
ХОЧУ-ХОЧУ, КУПИ-КУПИ!!!
Не проходит дня, чтобы мой ребенок не уставился в какую-то витрину и не потребовал что-то купить ему. На этой почве в семье уже конфликт, муж и свекровь считают, что я его слишком балую и надо его брать на руки и уносить. Я потом так переживаю, что не купила сыночку какую-то фитюльку на 10 рублей.
Наша Машенька обожает рекламу. Смотрит ее постоянно, без отрыва, а потом, естественно, выпрашивает все увиденное. Без чупа-чупсов мы вообще не живем, все эти куклы писающие у нас валяются под кроватью, но обойтись без того, что видели по телевизору, мы не можем.
Когда-то давным-давно, когда моя дочка была совсем маленькой, произошел случай, который надолго лишил меня сна и покоя. И до-о-лго болела совесть.
То были времена повального дефицита, и хорошие вещи надо было не покупать, а хватать. Услышал, что где-то «дают», — беги скорей, пробивайся к прилавку, цапни — и держи крепко-крепко, чтобы из-под носа не увели. А если быстренько не добежал, стой длиню-ю-ю-ющую очередь, надеясь: авось повезет и это «что-то» достанется.
Так вот, мы тогда отдыхали «дикарями» на юге, и в самый последний день (когда деньги уже заканчивались, а чемоданы уже паковались) в соседний магазинчик завезли (нет, тогда говорили: «выбросили») два неожиданных сюрприза. Компанию мягких игрушек-зверушек, необычайно хорошеньких, и очень симпатичные женские платьица...
Мы с дочкой зашли туда просто так. Игрушки стоят, платья висят, и народу — совсем никого. (Кто жил в те времена, тот поймет, что значит: «И народу — совсем никого!»)
Прилипнув к прилавку и подтягиваясь на цыпочки, дочка стояла и любовалась зверушками, и, видно, такие были глаза, что продавщица дала ей погладить жирафа. И пока она стояла и гладила, я... сняла с вешалки платье и пошла его примерять. К сожалению, оно оказалось и в самый раз, и очень красивое. К сожалению — потому что денег было впритык, на платье хватало, на платье и на игрушку — нет. Или наоборот. И вот поборовшись с собою, я решила: куплю платье! Такое мне точно больше не попадется. И первое сентября на носу! А игрушка... да купим еще... где-нибудь...
Дочка вздохнула, но согласилась. И даже не стала просить.
А когда мы уходили из этого магазинчика, она оглядывалась и оглядывалась и махала жирафу рукой.
Потом мы сели в поезд — она вспоминала про жирафа, потом мы ехали... и говорили опять о жирафе. Мы даже играли в Жирафу и Дочку... в общем, жирафий образ не оставлял нас в пути.
А потом вернулись домой, и все потихоньку забылось. Но вот что случилось потом. ТО самое новое платье, которым я любовалась, и домой привезла, и повесила в шкаф на плечики... так и осталось там висеть. Прошло и первое сентября, прошел весь сентябрь, и дальше, и дальше. Но платье я так и не надела. Ни разу. Не получалось — и все. Лишь в руки возьму — и сразу вспомню, как гладила дочка того разнесчастного жирафа и как, уходя, прощалась с ним... И каждый раз мне становилось стыдно — так стыдно, как будто я у нее что-то важное отняла.
Ах, сколько раз я искала что-то, похожее на того жирафенка! И до сих пор не нашла. Но сколько за это время я успела напокупать взамен! В сущности, и неважного, и ненужного, и не подходящего для ребенка.
Думаю, что многие мамы это поймут.
К чему я об этом говорю? Иногда мы покупаем детям игрушки и вещи по очень странным соображениям. Одни — потому что «не так это дорого, почему б не побаловать». Другие, пострадав-пострадав оттого, что «у других детей есть, а мой что, хуже?!», поднатужившись, приобретают. Третьи — из-за того, что мало времени проводят со своими детьми и чувствуют себя виноватыми. И тут не важно, придумали вы свою «виноватость» или причины на это есть. Главное — это свербящее чувство вины заставляет нас уступать и сдаваться на милость ребенка там, где стоит проявить выдержку и характер. И так болезненно, неадекватно реагировать на это «хочу, хочу!».
Подумайте честно: почему вы не можете удержаться, когда дочка/сын начинает упрашивать вас? Если из-за этого, то лучше не надо. Это ничего не компенсирует.
Ребенку не нужно «игрушечное» покаяние, ему нужна ваша любовь.
Если ребенок очень настойчиво просит игрушку, а выпросив, поиграет и бросит, — скорее всего, ему эта штучка не нужна. Просил он в силу трех «или». Вот они, выбирайте, которое ближе к вам:
♦ или сбит с толку (той же рекламой);
♦ или таким образом добивается вашего пристального внимания;
♦ или избалован, привык, что «все будет так, как я захочу».
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Увести от магазина
На каждую привычку есть своя «отвычка».
Этот способ хорош для маленьких детей:
♦ У малышей желания неустойчивые, они быстро меняются. Он просит «вот это, это!» — отвлеките его. Придите в восторг от чего-то другого. Сделайте большие глаза, и хорошенько ахните, и поведите туда (подальше от соблазна), не оставляя времени на раздумья.
♦ Переключите внимание на другую игрушку, которая вам по карману.
А это для тех, кто постарше:
♦ Предложите на выбор: «Тебе хочется этот мячик и этот конструктор? Но я не могу купить две игрушки, я могу купить что-то одно. Что ты выбираешь?» Но учтите, что выбирать для детворы — трудное дело; ребенок волнуется и переживает, боясь прогадать. Так что неплохо будет, если вы вместе поговорите о достоинствах того и другого, можно помочь, посоветовать (но не навязывать!). Учите подходить к такому выбору обдуманно — в будущем пригодится.
♦ Предложите замену. (Имейте в виду: чтобы сработало, заменитель должен быть очень привлекателен для ребенка!) Например, «Идем сейчас в луна-парк или покупаем, что просишь, и — сразу домой». И — чуть-чуть потяните, не торопите с ответом; дайте ребенку возможность остыть и осознать ваше ценное предложение. И главное, не забывайте: действовать надо по принципу: решил так решил. И если ребенок все-таки выбрал сейчас «эту штучку», а вовсе не луна-парк, который вы ему предлагали, не покупайтесь потом на «хочу» — все, ты выбрал сам, аттракционов не будет! Не делайте никаких поблажек-уступок, ребенок должен понять, что такое «выбор».
♦ Сделайте паузу. Так и скажите: «Хорошо, сейчас мы походим, подумаем, и тогда ты точно решишь, нужно тебе это или нет». Предложите что-то еще посмотреть. Минус этого способа в том, что, если ребенок не передумал и не соблазнился на что-то другое, вам придется эту игрушку купить. «Плюс» в том, что у детей часто «покупательские» желания живут по принципу: с глаз долой — из сердца вон. Иногда достаточно отойти в сторонку и/или съесть порцию мороженого, чтобы дитя охладело и передумало.
♦ Выслушайте и объясните. Когда ребенок о чем-то вас упорно просит, не торопитесь отмахнуться, раскритиковать, не отказывайте ему сразу. Обязательно выслушайте его страстные речи. Человек должен знать, что с его мнением считаются и что уж если отказывают, то на это есть веские основания. Обязательно объясняйте причину своего отказа. Приводите понятные доводы («Вчера мы купили тебе... а сегодня покупка для Леночки...). Покажите, что приятного может быть в таком повороте событий. («Ты подаришь, она так обрадуется!», «Какой молодец, заботишься о дедушке...») Детскому разуму вполне доступно уяснить, почему нельзя каждый день пить, например, некоторые напитки (посмотри, какой осадок!), жевать жевательную резинку (особенно дешевые, потому что в их составе есть не очень полезные вещества) и т. п. Дети, как правило, очень любят свой организм и прислушаются к вашим рассказам о пользе минеральной воды, натуральных продуктов и соков из соковыжималки. И они будут совсем не против, если вместо разрекламированной продукции получат дозу вашего искреннего внимания и участия1.
♦ Иногда помогает самое элементарное: сказать «У меня нет больше денег» и показать пустой кошелек. Главное, запомните про свое «нет» и не покупайте больше совсем ничего, даже фантик, иначе капризное чудо заподозрит: деньги-то есть и, если как следует попросить, мамочка вытащит их из заначки. С детьми, освоившими азы математики, проще: предложите пересчитать. «Сколько тут денег? Сколько стоит такая игрушка? Вот видишь, у нас не хватает».
♦ Заведите копилку. Выделяйте ребенку определенную сумму и помогите научиться распоряжаться ею. Дети с удовольствием будут класть туда свои «пятачки», чтобы потом, наполнив доверху, самим покупать то, что хочется. К тому же свои собственные деньги обычно тратят куда обдуманней, чем из родительского кошелька. У прилавка, когда ребенок что-то выпрашивает, можно сказать: «У тебя есть деньги, хочешь — бери покупай». Вы можете выделять своему ребенку небольшую сумму на «карманные расходы», например раз в неделю. И он будет иметь право покупать себе то, что хочет. Но обязательно помогите сориентироваться, как лучше их, эти деньги, тратить. Впрочем, и здесь не настаивайте. Потратил неудачно? В следующий раз будет действовать умнее. Только не добавляйте дополнительные финансы ранее оговоренного срока, иначе умная детка просто-напросто привыкнет, что у вас всегда можно выпросить новую подачку. И значит, ребенку трудно будет научиться ценить и верно распределять то, что имеет.
♦ Не помогает ни то, ни другое, ни третье? Берите на ручки и уносите из магазина. Если на ручки уже не взять, берите за руку и уводите. Взять/поднять/унести, невзирая на сопротивление. А по дороге, дождавшись паузы, как ни в чем не бывало начать рассказывать что-нибудь интересное. (Вы-то знаете, что ребенка интересует!) Как только поймали внимание детеныша — начинайте говорить тише и тише, тогда и ребенку волей-неволей приходится самому притихнуть, чтобы услышать.
♦ Не уводится? Скажите «нет» и стойте спокойно. Не обращая внимания. Все имеет свойство заканчиваться, даже детские вопли.
♦ Скажите «нет» и начинайте уходить. Медленно, но непреклонно. Нет таких детей, которые хотят остаться одни на улице без сочувствующего зрителя. Кроме того, у всех маленьких (щенят, котят, утят и ребят тоже) есть инстинкт следования за родителем. Попробуйте один раз — и навсегда убедитесь: даже с воем и зареванные, дети следуют за родителями автоматически. Ну а когда ребенок отошел от соблазна — можно и за руку брать.
Внимание! Этот прием нельзя применять близ магистралей, в густой толпе и в других потенциально опасных местах!
Но! Стоит учитывать один неприятный нюанс. Если ребенок уже привык получать по первому требованию все, что ему захочется, он вряд ли притормозит: будет настаивать на своем по привычке, просто из упрямства. (А кому хочется выгодные позиции сдавать добровольно, за просто так?!) Приготовьтесь к тому, что эту проблему вы будете решать раз 10—15 — до тех пор, пока новая привычка не закрепится.
Конечно, мы вас понимаем: это весьма неприятно. Но зато, если сможете устоять раз-другой, ваш ребенок поймет и усвоит: «нет» — это «нет» и никакие сценки отчаяния в «да» его превратить не сумеют.
Чем раньше ребенок усвоит, откуда берутся деньги у нас в кошельке, — тем лучше. Объясните своим малышам и малышкам, что деньги в кошельках сами не заводятся, что их заработать надо. Ребенок, который знает, как легко снять деньги с карточки, должен еще узнать, откуда они попадают на ваш счет — тоже не с неба. И главное, они не бесконечны! Дети должны знать о нашей работе и нашей зарплате, о том, что такое «доход» и «расход». Покажите наглядно, как расходуется, куда тратится родительская зарплата, сколько уходит на оплату квартиры, сколько на питание, образование и т. д. (можно свежую зарплату разложить кучками — так нагляднее). И почему только потом — на сюрпризы, развлечения, подарки и другие внеплановые расходы. Распределяйте вместе бюджет. Учите планировать. И — договаривайтесь заранее, что покупаете и когда. Работают эти приемы для детей после четырех лет. Для младших можно завести определенный «покупочный» день.
Часто малыши капризничают в магазине не потому, что им нужно то или другое, а потому, что им делать нечего. То есть от скуки. Это ведь вы заняты: выбираете, деньги считаете и т. п. — дайте ребенку дело, и, вполне вероятно, он не будет к вам приставать.
♦ Попросите его помочь. Вы, например, не знаете, какое выбрать печенье. Пусть выбирает сам.
♦ Пусть он помогает вам складывать в сумку покупки.
♦ Берите с собой небольшую сумочку или пакетик, в котором он сможет нести (как взрослый) какие-либо покупки сам.
♦ Предложите ребенку взять с собой в магазин зверушку-игрушку или куколку. А в магазине он поможет заняться тем, что будет рассказывать и показывать этой игрушке витрину. Или вообще — экскурсию по магазину проведет.
Кстати, игрушки помогут научить малыша правильному поведению. Одно дело, когда вы говорите, как надо себя вести, и совсем другое, когда ребенок это же, услышанное от вас, будет объяснять своим зверятам. Поиграйте в «покупателя и продавца». Поиграйте в «капризную куклу», которая вечно кричит в магазине «Купи! Я хочу!», а детка играет роль мамы и уговаривает эту выпрашивалку. Маленький человек со стороны на себя смотреть не умеет, но зато он прекрасно почувствует, как неудобно выбирать покупки полезные, нужные и одновременно успокаивать капризулю.
А вообще-то, если знаете за ребенком такую слабинку — упорно выпрашивать, держитесь подальше от соблазна. В конце концов, прогулки в сквериках и парках полезнее, чем походы по шумным улицам и магазинам.
На самом деле проблема «Купи, я хочу!» не в детях, а в нас, родителях. К чему приучим — то и получим.
ПОСМОТРИМ ГЛУБЖЕ
Как они это делают
Вариант 1
— Бабушка, купи мне игрушку!
Долгий рев, бурные страдания. Уговоры не помогают — игрушка покупается.
Вариант 2
— Дедушка, купи игрушку!
Дедушка задумчиво качает головой, а внучок/внучка продолжает:
— Ты меня не любишь... Бабушка мне всегда покупает, а ты...
Дедушка делает выводы и покупает.
Вариант 3
— Мама, купи игрушку!
— Нет, я вчера тебе покупала...
Умный ребенок не спорит. Но... Вскоре сынок/дочка падает и набивает шишку. Мама расстраивается и — в утешение — покупает.
Вариант 4
— Папа. Купи игрушку!
— Нет, — папа тверд, как скала.
Малыш не спорит. Он просто начинает ластиться:
— Папочка мой самый хороший... дай я тебя поцелую...
Папа тает и покупает (в конце концов, для чего же он работает, как не ради наследника!).
Порою кажется, что детишки изучили нас лучше, чем мы их: они великолепно знают наши слабые места. Конечно, натыкаются на них случайно, но быстро научаются этим пользоваться.
Собственно, ничего ужасного, что наши планы иногда нарушаются и мы вынуждены действовать вопреки своему желанию, нет. Жизнь — на то она и жизнь, чтобы быть полосатой. Но если подобное случается слишком часто, значит, вами вовсю манипулируют. Впрочем, вы об этом и сами догадываетесь. Но, как послушная марионетка, выполняете детскую волю. И не можете ей противостоять. По-че-му?
Потому что ваш маленький манипулятор прекрасно знает, за какие ниточки вас надо подергать, чтобы добиться своего. Подергать, чтобы ваш организм пришел в движение (удобное для него, конечно).
Как это происходит?
В четыре этапа, на пятом ребенок получает свой приз.
Сначала — уловка. Это такая наживка, на которую вас будут ловить. Юный манипулятор сообщает какой-то факт, и так сообщает, что у вас просто нет возможности обдумать его спокойно.
Потом — слабинка. После факта (независимо от вашей реакции) ребенок приводит такие доводы, которые попадают в ваше самое уязвимое место.
Затем — растерянность. Ваша. Вы теряетесь. У вас просто нет возможности спокойно обдумать, что делать и как.
И знаете почему? Потому что дети-манипуляторы всегда играют на наших чувствах. А там, где задеты чувства, разум отступает легко. Вот теперь-то вас можно брать голыми руками! И детка берет.
Последняя фаза — капитуляция. То есть сдача позиций. То есть, чуть побрыкавшись, вы уступаете. И юный манипулятор получает свой приз. Приз — это выигрыш, выгода, то, ради чего и затевалась вся карусель.
Приемы манипуляции тоже могут быть разные. Условно разделить их можно на «мягкие» и «жесткие». Жесткие: «Если ты... то я...», к ним часто прибегают подростки: «Ах, вы так, тогда я вообще...» При всей неприглядности «жесткие» приемы манипуляции не так опасны. Хотя бы потому, что они на виду. И пусть они вызывают у вас бурю эмоций, их легко заметить и распознать.
А вот «мягкое» манипулирование — о, это коварная вещь. Это лесть, это печальные вздохи, это удрученный вид... Именно на них мы чаще всего попадаемся.
Надо сказать, что детишки ими пользуются виртуозно.
Что можно сделать, чтоб на соблазн не купиться самим
Тетя подарила племяннику большой самолет-трансформер.
Мама напоминает:
— Гарик, что надо сказать?
Гарик — деловито:
— Теть Лен, мне бы еще гараж нужен... для самолетов.
♦ Запомнить, и крепко-накрепко, что для ребенка ценность предмета/вещи/игрушки определяется не ценником и не модой, а его возрастными особенностями и потребностями.
♦ Учитывать, что дети частенько просят не потому, что им позарез это необходимо, а так, на всякий случай.
♦ Сделать паузу перед покупкой, отойти и подумать: «Что случится, если эту вещь я ему не куплю?»
♦ Постараться не брать с собой лишних денег.
♦ Написать себе записку-напоминание и положить в кошелек: «Сегодня не покупаю!» Вместо этого мы печем вкусный пирог (читаем книжку, идем в скверик кормить воробьев, отправляемся в гости, играем на арфе...). Или просто: «Нет! Нет!! Нет!!!»
♦ Намеренно откладывать некоторые ценные, особенно разрекламированные покупки. («Вот в воскресенье мы пойдем и...», «Хорошо, на день рождения мы дарим тебе велосипед...») Пусть ребенок учится ждать. Да и у вас появится полезный навык: сначала разобраться, а потом брать. Тут главное — выполнить обещанное, тогда ребенок будет спокойнее относиться к вашим отказам, поскольку не сомневается: его понимают, а не просто заговаривают зубы, и то, что ему необходимо, он действительно получит.
Только не поймите нас превратно. Мы не хотим сказать, что детям не нужны хорошие вещи и игрушки. Мы хотим сказать, что не нужны излишества!
♦ Реагировать на хорошее, игнорировать несимпатичное. Возьмите за правило: как можно меньше реагировать на неприятные реплики и капризное поведение собственного наследника и одновременно поощрять, замечать, одобрять все хорошее, любое проявление вежливости, разумности, сдержанности со стороны ребенка — то есть его послушание. И тогда за несколько месяцев вы превратите его в славного человечка.
Дети, мама и реклама
— Мам, купи проходительный напиток!
— Прохладительный?
— Нет, проходителъный, ну тот, из киоска, где мы гулять проходим.
Когда-то у малышей было два «покупательских» соблазна: магазин и детская площадка. Это там он мог увидеть вещицы, к которым тянулись ручки, которые хотелось для себя получить. А теперь для родителей времена потруднее, ведь в нашу жизнь прочно вошла реклама.
Вы замечали, как часто мы покупаем то, что нам совсем не нужно? Просто так, захотелось — и все. На самом деле купить «захотело» наше подсознание: просто команда оттуда пришла. Вот вы сидите, смотрите телевизор, какой-то фильм или шоу. Вдруг — реклама. Множество повторов внушают, внушают, мелькание кадров нас буквально гипнотизирует, и вся полученная информация идет прямым ходом туда, в подсознание. И потом, когда вы увидите «ту вещицу», — выскакивает и подсказывает очень настойчиво: «Ну, покупай, покупай».
Признаем мы рекламу или нет — это уже не важно. Главное, она нас признает. И добирается, и диктует свои законы: что купить, куда пойти, как одеться. На рекламу клюют все, даже те, кто утверждает обратное. Разница лишь в том, что кто-то реагирует больше, кто-то меньше. А на детей с их неокрепшей психикой реклама вообще действует сокрушительно. Интересные (и не очень) рекламные картинки/плакаты/ролики активизируют детское любопытство и пробуждают страстное желание ЭТО получить — во что бы то ни стало. Ни спастись, ни спрятаться от рекламы невозможно. Остается одно: вырабатывать правильное отношение к ней. Ведь в сущности проблема рекламы состоит, по большому счету, в одном: научиться относиться к ней разумно. И научить этому наших детей.
Вообще-то ребенка до трех лет реклама не очень волнует. Хотя бы потому, что вы для него важнее всего остального. И вам он верит больше, чем всем остальным. Можно сказать, что поначалу реклама влияет на ребенка опосредованно — через вас. Если вы, «клюнув» на рекламу, раздумываете: а не купить ли... ребенок моментально учует ваши колебания и потребует: «Купи!»
Навороченный «мобиль», который висит над кроваткой, многоярусная дорога, кукла, которая сама писает и сама говорит, — никакой потребности у маленького ребенка в этом нет. Но зато она, эта потребность, есть у родителей. Очень часто мы стремимся одарить наших детей просто потому, что нам внушили: чем больше будем иметь, чем новее и чем моднее — тем лучше. Это значит, что мы на уровне и в ногу со временем идем. Реклама так умно устроена, что вечно внушает нам: не хочешь быть отстающим — иди, покупай!
Понаблюдайте, сколько ваше сокровище играет разрекламированной вещицей, которую вы ему купили? Пару часиков, а потом теряет к ней интерес? Значит, она ему не нужна. Она нужна вам. Чтобы соответствовать, так сказать, духу времени. А малышу удобней со своими забавами: погремушками, пирамидками, зайчиками и машинками. Его не волнует (и долго не будет еще волновать), дорогая это вещица или не очень, модная или нет.
Так что вопрос, с которым стоит разобраться сначала: почему мы реагируем на рекламные соблазны. Причины этого мы обсуждали в предыдущей главе, а вот от последствий вашей реакции зависит, как реагировать будут наши любимые дети: модель поведения дети всегда заимствуют у родителей. И привычки их закладываются с раннего детства. И отношение (правильное) к рекламе (да и ко всем остальным покупкам) надо формировать изначально — в первые годы жизни.
ПРАКТИКУМ
Право выбора
Очень хороший способ спастись от рекламного беспредела — вместе с ребенком учиться думать и выбирать. Детям всегда чего-то хочется, и побольше, побольше, но нам необходимо научить их разумному выбору, он еще очень пригодится в жизни.
1. Составьте список таких «хотений».
Если юный человек сам писать пока не умеет — пишите под его диктовку. Пишите, зачитывайте, что уже записали, спрашивайте, что надо бы еще записать, корректируйте по его желанию.
Если человек умеет писать — пусть сам и записывает. Скажите: «Я хочу сориентироваться», «Мне хотелось бы знать, как распланировать наши покупки», «Подумай, что тебе хочется больше всего, и запиши». Пусть пишет в колонку, под номерами. Пусть заносит туда все-все-все, что хочется приобрести. Советуйте, если ребенок попросит совета, но ничего не навязывайте.
Составлять такой список желаний лучше не с ходу. Дайте время все хорошенько обдумать. Подумали — записали — снова подумали и записали... Для вас здесь двойная польза: человек задумается над своими «хочу», как-то их систематизирует, а вы узнаете, чего же действительно вашему наследнику хочется. По списку легко узнать, чем человек особо интересуется, какие (и есть ли) у него увлечения, и даже — куда его заносит. Так у одного знакомого мальчика из 23 написанных пунктов 11 занимали компьютерные диски, 5 — компьютерные «железки» и не оказалось ни одного желания, связанного со спортом. Что вышло? Папа задумался: ребенка заносит в виртуальный мир, и он срочно купил коньки. Теперь каток — их любимое общее увлечение.
Может случиться такое: пока ребенок доберется до последнего пункта, кое к чему записанному выше он интерес потеряет и вычеркнет сам. Просто какие-то игрушки вышли из дворовой моды, или закончилась реклама, или он больше уже не завидует «тому мальчику». Это здорово, если такое будет: ребенок сам убедится, что не стоит верить всему подряд и хватать все подряд из того, что очень нахваливают другие люди, без чего-то можно прекрасно обойтись и попросить у родителей куда более ценную и необходимую для себя вещь.
Когда список «хотений» составится полностью, приступайте ко второму этапу.
2. Систематизируйте его.
Попросите ребенка выбрать самое важное. «Чего тебе хочется больше всего?» «Что бы ты хотел иметь в первую очередь?» Пусть решает самостоятельно, что ему нужно больше, что меньше (а в чем он и вообще не нуждается). Заранее предупредите:
♦ Определяя приоритетность покупок, вы воспользуетесь этим списком, то есть это ваша шпаргалка: что приобретается сначала, что потом.
♦ То, что написано, не значит «будет обязательно» (а вдруг он напишет: «хочу самолет, настоящий»?), но вы непременно учитываете его интересы и пожелания.
♦ Не критикуйте, что бы он там ни написал, просто — обсуждайте реальность и нереальность приобретения такой вещи.
Такие списки дети особенно охотно составляют, когда речь идет об их собственных финансовых сбережениях — из копилки. Вот тут уж лучше родителям совсем не вмешиваться. Даже если человек ошибется и купит не то, а потом пожалеет — это полезная ошибка. Она заставит и дочку, и сына в следующий раз лучше думать. Более сознательно подходить и к своему выбору, и к соблазнам рекламы.
Реклама всегда врет?
На вопрос «Чем забита твоя голова?!» Ирма спокойно так отвечает: «Умом».
Иные папы и мамы искренне считают, что с рекламой нужно бороться, причем радикально. По принципу «собрать бы книги все да сжечь». Но так как, ясное дело, исключить рекламу из жизни ребенка нереально, они заходят с другой стороны: старательно внушают своим детям, что «верить рекламе нельзя, все, что рекламируют, ерунда». Это соблазнительный, но опасный прием. Пока ребенок маленький, он вам поверит. И будет верить до тех пор, пока не попробует ту же рекламную шоколадку или чипсы и они — представьте себе — ему понравятся. И тогда возникнет закономерный вопрос: а можно ли маме-папе доверять? Их мнениям, вкусам, словам?
Ведь действительно, не все, что реклама предлагает, такое уж и плохое. Кое-что действительно полезно, да и потом, так трудно выбирать только те товары, которые не рекламируются. И увидев «Досю» около стиральной машины или «Растишку» в холодильнике, ребенок напомнит вам о том, что реклама всегда врет, так почему вы купились на это? Так что не стоит сбивать ребенка с толку.
Разумное отношение совсем не в этом.
Нам надо научить детей относиться к рекламе разумно. Дети должны знать, что первейшая задача продавцов (которые и заказывают рекламу) — продать свой товар. А наша задача — не купиться на эти слова и картинки, а купить то, что нужно, что тебе действительно необходимо.
Возрастные особенности
Мы, родители, чем-то похожи на канатоходцев. Нам все время приходится балансировать между «можно» — «нельзя», «разрешаю» — «не разрешаю», «куплю» и «не стану тебе покупать». Мы сами постоянно делаем выбор. И чтобы не сорваться, чтоб нас не заносило направо-налево, следует помнить о самом главном: о том, что любые поступки и просьбы детей нужно сначала понять.
Возрастные особенности2 — это не просто термин из психологии, это насущная необходимость, это знания, которые необходимы каждой маме и каждому папе (и бабушке, и дедушке, и всем остальным). Вы не ошибетесь, только зная потребности собственного ребенка.
Знаешь особенности развития — поможешь развитию, знаешь, что требуется в том или ином возрасте, — обеспечишь необходимым, знаешь потребности — не станешь размениваться по мелочам.
Сколько бы недоразумений и проблем исчезло, знай мы как следует возможности и потребности своего ребенка!
Однажды одна знакомая мама в ужасе мне сообщила, что ее дочка ворует. Да-да, ворует вещи у одноклассников. «Что делать? Что делать?» — паниковала мама.
А когда начала думать и разбираться, оказалось, что вовсе это не воровство. Скорее — отчаяние, попытка себя утвердить.
Есть вещи, которые детям просто необходимы. В наших глазах они могут выглядеть ненужными, незначительными — так, пустячком.
Девочка просила маму купить ей (не смейтесь!) альбом с бумажными куклами и одеждой для них. (Знаете, такие простенькие, там вырезаешь всякие платья-шляпки, вырезаешь куклу, ну и наряжаешь, и меняешь наряд). Мама не покупала принципиально («Третий класс, а все в куклы играет»!), а для ребенка это оказалось сущей трагедией. У всех девочек были такие наборы, а у нее нет. Все играли-менялись на переменках, а она — нет.
Вы уже поняли, что этот-то комплект девочка и стащила у одноклассницы.
Мама застукала дочку, когда та переводила бумажные наряды, используя их как трафарет, в свой альбом по рисованию. На допросе выяснилось, что дочка «хотела все перевести и картинки чужие выбросить». Выбросить, потому что боялась вернуть: вдруг застукают; перевести и раскрасить, чтоб «тоже на переменках играть».
Вопрос: кто виноват? Да никто. Ошиблась дочка (желание «иметь» перевесило); ошиблась мама: не учла, как важно ребенку этого возраста быть наравне с другими.
Все дети остро нуждаются в своей идентификации со сверстниками. То есть любому ребенку важно иметь то же, что есть у его друзей/подруг. Зачем? Чтобы его приняли за своего, чтобы лучше влиться в группу. Потому что иные детские вещи (игрушки, журналы, одежда) — на самом деле не просто вещи, это своего рода знак — знак узнавания «своих».
Есть вещи, в которых детям отказывать нельзя. Причем тут работает прямая закономерность: чем старше ребенок — тем важнее для него «знаковые» вещи. Особенно если они «есть у всех» — и ребенок боится быть «непризнанным в своем классе», и их рекламируют — то есть иметь их «круто».
Приглядитесь, как одеваются его сверстники, во что играют во дворе, какие игрушки носят в своих рюкзачках. Правда, и тут нужна дозировка. Всегда учитывайте, что есть что-то более важное, на чем помешана вся дворовая компания и без чего вашему ребенку обойтись действительно трудно. А есть проходное, так, незначительное, без чего он вполне обойдется. Желательно все-таки знать список детских приоритетов, тогда и лишнего не купите, и о важном (для сына и дочки) не позабудете. Впрочем, ребенок прямым текстом сообщит что. Ваша задача — провести естественный отбор. Отобрать из массы просьб и требований действительно самое необходимое («престижное»). И опять-таки: не переборщить.
ПРАКТИКУМ
Не пойду на поводу
Если у вас сил (и выдержки) не хватает сопротивляться требующему/рыдающему/уговаривающему вас ребенку — это практикум для вас.
Если систематически давать ребенку все, что он требует (и чего ему вдруг захочется), вы рискуете превратить свое ненаглядное чудо в вечно неудовлетворенное существо.
Что делать? Всего лишь научиться «сортировать». Отделить просьбы оправданные от «хотелок».
Отделяем, или несколько доводов в пользу родительского кошелька:
1. Довод первый. Приурочьте подарки к дате. Желание обладать тем, что есть у других (приятелей, друзей, одноклассников), понятно, и тут не стоит ребенку отказывать. Но вручите эту новенькую (достаточно дорогую) игрушку не просто так, а по поводу. Например, на день рождения. Заранее, когда ребенок просит и просит, вы можете его предупредить, пообещать, что — да, вы его понимаете, эта штуковина у него будет! Обязательно. Надо лишь по-до-ждать. Такой подход вдвойне полезен: а) юный человек получит то, что ему действительно необходимо «для имиджа»; б) будет учиться ждать (что очень полезно для дальнейшей жизни и вашего кошелька).
2. Довод второй. Сохраните магию подарка. Ну представьте: вот вы захотели новенькие туфельки — пожалуйста, по-отрясающее платье — пожалуйста, духи — тоже пожалуйста. И так каждый день. Вы будете радоваться этому ежедневному также остро, как долгожданному? Нет, наступит пресыщение. Так и у ребенка... Более того, очень скоро ребенок будет требовать подарок и возмущаться, если подарок «не такой!».
3. Довод третий. Ребенку полезно знать, что некоторые маленькие удовольствия надо заслужить. Он сделал приятное — вы сделали приятное. Как постоянный способ, такой прием не пойдет, но в дополнение — очень возможно. Когда ваше чудо что-то выпрашивает у вас, спросите его: «Почему? Почему я должна тебе это купить?» Пусть объяснит — за что, а вы рискуете узнать много интересного.
4. Довод четвертый. Если ребенок часто требует те или иные мелочи и приходит в отчаяние (гнев, печаль и тому подобные несимпатичные чувства) — это, скорее всего, означает, что он требует доказательств вашей любви. Да не нужна ему шоколадная фабрика, и даже пятая шоколадка-«медалька» совсем не нужна! Это эмоциональная просьба, обращенная к вашим чувствам, а не к вашему кошельку! Если вы постоянно уступаете и покупаете (а что, пустяк, не разорюсь же), ваш ребенок привыкнет, что главный ответ на все — материальные блага, что самое важное — вещи, предметы, а не любовь. Когда такие покупки вы заменяете лаской и вниманием — вы показываете юному человеку, что не все измеряется деньгами, что есть нечто более ценное... Ни количеством, ни стоимостью не измеряется любовь!
1 Кстати, в качестве эксперимента опустите кусочек сырой печенки в бутылку колы или любой другой газировки. Через два дня на глазах у ребенка его разъест или даже он полностью растворится — это неизменно производит очень сильное впечатление на подросших детей.
2 О возрастных особенностях и потребностях детей читайте в книге Заряны и Нины Некрасовых «Перестаньте детей воспитывать — помогите им расти».