
НЕ ХОЧУ ДОМОЙ!
...Каждое наше гуляние заканчивается сплошными скандалами. Вадик обожает играть в песочнице, его просто невозможно вытащить оттуда. Когда вытаскиваю и домой веду — такой вой поднимает, что перед людьми неловко. Я сама из-за него завожусь, могу накричать, могу отшлепать под горячую руку. Мне тут же становится стыдно, я клянусь себе, что больше так делать не буду, буду с ним по-хорошему. А по-хорошему никак не выходит. Может быть, он это перерастет? Но у меня уже сил не хватает.
Если ребенок домой не идет, значит, ему хорошо гуляется.
Порадуйтесь этому вместо того, чтобы сердиться на непокорного малыша. Сначала — порадуйтесь тому, какой ваш малыш деятельный и энергичный, и только потом приступайте к эвакуации капризного чуда из той же песочницы. «Прирос» и уходить не желает? Попробуйте не выдергивать малыша, как редиску из грядки, а, проявив смекалку и выдумку, домой малыша за-ма-нить. Пусть это станет игрой, и не столько его, сколько вашей: получится — не получится, кто кого?!
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Что делать? Нервы беречь
Вообще-то, гораздо проще не тратить нервы на приказы и воспитательные моменты, а настроить ребенка на нужную волну, играя со своим малышом, превратив серьезное дело в веселое: «Машинка возила песок, устала; поедем домой, покормим бензином!»
Способы завлечь и увести
Дайте ребенку возможность выбирать
Воспользуйтесь тайным приемом родителей — «выбор без выбора». Например, вы не спрашиваете, будет ли он собирать свои песочные принадлежности (это само собой подразумевается). Вы говорите: «Формочки положим в пакет или в ведерко?» Не выясняете, хочет он отправляться домой или нет, а уточняете: «Ты сам из песочницы выберешься или тебе помочь?», «Пойдем по этой дорожке или по той?» Таким образом вы переключаете внимание ребенка с того, что он должен сделать обязательно (а ему не хочется), на решение проблемы: а что для меня выгодней? Он может выбирать сам, и выбирает, и ему некогда сопротивляться.
Переключите детское внимание...
...с не очень-то интересного занятия («собирай игрушки, пошли домой») на какую-то приятную перспективу: «Если ты поторопишься, то по дороге мы поиграем в сказку».
Дети так устроены, что вечно что-нибудь не желают: убирать игрушки, есть гречневую кашу, чистить на ночь зубы, а по утрам заправлять постель, возвращаться домой с прогулки...
Почему? Ребенок не желает делать что-то просто потому, что это скучная необходимость, которую нужно выполнять обязательно. А то, что обязательно, — вечно не хочется. И тут детей можно понять: в конце концов, это ваше желание, а не их. Родители заботятся о здоровье и о режиме дня, о гармоничном развитии и о воспитании культурных навыков, о развивающей среде и массе всего уж-ж-асно необходимого. Мы-то знаем, что это в жизни ему пригодится. Но ребенка, в сущности, мало заботит собственное будущее, ему куда важнее, что происходит сию минуту. А сейчас вы им командуете («Идем, нам пора!»). У него нет выбора: подчиняйся — и все. Неинтересно и обидно.
Сделайте так, чтобы он за-хо-тел, превратите ваше желание в его собственное — и никаких проблем не возникнет. Иногда это просто, иногда потруднее, но возможно всегда.
Если, конечно, применить смекалку.
Чтобы такое дело (и все, о чем дальше расскажем) у вас получилось, необходимо:
а) действовать уверенно, спокойно и доброжелательно;
б) учитывать возрастные особенности (как всегда).
Причем «б» тут самое главное. Если вы вовремя вспомните и учтете пункт «б», то и «а» само собою получится.
Итак, в чем особенности разыгравшейся детворы столь мелкого возраста?
Маленьким детям весьма сложно переключаться с одной ситуации на другую, с одного вида деятельности на другой (особенно если эти ситуация и деятельность для него интересны).
Поэтому не вступайте с малышом ни в какие споры, ничего не старайтесь объяснить и доказать, а просто скажите: «Нам пора, пойдем» — и предложите что-нибудь интересное. Например, говорите: « Давай-ка ты будешь паровозиком, а я вагончиком. Ту-ту, поехали!» Возможно, малыш чуть-чуть и взбунтуется, но надолго его не хватит: новая развлекалочка! как здорово!
Вы не лишаете ребенка интересной игры, вы предлагаете замену — и тоже интересную так зачем же ему сопротивляться?
И еще. Вы, как обычно, говорите своему деловому товарищу: «Ванечка, пойдем домой!», а Ванечка не желает? Значит, для начала эти слова лучше вообще пропустить.
Если ребенок ушел в игру с головой, включайтесь в игру и вы. Пофырчите, как паровозик, и протяните своему малышу поясок или шарф, предложите: «Цепляйся скорее, поехали, вагончик, ту-ту-ту...» А если по дороге споете песенку — совсем хорошо.
Сначала — отвлечь и извлечь из песочницы и лишь по дороге ему сообщить, что вы домой направляетесь.
Это важно: день за днем, раз за разом уводить домой без слез и рыданий.
Тут самое главное, чтобы дурная привычка — бунтовать (и реветь, и сопротивляться), когда пора домой отправляться, — не закрепилась.
Впрочем, каждый день паровозиком не наездишься, так что предлагаем вам другие варианты бесконфликтного увода.
Играем и направляем, или 8 способов увести за собой
Способ первый. Сюрприз на веревочке
Возьмите с собой на прогулку веревочку или длинный шнурок. Привяжите к нему что-нибудь (шишку, забавной формы веточку, пластмассовую игрушку, большую пробку и т. п.). Спрячьте эту штучку в траве, положите за кустик. Вот вам пора отправляться домой, и тогда вы говорите нечто в этом роде: «Ванечка, посмотри-ка, что это там лежит? Что это, на веревочке? Ах! (И сами очень-преочень изумляетесь.) Все, на веревочку ваш карапуз попался: не бывает малышей, которые не клюнут на мамино изумление да аханье.
А зачем веревочка, спросите вы, если и так заинтересуется? Да чтобы домой идти было интересней: тянешь за собой веревочку, а «эта штука» едет за ней и гремит.
Выбирайте момент, когда ребенок чуть-чуть отвлекся от своего занятия, сделал маленькую паузу, закончил какой-то процесс (например, перевернул ведерко и создал свой куличик).
Способ второй. Сюрприз из кармана
Тактика та же, только интересную штучку никуда не привязываете, а просто достаете и ею любуетесь (играетесь) так, чтоб малыш увидел и слюбопытничал: чем это там мама заинтересовалась?
Способ третий. Заманивание
(Не путайте с уговорами и обещаниями!)
Если ваш дом из песочницы виден, показываете на окошко и говорите: «Ой, что это там такое? Пойдем-ка посмотрим...», и делаете первый шаг. Пока малыш озирается, быстренько складываете в сумку игрушки — и вперед, не давая ему опомниться.
Не настаивайте поначалу и не заставляйте малыша самому убирать игрушки! Это для него тяжело: песочница-то манит, поиграть-то опять захочется.
Способ четвертый. Смотри, смотри...
Вариант предыдущего, он особенно хорошо действует на совсем маленьких карапузиков. Просто берете на ручки (если выворачивается — внимания не обращаете) и, указывая куда-то, говорите: «Смотри, смотри... птичка какая/машина пожарная/ой, кто это едет?/какое большое гнездо...» Выбираете то «смотрение», которое малыша особенно привлекает.
Способ пятый. Сорочий
Малыши, как сороки, падки на яркое и блестящее. Покажите ему такое — через бортик песочницы, он потянется, переступит — и никаких беспорядков не будет. Особенно если с этим ярким/блестящим позволено поиграться.
Способ шестой. Кто быстрее
Устраиваете соревнование: «Кто быстрее соберет игрушки в это ведерко? Кто быстрее найдет совочек?» и т. п. Главное тут — не акцентировать внимание малыша на том, что «пора уходить». Акцент делаете на интересном занятии.
Способ седьмой. Помоги мне, пожалуйста!
Детишки обожают чувствовать себя полезными и нужными — вот и воспользуйтесь этим. Вариантов тут много: «Я забыла дорогу домой», «Ой, какая тяжелая сумка, без тебя не донесу» и т. п.
Способ восьмой. Домашняя песочница
Малыш, вероятно, очень любит игры с песком. (Между прочим, это хорошо: песок уважают и психотерапевты, так как игры с ним помогают решать многие психологические проблемы у детей и взрослых.) Предложите ему набрать полное ведерко и отнести его домой. Дома высыпьте в широкий низкий тазик, подстелите клеенку — и пусть играет. На первых порах последите, чтоб песок не растаскивался по квартире. Это сделать просто: разрешаете играть только в «домашней песочнице». Даже если малыш посопротивляется, настаивайте на своем — и очень быстро он примет ваши нормативы. (Дети уважают определенный порядок и правила, нужно только поначалу их к правилам приучить.) Тут главное — самой на первых порах не поддаться и четко обозначить, что можно, чего нельзя.
Итак, вы поняли принцип: если отвлекаете от интересного дела — предложите что-то другое, не менее интересное.
Принцип взаимовыгодного обмена приятен и справедлив — и для малышей, и для тех, кто постарше.
Что совершенно не помогает, если вы обращаетесь к малышу
1. Взывание к совести (такая категория, как «совесть», им еще неизвестна). До чужих (в том числе и ваших) проблем дела им пока нет никакого.
2. Стыдить, говоря «Какой плохой мальчик...». Показывать, как другие делают («А вот Ванечка маму слушается...»). Сделает неожиданные для вас выводы: Ванечку любит, а меня не любит. Поскольку ваша любовь для ребенка важнее всего, он всегда в глубине души боится, а вдруг не любят. Так что многие воспитательные меры детьми воспринимаются как нелюбовь или непризнание его хорошим, что тоже очень тяжело для детки.
ПОСМОТРИМ ПОГЛУБЖЕ
Вы помните, что сейчас для вас главное и ради чего заводится вся эта канитель? Не дать сформироваться дурной привычке: ныть и сопротивляться, а дома — рыдать. Вот вы без воплей увели малыша из песочницы — считайте, полдела сделано. А теперь делаем вторую половинку.
Подумайте вот над чем: а может, он из опыта знает, что дома ему будет скучно — скучно, вредно-вредно, и потому ни в какую идти не хочет?
Почему малыш дома плачет? (Малыши быстро забывают о своих неприятностях, и, если рев слишком долог, вероятно, это намек на то, что дома для него неприятности продолжаются.) Подумайте и постарайтесь понять: что может тут, в родной квартире, его не огорчить, а обрадовать?
Огорчает: мамина сердитость (и другие негативные эмоции), скука, какое-то занятие сразу по приходу домой, которое для него неприятно. Вот, пожалуй, и все.
Радует: мамино доброе настроение, интересное дело (игра, например, в «веселые раздевалки»), встреча с чем-то/кем-то приятным (например, любимая игрушка встречает/обнимает малыша), вкусное блюдо/маленький перекус (любимый сок в любимой бутылочке/кружечке, печеньице), любимая книжка, которую почитают, и т. п. В общем, ваша задача все та же: дать малышу почти адекватную замену того, чего он лишился, когда покинул свою песочницу.
Вина
Теперь о чувстве вины, которое вы испытываете, когда ребенок ведет себя непослушно. Тут еще проще: от вины (и стыда) спасает только одно: действие. Как только вы начнете экспериментировать и искать: а) причину детского рева, б) мирный способ возвращения с прогулки, «виноватиться» вам станет некогда.
А если сорвались и повели себя... сами знаете как — даже в этом случает можно и исправить/ся, и наладить/ся:
а) извинитесь;
б) выучите приемы, как остановить свой гневный порыв, взять себя в руки и успокоиться (как привести себя в чувство и успокоиться — см. главу 10);
в) останавливайте себя (применяя эти способы-приемы), как только почувствовали, что начали «заводиться»;
г) играйте; не воспитывайте ребенка, а играйте — то есть делайте так, чтобы вам вместе было весело и интересно.
И еще. Это, пожалуй, самое основное. Постарайтесь ребенка понять. На всякую (на всякую!) вредность есть своя причина.
— Я устала. Сколько мы гуляли? — спрашивает дочка.
— Часок, — отвечаю.
— Ты что? Час — это маленький. А мы гуляли часище!
Стойкий оловянный солдатик
Бывает и так. Вы сумели отвлечь малыша, повести домой, но по дороге он вдруг опомнился и потянул вас обратно. Вы не идете — и тогда ваше чудо начинает вести себя просто чудовищно.
Такое случается от усталости. Да-да, от усталости — малыши часто капризничают оттого, что просто силенки кончились. И пора отдыхать. Обычно достаточно взять малыша на ручки, обнять, пожалеть: ты устал? — и рыдания становятся тише.
Или — другая причина: такое случается по привычке. Малыш привык, что, если хорошенько поплачет, мама его пожалеет и... Такие капризы — увы, несимпатичный сигнал уже о распущенности.
Что делать вам? Настоять на своем. Нет, не стоять-уговаривать, а добиться, чтоб ребенок выполнил то, что положено.
А если хныканье все сильнее и сильнее, если малыш начинает драться, плеваться, закатит истерику?
Такие чрезмерные капризы лучше всего просто-напросто... не замечать. Игнорировать.
Что можно сделать
1. Отказать во внимании.
Лишить хулиганствующего малыша контакта с собой: зрительного: не смотреть; тактильного: не трогать, не гладить; слухового: вы не слышите и не говорите ему ничего. Вы просто стоите и ждете. Спокойно. Всем своим видом показывая, что вам до этого (того, что он сейчас вытворяет) дела нет.
И так до тех пор, пока вредность его не закончится.
А теперь — самое важное! Как только малыш прекратил свои безобразия, сразу же:
а) верните ему ваше внимание;
б) ведите себя так, как будто ничего не произошло.
Это даст ребенку почувствовать разницу: что такое «хорошо» и «плохо», когда он ведет себя недопустимо, а когда — правильно. Насколько бы странным это ни казалось, есть дети, которые этого не различают!
2. Обнимите, пожалейте, скажите: «Я понимаю, тебе было плохо...» Ребенок должен почувствовать: любить его вы стали ничуть не меньше. Но вести себя непристойно не позволите.
Насколько действенный этот способ, говорит вот такой пример — рассказ одной замечательной мамы.
У Алинки была такая вредная привычка: чуть что не по ней, ходит за мной, то ревет, то скулит, и голос такой противный, гнусавый делается. Я просто из себя выходила от ее подвываний. Я и объясняла, и бранилась, и наказывала даже — ничего не помогает. Да и как накажешь ребенка всерьез, если он и так плачет? Даже в ванной закрывалась: «Все, — говорю, — больше не выйду, пока по-человечески не заговоришь». Бесполезно. Ну не будешь же в ванной весь вечер сидеть!
И вот однажды она меня так допекла, что я... отключилась. Решила не обращать внимания. Взяла вату, заткнула уши и пошла посуду мыть. Пе-ре-жи-ваю! Вдруг чувствую — дергает меня за халат и... улыбается. Вытащила я эти беруши, обняла ее и говорю: «Ну, рассказывай, чем мы сейчас займемся?»
Теперь я всегда делаю так. Как ныть начинает — ухожу. Подходит, ноет — не обращаю внимания, на вопросы не отвечаю. А как только по-человечески заговорит — тут же реагирую. И еще нахожу момент и хвалю ее голос. Он у нее правда красивый, звонкий такой, чистый. А хныкать и ныть она вообще перестала.
Когда эту тактику нельзя применять
♦ Когда ребенок воздействует не на вас, а на что-то другое. Например, разбирает утюг на запчасти, кидает песком в приятеля.
♦ Когда ему угрожает опасность. Например, у дороги (даже если по ней в эту минуту не мчатся автомобили), в жаркий день на пляже (когда малышу угрожает солнечный удар) и в тому подобных ситуациях.
Впрочем, вы и сами это конечно же понимаете: в таких — потенциально опасных — ситуациях необходимо сразу же:
♦ запретить и остановить;
♦ заставить сделать как надо.
Никаких уступок и уговоров быть не может! Даже если придется хватать в охапку и тащить под осуждающие взгляды прохожих — хватайте и тащите.
Впрочем, дело до подобного редко доходит, если вы хорошо чувствуете своего малыша.
ВЫТИК-НЫТИК
Так жизнь сложилась, что мне приходится уезжать на несколько дней, оставляя ребенка у бабушки. Лерочка к этому уже привыкла, провожает меня уже без слез. Но вот когда я возвращаюсь, она сначала радостно на мне висит, как груша на дереве, а уже через час начинает завывать. Она ходит и ноет, воет, завывает, повизгивает и жалуется. Звук такой визгливый и противный, что зубы сводит. За полчаса можно просто сойти с ума от этого воя, но, конечно, расставаться с ним детка совершенно не желает — и просили ее, и ругали, и наказывали, и сами выли.
СКОРАЯ ПОМОЩЬ
Самый быстрый способ хныканье прекратить: взять малыша на ручки и покачать.
Вырос, на ручках не помещается? Подержите на коленях. Обнимите.
Отказывается? Поговорите. Сядьте рядом и поговорите. О чем-нибудь интересном. Задушевном.
Хныканье и нытье — это способ привлечь внимание. А раз человек так привлекает (даже несмотря на ваше искреннее возмущение), значит: а) не умеет иначе; б) иначе не получается.
Нытье чаще всего говорит о смятении чувств. Весь парадокс (и трагедия нытиков) в том, что они больше всего нуждаются в ласке, любви, внимании. В утешении. А вот этого-то они и получают как раз меньше всего: уж больно нытье достает окружающих. Вы скажете: как же, я и так его всего изласкала. Но это — на ваш взгляд, на взросло-рациональный. Печальное настроение (а тот, кто ноет, понятно, не весел) его самого достает, но в том-то и дело, что маленький человек просто-напросто не понимает, как можно высказаться/попросить «помоги мне»/своего добиться иначе.
Нет, мы не о том, что ноющему ребенку надо вечно идти на уступки. Мы о том, что необходимо: а) показать, что нытьем от меня ничего не добьешься; б) сделать так, чтоб ребенок поверил, что его услышат, услышат и без скулежа.
По существу, вам нужно сделать так, чтоб маленькому человеку ныть, обращаясь к вам, стало невыгодно.
Как это сделать? Отвлечь. Объяснить. Поддержать хорошее.
1. Придумайте (выучите, вспомните) песенку и начинайте ее напевать всякий раз, когда ребенок заноет. Нет, не надо дразнилки. Просто — забавную песенку. Во-первых, она отвлекает, во-вторых, это скоро станет сигналом юному человеку: смени интонацию, дорогой!
2. Предупредите. Свое ненаглядное (ноющее) чудо заранее предупредите: «У меня так устроены уши, что я не слышу, когда ты так говоришь». Если действительно пару раз «не услышите», вой будет заканчиваться сразу, как только детке что-то понадобится от вас (то есть уже через минуту).
3. Не реагируйте. Малыш обращается к вам с легким подвывом, а вы отвечаете ему как ни в чем не бывало — приятным, спокойным голосом. Как будто нет и не будет никакого нытья. Вы знаете, что удивительно: если делать так постоянно (главное, нервов хватило бы) — действительно не будет.
4. Поговорите. Малышу можно просто сказать: «Говори своим хорошим голосом!» (Говори хорошо!) Тому, кто постарше: «Я не хочу (мне не нравится), когда ты со мной говоришь таким голосом. Я люблю твой настоящий голос, красивый».
5. Удивите. Одна мама написала плакат «Я не слышу!» и повесила его себе на спине. Подходит хныкающий первоклассник — она повернулась спиной — он прочел. И... замолк от удивления.
6. Переспрашивайте ребенка: «Что-что? Ой, не поняла...» Обратите внимание: НЕ упрекаете малыша, а переспрашиваете доброжелательно, добиваясь того, чтобы он сказал то же самое, но нормальным голосом.
7. Обращайте внимание ребенка на его нормальное поведение. То есть вы охотно общаетесь с ним, когда он не ноет. А как только скулеж начинается — отстраняетесь. Но (обязательно!) тут же начинаете снова нормальное общение, как только ребенок нытье прекратил. Юный нытик быстро поймет: хочешь, чтобы мама была с тобой, — лучше уж говорить по-хорошему.
8. А может, отметить праздник «день без нытья»?
Поощряйте хорошее, нехорошее игнорируйте. Тут главное, чтобы ребенок понял: нытьем от вас ничего не добьешься. Вот так.
Ну представьте: вы приходите к своему начальнику попросить об отгуле. И точно знаете: стоит как следует поприставать/пожаловаться/поныть/поскулить — и отпуск у вас в кармане. Знаете, ведь такой прием сработал и в прошлый, и в позапрошлый, и в поза-позапрошлый раз. Разве вы этим не воспользуетесь, а?
Если нытье стало привычным способом общения с вами — стоит помочь ребенку взглянуть на себя со стороны. Попробуйте:
9. Поныть так же, как он. Собезьянничайте. «Ма-а-а-ам...» — говорит ваша дочка. «Что-о-о-о?!» — отвечаете вы.
В таком духе можно проводить целые диалоги. И будет совсем идеально, если доведете ситуацию до абсурда, так что в конце концов рассмеетесь. Но! Этот соблазнительный способ совсем не подходит для маленьких: малыши не поймут вашего иронического настроения и расстроятся еще больше. А вот поныть перед школьником, чтоб он себя же узнал, — в самый раз.
10. С малышом поиграйте. Малышу лучше всего показать, как несимпатично нытье, в самой что ни на есть игровой форме.
Просто возьмите игрушку и превратите ее в Большого Нытика. Пусть она говорит плаксивым голосом, пусть пристает к малышу и скулит, и выпрашивает, и ноет. Разыграйте забавные сценки. Вот завелся у мамы-зайчихи зайчонок-скуленок. И примеров из жизни побольше, таких ситуаций, которые подкидывает вам ваш малыш. И как мама ему объясняла, почему надо говорить своим голоском, настоящим, и как другие зверята не хотели играть с ним: думали, что заболел. И как ваш зайчишка исправился. Можно устроить так, что ваш ребенок будет объяснять своей игрушке-зверушке, почему все другие прячутся от него — белка в дупло, медвежонок — в берлогу... Пусть он покажет, как надо говорить и просить правильно, вежливо, своим собственным заячьим голосом.
11. Если вам повезло и вы посмотрели мультфильм или фильм, где у героя «ноющее» поведение, — обязательно побеседуйте с ребенком об этом. Сразу, по свежим следам.
Вот некоторые вопросы:
— Тебе нравится этот герой?
— Как ты думаешь, почему он так разговаривает?
— Как к нему относятся приятели?
— Как ты думаешь, ему такое поведение помогает или мешает?
— А как надо было сказать, чтоб другим понравилось?
— Чей голос понравился тебе больше всех?
— Почему?
12. Привлекайте технику (новые информационные технологии). Они дают нам великолепные возможности, так почему же ими не воспользоваться? Запишите на диктофон нытье своей детки. Сделайте фотографию кислой мордашки. Проведите видеосъемку — запишите хоть на тот же мобильник.
Но всех этих мер будет конечно же мало, если по-настоящему не разобраться с тем, что стоит за нытьем/скулежом/ канюченьем. Нытье — это лишь форма, и чтобы форму сменить, нужно понять содержание.
Замечали? С кем-то ребенок ноет почаще, с кем-то пореже, а с кем-то обходится совсем без нытья.
Если ребенок хнычет время от времени — не мешайте: у всех бывает плохое настроение, и каждый по-своему, как умеет, выпускает свой пар.
Перетерпите. А чтобы терпенья хватило: порадуйтесь за ребенка, порадуйтесь, что он своевременно избавляется от негатива. И — помогите понять, а что же его так допекает?
А вот если нытье повторяется регулярно — это другое дело. Если это становится стилем поведения — и таким неприятным стилем, что вы, как грушу, готовы его отрясти, — пора. Пора по-серьезному разбираться. Именно — разбираться, потому что ругать (так же как и останавливать, наказывать, уговаривать, стыдить) бесполезно: от хронического нытья эти «лекарства» не помогают. Наоборот: чем больше вы их применяете, тем больше ребенок привыкает скулить.
Почему?
Потому что с помощью вот такой «приставучести» и подвывов ребенок или избавляется от до-о-олгого внутреннего напряжения, или добивается чего-то от вас самым привычным способом, который «прокатывает» всегда. А иногда — и то и другое.
А еще при этом бывает так, что сами родители активно способствуют тому, чтоб их ребенок превратился в вытика-нытика.
Определить, так или не так, вам поможет этот маленький тест.
ТЕСТ
Так или не так
Ответьте на эти вопросы:
№ 1. Ребенок ноет. Вы раздражаетесь. Чем больше вы раздражаетесь, тем:
А. Больше (и чаще) ноет ребенок. Б. Быстрее он притихает.
№ 2. Когда мой ребенок не в настроении, он вообще частенько:
А. Хандрит.
Б. Хамит.
№ 3. Вместо тихого часа ребенок устроил тихий кошачий концерт. Вы делаете замечание.
А. Завывания только усилились.
Б. Установилась долгожданная тишина.
№4. Предположим, что вы уже достаточно долго учите своего малыша читать (или писать, или считать), а у него не идет это дело. И тогда вы твердо решили: А. Продолжать, продолжать, продолжать.
Б. Сделать паузу: еще есть время, не буду так его и себя напрягать.
№ 5. Если случилась какая-то крупная неприятность, ребенку вы об этом:
А. Не говорите, переживаете тайно.
Б. Говорите и переживаете вместе.
№ 6. Вы собираетесь пойти на дальнюю прогулку. Готовите бутерброды, укладываете походную сумку. А сынок крутится тут же и в сто первый раз к вам приближается, чтобы снова с нудным подвывом пожаловаться/сказать/попросить... Если вы не выдержите и хорошенько прикрикните, он: А. Все равно подойдет — в сто второй.
Б. Нахмурится и отойдет, и надолго.
№ 7. Вы часто бываете вместе с ребенком, наедине?
А. К сожалению, редко.
Б. Редко, зато когда вместе, мы неразлучны.
№ 8. Ваш ребенок совсем расхныкался-раскапризничался, и вы сказали ему, что ведет он себя как маленький. А. Капризы усилились.
Б. Раздался протестующий вой.
Результаты
Если в большинстве случаев вы выбрали вариант А, можно точно сказать, что вы изо всех сил помогаете своему ребенку стать первоклассным нытиком. Увы.
ПОСМОТРИМ ПОГЛУБЖЕ
Замечали? Чем больше вы раздражаетесь, тем, как правило, упорнее и сильнее ноет ребенок. Почему? Потому что нытье — это скрытая просьба. И просит он, скорее всего, не то, что нытьем выцыганивает у вас в данный момент.
Есть два очень хороших вопроса, которые стоит себе задать родителям нытиков:
Первый: что происходит с ребенком?
Второй: что происходит со мной и в нашей семье?
Все как всегда. Нужно искать причины, а не только бороться с симптомами.
Дети манипулируют с помощью нытья, когда замечают ваши противоречивые чувства.
Какие? Смятение, смущение и виноватость.
Частая картина в наших небольших городках: родители отправляются на заработки, ребенок остается на попечении бабушек. И вот мамы, скучающие по сыну или дочке, восполняют в выходные этот пробел. Их можно понять: воспитывать, всерьез заниматься чем-то — сил не хватает, хочется отдохнуть. И — вместе со своим ненаглядным чудом устроить праздник! К сожалению, нередко получается праздник нытья: чуть мамочка отвлекается — призывы-подвывы. К сожалению, дети быстро приходят к выводу, что мама/папа обязаны каждую секунду им принадлежать. Почему мы на эту удочку попадаемся? Из чувства вины. Оттого, что сами считаем: мы принадлежим им от макушек до пяток, и шаг в сторону, и неисполнение просьбы наказывается нытьем (или воплями).
Что делать?
1. Разберитесь с собою. Стряхивайте с себя «виноватость». Это — то самое напряжение, которое немедленно уловит ребенок. Просто возьмите чистый лист и напишите:
«Если я буду там-то работать... Если я буду работать рядом».
И — список всех «плюсов» и «минусов». И — что перевесит. Вам необходимо себя убедить в разумности принятого решения. То оно или иное — не важно, важно, чтобы вы знали: это решение лучшее из всех, что я могу принять сейчас.
2. Поддерживайте регулярную связь1 со своими детьми, когда вас нет с ними рядом. Телефон, а для старших еще и Интернет — чудесная вещь для общения. Записки, записи на видео и т. п.
3. Когда приезжаете — не выбивайте ребенка из привычного ритма жизни. Ваше появление — и так уже стресс. Да, стресс радостный, но и такой создает напряжение. Днем малыш спит? Старайтесь укладывать в то же время. Слушает сказки на ночь? Рассказывайте и вы. Конечно, отличия будут, но в целом вы должны вписаться в привычную картину мира ребенка. И не следует заваливать его сладостями и игрушками, иначе вы привьете уверенность в том, что обязаны ублажать ребенка.
4. Распределяйте время рационально. Занимаетесь с ребенком, но время от времени выделяйте время и на себя. Например, сходили вместе в парк, в кафе, вернулись... и каждый (пусть ненадолго) занят собой.
5. Заведите совместные ритуалы. Будет просто некогда ныть, если дочурка знает, что, например, в субботу после обеда вы готовите (вместе) вкусное блюдо — салат или пирог. А в воскресенье цветы поливаете или с утра идете на ту самую спортплощадку, «куда бабушка меня не водит», и там вволю гоняете с сыном в футбол (или хоккей, или... да что вы любите — то и сделайте ритуалом).
Если ребенок ноет, так сказать, порционно-выборочно (только при маме, например), а общий тон разговоров вполне приемлем для слуха, если он довольно быстро переходит на свой настоящий тон — вам помогут такие лекарства.
Условие: не бросать. Одна, две, три недели — и все непременно наладится. Терпения вам и любви.
А чтобы терпения хватило — вспомните:
хроническое нытье — знак того, что на душе у ребенка какая-то тяжесть.
Дети, ноющие постоянно, загоняют себя в ловушку. Они так выматывают взрослых своим скулежом, что взрослые раздражаются, отстраняются от них.
А им как раз наоборот — нужно внимание, ласка, добрые разговоры и по-ни-ма-ние.
Сын пристроился около мамы и спрашивает: — Мам, ты у меня самая главная женщина, правда?
— Ну конечно, радость моя.
— А я у тебя самый главный мужчина?
— Ну конечно.
— Ой, счастье-то какое! Прямо как арбуз.
Отчего еще нытье превращается в стиль поведения?
Оттого, что причина, его породившая, не исчезает.
Если надели туфли, которые жмут, — натрете мозоли. Если надумаете бродить под палящим солнцем без головного убора — вполне вероятно, получите солнечный удар.
Не будет причины — не будет и следствия.
Так и тут. Причин (и поводов) для нытья у детей великое множество. Бывает (и часто), что сразу не угадать. Но нам бы понять направление поиска...
Возможно, что мы повторяемся, но это действительно важно, с этого надо начать.
Определяйте, решайте:
1. Что за причина заставляет ребенка постоянно ныть и канючить?
2. Что можно сделать, чтобы ее устранить?
Как река вбирает в себя маленькие речушки, так и в большую причину нытья «вливаются» «малые реки» причин.
Мы называем общее. А вам — возвращаться к истоку. И найти тот исток, источник, с которого все началось. Ведь было же время, когда он/a не ныл/а? Не скулил/а, не плакал/а просто так, постоянно. Что изменилось? Когда? Почему? Постараться ребенка понять.
Вполне вероятные причины
Посмотрите: возможно, здесь есть и ваша.
1. Опасается за себя. Опасается за кого-то. Такое часто случается в семьях, где родители ссорятся и каждый (или кто-то один) пытается перетянуть ребенка на свою сторону.
Вот типичный пример: муж часто стал задерживаться на работе, и мама стала сынишке твердить: «Папа нас не любит...» Что остается сыну? Не верить маме? Поверить и испугаться? Решить: он сам такой нехороший, что папа не может его любить? И первое, и второе, и третье — ребенок все берет на себя.
2. Боится, что не соответствует требованиям и ожиданиям родителей.
Плохо ведет себя, о чем ему часто так и сообщают. Учится плохо, то есть хуже, чем хотели бы родители. Не умеет делать того, что положено... умеет, но получается хуже, чем у других... и т. д., и т. п.
3. Затаившийся стресс, длительные переживания, которые не получается ни с кем разделить.
Почему-то ребенок не может (а может, не умеет) открыто сказать, что его мучит, и потому «говорит» вот так, вечным нытьем.
Нам всем необходимо делиться. Любому человеку (а ребенку тем более) нужна та жилетка, в которую можно выплакаться. Чтобы поняли и посочувствовали, чтобы — пожалели, в конце концов. А вот когда этой жилетки нет — беда, страдания не уменьшаются. Копятся, копятся и выходят вот так, «порционно», длительным вредным нытьем.
Да, хроническое нытье — это плохая привычка.
Но хроническое нытье — растерянность и/или боль, затаившаяся в душе юного человека. Помогите ее унять!
1 О том, как поддерживать тесный контакт на расстоянии, чтобы ребенок не почувствовал себя брошенным, мы рассказываем в книге «Сказочные возможности».