
АЛКОГОЛЬ И ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
Подростковый возраст или пубертатный период продолжается почти десять лет, он охватывает промежуток времени от 10 до 16—20 лет. Тем не менее в настоящее время считается доказанным, что пубертатный период относится к числу тех жизненных процессов, которые нельзя определенно связать с хронологическим или календарным возрастом индивидуума. В этот период происходит превращение организма ребенка в организм взрослого человека.
Несмотря на значительные успехи в изучении физиологии, психологии подросткового периода, интимный механизм эндокринной системы, дающей толчок половому развитию и бурной перестройке работы почти всех основных систем организма, еще окончательно не выяснен. Даже нет определенных, для всех одинаковых границ подросткового возраста. Индивидуальность становления пубертатного периода каждого человека зависит от наследственности, климатических факторов, национальной принадлежности и других условий на каждом из предшествующих возрастных этапов. Хорошо известно, что половое созревание у девочек наступает раньше, чем у мальчиков, тем не менее как раз у девочек оно отличается значительной вариабельностью в смысле времени возникновения и степени проявления.
В период полового созревания отмечается характерное увеличение длины тела, так называемый пубертатный скачок, который обусловлен ускорением темпов роста. Во время вытягивания тела, естественно, растут и развиваются ткани и органы, но темпы роста их бывают совсем неодинаковые. Одна система может опережать развитие другой. Подростковый период отличается большой гормональной активностью, но влияние отдельных эндокринных желез тоже не очерчено каким-то возрастным сроком. Хотя совершенно определенно известно, что в деятельности каждой эндокринной железы (гипофиз, тимус, надпочечники, половые железы) существует возрастной и суточный ритм, но опять-таки он варьирует в зависимости от индивидуального развития.
Есть определенная зависимость между эндокринной системой и состоянием внутренних органов. Так, например, в пубертатном возрасте аденоиды находятся в стадии выраженной инволюции. Существует обратно пропорциональная зависимость между развитием миндалин и функцией желез внутренней секреции, когда в пубертатном периоде повышается деятельность этих желез, наступает уменьшение гипертрофированных миндалин, т. е. шансов болеть ангиной становится значительно меньше.
Длина голосовых связок у новорожденных 0,42—0,45 см, мальчиков в возрасте 16 лет — 1,65 см, у девочек — 1,50 см. В пубертатном возрасте легкие, которые у детей раннего возраста отличались недоразвитием эластической ткани, небольшим дыхательным объемом, достигают законченного, типичного для взрослых, развития, а то что быстро растет, быстро развивается, бывает уязвимым.
За пубертатный период вес сердца увеличивается приблизительно вдвое, главным образом за счет мышечных волокон, увеличивается его объем, преимущественно за счет левого желудочка, который несет на себе большую нагрузку, чем другие отделы.
Важной особенностью сердечно-сосудистой системы пубертатного периода является несоответствие между нарастанием емкости полостей сердца и увеличением просвета сосудов, т. е. сосуды, которые у маленьких детей бывают относительно широкие, в этом возрасте, наоборот, увеличение просвета сосудов отстает от общего роста организма и самого сердца.
Не увеличиваются пропорционально емкости сердца и клапанные устья, в результате чего легко могут изменяться кровяное давление и целый ряд показателей гемодинамики. Однако величина кровяного давления, как и пульс, у подростков находится в прямой зависимости от конституциональных особенностей. Так, например, у детей с астеническим телосложением артериальное давление бывает ниже, чем мышечного и даже смешанного типа конституции. Следовательно, сердечно-сосудистая система в пубертатном возрасте находится в периоде ответственной перестройки (Г. О. Мамырова, 1985). Как уже было сказано, в период пубертатного ускорения роста развиваются и повышают свою активность железы внутренней секреции.
Гипоталамус — отдел мозга, являющийся связующим эвеном между эндокринной и центральной нервной системами и играющий важную роль в вегетативной и нейрогуморальной регуляции.
В гипоталамусе вырабатываются нейросекреторные гормоны, оказывающие гипофизеотропное действие, т. е. регулирующие деятельность передней доли гипофиза, а через гипофиз стимулирующие надпочечники и другие эндокринные железы.
Секреция гипоталамуса, однако, может оказывать воздействие на системы организма не только через гипофиз, но и непосредственно через эндокринную систему путем прямого воздействия на исполнительный орган. Гипоталамус является в то же время отделом мозга, который воспринимает импульсы, поступающие из различных частей тела.
При болезнях, интоксикациях, любых неприятных ощущениях, переживаниях рефлекторно раздражается гипоталамус, который передает импульсы возбуждения на определенные железы эндокринной системы (гипофиз, щитовидную железу, надпочечники), что в свою очередь может уже изменять физиологическое состояние организма. Выброс того или иного гормона в большом количестве нарушает равновесие внутренней среды организма; вначале это проявляется как временное недомогание, но постепенно может перерасти в болезнь, т. е. в тяжелое эндокринное расстройство.
Половое развитие проявляется не только появлением и последовательностью развития вторичных половых признаков, но и изменением общего энергетического расхода, т. е. повышением основного обмена, интенсивность которого, однако, тоже зависит от пола, конституции, физической активности.
Самым главным обстоятельством является тот факт, что в пубертатном возрасте происходит психологическая перестройка. В психическом отношении подростки перестают быть детьми, но не становятся взрослыми. Что касается развития интеллекта, то у одних подростков он ускоренно развивается, у других, напротив, временно приостанавливается или даже наступает его регрессия. Так как подростки в большинстве своем любознательны, то у них увеличивается число стимулов, которые, в свою очередь, действуют на умственное развитие. Все новое воспринимается ими более тонко, более совершенно. Они оценивают события, стремятся понять взаимосвязь и обусловленность явлений. В этом возрасте, как правило, у 60—70% девушек и юношей уже определяется профессиональная наклонность, а иногда и определенный профессиональный выбор.
Эмоциональная жизнь недостаточно контролируется рассудком, часто приходится сталкиваться с обратной картиной, т. е. эмоции не обеспечиваются должным контролем коры головного мозга.
Подростки легко утомляются как физически, так и психически, особенно при однообразной деятельности, меняется их характер. Одни из них становятся общительными, коммуникабельными, другие, напротив, уходят в себя, избегают общения. Уход в себя, или аутизм, наблюдается обычно в тех случаях, если подросток переживает какую-то конфликтную ситуацию в семье или коллективе.
Поступки подростков часто бывают противоречивыми. С одной стороны, они искренне защищают нравственные начала, с другой — могут сами отличаться ленью, легкомыслием, недостатком самокритики, а то и поведенческими отклонениями.
Этот возраст, несомненно, вызывает большой практический интерес, так как он, как правило, представляет значительные трудности в воспитании как в семье, так и в школе.
Известный советский психолог А. Н. Леонтьев считает, что движущей силой психического развития подростка является изменение того реального места, которое он занимает в системе общественных отношений. В соответствии с этим его деятельность перестраивается. Он стремится занять новую позицию в отношениях со взрослыми, приобрести большую самостоятельность и свободу действий, по-новому строить свои отношения со сверстниками. Со взрослыми не всегда получается взаимопонимание в связи с психовозрастными различиями. Взрослые не всегда понимают и разделяют интересы подростков, а подростки не понимают взрослых, относятся к их пожеланиям, требованиям с настороженностью и предубеждением.
Как и всякий другой период формирования человека подростковый имеет не только проблемы, трудности, противоречия, но и свои достоинства. Имея повышенную активность, подростки многое хотят знать, а еще больше — уметь, отсюда склонность за все браться, увлекаться новым, неизведанным. Однако не всегда доводят дело до конца, да и интересы и увлечения у них бывают часто неустойчивые. Важное обстоятельство, вызывающее тревогу учителей и родителей, состоит в том, что у подростков нередко снижается общий интерес к учебе. Чаще это приходится на 5—7 классы.
Происходит процесс отхода от школы, т. е. школа перестает быть центром его сознательной духовной жизни. Те мотивы, которые побуждали его к учению в начальных классах, уже удовлетворены и он ищет активной деятельности на стороне.
Урок тем более теряет интерес для подростка, если в школе используются преимущественно традиционные методы сообщающего обучения, т. е. изложение материала в готовом виде, повторение учебника, все расставлено, все решено, только запоминай... «Чтобы разбудить и удовлетворить духовную потребность подростка в абстрагировании, — писал В. А. Сухомлинский, — мы были щедры на факты и скупы на обобщения. Переход от фактов к обобщениям, если в нем подросток ощущает биение пульса мысли, — это самый бурный эмоционально насыщенный период мышления».
«Готовясь к урокам, — говорит Сухомлинский, — мы думали как вывести подростка на эту своеобразную вершину, как помочь ему стать мыслителем и открывателем истин». Всегда ли об этом задумываются учителя, когда идут на урок. Для учеников 7—8 и тем более старших классов характерно исследовательское отношение к материалу. Но это надо постоянно побуждать.
Всякому человеку свойственна потребность утверждаться в той деятельности, которую он выполняет, стремление добиться успеха в своих глазах и в глазах окружающих, каждый человек нуждается в поощрении, а тем более в столь ранимом возрасте как подростковый.
Если в школе не все получается, нет большого интереса, да еще ущемляется самолюбие — желание ходить в школу превращается в тяжелую обязанность. Школа — это все-таки еще не в полном смысле «настоящая жизнь». В школе и семье создается несколько тепличная обстановка; основная нагрузка в работе психики падает на ум; эмоционально-волевая сфера индивида остается несколько «незагруженной». М. Горький, отмечая тенденцию к более быстрой умственной акселерации, писал: «Развитие человека с некоторой поры идет криво — развивается ум наш и игнорируются чувства, это, безусловно, вредно для полноценного гармоничного развития. Нужно, чтобы интеллект и инстинкт слились в стройной гармонии».
Ленинградский писатель И. Дворкин в очерке о подростках замечает: «Наши ребята по шесть — семь часов в день проводят в школе, техникуме, училище. И я могу с полной ответственностью сказать, что общественная жизнь во многих учебных заведениях страдает эмоциональной недостаточностью, а следовательно, не вызывает должного интереса».
Наиболее характерная черта этого возрастного периода — стремление к общению. Подростки чаще всего глубоко и серьезно относятся к дружбе. Ради товарища они готовы идти на любые жертвы. Хотя они сами могут пропускать школу, говорить неправду учителям и родителям, к своим товарищам предъявляют большие требования. Требуют от них верности, справедливости, чувства долга.
Не менее важным обстоятельством в этом возрасте является то, что у подростка не хватает жизненного опыта, а иногда и воли, чтобы решать самостоятельно серьезные задачи. А с другой стороны, (в этом-то и противоречие) он постоянно стремится к освобождению от опеки старших.
Чувство взрослости, переплетаясь с чрезвычайно обостренным чувством собственного достоинства, в случаевольного или невольного принижения взрослыми достоинств личности подростка, а тем более оскорбления его, ведет к разрыву всяких отношений между ними.
И наоборот, признание взрослости, доверие к возможностям подростка, одобрение его образа мыслей и действий формируют преданное, уважительное отношение подростка к взрослому.
Кроме того, современная урбанизация содействует ослаблению традиционной системы контроля со стороны семьи, соседей, родственников. Все больше возрастает роль досуга, который подросток все чаще проводит вне семьи и школы.
Задача воспитания в современных условиях осложняется ускорением темпов во всех областях жизни. Все это требует широкой и гибкой координации различных факторов воспитания, т. е. координации в работе школы и семьи.
Ослабление работы в этом направлении открывает возможности для вмешательства случайных влияний в процессе нравственного развития подростка.
У подростков всегда есть свой кумир. И чем больше его авторитет в глазах подростка, тем большее влияние на него могут оказывать мнение, вкусы, убеждения и поступки его. Хорошо когда этот кумир положительный, а нередко бывает наоборот.
Так, в клинику доставили мальчика Васю И лет в состоянии тяжелого опьянения. Ребенок правильного телосложения, физически хорошо развит. Тяжесть состояния при поступлении заключалась в том, что сознание было глубоко нарушено. Реакция на окружающее отсутствовала. Почти не реагировал на уколы и другие манипуляции. Чтобы понять как произошло такое чрезвычайное происшествие были опрошены те люди, которые привезли, мальчика в стационар.
Они назвали фамилию, имя мальчика и адрес, где он живет, но как произошло такое глубокое опьянение не былоясно. Родители мальчика работают и появились только-поздно вечером. Мальчика удалось спасти, он очень долго поправлялся. Впоследствии вспомнил и рассказал, что было в этот день.
Ребята гораздо старше по возрасту, к которым он тянулся, часто проводил с ними время, пили вино сами и напоили мальчика. Видимо, когда он потерял сознание они его оставили во дворе в беседке на скамейке. Соседка нашла его в 6 часов вечера и решила, что он заболел и экстренно на своей машине с мужем привезли в больницу. Его спасли. Но, а подростки, которые напоили ребенка? Думали ли они, что совершают преступление? Ведь мальчик, который им во всем верил, вполне мог погибнуть!
В людях подростков привлекают преимущественно-внешние броские данные, физическая сила, независимые взгляды, бравада в поведении. Они не всегда умеют разглядеть за этим внешним действительные мотивы поведения. Отсюда среди них часто встречающееся увлечение псевдогероями и игнорирование скромных людей с глубокими и разносторонними интересами. Вот почему подростки, особенно нравственно неустойчивые, легко могут попасть под постоянное влияние хулиганов и быть соблазнены на совершение антисоциальных поступков, которые выдают себя за героев и импонируют своей смелостью и независимостью. В результате у подростков появляются отчетливые отклонения в поведении. Одни из них предпочитают бродячий образ жизни. Для них типичными является антисоциальное поведение, ложь, обман, драки, кражи, поджоги, самоповреждения. Иногда у них развивается невротическое состояние: головные боли, депрессивное настроение, тики отдельных мышечных групп.
Для девушек наиболее характерным является развитие анорексии, т. е. снижение аппетита до полного отказа от еды. Мотивами этой поведенческой реакции являются насмешки сверстников над полнотой, неуклюжестью.
Подростки, благодаря всем вышеперечисленным обстоятельствам (отсутствие глубоких целенаправленных интересов, стремление ко всему новому, неизведанному при отсутствии должного контроля со стороны семьи и школы), могут пристраститься как к курению, так и к алкогольным напиткам. Опасность алкоголизма для этого возрастного периода заключается в том, что он развивается относительно быстро, т. е. от первого употребления спиртных напитков до развития алкоголизма иногда проходит несколько месяцев, тогда как у взрослых — 3—15 лет.
Небезразлично с кем из сверстников дружит подросток. Если ближайшие друзья его употребляют алкоголь и видят в этом своеобразное удовольство, фактор риска стать алкоголиком еще более возрастает. По данным зарубежных ученых, среди подростков, родители которых пресекают употребление спиртных напитков и у которых не выпивают друзья, число пьющих не превышает 12%, а у тех, чье окружение терпимо относится к спиртному, процент пьющих подскакивает до 89%.
Огромное значение имеет наличие или отсутствие у подростков устойчивых интересов. Общественная работа, спорт, коллекционирование, изучение иностранных языков и другие занятия противодействуют бесцельному времяпровождению, а значит и употреблению спиртного. С другой стороны, если в этом возрасте не развиваются способности ощущать интеллектуальные удовольствия, а только зрелищные, пассивные (игра в карты, домино и др.), если подростков устойчивых интересов. Общественная работа, ресным делом, — это тоже один из факторов риска стать алкоголиком.
Алкоголизму способствует неполноценная, неустойчивая семья, в которой часто происходят ссоры и конфликты, уход одного из родителей, отсутствие заботы о ребенке.
Чрезмерная требовательность, подавление личности ребенка в семье может привести к тому, что, выйдя в «большую» жизнь, став взрослым, он освобождается от всех запретов, легко поддается различным соблазнам, в том числе и неумеренному употреблению алкоголя. И если детство протекает в тепличных условиях, если ребенок чрезмерно опекаем, со временем у него развивается нереально высокий уровень требований к окружающим, переоценка своих возможностей и своей личности. Вступив в самостоятельную жизнь, такой неприспособленный к перенесению трудностей человек испытывает разочарование из-за неизбежных конфликтов на работе или в быту, которое стремится заглушить с помощью алкоголя.
Если подросток неуверен в себе, застенчив и слабоволен, то может случиться, что алкоголь, снимая в определенной степени эти явления, превратится в привычку, а затем и в болезнь. С другой стороны, лица с примитивными духовными запросами, незрелые, грубые, но стремящиеся быть на виду, командовать в компании ребят своего круга или улицы, также могут легко стать алкоголиками, не находя другого приятного времяпровождения, кроме употребления спиртных напитков.
У слабовольных, невротических подростков болезненное пристрастие к алкоголю может возникнуть после психических травм и тяжелых душевных переживаний (несчастная любовь, конфликты в семье, развод, смерть близких).
Пример: 19-летний студент Аркадий в институт поступил по своему желанию. В школе, а затем и в вузе до 3-го курса учился отлично. В семье единственный, очень любимый ребенок, которому ни в чем и никогда не отказывали. На третьем курсе пришло увлечение, отсутствие взаимности пережил тяжело. Стал пропускать занятия, пошел на поводу друзей, которые его «утешали» путем пустого времяпровождения со спиртными напитками. Родители, вполне нравственные и образованные люди, не сразу обратили внимание на то, что у их сына появились поведенческие отклонения. Во-первых, им было постоянно некогда. Во-вторых, они ему очень верили и считали, что он достиг такого возраста, когда контроль уже не нужен.
Когда же родители забили тревогу, было уже поздно. Отвлечь его от пагубного влияния лжедрузей они уже не могли. В короткий срок тяга к алкогольным напиткам у Аркадия прогрессировала, он был исключен из института. Видимо, сказались тепличные условия, в которых он рос. Первое же жизненное испытание его сломало.
Таким образом, большинство факторов, способствующих развитию алкоголизма, начинают оказывать влияние еще в подростковом возрасте. Именно в этом «возрастном периоде» родители, школа, пресса, искусство, общественность должны дать самый решительный своевременный бой зеленому змию.
Проблема подросткового алкоголизма заключается в том, что число лиц, злоупотребляющих алкоголем, увеличивается с каждым годом. Кроме того, даже однократное опьянение несовершеннолетних подчас чревато серьезными последствиями для общества и ставит под угрозу самого подростка. Приблизительно 1/5 пьяных подростков валяется в состоянии тяжелого опьянения где-нибудь на улице, а 4/5, находящиеся в состоянии легкого опьянения, в силу психологических особенностей этого возраста бывают задиристы. Они опасны для окружающих, так как нарушают общественный порядок, вступают в драки, нападают на окружающих, грабят, уводят автомобили и мотоциклы.
Употребление алкоголя у подростков часто обусловлено их пребыванием в развязной компании, позже они начинают пить и в одиночку.