Беседа об одиночестве
Беседа об одиночестве может быть использована в практике психологического консультирования для выявления ситуаций депривации в опыте ребенка, его способности к их осознанию, а также для определения направлений коррекционной работы. Особенно актуально ее проведение с подростками, лишенными родительского попечительства, так как их опыт ограничения необходимых социальных контактов может иметь различные последствия, обусловленные способностью конкретного ребенка к осознанию неудовлетворенности межличностных потребностей.
Беседа об одиночестве позволяет выявить наличие в опыте ребенка переживания данного состояния и его актуальность, определить сферы социального взаимодействия, в которых оно проявляется («ребенок — ребенок», «ребенок — группа сверстников», «ребенок — взрослые»), а также определить способность подростка к осознанию собственных переживаний и переживаний других людей.
Беседа включает следующие вопросы:
1. В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким?
2. Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?
3. Долго ли длится это состояние?
4. Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?
5. Кого можно назвать одиноким человеком?
6. Что чувствует одинокий человек?
7. Как он себя ведет?
8. Может ли человек почувствовать себя одиноко в семье? Почему?
9. Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других детей? Почему?
10. Чувствовал ли ты себя одиноко? Когда? В каких ситуациях?
11. Может ли одинокий человек стать неодиноким? Что для этого нужно?
Одиночество во временной перспективе представлено вопросами № 1, 2, 3, 4, 11. Одиночество может рассматриваться как хроническое состояние, характеризующееся тем, что человек не может установить удовлетворяющие его социальные связи в течение длительного времени; ситуативное одиночество, возникающее в результате стрессовых жизненных ситуаций; преходящее одиночество, характеризующееся кратковременностью, и одиночество в возрастном аспекте.
Осознание одиночества как продукта личностных (психологические особенности одинокой личности), средовых (отсутствие социального партнера, семьи и т. д.) и ситуационных факторов выявлялось с помощью вопросов № 1, 5, 8, 9, 11.
Как показали результаты исследования, подростки могут представлять различные по длине реестры ситуаций переживания одиночества и категории одиноких людей. Респонденты различаются по характеристикам переживаний, сопутствующих этому состоянию, и характеристике внешних проявлений этих переживаний. Логичность, связность представлений об одиночестве свидетельствует об уровне социального интеллекта.
Наиболее значимыми для коррекционной работы являются вопросы № 10, 11. Эти вопросы выявляют опыт переживания одиночества, осознание возможных путей выхода из этого состояния или переживание безысходности.
Как показали результаты исследования, опыт переживания одиночества представлен в равной мере у подростков, проживающих в интернате и в приемных семьях (около 70%). Выход из состояния одиночества не видит лишь 1% опрошенных детей. Остальные подростки связывают избавление от одиночества с поиском друга, обретением семьи, достижением компромисса в конфликтных ситуациях, снижением значимости психотравмы, изменением эмоционального состояния. Причем подросток может занимать активную (например, «изменить жизнь») или пассивную (например, «одинокому человеку, чтобы он не был одиноким, надо сказать что-то веселое») позицию по отношению к выходу из состояния одиночества. Первая стратегия поведения представлена в 81% ответов подростков, проживающих в интернате, и в 84% ответов детей из приемных семей.
Активная позиция характерна для большинства подростков независимо от их опыта переживания состояния одиночества.
Особый интерес представляет концепция одиночества и депривационные факторы, обусловившие его пассивную позицию. Концепция одиночества большинства детей, придерживающихся такой позиции, содержит внешние факторы, не зависящие от ребенка («когда у него никого нет», «без родителей», «когда родители сильно ругают ни за что, чтобы все зло на него сложить»). Эти дети не выделяют личностные детерминанты одиночества.
Выход из состояния одиночества 73% детей видят в установлении дружеских отношений со сверстниками («наблюдать за всеми, выбрать самого лучшего друга, подружиться с ним, тот друг подружит со своими друзьями, и пойдет так дальше», «надо помириться с другом»); 10% подростков определяют выход из состояния одиночества с позиции взрослого («помириться с женой», «завести жену, ребенка, свою семью»); 7% — видят выход в достижении признания окружающих («самому быть более разговорчивым и дружелюбным»); для 6% выход — это изменение эмоционального состояния («надо его развеселить», «веселиться»); 3% подростков указывают на необходимость разрешения проблем в семье и в группе сверстников одновременно («надо наладить отношения с близкими, завести друзей»).
На вопрос «Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?» подростки из интернатов, так же как и приемные дети, в 54% ответов указали на детей, в 40% — на взрослых, в 6% — на взрослых и детей. Такое соотношение выборов может говорить как об актуальности проблемы одиночества в подростковом возрасте, так и о сходстве по степени воздействия психотравмирующего опыта у детей из интерната и из приемных семей.
В качестве причин одиночества взрослых подростки выделяют отсутствие у них детей, отмечают преимущества детского возраста («дети могут поиграть, а взрослые нет», «когда беда, взрослые не могут ни кому поплакаться, а дети могут пожаловаться, родители вытащат их из этой ямы»), указывают на более широкий спектр проблем, имеющихся у взрослых, и на более глубокое их осознание («у взрослых все намного серьезнее», «взрослые больше понимают, чем дети»). Возникновение чувства одиночества у детей связывается с тем, что они остаются без родителей («вот у меня, например, нет мамы, мне одиноко»), и с зависимым положением детей («детей иногда не берут куда-нибудь», «дети маленькие и их часто обижают»).
Отвечая на вопрос «Кого можно назвать одиноким человеком?», дети выделяют причины одиночества (40%), категории одиноких людей (26%), дают характеристики поведения (15%) и эмоционального состояния одинокого человека (5%). Не смогли определить тех, кого можно назвать одиноким, 8% опрошенных подростков.
Среди причин одиночества можно выделить отсутствие друзей, близких, смерть родных. Сопоставление выделенной причины одиночества с ответами на другие вопросы позволяет увидеть глубину переживания собственного депривационного опыта или его отсутствие.
Например, Дима Б., 13 лет, из приемной семьи отметил, что одиноким можно назвать того, «у кого кто-то умер». Раскрывая частотный и временной аспекты одиночества, он указал на то, что «у кого сложилась семья — они живут хорошо, грусти и печали нет. А у некоторых, если умер родной человек, — это трудно пережить. Это длится, повидимому, долго, но оно проходит, но ты помнишь этого человека». Эмоциональные переживания и поведенческие проявления одинокого человека подросток представил в следующем описании: «Чувствует утрату, боль на сердце, он становится одиноким, ему не с кем поделиться своей печалью. Не находит себе места, ходит из угла в угол или лежит».
Таким образом, смерть близкого человека наложила отпечаток на все составляющие его концепции одиночества.
В нашем исследовании среди категорий одиноких людей, представленных детьми, лишенными родительского попечительства, мы обнаружили такие группы: дети, взрослые, пожилые люди, холостяки, сироты, сами респонденты.
Одиночество как психологический феномен включает в себя наличие депривации, ее осознание, негативную эмоциональную и поведенческую реакцию на нее. Если подросток указывает лишь на одну из составляющих одиночества, то мы можем говорить о начале формирования представлений о нем и, возможно, об отсутствии опыта именно этого переживания.
Если в основе выделения категории «одинокий человек» лежит характеристика поведения, то с высокой долей вероятности мы можем сказать, что вся концепция одиночества ребенка может иметь противоречивый характер и не отражать его собственного опыта.
Приведем пример беседы психолога с Александром В., 12 лет, воспитывающегося в интернате.
1. — В каких ситуациях человек чувствует себя одиноким?
— Когда его обидели, когда у него нет друзей, когда он один сидит дома.
2. — Как ты думаешь, часто ли люди чувствуют себя одиноко?
— Нет, потому что они не всегда бывают грустными. Бывают праздники, когда они веселятся.
3. — Долго ли длится это состояние?
— Нет.
4. — Кто чаще чувствует себя одиноко: дети или взрослые? Почему?
— Взрослые, когда они работают им скучно без своих детей.
5. — Кого можно назвать одиноким человеком?
— Когда он ходит со смурным лицом.
6. — Что чувствует одинокий человек?
— Поскорей бы ему найти друзей, чтобы он хорошо жил, никогда не грустил.
7. — Как он себя ведет?
— Ходит тихо, никого не задевает.
8. — Может ли человек почувствовать себя одиноко в семье? Почему?
— Может, когда его все достали, он сидит в комнате и чувствует себя одиноко.
9. — Может ли ребенок почувствовать себя одиноко среди других детей? Почему?
— Может, среди детей нет матери и отца.
10. — Чувствовал ли ты себя одиноко? Когда? В каких ситуациях?
— Нет.
11. — Может ли одинокий человек стать неодиноким? Что для этого нужно?
— Да, найти себе друга и чувствовать себя хорошо.
Выделение категории одиноких людей на основе их эмоциональных характеристик свидетельствует о способности подростка обозначить спектр переживаний одинокого человека, а также о невозможности выделить их причины. Вероятно, данный тип отражения обусловлен способностью к установлению причинно-следственных связей и низким уровнем сформированности социального интеллекта. В данном случае уровень социального интеллекта определяет понимание того, каков одинокий человек в глазах большинства людей, но не дает возможности увидеть причины одиночества.
Подростки, имеющие опыт переживания одиночества, но не назвавшие тех людей, которых относят к одиноким, воспользовались формулой: «Мои переживания не есть основание для того, чтобы меня или кого-либо другого назвали одиноким человеком».
При анализе ситуаций, в которых человек чувствует себя одиноким, в качестве источников депривации респонденты выделяли в первую очередь сверстников (55%), родителей (24%), жен (3%). Причем в 40% случаев не были выделены источники одиночества, а в 19% — ответы были поливариативны. Такое распределение выборов источников одиночества может говорить об отражении в концепции одиночества возрастных особенностей подростков и специфики их социального окружения (при отсутствии семейного воспитания для интернатских детей более актуальной становится потребность в общении со сверстниками). Неспособность выделения источника одиночества может быть сопряжена с вышеупомянутыми проблемами социального интеллекта детей, лишенных родительского попечительства.
При анализе описаний одиночества обнаружены разные стратегии приписывания его причин: обстоятельственная атрибуция, связанная с внешними условиями, и личностная атрибуция, когда причина определена личностными особенностями одинокого человека.
Рассматривая ситуации переживания одиночества, 34% респондентов использовали обстоятельственную атрибуцию, например: «когда его обидели», «когда его все покинули», «когда презирают»; 16% подростков прибегали к личностной атрибуции, полагая что человек чувствует себя одиноким, «когда нечем заняться», «когда ему скучно, он обижен, ему грустно, когда неловко и стесняешься», У 50% опрошенных причина возникновения подобных ситуаций не локализована, например: «когда нет друзей».
При наличии у респондента опыта переживания одиночества личностная атрибуция имеет позитивную нагрузку, так как она дает возможность активного противостояния данному состоянию. Однако при отсутствии такого опыта указание на личностные причины одиночества, по-видимому, свидетельствует о низком уровне развития у подростков эмпатии как способности к сопереживанию.
Так, Люба Б., 16 лет, опекаемая, имеющая самый высокий индекс агрессивности по выборке испытуемых, указала, что «человек чувствует себя одиноко в ситуациях, когда ему кажется, что все от него отвернулись». Вместе с тем она полностью отрицала собственный опыт переживания одиночества.
При анализе отражения личностного опыта в собственной внутренней концепции одиночества было установлено, что он отражен у 54% респондентов, 11% респондентов указали на наличие этого опыта, но не раскрыли его, в 35% ответов опыт одиночества не отражен. Наличие двух последних категорий респондентов может быть обусловлено как низким уровнем осознания ими депривационных факторов, так и действием у них защитного механизма — вытеснения. И в том и в другом случае это затрудняет работу психолога с детьми, имевшими опыт депривации.
В ответах детей, отразивших в своей концепции собственный опыт переживания одиночества, наиболее представлены проблемы, связанные с отсутствием друзей. В теории Дж. Боулби и М. Эйнсворт говорится о том, что установление благоприятных отношений с матерью как первичным объектом привязанности облегчает установление позитивных отношений со вторичными объектами привязанности, к числу которых относятся сверстники, значимые взрослые и т. д. Дети, лишенные родительского попечительства, имеют нарушения в отношениях с первичным объектом привязанности. Это затрудняет установление позитивных связей в кругу сверстников, которые необходимы для разрешения задач собственно подросткового возраста и для адаптации к условиям интерната.
Ситуативное отражение опыта одиночества в концепциях детей является вторым по частоте встречаемости. Наши данные можно соотнести с выводами И. В. Дубровиной и А. Г. Рузской, которые также отмечали ситуативность, проявляющуюся в самых разных сферах деятельности, сознания и личности ребенка, как существенное отличие детей, растущих вне семьи, от детей, живущих в семье.
Те концепции, в которых представлен опыт переживания ситуаций отвержения сверстниками и непонимания ребенка окружающими людьми, отражают проблемы социальной компетентности и развития коммуникативных навыков исследуемой категории детей. Данные индикаторы одиночества позволяют определить стратегию работы психолога: тренинг коммуникативной компетентности, уверенности в себе и т. д.
Возможно, в концепциях одиночества, основанных на отражении негативного эмоционального состояния, спроецировано актуальное состояние подростков, или они обусловлены неспособностью к осознанию факторов, приводящих к переживанию одиночества. В данном случае взаимодействие психолога с ребенком должно быть основано на изменении эмоционального состояния детей и (или) на развитии их социального интеллекта.
Единичными являются случаи, когда подростки связывают переживание утраты родителей с образом одинокого человека. Вероятно, для большинства наших респондентов утрата близких потеряла свою актуальность, что обусловлено защитной функцией психики.
Сопоставляя описания портретов счастливого взрослого и счастливого ребенка с концепциями одиночества, мы обнаружили общую закономерность их формирования: депривационный опыт детей, оставшихся без попечительства родителей, отражается в них.
Психотравмирующий опыт детей, оставшихся без попечительства родителей, отражен как в субъективных концепциях одиночества, так и в портретах счастливого человека. При этом представления о счастье определяют собственный индивидуальный прогноз ребенка относительно вероятности переживания состояния субъективного благополучия, то есть выполняют роль своеобразного самореализующегося пророчества их будущего. При определении стратегии психологического сопровождения следует учитывать возможность возникновения деструктивных образов будущего и (или) пассивной позиции в отношении реализации жизненных планов. Лишь своевременное и грамотное участие в становлении подростков поможет им позитивно реализовать себя.
Беспомощности подростков и психологическое консультирование
Беспомощность как состояние
Слово беспомощность связано с тремя основными смысловыми аспектами: не могу справиться сам, не получаю или не могу попросить помощи от других, нахожусь в дискомфортном состоянии. Всем знакомо болезненное чувство беспомощности: на вызов реальности человек не способен ответить действием. В этом состоянии слабо осознается внешняя ситуация, но отчетливо звучит внутреннее «нет», означающее отказ от деятельности ввиду неблагоприятного прогноза любых действий.
Это состояние у детей и подростков обычно связывается с конкретными сферами жизни: затруднительные ситуации, отношения с родителями, отношения с противоположным полом, учеба, деньги, болезнь близкого человека, здоровье, планирование (поведение во времени) и т. д. У отдельных детей беспомощность выступает как доминирующее чувство (состояние, способ реагирования) — почти во всех сферах.
Состояние беспомощности детей часто обращает на себя внимание родителей. Отказ беспомощного ребенка от решения задачи срабатывает раньше, чем его ориентировочная реакция, так что ответ «я не могу» можно получить на задание, которое ему заведомо посильно.
Беспомощность — трансовое или измененное состояние сознания. Это проверяется прямым воздействием: если в процессе терапии клиенту предлагается: «Вспомни то состояние беспомощности, в котором ты был тогда, побудь немного в нем», — то наблюдается состояние, которое характеризуется как частичная потеря контакта с реальностью. Такие состояния хорошо описаны в современной литературе по гипнотерапии.
Беспомощность может быть устойчивым состоянием. В современном быстро изменяющемся обществе России часто встречаются люди, имеющие существенные трудности в выборе своего поведения, отношений, способов реагирования. Их ответом на вызовы реальности является капитуляция, отказ изменить себя. В этом контексте беспомощность является проблемой практической, требующей не только исследования ее истоков, условий возникновения, но и методов психологической коррекции или терапии.
Есть основания считать эту проблему первостепенно значимой для психологического обеспечения любой работы с детьми. Ниже мы дадим необходимые ссылки на два из таких оснований. Это, во-первых, связь беспомощности с психосоматическими заболеваниями и, во-вторых, — с проблемами зависимостей, такими, как алкоголизм и наркомания.
Беспомощность как регрессия
По-видимому, переход от обыденного употребления слова «беспомощность» (Hilfslosigkeit) к употреблению его как термина произошел благодаря З. Фрейду. Состояние беспомощности, по З. Фрейду, есть нечто объективно данное — это состояние новорожденного, в котором ребенок не способен к упорядоченным и эффективным действиям, — двигательная беспомощность. Если же некоторая потребность порождает напряжение и управлять ею психика пока еще не в состоянии, то это было обозначено Фрейдом как психическая беспомощность.
Мысль об изначальном состоянии беспомощности лежит в основе нескольких направлений психоанализа. При теоретическом осмыслении страха Фрейд рассмотрел утрату и разлуку, приводящие к накоплению напряжения и возбуждения, с которыми субъект не может справиться, как признаки «внутренних опасностей».
Состояние беспомощности младенца предполагает полную зависимость его от матери и оказывает сильнейшее влияние на структуру его психики в плане отношений со взрослыми. Состояние беспомощности субъективно есть прообраз (аналог) травматической ситуации вообще: Фрейд говорит об утрате или разлуке, приводящей к напряжению, или о возбуждении, с которым субъект не справляется в связи с описанием состояния беспомощности. Наконец, как Фрейд, так и другие авторы указывают на краткость периода внутриутробного развития человека, приводящую к беспомощности младенца.
Беспомощность как результат репрессивного обучения
Концепция обученной беспомощности (helplessness) была предложена в начале 70-х годов американским психофизиологом М. Селигманом. В первых экспериментах с животными были созданы условия, сочетающие наказание с безвыходностью. Если после этого животное помещали в ситуацию, когда оно могло избежать наказания и найти выход, то оказывалось, что поиск этого выхода животное не производит. Исследования на людях подтвердили эти результаты. Затем обнаружилось, что обученная беспомощность имеет тенденцию к генерализации, то есть будучи получена в одном процессе, она может распространяться на другие.
Основное объяснение феномена обученной беспомощности поначалу сводилось к неуправляемости. Человек в травматической ситуации, как и животное, обучается тому, что конечные результаты не зависят от его действий, и затем ожидает этого в ситуациях «вызова». Ожидание приводит к развитию мотивационных и когнитивных последствий: снижается мотивация к поиску действий, которые могли бы изменить ситуацию, и снижаются прогностические возможности относительно влияния своих действий на ситуацию. Было доказано, что защитой от этого обучения служит опыт побед, то есть опыт состояний и поведения в случаях, когда удается контролировать ситуацию. Таким образом, обученная «способность побеждать» также генерализуется и может влиять терапевтически на обученную беспомощность. Эта идея изменения беспомощности в теории Селигмана прямо указывает на важность понимания динамики состояний управляемости — неуправляемости, включая эмоциональный аспект процессов (радость при победе, достижении успеха и огорчение при неудаче).
В последующие годы это направление исследований бурно развивалось. Были получены значительные результаты о связи беспомощности с развитием депрессии и возникновением и ростом злокачественных опухолей. Появилась усовершенствованная модель обученной беспомощности, использующая понятие объяснительного (атрибутивного) стиля. В этой модели важно объяснение, к которому прибегает человек для ответа на вопрос о причине беспомощности. Если причина приписывается себе, а не ситуации, если причина глобальна, то есть обусловлена общими характеристиками внутреннего или внешнего мира, и наконец, если стабильна (действует и будет действовать всегда), то можно ожидать большей устойчивости обученной беспомощности, и более широкой генерализации, и большего снижения самооценки, чем в случае выбора других полюсов.
Беспомощность как отказ от поисковой активности
Другая концепция беспомощности — как отказа от поиска — была развита московскими психофизиологами В. С. Ротенбергом и В. В. Аршавским. В ее основе лежит понятие поисковой активности — биологически обусловленной формы поведения животного в условиях неопределенного прогноза. В поиске животное старается изменить ситуацию действием и на каждом шаге учитывает (воспринимает) изменения. Противоположным поиску является стереотипное поведение, когда цепочка действий, будучи запущена, выполняется уже без отслеживания внешних и внутренних изменений.
В рамках этой концепции сфера исследуемых вопросов была существенно расширена. В работах В. С. Ротенберга и его сотрудников были изучены соотношения между отказом от поисковой активности и нарушениями сна, межполушарной асимметрией при этих нарушениях, психосоматическими заболеваниями, злоупотреблением алкоголем и т. д. Психодиагностический инструментарий для изучения сформированности некоторых вариантов отказа от поиска (капитуляции) описан в нашей работе «Диагностика и психотерапия детей групп риска» (СПб., 1998). В общей ситуации вопрос о психологических методах диагностики отказа от поиска, повидимому, не решен.
В целом, следуя положениям, выдвинутым В. С. Ротенбергом и его сотрудниками, мы можем констатировать, что концепции обученной беспомощности и отказа от поиска являются в настоящее время одним из наиболее разработанных подходов для объяснения патогенеза депрессий и психосоматических заболеваний. Согласно этим теориям отказу от поиска непосредственно предшествуют потеря возможности построить адекватный прогноз результатов деятельности в ситуации с неопределенным исходом, переструктурирование мотивационных процессов и рост эмоционального напряжения из-за невозможности достичь успеха.
Заметим, что ребенок развивается, используя важнейшую для него форму поисковой активности, — игру. Отказ от игр является важным симптомом нарушений развития. В частности, проблема изоляции у детей из дисфункциональных семей характеризуется заменой социальной (ролевой) игры на предметную игру. Моделью отношений для такого ребенка являются физические отношения, контакт с незнакомыми людьми для него болезнен, а выход из нездорового состояния беспомощности часто находится в предметной творческой активности (музыка, рисунок и т. д.), которая компенсирует, но не заменяет социальную поисковую активность.
Беспомощность в жалобах детей: неуправляемость и бессилие
Здесь мы попытаемся кратко описать эмпирический материал об определенных вариантах беспомощности и особенностях формирования беспомощности у детей. Предварительно сделаем два замечания.
Первым источником предлагаемых ниже описаний являются материалы наших работ 1992—1997 годов, в которых было обследовано более 2500 детей с симптомами выраженного отказа от поиска в когнитивной сфере (обучение, учебные предметы, интересы и увлечения) и в сфере межличностных отношений (конфликты в семье и в школе с реагированием по типу беспомощности), в том числе с синдромом алекситимии. Как хорошо известно, этот термин обозначает нарушения в выражении и описании своих чувств, часто сопровождающиеся затруднениями в восприятии чувств других. Были изучены медико-психологические показатели состояний, собраны данные о перинатальной травматизации, психосоматическом статусе, стиле отношений в семье и возможной травматизации (жестокое обращение, алкоголизм родителей, жизненно важные утраты).
Ниже мы опишем некоторые результаты, полученные с помощью опросника жалоб ребенка (далее — ОЖР), созданного и стандартизованного К. Höck, Н. Hess, Е. Schwarz.
Этот опросник имеет две модификации: для детей 4—7 лет и для школьников. Он применялся авторами как скрининговая методика в педиатрической практике для выявления невротических и психосоматических расстройств, а также симптомов других нарушений. Опросник валидизирован с помощью факторного анализа в 1970-х годах в Берлине на выборках нормальных и невротичных детей.
Нами проведена валидизация ОЖР на более чем двух десятках выборок, выделенных по критериям беспомощности в определенной сфере, а также другими методами из 2500 обследованных школьников Санкт-Петербурга. Мы изучали закономерности появления психосоматических расстройств и нарушений поведения детей из этих групп, выявленных при массовом (сплошном) скрининге. Сначала рассматривалась выборка младших школьников (1493 человека), затем результаты уточнялись на учащихся средней школы.
Мы использовали результаты, полученные с помощью стандартного факторного анализа (К. Höck, Н. Hess, Е. Schwarz), где выделено восемь ведущих факторов, которые мы представим здесь в виде наиболее вероятных объединений жалоб в симптомокомплексы (синдромы), а затем опишем факторы второго порядка, объясняющие корреляции между синдромами. Ниже приводятся основные из симптомов, составляющих факторы — симптомокомплексы. Иными словами, в каждом списке — факторе представлены 5—8 симптомов в порядке, который определяется вероятностью их появления в едином синдроме.
Следует отметить, что симптомы не обязательно появляются все, списком из одного фактора; список означает всего лишь вероятное появление коррелирующих признаков. Для каждого ребенка его мать в среднем в бланке ответов отмечает 7—8 жалоб из списка 90 жалоб ОЖР. Часть жалоб относится к нарушениям поведения, другие — к психосоматическим расстройствам. По итогам консультирования детей и родителей мы знаем, что отнесение дома или в школе ребенка к «трудным» связано с выраженностью не психосоматических, а поведенческих компонентов. Далее для каждого фактора приводится несколько симптомов, упорядоченных по убыванию нагрузок по этому фактору.
Фактор 1. Социальное приспособление
1. Воровство, обман.
2. Мошенничество, лживость.
3. Трудности в соблюдении дисциплины.
4. Прогулы в школе.
5. Упрямство, непослушание.
6. Любит сладости.
7. Забывчивость, трудность сосредоточения.
8. Неспособность к игре.
Дети, имеющие 3—5 из этих восьми симптомов, составляют от 4 до 16% школьников. Именно они получают большую часть ярлыков и агрессии со стороны взрослых и, конечно, отвечают тем же.
Фактор 2. Школьные страхи, отказы
1. Страх школы, экзаменов, неудачи.
2. Отказ ходить в школу.
3. Чувство малоценности, неуверенности в себе.
4. Остановки речи, страх говорить, «немота».
5. Склонность к бесплодным мечтаниям.
6. Забывчивость, трудность сосредоточения.
7. Истощаемость, утомляемость.
8. Склонность к покраснению.
У детей с выраженным фактором недостаточности затруднен контакт (установление близких отношений), проявляются беспокойство, застенчивость, страхи, депрессивные настроения, прожорливость, нарушения осанки.
Фактор 3. Депрессивное настроение, нарушения приема пищи
1. Депрессивное настроение, подавленность, плаксивость, удрученность.
2. Отсутствие аппетита.
3. Нарушения пищеварения.
4. Боли в теле, колики в боку.
5. Тенденции к самоубийству.
6. Подавление позывов к каловыделению.
7. Ожирение или похудание.
8. Истощаемость, утомляемость.
Фактор 4. Нарушение выделений
1. Ночное или дневное недержание мочи.
2. Позывы к мочеиспусканию, задержка мочи.
3. Недержание кала.
4. Подавление позывов к каловыделению.
5. Запоры, вспучивания в животе.
6. Мастурбация, игра с половыми органами.
7. Пугливость.
8. Отсутствие аппетита.
Фактор 5. Страхи
1. Страх темноты.
2. Запоры, вспучивания в животе.
3. Нарушения сна.
4. Онемение рук и ног.
5. Пугливость.
6. Подавление позывов к каловыделению.
7. Дрожание рук, спазм.
8. Страх воды, животных и др.
Дети, у которых выражен данный фактор, испытывают страхи темноты, воды, высоты, змей, насекомых и т. п. По своей физиологической сущности эти страхи свойственны всему человеческому роду и являются генетически обусловленными состояниями. Следует, однако, считать проблемой хронические (часто повторяющиеся) симптомы, которые причиняют страдание ребенку, особенно если они имеют навязчивый характер.
Фактор 6. Расторможенностъ
1. Шутовство, кривляние.
2. Легкая возбудимость, раздражительность.
3. Сексуальные нарушения.
4. Непоседливость, беспокойство, отсутствие усидчивости.
5. Мигание, тики, подергивание плеч.
6. Игра с половыми органами, мастурбация.
7. Дрожание рук, спазм.
8. Прожорливость, волчий голод.
9. Упрямство, непослушание.
10. Качание головой, верхней частью туловища.
Такие дети есть в каждом классе: «шуты», «клоуны», непоседы. Они неуправляемы, часто неспособны к игре, забывчивы, вскрикивают во сне, могут «застревать» на одних и тех же мыслях, фразах, не соблюдают дисциплину. У таких детей чаще встречается бронхиальная астма. Вместе с тем они забавны, отвлекают внимание, умеют разрядить конфликтную обстановку какой-нибудь шуткой или выходкой. Иногда такое поведение нравится окружающим, хотя ребенок выглядит в глазах взрослого каким-то незрелым, инфантильным.
Фактор 7. Контакт и комплексы
1. Чудаковатость, любовь к одиночеству.
2. Трудности контакта с детьми, взрослыми.
3. Остановки речи, страх говорить, «немота».
4. Чувство малоценности, неуверенность в себе.
5. Заикания, прочие нарушения речи.
6. Нарушения сна.
7. Тенденции к самоубийству.
8. Страх воды, животных и др.
Дети с проблемой изоляции выглядят тихими, застенчивыми, избегающими контактов, общения. Они проводят время в одиночестве, привязываясь к вещам, а не к людям. У них мало друзей. В семье они обычно предоставлены самим себе, у них есть свой угол, где они играют в одиночестве.
Фактор 8. Нарушения концентрации, беспокойство
1. Забывчивость, трудность сосредоточения.
2. Непоседливость, беспокойство, отсутствие усидчивости.
3. Трудности в соблюдении дисциплины.
4. Склонность к бесплодным мечтаниям.
5. Неспособность к игре, недостаток интереса.
6. Упрямство, непослушание.
7. Шутовство, кривляние.
8. Мошенничество, лживость.
9. Сосание пальца.
Список симптомов фактора 8 очень близок к списку симптомов фактора 1. Однако их отличает, во-первых, порядок, в котором следуют симптомы, что означает различную вероятность их появления. Во-вторых, для детей с нарушениями концентрации практически невероятны воровство, обман, прогулы в школе, которые занимают существенное место в поведении социально неприспособленного ребенка. Более того, совпадающие по наименованию симптомы проявляются по-разному.
Для социальной неприспособленности характерен протест, иногда переходящий в агрессию. В частности, трудности в соблюдении дисциплины связаны с отвержением самой дисциплины. В случае нарушений концентрации дисциплина не соблюдается, потому что ребенок не может сосредоточиться настолько, чтобы следовать правилу. Он не концентрирует внимания, его попеременно захватывают желания, возбуждаемые сменяющимися во внешнем окружении стимулами. Он непослушен, потому что на каждую задачу, каждый вызов ему извне он отвечает «нет» прежде, чем поймет эту задачу. Это «нет» означает: «не могу», «не знаю».
Фактор 8 содержит, так же как факторы 1 и 6, симптом неспособности к игре с вероятностью его появления более высокой, чем у всех остальных факторов. Опираясь на связь игры с поисковой активностью, мы заключаем, что термин «беспомощность», понимаемый как отказ от поиска, правомерен в случаях факторов 1, 6, 8.
Остановимся более подробно на соотношениях между факторами. Основной критерий, применяемый в факторном анализе для выделения малого числа факторов (здесь — восемь), состоит в том, что указанных факторов достаточно для объяснения (через зависимость симптомов от факторов) тех корреляций, которые имеют место в данных, полученных для репрезентативной выборки.
При этом сами факторы как переменные, недоступные непосредственному наблюдению, могут быть зависимы, и даже сильно (линейно) зависимы. Оказывается, среди восьми факторов дезадаптации имеется два сильно связанных набора факторов.
Первый из них состоит из четырех факторов: 1, 4, 6, 8. Эти факторы (первого порядка) образуют один фактор второго порядка, который мы назовем беспомощностью. Исследования факторов на срезах по возрастам от старших подростков до возраста 4—5 лет показывают, что различия между факторами 1, 4, 6 и 8 по мере уменьшения возраста трансформируются в иные различия. Общей психологической характеристикой детей и подростков с высокими значениями каких-либо из этих четырех факторов первого порядка является качество, которое мы назвали неуправляемостью.
Факторы дезадаптации маленьких детей (4—6 лет) оказались факторами нарушения удовлетворения основных потребностей, которые слабо разделены по видам потребностей. Можно предполагать, что в процессе развития ребенка беспомощность типа неуправляемости становится все более специализированной, использующей полноценную компенсацию в случае одних потребностей и патологическую — в случае других, так что количество факторов беспомощности первого порядка растет с возрастом.
Второй сильно связанный набор факторов составляют факторы 3 и 5 (депрессия и страхи). Страхи отрицательно коррелируют с беспомощностью и связаны с изоляцией, которая в свою очередь отрицательно коррелирует с депрессией. Общая характеристика факторов 3, 5 и 7, связанных указанными несбалансированными связями, может быть названа бессилием.
Факторы первого порядка имеют содержательную (смысловую) общность. Именно для них при значительном количестве симптомов по фактору мы на практике можем наблюдать два принципиально различных варианта беспомощности детей и подростков — неуправляемость и бессилие.
Как дети вырастают в беспомощных подростков
Другим источником понимания проблем, связанных с беспомощностью, явились наши консультации детей и подростков с этими проблемами (около 200 человек).
Мы отличаем текущее актуальное состояние неудачи или травмы, при котором причины неуспеха в деятельности проявлений могут быть чрезвычайно разнообразны, от феномена обученной беспомощности (отказа от поиска), который в конечном счете есть некоторая дистрессовая запись в памяти. Мы рассматриваем далее дистресс беспомощности, который заставляет человека в определенных ситуациях одной сферы жизнедеятельности или во многих ситуациях различных сфер вполне определенно реагировать беспомощностью в вариантах, связанных с его прошлым травматическим опытом, — от пренатального до подросткового этапа развития. Такое реагирование мы будем называть рестимуляцией беспомощности.
Основные наблюдаемые нами варианты поведения при рестимуляции следующие:
а) стереотипная деятельность, неадекватная ситуации, с последующим торможением;
б) перебор стереотипных действий в попытке найти одно, адекватное ситуации, при постоянном напряженном контроле результатов;
в) капитуляция, сопровождаемая апатией или депрессией;
г) состояния ступора или оцепенения;
д) появление поиска, смещенного на псевдоцель.
Все эти формы поведения известны. Они могут сменять друг друга по мере истощения ресурсов и часто сопровождаются различными психосоматическими расстройствами. Отметим, что мы относим паттерны (а), (б), (д) к неуправляемости, а паттерны (в), (г) — к бессилию. Например, известный «коронарный тип А» обычно реагирует паттерном (б), затем после истощения — паттерном (в).
Псевдоцелью в паттерне (д) может быть лечение, если это реакция ипохондрика или напряженный поиск наркотика, если это реакция наркомана. (На сходстве псевдоцелей в этом примере основана так называемая модель самолечения в исследованиях наркотических зависимостей.)
Можно предположить, что при подавлении поисковой активности нарушается естественный «исследовательский» путь от проб и ошибок через инсайт к новому, творчески созданному стереотипу. Тогда препятствия на этом пути могут компенсироваться имитационной активностью. Следует заметить, что при обучении в средней школе преобладает именно алгоритмичность, поощрение подражания учителю и пошагового освоения деятельности.
В раннем детстве культурные стереотипы родительского поведения подавляют поисковую активность ребенка в удовлетворении его базовых потребностей. Ребенка кормят «по рекомендациям», пеленают, ограничивают его территорию кроваткой или манежем. Позже, в период экспериментирования, который можно обозначить «Я сам!», у взрослых существует тысяча причин, по которым ребенку чаще запрещают самостоятельные действия, чем разрешают. Период освоения пространства часто оказывается либо безуспешным (поиск прерывался до достижения цели), либо слишком успешным (удача была гарантирована). Согласно экспериментальным данным (В. С. Ротенберг, В. В. Аршавский) прогноз в этих случаях абсолютно определен и устойчивость к последующей неудаче снижается. Это путь к предметной беспомощности.
Аналогичным образом протекает следующий период, когда ребенок осваивает время. Этот период у большинства детей проходит в детском саду и младших классах школы. Экспериментирование с управлением временем сталкивается с особым способом внешнего воздействия, который можно охарактеризовать двумя понятиями: режим дня и регламентирование типа движений.
Распространено и подавление выбора в пищевом рационе. Кто не знает, что дети едят манную кашу, а пьют молоко и рыбий жир? У большинства взрослых имеется особая реакция на эти продукты, ярко демонстрирующая, как влияет обученная беспомощность на базовые потребности.
Если обученная беспомощность вызвана при подавлении поиска в деятельности или в двигательной активности, то при рестимуляции появляется состояние, которое называется ленью. Лень — результат «обучения» через негативное подкрепление.
При подавлении поиска в другой базовой потребности — в стимуляции (новизне) возникает состояние скуки. Обычно скука тормозит интересы в порядке, обратном их появлению в развитии. Так что экспериментирование со своим телом подавляется в последнюю очередь. Физиологический путь изменения своего состояния и настроения знаком каждому ребенку: радость от вкусной пищи, сладкого, теплого и т. п. Поэтому, когда «скучно и настроение плохое», производятся эксперименты с пищей, сигаретами или алкоголем. Если состояние при этом изменится, то ребенок может пережить это как редкий и значимый успех. С этого момента уже есть что противопоставить скуке и беспомощности, причем такое средство изменения состояния не требует деятельности.
Наконец, в подростковом периоде культурные ограничения касаются поисковой активности в социальной жизни, эмансипации и поиска пределов допустимого поведения. Возникающая при ее подавлении беспомощность уже переживается в состояниях более тяжелых, чем скука и лень. Это состояния апатии и депрессии. Не затрагивая этой большой темы, связанной с социализацией человека, отметим один важный факт.
Если поисковая активность ребенка прерывается взрослым (родителем, учителем) сильно и резко, то некоторое время после этого травмирующего события ребенок переживает болезненное чувство беспомощности — от растерянности до ступора.
Экспериментально установлено, повторим, что в этих случаях можно говорить об измененных состояниях сознания. Большинство из этих состояний — состояния транса. Родитель, произносящий растерянному ребенку свое нравоучение, сам того не сознавая, играет роль гипнотизера, внушающего «формулу беспомощности». Например: «Ты никогда не научишься делать это!» Эти формулы работают многие годы, пребывая вне критики и осмысления. В психотерапии принято называть их «посланиями» (messages). Подросток особо чувствителен к противоречиям между различными посланиями и своими реальными чувствами.
Можно предположить, что измененное состояние сознания в травматический момент беспомощности причастно к нарушению прогноза при рестимуляции этого состояния. Рестимуляция возвращает человека в состояние неудачи, причем такое, когда собственное Я лишено контроля над ситуацией. Восприятие в этом состоянии не было целостным и полноценным; картина ситуации в памяти не доступна для осознания и включения в опыт. Это описание противоположно психическому процессу в состоянии поиска, когда восприятие включает в картину ситуации все доступные детали в режиме пошагового отслеживания.
Беспомощность: обученная или травматическая?
Первый вариант — острое горе — состояние в случае утраты здоровья, близкого человека и др. В случае потери субъект испытывает внезапное болезненное нарушение прогноза будущего («На кого же ты меня оставил!», «Как же я теперь жить буду?»).
Непосредственным источником этого нарушения является возникшее в результате потери разрушение целостности образа Мира субъекта. Значимость потери определяется именно ее влиянием на связь потерянного с субъектом, на включение этой связи в его образ Мира. Субъективно чувство горя связано с неподвижностью образа Мира, который уже не может двигаться в психологическом пространстве и времени: возникшие в нем пустоты противоречат этому движению, а следовательно, и прогнозу.
Последствиями неотреагированного горя являются апатия и депрессия. Одним из вариантов фиксации горя является прерывание разрядки горя (плача) другим травмирующим воздействием. У детей этим событием может быть испуг, вызванный поведением близких на похоронах. В этом варианте часто встречаются навязчивые состояния, расстройства сна.
В случае цепочки «горе — депрессия — отказ от поиска» причиной беспомощности является собственно депрессия как страдание от нарушения целостности Мира.
Другой распространенный вариант связан с прерыванием поисковой активности субъекта в ситуации критического напряжения. Этой ситуацией может быть катастрофа, насилие, внезапная боль и т. д. Превышение порога устойчивости сопротивления стрессу в результате прерывания психического и физиологического процесса сопротивления является психологической травмой. При травме образуется ди-стрессовая запись ситуации, которая, не обладая целостностью в памяти субъекта, вызывает болезненные чувства при рестимуляции и не допускает полноценного оперирования с хранящимися в этом «контейнере» динамическими стереотипами.
Травмированный ребенок (подросток) испытывает страдание от воспоминаний (образ Мира «не двигается» в прошлое) и симптома «вспышек возврата», когда какая-то мелкая деталь сегодняшней ситуации вызывает болезненный возврат в травмирующую ситуацию. Он находится в депрессивных состояниях: не смеется, не играет, постоянно защищается от окружающих; с трудом вступает в отношения с другими людьми (не верит в хорошие отношения), опасаясь потерь и обид в случае конфликта; показывает с помощью агрессии, что ему больно. Отказ от поиска в этом описании симптомов вполне очевиден.
Далее сравним предыдущее описание с описанием чувств и представлений ребенка, подвергающегося жестокому обращению (последнее необязательно для появления травматической беспомощности).
Этот ребенок:
— выглядит «маленьким взрослым», потому что не чувствует себя ребенком, так как не может разрешить себе думать, например, такое: «Я верю, что я достаточно хорош для них»;
— чувствителен к поведению родителей и других взрослых;
— представляет себе норму поведения иначе, чем обычно (добрый, если выпил; злой, если не пил, или наоборот);
— представляет себе состояния людей легко и быстро изменяемыми;
— считает, что Мир неустойчив и нельзя ничего предвидеть;
— считает, что ценностей не существует, если в любой момент может случиться насилие;
— не доверяет никому, а потому открыто не выражает свои чувства;
— не может выражать свои чувства словами (алекситимия);
— не устанавливает близких отношений, чтобы не испытывать обид и потерь;
— защищается от чувств других.
Нельзя не заметить, что эти описания представляют процессы, которые весьма схожи по источникам, по следствиям и симптомокомплексу. По принятой в психиатрии классификации эти описания обозначаются термином «посттравматическое стрессовое расстройство».
К этим вариантам травматической беспомощности следовало бы добавить два случая. Первый: эмоциональное отвержение со стороны родителей, приводящее к проблеме изоляции, вариантом которой является беспомощность ребенка в отношениях. И второй — приведенное в книге У. Глассера описание неудачников, суть которого может быть сформулирована коротко: быть неудачником в школе — это значит быть беспомощным и изолированным.
Проблемы общения со сверстниками: риск и перспективы риска
Психологи утверждают, что детская социальная жизнь начинается между тремя и пятью годами. Именно в этом возрасте человек осваивает трудную практику взаимодействия с себе подобными (М. В. Осорина). Начинается сложный путь обучения общению в игре, а потом и в других ситуациях. Так в жизнь человека входит группа, и его действия начинают подчиняться общим для всех людей психологическим законам групповой жизни. В подростковом и юношеском возрасте общение со сверстниками превращается в смысл существования, и группа становится ведущим фактором развития личности, именно она является носителем социальных норм и социальных ценностей. Одним из важнейших личностных приобретений человека, регулирующим его поведение, является система ценностных ориентаций, которая также складывается в процессе общения в группе.
Ценностные ориентации — важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний. Они отграничивают существенное и важное для данного человека от несущественного. В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обусловливающим мотивацию действий и поступков человека. Основным содержанием ценностной ориентации личности выступают ее мировоззренческие, нравственные убеждения, глубокие постоянные привязанности, моральные принципы поведения. Развитые ценностные ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социальности. Это призма восприятия не только внешнего, но и внутреннего мира индивида. Это психологическое основание для решения в индивидуальном плане вопроса о смысле жизни, благодаря которому происходит интеграция совокупности ценностной ориентации в нечто целостное и своеобразное, характерное именно для данной личности. Именно в силу этого в любом обществе ценностные ориентации оказываются предметом воспитания, целенаправленного воздействия.
В прошлом религия и мораль обеспечивали критерии, стандарты и цели социального поведения, они указывали, что правильно, а что нет, что плохо, а что хорошо. В течение последних 10 лет в нашей стране произошли резкие изменения в социальном развитии и одновременно мощное изменение социальных ценностей, что не могло не сказаться как на уровне общественного сознания, так и на индивидуальной системе ценностных ориентаций отдельного человека. На социально-психологическом уровне произошел распад большинства устойчивых социальных групп, которые обеспечивали процесс социализации человека. На конкретного индивида легла ответственность за выбор на всех серьезных направлениях, а социальная почва, тиражирующая образцы нормального поведения и систему мировоззрения, оказалась «выбита из-под ног». Но включенность в группу является внутренней потребностью молодого человека, идет активный поиск группы как образца для сравнения и источника социальных норм.
Юношеский возраст — период развития, на который приходится основной кризис идентичности. Интервал между детством и взрослостью, когда человек пытается найти свое место в обществе, был назван И. С. Коном «ролевым мораторием», а Э. Эриксоном — «психологическим мораторием». Психологическая же активность данного периода связана с постоянной переоценкой ценностей, которая осуществляется в процессе общения с ближайшим социальным окружением.
Здесь мы остановимся на двух основных социальных опасностях, поджидающих подростка в процессе общения со сверстниками. Этими опасностями являются неформальная молодежная субкультура и криминальная субкультура.
Как же влияет молодежная контркультурная среда на изменение личности молодого человека?
Общение в неформальной молодежной среде
Одной из форм воплощения молодежной субкультуры являются неформальные молодежные объединения (НМО).
НМО — это группа людей, имеющих общую деятельность, специфическую систему ценностей и связанную с ней модель поведения; выразительную систему атрибутов; стиль общения, определяемый сюжетом, ритуалами принятия новичков, посвящения, исключения, особенностями ролевого поведения1.
Главная функция неформального объединения — стремление к самореализации, субъектному воплощению. Молодежную культуру, как культуру определенной возрастной группы, характеризует эмоционально-нравственное самоутверждение молодежи наряду с поиском развлекательного содержания под воздействием групповых стереотипов отношений, установок и интересов (З. В. Сикевич).
«Неформалитет» сегодня — это общность на базе нетрадиционных целей, интересов, потребностей, наличие собственной субкультуры, не интегрируемой, как правило, в официальные социальные институты. Ценностные ориентации, объединяющие участников неформального молодежного объединения, как правило, не совпадают с принятыми в обществе, а иногда открыто ему противостоят. Ценности прежде всего и трансформируются в сознании человека. Каковы динамика и содержание таких изменений? Чтобы ответить на данный вопрос, нужны массовые психологические исследования, которые пока не проводились.
Из предварительных данных можно выделить одно обстоятельство. После выхода из движения многие его участники испытывают «своеобразное пресыщение демонстративными и бунтарскими формами поведения. Многократно проигранное противопоставление себя обществу снимает подростковые комплексы», — считает М. Розин. Однако это справедливо лишь для тех, кто находится на периферии движения. Более глубокая и длительная включенность как раз и подразумевает интериоризацию системы ценностей, изменение мировосприятия, что определяет трудности в последующем возвращении в социум, дает возможность предполагать лишь частичную адаптацию, а иногда и отсутствие таковой возможности вообще.
Интересный материал для исследования компонентов мировосприятия дает творчество участников движения хиппи, где многие активно пишут стихи и песни. Богатый материал для будущих психологов-исследователей можно найти в периодическом журнале «Хиппи-лэнд», выходящем в Петербурге. Приведу здесь только одно стихотворение, написанное студенткой-хиппи во время сейшена2 и подаренное мне.
Мы шли домой, а пришли в никуда,
Мы искали звезду, а нашли пустоту,
Мы ушли в этот мир, где ждала нас беда,
И уже в суете нас с ума не сведут.
Мы стреляли в людей, а попали в себя,
Мы пронзали тоску, а убили любовь,
Сразу всех ненавидя и всех же любя,
Мы опять родились и мы умерли вновь.
И не зная беды, и не зная мечты,
И не веря в удачу, о прошлом забыв,
Мы сжигали мосты, мы срывали цветы,
Мы, наверно, вернемся в канун всех святых.
На прокуренных лестницах, в пропитой мгле
Мы оставили след на пустынной земле,
И в кричащей тоске полутемных дворов
Пыль сдувает рассвет с опаленных хайров.
На ненужной планете, в слепой суете,
На полуночных кухнях, в забытой мечте,
Вверх по лестнице — в небо, в космический ад,
Поднимаемся мы, нерожденный отряд.
А свеча догорает, и воск на руках,
Только страх убивает неверие в страх,
И я знаю, никто не прикажет мне: «Стой!»
Это значит, что я возвращаюсь домой.
Это произведение было ответом на вопрос: «Расскажи, какие вы, как вы видите мир, каковы ваши ценности, каков стиль общения?»
Что же происходит со взглядом на мир? Он меняется, если человек принимает систему ценностей, существующую в неформальном объединении. Конкретный набор ценностных ориентаций различен в каждой из неформальных групп. Сравните хипповское: «Все, что тебе нужно, — это любовь» и панковское: «Жизнь — дерьмо. Будущего нет», добавьте сюда ценностные ориентации рокеров или металлистов, экстремистские взгляды «бритоголовых» и мировоззрение участников «Ассоциации ролевых игр» или тех, кто проводит фестиваль «Пау-Вау», возрождая культуру индейцев в пригороде Санкт-Петербурга.
На первый взгляд, кажется невозможным говорить о едином направлении изменения ценностей под влиянием участия в контркультурном неформальном молодежном объединении. Но более пристальный анализ позволяет отметить и общие тенденции. Это, прежде всего, романтизация саморазрушения, «раскраска» обыденности, поддержка и одобрение всех действий, разрывающих связи человека с нормальным социальным окружением, то есть фактически отрицание реальности. Далее, можно говорить об обесценивании ценности жизни как таковой: от ироничного отношения до одобрения суицидального поведения. Можно отметить также и отсутствие временной перспективы, обращенной в будущее. Смысл существования не ради будущего, а ради того, что происходит сейчас, в данный конкретный момент.
Последняя особенность значительно затрудняет возможности адаптации к социальной жизни, так как у человека нет опоры в будущем, ради чего нужно совершать усилия и преодолевать препятствия. Добавим сюда механизмы заражения и подражания, облегчающие задачу выделения из окружающей среды, которые активно запускаются в групповой деятельности, и стихийный нонконформизм юности — и мы имеем веские основания для утверждения о том, что участие в контркультурном неформальном молодежном объединении значимо изменяет систему ценностей молодого человека, воздействуя также на способы поведения, стилевые характеристики общения и т. п.
Общение в криминальной подростковой субкультуре
Еще одним мощным фактором, влияющим на личность и поведение подростка, является криминальная субкультура. Возникнув, криминальная субкультура охватывает своим влиянием подрастающее поколение, взламывает официальную культуру, деформируя ее. Особенно важно подчеркнуть, что криминальная субкультура привлекательна для подростково-юношеской среды в связи с ее возрастными особенностями, с отчуждением от официальной культуры.
Криминальная субкультура способствует существованию криминальных групп, цементируя их своими ценностями и нормами, то есть активно влияя на сознание. Сама же криминальная субкультура, по определению В. Д. Пирожкова, — это своеобразная цивилизация со своей системой ценностей, в которой все компоненты находятся в строгой системе, соподчинены, взаимодополняют и взаимообусловливают друг друга. Это совокупность духовных и материальных ценностей, регламентирующих и упорядочивающих жизнь и преступную деятельность криминальных сообществ, что способствует их живучести, сплоченности, активности и лабильности, преемственности поколений. Основу криминальной субкультуры составляют чуждые гражданскому обществу ценности, нормы, традиции, различные ритуалы, стили общения (В. Д. Пирожков).
Ее социальный вред заключается в том, что она уродливо социализирует личность, стимулирует ее противоправное поведение и является механизмом «воспроизводства» преступности в молодежной среде. А психологический вред — это отклонения в характеристиках общения, специфическое восприятие себя, других людей и мира в целом. В данном контексте можно отметить следующие особенности: попрание прав личности, выражающееся в агрессивном, жестком и циничном отношении к «чужим», слабым и беззащитным; отсутствие чувства сострадания к людям, в том числе и к «своим», нечестность и двуличие в отношении к «чужим»; паразитизм, эксплуатация «низов», глумление над ними; обесценивание человеческого труда; поощрение низменных инстинктов и любых форм асоциального поведения.
Однако степень сформированности криминальной субкультуры, ее влияние на личность и группу бывают различными. Она встречается в виде отдельных, не связанных друг с другом элементов; может получать определенное оформление (ее «законы» играют существенную роль в регуляции поведения личности и группы); наконец, она способна доминировать в данном заведении (микрорайоне, населенном пункте), полностью подчиняя своему влиянию как криминальный контингент, так и законопослушных подростков и юношей (М. Н. Кабанова).
Для определения эмпирических признаков (критериев) степени сформированности и действенности криминальной субкультуры в молодежной среде учебного заведения, населенного пункта был использован метод экспертных оценок (В. Д. Пирожков). Все критерии были сведены в приведенные ниже классификационные группы.
Признаки, характеризующие межгрупповые отношения и групповую иерархию
• Наличие в учреждении враждующих между собой группировок и конфликтов между ними.
• Жестокая межгрупповая стратификация с делением людей на «чужих» и «своих», а «своих» на касты.
• Наличие многообразных привилегий для «элиты».
• Распространенность ритуалов, «прописки» новичков.
Признаки, характеризующие отношение к слабым, к «низам» и «отверженным»
• Факт появления «отверженных» («неприкасаемых»).
• Клеймение вещей и предметов, которыми должны пользоваться только «неприкасаемые».
• Подверженность «отверженных» поборам и вымогательству.
• Распространение специальных способов понижения социального статуса.
• Распространенность симуляции болезней и членовредительства среди «низов».
Признаки, характеризующие отношение к режиму и воспитательной работе
• Групповые нарушения режима учреждения и неповиновение.
• Групповые побеги, уход из дома, бродяжничество. Уклонение «авторитетов» от «грязных» работ.
• Уклонение от учебных занятий, собраний, воспитательных мероприятий.
• Отказ от работы в официальном активе и двурушничество.
• Проявление актов вандализма.
Признаки, характеризующие проведение свободного времени
• Распространение азартных игр.
• Распространение тюремных способов досуга, сочинение тюремной лирики и изготовление тюремных поделок.
• Групповое употребление токсических и наркотических веществ, распространение употребления чифиря.
Признаки, характеризующие способы общения, опознания и связи
• Наличие кличек как средства стигматизации.
• Распространенность татуировок как знаковой системы общения, опознания «своих» и стигматизации.
• Распространение уголовного жаргона и других способов общения, принятых в уголовной среде.
Эти критерии могут дать возможность психологам, социальным педагогам, родителям оценить криминальность субкультуры в молодежной среде, в образовательном учреждении — это с одной стороны, а с другой — они являются внешними признаками деформации личности. На изменение сознания подростков влияет прежде всего «философия» уголовного мира, оправдывающая совершение преступлений, отрицающая вину и ответственность за содеянное, заменяющая низменные побуждения «возвышенными» мотивами: в насильственных преступлениях — чувством коллективизма, товарищеской взаимопомощи, обвинением жертвы и т. п.; в корыстных преступлениях — идеей перераспределения имеющейся у людей собственности, ее присвоения с самой разнообразной «позитивной» мотивацией.
Важное место в криминальной субкультуре занимают мифы (уголовная мифология), насаждающие среди подростков и юношей образы «удачливого вора», «смелого разбойника», «несгибаемого парня», культивирующие «воровскую романтику», идею «воровского братства», «воровскую честь» и активно воздействующие на мировосприятие.
К факторам, влияющим на характер общения в криминальных группах, можно отнести также ритуалы, традиции и остракизмы.
Подростков и юношей привлекает в криминальных группах и то, что жизнь в этих сообществах обставляется ритуалами, которые, обладая большой заразительностью, делают эмоционально привлекательными многие нормы антисоциальной среды. В качестве же механизма преемственности, устойчивости сложившихся в криминальной субкультуре отношений, поддерживающих отклоняющееся поведение участников, выступают традиции. Как и в обычных социальных общностях, криминальные традиции являются продуктом социального взаимодействия и фактором, регулирующим их поведение и межгрупповые отношения. Чаще всего форму традиций принимают нормы криминальной субкультуры. При этом традиции, сложившиеся в криминальных группах, отличаются, с одной стороны, всеобщностью, с другой — определенным своеобразием, свойственным лишь данной группе.
Остракизм, существующий с древних времен (изгнание людей из племен, общества, государства, с работы), особенно широко распространен в криминальной субкультуре. Методы остракизма извечны: вначале дискредитировать личность, деперсонализировать, а затем потребовать убрать ее или убраться. Остракизм имеет «нормативную» основу и четкую процедуру исполнения. Опасность остракизма заключается в том, что он получает все большее распространение в среде молодежи, проникая на поведенческом уровне в структуру общения. Подростки и юноши хорошо ориентированы в способах деперсонализации, применяемых в криминальной среде, в процедурах и механизмах остракизма.
Так, ритуал с элементами остракизма под названием «прописка» — система принятия новичков в уголовную среду, в армейскую среду, — входя в характеристику ценностей их участников, меняет систему мировосприятия.
Существование своего языка (военного, спортивного, медицинского и т. п.) — психологическая закономерность функционирования различных социальных и профессиональных групп, значимый показатель содержания ментальных структур и одновременно факторов, влияющих на общение в целом.
В криминальном мире также есть свой язык — уголовный жаргон. Функции уголовного жаргона: разрешение коммуникативных ситуаций, связанных с преступной деятельностью; средство самоутверждения; иерархическая диагностика; персонализация и деперсонализация в уголовной среде (В. Д. Пирожков). Уголовный жаргон подростков и юношей обладает своей спецификой. В силу особенностей возраста они активно преобразуют словарный состав, легче его усваивают, интенсивнее употребляют. Отсюда и более сильное воздействие на изменение интеллектуальных структур. Уголовный жаргон служит базой существования криминальной субкультуры, обеспечивая преемственность законов, традиций и духовной жизни криминального мира. Крайне опасно проникновение его элементов в повседневную жизнь, так как использование такой терминологии непосредственно влияет на изменение стиля общения и поведения в сторону его девиантности.
Криминальная субкультура по своей сущности агрессивна. Она вторгается в культуру официальную, девальвируя ее нормы, насаждая в ней свои правила, ценности, атрибутику.
* * *
Ценности и атрибутика неформалитета и криминальной субкультуры создаются с максимальным учетом возрастных особенностей подростков и юношей, что делает их привлекательными для них. Анализ собственного опыта работы с молодежью и обобщение работ в русле данной проблематики позволяют выделить психологические причины и некоторые механизмы влияния девиантных групп на личность как в неформальной молодежной контркультуре, так и в криминальной субкультуре.
• Нормы и ценности субкультуры максимально учитывают психические состояния возрастного одиночества подростков как одного из важнейших элементов кризиса идентичности, поиска своего Я. Одинокий среди взрослых и законопослушных, слабо сплоченных групп сверстников, лишенный всесторонней защиты от притязаний окружающих, включаясь в криминальную или асоциальную группу, подросток немедленно приобретает реальную физическую, психологическую, моральную и материальную защиту от притязаний окружающих. Это коренным образом меняет его самочувствие и формирует уверенность, что никому из «чужих» не удастся его обидеть и притеснить.
• Включаясь в контркультуру, субкультуру с ее нормами и ценностями, несовершеннолетний получает широкое поле для самоутверждения, самореализации своего Я и компенсации тех неудач (комплекса неполноценности), которые постигли его в обществе. Здесь его никто не упрекает за получаемые на уроках двойки, пропуск занятий и т. п. При этом в преступной среде максимально реализуется стремление подростка к самостоятельности («выбиться в люди»): занять соответствующую ступень в уголовной иерархии можно, только надеясь на свои силы и способности, — никто (ни родители, ни «связи») здесь не поможет.
• В таких сообществах не существует двойной морали (официальной и неофициальной). Поэтому, как ни странно, нормы и ценности контркультуры подросткам кажутся наиболее справедливыми, истинными, благородными. Действительно: дал слово — держи, сел играть в карты — играй честно, имеешь долг — вовремя верни, что добыл преступным путем — все отдай в «общий котел» и т. п. А если нарушил какое-то правило — пеняй на себя: кара последует немедленная и беспощадная.
• Сам процесс деятельности и общения оказывается для несовершеннолетнего привлекательным, поскольку включает элементы социального и физического риска, самые разнообразные экстремальные ситуации; окрашен налетом некоторой романтики, таинственности и необычности. А в законопослушной среде подростка со всех сторон окружают физические, моральные и психологические барьеры: того делать нельзя — опасно для жизни, этого делать нельзя — неприемлемо для других и т. п.
• В данной среде сняты все моральные ограничения, так «стесняющие» поведение и общение подростка в законопослушном обществе. Зато сформирована своя мораль, более доходчивая и убедительная. При этом отсутствуют запреты на любую информацию, прежде всего интимную. Если учесть, что это возраст полового созревания, то лишение в официальном обществе подростков этой информации — своеобразное преступление перед ними.
• Ценности и нормы контркультуры способны быстро распространяться в молодежной среде, поскольку подростки и юноши бывают увлечены их внешне броскими атрибутами и символикой, эмоциональной насыщенностью норм, правил, ритуалов. Все подростки стремятся выделиться из общей среды одеждой, различными символами (в виде наклепок, наклеек, брелков, серег, колец и т. п.). Главное здесь в том, что они им не навязаны, а изобретены самими подростками, и тем дороги им и привлекательны.
Молодежная контркультура, в том числе и криминальная — реальный феномен. Ее ценности являются важными регуляторами индивидуального поведения, обладают высочайшей степенью референтности для людей в силу действия механизмов подражания. Влияние ее на общение и мировосприятие молодого человека бесспорно.
Снизить социальный и психологический вред такого воздействия — одна из задач системы образования. Помощь в решении этой задачи может оказать психологический анализ. Основным событием отрочества является «второе, экзистенциальное рождение души» (Г. А. Цукерман). Оказавшись в ситуации экзистенциального конфликта и переживая заброшенность, страх и одиночество, подросток начинает «решать задачу на смысле», то есть искать смысл своего существования, строить собственную систему координат. Максимализм, глобальность мышления, особенности взгляда на мир проявляются в том, что мнения, высказанные под влиянием чувств, принимаются за суждения; суждения отдельно взятого человека принимаются за нормы жизни в обществе; события, происходящие в социальной сфере, переносятся в сферу духовную и на их основе подросток стремится создать универсальную теорию бытия — таковы основные особенности развития в данном возрастном периоде.
В. Франкл считал, что, для того чтобы те или иные ценности стали видимыми, необходимо «определенное субъективное состояние». Субъективное же состояние подростка препятствует тому, чтобы он открылся миру с его смыслами и ценностями — слишком подросток поглощен тем, что происходит с ним самим. Таким образом, можно предположить, что ситуации, происходящие в социальной сфере, подросток переживает на духовном уровне, как экзистенциальные проблемы. Выйти из экзистенциального конфликта подросток пытается путем обретения смысла собственного существования (М. Н. Кабанова).
Вероятно, что подросток пытается удовлетворить потребности духовной сферы, замещая их удовлетворением потребностей той сферы, где у него есть наиболее позитивный опыт. Например, может сделать смыслом своей жизни и системой координат свои сексуальные успехи, либо эмоциональную жизнь, либо успех в социальной сфере.
Что происходит, если подросток получает отрицательный опыт в той сфере, которая стала для него смыслом жизни и системой координат? Можно полагать, что он переживает состояние экзистенциальной фрустрации — невозможности обрести смысл собственного существования.
Как выйти из этого состояния? Можно попытаться создать новую систему координат, освоив другую сферу своей жизни, — это позитивный выход, то есть происходит изменение субъективного состояния, при котором те или иные ценности станут «видимыми» молодому человеку.
Но возможен и другой вариант, когда во всех сферах жизни (телесной, эмоциональной, когнитивной, социальной и духовной) у подростка есть негативный опыт. В данном случае возникшее состояние фрустрации может привести к тому, что подросток откажется «решать задачу на смысл», произойдет «регресс к принципу удовольствия» (по В. Франклу), уход в иллюзорно-компенсаторную деятельность, либо переживание бессмысленности собственного существования актуализирует переживания одиночества, беспомощности, страха. Это негативный выход, последствия которого эксплуатируются контркультурой, девиантными группами.
Задача социального мира помочь подростку и юноше пойти по позитивному пути.
1 Мы предлагаем данное определение, основываясь на работах А. С. Запесоцкого, А. П. Файна, С. В. Ненашева, В. П. Пирожкова.
2 Сейшен — сборище, вечеринка хиппи.