Морозов Д. В.

Разбить стекла теплицы(книга 3, фрагмент)



Любовь и пер­во­об­разы любви

Любовь не имеет ничего общего с зави­си­мо­стью. Извест­ный пси­холог Маслоу писал о Бытий­ной любви, которая проти­во­положна любви потре­би­тель­ской. Отно­ше­ния с детьми не должны стать источ­ни­ком боли и стра­да­ния ни для них, ни для вас.

Чтобы избе­жать этого, напол­няйте созна­ние ребёнка обра­зами любви и под­дер­жки, то есть демон­стри­руйте сами свою любовь и ува­же­ние к людям, чаще раз­го­ва­ри­вайте по душам и читайте ребёнку хорошие книги. Всё осталь­ное сделает его здо­ро­вая натура.

Роди­тели могут сво­е­вре­менно зало­жить пер­во­об­раз любви и сочув­ствия в основу образа мира своего ребёнка. Но только за ним остаётся решение, как его исполь­зо­вать. Любовь — это состо­я­ние созна­ния, это стрем­ле­ние сочув­ство­вать и изли­я­ние света души на окру­жа­ю­щих.

*

Дети с рожде­ния хотят любви. Они чув­ствуют сильнее и тоньше, чем взро­с­лые, так как от кон­такта с матерью в первые годы бук­вально зависит их жизнь. Они знают мир вну­трен­них пережи­ва­ний матери, как рыба знает воду. И так же, как рыба знает под­вод­ные течения, дети просто ощущают бла­го­дат­ный поток — гаран­тию, что их не бросят, защитят, накор­мят.

Ощущают, даже когда ещё не знают назва­ний чувств и не умеют их раз­ли­чать. Потом с помощью роди­те­лей удаётся в этом потоке раз­де­лить струи и дать им имена: доверие, бла­го­дар­ность, сим­па­тия, любовь, желание. Но ведь всё это струи одного потока, и границы между ними рас­плыв­чаты, назва­ния условны. Поэтому такая пута­ница в отно­ше­ниях. «Я тебя люблю» может иметь тысячу зна­че­ний, оттен­ков и нюансов. В детстве мы позна­вали мир, реа­ги­руя на всё, что при­но­сила жизнь, эмо­ци­ями и телом, не зная, что всё это лишь мно­го­гран­ные про­я­в­ле­ния одного базо­вого чувства, которое мы позже назовём любовью.

В данном кон­тексте любовь равна упра­в­ля­е­мо­сти миром.

Но желания детей растут по мере взро­с­ле­ния, а воз­мож­но­сти роди­те­лей огра­ни­чены. Они, даже если бы и хотели, не могут ода­ри­вать ребёнка любовью и вни­ма­нием по его первому тре­бо­ва­нию. Разоча­ро­ва­ния неиз­бежны. Не всегда мы можем полу­чать жела­е­мое.

Посте­пенно выяс­ня­ется, что любовь надо заслу­жить, надо быть хорошим, то есть, соот­вет­ство­вать ожи­да­ниям.

Но мы не можем всё время любить. Мы не можем всегда быть рядом. Ребёнок ста­ра­ется пора­до­вать маму — это про­грамма. Мама пора­до­ва­лась и отвле­клась на свои дела. Ребёнок оби­делся. Он ста­ра­ется капри­зами при­влечь вни­ма­ние. Это тоже про­грамма. Две стороны одной медали. Маятник чувств кача­ется.

Взро­с­лый уже знает, что гово­рить о своём желании быть при­знан­ным или любимым — нес­кромно, непри­лично. Мы и в самих себе не при­знаём этой потреб­но­сти. Мас­ки­руем её.

Дети тоже мас­ки­руют, надеясь, что мы сами дога­да­емся, чего им на самом деле от нас надо. Надо чаще давать понять детям, что мы любим их. Слов недо­ста­точно. Нужно «пред­мет­ное» выра­же­ние любви. Ребёнок вос­при­ни­мает телом.

Роди­тель­ское при­зна­ние кон­кретно: похвала, лаком­ство, поцелуй.

Хвалить надо еже­д­невно, по несколько раз в день.

Да, да. И об этом при­хо­дится гово­рить, потому что у нас многие роди­тели считают, что хвалить ребёнка каждый день — излиш­няя роскошь. « Чего гово­рить, если всё в порядке».

Но хвалить надо за дело, а не просто так. Похвала при­ба­в­ляет энергии, даёт ощу­ще­ние правиль­но­сти про­ис­хо­дя­щего и дарит радость от общения с роди­те­лями. Ком­пью­тер не погла­дит по голове и не скажет «Я тобой горжусь, доченька».

«Я часто не могла понять, почему мои роди­тели молчат. Они на меня смо­трели то с укором, что я не соот­вет­ствую их ожи­да­ниям, то с жало­стью за то, что я слабая и неу­ме­лая».

Если у роди­те­лей на лицах света и эмоций не больше, чем на выклю­чен­ном экране дисплея, если они молчат, вместо того чтобы в общении с ребён­ком объ­яс­нять окру­жа­ю­щий мир, то за удо­воль­ствием и объ­яс­не­нием мира ребёнок неиз­бежно уйдёт от вас в ком­пью­тер­ную реаль­ность, найдёт раз­вле­че­ние и уте­ше­ние в интер­нете.

И на прямой вопрос: «А как ты счита­ешь, роди­тели тебя любят?» — девочка вдруг заду­мы­ва­ется, а потом со слезами на глазах говорит: «Не знаю. Они следят за тем, чтобы я хорошо ела, и всё время обсу­ждают мои слабые стороны. Разве это любовь?»

У неко­то­рых детей дефицит вни­ма­ния вызы­вает ломки. «Не любят? Почему мир не под­даётся упра­в­ле­нию?»

Похоже, что эво­лю­ция пока слегка и не очень внятно про­я­в­ляет себя в изме­не­нии реакций наших детей на мир и роди­те­лей.

Вот упраж­не­ние для прак­ти­че­ской тре­ни­ровки.

Выра­бо­тайте при­вычку заме­чать свои реакции на неправиль­ное (с вашей точки зрения) пове­де­ние детей. Для вашего же осо­зна­ния важно, чтобы вы фик­си­ро­вали каждый случай, когда в вашу сторону (пусть и без­звучно) звучало недо­воль­ство и обви­не­ние.

Как часто ребёнок не соот­вет­ство­вал вашим ожи­да­ниям, вызывая хотя бы тень реакции в вашем теле? Нау­чи­тесь рас­по­зна­вать.

Уложив ребёнка спать, посмо­трите записи. Пораз­мыш­ляйте, мама, что на самом деле вы тран­с­ли­ру­ете ребёнку. Какой вы явля­етесь ему?

Ребёнок не может не делать ошибок, он познаёт мир, а позна­ние идёт через ошибки. Когда соз­даёшь что-то новое, то ста­но­вишься уязвим для осу­жде­ния и насме­шек.

Если бы дети могли пони­мать свои чувства и фор­му­ли­ро­вать свои мысли, они бы сказали:

«Кто ты такой, чтобы нака­зы­вать меня своей оценкой, почему ты счита­ешь себя в праве заклю­чать меня в плен своей кон­цеп­ции и нака­зы­вать меня эмо­ци­ями, заме­ча­ни­ями, ука­за­нием на мои ошибки или сла­бо­сти?

Ты хочешь меня исправить? Но тогда научись выра­жать свои стрем­ле­ния так, чтобы не вклю­чать моё это каждым своим словом и дви­же­нием. Вза­и­мо­действуй, но не нака­зы­вай меня, не ста­райся пере­де­лать, потому что я про­жи­ваю свою жизнь и получаю свой опыт. Если ты счита­ешь меня своим врагом или вре­ди­те­лем, то не делай вид, что любишь меня. Ты любишь свой план. Если бы ты любила, ты бы поз­во­лила мне радость соз­да­ния моего соб­ствен­ного мира, в твоих глазах я бы видела не оценку, а при­нятие. Прими меня, позволь мне при­об­ретать опыт, сохра­няя право на ошибку и на твою под­дер­жку».

с. 75—78

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Кнут или пряник?»