От Я до Мы: Азбука семейной жизни(фрагмент)



Человек в колы­бели. Вот он лежит сейчас перед вами — кро­хот­ный розовый комочек. Малень­кий чело­ве­чек — тро­га­тель­ный и нежный. Плоть от плоти, кровь от крови, родное для вас суще­ство, поя­в­ле­ние кото­рого на свет озна­ме­но­вало для вашей семьи каче­ственно новый этап ее суще­ство­ва­ния и вызвало к жизни массу вопро­сов и проблем, среди которых едва ли не самые трудные для вас связаны с одним момен­том: как посту­пать с мла­ден­цем, чтобы он успешно рос, раз­ви­вался и вос­пи­ты­вался?

Что ж, ответ может быть только таким — с учетом воз­раст­ных осо­бен­но­стей, харак­тер­ных для этого периода чело­ве­че­ской жизни. Для начала напо­мним, что ваш малыш только что совер­шил стреми­тель­ный переход в новую для него среду, в которой он явля­ется совер­шенно бес­по­мощ­ным суще­ством. Как это ни странно, но человек — венец природы, вершина биоло­ги­че­ской эво­лю­ции — рожда­ется наи­бо­лее бес­по­мощ­ным из всех живых орга­низ­мов на земном шаре. И в началь­ный период мла­ден­че­ства пси­хи­че­ская жизнь ребенка пред­ста­в­ляет из себя ком­плекс эмо­ци­о­нально окра­шен­ных и довольно-таки рас­плыв­ча­тых ощу­ще­ний, под­креп­лен­ный неко­то­рыми вро­жден­ными без­у­слов­ными рефлек­сами. И еще у ребенка есть потреб­но­сти — в еде, питье, тепле, дви­же­ниях и т. п., которые сам он удо­вле­тво­рить не может и потому криком сиг­нали­зи­рует взро­с­лым о своем небла­го­по­лу­чии. Но именно в силу этой своей бес­по­мощ­но­сти мла­де­нец изна­чально явля­ется соци­аль­ным суще­ством. Соци­ально и любое его отно­ше­ние к действи­тель­но­сти — ведь оно всегда пре­лом­ля­ется через взро­с­лого.

Взро­с­лый, прежде всего мать, главное лицо для ребенка. И очень скоро это начи­нает про­я­в­ляться. Вначале, после первых 2—3 недель дремы — в виде довольно яркой эмо­ци­о­наль­ной реакции на взро­с­лого: ожи­в­лен­ные дви­же­ния при его виде, гуление и смех, так назы­ва­е­мый ком­плекс ожи­в­ле­ния, зна­ме­ну­ю­щий переход от ново­ро­жден­но­сти к соб­ственно мла­ден­че­ству и «запуск» исход­ной для всего даль­нейшего раз­ви­тия ребенка потреб­но­сти в новых впе­ча­т­ле­ниях. Чтобы ее удо­вле­тво­рить, необ­хо­димо общение. Ком­плекс ожи­в­ле­ния ста­но­вится изби­ра­тель­ным (на лицо или голос), ребенок начи­нает отли­чать своих от чужих, тянуться к своим, по-своему, в силу своих воз­мож­но­стей обра­щаться к своим взро­с­лым. И в силу пла­стич­но­сти своей психики и жад­но­сти на впе­ча­т­ле­ния бук­вально впи­ты­вает все новые воз­действия.

Для того чтобы раз­ви­тие мла­денца про­ис­хо­дило успешно, исполь­зуйте любую воз­мож­ность для общения с ним. И не тогда, когда ему испол­нится полгода, когда он начнет уже отчасти пони­мать вашу речь, а зна­чи­тельно раньше. И лучше всего — в ситу­а­ции зри­тель­ного вос­при­ятия и рас­сма­т­ри­ва­ния им какого-либо кон­крет­ного пред­мета. Добейтесь или дожди­тесь, чтобы мла­де­нец выделил этот предмет из окру­жа­ю­щей среды, чтобы он сосре­до­то­чил на нем вни­ма­ние. И наконец, чтобы поя­ви­лась эмо­ци­о­наль­ная реакция на окру­жа­ю­щие ребенка пред­меты, вызы­ва­е­мая вашим вопро­сом «А где погре­мушка, мячик?» и т. п. И конечно же, бесе­дуйте с мла­ден­цем — о чем угодно, везде и всегда. Два главных кита, на которых дер­жится успеш­ное пси­хи­че­ское раз­ви­тие мла­денца (по сути нераз­де­ли­мые), — это речь, орга­ни­за­ция общения со взро­с­лыми и новые впе­ча­т­ле­ния, их соот­вет­ству­ю­щая орга­ни­за­ция не только посред­ством речи, но и пре­до­ста­в­ле­нием мла­денцу воз­мож­но­сти мани­пу­ли­ро­вать пред­метами и осва­и­вать окру­жа­ю­щее про­стран­ство. При этом эмо­ци­о­наль­ный контакт с матерью просто необ­хо­дим для нор­маль­ного раз­ви­тия любого ребенка, осо­бенно в этом воз­ра­сте.

Ну а что значит вос­пи­ты­вать мла­денца? Вос­пи­ты­вать ребенка первых месяцев жизни — это значит при­ви­вать ему здо­ро­вые навыки, при­у­чать к правиль­ному режиму, умению засы­пать в любой обста­новке, умению раз­вле­кать себя, изучая свои ручки и ножки, играя и зна­ко­мясь с игруш­ками, общаясь с ним, лаская, любя и балуя. А еще давать ему воз­мож­ность полу­чать новые впе­ча­т­ле­ния об окру­жа­ю­щей действи­тель­но­сти, которую он скоро начнет активно осва­и­вать.

Подоб­ные утвер­жде­ния звучат слишком общо. Поэтому давайте попро­буем более подробно разо­браться в этих вопро­сах. Прежде всего хоте­лось бы, чтобы вы знали и пони­мали, что в первый, самый ответ­ствен­ный период жизни мла­денца — период ново­ро­жден­но­сти про­ис­хо­дит слож­нейший процесс ада­п­та­ции (т. е. при­с­по­со­б­ле­ния) малыша к новому образу жизни. А вас (включая и супруга) — к мла­денцу и, конечно, вас обоих — друг к другу.

Со стороны ново­ро­жден­ного ада­п­та­ция будет выра­жаться непред­ска­зу­е­мо­стью и слу­чайно­стью пове­де­ния, капри­зами и труд­но­пе­ре­но­си­мым плачем, отсут­ствием на этом этапе столь желан­ной для вас любви к вам. С вашей — непо­ни­ма­нием реакций и действий малыша, рас­те­рян­но­стью и уста­ло­стью, а иногда и ужа­са­ю­щим чув­ством полной зави­си­мо­сти от мла­денца, сво­е­об­раз­ного мате­рин­ского рабства. И лишь через неко­то­рое время — не столь уж и про­дол­жи­тель­ное: всего несколько недель! — вы поймете друг друга. Будьте тер­пе­ливы — и это обя­за­тельно про­и­зойдет.

Ста­райтесь обра­щаться с ново­ро­жден­ным так, чтобы его жизнь в новых усло­виях не очень отли­ча­лась от той, какую он вел в мате­рин­ской утробе, т. е. была сытной, покой­ной, теплой, чистой и безо­пас­ной. Не тор­мо­шите его пона­прасну, не суети­тесь, уха­жи­вая за ним, кормите, когда хочет он, а не вы, обе­ре­гайте от холода. Словом, не вме­ши­вайтесь в жизнь малыша, лучше дайте ему при­выкнуть к внеш­нему миру. Доверь­тесь его тре­бо­ва­ниям и пове­де­нию, а также соб­ствен­ной инту­и­ции — и то и другое безо­ши­бочно в своем есте­стве.

И попы­тайтесь полю­бить мла­денца, увы, не такого уж милого и при­вле­ка­тель­ного пона­чалу. Не обя­за­тельно разумом, который может прийти в полную рас­те­рян­ность перед новой сложной, непред­ска­зу­е­мой и еже­се­кун­дно меня­ю­щейся ситу­а­цией. А всем телом, всем своим суще­ством, которое давно уже созрело для любви и кото­рому так приятно при­кос­но­ве­ние к нежной коже малыша, к его кро­хот­ному тельцу, когда оно так есте­ственно рас­поло­жи­лось между вашим животом, грудью и пред­пле­чьем. Полюбив друг друга, вы поймете главное. Он — что в этом мире, в котором есть вы, вполне можно жить. А вы — что без этого кро­шеч­ного суще­ства жить уже не сможете. И когда ваш ново­ро­жден­ный перейдет на новую ступень в своем раз­ви­тии, родится под­лин­ное вза­и­мо­по­ни­ма­ние. Правда, особо не обо­ль­щайтесь — и ваша и его ада­п­та­ция в после­ду­ю­щий период будет про­хо­дить довольно трудно. Ведь при всем том общем, что свойственно всем без исклю­че­ния малышам, каждый из них пред­ста­в­ляет из себя яркую инди­ви­ду­аль­ность — и вслед­ствие вро­жден­но­сти многих форм пси­хи­че­ских про­цес­сов, и по причине непо­в­то­ри­мо­сти пред­ро­до­вого и родо­вого опыта. Эту-то инди­ви­ду­аль­ность вы и должны понять, а главное — не испор­тить или иска­ле­чить, что наблю­да­ется в семей­ной прак­тике довольно часто, поскольку у каждого из нас среди опре­де­ля­ю­щих пове­де­ние пред­ста­в­ле­ний и ожи­да­ний есть те, которые отно­сятся к детям, в том числе и ново­ро­жден­ным. И то, каким вы хотели бы видеть ребенка, опре­де­ляет ваше отно­ше­ние к нему, а в резуль­тате — его жизнь и склад лич­но­сти. Хорошо, если вы сразу сойдетесь харак­те­рами и будете обра­щаться с малышом так, как и требует его инди­ви­ду­аль­ность. А если нет? В этом случае не ломайте природу. При­ни­майте ребенка таким, какой он есть, но мягко и нена­вяз­чиво давайте ему воз­мож­ность стать другим. Не заго­няйте его в про­кру­стово ложе ваших пред­ста­в­ле­ний, а попы­тайтесь сделать так, чтобы он был счаст­лив и доволен жизнью. И тогда обя­за­тельно наста­нет время, когда пугав­шая вас непред­ска­зу­е­мость и «неправиль­ность» пове­де­ния мла­денца исчез­нут. Вы просто станете его пони­мать, вос­при­ни­мая как чело­века с соб­ствен­ным харак­те­ром, вкусами и при­стра­сти­ями. Найдете подход к его инди­ви­ду­аль­но­сти и сможете безо­ши­бочно узна­вать, когда он несча­стен, а когда — доволен.

Откройте ваше сердце для любви. Бес­ко­ры­ст­ной, само­от­вер­жен­ной и береж­ной. В этом вам очень помогут вос­хи­ти­тель­ные улыбки мла­денца, перед кото­рыми мало кто спо­со­бен устоять. И пусть сначала они обра­щены не лично к вам, а ко всем без исклю­че­ния взро­с­лым, уже к трем месяцам малыш пере­не­сет свою любовь к миру на вас, на свою мать, которая без­заветно любит его. Не побо­имся быть навяз­чи­выми и пов­то­рим — ваша любовь крайне необ­хо­дима ребенку для его нор­маль­ного роста и раз­ви­тия, а в даль­нейшем и для того, чтобы он, став взро­с­лым, мог любить и быть любимым, обладал куль­ту­рой чувств и раз­ви­той эмо­ци­о­наль­ной сферой. Словом, вырос пол­но­цен­ным чело­ве­ком. Но не замы­кайте эту любовь только лишь на себе — в мате­рин­ской рев­но­сти или тще­славии. Вовле­кайте в нее других близких взро­с­лых, и прежде всего отца, кото­рого мла­де­нец полюбит несколько позднее и кото­рому так необ­хо­димо полю­бить мла­денца вопреки мед­ли­тель­но­сти отцов­ской любви.

Пусть они почаще кон­так­ти­руют, полу­чают удо­воль­ствие от общения друг с другом. Пусть построят свои соб­ствен­ные, отлич­ные от ваших, мате­рин­ских, отно­ше­ний. Не рев­нуйте ребенка — ведь чем раз­но­об­раз­нее связи малыша с окру­жа­ю­щим миром, тем богаче будет его лич­ность и мно­го­гран­нее жизнь. Играя с ребен­ком, общаясь с ним и просто уха­жи­вая, помните главное: теперь вы одна семья, и точно так же, как ваше счастье зависит от счастья малыша, его счастье — да что там счастье: сама жизнь! — целиком и пол­но­стью опре­де­ля­ется вашим сча­стьем. Так поста­райтесь же быть счаст­ли­выми вместе!

Теперь пого­во­рим о сле­ду­ю­щих момен­тах в пси­хи­че­ском раз­ви­тии и жизни мла­денца, целиком выте­ка­ю­щих из его стрем­ле­ния к новым впе­ча­т­ле­ниям, позна­нию себя, окру­жа­ю­щих и окру­жа­ю­щего. Вскоре после того, как малыш осо­знает свою при­част­ность к роди­те­лям, начнет отли­чать своих от чужих, он обна­ру­жит свои руки — уди­ви­тельно инте­рес­ный предмет, который ранее как-то не попадал в его поле зрения. Нач­нется период их интен­сив­ного изу­че­ния, осво­е­ния и исполь­зо­ва­ния — вначале глазами, а потом уже и ртом. А далее руки и рот мла­денца сов­местно начнут иссле­до­вать окру­жа­ю­щий мир, а сам он станет учиться отли­чать пред­меты и что-то делать с ними.

Поскольку рот и руки у всех без исклю­че­ния малышей этого воз­ра­ста высту­пают в каче­стве иссле­до­ва­тель­ского инстру­мента, вряд ли стоит бороться с этим — тем более что речь идет не о дурной при­вычке, а о насущ­ной потреб­но­сти. Не выдер­ги­вайте изо рта мла­денца игрушки и другие пред­меты и тем более не заты­кайте ему посто­янно рот соской. Лучше почаще мойте все, что нахо­дится в непо­сред­ствен­ной бли­зо­сти от малыша, и успо­ка­и­вайте его, общаясь с ним и играя.

Доби­вайтесь сопря­жен­но­сти дви­же­ния глаз и рук, зрения и ося­за­ния, которые так необ­хо­димы малышу для ста­но­в­ле­ния правиль­ной коор­ди­на­ции дви­же­ний, вначале обучая его фоку­си­ро­вать зрение на раз­лич­ных пред­метах, далее вкла­ды­вая в его руки игрушки (лучше всего погре­мушки, чтобы он слышал звук и искал его источ­ник, свя­зы­вая дви­же­ния рук и глаз), затем под­ве­ши­вая в коляске или колы­бели пред­меты, по которым можно ударять, а потом и хватать, и, наконец, давая игрушки и безо­пас­ные пред­меты для их более тща­тель­ного изу­че­ния.

При этом не забы­вайте раз­го­ва­ри­вать с ребен­ком. Ото­дви­нув на второй план дела и пре­о­до­лев неже­ла­ние, уста­лость, наконец, гово­рите с ним обо всем так, как если бы он вас понимал и был спо­со­бен ответить. Пока­зы­вая пред­меты, назы­вайте их и объ­яс­няйте, зачем они нужны. Уха­жи­вая за малышом, подробно опи­сы­вайте ему свои действия. Гово­рите внятно и не торо­пясь, чтобы ребенок смог уловить разницу между словами и звуками. Эмо­ци­о­нально и инто­ни­ро­ванно, без упро­ще­ния и сюсю­ка­нья, поскольку любая нее­сте­ствен­ность вашей речи будет немед­ленно отме­чена малышом и поме­шает столь важному для вас обоих сло­вес­ному кон­такту.

Ну а затем под­рос­ший малыш предъ­я­вит вам новые тре­бо­ва­ния, на которые вы должны будете правильно ответить. Ваша эмо­ци­о­наль­ная связь настолько окреп­нет, что иногда даже начнет тяготить и раз­дра­жать вас, когда, напри­мер, малыш будет претен­до­вать на все­це­лост­ность вашего вни­ма­ния, стремиться еже­се­кун­дно быть с вами и впадать в панику при малейшем вашем отсут­ствии, тем самым серьезно ослож­няя вашу жизнь.

Пожа­луйста, отне­си­тесь к этому с должным пони­ма­нием. Исходя из есте­ствен­ного для ребенка (но, к сожа­ле­нию, не для вас) пред­ста­в­ле­ния о том, что вы, роди­тели, смысл и центр его жизни. Малыш еще не пони­мает, что, уходя, вы обя­за­тельно вер­нетесь, и оттого вос­при­ни­мает ваш уход с таким тра­гиз­мом. В основе страха раз­лу­читься с вами лежит страх поте­рять вашу любовь, которую он на веру при­ни­мать не хочет и не может. Поэтому поста­райтесь почаще демон­стри­ро­вать малышу свои чувства к нему — действенно и открыто, чтобы неиз­беж­ная в раз­ви­тии ребенка стадия вза­и­мо­от­но­ше­ний «обними покрепче» выпол­нила свои важ­нейшие функции и в даль­нейшем без­бо­лез­ненно сме­ни­лась сле­ду­ю­щей стадией — «пусти», озна­ча­ю­щей первый шаг вашего дитяти на пути к само­сто­я­тель­но­сти.

Не игно­ри­руйте его чувства: ведь тре­вож­ность и неврозы — резуль­тат вашего нев­ни­ма­ния к нему, его эмо­ци­о­наль­ному миру, а слож­но­сти в вос­пита­нии и вза­и­мо­от­но­ше­ниях тоже оттуда.

Берите малыша везде с собой, ста­райтесь не оста­в­лять надолго, а если это необ­хо­димо, честно пре­ду­пре­ждайте его о своем уходе и обя­за­тельно о воз­вра­ще­нии, лучше — одними и теми же словами, к которым он вскоре при­выкнет. И при­у­чайте ребенка к тому, что уха­жи­вать за ним и оста­ваться с ним будет не только мама, но и папа, а может быть, и другие близкие ему люди. Учтите, что в концу мла­ден­че­ского воз­ра­ста у детей воз­ра­с­тает тре­вож­ность по отно­ше­нию к «чужим», причем бес­по­коят его не они сами, а их действия и дистан­ция, которую они нередко нару­шают. Так что, если вы хотите, чтобы ваш ребенок в будущем обрел уве­рен­ность, орга­ни­зуйте ему встречи с незна­ко­мыми взро­с­лыми, но только под вашим при­с­мо­тром, при этом держите малыша на руках.

Что еще важно знать о втором полу­го­дии жизни ребенка? Чему и как обучать малыша. Кон­тролю за дви­же­ни­ями — прежде всего нижних конеч­но­стей и свя­зан­ным с этим умениям сидеть, ползать и ходить. Желание нау­читься этому у детей вро­жден­ное, потому не надо их торо­пить, ждите, зная и веря, что природа возьмет свое. Когда, лежа на спине, ваш ребенок начнет под­ни­мать плечи и вытя­ги­вать шею, без­на­дежно пытаясь само­сто­я­тельно сесть, надо помочь ему. Парал­лельно учите вашего ребенка ползать — не обя­за­тельно на чет­ве­рень­ках, любым доступ­ным ему спо­со­бом, но во всех случаях чем-то при­вле­кая: голосом, игруш­кой и т. п. А еще — сначала с вашей помощью стоять в кро­ватке, манеже, под­тя­ги­ваться, вста­вать и ходить с опорой на что-то, т. е. всему тому, что предше­ствует его первым само­сто­я­тель­ным шагам.

Про­дол­жайте обучать малыша действиям с пред­метами, как можно более раз­но­об­разя пред­мет­ный мир (разу­ме­ется, безо­пас­ный). Давайте ему ощу­пы­вать и гладить самые разные по фактуре пред­меты. И пусть он следит за вашими, «взро­с­лыми» действи­ями. И конечно же, обу­чайте малыша первым, исход­ным навыкам — прежде всего ухода за собой.

В нетер­пе­нии услы­шать первое слово ребенка многие роди­тели уси­ленно, но далеко не всегда успешно исполь­зуют «метод попугая», заста­в­ляя ребенка про­из­но­сить звуки посред­ством прямого под­ра­жа­ния. Но исполь­зо­ва­ние слов должно быть осмы­слен­ным, для чего куда полез­нее стремиться к тому, чтобы малыш посто­янно слышал раз­го­вор­ную речь, имел воз­мож­ность уяснить ее смысл, а главное — получал ваш немед­лен­ный и недву­смы­слен­ный ответ на про­из­не­сен­ные им звуки. Пов­то­ряйте одни и те же слова по-разному; меняя инто­на­цию, выра­же­ние лица, жести­ку­ля­цию и обста­новку — так малыш быстрее поймет их зна­че­ние. Гово­рите просто, без жар­гон­ных сло­ве­чек, выде­ляйте те слова, на которые он должен обра­тить вни­ма­ние. И тогда доста­точно скоро насту­пит день, когда ваш ребенок, вызвав бурю восторга и уми­ле­ния у окру­жа­ю­щих, про­из­не­сет свое первое слово...

Все, чему вы будете обучать малыша в этом воз­раст­ном периоде, нужда­ется в соот­вет­ству­ю­щем под­креп­ле­нии. Так вот, будет намного лучше, если вы не станете заста­в­лять его выпол­нять то-то и то-то, отка­зы­вая в удо­воль­ствии или ласке до тех пор, пока он это не сделает (обида и огор­че­ние ребенка в этом случае гаран­ти­ро­ваны), а будете соот­вет­ству­ю­щим образом — немед­ленно и недву­смы­сленно — под­креп­лять все те правиль­ные действия, которые он про­из­вел само­сто­я­тельно, до которых сам дошел в поисках и изу­че­нии окру­жа­ю­щего мира, тем самым надежно закреп­ляя их в своем пове­ден­че­ском репер­ту­аре.

с. 239—244

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»