Морозов Д. В.

Разбить стекла теплицы(книга 3, фрагмент)



Общение и общее поле смыслов

Любовь и дружба — уни­вер­саль­ный символ счастья, к кото­рому стремится любой нор­маль­ный человек. Это пережи­ва­ние счастья — при­манка, которая влечёт нас в опре­делён­ном эво­лю­ци­он­ном напра­в­ле­нии.

И мы можем даже рис­к­нуть пред­поло­жить куда! В сторону всё боль­шего при­ру­че­ния друг друга, к все­при­ятию, синер­гии чело­ве­че­ского рода, к слиянию созна­ний в единое поле.

Но на этом пути эво­лю­ции люди упёр­лись в простую про­блему — мы не умеем точно соз­да­вать и пере­да­вать образы. Если в при­ни­ма­ю­щем созна­нии нет ана­ло­гов, поз­во­ля­ю­щих узна­вать пере­да­ва­е­мый образ, то послан­ная про­грамма иска­жа­ется. В резуль­тате все обща­ются безо­б­разно, то есть: без образов.

Любой малыш, побы­вав­ший в обще­ствен­ной песоч­нице и полу­чив­ший по голове совоч­ком, знает, как трудно пре­о­до­леть черту непо­ни­ма­ния и сопер­ни­че­ства. Как мы можем о чём-то дого­во­риться, если в каждом из нас живёт свой соб­ствен­ный Образ мира? И каждый из нас привык считать именно свой образ мира правиль­ным.

«Мы с сестрой при­везли своих детей к роди­те­лям. Те были счаст­ливы видеть внуков. Сидим за одним столом. Шум, смех. И вот мой пре­успев­ший в жизни папа, уве­рен­ный и доволь­ный, затеял поде­литься с внуками опытом. Спра­ши­вает нас с сестрой: “Ну, дочки, скажите, что вы недо­по­лу­чили в школе. Чего вам во взро­с­лой жизни не хватает”. Папа ждал, что мы скажем, что-то вроде: “Жалею, что мало учила английский” или “Надо было мате­ма­тику больше зубрить”. И внуки бы смогли сделать из этого полезные выводы.

А я сказала: “Жалею, что никто в школе не научил меня любви и про­ще­нию и даже не сказал мне, что эти две вещи — самые важные для счастья!”».

Мы слишком часто слышим друг от друга: «Почему я должен ему всё объ­яс­нять? Он сам должен знать». Причём, если гово­ря­щий знает, как строить, то он ожидает, что и все осталь­ные знают, как это делать. То же самое каса­ется и порядка в доме, и отно­ше­ний между людьми. Но это иллюзия.

Образы, как правило, мы берём из соб­ствен­ного опыта. Чужой опыт нас не устра­и­вает, так как он эмо­ци­о­нально не пережит. Тут эмоции необ­хо­димы как сви­детель­ство истин­но­сти опыта и как источ­ник энергии, необ­хо­ди­мой, чтобы новый образ впи­сался в общую, уже суще­ству­ю­щую систему взгля­дов, то есть в образ мира.

*

Ребёнок верит прак­тике, то есть жизни, но не верит словам, узнав на опыте, что мы — взро­с­лые — редко говорим ему правду.

Не коман­дуйте, а пере­да­вайте мысле­об­разы, оживляя и рас­цве­чи­вая их вашей заин­те­ре­со­ван­но­стью, дове­рием, любовью.

В своё время ребёнок возьмёт всё, что ему нужно есте­ствен­ным путём. Не давите, не сби­вайте его ритм.

Взро­с­лый и ребёнок должны нахо­диться в едином поле смыслов, потому что на нашем этапе эво­лю­ции только так роди­тели ста­но­вятся необ­хо­ди­мыми для своих детей.

Это единое поле смысла надо воз­де­лы­вать обще­нием.

Надо общаться со своими детьми!

И тут же прошу вас не пере­ста­раться с раз­го­во­рами! Иногда нам кажется, что своими убе­ди­тель­ными речами мы можем заставить ребёнка пове­рить в нашу правоту. Нас так учат на тре­нин­гах лич­ност­ного роста: будь уве­рен­ным, говори убе­ди­тельно, вовле­кай, мани­пу­ли­руй. И на корот­ких отрез­ках жизни сло­вес­ная магия действует.

Совре­мен­ные дети тоже исполь­зуют свою речь как маги­че­ский атрибут, веря, что если хорошо объ­яс­нить свои желания, то измен­чи­вый мир про­гнётся под них.

Лич­ность чело­века фор­ми­ру­ется в общении. Это простая мысль. Труднее принять, что наш разум бипо­ля­рен, и поэтому всё в нём стро­ится на диа­лек­ти­че­ском законе един­ства и борьбы проти­во­полож­но­стей. Звучит эта фраза очень по-мар­к­систки, но её легко понять, если просто обра­титься к соб­ствен­ным пережи­ва­ниям.

В каждом из нас в детстве про­бу­жда­ется инстин­к­тив­ная страсть к общению. Для ребёнка жиз­ненно необ­хо­димо играть с дру­зьями, быть при­ня­тым в ком­па­нию. И каждая мама при этом знает, что детские игры всегда пере­ра­с­тают в выяс­не­ние кто главный, чья игрушка, кто с кем дружит, и закан­чи­ва­ются эти игры драками и обидами.

В оди­ночку скучно, в ком­па­нии небе­з­о­пасно.

Эта диа­лек­тика чело­ве­че­ской лич­но­сти про­я­в­ля­ется в стрем­ле­нии быть как все, быть при­знан­ным, при­ня­тым, но в случае неуспеха это стрем­ле­ние уходит в свою проти­во­полож­ность — наро­чи­тую демон­стра­цию своего рав­но­ду­шия к мнению окру­жа­ю­щих.

Учите ребёнка осо­зна­вать про­ис­хо­дя­щее и при­ни­мать соб­ствен­ные решения, дове­ряйте ему. Именно ваше доверие и при­вычка к осо­знан­но­сти станут пита­тель­ным рас­тво­ром для роста ответ­ствен­но­сти, бла­го­дар­но­сти и любви к вам.

Как мы можем помочь? Станьте про­стран­ством. Но не пас­сив­ным созер­ца­те­лем. Ребёнок примет пас­сив­ность за рав­но­ду­шие.

В те минуты, когда мы обща­емся с нашими детьми, мы можем менять фокус своего видения миро. Теперь на всё про­ис­хо­дя­щее в вашей семье вы можете смо­треть в мас­шта­бах дет­ского созна­ния, ста­но­вясь бла­го­же­ла­тель­ным про­стран­ством для потока жиз­нен­ных впе­ча­т­ле­ний, про­ни­зы­ва­ю­щих вашего ребёнка.

При­вы­кайте сочув­ственно слушать детские рас­сказы о победах, реаль­ных и вымыш­лен­ных, о страхах и обидах, отве­чать со всей серьёз­но­стью на наивные вопросы.

с. 108—110

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Общение»