Никитин Б. П., Никитина Л. А.

Мы, наши дети и внуки(фрагмент)



НАШ МАЛЫШ В ПЕРВЫЙ ГОД

(кон­спект для тех, кто любит краткое изло­же­ние)

Сначала мы сомне­вались, нарушая многие тра­ди­ции вос­пита­ния и спра­ши­вали: «Правы ли мы?» А теперь, когда все семеро наших детей выросли и рабо­тают, а четверо старших обзаве­лись семьями и растят девять внучат, мы огля­ды­ва­емся на прошлое и говорим: мы выбрали верный путь, можно было действо­вать еще смелее и идти еще дальше!

Мы одолели про­студы, и этого ока­за­лось доста­точно, чтобы у ребят было крепкое здо­ро­вье: четверо из них в детстве даже не про­бо­вали лекар­ств.

Мы дали дош­ко­ля­там в игрушки спор­тив­ные снаряды, и они ока­зались действен­ным сред­ством для при­об­рете­ния легкой, строй­ной, спор­тив­ной фигуры, большой силы, отлич­ного сердца и послу­жили доброму делу пре­ду­пре­жде­ния дет­ского трав­ма­тизма.

Раннее чтение (с 3—4 лет) и ком­плекс новых раз­ви­ва­ю­щих игр помогли развить твор­че­ские спо­соб­но­сти детей, а домаш­няя мастер­ская сделала умелыми их руки.

Но все это стало воз­мож­ным, потому что были «первый час», «первый день», «первый год». Мы теперь глубоко убе­ждены, что именно первый год явля­ется годом «запуска» здо­ро­вья, силы и спо­соб­но­стей ребенка. Воз­мож­но­сти раз­ви­тия у ново­ро­жден­ного просто ска­зочны, и мы пора­жа­емся, почему наука и прак­тика вос­пита­ния так мало до сих пор о них знают и еще меньше исполь­зуют. И не какие-то мифи­че­ские «при­род­ные задатки», а именно МАТЬ и ОТЕЦ, бабушка и дедушка, тот, кто занялся раз­ви­тием малыша, больше всего бывает «виноват» в том, здо­ро­вым или болез­нен­ным, сильным или слабым, спо­соб­ным или без­дар­ным пойдут в школу сын или дочь.

Вот, с чего мы начи­наем, что делаем и что думаем о ПЕРВОМ ГОДЕ:

1. В родиль­ном доме надо просить врача дать ребенка для первого кор­м­ле­ния не позже часа после рожде­ния. Это чрез­вы­чайно важно для сохра­не­ния здо­ро­вья и мла­денца, и матери. У нас шестеро детей стра­дали от диатеза, так как их поздно давали матери для кор­м­ле­ния (через 12—24 и даже 72 часа после рожде­ния), а у седьмой, Любы, не было никаких при­зна­ков диатеза, так как по совету про­фес­сора Аршав­ского ее при­ло­жили к груди через 2 часа после рожде­ния (еще лучше, если через 15—30 минут).

2. Мы не соблю­даем стро­гого режима кор­м­ле­ния. В первые месяцы перерыв между кор­м­ле­нием обычно короче тре­бу­е­мых 3 часов, но может быть и больше трех. Кормит мама полулежа на диване, а малыш лежит голень­кий рядом с нею и сво­бодно двигает ножками и ручками. После кор­м­ле­ния обя­за­тельно держим 1—2 минуты вер­ти­кально, чтобы он срыгнул про­гло­чен­ный воздух и учился держать головку. Мать кормит грудью до 12—14 месяцев.

Прикорм (после 5—6 месяцев) — ничего спе­ци­ально для мла­денца не готовим. Все, что ему «по зубам», попа­дает с общего стола: ложка киселя, каши, бульона, кефира и т. п. Никаких норм питания не уста­на­в­ли­ваем. Дети едят сколько хотят, но едят вместе со всеми.

3. Малыш у нас, пока не спит и во время кор­м­ле­ния, лежит голень­кий или в одной рас­па­шонке (при ком­нат­ной тем­пе­ра­туре от +18 до +20° С). При­у­чаем его к этому 1—2 дня после прихода из роддома, а сле­до­вало бы со дня рожде­ния. В первый же день мы раз­вер­нем его и положим голень­ким, пусть шевелит ручками и ножками. Если он начал икать, то его через несколько минут завер­нем в тонкую пеленку, а через часок при кор­м­ле­нии снова рас­кры­ваем. Только для сна в комнате мама заво­ра­чи­вает его в тонкую пеленку, а для сна на воздухе — в зави­си­мо­сти от погоды (напри­мер, теплое шер­стя­ное одеяло при тем­пе­ра­туре ниже — 5° С), и перед сном согре­вает своей рукой стопы малыша, если они про­хлад­ные, и заво­ра­чи­вает ножки в теплую пеленку.

Если малыш в комнате бывает голень­ким, то:

а) тонус мышц повышен (мышцы напря­жены), и они раз­ви­ва­ются;

б) ему про­хладно, про­хлада бодрит, делает дви­же­ния при­ят­ными;

в) без одежды и пеленок дви­гаться легко, они не стес­няют дви­же­ния;

г) в этом воз­ра­сте чем быстрее совер­шен­ству­ются дви­же­ния, тем успеш­нее раз­ви­ва­ется интел­лект;

д) тер­мо­ре­гу­ля­торы орга­низма вклю­ча­ются в работу, так как во сне тем­пе­ра­тура окру­жа­ю­щей среды 32—34° С (ком­форт­ная), а если про­с­нулся, то тем­пе­ра­тура воздуха в комнате + 18 +20° С. Перепад тем­пе­ра­тур 10—15° каждый день и по нескольку раз.

По нашим наблю­де­ниям, малыши, которых держат в комнате голень­кими, почти не под­вер­жены про­студ­ным забо­ле­ва­ниям.

4. Ока­за­лось, что кожа малыша в таких усло­виях не нужда­ется в частых под­мы­ва­ниях и купа­ниях и без всяких сма­зы­ва­ний и при­сы­пок оста­ется чистой и здо­ро­вой. Опре­ло­сти, сыпь и покрас­не­ния, полу­чен­ные им в родиль­ном доме, исче­зают в несколько дней и больше не поя­в­ля­ются. С мылом мы купаем мла­денца раз в неделю, под душем в само­дель­ной бане, где тем­пе­ра­тура бывает от +35 до +55° С. Под­мы­ваем холод­ной водой (не под струей, а с ладони).

5. «Гиги­е­ни­че­ским навыкам» учим со дня рожде­ния. После сна, после кор­м­ле­ния, после питья воды и когда малыш «дает знать» — мама держит его над тазиком, положив его на свои колени (на бедра) и под­дер­жи­вая руками под колен­ками. Тогда малыш не любит быть мокрым, и уже в 1,5—2 месяца можно обхо­диться почти без стирки пеленок (мама стирала в 10—15 раз меньше обыч­ного). Мы, таким образом, не выпол­няем совет врачей «сми­риться на 8 месяцев со стиркой пеленок», не учим ребенка все время «ходить под себя» (ночное недер­жа­ние мочи и неврозы, свя­зан­ные с ним, видимо, одно из послед­ствий такого обу­че­ния). Мы уди­в­ля­емся, читая, что «...навык опрят­но­сти у них крайне нестоек, что только на втором году посте­пенно раз­ви­ва­ется спо­соб­ность кон­тро­ли­ро­вать функцию моче­вого пузыря и кишеч­ника» (М. Я. Сту­де­ни­кин, «Книга о здо­ро­вье детей». М., Меди­цина, 1973, с. ПО). У нас малыши рано про­сятся, а также и сами садятся на горшок.

6. Когда малыш начи­нает ползать и ходить, он, как правило, одет в одни трусики. Это, видимо, лучшее из всех средств закали­ва­ния. Босые ножки быстро и точно реа­ги­руют на изме­не­ние тем­пе­ра­туры окру­жа­ю­щей среды, а синие пяточки говорят, что тер­мо­а­да­п­тив­ные реакции про­те­кают нор­мально. Старшие дети заметили: «Когда ходишь босиком, ногам холодно не бывает. Только когда сядешь у теле­ви­зора в мягкое кресло и подо­жмешь ноги под себя, тогда почув­ству­ешь, что они холод­ные». Мы поэтому раз­ре­шаем всю зиму выска­ки­вать малышам босиком на снег, чтобы рас­ши­рять диа­па­зон тем­пе­ра­тур, в котором рабо­тают тер­мо­ре­гу­ля­торы орга­низма.

7. Летом выносим малыша голень­кого на сол­нышко и «под­жа­ри­ваем» его со всех сторон сначала на 10—15 минут, а с 3—4-х месяцев — уже до часа и более. С годо­ва­лыми малы­шами были летом в Фео­до­сии, Евпа­то­рии, Одессе. Никогда не наде­вали панамок и не знали сол­неч­ных ожогов и «ударов». Волосы хорошо защи­щают от солнца, а сол­неч­ные ванны — лучшая про­фи­лак­тика рахита.

8. Избе­гаем спе­ци­аль­ной сте­риль­но­сти, чтобы у ребенка выра­ба­ты­вались иммун­ные (защит­ные) «меха­низмы» для жизни в обычной нашей микро­флоре. Даем сырую воду, неки­пя­че­ное молоко, поз­во­ляем про­бо­вать «на зуб» вещи и игрушки и т. п. Иссле­до­ва­тели космоса про­бо­вали выра­щи­вать живот­ных в сте­риль­ных усло­виях (гно­то­би­он­тов), но не все живот­ные могут в них выра­с­тать. А те, кого удалось выра­стить до взро­с­ло­сти (крысы), поги­бали через 3—36 часов после того, как их выпус­кали на волю из сте­риль­ной клетки, так как их иммун­ные силы не смогли раз­виться в сте­риль­ной обста­новке. Всем нашим детям незна­комы желу­дочно-кишеч­ные забо­ле­ва­ния.

9. Спе­ци­аль­ных занятий гим­на­сти­кой у нас нет. Просто мы иначе, чем принято, обра­ща­емся с малышом. Каждый раз, как берем его на руки, про­со­вы­ваем ему в сжатые кулачки по пальцу и начи­наем тянуть к себе, чтобы он сел (на несколько секунд конечно), а потом и встал. Уже на первом месяце жизни держим малыша и вер­ти­кально. Держа его на руках, при­сло­няем к груди, а сво­бод­ной рукой снизу под­пи­раем пяточки, пока он не напря­жет ножки и не будет стоять, т. е. держать свой вес на ножках, при­сло­нясь к груди матери или отца (тоже сначала на несколько секунд, но каждый раз, как берем его на руки).

Обя­за­тельно на неко­то­рое время (сначала на минуту-две) кладем малыша на животик, чтобы он учился под­ни­мать головку и рас­сма­т­ри­вать не только потолок. Обычно это делала мама, когда брала малыша кормить, поить или держать над тазиком, или кто-то под­хо­дил к нему из старших, чтобы пого­во­рить с ним, дать ему ухва­титься за пальцы или пои­грать с ним.

Вообще обра­ща­емся с малышом гораздо смелее, чем принято. Кладем животи­ком на ладонь и пере­кла­ды­ваем с места на место, берем за две ножки и под­ни­маем вниз головой и т. д. Он при этом напря­га­ется, помо­гает в том, что делают старшие, и быстро крепнет.

На втором-третьем месяце жизни отец брал малыша из кро­ватки или коляски, давая ему два пальца одной руки — ука­за­тель­ный и мизинец, а второй рукой под­стра­хо­вы­вал его под ягодицы. Малыш сам так крепко хва­тался за пальцы, что его можно было выни­мать или класть обратно. Пальцы взро­с­лого хорошо чув­ствуют, крепко ли он дер­жится. Для малыша это каждый раз гим­на­сти­че­ское упраж­не­ние. А ста­но­вясь старше, он начинал еще и под­пры­ги­вать, облег­чая и делая уди­ви­тельно при­ят­ной, легкой и даже кра­си­вой эту «гим­на­стику». За день таких упраж­не­ний при­хо­дится делать несколько десят­ков.

10. Можно еще брать малыша под мышки, ставить его ножками на стол и «ходить» с ним по столу сначала по 20—30 секунд, а на втором месяце по минуте и больше, несколько раз в день. В опыте, который делали аме­ри­канцы с таким обу­че­нием хожде­нию со дня рожде­ния (перед каждым кор­м­ле­нием), малыши пошли само­сто­я­тельно в 6—7 месяцев вместо обычных 12, и главное — были намного раз­ви­тее умственно по срав­не­нию со своими «нор­маль­ными» свер­ст­ни­ками.

11. С трех при­мерно месяцев в коляске и в кро­ватке уста­на­в­ли­ваем пере­кла­динку, до которой он дотя­ги­ва­ется руками и которую может схва­тить, чтобы сначала садиться, держась за нее, а потом и вста­вать. Это палочка диа­мет­ром 12—15 мм поперек кро­ватки на дося­га­е­мой для малыша высоте (15—25 см), а еще удобнее лесенка «Встанька» (В. С. Скри­па­лев, журнал «Физ­куль­тура и спорт», № 7, 1977; или его же книга «Стадион в квар­тире», ФиС, 1981, с. 45).

12. Как только малыш НАЧИ­НАЕТ ПОЛЗАТЬ (с 5—6 месяцев), пускаем его на пол, чтобы для дви­же­ний было больше про­стора, а для «иссле­до­ва­ний» больше пред­метов. Если он уже может вста­вать на ножки, то опус­каем пониже гим­на­сти­че­ские кольца (18 см от пола) и уста­на­в­ли­ваем тур­ни­чок так, чтобы он мог ухва­титься сам, под­ве­ши­ваем бок­сер­скую грушу на канате, ставим рас­кла­душку, вокруг которой малыш может ходить, держась за нее. Еще лучше уста­но­вить спорт­ком­плекс В. С. Скри­па­лева, который зани­мает мало места (около 3 кв. м), но имеет один­на­дцать спор­тив­ных сна­ря­дов (см. журнал «Физ­куль­тура и спорт», № 5—12, 1977, 1—4, 1978; или книги «Стадион в квар­тире» и «Наш семейный стадион», ФиС, 1986).

13. При­мерно поло­вину дня пре­до­ста­в­ляем малышу для САМО­СТО­Я­ТЕЛЬ­НОГО ПОЗНА­НИЯ МИРА. Когда он начи­нает ходить, мы не пре­до­хра­няем его от падений, и малыш быстро учится ловко «при­зем­ляться»: падая вперед, он опи­ра­ется на руки, а падая назад — садится. Навыки безо­пас­ного падения, при­об­ретен­ные в детстве, сохра­ня­ются на всю жизнь и служат надеж­ной защитой от травм.

14. Не прячем от ребенка спички, иголки, ножницы и другие опасные вещи, а сами ЗНА­КО­МИМ МАЛЫША С ОПАС­НО­СТЬЮ, когда он впервые стал­ки­ва­ется с нею. Делаем это так: пре­ду­пре­див ребенка, что может быть «больно!», «горячо!», ПОЗ­ВО­ЛЯЕМ дотро­нуться до горя­чего чайника, утюга, плитки, то есть полу­чить «урок». Двух-трех таких «уроков» обычно ока­зы­ва­ется доста­точно, чтобы ребенок на всю жизнь ста­но­вился осто­рож­ным в обра­ще­нии с ними и питал доверие к нашим пре­ду­пре­жде­ниям.

15. При встрече с БОЛЬШОЙ ОПАС­НО­СТЬЮ, где при­ме­не­ние «малых доз» невоз­можно (поезд, авто­ма­шина, откры­тое окно в квар­тире на пятом этаже и т. п.), мы не пус­ка­емся в рас­су­жде­ния и объ­яс­не­ния, а в первый раз пережи­ваем испуг, про­я­в­ляем опа­се­ние и осто­рож­ность гораздо большую, чем обычно, чтобы ребенок видел образец пове­де­ния в данной ситу­а­ции. Напри­мер, выходя впервые с малышом на улицу, под­чер­к­нуто бро­са­емся в сторону от авто­ма­шины подальше, чтобы он опа­сался улич­ного тран­с­порта, вни­ма­тельно смотрим налево и направо, оста­но­вив­шись перед про­ез­жей частью улицы.

Когда ребенок под­ра­стет настолько, что может «вести маму» в магазин или в булоч­ную (с 2—3-х лет), мы пору­чаем ему «про­во­дить маму в магазин», «пере­ве­сти через улицу», то есть «пере­кла­ды­ваем заботу» о безо­пас­но­сти на ребенка.

16. Запре­щая что-то ребенку, строго говорим ему «НЕЛЬЗЯ», но тут же говорим ему, что «МОЖНО», напри­мер: «Рвать книги НЕЛЬЗЯ, а старую газету МОЖНО», «Стучать молот­ком по теле­ви­зору НЕЛЬЗЯ, а по дощечке МОЖНО» и т. д. Запретов должно быть немного, но четких, их надо соблю­дать всем.

17. Когда впервые даем каран­даш или ложку в руки, то сразу даем ВЕРНО, как НАДО держать — так малыш и берется (первые дни следим за этим). Это ста­ра­емся делать во всех подоб­ных случаях с самых первых попыток, так как пере­у­чи­вать зна­чи­тельно труднее. Вообще ста­ра­емся не учить тому, от чего потом при­дется оту­чи­вать.

18. Мама спит с малышом рядом при­мерно до года. Ночью, когда он про­с­нется, она держит его над тазиком (чтобы сделал «пи-пи») и затем кормит грудью. Малыш рядом с матерью спит спо­койно остаток ночи, и мать обычно высы­па­ется. Только с первым ребен­ком мама мучи­лась до 5 месяцев, доби­ва­ясь «ночного пере­рыва в кор­м­ле­нии». Мы считаем ФИЗИ­ЧЕ­СКИЙ КОНТАКТ мла­денца с матерью очень важным для его раз­ви­тия и укреп­ле­ния его нервной системы. Недо­ста­ток его ведет к обед­не­нию эмо­ци­о­наль­ной сферы, к ее ущер­б­но­сти и фор­ми­ро­ва­нию «некон­так­т­но­сти» в старшем воз­ра­сте, пре­о­до­леть которую впо­след­ствии очень трудно.

Чтобы избе­жать депри­ва­ции — эмо­ци­о­наль­ного голо­да­ния, — ста­ра­емся, чтобы ребенок посто­янно видел мать или отца или слышал их — он тогда может спо­койно играть сам, и подолгу. При этом по мере воз­мож­но­сти наблю­даем за ним и не скры­ваем своего инте­реса к его дея­тель­но­сти. Не боимся брать малыша часто НА РУКИ. Перед сном мама нередко поет ему песенку и ста­ра­ется, чтобы он под­пе­вал (раз­ви­ва­ется слух и голос). Берут его на руки и старшие дети, братья и сестры, говорят с ним, пока­зы­вают и назы­вают пред­меты или спра­ши­вают его: «Что это?», «Где лампа?» и т. п. Малень­кие няньки раз­ви­вают малыша, пожалуй, лучше, чем мы, взро­с­лые, так как быстрее находят с ним общий язык в играх и делах. Поэтому, навер­ное, матери и отцу легче с двумя-тремя ребятиш­ками в семье, чем с одним.

19. Ста­ра­емся больше хвалить, искренне РАДУ­ЕМСЯ УСПЕХАМ малыша, каждому его дости­же­нию, ведем записи о них в днев­ни­ках, соста­в­ляем графики изме­ре­ний физи­че­ского и умствен­ного раз­ви­тия каждого из детей. Это помо­гает нака­п­ли­вать опыт, побу­ждает к анализу и раз­мыш­ле­нию.

20. Мы заметили, что малыш уже с 10—11 месяцев может испы­ты­вать СОСТРА­ДА­НИЕ, сочув­ствие, про­я­в­ляет желание помочь старшим, участ­во­вать в их делах, под­ра­жая им. Мы ста­ра­емся под­дер­жи­вать это стрем­ле­ние ребенка, не оттал­ки­ваем его от себя, а вместе с ним делаем многое, вместе огор­ча­емся, вместе раду­емся. Воз­бу­ждаем и поощряем в нем сочув­ствие к устав­шему, огор­чен­ному, боль­ному, слабому: «Мама устала, принеси ей тапочки, чтобы она пере­о­бу­лась».

В послед­ние годы мы поняли, что именно в этом воз­ра­сте начи­на­ется ори­ен­та­ция чело­века в НРАВ­СТВЕН­НЫХ ЦЕН­НО­СТЯХ. Если наи­боль­шее удо­воль­ствие он испы­ты­вает, доста­в­ляя радость другим людям, то радость сози­да­ния, радость твор­че­ства и отдачи ста­но­вится высшими из радо­стей его жизни. Эти эталоны нрав­ствен­ных цен­но­стей явля­ются основой того, что назы­вают сове­стью, они фор­ми­ру­ются рано и лежат, видимо, в под­со­зна­нии.

ВОТ НЕКО­ТО­РЫЕ РЕЗУЛЬ­ТАТЫ ПЕРВОГО ГОДА ЖИЗНИ.

1. В первый год жизни малыш не болеет.

2. Обна­жен­ный (в тру­си­ках) выдер­жи­вает лучи солнца, летний ветер, купание в реке и в море, ходьбу босиком по полу, земле, траве, снегу.

3. Ест почти все, что едят взро­с­лые. Желудок рабо­тает всегда хорошо.

4. С трех месяцев СТОИТ сам, держась за опору, прочно ВИСИТ, держась за пальцы взро­с­лого (до 30 секунд).

5. ПОЛЗАТЬ начи­нает с 6—7 месяцев, причем не касаясь пола колен­ками, что говорит о высоком уровне его физи­че­ского раз­ви­тия.

6. ХОДИТЬ сам без опоры и под­дер­жки начи­нает с 8,5—10 месяцев; ходит босиком в комнате, а летом и во дворе.

7. Раз­ви­тие СИЛЫ и ЛОВ­КО­СТИ: под­хо­дит к турнику или к кольцам, сам берется за них и пови­сает на 2—5 секунд, влезает и слезает с дивана — в 10 месяцев; под­ни­мает ножки к рукам из виса на пере­кла­дине или кольцах (сильный брюшной пресс) — 10—11 месяцев; влезает по вер­ти­каль­ной лесенке на высоту 1,5—2 метра и слезает с нее — в год.

8. К году САМ ПЬЕТ из чашки, с 13—14 месяцев САМ ЕСТ ложкой густую кашу.

9. ПРО­СИТСЯ на горшок, про­сы­па­ется для этого и ночью.

10. ГОВОРИТ 10—15 слов, пони­мает и выпол­няет эле­мен­тар­ные просьбы, про­я­в­ляет сочув­ствие, желание помочь, участ­во­вать в занятиях старших.

А ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬ­ТАТ, как мы теперь пони­маем, был вот в чем: живя с такими малы­шами, мы — при всех наших хло­по­тах и заботах — не уста­вали! Напротив, мы словно заря­жались от них бод­ро­стью и радо­стью жизни, которая бук­вально била ключом в нашем доме. И как странно было слышать от других: «Ах, как трудно с детьми! Совсем заму­чи­лись...»

Только спустя время, стол­к­нув­шись со страш­ными про­бле­мами других семей, мы поняли, что с детьми может быть действи­тельно невы­но­симо тяжело. И главные труд­но­сти, отра­в­ля­ю­щие детям и роди­те­лям жизнь, были связаны с бес­ко­неч­ными болез­нями. Почему же они мино­вали наших детей? Мы попро­бо­вали в этом разо­браться, и увидели, каких бед нам удалось избе­жать. Навер­няка не все суще­ству­ю­щие попали в «чертову дюжину» грозных ОПАС­НО­СТЕЙ, на которую мы обра­щаем ваше самое при­сталь­ное вни­ма­ние. Но эти — мы убе­ждены! — можно и нужно пре­дот­вра­тить. Если это удалось нам, значит, и другим это под силу.

СОВРЕ­МЕН­НЫЕ ОПАС­НО­СТИ, УГРО­ЖА­Ю­ЩИЕ ЗДО­РО­ВЬЮ И ЖИЗНИ РЕБЕНКА В ПЕРВЫЙ ГОД

1. АЛКО­ГО­ЛИЗМ роди­те­лей: отя­го­щен­ная наслед­ствен­ность; пьяное зачатие обре­кает ребенка на пси­хи­че­ское или физи­че­ское урод­ство.

2. НЕФИ­ЗИ­ОЛО­ГИЧ­НОЕ ВЕДЕНИЕ бере­мен­но­сти и родов, ведущее к уве­ли­че­нию числа физи­оло­ги­че­ски незре­лых детей (сейчас их 90%).

3. ПОЗДНЕЕ ПРИ­КЛА­ДЫ­ВА­НИЕ к груди матери (через 1—3 суток) и отсут­ствие физи­че­ского («кожа к коже») и эмо­ци­о­наль­ного кон­такта с матерью в первые часы и дни после рожде­ния.

4. ПЕРЕ­КА­ЛЫ­ВА­НИЕ в часы бодр­ство­ва­ния и тер­мо­ста­ти­че­ское содер­жа­ние (посто­янно в тепле), ведущее к угнете­нию меха­низ­мов тер­мо­ре­гу­ли­ро­ва­ния и частым про­студ­ным забо­ле­ва­ниям.

5. СТЕ­РИ­ЛИ­ЗА­ЦИЯ пищи, питья, посуды, пеленок, игрушек и пр., задер­жи­ва­ю­щая раз­ви­тие и укреп­ле­ние имму­ни­тета и при­во­дя­щая к болез­нен­но­сти ребенка: к нему будет «липнуть» любая инфек­ция.

6. ПЕРЕ­КАР­М­ЛИ­ВА­НИЕ, сти­му­ли­ру­е­мое все воз­ра­с­та­ю­щими (аксе­ле­ра­тив­ными) нормами роста и веса, искус­ствен­ным и сме­шан­ным вскар­м­ли­ва­нием и ранним при­кор­мом (ранее 5—6 месяцев).

7. МАЛО­ПО­ДВИЖ­НОСТЬ в первые 6 месяцев и НЕДО­СТА­ТОК ДВИ­ЖЕ­НИЯ и ФИЗИ­ЧЕ­СКИХ НАГРУ­ЗОК до и после года, ведущие к недо­раз­ви­тию мышеч­ной системы и — кор­ре­лятивно — к сла­бо­сти всех вну­трен­них органов, а также к задер­жке умствен­ного раз­ви­тия.

8. ПРИ­МЕ­НЕ­НИЕ АНТИ­БИ­ОТИ­КОВ для лечения мла­ден­цев. Анти­би­отики ами­но­глю­ко­зид­ного ряда (нео­ми­цин, моно­ми­цин, кана­ми­цин, стреп­то­ми­цин) ведут к ГЛУХОТЕ: сначала к потере слуха на высоких часто­тах, затем на низких и при даль­нейшем при­ме­не­нии — к СЛЕПОТЕ.

9. ПРИЕМ ЛЕКАР­СТВ кор­мя­щей МАТЕРЬЮ:

Пени­цил­лины — могут вызвать сен­си­би­ли­за­цию ребенка. Тет­ра­ци­к­лины — ока­зы­вают ток­си­че­ское действие. Суль­фа­ни­ла­миды — уси­ли­вают желтуху у ребенка.

Лево­ми­ци­тины — вызы­вают отказ от груди, рвоту, дис­пеп­си­че­ские явления и даже пора­же­ние костно-моз­го­вого кро­ве­тво­ре­ния.

Нали­дик­си­но­вая кислота — может вызвать гемолиз эрит­ро­ци­тов у детей.

Мет­ро­ни­да­зол (три­хо­пол) — ока­зы­вает кан­це­ро­ген­ное действие. (Спра­воч­ник по детской диететике». М., 1980, с. 89.)

10. ОБЕ­РЕ­ГА­НИЕ ребенка ОТ ОПАС­НО­СТЕЙ ВМЕСТО ЗНА­КОМ­СТВА С НИМИ, при­во­дя­щее к нео­сто­рож­но­сти и заметно уве­ли­чи­ва­ю­щее веро­ят­ность трав­ма­тизма.

11. ОГРА­НИ­ЧЕ­НИЕ СВОБОДЫ позна­ния мира — после 6—7 месяцев уса­жи­ва­ние ребенка, уме­ю­щего ползать, в кро­ватку или в манеж, — задер­жи­ва­ю­щее раз­ви­тие твор­че­ских сторон интел­лекта. Огром­ное коли­че­ство запретов, дела­ю­щих ребенка удобным для взро­с­лых, но нераз­ви­тым.

Две крайно­сти в общении с ребен­ком, вызы­ва­ю­щие задер­жку его пси­хи­че­ского раз­ви­тия: «ЗАОР­ГА­НИ­ЗО­ВАН­НО­СТИ» — непре­рыв­ные занятия, раз­вле­че­ния, игры и отсут­ствие времени для само­сто­я­тель­ной дея­тель­но­сти ребенка ведет к пас­сив­но­сти и апатии; и «ЗАБРО­ШЕН­НОСТЬ» — све­де­ние общения только к обслу­жи­ва­нию ребенка — ведет к пси­хи­че­скому голо­да­нию (депри­ва­ции) и гос­питализму.

12. «БЕЗОТ­ЦОВ­ЩИНА», отстра­не­ние или само­устра­не­ние мужчины из про­цесса вос­пита­ния, ведет сначала к физи­че­ской изне­жен­но­сти, а затем (в более старшем воз­ра­сте) к инфан­тиль­но­сти или неу­пра­в­ля­е­мо­сти и агрес­сив­но­сти детей.

13. РАЗЛАД В СЕМЬЕ — напря­жен­ная, холод­ная, а тем более скан­даль­ная обста­новка пагубна для психики ребенка, сильно задер­жи­вает его раз­ви­тие, а позже ведет к нев­ро­зам, угнетен­ному состо­я­нию, желанию уйти из дома и даже из жизни.

Мы наде­емся, что вы вни­ма­тельно про­читали эти две стра­нички и увидели, что многое могут пре­дот­вра­тить сами роди­тели. Но, к сожа­ле­нию, не все зависит от них. И прежде всего пре­бы­ва­ние в родиль­ном доме: что мы там можем? Все в руках врачей и меди­цин­ских работ­ни­ков, матери оста­ется только под­чи­няться. И все-таки...

Мы рас­ска­жем о том, как мы однажды обра­ти­лись с «Прось­бами к врачам родиль­ного дома» и что из этого вышло.

НАШИ ПРОСЬБЫ К ВРАЧАМ И СЕСТРАМ РОДИЛЬ­НОГО ДОМА

Было однажды так: при­гла­сили нас в москов­ский родиль­ный дом, и мы рас­ска­зали врачам, аку­ше­рам, сестрам (собра­лось человек 30) о том, что вы уже про­читали в этой главе. Вопро­сам не было конца:

— И вы поили неки­пя­че­ной водой?

— Совсем раз­детого на мороз?

— С первого дня про­сится на горшок?

— Как это: «кожа к коже»?

— Зачем же кормить сразу?

И т. д., и т. п. Самым уди­ви­тель­ным ока­за­лось то, что многое врачам-спе­ци­али­стам было неиз­вестно, и хотя далеко не со всем они согла­си­лись, все-таки выслу­шали нас очень добро­же­ла­тельно и с большим инте­ре­сом. А когда узнали, что у нас скоро поя­вится внук или внучка, пред­ло­жили при­везти будущую маму к ним в родиль­ный дом.

— А не могли бы вы выпол­нить наши просьбы? — не рас­те­рялся Борис Пав­ло­вич.

— Ну, если они не будут проти­во­по­ка­заны...

В тот же вечер, вер­нув­шись домой, Борис Пав­ло­вич написал свои «Просьбы к врачам и сестрам», а уже через несколько дней повез дочку в родиль­ный дом и вручил «Просьбы» врачу.

— Ого, целых 17! — уди­вился доктор.

— Здесь самое главное, но ведь тут нет ничего проти­во­е­сте­ствен­ного.

— Гм, — сказал врач, про­смо­тревши столь нео­быч­ный доку­мент, — действи­тельно, тут скорее все есте­ственно, но... суще­ствуют инструк­ции Мин­здрава, их не мино­вать. Однако на что запрета нет — попро­буем!

Ново­ро­жден­ную поло­жили на грудь маме сразу после рожде­ния. Вокруг родиль­ного стола собрались все сво­бод­ные врачи и акушеры: «Сосет!» — уди­в­ля­лись они. Так «тро­нулся лед» наших вза­и­мо­от­но­ше­ний с меди­ци­ной. А те «сем­на­дцать просьб» еще несколько лет уточ­ня­лись, допол­ня­лись и верно служили рожде­нию наших внуков и многих других детей. К сожа­ле­нию, правда, не все: врачи-то были не против, но инструк­ция!

Надеясь на то, что настала пора пере­смо­тра многих уста­рев­ших инструк­ций, пред­ла­гаем вам убе­диться самим, что ничего проти­во­е­сте­ствен­ного в наших прось­бах нет. Нао­бо­рот — все есте­ственно.

Итак, вот о чем мы просим врачей родиль­ного дома:

1. Не делать НИКАКИХ ИНЪЕК­ЦИЙ и осо­бенно местной ане­сте­зии, так как она губит мате­рин­ский инстинкт и вредно действует на ребенка.

2. Поста­раться придать роже­нице поло­же­ние полу­сидя, чтобы потугам помо­гала сила тяжести, то есть вес ребенка, тогда роды про­хо­дят легче и быстрее.

3. Не накла­ды­вать зажимы и не пере­вя­зы­вать пупо­вину, пока не пре­кра­тится пуль­са­ция крови в ней, то есть подо­ждать 5—7 минут, чтобы ребенок забрал из пла­центы всю свою кровь (100—150 мл).

4. Сразу же после родов, не раз­ре­зая пупо­вину, при­ло­жить голень­кого ребенка к обна­жен­ной груди матери (на 10—15 минут), чтобы он пососал из обеих грудей. Еще лучше, если мать САМА при­ло­жит его к груди. Эти уди­ви­тель­ные 15 минут бли­зо­сти (контакт «кожа к коже») накла­ды­вают неиз­гла­ди­мый след на всю будущую жизнь и вза­им­ную при­вя­зан­ность матери и ребенка, позже не могут быть вос­ста­но­в­лены и с трудом ком­пен­си­ру­ются.

Нечто подоб­ное может про­ис­хо­дить и с отцом ребенка, но бедные отцы не знают, как много любви к сыну или дочери они хоронят, страдая под окнами недо­ступ­ного и потому бес­сер­деч­ного родиль­ного дома.

РАННЕЕ ПРИ­КЛА­ДЫ­ВА­НИЕ к груди резко снижает веро­ят­ность поя­в­ле­ния диатеза у ребенка (при­мерно в десять раз), желтухи, аллер­гий, вклю­чает в работу иммун­ную систему ребенка, осе­ме­няет кишеч­ник аци­до­филь­ной палоч­кой, име­ю­щейся в моло­зиве. Оно явля­ется сильным физи­оло­ги­че­ским сиг­на­лом мате­рин­скому орга­низму, что все в порядке, и это уско­ряет течение после­ро­до­вых про­цес­сов (уско­ря­ется выход последа, оста­на­в­ли­ва­ется кро­во­те­че­ние, быстрее сокра­ща­ется матка), улуч­шает само­чув­ствие, бла­го­т­ворно действует на мать и дитя. У матери будет много молока, пре­ду­пре­жда­ется мастит, а ребенок не будет «ленивым сосуном», отпа­дает необ­хо­ди­мость докорма и искус­ствен­ного вскар­м­ли­ва­ния. Нужно помнить, что СМЕ­ШАН­НОЕ вскар­м­ли­ва­ние столь же вредно, как и ИСКУС­СТВЕН­НОЕ. Это эколо­ги­че­ская ката­строфа для ребенка, тем более страш­ная, чем меньше ребенок.

5. Ничего не давать ребенку из бутылки с соской в первые 10—15 дней (глюкоза, донор­ское молоко), чтобы не делать из него «лени­вого сосуна» и затем «искус­ствен­ника».

6. Не сма­зы­вать соски матери зелен­кой (брил­ли­ант грюн) и не проти­рать рас­тво­ром борной кислоты (она вредна для ребенка). Самая эффек­тив­ная про­фи­лак­тика масти­тов — раннее при­кла­ды­ва­ние к груди, кор­м­ле­ние грудью и минимум сцежи­ва­ний.

7. Не зака­пы­вать в глаза ново­ро­жден­ному ни раствор ляписа, ни суль­фа­цил-натрий, если нет для этого пока­за­ний. Они часто вызы­вают конъюн­к­ти­вит у ребенка, осо­бенно ляпис (до 80%).

Не делать при­вивку БЦЖ, если для этого нет пока­за­ний. По исте­че­нии инку­ба­ци­он­ного периода воз­можны дис­пеп­си­че­ские явления, а позже «при­ви­воч­ный тубер­кулез», тре­бу­ю­щий лечения (4—6% случаев).

8. Не удалять пер­во­род­ную смазку с кожи ребенка в течение первых суток, так как в ней содер­жатся полезные веще­ства, вса­сы­ва­ю­щи­еся в кожу.

9. Не огра­ни­чи­ваться изме­ре­нием роста и веса, а дважды — через 1 минуту и 5 минут — про­ве­сти экс­пресс-диа­гно­стику физи­оло­ги­че­ской зре­ло­сти по шкале Апгар — Аршав­ского (сер­д­це­би­е­ние, дыхание, окраска кожи, мышеч­ный тонус, рефлексы) и сооб­щить резуль­таты роди­те­лям. Зрелый ребенок — 8—10 баллов. Нор­маль­ный вес — 3±0,6 кг.

10. Не уносить мла­денца надолго (более 30 минут) от матери для осмотра и изме­ре­ний и сразу поме­стить ребенка с матерью в отдель­ной палате или поставить его кро­ватку рядом с мате­рин­ской. Уда­ле­ние ребенка от матери ведет к пси­хи­че­ской депри­ва­ции, тем более страш­ной, чем про­дол­жи­тель­нее разлука. Мать должна помнить: чем меньше ребенок, тем больше он нужда­ется в физи­че­ском и био­энер­гети­че­ском кон­такте с нею. Если он плохо спит ночью один, то матери лучше поло­жить его рядом с собой.

И. Реко­мен­до­вать матери про­из­ве­сти «запуск тер­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щих функций» орга­низма трех­крат­ным погру­же­нием ребенка В ХОЛОД­НУЮ ВОДУ (6—12° С). Погру­же­ние делать полным (так, чтобы головка уходила под воду послед­ней и лицом вниз), корот­ким (на 0,5—1 сек), с интер­ва­лом между погру­же­ни­ями в 2—3 вдоха ребенка. Резкий крик после первого погру­же­ния — нор­ма­лен, дли­тель­ный сон после погру­же­ний (до 5—8 часов) — тоже. Наи­луч­шее время «запуска» — первый-второй день после рожде­ния, то есть в «период наи­выс­ших ада­п­тив­ных воз­мож­но­стей ребенка» (И. А. Аршав­ский).

12. В даль­нейшем под­дер­жи­вать тер­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щие функции всегда в рабочем состо­я­нии. Для этого реко­мен­до­вать матери:

— кормить ребенка голень­ким (сидя или лежа — как ей удобнее): ребенок полу­чает «воз­душ­ные ванны» 4—7 раз в сутки по 15—20 мин. Это вклю­чает в работу тер­мо­ре­гу­ля­торы орга­низма и пре­ду­пре­ждает опре­ло­сти;

— под­мы­вать ребенка при необ­хо­ди­мо­сти только холод­ной водой — из-под крана с ладони (вклю­че­ние тер­мо­ре­гу­ли­ру­ю­щих функций в работу);

— заво­ра­чи­вать ребенка в пеленки только для сна (во время сна тем­пе­ра­тура окру­жа­ю­щей среды, т. е. под пелен­кой, должна быть ком­форт­ной — 32—34° С), оста­в­ляя его в рас­па­шонке или голень­ким во время бодр­ство­ва­ния. В комнате в одеяло не заво­ра­чи­вать, чтобы не вызвать потницу, опре­ло­сти и другие непри­ят­но­сти.

13. Не совето­вать матери «сми­ряться со стиркой пеленок на 6—8 месяцев», а реко­мен­до­вать «учить гиги­е­ни­че­ским навыкам со дня рожде­ния», как это дела­ется у народов Индии и многих афри­кан­ских стран. Для этого держать ребенка над тазиком или рако­ви­ной, если он про­с­нулся сухим, держать после еды или питья воды и под­креп­лять рефлекс опо­рож­не­ния моче­вого пузыря награ­дой — при­лас­кать, пока­чать, иногда и покор­мить. Мать почти избавится (и тем больше, чем более вни­ма­тельна и чутка она к «сиг­на­лам» малыша) от огром­ной и бес­смы­слен­ной работы по стирке и глажке пеленок, а малыш не будет при­об­ретать навыков проти­во­е­сте­ствен­ной нео­прят­но­сти и нев­ро­зов, вызы­ва­е­мых позже ночным недер­жа­нием мочи (энурез) и свя­зан­ным с ним ком­плек­сом непол­но­цен­но­сти.

Вот и все просьбы. Их 13, а не 17 просто потому, что неко­то­рые пункты мы сое­ди­нили вместе, кое-что добавили, но ничего не сокра­щали. Выпол­нить их так нет­рудно, а резуль­таты могут быть так велики... А ведь когда-нибудь (мы уверены!) эти «Просьбы» станут простой инструк­цией Мин­здрава. По велению Природы.


Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»