают зна­ко­мую песенку и иногда правильно поют ее. Слушая мелодию в мед­лен­ном темпе, дети кру­жатся парами, танцуют; под веселую, быструю мелодию — пляшут, топают ножками.

Чувства, которые ребенок уже испы­ты­вает, углу­б­ля­ясь и закреп­ля­ясь, могут стать зачат­ками скла­ды­ва­ю­ще­гося харак­тера. Пси­хологи ука­зы­вают, что к концу второго года у ребенка обычно наме­ча­ется основа неко­то­рых черт харак­тера.

Ребенок в воз­ра­сте от одного до трех лет уже имеет отчет­ли­вые вле­че­ния; он стремится выпол­нить свое желание, как только оно заро­жда­ется. Отда­лен­ные цели ему еще незна­комы, он не может их взве­ши­вать, срав­ни­вать, у него еще нет так назы­ва­е­мой «борьбы мотивов». Но уже заметно раз­ви­тие спо­соб­но­сти к задер­жке своих действий. Вслед­ствие укреп­ле­ния памяти может воз­ник­нуть пред­ста­в­ле­ние о непри­ят­ных послед­ствиях поступка (сер­ди­тое лицо матери, нака­за­ние, отказ пои­грать).

Ребенок к трем годам может уже про­я­в­лять тер­пе­ние, не плакать, если больно, выпить нев­кус­ное лекар­ство, если это нужно.

Вот запись из днев­ника матери: «2 г. 11 мес. После вве­де­ния сыво­ротки против кори говорил: «Я даже не плакал», хотя губы его кри­ви­лись и дрожали от боли».

Ребенок уже может сдер­жи­вать свои желания. Слова «нельзя», «надо» с полу­тора лет начи­нают влиять на его пове­де­ние.

В воз­ра­сте от одного года до трех лет у ребенка растет сильный интерес к окру­жа­ю­щему. Малыш стремится все увидеть, услы­шать, но ему нужны не только зри­тель­ные и слу­хо­вые впе­ча­т­ле­ния, но также и ося­за­тель­ные, мышеч­ные, он хочет до всего добраться, взять в руки, пощу­пать, помять, порвать, поло­мать, бросить. Все это дает ребенку богатые ощу­ще­ния. В трамвае он тянется к окну, его зани­мает про­ис­хо­дя­щее на улице. Ребенок в этом воз­ра­сте любит рас­сма­т­ри­вать книги с кар­тин­ками. Мать пишет в днев­нике: «1 г. 5 мес. 15 дн. Есть книжки, которые по многу раз в день смотрит; любит, чтобы рас­ска­зы­вали по кар­тин­кам. Любит смо­треть, как роди­тели делают что-нибудь. 1 г. 7 мес. 15 дн. Отец делал ему саночки, так ото­рвать его от отца никак нельзя было. Сдувал опилки. Любит помо­гать, делать вместе. Любит вещи взро­с­лых: кепи отца, его ремень, надеть их на себя — большое удо­воль­ствие».

2. Режим дня ребенка от одного года до трех лет

В воз­ра­сте от одного года двух месяцев до одного года пяти-шести месяцев дети обычно спят днем два раза. Однако к полу­тора годам, как отме­чают многие роди­тели, дети начи­нают позднее засы­пать в первой поло­вине дня и иногда вовсе не засы­пают во второй. В этом случае надо пере­во­дить ребенка на одно­ра­зо­вый дневной сон. Но с этим не следует спешить: может слу­читься, что в изме­нив­шихся усло­виях ребенок опять будет спать два раза в день. Это бывает, когда, напри­мер, после жарких дней насту­пает похоло­да­ние или же ребенка вывозят за город: свежий, про­хлад­ный воздух спо­соб­ствует хоро­шему сну. При забо­ле­ва­нии ребенка необ­хо­димо снова вос­ста­но­вить дву­х­ра­зо­вый дневной сон. Слабые, недо­но­шен­ные дети могут и до одного года восьми месяцев спать днем два раза.

Многие матери, пере­водя ребенка до полу­тора лет на одно­ра­зо­вый дневной сон, объ­яс­няют это тем, что такой режим дня ребенка им удобен: дети спят часа 3 и мать успе­вает многое сделать за это время. Но при таком режиме ребенок бодр­ствует часов пять подряд, чего не следует допус­кать.

Дети, легко воз­бу­ди­мые, чрез­мерно подвиж­ные во время бодр­ство­ва­ния, затра­чи­вают много энергии, поэтому надо поза­ботиться о том, чтобы такие дети спали днем два раза. Дети же, физи­че­ски крепкие, спо­койные, могут уже с полу­тора лет перейти на разовый дневной сон.

Роди­тели должны посте­пенно удли­нять периоды бодр­ство­ва­ния ребенка, доведя их к одному году восьми месяцам до пяти часов подряд. Иначе резкое изме­не­ние режима сна спо­собно вызвать у ребенка пере­у­том­ле­ние, которое может выра­зиться в чрез­мер­ном воз­бу­жде­нии, раз­дра­же­нии.

Таким образом, к полу­тора годам для ребенка можно уста­но­вить сле­ду­ю­щий режим:

Кор­м­ле­ние: 7 час.; 11 час.; 15 час.; 19 час.

Сон: 11 час. 30 мин. — 15 час.; с 19 час. ночной сон.

К одному году восьми месяцам этот режим несколько изме­ня­ется:

Кор­м­ле­ние: 8 час.; 12 час.; 16 час.; 20 час.

Сон: 12 час. 30 мин. — 15 час. 30 мин. Ночной сон начи­на­ется в 20 час. — 20 час. 30 мин.

Кормить ребенка этого воз­ра­ста следует отдельно от взро­с­лых. Когда он ест за общим столом, он отвле­ка­ется и часто требует блюда, которые ему еще нельзя есть. Хорошо при­об­ре­сти для ребенка склад­ной стул. Перед едой нужно наде­вать ребенку нагруд­ник, лучше кле­ен­ча­тый, для выти­ра­ния рта после еды иметь сал­фетку. Посуда у ребенка должна быть отдель­ная: чашка, неболь­шая глу­бо­кая тарелка, десерт­ная и чайная ложки.

Ребенка надо при­у­чать есть жидкую пищу с хлебом, который он может сам держать в руке и отку­сы­вать. Кормить ребенка нужно мед­ленно, давая сле­ду­ю­щую ложку только тогда, когда он съест пре­ды­ду­щую.

К полу­тора годам или даже месяца на два раньше нужно при­у­чать ребенка поль­зо­ваться ложкой. Опаз­ды­вать с выра­бот­кой этого навыка не следует. Когда ребенок ест само­сто­я­тельно, это доста­в­ляет ему удо­воль­ствие, он не отвле­ка­ется и аппетит у него повы­ша­ется.

Сначала нужно учить его само­сто­я­тельно есть густую и полу­жид­кую пищу: кашу, пюре, кисель, а потом уже суп — тогда ему будет легче нау­читься поль­зо­ваться ложкой. Не следует огор­чаться и сер­диться на ребенка, если он первое время будет есть мед­ленно, будет пачкать одежду, раз­ли­вать еду — это есте­ственно для его воз­ра­ста. Сначала лучше давать ребенку чайную ложку и учить держать ее всей рукой за сере­дину черенка. Кисель лучше налить в чашку или кружку. Ребенок будет сам держать ее двумя руками, а мать может только наблю­дать и прийти на помощь, когда это потре­бу­ется.

Во время еды нужно под­ска­зы­вать ребенку: «откуси хлеб», «кушай кот­летку». Это при­у­чает его есть правильно.

К двум с поло­ви­ной-трем годам ребенок должен уже есть не только само­сто­я­тельно, но и акку­ратно, не пачкать стол, не выхо­дить из-за стола с куском хлеба, не есть немытых фруктов, никогда не есть под­ня­тое с пола. Надо при­у­чать его перед едой мыть руки, а после еды выти­рать рот сал­фет­кой и класть ее на свое место.

Много огор­че­ний доста­в­ляют роди­те­лям дети с плохим аппети­том. При­чи­ной этого иногда явля­ется болез­нен­ное состо­я­ние ребенка, но чаще всего — неправиль­ное пове­де­ние взро­с­лых во время кор­м­ле­ния.

Многие взро­с­лые для побу­жде­ния детей к еде при­ме­няют раз­лич­ные уговоры: «за папу», «за маму», «еще только этот кусочек», «ешь, а то все кошке отдам» и т. д. — или начи­нают заба­в­лять ребенка всякими при­ба­ут­ками, рас­ска­зами; иногда им удается отвлечь его до такой степени, что он меха­ни­че­ски съедает все, что ему дают.

Эти приемы неправильны, вредны. Когда ребенок ест, вни­ма­ние его должно быть сосре­до­то­чено на еде: это повы­шает аппетит и помо­гает усво­е­нию пищи.

Не надо про­я­в­лять спешки при кор­м­ле­нии малышей, следует дождаться, когда ребенок прожует, про­глотит пищу и сам потя­нется к сле­ду­ю­щей ложке.

Если ребенка кормить насильно, у него поя­в­ля­ется отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к еде, дохо­дя­щее до отвра­ще­ния; бывают случаи, когда у ребенка одно при­го­то­в­ле­ние к еде вызы­вает рвоту.

Как уже гово­ри­лось, детей надо кормить в спо­кой­ной обста­новке: избе­гать громких раз­го­во­ров, не вклю­чать радио, так как дети легко отвле­ка­ются.

На втором году жизни ребенок лучше ест, если пре­до­ставить ему само­сто­я­тель­ность; это заин­те­ре­со­вы­вает малыша, сосре­до­то­чи­вает его вни­ма­ние на пище; вначале можно докар­м­ли­вать его другой ложкой, но так, чтобы это не нару­шало само­сто­я­тель­но­сти ребенка. Его не надо торо­пить, а только вни­ма­тельно наблю­дать за ним.

Таким образом, для соз­да­ния у ребенка хоро­шего аппетита нужно:

1. Орга­ни­зо­вать правиль­ный режим кор­м­ле­ния.

2. Соз­да­вать спо­койную обста­новку до и во время кор­м­ле­ния, чтобы ребенка ничто не отвле­кало.

3. Сво­е­вре­менно при­у­чать ребенка есть само­сто­я­тельно.

4. Ничего не давать ему в про­ме­жут­ках между кор­м­ле­ни­ями; кормить раз­но­об­раз­ной и вкусной пищей.

5. Считаться со вкусом ребенка; изредка давать соленую пищу (икру, селедку); не зло­у­по­тре­б­лять слад­кими блюдами.

6. Давать пищу в кра­си­вом офор­м­ле­нии; вид пищи, ее запах должны воз­бу­ждать аппетит.

7. Ребенку следует гулять перед едой, но про­гулка не должна быть уто­ми­тель­ной и воз­бу­жда­ю­щей его.

8. Если ребенок плохо глотает сухую, ком­пак­т­ную пищу (запе­канки, кар­то­фель­ные, рисовые котлеты), пода­вать такую пищу с жидкой под­лив­кой или дать запи­вать чем-либо (соком от компота, киселем или просто водой).

Хоро­шему аппетиту содействует также целый ряд правиль­ных под­го­то­ви­тель­ных к еде действий ребенка. Малыш уже в воз­ра­сте около трех лет должен перед тем, как сесть за стол, вымыть и выте­реть руки, достать свой нагруд­ник или сал­фетку, при­не­сти свою тарелку, ложку, хлеб, сесть на свое посто­ян­ное место за столом. Все это уже настра­и­вает его на еду и, несо­мненно, повы­шает аппетит.

Чтобы сон ребенка был пол­но­цен­ным отдыхом и вос­ста­но­вил затра­чен­ную физи­че­скую и нервную энергию, необ­хо­димо укла­ды­вать его спать в спо­кой­ном состо­я­нии. Не следует перед сном зате­вать шумные игры с ребен­ком, заба­в­лять, а также огор­чать его, надо избе­гать новых ярких впе­ча­т­ле­ний. Роди­тели должны помнить, что, укла­ды­вая ребенка спать, надо самому взро­с­лому быть спо­койным, сдер­жан­ным, не гово­рить быстро, громко. Уложив ребенка в кровать, сказать ему что-нибудь лас­ко­вое, а не кричать на него: «Сейчас же спать!» — как это часто делают взро­с­лые.

Пожелав малышу спо­кой­ной ночи, следует отойти от кро­ватки и сесть поодаль, заняв­шись спо­койным делом: шитьем, вяза­нием, чтением. Ребенок, может быть, не сразу заснет, пона­блю­дает за матерью, пого­во­рит что-то сам с собою и заснет.

Лучшим сред­ством, содейству­ю­щим быстрому засы­па­нию и глу­бо­кому сну, как мы уже гово­рили, явля­ется чистый, про­хлад­ный воздух. Полезно после ужина пойти с ребен­ком погу­лять. В поме­ще­нии, где спит ребенок, не должно быть яркого света, шума, радио следует при­глу­шить, ни в коем случае не следует вклю­чать теле­ви­зор. Но не реко­мен­ду­ется при­у­чать ребенка засы­пать при полной темноте и тишине. Роди­тели, нахо­дя­щи­еся в комнате, могут тихо раз­го­ва­ри­вать.

Уже с двух-, трех­лет­него воз­ра­ста ребенка надо при­у­чать перед сном убирать свои игрушки, само­сто­я­тельно раз­де­ваться, акку­ратно укла­ды­вать белье, самому ложиться в кровать.

Такие при­го­то­в­ле­ния, если они пов­то­ря­ются регу­лярно, еже­д­невно, рас­по­ла­гают ребенка ко сну. Он при­вы­кает к тому, что в опре­де­лен­ный час кон­ча­ется его «рабочий день» и насту­пает время отдыха.

Матери очень стра­дают, когда дети долго не засы­пают. Чтобы ребенок быстро заснул, матери часто при­бе­гают к неправиль­ным и вредным приемам (ука­чи­вают, носят на руках, рас­ска­зы­вают сказки и т. п.).

Если строго выпол­ня­ется режим дня ребенка и, по воз­мож­но­сти, он спит на воздухе, приучен засы­пать без всяких «усып­ля­ю­щих приемов», ребенок выра­с­тает здо­ро­вым и не доста­в­ляет роди­те­лям лишних бес­по­койств и труд­но­стей.

3. Вос­пита­ние у детей гиги­е­ни­че­ских и куль­тур­ных навыков и при­вы­чек

С раннего детства нужно при­ви­вать ребенку навыки, которые впо­след­ствии пре­вра­тятся в при­вычку куль­тур­ного пове­де­ния.

Если ребенка посто­янно при­у­чают к опре­де­лен­ным действиям, свя­зан­ным с заботой о его чистоте, здо­ро­вье, у него легко выра­бо­тать при­вычку следить за чисто­той своего лица, рук, тела, одежды, пред­метов домаш­него обихода, игрушек. При­об­ретен­ные в детстве гиги­е­ни­че­ские при­вычки ста­но­вятся второй натурой чело­века, потреб­но­стью в чистоте.

Многие болезни вызы­ва­ются микробами, про­ни­ка­ю­щими в орга­низм чело­века из окру­жа­ю­щей среды. Болез­не­твор­ные микробы попа­дают в желудок с сырой водой, с пищей, под­ня­той с пола, загряз­нен­ной пылью, при­го­то­в­лен­ной в грязной посуде, с немы­тыми фрук­тами и овощами. Грязные руки также явля­ются источ­ни­ком заразы.

Содер­жа­ние тела ребенка в чистоте есть уже пред­по­сылка для обра­зо­ва­ния у него навыка чисто­плот­но­сти. Груд­ного ребенка надо еже­д­невно купать. Роди­тели должны помнить, что кожа есть также орган дыхания, загряз­нен­ная кожа не только бла­го­при­ят­ная почва для микро­бов, вызы­ва­ю­щих раз­лич­ные забо­ле­ва­ния, но она мешает есте­ствен­ному обмену веществ в орга­низме.

Чтобы при­у­чить малень­кого ребенка к чисто­плот­но­сти, надо, чтобы все гиги­е­ни­че­ские про­це­дуры доста­в­ляли малышу удо­воль­ствие.

Но часто матери жалу­ются, что ребенок не любит купаться. Про­ис­хо­дит это только от неправиль­ных приемов купания. Если ребенка купают в холод­ной или в горячей воде, или ему попа­дает в глаза мыло, или его вне­за­пно обли­вают большой струей воды и он захле­бы­ва­ется, ребенок станет бояться купания. После этого трудно будет привить ему потреб­ность мыться. Уже у груд­ного ребенка могут обра­зо­ваться прочные услов­ные связи, и при неправиль­ных приемах купания один вид ванны вызы­вает у него плач. Потреб­ность в чистоте должна под­креп­ляться теми при­ят­ными ощу­ще­ни­ями, которые дает купание в теплой воде, лас­ко­вое вни­ма­тель­ное отно­ше­ние взро­с­лого к ребенку.

У ребенка старше двух лет должно быть отдель­ное неболь­шое поло­тенце, для кото­рого надо прибить низко крючок, чтобы малыш сам мог доста­вать и вешать на него поло­тенце.

Сал­фетка или нагруд­ник, который подвя­зы­вают ребенку во время еды, должны также хра­ниться в доступ­ном для него месте. Это выра­ба­ты­вает у ребенка при­вычку к порядку.

Умы­ва­ние надо про­во­дить таким образом, чтобы не при­чи­нять малышу непри­ят­ных ощу­ще­ний. Иногда мать плохо засучит ему рукава, и вода зали­ва­ется в них, или вода слишком холод­ная — все это создает у ребенка отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к умы­ва­нию.

С двух лет надо пре­до­ставить ребенку воз­мож­ность самому умы­ваться, учить его намы­ли­вать руки, ука­зы­вая, где надо получше поте­реть, все это вызовет интерес к умы­ва­нию. Если ребенка еже­д­невно умывают утром и вечером перед сном, моют руки перед каждой едой, то уже у двух­лет­него малыша обра­зу­ется крепкая услов­ная связь, и он перед обедом сам побежит мыть руки.

Необ­хо­димо с раннего воз­ра­ста при­у­чать детей под­стри­гать ногти, при­че­сы­вать волосы. Если все это дела­ется, то у ребенка обра­зу­ется при­вычка, и он сам будет тре­бо­вать, чтобы его при­че­сали, под­стри­гли ему ногти.

Со второго года ребенка при­у­чают поль­зо­ваться носовым платком.

Если роди­тели следят за чисто­той ребенка, сейчас же моют ему запач­кан­ные руки, выти­рают мокрый нос, меняют грязную одежду, то у ребенка поя­в­ля­ется при­вычка к чистоте.

Надо при­у­чать ребенка к тому, чтобы ему была непри­ятна неак­ку­рат­ная грязная одежда. У него должен быть перед­ник, чтобы не пач­ка­лось платье.

Ребенка надо при­у­чать класть вещи на опре­де­лен­ное место. Перед сном ребенок должен акку­ратно скла­ды­вать свою одежду на стул. Никогда не влезать на кровать в одежде и обуви. Нужно строго следить за тем, чтобы ребенок входил с улицы в комнату, пред­ва­ри­тельно вытерев ноги, сняв галоши и верхнее платье.

Для закреп­ле­ния навыков чисто­плот­но­сти и акку­рат­но­сти необ­хо­димо, чтобы эти навыки под­креп­ля­лись при­ме­ром взро­с­лых.

Как уже неод­но­кратно гово­ри­лось, роди­тели должны при­у­чать детей есть только чистыми руками. К сожа­ле­нию, еще можно видеть, как взро­с­лые, гуляя с ребен­ком, поку­пают ему на улице баранку, конфету и ребенок тут же, держа их грязными вареж­ками, ест. Надо с первых лет жизни при­у­чать ребенка есть только мытые фрукты и овощи. У ребенка в воз­ра­сте двух-трех лет можно выра­бо­тать этот стойкий навык, если старшие после­до­ва­тельны и сами никогда не едят фруктов, только что куп­лен­ных на улице или в мага­зине, и никогда не дают их детям.

Мы гово­рили, что гиги­е­ни­че­ские навыки тесно связаны с куль­тур­ными навы­ками. Ребенка надо при­у­чать есть акку­ратно, не пачкать ска­терть, не бросать ничего на пол, выти­рать рот и руки сал­фет­кой, поев, бла­го­да­рить старших.

Чистота, опрят­ность и порядок в комнате явля­ются необ­хо­ди­мым усло­вием здо­ро­вья и хоро­шего урав­но­ве­шен­ного настро­е­ния и пове­де­ния живущих в ней людей.

С раннего воз­ра­ста надо при­у­чать детей к сохра­не­нию порядка в комнате. На втором году жизни ребенок уже хорошо запо­ми­нает рас­поло­же­ние пред­метов в комнате и у него есть потреб­ность видеть все на при­выч­ном месте.

Все вещи детей должны иметь посто­ян­ные места: отдель­ные на уровне их роста вешалки для поло­тенца и для пальто; место для сал­фетки, для галош, валенок. Роди­тели должны пока­зы­вать детям пример акку­рат­но­сти во всем. В еже­д­нев­ной уборке комнаты трех­лет­ние дети могут при­ни­мать посиль­ное участие.

Дети к году начи­нают про­ситься на горшок, но этот навык у них еще непро­чен. Даже к полу­тора годам ребенок часто не успе­вает осо­знать позыв к моче­ис­пус­ка­нию и дает знать об этом с опо­з­да­нием, когда «беда» уже слу­чи­лась. Потреб­ность в испраж­не­нии дети сознают раньше, чем в моче­ис­пус­ка­нии. Нельзя допус­кать, чтобы ребенок ходил в мокрых шта­ниш­ках; если он при­выкнет к этому, его трудно будет при­у­чить про­ситься.

Двух­лет­ние дети при правиль­ном вос­пита­нии про­сятся днем и могут быть опрятны ночью; строго тре­бо­вать опрят­но­сти от детей, не достиг­ших двух лет, еще нельзя.

Роди­тели должны очень вни­ма­тельно отно­ситься к есте­ствен­ным потреб­но­стям ребенка: с семи-восьми месяцев, когда он нау­чится сидеть, всегда выса­жи­вать его на горшок перед сном, после сна, если он про­с­нулся сухим, перед про­гул­кой, заметив соот­вет­ству­ю­щие при­знаки (сучит ножками, вздра­ги­вает).

Ночью выса­жи­вать ребенка лишь в том случае, если он не очень этому сопроти­в­ля­ется, — один раз в 12 или в 1-м часу ночи, или же когда он во сне обна­ру­жи­вает при­знаки бес­по­койства — стонет, вороча­ется. Под­ни­мать малыша несколько раз ночью не следует: это делает его сон бес­по­койным. Не следует перед ночным сном давать детям моче­гон­ную пищу — чай с молоком, молоко, кисель. Полезно дать кусочек вымо­чен­ной селедки или бутер­брод с икрой.

Только большое вни­ма­ние к ребенку, выдер­жка, про­ду­ман­ное отно­ше­ние к этому вопросу при­во­дят к хорошим резуль­та­там.

4. Игры и занятия с детьми двух-, трех­лет­него воз­ра­ста

Очень важной дея­тель­но­стью ребенка явля­ется игра, которая все­сто­ронне раз­ви­вает его и при­у­чает быть актив­ным.

Для ребенка надо под­би­рать под­хо­дя­щие его воз­ра­сту игрушки, пособия, которые сделают игру инте­рес­ной, полез­ной для раз­ви­тия. Ведь если годо­ва­лому ребенку купить завод­ную машину или бью­щу­юся куклу, то он не сумеет хорошо исполь­зо­вать их в игре, будет бросать, тянуть в рот, ломать.

В воз­ра­сте же двух-трех лет эти игрушки необ­хо­димы малышу; зани­ма­ясь ими, он вложит в игру весь уже накоп­лен­ный личный опыт, ото­б­ра­зит в ней свои впе­ча­т­ле­ния от окру­жа­ю­щего: на машине он будет катать куклу, мишку, вооб­ра­жая, что они едут «в гости», а куклу будет кормить, лечить, раз­го­ва­ри­вать с ней.

Поэтому для каждого воз­ра­ста нужен соот­вет­ству­ю­щий набор раз­лич­ных игрушек.

Дети в воз­ра­сте от одного года до двух лет любят что-нибудь закры­вать, откры­вать, наде­вать на палочку коле­сики, играть с мишкой, куклой, возить за вере­вочку машину. Они любят также играть куби­ками, ставить их друг на друга, стучать молот­ком, под­ра­жая взро­с­лым.

Давая ребенку игрушку, взро­с­лый должен пока­зать ему, как можно ее инте­ресно исполь­зо­вать.

В жизни ребенка двух-трех лет игра зани­мает все большее место. Имея уже личный опыт, дети все чаще ото­б­ра­жают действия взро­с­лых в игре. И не только под­ра­жают им, но как бы берут на себя роль взро­с­лого: врача, парик­ма­хера, кон­дук­тора, мили­ци­о­нера.

Много игровых действий ребенка связано уже с умением раз­ли­чать форму, цвет, вели­чину. Ребенок в воз­ра­сте двух с поло­ви­ной-трех лет правильно наде­вает коле­сики пира­мидки по вели­чине, рас­кла­ды­вает кир­пи­чики по цвету, играет моза­и­кой. Умеет сложить раз­резные кар­тинки, кубики с накле­ен­ными на них частями неслож­ной сюжет­ной кар­тинки. Под­би­рает парные кар­тинки по цвету, знает назва­ния основ­ных цветов, конечно, если взро­с­лые пред­ва­ри­тельно зани­ма­ются с ребен­ком.

Игра с куклами носит уже более сложный харак­тер. Малыши не только кормят их и укла­ды­вают спать, но раз­го­ва­ри­вают с ними, делают уколы, лечат, нака­зы­вают.

Дети двух с поло­ви­ной-трех лет, играя со стро­и­тель­ным мате­ри­а­лом, не только нагро­мо­ждают кубики, кир­пи­чики, но ставят себе опре­де­лен­ную цель — постро­ить дом, гараж, доби­ва­ются устой­чи­во­сти и даже красоты постройки.

Какие же игрушки нужны детям двух-трех лет?

Для раз­ви­тия дви­же­ний ребенка полезно при­об­ре­сти мяч, машины, тачку, вожжи, обручи (неболь­шого диа­метра и широкие), трех­ко­лес­ный вело­сипед.

Для раз­ви­тия мелких дви­же­ний рук, сме­калки у детей полезны все­воз­мож­ные раз­бор­ные игрушки: пира­мидки, мат­решки, цветная мозаика, кубики, вклад­ные кубы.

У ребенка должны быть куклы, мишки, раз­лич­ные бытовые при­над­леж­но­сти для них (мебель, посуда, одежда, корыто), стро­и­тель­ный мате­риал, кир­пи­чики, кубики и другие формы (чем крупнее, тем лучше).

Роди­те­лям надо помнить, что лучшими игруш­ками всегда явля­ются те, которые дети по-разному могут исполь­зо­вать. Такие игрушки, как кукла, мишка, стро­и­тель­ный мате­риал, никогда не нас­ку­чат ребенку, он будет играть ими и в шесть-семь лет. Игрушки же, на которые можно только смо­треть или про­из­во­дить с ними только одно какое-либо действие, скоро пере­ста­нут его инте­ре­со­вать.

Выбор игрушки — дело серьез­ное, к играм детей надо отно­ситься вни­ма­тельно, не мешать ребенку во время его игры и не уни­что­жать соз­дан­ное им в игре.

Для игры необ­хо­димо выде­лить ребенку удобное место. Здесь должны быть собраны все игрушки. Ребенок вместе со взро­с­лыми будет при­во­дить игрушки в порядок: это раз­ви­вает у него при­вычку к порядку и рас­по­ла­гает к игре.

Очень важно, чтобы ребенок играл с другими детьми. Если в семье несколько детей, разница в воз­ра­сте которых неве­лика, то такие игры воз­ни­кают сами собой; часто старший ребенок явля­ется ини­ци­а­то­ром, а младший под­чи­ня­ется, выпол­няет свою роль в игре.

Если у роди­те­лей один ребенок, необ­хо­димо почаще при­гла­шать к нему других детей, чтобы вос­питать в нем чувство това­ри­ще­ства. Большую ошибку делают матери, которые запре­щают ребенку делиться своими игруш­ками, а во время ссор между детьми стоят всегда на стороне своего ребенка и обви­няют другого.

Роди­тели должны орга­ни­зо­вы­вать сов­мест­ные игры детей.

с. 28—41


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»