Покровская Т. И.

Алкоголизм родителей и здоровье детей(фрагмент)



АЛКО­ГОЛЬ И ПОД­РОСТ­КО­ВЫЙ ВОЗРАСТ

Под­рост­ко­вый возраст или пубер­тат­ный период про­дол­жа­ется почти десять лет, он охва­ты­вает про­ме­жу­ток времени от 10 до 16—20 лет. Тем не менее в насто­я­щее время счита­ется дока­зан­ным, что пубер­тат­ный период отно­сится к числу тех жиз­нен­ных про­цес­сов, которые нельзя опре­де­ленно связать с хро­ноло­ги­че­ским или кален­дар­ным воз­ра­с­том инди­ви­ду­ума. В этот период про­ис­хо­дит пре­вра­ще­ние орга­низма ребенка в орга­низм взро­с­лого чело­века.

Несмо­тря на зна­чи­тель­ные успехи в изу­че­нии физи­оло­гии, пси­холо­гии под­рост­ко­вого периода, интим­ный меха­низм эндо­крин­ной системы, дающей толчок поло­вому раз­ви­тию и бурной пере­стройке работы почти всех основ­ных систем орга­низма, еще окон­ча­тельно не выяснен. Даже нет опре­де­лен­ных, для всех оди­на­ко­вых границ под­рост­ко­вого воз­ра­ста. Инди­ви­ду­аль­ность ста­но­в­ле­ния пубер­тат­ного периода каждого чело­века зависит от наслед­ствен­но­сти, кли­ма­ти­че­ских фак­то­ров, наци­о­наль­ной при­над­леж­но­сти и других условий на каждом из предше­ству­ю­щих воз­раст­ных этапов. Хорошо известно, что половое созре­ва­ние у девочек насту­пает раньше, чем у маль­чи­ков, тем не менее как раз у девочек оно отли­ча­ется зна­чи­тель­ной вари­а­бель­но­стью в смысле времени воз­ник­но­ве­ния и степени про­я­в­ле­ния.

В период поло­вого созре­ва­ния отме­ча­ется харак­тер­ное уве­ли­че­ние длины тела, так назы­ва­е­мый пубер­тат­ный скачок, который обу­сло­в­лен уско­ре­нием темпов роста. Во время вытя­ги­ва­ния тела, есте­ственно, растут и раз­ви­ва­ются ткани и органы, но темпы роста их бывают совсем нео­ди­на­ко­вые. Одна система может опе­ре­жать раз­ви­тие другой. Под­рост­ко­вый период отли­ча­ется большой гор­мо­наль­ной актив­но­стью, но влияние отдель­ных эндо­крин­ных желез тоже не очер­чено каким-то воз­раст­ным сроком. Хотя совер­шенно опре­де­ленно известно, что в дея­тель­но­сти каждой эндо­крин­ной железы (гипофиз, тимус, над­по­чеч­ники, половые железы) суще­ствует воз­раст­ной и суточ­ный ритм, но опять-таки он варьи­рует в зави­си­мо­сти от инди­ви­ду­аль­ного раз­ви­тия.

Есть опре­де­лен­ная зави­си­мость между эндо­крин­ной систе­мой и состо­я­нием вну­трен­них органов. Так, напри­мер, в пубер­тат­ном воз­ра­сте аде­но­иды нахо­дятся в стадии выра­жен­ной инво­лю­ции. Суще­ствует обратно про­пор­ци­о­наль­ная зави­си­мость между раз­ви­тием мин­далин и фун­к­цией желез вну­трен­ней секре­ции, когда в пубер­тат­ном периоде повы­ша­ется дея­тель­ность этих желез, насту­пает умень­ше­ние гипер­тро­фи­ро­ван­ных мин­далин, т. е. шансов болеть ангиной ста­но­вится зна­чи­тельно меньше.

Длина голо­со­вых связок у ново­ро­жден­ных 0,42—0,45 см, маль­чи­ков в воз­ра­сте 16 лет — 1,65 см, у девочек — 1,50 см. В пубер­тат­ном воз­ра­сте легкие, которые у детей раннего воз­ра­ста отли­чались недо­раз­ви­тием эла­сти­че­ской ткани, неболь­шим дыха­тель­ным объемом, дости­гают закон­чен­ного, типич­ного для взро­с­лых, раз­ви­тия, а то что быстро растет, быстро раз­ви­ва­ется, бывает уяз­ви­мым.

За пубер­тат­ный период вес сердца уве­ли­чи­ва­ется при­бли­зи­тельно вдвое, главным образом за счет мышеч­ных волокон, уве­ли­чи­ва­ется его объем, пре­и­му­ще­ственно за счет левого желу­дочка, который несет на себе большую нагрузку, чем другие отделы.

Важной осо­бен­но­стью сер­дечно-сосу­ди­стой системы пубер­тат­ного периода явля­ется несо­от­вет­ствие между нара­с­та­нием емкости поло­стей сердца и уве­ли­че­нием про­света сосудов, т. е. сосуды, которые у малень­ких детей бывают отно­си­тельно широкие, в этом воз­ра­сте, нао­бо­рот, уве­ли­че­ние про­света сосудов отстает от общего роста орга­низма и самого сердца.

Не уве­ли­чи­ва­ются про­пор­ци­о­нально емкости сердца и кла­пан­ные устья, в резуль­тате чего легко могут изме­няться кро­вя­ное дав­ле­ние и целый ряд пока­за­те­лей гемо­ди­на­мики. Однако вели­чина кро­вя­ного дав­ле­ния, как и пульс, у под­рост­ков нахо­дится в прямой зави­си­мо­сти от кон­сти­ту­ци­о­наль­ных осо­бен­но­стей. Так, напри­мер, у детей с асте­ни­че­ским тело­сло­же­нием арте­ри­аль­ное дав­ле­ние бывает ниже, чем мышеч­ного и даже сме­шан­ного типа кон­сти­ту­ции. Сле­до­ва­тельно, сер­дечно-сосу­ди­стая система в пубер­тат­ном воз­ра­сте нахо­дится в периоде ответ­ствен­ной пере­стройки (Г. О. Мамы­рова, 1985). Как уже было сказано, в период пубер­тат­ного уско­ре­ния роста раз­ви­ва­ются и повы­шают свою актив­ность железы вну­трен­ней секре­ции.

Гипо­та­ла­мус — отдел мозга, явля­ю­щийся свя­зу­ю­щим эвеном между эндо­крин­ной и цен­траль­ной нервной систе­мами и игра­ю­щий важную роль в вегета­тив­ной и нейро­гу­мо­раль­ной регу­ля­ции.

В гипо­та­ла­мусе выра­ба­ты­ва­ются нейро­се­кретор­ные гормоны, ока­зы­ва­ю­щие гипо­фи­зе­о­троп­ное действие, т. е. регу­ли­ру­ю­щие дея­тель­ность перед­ней доли гипо­физа, а через гипофиз сти­му­ли­ру­ю­щие над­по­чеч­ники и другие эндо­крин­ные железы.

Секре­ция гипо­та­ла­муса, однако, может ока­зы­вать воз­действие на системы орга­низма не только через гипофиз, но и непо­сред­ственно через эндо­крин­ную систему путем прямого воз­действия на испол­ни­тель­ный орган. Гипо­та­ла­мус явля­ется в то же время отделом мозга, который вос­при­ни­мает импульсы, посту­па­ю­щие из раз­лич­ных частей тела.

При болез­нях, инток­си­ка­циях, любых непри­ят­ных ощу­ще­ниях, пережи­ва­ниях рефлек­торно раз­дра­жа­ется гипо­та­ла­мус, который пере­дает импульсы воз­бу­жде­ния на опре­де­лен­ные железы эндо­крин­ной системы (гипофиз, щито­вид­ную железу, над­по­чеч­ники), что в свою очередь может уже изме­нять физи­оло­ги­че­ское состо­я­ние орга­низма. Выброс того или иного гормона в большом коли­че­стве нару­шает рав­но­ве­сие вну­трен­ней среды орга­низма; вначале это про­я­в­ля­ется как вре­мен­ное недо­мо­га­ние, но посте­пенно может пере­ра­сти в болезнь, т. е. в тяжелое эндо­крин­ное рас­стройство.

Половое раз­ви­тие про­я­в­ля­ется не только поя­в­ле­нием и после­до­ва­тель­но­стью раз­ви­тия вто­рич­ных половых при­зна­ков, но и изме­не­нием общего энер­гети­че­ского расхода, т. е. повы­ше­нием основ­ного обмена, интен­сив­ность кото­рого, однако, тоже зависит от пола, кон­сти­ту­ции, физи­че­ской актив­но­сти.

Самым главным обсто­я­тель­ством явля­ется тот факт, что в пубер­тат­ном воз­ра­сте про­ис­хо­дит пси­холо­ги­че­ская пере­стройка. В пси­хи­че­ском отно­ше­нии под­ростки пере­стают быть детьми, но не ста­но­вятся взро­с­лыми. Что каса­ется раз­ви­тия интел­лекта, то у одних под­рост­ков он уско­ренно раз­ви­ва­ется, у других, напротив, вре­менно при­о­ста­на­в­ли­ва­ется или даже насту­пает его регрес­сия. Так как под­ростки в боль­шин­стве своем любо­зна­тельны, то у них уве­ли­чи­ва­ется число сти­му­лов, которые, в свою очередь, действуют на умствен­ное раз­ви­тие. Все новое вос­при­ни­ма­ется ими более тонко, более совер­шенно. Они оце­ни­вают события, стре­мятся понять вза­и­мо­связь и обу­сло­в­лен­ность явлений. В этом воз­ра­сте, как правило, у 60—70% девушек и юношей уже опре­де­ля­ется про­фес­си­о­наль­ная наклон­ность, а иногда и опре­де­лен­ный про­фес­си­о­наль­ный выбор.

Эмо­ци­о­наль­ная жизнь недо­ста­точно кон­тро­ли­ру­ется рас­суд­ком, часто при­хо­дится стал­ки­ваться с обрат­ной кар­ти­ной, т. е. эмоции не обес­пе­чи­ва­ются должным кон­тро­лем коры голов­ного мозга.

Под­ростки легко утом­ля­ются как физи­че­ски, так и пси­хи­че­ски, осо­бенно при одно­об­раз­ной дея­тель­но­сти, меня­ется их харак­тер. Одни из них ста­но­вятся общи­тель­ными, ком­му­ни­ка­бель­ными, другие, напротив, уходят в себя, избе­гают общения. Уход в себя, или аутизм, наблю­да­ется обычно в тех случаях, если под­ро­сток пережи­вает какую-то кон­флик­т­ную ситу­а­цию в семье или кол­лек­тиве.

Поступки под­рост­ков часто бывают проти­во­ре­чи­выми. С одной стороны, они искренне защи­щают нрав­ствен­ные начала, с другой — могут сами отли­чаться ленью, лег­ко­мы­слием, недо­стат­ком само­кри­тики, а то и пове­ден­че­скими откло­не­ни­ями.

Этот возраст, несо­мненно, вызы­вает большой прак­ти­че­ский интерес, так как он, как правило, пред­ста­в­ляет зна­чи­тель­ные труд­но­сти в вос­пита­нии как в семье, так и в школе.

Извест­ный совет­ский пси­холог А. Н. Леон­тьев считает, что дви­жу­щей силой пси­хи­че­ского раз­ви­тия под­ростка явля­ется изме­не­ние того реаль­ного места, которое он зани­мает в системе обще­ствен­ных отно­ше­ний. В соот­вет­ствии с этим его дея­тель­ность пере­стра­и­ва­ется. Он стремится занять новую позицию в отно­ше­ниях со взро­с­лыми, при­об­ре­сти большую само­сто­я­тель­ность и свободу действий, по-новому строить свои отно­ше­ния со свер­ст­ни­ками. Со взро­с­лыми не всегда полу­ча­ется вза­и­мо­по­ни­ма­ние в связи с пси­хо­воз­раст­ными раз­ли­чи­ями. Взро­с­лые не всегда пони­мают и раз­де­ляют инте­ресы под­рост­ков, а под­ростки не пони­мают взро­с­лых, отно­сятся к их поже­ла­ниям, тре­бо­ва­ниям с насто­ро­жен­но­стью и пре­ду­бе­жде­нием.

Как и всякий другой период фор­ми­ро­ва­ния чело­века под­рост­ко­вый имеет не только про­блемы, труд­но­сти, проти­во­ре­чия, но и свои досто­ин­ства. Имея повы­шен­ную актив­ность, под­ростки многое хотят знать, а еще больше — уметь, отсюда склон­ность за все браться, увле­каться новым, неиз­ве­дан­ным. Однако не всегда доводят дело до конца, да и инте­ресы и увле­че­ния у них бывают часто неу­стой­чи­вые. Важное обсто­я­тель­ство, вызы­ва­ю­щее тревогу учи­те­лей и роди­те­лей, состоит в том, что у под­рост­ков нередко сни­жа­ется общий интерес к учебе. Чаще это при­хо­дится на 5—7 классы.

Про­ис­хо­дит процесс отхода от школы, т. е. школа пере­стает быть центром его созна­тель­ной духов­ной жизни. Те мотивы, которые побу­ждали его к учению в началь­ных классах, уже удо­вле­тво­рены и он ищет актив­ной дея­тель­но­сти на стороне.

Урок тем более теряет интерес для под­ростка, если в школе исполь­зу­ются пре­и­му­ще­ственно тра­ди­ци­он­ные методы сооб­ща­ю­щего обу­че­ния, т. е. изло­же­ние мате­ри­ала в готовом виде, пов­то­ре­ние учеб­ника, все рас­ста­в­лено, все решено, только запо­ми­най... «Чтобы раз­бу­дить и удо­вле­тво­рить духов­ную потреб­ность под­ростка в абстра­ги­ро­ва­нии, — писал В. А. Сухом­лин­ский, — мы были щедры на факты и скупы на обоб­ще­ния. Переход от фактов к обоб­ще­ниям, если в нем под­ро­сток ощущает биение пульса мысли, — это самый бурный эмо­ци­о­нально насы­щен­ный период мыш­ле­ния».

«Гото­вясь к урокам, — говорит Сухом­лин­ский, — мы думали как вывести под­ростка на эту сво­е­об­раз­ную вершину, как помочь ему стать мысли­те­лем и откры­ва­те­лем истин». Всегда ли об этом заду­мы­ва­ются учителя, когда идут на урок. Для уче­ни­ков 7—8 и тем более старших классов харак­терно иссле­до­ва­тель­ское отно­ше­ние к мате­ри­алу. Но это надо посто­янно побу­ждать.

Всякому чело­веку свойственна потреб­ность утвер­ждаться в той дея­тель­но­сти, которую он выпол­няет, стрем­ле­ние добиться успеха в своих глазах и в глазах окру­жа­ю­щих, каждый человек нужда­ется в поощре­нии, а тем более в столь ранимом воз­ра­сте как под­рост­ко­вый.

Если в школе не все полу­ча­ется, нет боль­шого инте­реса, да еще ущем­ля­ется само­лю­бие — желание ходить в школу пре­вра­ща­ется в тяжелую обя­зан­ность. Школа — это все-таки еще не в полном смысле «насто­я­щая жизнь». В школе и семье соз­да­ется несколько теп­лич­ная обста­новка; основ­ная нагрузка в работе психики падает на ум; эмо­ци­о­нально-волевая сфера инди­вида оста­ется несколько «неза­гру­жен­ной». М. Горький, отмечая тен­ден­цию к более быстрой умствен­ной аксе­ле­ра­ции, писал: «Раз­ви­тие чело­века с неко­то­рой поры идет криво — раз­ви­ва­ется ум наш и игно­ри­ру­ются чувства, это, без­у­словно, вредно для пол­но­цен­ного гар­мо­нич­ного раз­ви­тия. Нужно, чтобы интел­лект и инстинкт слились в строй­ной гар­мо­нии».

Ленин­град­ский писа­тель И. Дворкин в очерке о под­рост­ках заме­чает: «Наши ребята по шесть — семь часов в день про­во­дят в школе, тех­ни­куме, училище. И я могу с полной ответ­ствен­но­стью сказать, что обще­ствен­ная жизнь во многих учебных заве­де­ниях стра­дает эмо­ци­о­наль­ной недо­ста­точ­но­стью, а сле­до­ва­тельно, не вызы­вает долж­ного инте­реса».

Наи­бо­лее харак­тер­ная черта этого воз­раст­ного периода — стрем­ле­ние к общению. Под­ростки чаще всего глубоко и серьезно отно­сятся к дружбе. Ради това­рища они готовы идти на любые жертвы. Хотя они сами могут про­пус­кать школу, гово­рить неправду учи­те­лям и роди­те­лям, к своим това­ри­щам предъ­я­в­ляют большие тре­бо­ва­ния. Требуют от них вер­но­сти, справед­ли­во­сти, чувства долга.

Не менее важным обсто­я­тель­ством в этом воз­ра­сте явля­ется то, что у под­ростка не хватает жиз­нен­ного опыта, а иногда и воли, чтобы решать само­сто­я­тельно серьезные задачи. А с другой стороны, (в этом-то и проти­во­ре­чие) он посто­янно стремится к осво­бо­жде­нию от опеки старших.

Чувство взро­с­ло­сти, пере­п­лета­ясь с чрез­вы­чайно обо­стрен­ным чув­ством соб­ствен­ного досто­ин­ства, в слу­ча­е­воль­ного или неволь­ного при­ни­же­ния взро­с­лыми досто­ин­ств лич­но­сти под­ростка, а тем более оскор­б­ле­ния его, ведет к разрыву всяких отно­ше­ний между ними.

И нао­бо­рот, при­зна­ние взро­с­ло­сти, доверие к воз­мож­но­стям под­ростка, одо­бре­ние его образа мыслей и действий фор­ми­руют пре­дан­ное, ува­жи­тель­ное отно­ше­ние под­ростка к взро­с­лому.

Кроме того, совре­мен­ная урба­ни­за­ция содействует осла­б­ле­нию тра­ди­ци­он­ной системы кон­троля со стороны семьи, соседей, род­ствен­ни­ков. Все больше воз­ра­с­тает роль досуга, который под­ро­сток все чаще про­во­дит вне семьи и школы.

Задача вос­пита­ния в совре­мен­ных усло­виях ослож­ня­ется уско­ре­нием темпов во всех обла­стях жизни. Все это требует широкой и гибкой коор­ди­на­ции раз­лич­ных фак­то­ров вос­пита­ния, т. е. коор­ди­на­ции в работе школы и семьи.

Осла­б­ле­ние работы в этом напра­в­ле­нии откры­вает воз­мож­но­сти для вме­ша­тель­ства слу­чайных влияний в про­цессе нрав­ствен­ного раз­ви­тия под­ростка.

У под­рост­ков всегда есть свой кумир. И чем больше его авто­ри­тет в глазах под­ростка, тем большее влияние на него могут ока­зы­вать мнение, вкусы, убе­жде­ния и поступки его. Хорошо когда этот кумир поло­жи­тель­ный, а нередко бывает нао­бо­рот.

Так, в клинику доставили маль­чика Васю И лет в состо­я­нии тяже­лого опья­не­ния. Ребенок правиль­ного тело­сло­же­ния, физи­че­ски хорошо развит. Тяжесть состо­я­ния при поступ­ле­нии заклю­ча­лась в том, что созна­ние было глубоко нару­шено. Реакция на окру­жа­ю­щее отсут­ство­вала. Почти не реа­ги­ро­вал на уколы и другие мани­пу­ля­ции. Чтобы понять как про­и­зо­шло такое чрез­вы­чайное про­ис­ше­ствие были опро­шены те люди, которые при­везли, маль­чика в ста­ци­о­нар.

Они назвали фамилию, имя маль­чика и адрес, где он живет, но как про­и­зо­шло такое глу­бо­кое опья­не­ние не было­ясно. Роди­тели маль­чика рабо­тают и поя­ви­лись только-поздно вечером. Маль­чика удалось спасти, он очень долго попра­в­лялся. Впо­след­ствии вспо­мнил и рас­ска­зал, что было в этот день.

Ребята гораздо старше по воз­ра­сту, к которым он тянулся, часто про­во­дил с ними время, пили вино сами и напоили маль­чика. Видимо, когда он потерял созна­ние они его оставили во дворе в беседке на ска­мейке. Соседка нашла его в 6 часов вечера и решила, что он заболел и экс­тренно на своей машине с мужем при­везли в боль­ницу. Его спасли. Но, а под­ростки, которые напоили ребенка? Думали ли они, что совер­шают пре­ступ­ле­ние? Ведь мальчик, который им во всем верил, вполне мог погиб­нуть!

В людях под­рост­ков при­вле­кают пре­и­му­ще­ственно-внешние броские данные, физи­че­ская сила, незави­си­мые взгляды, бравада в пове­де­нии. Они не всегда умеют раз­гля­деть за этим внешним действи­тель­ные мотивы пове­де­ния. Отсюда среди них часто встре­ча­ю­ще­еся увле­че­ние псев­до­ге­ро­ями и игно­ри­ро­ва­ние скромных людей с глу­бо­кими и раз­но­сто­рон­ними инте­ре­сами. Вот почему под­ростки, осо­бенно нрав­ственно неу­стой­чи­вые, легко могут попасть под посто­ян­ное влияние хули­га­нов и быть соблаз­нены на совер­ше­ние анти­со­ци­аль­ных поступ­ков, которые выдают себя за героев и импо­ни­руют своей сме­ло­стью и незави­си­мо­стью. В резуль­тате у под­рост­ков поя­в­ля­ются отчет­ли­вые откло­не­ния в пове­де­нии. Одни из них пред­по­читают бро­дя­чий образ жизни. Для них типич­ными явля­ется анти­со­ци­аль­ное пове­де­ние, ложь, обман, драки, кражи, поджоги, само­по­вре­жде­ния. Иногда у них раз­ви­ва­ется нев­роти­че­ское состо­я­ние: голов­ные боли, депрес­сив­ное настро­е­ние, тики отдель­ных мышеч­ных групп.

Для девушек наи­бо­лее харак­тер­ным явля­ется раз­ви­тие ано­рек­сии, т. е. сни­же­ние аппетита до полного отказа от еды. Моти­вами этой пове­ден­че­ской реакции явля­ются насмешки свер­ст­ни­ков над пол­но­той, неу­клю­же­стью.

Под­ростки, бла­го­даря всем выше­пе­ре­чи­с­лен­ным обсто­я­тель­ствам (отсут­ствие глу­бо­ких целе­на­пра­в­лен­ных инте­ре­сов, стрем­ле­ние ко всему новому, неиз­ве­дан­ному при отсут­ствии долж­ного кон­троля со стороны семьи и школы), могут при­стра­ститься как к курению, так и к алко­голь­ным напит­кам. Опас­ность алко­го­лизма для этого воз­раст­ного периода заклю­ча­ется в том, что он раз­ви­ва­ется отно­си­тельно быстро, т. е. от первого упо­тре­б­ле­ния спирт­ных напит­ков до раз­ви­тия алко­го­лизма иногда про­хо­дит несколько месяцев, тогда как у взро­с­лых — 3—15 лет.

Небез­раз­лично с кем из свер­ст­ни­ков дружит под­ро­сток. Если бли­жайшие друзья его упо­тре­б­ляют алко­голь и видят в этом сво­е­об­раз­ное удо­воль­ство, фактор риска стать алко­го­ли­ком еще более воз­ра­с­тает. По данным зару­беж­ных ученых, среди под­рост­ков, роди­тели которых пре­се­кают упо­тре­б­ле­ние спирт­ных напит­ков и у которых не выпи­вают друзья, число пьющих не пре­вы­шает 12%, а у тех, чье окру­же­ние терпимо отно­сится к спирт­ному, процент пьющих под­ска­ки­вает до 89%.

Огром­ное зна­че­ние имеет наличие или отсут­ствие у под­рост­ков устой­чи­вых инте­ре­сов. Обще­ствен­ная работа, спорт, кол­лек­ци­о­ни­ро­ва­ние, изу­че­ние ино­стран­ных языков и другие занятия проти­во­действуют бес­цель­ному вре­мя­про­во­жде­нию, а значит и упо­тре­б­ле­нию спирт­ного. С другой стороны, если в этом воз­ра­сте не раз­ви­ва­ются спо­соб­но­сти ощущать интел­лек­ту­аль­ные удо­воль­ствия, а только зре­лищ­ные, пас­сив­ные (игра в карты, домино и др.), если под­рост­ков устой­чи­вых инте­ре­сов. Обще­ствен­ная работа, ресным делом, — это тоже один из фак­то­ров риска стать алко­го­ли­ком.

Алко­го­лизму спо­соб­ствует непол­но­цен­ная, неу­стой­чи­вая семья, в которой часто про­ис­хо­дят ссоры и кон­фликты, уход одного из роди­те­лей, отсут­ствие заботы о ребенке.

Чрез­мер­ная тре­бо­ва­тель­ность, пода­в­ле­ние лич­но­сти ребенка в семье может при­ве­сти к тому, что, выйдя в «большую» жизнь, став взро­с­лым, он осво­бо­жда­ется от всех запретов, легко под­да­ется раз­лич­ным соблазнам, в том числе и неу­ме­рен­ному упо­тре­б­ле­нию алко­голя. И если детство про­те­кает в теп­лич­ных усло­виях, если ребенок чрез­мерно опекаем, со вре­ме­нем у него раз­ви­ва­ется нере­ально высокий уровень тре­бо­ва­ний к окру­жа­ю­щим, пере­о­ценка своих воз­мож­но­стей и своей лич­но­сти. Вступив в само­сто­я­тель­ную жизнь, такой непри­с­по­со­б­лен­ный к пере­не­се­нию труд­но­стей человек испы­ты­вает разоча­ро­ва­ние из-за неиз­беж­ных кон­флик­тов на работе или в быту, которое стремится заглу­шить с помощью алко­голя.

Если под­ро­сток неу­ве­рен в себе, застен­чив и сла­бо­во­лен, то может слу­читься, что алко­голь, снимая в опре­де­лен­ной степени эти явления, пре­вра­тится в при­вычку, а затем и в болезнь. С другой стороны, лица с прими­тив­ными духов­ными запро­сами, незре­лые, грубые, но стре­мя­щи­еся быть на виду, коман­до­вать в ком­па­нии ребят своего круга или улицы, также могут легко стать алко­го­ли­ками, не находя другого при­ят­ного вре­мя­про­во­жде­ния, кроме упо­тре­б­ле­ния спирт­ных напит­ков.

У сла­бо­воль­ных, нев­роти­че­ских под­рост­ков болез­нен­ное при­стра­стие к алко­голю может воз­ник­нуть после пси­хи­че­ских травм и тяжелых душев­ных пережи­ва­ний (несчаст­ная любовь, кон­фликты в семье, развод, смерть близких).

Пример: 19-летний студент Аркадий в инсти­тут посту­пил по своему желанию. В школе, а затем и в вузе до 3-го курса учился отлично. В семье един­ствен­ный, очень любимый ребенок, кото­рому ни в чем и никогда не отка­зы­вали. На третьем курсе пришло увле­че­ние, отсут­ствие вза­им­но­сти пережил тяжело. Стал про­пус­кать занятия, пошел на поводу друзей, которые его «утешали» путем пустого вре­мя­про­во­жде­ния со спирт­ными напит­ками. Роди­тели, вполне нрав­ствен­ные и обра­зо­ван­ные люди, не сразу обра­тили вни­ма­ние на то, что у их сына поя­ви­лись пове­ден­че­ские откло­не­ния. Во-первых, им было посто­янно некогда. Во-вторых, они ему очень верили и считали, что он достиг такого воз­ра­ста, когда кон­троль уже не нужен.

Когда же роди­тели забили тревогу, было уже поздно. Отвлечь его от пагуб­ного влияния лжедру­зей они уже не могли. В корот­кий срок тяга к алко­голь­ным напит­кам у Аркадия про­грес­си­ро­вала, он был исклю­чен из инсти­тута. Видимо, ска­зались теп­лич­ные условия, в которых он рос. Первое же жиз­нен­ное испы­та­ние его сломало.

Таким образом, боль­шин­ство фак­то­ров, спо­соб­ству­ю­щих раз­ви­тию алко­го­лизма, начи­нают ока­зы­вать влияние еще в под­рост­ко­вом воз­ра­сте. Именно в этом «воз­раст­ном периоде» роди­тели, школа, пресса, искус­ство, обще­ствен­ность должны дать самый реши­тель­ный сво­е­вре­мен­ный бой зеле­ному змию.

Про­блема под­рост­ко­вого алко­го­лизма заклю­ча­ется в том, что число лиц, зло­у­по­тре­б­ля­ю­щих алко­го­лем, уве­ли­чи­ва­ется с каждым годом. Кроме того, даже одно­крат­ное опья­не­ние несо­вер­шен­но­лет­них подчас чревато серьезными послед­стви­ями для обще­ства и ставит под угрозу самого под­ростка. При­бли­зи­тельно 1/5 пьяных под­рост­ков валя­ется в состо­я­нии тяже­лого опья­не­ния где-нибудь на улице, а 4/5, нахо­дя­щи­еся в состо­я­нии легкого опья­не­ния, в силу пси­холо­ги­че­ских осо­бен­но­стей этого воз­ра­ста бывают зади­ри­сты. Они опасны для окру­жа­ю­щих, так как нару­шают обще­ствен­ный порядок, всту­пают в драки, напа­дают на окру­жа­ю­щих, грабят, уводят авто­мо­били и мото­ци­клы.

Упо­тре­б­ле­ние алко­голя у под­рост­ков часто обу­сло­в­лено их пре­бы­ва­нием в раз­вяз­ной ком­па­нии, позже они начи­нают пить и в оди­ночку.

с. 31—42