
ПОГОВОРИМ О КАПРИЗАХ И УПРЯМСТВЕ
Многих родителей беспокоят капризы и упрямство детей. На самое обычное предложение помыть руки, готовиться ко сну, убрать игрушки ребенок отвечает либо молчаливым неповиновением, либо бурным протестом. Подобные реакции у некоторых детей проявляются столь часто, что взрослые начинают относиться к этому, как к закономерным явлениям дошкольного возраста. Однако считать, что капризы и упрямство обязательно сопутствуют детству, совершенно неправильно. Дети не рождаются таковыми, и это не возрастная их особенность. Но все же капризы чаще проявляются в дошкольном возрасте. Чем это вызвано?
Безусловно, склонность к капризам связана с возрастными и психофизическими особенностями детей: чем младше ребенок, тем ярче у него выражены процессы возбуждения, а в связи с этим импульсивность, несдержанность.
И все-таки причины капризов и упрямства ребенка заключены не столько в особенностях его возраста и характера, сколько в неправильном воспитательном подходе к нему. И. П. Павлов подчеркивал, что «образ поведения человека... обусловлен не только прирожденными свойствами нервной системы, но и теми влияниями, которые падали и постоянно падают на организм во время его индивидуального существования, т. е. зависят от постоянного воспитания или обучения в самом широком смысле слов»1.
Внешние капризы выражаются в возбужденному эмоциональном состоянии ребенка, беспричинной смене желаний, которые, с точки зрения взрослого, лишены смысла. Однако в капризах малышей есть своя внутренняя логика.
Капризы самых маленьких детей и старших дошкольников имеют разные причины. Так, у ребенка, находящегося в колыбели, капризов, как таковых, нет. Сигналы о том, что ему пора сменить мокрое белье или накормить, или уложить его спать, — это еще не есть собственно капризы. Однако если взрослые не умеют своевременно предвосхищать детский плач и ребенок постоянно напоминает им о своих неудобствах, то у него возникает привычка криком добиваться удовлетворения потребностей. Частые проявления отрицательных эмоций, становясь привычными, создают предпосылку для зарождения капризов.
Капризы детей второго-третьего года жизни часто связаны с неудовлетворением естественных потребностей (голод, усталость, сонливость), с ощущением физического дискомфорта (холодно, жарко, тесная обувь, сковывающая движения одежда, неудобная постель и т. п.).
Капризы могут быть предвестниками болезни. Малыш ощущает какие-то физические недомогания, но сказать об этом не умеет. Зачастую такое состояние он стремится подавить, требуя то одного, то другого, жаждет внимания взрослых. Но так как и удовлетворяемые желания не приносят ему физического облегчения, то он плачет и капризничает.
Иногда дети капризничают и в период выздоровления. После болезни ребенок еще слаб и не может много двигаться, принимать участие в тех играх, в которые играют его товарищи. Вынужденное ограничение активности вызывает у него беспричинный плач. Но может быть и так, что за время болезни ребенок привыкает к повышенному вниманию окружающих и, выздоровев, не хочет от этого отказываться.
Причиной капризов ребенка может быть переутомление и перенасыщение впечатлениями.
Воспитатель должен разъяснить родителям, что Мягкость в обращении с больными детьми в сочетании с настойчивостью, разумной требовательностью (соблюдение режима, выполнение предписаний врача) предотвратят возможные капризы.
У ребенка могут возникнуть капризы от перенасыщения впечатлениями.
Часто Сережа остается вечером вдвоем с бабушкой. Основное его занятие в это время — смотреть все телевизионные передачи. Только поздно вечером, когда родители возвращаются из техникума, его укладывают в постель.
Мальчик, перевозбудившись, долго не засыпает, хнычет. Ночью спит очень неспокойно, утром с трудом встает. В детский сад приходит хмурым, невеселым, ест плохо, капризничает, с детьми ссорится. Детский ум и воображение нельзя перегружать множеством развлечений. Даже самые приятные впечатления, но в большом количестве, не приносят ребенку тех удовольствий, на которые ошибочно рассчитывают взрослые, желая доставить ребенку приятное.
Но часто причины капризов заключаются в неправильном воспитании. Ребенок постоянно плачем добивается удовлетворения своих желаний, и взрослые незамедлительно выполняют их. Постепенно у малыша формируется привычка добиваться желаемого с помощью плача и крика. Незаметно закрепляясь, эта привычка становится чертой характера.
Капризы детей иногда сочетаются с упрямством. Упрямство — это также отрицательная реакция на требования, действия взрослых.
У самых маленьких упрямство может выражаться в нежелательной настойчивости. Например, полуторагодовалый малыш упорно хочет завладеть привлекшим его внимание предметом. Никакие «нельзя» его не останавливают. Когда же предмет убирают, скажем, в ящик письменного стола, ребенок пытается открыть его, стучит кулачком по крышке стола и упорно повторяет: «Дай!» Подобные сцены обычно заканчиваются слезами.
Чем младше ребенок, тем неосознаннее его негативные проявления, которые, как уже говорилось, часто заменяют ему неумение объяснить взрослым свое желание. По мере роста ребенка и развития его сознания капризы и упрямство начинают приобретать более осознанный, преднамеренный характер, становятся привычным способом поведения для достижения цели.
Упрямство проявляется в основном избалованными детьми.
Часто капризы и упрямство ошибочно принимают за нервные проявления; ребенок кричит, замахивается кулаками, разбрасывает игрушки, топает ногами, ложится на пол и кричит.
Подобная сцена приводит взрослых в растерянность и смятение. Ребенка поднимают с пола, уговаривают, утешают. «Нервный мальчик! Надо быть с ним помягче, не травмировать его», — думают взрослые, казня себя за допущенную требовательность, ставшую причиной этого «нервного» взрыва.
Воспитатель должен посоветовать родителям показать ребенка врачу-специалисту, чтобы исключить предположение о нервности. Когда родители убедятся, что их опасения напрасны, задача педагога — проанализировать сложившиеся в семье отношения между взрослыми и ребенком и раскрыть причину «нервных» взрывов малыша.
Как же следует реагировать на такие проявления детских капризов? Прежде всего научиться внешне спокойно относиться к крику ребенка. Лучше в такой момент оставить его одного до тех пор, пока не пройдет это состояние.
Трехлетняя Наташа громко требует:
— Хочу на улицу! Гулять еще! Хочу прыгать через веревочку!..
Она не слышит ’уговоров, что уже пора обедать и Спать, что все дети ушли домой. Девочка с визгом бросается на пол, стучит ногами.
Мать, стараясь казаться спокойной, уходит в комнату и плотно закрывает за собой дверь. Наташа остается в прихожей одна. Вскоре крик прекращается. Но как только открывается дверь снова, крик возобновляется с удвоенной силой.
Затем мать говорит спокойным тоном, как бы рассуждая вслух: «Сейчас вымою пол в прихожей, там грязно».
Услышав это, Наташа сразу садится: ведь на ней новое платье, которое она надела первый раз! Все еще всхлипывая, она спрашивает сквозь слезы:
— А платье можно выстирать?
— Можно. Только после стирки оно уже не будет таким красивым.
Наташа поспешно встает с пола, бежит в комнату.
— Мама, сними платье.
— Вот это правильно! Сейчас переоденемся, наденем халатик, вымоем руки, лицо и — обедать! Уже пора...
Надо иметь в виду и то, что бурная сцена рассчитана ребенком на зрителей и сочувствующих. Если же малыш постоянно будет убеждаться в том, что вопли ничуть не трогают oкpyжающих, то привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.
Упрямство проявляется в основном избалованными детьми, привыкшими к чрезмерному вниманию, излишним уговорам.
Крайняя степень упрямства, так называемый негативизм, выражается в бессмысленном сопротивлении ребенка любым требованиям взрослого. Негативизм всегда носит осознанный, избирательный характер и чаще проявляется, с одной стороны, когда родители стараются уговорить ребенка, теряются перед непослушанием, с другой, — когда взрослые без конца одергивают его, все ему запрещают, покрикивают на него. Здесь упрямство является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока воспитательных мер. Некоторые родители отмечают: «До трехлетнего возраста сын был послушен, покладист. А теперь с ним сладу нет — упрямится, не слушается... Что делать?» Они объясняют такое поведение ребенка тем, что «он стал все понимать». В чем-то они правы: к трем годам у ребенка происходит скачок в развитии — он становится особенно активен в проявлении самостоятельности, в стремлении к самоутверждению, в самосознании собственного «Я». Вместе с тем родители выпускают из виду другое: психическое мужание личности малыша требует от них и соответствующей перестройки в отношениях с ним. Но если такой перестройки не произошло во взаимоотношениях взрослых с ребенком и на него по-прежнему смотрят как на несмышленыша, как на существо беспомощное, не считаясь с возросшими качественными изменениями самосознания, то возникает так называемый «кризис трех лет». Этот период в психологии считается критическим. Суть такой оценки в том, что во взаимоотношениях взрослого с малышом возникают известные трудности, так как для него становится характерным бурное проявление негативизма. Доктор психологических наук В. С. Мухина в этой связи говорит: «Кризис трехлеток — объективно существующее явление в развитии взаимоотношений ребенка со взрослыми. У ребенка появляется тенденция к самостоятельному удовлетворению своих потребностей, а взрослый сохраняет старый тип отношений и тем самым ограничивает активность ребенка. Нормальный, правильно развивающийся ребенок противится прежним отношениям. Он капризничает, делает все наоборот, всячески показывает свое негативное отношение к требованиям взрослого.. Такое поведение не распространяется на всех людей: негативность ребенка весьма избирательна и касается только тех, кто стремится поработить его свободу. Если же взрослые разумно поощряют самостоятельность ребенка, то трудности взаимоотношений легко преодолеваются»2. Следует предостеречь родителей и еще от одной распространенной ошибки: нередко упрямство путают с настойчивостью. С внешней стороны их выражение в поведении ребенка одинаково. Но упрямство — отрицательное проявление, и его следует искоренять, а настойчивость — положительное качество, которое, безусловно, требует поддержки.
Папа и мама называют своего шестилетнего сына упрямцем за то, что он может часами упрашивать их почитать ему книгу или ответить на волнующие его вопросы. Если отец пытается отделаться односложным ответом, то сын, не удовлетворенный объяснением, снова бежит к нему с вопросом.
Это не упрямство, это настойчивость, основанная на любознательности, упорство в достижении цели. Такие качества надо всячески поддерживать и развивать в ребенке.
Вот, например, как поступает воспитатель в таких случаях. Тамара тщательно наводит порядок в шкафу. Даже тогда, когда все ребята уже ушли из группы, девочка продолжает свое занятие.
— Еще минуточку... сейчас закончу, — просит она воспитателя.
— Хорошо, — соглашается педагог, так как понимает, что нужно дать ребенку возможность завершить начатое. Если же время не позволяет, объясняет девочке, что сейчас придется подчиниться общему распорядку («Ведь все ребята не могут ждать одного!»), а закончить работу можно будет по возвращении с прогулки. Разумеется, педагог должен выполнить свое обещание, а если ребенок забыл, то напомнить ему об этом.
Иногда взрослые усматривают упрямство там, где его по существу нет. Мальчика уговаривают спеть или рассказать стихотворение. Все на него смотрят, ждут, а он только ниже опускает голову и молчит.
— Ну, не упрямься, расскажи, ты же умеешь, — подбадривают взрослые, считая его поведение выражением упрямства.
В этом случае взрослые должны быть очень осторожны и не принимать заторможенность нервных процессов за упрямство. Такое состояние мнимого упрямства может возникнуть под влиянием сильных раздражителей — необычной обстановки, присутствия незнакомых людей, всеобщего внимания.
Воспитатель должен предостеречь родителей от попытки сломить упрямство силой, особенно физическим наказанием.
СЕМЕЙНЫЙ КЛИМАТ
РОЛЬ СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Семья для маленького ребенка — это целый мир. Мир, в котором он живет, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. В семье ребенок приобретает первоначальный опыт общения, умения жить среди людей, первый социальный опыт. «Семья для маленького ребенка — почти единственный социальный институт, формирующий его личность. Дошкольник отличается такими психофизиологическими особенностями, в силу которых ближайшее окружение оказывает на него непрерывное формирующее воздействие»3.
Первые чувства гражданственности у ребенка формируются в семье. И здесь первостепенную роль играет пример родителей, их отношение к людям, к труду, общественным обязанностям. Если им присуща активная нравственная позиция, проявляющаяся в широте интересов, в действенном отношении ко всему происходящему в нашей стране, то и ребенок приобщается к делам и заботам взрослых, усваивает их убеждения. И это понятно. Ведь малыш видит мир глазами взрослых, которые помогают ему постигать окружающую действительность.
Становление личности находится в тесной связи со всеми сферами жизни семьи: организацией ее быта, эмоционально-нравственной атмосферой, стилем взаимоотношений взрослых, их социальной зрелостью, существующими семейными традициями... Вся жизнь взрослых — пример для маленьких. Вот почему воспитание ребенка и организация его жизни начинаются прежде всего с воспитания самих себя, с организации жизни семьи, создания нравственных внутрисемейных отношений, обеспечивающих здоровый микроклимат. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогических воздействий: ребенок более податлив воспитательным влияниям, если растет в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Формирование личности осуществляется наиболее успешно в коллективе — это центральное положение советской педагогики, которое имеет прямое отношение не только к общественному, но и к семейному воспитанию. Вот почему один из критериев правильно взятой линии воспитания в семье — это стремление родителей формировать у ребенка черты будущего коллективиста.
Семья — это коллектив, члены которого взаимосвязаны определенными обязанностями. Будучи членом семейного коллектива, ребенок также вступает в систему существующих отношений, благодаря которым он постигает азы общественного поведения. Будет ли первоначальный опыт общения в системе отношений «взрослые — ребенок» положительным по своему содержанию, зависит от положения, занимаемого ребенком в семейном коллективе. Так, например, если взрослые отводят ему центральное место в семье, стремятся удовлетворить любой его каприз, создаются условия для расцвета в нем эгоцентризма. Следовательно, в этом случае семья лишается возможности выполнять одну из важных социальных функций — осуществлять своевременное воспитание ребенка как будущего коллективиста, которому предстоит стать членом общества развитого, социализма.
На родителей ложится особая ответственность за создание таких внутрисемейных отношений, которые бы характеризовались равноправием всех его членов, в том числе и самых маленьких. Там, где это правило соблюдается, где ребенок разделяет общие заботы семьи и выполняет (в меру своих, возможностей!) определенные трудовые обязанности, там создаются более благоприятные условия для формирования коллективистических черт личности, активной позиции.
Разносторонни задачи семьи в воспитании ребенка, однако главнейшая — заложить нравственный фундамент для дальнейшего развития в растущем человеке мировоззрения, отвечающего идеалам коммунистического общества.
Семейный климат — это та питательная среда, которая незримо и постоянно «присутствует» в нашем доме и которую не заменишь никакими специально придуманными способами влияния на детей. И вряд ли надо доказывать, что педагогические приемы имеют наибольший коэффициент полезного действия, если ребенок растет в благоприятной среде. А. С. Макаренко говорил: «...Все вопросы авторитета, свободы и дисциплины в семейном коллективе не могут разрешаться ни в каких искусственно придуманных приемах, способах и методах. Воспитательный процесс — есть процесс постоянно длящийся, и отдельные детали его разрешаются в общем тоне семьи, а общий тон, дорогие родители, создается вашей собственной жизнью и вашим собственным поведением. Самые правильные, разумные, продуманные педагогические методы не приносят никакой пользы, если общий юн вашей жизни плох. И наоборот, только правильный общий тон подскажет вам и правильные методы обращения с ребенком и прежде всего правильные формы дисциплины, труда, свободы... авторитета»4.
Внутрисемейные отношения определяют эмоционально нравственный тон, от которого зависит эффективность целенаправленных педагогических воздействий на ребенка, результат формирования у него готовности следовать указаниям старших, стремления подражать им, вера в их авторитет. Дети более податливы педагогическим влияниям, если растут в атмосфере дружбы, доверия, взаимных симпатий.
Примером высоко гуманных отношений друг к другу, к детям, к окружающим людям всегда для нас была и есть семья Ульяновых. Родители Владимира Ильича Ленина пользовались неизмеримым авторитетом и любовью своих детей, так как во всем были образцом для них. Для стиля семейных отношений являлись характерными дружба, высокая требовательность к себе и детям в сочетании с уважением и заботливостью к ним. Мария Ильинична, делясь своими воспоминаниями, пишет о матери: «Во всем ее существе чувствовалась большая нравственная сила, выдержка и цельности». Так же тепло вспоминает она и об отце Илье Николаевиче Ульянове: «И все в нем — его речи, сама его личность, проникнутая верой в силу знания и добро в людях, — действовали, несомненно, развивающим и гуманизирующим образом на детские души...»5.
ПОСЛУШАНИЕ И ДИСЦИПЛИНИРОВАННОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА
...Дисциплина создается не отдельными какими-нибудь «дисциплинарными» мерами, а всей системой воспитания, всей обстановкой жизни, всеми влияниями, которым подвергаются дети.
А. С. Макаренко
В ЧЕМ СУЩНОСТЬ ПОСЛУШАНИЯ ДЕТЕЙ
Послушание — это первая ступень дисциплинированности. В послушании выражается уважение и доверие ребенка к взрослым, стремление следовать их требованиям, перенимать их опыт.
А. С. Макаренко писал: «Ребенок в младшем возрасте должен беспрекословно слушаться родителей, ибо, если он не послушен сейчас, то он совершенно утратит послушание в 6—8 лет»6. В этом совете заключена мудрая мысль: чем младше ребенок, тем меньше его жизненный опыт, багаж нравственных представлений, поэтому он особенно нуждается в руководстве со стороны старших. Недопустимо, чтобы его природная активность, стремление к деятельности были неуправляемы.
Однако «простое послушание нас удовлетворить не может, тем более не может удовлетворить слепое послушание»7.
Некоторые родители считают, что ребенок должен безоговорочно выполнять их распоряжения. Здесь кроется ошибка, потому что послушание не цель, а только способ, педагогическое средство, при помощи которого осуществляется воспитание растущего человека. Важно, чтобы дошкольник, выполняя указание взрослых, понимал, почему это необходимо. Такое восприятие создает у ребенка внутреннее согласие с требованием воспитателя и, следовательно, помогает мобилизовать волю к самоограничению, к отказу от желаемого. Наличие нравственных мотивов (в меру детских возможностей) — непременное условие активного послушания.
Безусловно, совсем маленький ребенок и дошкольник 5—7 лет проявляют различную готовность к послушанию. При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся. Указания «пожалуйста, принеси», «подойди ко мне», «не шуми» и т. п. — это своего рода способ общения между взрослым и ребенком, способ корректировки поведения малыша.
При правильном воспитании малыш воспринимает распоряжения взрослых как само собой разумеющееся.
Для старшего дошкольника характерно стремление к осмысливанию ситуации и указаний. И это стремление следует закреплять доступной его пониманию аргументацией. Например: «Побыстрей одевайся: приехала в гости бабушка, она ждет тебя». Особенно важно, чтобы ребенок понял причину отказа или запрета. Если он чувствует бездоказательность запрета, то может вступить в пререкания, капризничать, упрямиться, этим самым выражая протест против непонятного или не удовлетворившего его распоряжения.
Пятилетняя Маргарита, собираясь из детского сада домой, просит у мамы:
— Можно ко мне придет Вера?
— Нет, нельзя.
— Ну, почему? Мы с ней поиграем вместе...
— Нет, нельзя.
— Ну, разреши, пожалуйста. Мне одной скучно.
— Ты разве не понимаешь, что тебе сказано!
— Ну тогда я не пойду сейчас домой! Здесь буду играть, — вспыхивает девочка и намеревается идти в группу.
При этом разговоре присутствует воспитатель:
— Наверное, у мамы есть причины не разрешать тебе пригласить домой подружку, — говорит она девочке и выразительно смотрит на Маргаритину маму, как бы приглашая ее к разговору.
— Конечно, — отвечает мать, — намечаем сегодня генеральную уборку. Какие могут быть игры в это время?
— Ну вот видишь, причина серьезная, — снова обращается воспитатель к девочке. — Ведь ты, наверное, будешь помогать маме.
Девочка соглашается и начинает торопиться домой.
Обязанность воспитателя — в тактичной форме разъяснить родителям, что они поступают неправильно, если требуют от ребенка безоговорочного подчинения.
Нельзя забывать, что воспитание — сложный процесс: дети не только подчиняются взрослым, но и сами противопоставляют им свою волю. Правильное руководство детским поведением именно и заключается в том, чтобы мобилизовывать и направлять волю ребенка, вызывая в нем внутреннее согласие с указаниями взрослых.
При правильном воспитании дети осознанно относятся к необходимости поступиться своим желанием ради других, если для этого существуют веские причины.
Мише седьмой год. Скоро он пойдет в школу, и многое ему придется делать и решать самостоятельно. С раннего детства родители воспитывали в ребенке умение управлять своими желаниями, учитывать последствия своих поступков. Любые требования они выражали не в форме приказа, а в форме совета, пожелания,. просьбы. Тем самым родители развивали детскую активность, стремление самому сообразить, что выйдет из задуманного.
Как-то родители пообещали сыну пойти с ним в воскресенье в музей. Но неожиданно из другого города приехали знакомые. Миша сначала не понял, что это меняло все планы.
— Поездку придется сегодня отменить... Ты, конечно, догадываешься, почему? — доверительно спросила мама.
— Как же так? Вы обещали, — пытается возразить мальчик. (Он знает, что родители всегда выполняют обещания.)
— Подумай хорошенько, как быть? Как решишь, так и сделаем.
После недолгой внутренней борьбы Миша объявляет решительно:
— Конечно, не поедем, нельзя же гостей оставить одних.
— Я не сомневалась, что ты так поступишь, — говорит мать, укрепляя в сыне уверенность в самостоятельности принятого решения.
Такой метод воспитания развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. В послушании даже самых маленьких детей важно прогнозировать начало развития такого качества, как дисциплинированность.
В. И. Ленин рассматривал дисциплинированность как критерий воспитанности личности. При этом подчеркивал, что социалистическая дисциплина в отличие от буржуазной, основанной на угнетении и подавлении, страхе и недоверии, — это «...дисциплина трудовая, дисциплина товарищеской связи»8... «дисциплина всяческого уважения, дисциплина самостоятельности и инициативы...»9. Исходя из этого, педагог должен разъяснять родителям насколько важно, чтобы дети выполняли указания с пониманием их необходимости, с чувством долга поступать именно так, а не иначе. Стране потребуются волевые люди, умеющие творчески мыслить, способные преодолевать трудности, — сегодняшнему маленькому гражданину предстоит стать творцом новой жизни. А это значит, что с самого малого возраста необходимо формировать у ребенка черты и качества, характерные для советского человека — способность быть активным, проявлять инициативу, самостоятельность, коллективизм, чувство быть патриотом своей Родины. Задача педагогов и родителей — готовить ребенка к выполнению гражданских обязанностей, записанных в Конституции СССР, — соблюдать трудовую дисциплину (статья 60), беречь и укреплять социалистическую собственность, бережно относиться к народному добру (статья 61), уважать правила социалистического общежития (статья 59), оберегать интересы Советского государства, способствовать укреплению его могущества и авторитета (статья 62), защищать социалистическое Отечество (статья 31). Вот почему важно в дошкольном возрасте формировать у ребенка чувство ответственности за собственное поведение, которое прежде всего выражается в сознательном послушании.
Задача педагогов и родителей уже в раннем возрасте формировать основы внутренней дисциплинированности, которая бы выражалась у растущего человека в культуре чувств, поступков, потребностей. «От советского гражданина мы требуем... сложной дисциплинированности, — писал А. С. Макаренко. — Мы требуем, чтобы он не только понимал, для чего и почему нужно выполнить тот или другой приказ, но чтобы он и сам активно стремился выполнить его как можно лучше. Мало этого. Мы требуем от нашего гражданина, чтобы он в каждую минуту своей жизни был готов выполнить свой долг, не ожидая распоряжения или приказания, чтобы он обладал инициативой и творческой волей. Мы надеемся при этом, что он будет делать только то, что действительно полезно и нужно для нашего общества, для нашей страны... Мы требуем от советского человека умения воздержаться от таких поступков и действий, которые принесут пользу или удовольствие ему одному, а другим людям или всему обществу могут принести вред»10.
Осознанное послушание ребенка при разумном воспитании складывается очень рано. Оно начинается с осознания детьми элементарных понятий — «нельзя» и «можно». Еще сидя на руках у матери, малыш начинает понимать запрет и разрешение, если, разумеется, взрослые намеренно приучают его к этому.
Первое «дай» произносится ребенком еще неосознанно. Но постепенно оно начинает звучать все более настойчиво, наступает момент, когда на неразумное требование «дай», «хочу» следует ответить категорическим отказом.
Малышу постарше можно разъяснить многие «нельзя». Например: «Нельзя ходить по лужам без резиновых сапог — промочишь ноги, придется идти переобуваться»; «Нельзя рвать книгу, так как невозможно будет прочитать- в ней интересную сказку». Необходимо добиваться, чтобы ребенок осознанно воспринимал запрет: я хочу, но это невозможно, — так как доставляет неудобство себе и другим; это плохо. Дети 5—7 лет, которых правильно воспитывают, могут и должны проявлять волевые усилия, могут и должны в какой-то мере сдерживать свои чувства, управлять своими желаниями. Воля — «...это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно. Воля — это не просто желание и его удовлетворение, а это желание и остановка, желание и отказ одновременно. Если... ребенок упражняется только в том, что он свои желания приводит в исполнение, и не упражняется в тормозе, у него не будет большой воли», — так утверждал А. С. Макаренко11.
Важно, чтобы понятия «нельзя» и «можно» жили в душе ребенка параллельно. Это дает возможность ему более глубоко осознать разницу между дозволенным и запретным. С развитием сознания ребенка к понятию «нельзя» прибавляется еще одно — «надо», а вместе с ним приходит чувство ответственности за свое поведение, вырабатываются воля и сдержанность.
Немаловажную роль в формировании активного послушания играют сложившиеся под влиянием воспитания и окружающих условий определенные привычки и способы поведения. «Нужно стремиться к тому, — писал А. С. Макаренко, — чтобы у детей как можно крепче складывались хорошие привычки, а для этой цели наиболее важным является постоянное упражнение в правильном поступке»12.
С первых дней надо организовать жизнь ребенка так, чтобы предупредить возникновение нежелательных привычек, а это значит создать условия, которые бы обеспечивали ему хорошее самочувствие, спокойное эмоциональное состояние.
Поясним на примерах. Трехмесячную Оленьку всегда кормят строго по часам, в одно и то же время гуляют с ней, совершают туалет, укладывают спать без укачивания, без особой надобности не берут на руки. Девочка растет спокойной.
Однако не у каждой молодой матери хватает терпения и выдержки, чтобы поступать так, как Оленькина мама. При первом же сигнале мама Саши берет его на руки, пытается успокоить, кормит ночью, укачивает его, легонько похлопывая по спинке. Мальчик замолкает, успокаивается на время, но, как только пробуждается, снова плачет, напоминая таким способом, чтобы его взяли на руки... Проходят недели, месяцы, и вот у малыша уже возникла привычка выражать свои желания, и потребности криком.
Итак, в первом случае у ребенка постепенно формируются положительные привычки, во втором — отрицательные.
Необходимо всегда помнить, что любая положительная привычка требует постоянного закрепления и совершенствования, только тогда она становится основой поведения. Если взрослые выпускают это из виду, то ребенок сам начинает избирать удобные для себя способы действия.
Причиной негативных привычек, как правило, является недостаточное внимание взрослых к отдельным отрицательным проявлениям дошкольника. Он дерзит, а родители «не замечают» этого, уклоняется от поручений — никто не следит и не требует выполнения и т. д. Таким образом, ребенок, по существу, упражняется в своеволии, упрямстве, капризах. Взрослые иногда сами способствуют закреплению отрицательных привычек, говоря при ребенке: «Упрям, как отец: ни за что не переубедишь», «Своенравна в мать» и т. п.
Задача воспитателя — разъяснить родителям ошибочность подобных взглядов. Ребенок не наследует привычки, а приобретает их в процессе воспитания и постоянного общения в семье и в коллективе сверстников.
Очень важно убедить родителей в том, что проявление нежелательных привычек не должно вызывать у детей положительных эмоций. Ведь ребенок воспринимает фразу «Упрям, как отец» не как порицание, а как своеобразное поощрение: какой малыш не хочет быть похожим на папу!
Только при правильном воспитании у ребенка начинает складываться ряд привычек: гигиенических, культурных, моральных и др. Они как бы вносят порядок в жизнь детей, экономят нервную энергию, организуют их поведение.
Если ребенка с малого возраста приучают соблюдать чистоту и порядок, убирать за собой вещи, быть вежливым со старшими и т. п., то эти формы поведения постепенно превратятся в привычные, естественные, вытекающие из внутренней потребности поступать так, а не иначе. Но положительные привычки становятся прочной основой, естественными и удобными способами поведения, если ребенок упражняется в них постоянно. Повторение одних и тех же действий есть, следовательно, необходимое условие установления привычки.
Нельзя забывать, что привычки у дошкольников могут легко утрачиваться. Достаточно иногда изменить условия или ослабить контроль, как тут же меняется поведение детей. Кто из нас не наблюдал, как ребенок, отсутствовавший некоторое время в детском саду, с трудом восстанавливает прежние навыки. Если раньше он без напоминаний мыл руки перед едой, переобувался, входя в помещение, складывал аккуратно свои вещи, приветливо со всеми здоровался, то стоило ему остаться дома (где, кстати сказать, не предъявляли к нему должных требований), как он растерял эти привычки. Воспитатель должен разъяснять, что приобретаемые привычки довольно легко утрачиваются, если взрослые не постоянны в своих требованиях к ребенку, не закрепляют навыки в повседневных упражнениях. Некоторые родители, отдавая детей в детский сад, сетуют на то, что их сын или дочь огорчает своим поведением. А через некоторое время они убеждаются в обратном, выражают удивление: «Дома с ним сладу нет, а в детском саду он послушен, подтянут, вежлив, спокоен». Чем объяснить это «чудесное» превращение? Прежде чем ответить на этот вопрос, уточним следующее. Любая форма поведения — это ответная реакция на ряд раздражителей, которая, как уже говорилось, выработалась в результате многократных повторений. Стоило изменить систему раздражителей, например изменить условия, в которых находился ребенок, и он начинает вести себя по иному.
Что же происходит при переходе ребенка из семьи в детский сад? Прежде всего меняются условия: если там многое было подчинено его прихотям, то здесь он поставлен перед необходимостью подчиняться установленному порядку. Здесь нет мамы или бабушки, которыми он мог командовать, т. е. главное звено в системе прежних раздражителей исчезло, и ребенок ведет себя иначе. Этому способствуют и новизна обстановки и масса ярких впечатлений, являющихся отвлекающими факторами от баловства и капризов. Ранее сложившиеся привычки не находят применения в новых условиях и постепенно заменяются другими. Если требования членов семьи совпадают с требованиями детского сада, то это создает преемственность в формировании положительных навыков, они закрепляются. Педагог ставит ребенка в такие условия, чтобы он имел возможность упражняться в нужных способах поведения. При этом не фиксирует внимание малыша — на том, что он капризен и упрям, иначе ребенок невольно вспомнит свои негативные привычки и все новое будет вызывать в нем сопротивление. А. С. Макаренко советовал: «...необходимо воспитывать привычку выполнять распоряжения воспитателей. Это не только делает легким воспитание, но и сберегает нервы ребенка, уменьшает всякий риск нелепых поступков, предупреждает капризы и сохраняет массу детской энергии, которая в другом случае с большим вредом для детей тратится на упрямство, капризы, своеволие и пр.»13.
Итак, от полезных привычек — к активному послушанию и к дисциплинированности — такова цель всей системы воспитания. А. С. Макаренко под дисциплиной понимал «широкий общий результат всей воспитательной работы». Он говорил: «Дисциплина есть не причина, не метод, не способ правильного воспитания, а результат его. Правильная дисциплина — это хороший конец, к которому должен стремиться воспитатель всеми своими силами и при помощи всех средств, имеющихся в его распоряжении...»14.
КАК ВОСПИТЫВАТЬ ГОТОВНОСТЬ К ПОСЛУШАНИЮ
Сознательное организованное поведение дошкольника формируется прежде всего под влиянием условий жизни и воспитания в семье и детском саду.
Семья — это первый коллектив ребенка. Здесь он приобретает первый опыт взаимоотношений с другими людьми, усваивает основы товарищества и взаимной помощи. Взрослые должны стремиться воспитывать в ребенке отзывчивость, умение считаться с интересами других, привычку выполнять свои домашние обязанности с полной ответственностью.
Налаженный быт семьи предполагает разумный распорядок жизни дошкольника. Строгий, четкий режим — существенный фактор в формировании детского поведенческого стереотипа. Упорядочению детского поведения содействует ритм жизни, обеспечивающий смену деятельности, приучающий ребенка быть организованным, собранным, подтянутым. «Главная цель режима — накопление правильного дисциплинарного опыта»15.
В детском саду режиму также придается исключительное значение. Ребята целесообразно деятельны, в определенное время спят, едят, гуляют, играют, занимаются, трудятся. Малоподвижные занятия, требующие умственного напряжения, чередуются с отдыхом и активной деятельностью.
Если режимы в семье и в детском саду совпадают, то это значительно облегчает воспитателям задачу формирования у детей организованного поведения, активного послушания и в конечном итоге дисциплинированности.
Возвращаясь из детского сада, Андрей гуляет, ужинает, помогает убирать со стола. Затем играет с товарищем в настольный хоккей или с папой в шашки. После телевизионной передачи «Спокойной ночи, малыши» мальчик сразу же отправляется умываться — и в постель. Завтра рано вставать «на работу». В понимании Андрея детский сад — это такое же ответственное дело, как для папы и мамы работа.
Утром мальчик просыпается почти всегда сам, но все же ждет маминого сигнала:
— Вставай, сынок, а то опоздаем.
Ребенок знает, что маме некогда утром ухаживать за ним. Умыться и одеться — дело совсем не трудное, тем более что все вещи с вечера аккуратно сложены на стуле. Иногда все же приходится прибегать к помощи мамы: застегнуть верхнюю пуговицу или поправить воротник рубашки.
Наконец Андрей одет и причесан. Мама, критически осмотрев сына, поправляет отдельные детали костюма.
— Молодец — быстро оделся.
Теперь остается убрать постель. Это, пожалуй, самое сложное для него дело, но и с ним мальчик справляется.
До детского сада мама и сын отправляются пешком: здесь всего две остановки.
Ритмичный распорядок дня содействует осознанному выполнению установленных правил. Упорядоченная жизнь не только залог здоровья, но и дисциплинированности.
Непослушание обычно проявляется там, где нет строгого режима. Если ребенок гуляет и ест, спит и играет, когда ему заблагорассудится, то его поведение всегда зависит от случая. Недоспал — капризничает, хочет есть — просит апельсин или пирожное, а обедать не желает. У него много предлогов для споров со взрослыми: то он еще не устал и потому отказывается идти с прогулки, то пытается доказывать, что у него совсем чистые руки и потому их мыть перед едой необязательно и т. д.
Ритмичный распорядок дня содействует осознанному выполнению обязанностей и правил.
Воспитатель напоминает родителям о необходимости строгого соблюдения установленного распорядка. Планомерная организация дня становится привычной для ребенка, он растет спокойным и уравновешенным, что уже само по себе создает предпосылку к формированию активного послушания. А. С. Макаренко придавал исключительное значение режиму как дисциплинирующему фактору поведения детей: «В каждой семье должен существовать такой порядок, чтобы малейшее нарушение режима было обязательно отмечено. Это нужно делать с самого малого возраста ребенка, и чем родители будут строже следить за выполнением режима, тем все меньше будет нарушений и тем реже впоследствии придется прибегать к наказаниям»16.
Послушание ребенка формируется в деятельности. Поэтому в режиме должно быть предусмотрено время для игр, занятий, трудовых поручений, досуга, т. е. для всех ребячьих дел. Правильно организованный день, насыщенный интересным, полезным содержанием, упорядочивает поведение ребенка.
Известно, что большую часть времени дети проводят в играх. Игра является школой воспитания чувств дошкольника, и прежде всего нравственных. В игре создаются условия для упражнений в совместных и согласованных действиях, требующих от каждого участника умения договариваться, распределять роли, уступать, считаться с мнением большинства, быть солидарными друг с другом, уметь управлять и подчиняться.
Шестилетний капитан срывающимся от обиды голосом говорит:
— Когда ты был капитаном, я тебя слушался! А ты меня нет...
— А я не буду тебя слушать. Какой ты капитан! Посмотри на себя: у капитанов всегда вид аккуратный, а ты...
— Я не виноват, что у меня рубашка вылезает... — оправдывается мальчик, поправляя одежду.
Игра помогает ребенку легче и быстрее усвоить моральные правила, которым он должен подчиняться.
Дети очень любят, чтобы в их делах принимали участие взрослые. Совместные игры имеют особое значение для установления контакта, близости и взаимопонимания. Участвуя в игре, родители имеют возможность руководить детским поведением, а следовательно, могут использовать игру как средство формирования активного послушания. Когда дошкольник видит в лице взрослого не только своего наставника, но и товарища, то возникшая между ними близость помогает добиваться от детей выполнения требований без особого нажима. И пусть родители не думают, что, бегая с ребенком; играя в прятки или в классики, могут выглядеть несолидно и тем самым утрачивают авторитет в глазах сына или дочери. Опровержением тому служит пример отношений Карла Маркса к своим дочерям: «Нужно было видеть Маркса среди его детей, чтобы понять всю задушевность этого героя науки. В свободные минуты или на прогулках он бегал с ними, играл в самые шумные, веселые игры... Иной раз устраивались даже кавалерийские битвы: девочки резвились совсем по-мальчишески и даже не плакали, когда им слегка попадало»17.
Однако надо приучать ребенка играть и самостоятельно, иначе он будет всегда требовать, чтобы с ним занимались. Если малыша постоянно забавлять, то он не сможет в дальнейшем организовать свою деятельность сам, что, естественно, будет отражаться на его поведении. «Умение играть самостоятельно и долго чрезвычайно важно, — говорил А. С. Макаренко. — Это умение успокаивает нервы, приучает- не скучать наедине с собой, сосредоточивает внимание и деловое напряжение...
Как правило, дети, не умеющие занять себя игрой, издерганы, нервны, капризны»18.
Если ребенок может без помощи взрослых найти себе полезное дело, у него вырабатывается стремление .всегда быть занятым, что, несомненно, положительно сказывается на его поведении. Однако воспитатель должен объяснить родителям, что целесообразная деятельность дошкольника во многом зависит от организации его быта. У него, как и у всех- членов семьи, должен быть свой уголок, где он мог бы самостоятельно играть и заниматься, содержать в порядке свои игрушки, книги, карандаши, краски, настольные игры и т. п. И если у ребенка нет такого определенного места, то он невольно становится нарушителем порядка в доме: устраивается играть там, где всем мешает; садится рисовать за стол, где должны обедать, и т. д.
Высокий культурный уровень быта семьи, целесообразная занятость взрослых и детей — все это имеет огромное организующее значение в воспитании. Если в доме всегда порядок, то и ребенок убирает свои вещи, не сорит, не разбрасывает их.
Чрезвычайно важное значение в формировании нравственного поведения детей имеют повседневные трудовые обязанности. Воспитание послушания всегда связано с выработкой волевых качеств. Важно предоставить ребенку возможность приобретать их в трудовой деятельности.
Самых маленьких детей надо приобщать к самообслуживанию, всячески побуждая к проявлению самостоятельности. В жизни каждого ребенка рано или поздно наступает день, когда он заявляет: «Я сам». Это важный момент: малыш впервые проявляет волю. И от того, как взрослые воспримут это заявление, будет зависеть дальнейшее развитие его самостоятельности.
Задача воспитателя — объяснить родителям, что, поддерживая в ребенке стремление к самостоятельности, они направляют его детскую энергию на нужную, полезную деятельность. Главное, что «я сам» связано с необходимостью проявить настойчивость, упорство, терпение, так как, делая что-то, маленький ребенок всегда встречается с определенными трудностями. Однако следует предостеречь родителей от желания срочно оказывать помощь, если у малыша, например, носок надет наизнанку, а левый ботинок на правую ногу.
У ребенка должен быть свой уголок, где он мог бы самостоятельно играть и хранить свои игрушки.
Не надо также занижать детские возможности и не доверить ребенку даже того, с чем бы он вполне справился. Лучше указать на его ошибку, а исправлять неполадки предоставить самому. Ведь дело не только в приобретении необходимых навыков самообслуживания, но (что еще важнее) в той нравственной основе, на которой возникает стремление действовать самому..
Трудовое участие детей в жизни семьи должно начинаться очень рано. Исходя из «Программы воспитания в детском саду», педагог должен раскрыть родителям объем трудовых поручений для каждого возрастного этапа развития ребенка. Так, например, уже на третьем году жизни в детском саду стараются приучать малышей к выполнению элементарных дел — помочь воспитателю собрать игрушки или вынести их на участок, помочь няне расставить стулья, перед обедом поставить на стол тарелки с хлебом; принести необходимые материалы для занятий, собрать листья на участке. Аналогичные задания можно давать детям и дома.
Вместе с возрастающими возможностями ребенка следует усложнять поручения, развивая в связи с этим чувство ответственности. Например, в средней группе детям доверяют дежурство по столовой, а затем и дежурство по подготовке к занятиям; разрешают кормить животных, поливать комнатные растения. Вместе со взрослыми дошкольники трудятся на участке — осенью сгребают опавшие листья, зимой расчищают дорожки, весной очищают землю от камешков, чтобы подготовить почву для посадок, летом рыхлят землю, поливают цветы и п.
Ребенок четырех-пяти лет в домашних условиях может принять участие во многих хозяйственных делах: стереть пыль, полить цветы, накрыть на стол и т. д.
Чтобы привить ребенку чувство ответственности, полезно закреплять за ним отдельные обязанности, учитывая его интересы и возможности. Это уже не разовые поручения, а постоянные и систематические дела, за которые он отвечает.
Участвуя в общих заботах по дому, дошкольник на практике постигает, что каждый член семьи имеет свои обязанности, от выполнения которых зависят чистота, уют и порядок, что действия всех членов семейного коллектива продиктованы общими интересами — каждый, выполняя свою работу, делает это не только для себя, но и для других.
Имея постоянные обязанности по дому, ребенок приучается трудиться в коллективе, проявлять заботу о папе, маме, бабушке, сестрах и братьях. Чувство ответственности усиливается, если родители подчеркивают пользу его труда. Шестилетний Валерик без напоминания содержит в полном порядке свое игрушечное хозяйство и стол, за которым он занимается, следит за своей и бабушкиной обувью, чистит ее, кормит собаку и гуляет с ней.
— У нас в комнате всегда чистота и порядок, — говорит мама соседке, — потому что все, в том числе и Валерик, убирают за собой свои вещи.
В несложной как будто работе ребенку приходится преодолевать определенные трудности, не только физические, но иногда и моральные: он поставлен перед необходимостью подавить в себе нежелание подчиниться требованиям старших. А это очень важно для развития настойчивости, дисциплины. Также важно, чтобы дошкольник хотел трудиться и получал удовлетворение от результатов своего труда. Выполняя работу по дому или в детском саду не только для себя, ребенок привыкает заботиться о других людях, о родных и товарищах.
Узаконенные временем правила жизни семьи оказывают огромное влияние на детей. И как это важно, если ребенок постоянно ощущает себя частицей единого, взаимосвязанного ответственностью и обязанностями семейного коллектива! В дружной семье, где есть общие интересы, свои традиции, создающие атмосферу задушевности, близости и сплоченности, дети обычно растут более дисциплинированными и послушными; трудно переступить семейные законы там, где любое нарушение правил наталкивается на единодушное осуждение. Ребенок встречается с требованиями самой жизни: атмосфера семейного коллектива, не допускающая обман, ленность, аморальные поступки, уже сама по себе учит многому. От взрослых он получает уроки общения. Например, он часто видит, что, прежде чем принять какое-то решение, мать и отец советуются друг с другом, с бабушкой. Или слышит, как отец отказывается от встречи с друзьями, потому что обещал этот день посвятить поездке за город с сыновьями...
В дружной семье и большие и малые дела — бюджет, обязанности каждого в хозяйстве, предстоящие покупки, планирование свободного времени — решаются коллегиально. Все это оказывает на ребенка огромное влияние: проникаясь общим настроением семьи, он усваивает нормы социалистического общежития.
Эмоциональная атмосфера — тоже своего рода семейная традиция. Если для семьи характерен мажор, шутка, юмор, то и ребенок не склонен к проявлению нытья, капризов. Во всей атмосфере семейного быта ничто так заразительно не действует на детей, как господствующее в ней настроение взрослых членов в смысле его постоянства или изменчивости, бодрости или подавленности, приветливости или угрюмости. Наиболее надежными путями воспитания у ребенка послушания являются: устойчивость и постоянство в поведении родителей, справедливость и искренность в их отношениях к детям, установление естественного контакта с детьми, исполненного взаимного уважения и доверия.
В семье, где растут Марина и Игорь, отношения больших и маленьких построены на чувстве симпатии, уважения, взаимной ответственности. Каждый проявляет внимание друг к другу, у каждого свои обязанности. Семилетний брат шефствует над трехлетней сестрой: ремонтирует игрушки, помогает ей собираться в детский сад. Также мальчик считает себя и помощником папы. Их часто можно видеть вместе: что-то мастерят, пилят, ходят в магазин за овощами, относят белье в прачечную.
По семейным традициям в доме не делят дела на мужские и женские, и если, например, мама задерживается на работе, то отец и сын, как самые старшие, разогревают ужин, накрывают на стол. Мальчик горд, когда мама, обращаясь к отцу и сыну, говорит: «Ну, мужчины, не пора ли заканчивать дела?»
Участвуя в общих заботах по дому, дошкольник на практике постигает, что он делает это не только для себя, но и для других.
У трехлетней Марины тоже есть свои маленькие, но обязательные заботы, дающие ей возможность ощущать причастность к общим семейным делам: помочь маме положить на стол хлеб и ложки, содержать в полном порядке свои игрушки и т. д.
При правильном воспитании ребенок очень рано начинает осознавать, что он равноправный член семьи. С этого зарождается чувство коллективизма. Живя в атмосфере семейного равенства и уважения, дошкольник и сам усваивает такие же способы отношения к людям. «Для других» и «о других», а не «для себя» и «о себе» — такие понятия должны внушаться детям с малых лет. Это один из верных путей профилактики эгоизма, избалованности, которым сродни капризы и непослушание.
Хочется Марине повозиться с любимой собакой, но к папе пришли товарищи по работе, и они что-то пишут, сидя за столом. Стало быть, с шумной игрой придется подождать. Конечно, переключиться самостоятельно с веселой беготни на спокойное занятие девочке не всегда удается. И тогда брат Игорь (по совету родителей) берет шефство над сестренкой: вместе они рисуют, рассматривают картинки в книге, что-то вырезают из бумаги. Затеял Игорь интересную игру, всю комнату занял своими машинами. Наигрался вдоволь, теперь бы на улицу! Но нужно сложить игрушки, иначе они всем будут мешать, да и так уж заведено в доме — каждый убирает за собой свои вещи сам.
Ребенок повседневно убеждается, что в семье существуют правила, от соблюдения которых во многом зависит гармония интересов и удобств каждого, и что не подчиняться этим правилам просто невозможно. Таким образом, поведение ребенка незаметно для него самого поставлено в зависимость от общего строя жизни семьи, ее общественного мнения. Так, подчиняясь семейным законам, не нарушая общего течения жизни взрослых, ребенок приобретает первоначальные навыки общежития.
Выполняя работу не только для себя, ребенок привыкает заботиться о родных и товарищах.
Большой авторитет приобретают родители в глазах ребенка, если он видит, что их будни не замыкаются заботами лишь о своей семье. А. С. Макаренко подчеркивал: «Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение... Заслуги родителей в глазах детей должны быть прежде всего заслугами перед обществом...»19. Воспитателю следует часто беседовать с ребятами о том, где и кем работают их родители. Цель этих бесед — научить ценить труд взрослых, поддерживать их авторитет в глазах детей. Старших дошкольников полезно в доступной форме знакомить и с общественными поручениями, которые выполняют их папы, мамы и бабушки. Воспитатель, например, может направить внимание детей на помощь, оказываемую их родителями детскому саду: посаженные ими деревья и кусты, обновленные игрушки, сшитые к празднику нарядные костюмы, платья, экскурсия на Красную площадь и т. д.
Ребенок должен видеть, что его папа, мама, бабушка пользуются уважением окружающих: с ними советуются, к ним обращаются за помощью.
Все, чему дошкольник учится у взрослых, накладывает отпечаток на развивающуюся личность.
Активное послушание дошкольника находится в прямой зависимости от воспитания в нем чувства коллективизма: жизнь в обществе сверстников немыслима без умения подчинять свое поведение интересам других, проявлять готовность к сознательному выполнению установленных правил.
Ира пришла в детский сад, когда ей было 6 лет. Дома ее очень баловали, любой каприз оправдывали тем, что она еще маленькая. В группе же девочка сразу была поставлена перед необходимостью подчиняться общему течению жизни.
Первое время Ире было очень трудно. По отношению к сверстникам она проявляла неуступчивость, стремление командовать, распоряжаться. За это ее неохотно принимали в общие игры, не поручали ей ответственных ролей. Иногда девочка пыталась протестовать капризным плачем или демонстративно выходила из игры, жаловалась воспитателю. Самым обидным было то, что никто из сверстников не обращал внимания на ее капризы.
На следующее утро Ира принесла сделанную ею игрушку и вручила ее мальчику.
Однажды на занятии дети учились делать фонарик из цветной бумаги. Эту игрушку-самоделку каждый ребенок должен был подарить соседу по столу, чтобы поздравить его с наступающим Новым годом.
Ира заупрямилась: «Не хочу. Пусть другие делают...»
Воспитатель помог девочке советом, терпеливо показывал еще и еще раз, как делать фонарик. Но Ира сидела с отсутствующим видом и иногда раздраженно произносила: «Не хочу! Не нужен мне фонарик!»
Занятие окончено. Сосед Иры Виталик поздравляет ее и дарит фонарик. Девочка растерялась: она не ожидала, что получит подарок. Дети укоризненно смотрят на нее, кто-то говорит:
— У всех подарки, а у Виталика нет...
— Ничего, — успокаивает воспитатель, — завтра приготовим фонарик и для Виталика.
На следующий день утром Ира принесла сделанную ею игрушку-самоделку и вручила ее мальчику. Видимо, и дома она оставалась под впечатлением происшедшего в детском саду. Ей хотелось заслужить расположение ребят.
Негативное поведение ребенка сталкивается в детском коллективе с новой формой отношений, для которой характерны деловитость, равенство, заботливость, справедливая оценка поведения. Именно в детском обществе капризное, собственническое «мое», «дай», «хочу», «не буду» наталкивается на коллективное «наше», «можно», «нельзя», «нужно». Задача педагога — помочь ребенку сжиться с коллективом, найти в нем свое место. Этому способствует вся атмосфера жизни в детском обществе. Находясь в нем, ребенок поставлен перед необходимостью выполнять требования воспитателя, вместе со всеми ребятами подчиняться установленному порядку.
Общение с детьми способствует формированию у ребенка таких качеств, как сдержанность, уступчивость, помогает преодолеть потребительские, эгоистические наклонности, капризы, упрямство, своеволие. Так, жизнь и деятельность ребенка в обществе сверстников благотворно влияют на всестороннее его развитие.
1 Павлов И. П. Соч., т, III, кн. 2. М., 1951, с. 269.
2 Возрастная и педагогическая психология/Под ред. проф. А. В. Петровского. М., 1973, с. 47.
3 Воспитание дошкольника в семье / Под ред. Т. А. Марковой. М., 1979, с. 177.
4 Макаренко А. С. Книга для родителей. М., 1950, с. 166.
5 Иванский А. Илья Николаевич Ульянов. М., 1963, с. 208.
6 Макаренко советует родителям. М., 1970, с. 23.
7 Макаренко А. С. О воспитании в семье. М., 1955, с. 76.
8 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т, 36, с. 385.
9 Там же, с. 500.
10 Макаренко А. С. О воспитании в семье. М., 1955, с. 70.
11 Макаренко А. С. Соч., т. IV. М., 1951, с. 462.
12 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 34.
13 Макаренко советует родителям, с. 21.
14 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 30—31.
15 Там же, с. 40.
16 Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей, с. 34.
17 Рассказы о Марксе и Энгельсе. Воспоминания.. М., 1960, с. 87—88.
18 Макаренко советует родителям, с. 24.
19 Макаренко А. С. Лекции для родителей, с. 25.