Общение и общее поле смыслов
Любовь и дружба — универсальный символ счастья, к которому стремится любой нормальный человек. Это переживание счастья — приманка, которая влечёт нас в определённом эволюционном направлении.
И мы можем даже рискнуть предположить куда! В сторону всё большего приручения друг друга, к всеприятию, синергии человеческого рода, к слиянию сознаний в единое поле.
Но на этом пути эволюции люди упёрлись в простую проблему — мы не умеем точно создавать и передавать образы. Если в принимающем сознании нет аналогов, позволяющих узнавать передаваемый образ, то посланная программа искажается. В результате все общаются безобразно, то есть: без образов.
Любой малыш, побывавший в общественной песочнице и получивший по голове совочком, знает, как трудно преодолеть черту непонимания и соперничества. Как мы можем о чём-то договориться, если в каждом из нас живёт свой собственный Образ мира? И каждый из нас привык считать именно свой образ мира правильным.
«Мы с сестрой привезли своих детей к родителям. Те были счастливы видеть внуков. Сидим за одним столом. Шум, смех. И вот мой преуспевший в жизни папа, уверенный и довольный, затеял поделиться с внуками опытом. Спрашивает нас с сестрой: “Ну, дочки, скажите, что вы недополучили в школе. Чего вам во взрослой жизни не хватает”. Папа ждал, что мы скажем, что-то вроде: “Жалею, что мало учила английский” или “Надо было математику больше зубрить”. И внуки бы смогли сделать из этого полезные выводы.
А я сказала: “Жалею, что никто в школе не научил меня любви и прощению и даже не сказал мне, что эти две вещи — самые важные для счастья!”».
Мы слишком часто слышим друг от друга: «Почему я должен ему всё объяснять? Он сам должен знать». Причём, если говорящий знает, как строить, то он ожидает, что и все остальные знают, как это делать. То же самое касается и порядка в доме, и отношений между людьми. Но это иллюзия.
Образы, как правило, мы берём из собственного опыта. Чужой опыт нас не устраивает, так как он эмоционально не пережит. Тут эмоции необходимы как свидетельство истинности опыта и как источник энергии, необходимой, чтобы новый образ вписался в общую, уже существующую систему взглядов, то есть в образ мира.
*
Ребёнок верит практике, то есть жизни, но не верит словам, узнав на опыте, что мы — взрослые — редко говорим ему правду.
Не командуйте, а передавайте мыслеобразы, оживляя и расцвечивая их вашей заинтересованностью, доверием, любовью.
В своё время ребёнок возьмёт всё, что ему нужно естественным путём. Не давите, не сбивайте его ритм.
Взрослый и ребёнок должны находиться в едином поле смыслов, потому что на нашем этапе эволюции только так родители становятся необходимыми для своих детей.
Это единое поле смысла надо возделывать общением.
Надо общаться со своими детьми!
И тут же прошу вас не перестараться с разговорами! Иногда нам кажется, что своими убедительными речами мы можем заставить ребёнка поверить в нашу правоту. Нас так учат на тренингах личностного роста: будь уверенным, говори убедительно, вовлекай, манипулируй. И на коротких отрезках жизни словесная магия действует.
Современные дети тоже используют свою речь как магический атрибут, веря, что если хорошо объяснить свои желания, то изменчивый мир прогнётся под них.
Личность человека формируется в общении. Это простая мысль. Труднее принять, что наш разум биполярен, и поэтому всё в нём строится на диалектическом законе единства и борьбы противоположностей. Звучит эта фраза очень по-марксистки, но её легко понять, если просто обратиться к собственным переживаниям.
В каждом из нас в детстве пробуждается инстинктивная страсть к общению. Для ребёнка жизненно необходимо играть с друзьями, быть принятым в компанию. И каждая мама при этом знает, что детские игры всегда перерастают в выяснение кто главный, чья игрушка, кто с кем дружит, и заканчиваются эти игры драками и обидами.
В одиночку скучно, в компании небезопасно.
Эта диалектика человеческой личности проявляется в стремлении быть как все, быть признанным, принятым, но в случае неуспеха это стремление уходит в свою противоположность — нарочитую демонстрацию своего равнодушия к мнению окружающих.
Учите ребёнка осознавать происходящее и принимать собственные решения, доверяйте ему. Именно ваше доверие и привычка к осознанности станут питательным раствором для роста ответственности, благодарности и любви к вам.
Как мы можем помочь? Станьте пространством. Но не пассивным созерцателем. Ребёнок примет пассивность за равнодушие.
В те минуты, когда мы общаемся с нашими детьми, мы можем менять фокус своего видения миро. Теперь на всё происходящее в вашей семье вы можете смотреть в масштабах детского сознания, становясь благожелательным пространством для потока жизненных впечатлений, пронизывающих вашего ребёнка.
Привыкайте сочувственно слушать детские рассказы о победах, реальных и вымышленных, о страхах и обидах, отвечать со всей серьёзностью на наивные вопросы.