Морозов Д. В.

Разбить стекла теплицы(книга 3, фрагмент)



Инфан­ти­лизм

Инфан­ти­лизм — глобаль­ная эпи­демия.

Многие совре­мен­ные дети «вросли» в иллюзию, что с труд­но­стями мира можно справиться по ана­ло­гии с ком­пью­тер­ной игрой.

Им кажется, что они изучили реаль­ность игро­вого про­стран­ства жизни. Но на самом деле только освоили простые способы полу­че­ния удо­воль­ствия. Для них взро­с­ле­ние — авто­ма­ти­че­ский перенос уже полу­чен­ных навыков во взро­с­лую реаль­ность. Но нет кнопки Delete.

Пере­за­гру­зить жизнь с учётом новых осо­знан­ных потреб­но­стей не удаётся. И это при­но­сит стра­да­ния.

В недалёком прошлом удо­воль­ствие не дава­лось даром. Оно доста­ва­лось как награда за опре­делён­ные усилия. Среди простых удо­воль­ствий, доступ­ных детям в недав­нем прошлом, — поход за грибами и ягодами. Чтобы пола­ко­миться ягодами, надо было идти в лес, запо­ми­нать дорогу, отма­хи­ваться от комаров, наги­баться и соби­рать ягоды.

Но итогом усилий была радость.

Реаль­ный мир, когда-то поро­див­ший чело­века разум­ного, ото­дви­га­ется всё дальше.

Наша город­ская циви­ли­за­ция, надёжно защитив детей от вызовов дикой природы, сняла необ­хо­ди­мость тре­ни­ро­вать вни­ма­тель­ность, волю и силу. Для того чтобы полу­чить удо­воль­ствие, не надо напря­гаться. Надо просто нажать на пульт упра­в­ле­ния теле­ви­зо­ром, купить новую ком­пью­тер­ную стре­лялку, а захотел ягод — вот он, супер­ма­кет.

Самое груст­ное, что любое живое суще­ство так устро­ено, что оно обре­чено выби­рать путь наи­мень­шего сопроти­в­ле­ния. Если нет необ­хо­ди­мо­сти напря­гаться, то никто и не напря­га­ется. Природа эко­но­мична. Но род чело­ве­че­ский от этого только про­и­гры­вает.

Защищён­ность от вызовов реаль­ной жизни делает наших детей буду­щими невра­сте­ни­ками и неу­дач­ни­ками.

*

Не надо думать, что эво­лю­ция идёт только в сторону вос­хо­жде­ния. История Земли — сви­детель выро­жде­ния тысяч видов. Если огонь твор­че­ства, само­по­жерт­во­ва­ния и смысла потух­нет, то наше место неиз­бежно займёт кто-то ещё. Кто-то, кто будет смо­треть в реаль­ность, а не в игровую версию ком­пью­тер­ной стре­лялки, где пора­же­ние не при­но­сит боли и всегда можно пере­за­гру­зить игру. Жизнь «не пере­за­гру­зишь», инфан­тиль­ные обще­ства эво­лю­ция просто сотрёт как неу­дач­ный побоч­ный эффект.

Наши страны пере­на­се­лены ста­ре­ю­щими под­рост­ками, так и не сту­пив­шими в мир ответ­ствен­но­сти и силы. Они выбрали путь игры и полу­че­ния удо­воль­ствия просто потому, что богатое обще­ство защи­щает их от необ­хо­ди­мо­сти напря­гаться, решать, идти на осо­знан­ный риск и обретать опыт. У этих инфан­тиль­ных граждан есть право голоса, под них под­стра­и­ва­ются теле­ви­де­ние и совре­мен­ная лите­ра­тура, и у них рожда­ются дети.

Ребёнок камен­ного века должен был раз­ли­чать мягкие шаги хищника. Совре­мен­ному малышу необ­хо­димо реа­ги­ро­вать на смену сиг­на­лов свето­фора. Но в целом коли­че­ство опас­но­стей и вызовов, обта­чи­ва­ю­щих совре­мен­ных детей, стало меньше. В наше время искус­ствен­ная среда отде­лила чело­века от реаль­ных вызовов мира природы. Она поз­во­ляет выжи­вать и тем детям, которые в пре­ды­ду­щие эпохи были обре­чены на гибель.

В прошлом сама вра­ждеб­ная реаль­ность помо­гала любому чело­ве­че­скому детёнышу понять, что без защиты роди­те­лей не выжить, опыт роди­те­лей — гаран­тия, что ты будешь накор­м­лен и защищён.

И не только в пер­во­быт­ном обще­стве. Дво­рян­ский недо­ро­сль очень хорошо осо­зна­вал, что насле­дует честь, славу и поме­стье роди­те­лей. Кре­стьян­ский сын и без объ­яс­не­ний понимал, как надо вести себя, чтобы не поте­рять един­ствен­ный источ­ник суще­ство­ва­ния — землю и ува­же­ние соседей-общин­ни­ков.

Система британ­ских элитных школ была вся постро­ена на идее о том, что чем жёстче вос­пита­ние ребёнка, тем более при­год­ным он ока­зы­ва­ется для задач упра­в­ле­ния страной, поэтому и заста­в­ляли зани­маться спортом, и ходить зимой в шортах. А со своими бла­го­род­ными роди­те­лями ученик такой школы мог встретиться на пару недель в году. И роди­тели при­ни­мали такие правила игры не потому, что у них не было инстин­кта любви, а потому, что только так можно было научить моло­дого джен­тль­мена эффек­тивно защи­щать империю.

Почему в город­ской среде шест­на­дца­ти­лет­ний юноша может поз­во­лить себе про­во­дить весь день за ком­пью­тер­ными играми, не думая о будущем? Да потому что роди­тели создали в его созна­нии совер­шенно ложный образ мира, в котором про­дукты питания поя­в­ля­ются на столе как бы сами по себе.

Почему можно пре­не­бре­гать роди­те­лями? Да потому что с детства не при­у­чили видеть зави­си­мость личной сытости и безо­пас­но­сти от усилий этих самых роди­те­лей.

Бунт против роди­те­лей со всеми его я-не-возьму-у-вас-ни-гроша даёт бун­тов­щику душев­ное удо­вле­тво­ре­ние. Чем позже вы вста­нете на этот путь, тем позже вы станете духов­ным буржуа; т. е. чем дольше вы оста­нетесь скеп­ти­ком, сомне­ва­ю­щимся, интел­лек­ту­ально неу­до­вле­творён­ным, тем лучше для вас. С другой стороны, конечно, это меро­при­ятие с не-возьму-ни-гроша имеет прак­ти­че­ский смысл, поскольку ваши роди­тели, по всей веро­ят­но­сти, заве­щают всё, что они имеют, вам, и удачли­вый бун­тов­щик в конце концов получит всё состо­я­ние целиком — другими словами, бунт — очень эффек­тив­ная форма сбе­ре­же­ния.

Наша история давала много мате­ри­ала для взра­щи­ва­ния подоб­ных про­грамм. Но они — не чисто русский феномен. В бла­го­по­луч­ной Америке почва для про­и­з­ра­с­та­ния «жерт­вен­ного мен­тали­тета» ока­за­лась куда более пло­до­род­ной.

И как можно убедить взро­с­лого сменить про­граммы, если он уже так сжился с ними, что не хочет видеть, откуда они взялись?

...Иосиф Брод­ский писал:

И теперь, и в даль­нейшем ста­райтесь быть добрыми к своим роди­те­лям. Если это звучит слишком похоже на «Почитай отца твоего и мать твою», ну что ж. Я лишь хочу сказать: ста­райтесь не вос­ста­вать против них, ибо, по всей веро­ят­но­сти, они умрут раньше вас, так что вы можете избавить себя, по крайней мере, от этого источ­ника вины, если не горя. Если вам необ­хо­димо бун­то­вать, бун­туйте против тех, кто не столь легко раним. Роди­тели — слишком близкая мишень (так же, впрочем, как братья, сестры, жёны или мужья); дистан­ция такова, что вы не можете про­мах­нуться.

с. 53—56

Мужское вос­пита­ние

Мой сын Свя­то­слав лет с пяти полюбил смо­треть фильмы про викин­гов и древних греков. Он спал с дере­вян­ным кин­жа­лом под подуш­кой, отважно рубил крапиву дере­вян­ным мечом и хва­стался, что победит любого, кто посмеет на нас напасть. Я понимал всю опас­ность подоб­ных иллюзий, но ничего поде­лать не мог, хоть и знал, что подоб­ная наивная хра­брость при первом опыте реаль­ного стол­к­но­ве­ния с болью и ненави­стью очень часто обра­ща­ется в тру­со­сть, причём пожиз­нен­ную. В безо­пас­ных усло­виях Китежа многие наши дети вообще забы­вают об опас­но­стях мира, под­вер­га­ясь замет­ным рискам при выходе в «большой мир».

Я понимал, что чем раньше Свя­то­слав узнает, зачем нужны мужчине мускулы и кулаки, тем больше шансов, что ему не придётся их при­ме­нять. Но искус­ственно смо­де­ли­ро­вать такую ситу­а­цию невоз­можно. Оста­ва­лось наде­яться, что всё про­и­зойдёт само собой, а я или супруга ока­жемся рядом, чтобы помочь с правиль­ной интер­прета­цией.

Свя­то­слав впервые под­рался, когда ему испол­ни­лось шесть лет и два месяца. Его против­нику было девять лет, и силы были явно нерав­ными. Но я наблю­дал за про­ис­хо­дя­щим из-за угла, тихо радуясь, что первый физи­че­ский кон­фликт Свя­то­слава про­хо­дит в срав­ни­тельно безо­пас­ной форме. Сосед­ский маль­чишка был хоть и эмо­ци­о­наль­ным, но не злым и раз­ма­хи­вал руками доста­точно акку­ратно, чтобы не поставить синяков.

Свя­то­слав узнал границу своих воз­мож­но­стей, понял, что драка — это больно. Но он не впал в исте­рику, а отсту­пил с досто­ин­ством. Счаст­ли­вый отец под­сма­т­ри­вал из-за угла за тем, как его чадо тран­с­фор­ми­рует страх в «справед­ли­вый гнев» и с серьёзным лицом пыта­ется ткнуть малень­ким кулач­ком в грудь более круп­ному против­нику. Получил, отсту­пил и с явной обидой на лице поднял большой камень. Вот тут пришло время вме­шаться. Я вышел из-за угла и громко ско­ман­до­вал: «А этого не надо, положи камень!». Оба драчуна застыли, пытаясь пре­д­у­га­дать мою реакцию.

В глазах Свя­то­слава я видел явное облег­че­ние, всё-таки он не хотел раз­ви­тия кон­фликта с более сильным сопер­ни­ком. Моё поя­в­ле­ние в этой ситу­а­ции было вос­при­нято с радо­стью и облег­че­нием. Он ещё раз убе­дился, что папа ему нужен. Разу­ме­ется, если бы я начал нака­зы­вать ребят, я бы сбил и ощу­ще­ние победы, и радость от соб­ствен­ного поя­в­ле­ния. Да и сосед­ский маль­чишка был не виноват — не сомне­ва­юсь, что Свя­то­слав сам его спро­во­ци­ро­вал на кон­фликт, отка­зы­ва­ясь под­чи­няться во время игры. Поэтому я сказал просто: «Хватит, мужики, поме­ри­лись силами — теперь поми­ри­тесь».

Оба испы­тали облег­че­ние от того, что я не ругаюсь и не нака­зы­ваю. Это облег­че­ние было столь велико, что стёрло недав­нее ощу­ще­ние вза­им­ной обиды и злости. Они обме­ня­лись улыбками и пожали друг другу руки совсем «по-взро­с­лому».

А вот другая история.

«Роди­тели привели меня в гости. Там старший мальчик дал мне и своему брату боксёр­ские пер­чатки и сказал: пусть у вас будет пое­ди­нок. Нам с против­ни­ком было тогда по шесть лет. Я до этого драчли­вым был. И тут сильно ударил и выбил маль­чику зуб. Мальчик запла­кал. Я до сих помню, как он плачет. А во мне — жалость и стыд. Я чув­ствую: неправильно посту­пил. Тут пришла его мама и стала орать на меня, что я гад, и меня больше не пустят. И тут я решил, что я никогда больше не буду бить. Так и помню: у меня на руке боксёр­ская пер­чатка, но она теперь, как гиря, и рука отвисла».

Это дослов­ные вос­по­ми­на­ния взро­с­лого чело­века о том моменте, когда в его детское созна­ние вошла новая про­грамма пове­де­ния. По сути, она сыграла роль вируса!

До этого события мальчик был уве­рен­ным в себе дра­чу­ном, после — стал нере­ши­тель­ным и тру­сли­вым. Новая про­грамма ока­за­лась очень мощной, так как была запи­сана на пережи­ва­нии соб­ствен­ной вины и сочув­ствии чужой боли. Умение сочув­ство­вать — это пре­крас­нейшее каче­ство, которое надо раз­ви­вать в своих детях. Именно оно, раз­ви­ва­ясь, помо­гает взро­с­лым полу­чать счастье в семей­ной жизни, радо­ваться общению, вообще быть пол­но­цен­ным чело­ве­ком.

Но в том кон­крет­ном случае спо­соб­ность сочув­ство­вать поро­дила боль. Семи­лет­ний ребёнок мог и не осо­зна­вать, что кон­кретно было при­чи­ной боли. Но в таком воз­ра­сте никто и не вдаётся в детали. Когда поя­в­ля­ется боль, она поро­ждает стрем­ле­ние от неё избавиться — раз и нав­се­гда. Детский разум сделал невер­ный вывод из ситу­а­ции, наложив полный запрет на все про­граммы, как-то свя­зан­ные с воз­мож­но­стью при­чи­нить боль, — запрет на еди­но­бор­ства и даже на сопроти­в­ле­ние чужой агрес­сии! Поя­в­ля­ется новая про­грамма — «Не драться, не рис­ко­вать при­чи­не­нием боли. Лучше быть слабым, чем вино­ва­тым и навлечь на себя гнев взро­с­лых».

Ока­зав­шийся рядом чужой взро­с­лый усу­гу­б­ляет чувство вины и страха. Если бы рядом ока­зался любящий созна­тель­ный роди­тель, он бы смог сказать при­бли­зи­тельно сле­ду­ю­щее: «Ты храбро дрался и победил. Но будь акку­рат­ным, когда про­я­в­ля­ешь свою силу. Сила и умение драться нужны только для защиты слабых и для борьбы за справед­ли­вость. Научись быть ответ­ствен­ным за исход каждого пое­динка, который ты ведёшь. А пока изви­нись перед тем, кто испытал боль по твоей вине, поста­райся ком­пен­си­ро­вать её своим искрен­ним рас­ка­я­нием и стрем­ле­нием помочь».

Увы, подоб­ного сказано не было. В нашей взро­с­лой жизни бывает немало случаев, когда мужчина должен про­я­в­лять отвагу, умение защи­щаться и защи­щать своих близких. Если бы мальчик решил, что драться нехо­рошо, его можно было бы похвалить. Но он заодно отка­зался и от про­граммы проти­во­сто­я­ния чужой агрес­сии.

Более того, по сте­че­нию обсто­я­тель­ств через год на нашего героя напа­дают маль­чишки из сосед­него двора. Не бандиты-ган­г­стеры, а его одно­клас­с­ники, и он, уже не заду­мы­ва­ясь, действует по той же про­грамме, которую для себя выстроил.

«А через год на меня в школе напали маль­чишки. Что-то им там во мне не понрави­лось. Я пытался убежать от них по дворам. И двое из них меня нагнали, я упал и закрылся, мой друг убежал, а меня на асфальте били ногами. Я не помню, было ли больно. Вот помню ощу­ще­ние глухих ударов. И я просто жду — покажу себя слабым, и они уйдут. Даже мысли сопроти­в­ляться не было. Ждал, что пожа­лу­юсь маме».

Заметьте, у постра­дав­шего даже не поя­в­ля­ется мысли, что про­грамма «не сопроти­в­ляться» оши­бочна. У многих детей в ана­ло­гич­ных обсто­я­тель­ствах про­бу­жда­ется желание начать зани­маться боксом, чтобы стать сильным и ото­м­стить, или натравить стар­шего брата и его друзей на своих обид­чи­ков. Кто-то после этого идёт в секцию бокса, кто-то начи­нает носить в школь­ном порт­феле кастет, кто-то пре­да­ваться мечтам о друге-защит­нике вроде Чело­века-паука. Так или иначе, стол­к­но­ве­ние с болью и уни­же­нием толкает боль­шин­ство маль­чи­шек на поиск силы. Но в нашем случае этого вообще не про­ис­хо­дит.

«Я рас­ска­зал обо всём маме. Я думал, это как-то изменит ситу­а­цию, тем более, что мама знала роди­те­лей маль­чи­шек, которые меня били. Мама пошла раз­би­раться, после чего её отно­ше­ния с другими мамами зна­чи­тельно ухудши­лись, а маль­чишки начали меня ещё и драз­нить. С одним из моих обид­чи­ков мы учились в одном классе. И он мне мстил, при каждом случае пока­зы­вал своё пре­вос­ход­ство. И давил меня, давил».

Ощу­ще­ние уни­же­ния и опас­но­сти окру­жа­ю­щего мира ста­но­вится как бы посто­ян­ным фоном, на котором про­ис­хо­дит раз­ви­тие нашего героя. Теперь все его силы уходят на попытку защи­титься, закрыться от внешней агрес­сии. И самое печаль­ное, что не к кому обра­титься за помощью.

Его отец при­ни­мал мало участия в вос­пита­нии сына и вообще по большей части отсут­ство­вал. Мальчик просто не знал, что свои силы можно раз­ви­вать, что надо тре­ни­ро­вать и волю к победе, и силу. Про­грамма «пожа­ло­ваться маме», как вы пони­ма­ете, в детском социуме ока­зы­ва­ется некон­струк­тив­ной и заве­домо про­валь­ной.

«Тут вер­нулся папа, кото­рому обычно было на меня напле­вать, и вме­шался. Он дого­во­рился с отцом моего обид­чика, и они решили дать воз­мож­ность нам честно под­раться. И мне ничего не объ­яс­нили. Я не хотел драться. Я не понимал, зачем это нужно. И я решил, что отец просто подло бросил меня. И я помню, что он стоит непо­далёку и смотрит, как меня будут бить. И я его ненавижу. Он привык гово­рить: “Сын, это надо делать”. А зачем?»

Неу­дач­ное сте­че­ние обсто­я­тель­ств про­грам­ми­рует всю жизнь! Сначала принято детское оши­боч­ное решение отка­заться от само­за­щиты, а потом оно закреп­ля­ется как при­выч­ный образ пове­де­ния. И дальше отец, тот един­ствен­ный, кто мог пов­ли­ять на пере­смотр про­граммы, лишь под­твер­ждает её своими нелов­кими экс­пе­ри­мен­тами!

Каза­лось бы, решение отца наконец вме­шаться совер­шенно правиль­ное. Но вме­ши­ва­ется он, исходя из соб­ствен­ного образа мира, не совету­ясь со своим сыном, не пытаясь понять его страхов и проблем. Для реши­тель­ного, уве­рен­ного в себе маль­чишки при­сут­ствие отца во время уличной дуэли было бы без сомне­ния желан­ной под­дер­ж­кой. Но не в данном случае. До этого события отец прак­ти­че­ски не при­ни­мал участия в вос­пита­нии сына, никак не объ­яс­нил своих действий. Поэтому импро­ви­зи­ро­ван­ная дуэль могла вклю­чить в нашем маль­чике только одну един­ствен­ную про­грамму, других там ведь и не было: «Мне хоте­лось опять лечь на землю, закрыть голову руками и молиться только, чтобы это быстрее кон­чи­лось». В резуль­тате сын чув­ствует себя неу­дач­ни­ком, жертвой, но теперь уже не только перед одно­клас­с­ни­ками, но и перед соб­ствен­ными роди­те­лями.

Те, кто наделён от рожде­ния более живым умом и тонкими чув­ствами, под­вер­га­ются боль­шему воз­действию боли от стол­к­но­ве­ния с реаль­но­стью. Именно эта боль заста­в­ляет детский разум про­те­сто­вать или же при­туп­лять свои спо­соб­но­сти, заку­кли­ваться ради выжи­ва­ния.

Болез­нен­ный опыт впе­ча­ты­ва­ется в образ мира пре­ду­пре­жде­нием, чего не надо делать (или даже хотеть), чтобы не нарваться на боль. Так в созна­ние ребёнка входит про­грамма, заста­в­ля­ю­щая отка­зы­ваться от пол­но­цен­ной жизни, от мечты, риска, надежды.

«...Сейчас мне за трид­цать, но я стрем­люсь избе­жать любого кон­фликта на работе. А дома я деспот. Я настолько боюсь, что жена и дети выйдут из пови­но­ве­ния и вдруг поймут, что я слабый, что ста­ра­юсь не допу­стить мысли о воз­мож­но­сти непод­чи­не­ния моим коман­дам. Но недавно я понял, что жена мне не дове­ряет. Она как бы боится меня. Или не меня? Иногда мне кажется, она пони­мает, что я, как малень­кий мальчик, в случае опас­но­сти просто лягу на землю и не буду защи­щать».

Чтобы пере­де­лать про­грамму вось­ми­лет­него маль­чика, при­вык­шего чув­ство­вать себя жертвой, роди­те­лям нужно тре­ни­ро­вать его, при этом объ­яс­нять каждый свой шаг, приучая опи­раться на их под­дер­жку. Только долгий опыт изго­няет сомне­ния.

Как мог бы по-другому выска­заться отец в той ситу­а­ции?

— Сын, любую победу надо гото­вить. Давай я помогу тебе стать сильным, обрести вну­трен­нюю уве­рен­ность. Тогда ты сможешь побе­дить. Мы будем тре­ни­ро­ваться вместе до тех пор, пока ты сам не скажешь: вот теперь я готов. Я пойду вместе с тобой и не буду вме­ши­ваться в твой пое­ди­нок с врагом, но я буду рядом, чтобы под­дер­жи­вать тебя. И чтобы ты знал, что бы ни слу­чи­лось, отец на твоей стороне.

Хочу сразу ого­во­риться — я не сто­рон­ник детских драк. Но я иссле­до­вал сотни случаев раз­ви­тия лич­но­сти и пришёл к выводу, что только лич­ность, вырос­шая с созна­нием соб­ствен­ной силы и «упра­в­ля­е­мо­сти окру­жа­ю­щего мира», спо­собна быть вели­ко­душ­ной и справед­ли­вой. Слишком часто слабые люди под­ме­няют паци­физм откро­вен­ной тру­со­стью и неже­ла­нием брать на себя ответ­ствен­ность.

с. 83—88

Обида

В два-три года начи­на­ется отра­ботка отно­ше­ний с роди­те­лями. И поя­в­ля­ется образ обиды! Каким бы любящим и созна­тель­ным роди­те­лем вы ни были, всё равно не сможете избе­жать кон­фликта. Вы неиз­бежно станете пре­пят­ствием на пути сво­бод­ной воли ребёнка.

Золотой век без­у­слов­ной любви закан­чи­ва­ется. Обида озна­чает закры­тие. Инфор­ма­ция о мире, которая раньше легко и просто втекала в созна­ние мла­денца из созна­ния роди­те­лей, теперь про­хо­дит сквозь фильтры личного опыта и часто отбра­ко­вы­ва­ется в спам!

— Я помню: я малень­кая, я упала, меня занесло в пово­роте, я бежала на кухню и уда­ри­лась плечом. Мне было больно. И я смотрю снизу вверх на папу, а он смеётся. А что он смеётся? Не пожалел, а засме­ялся. Значит, он меня не любит!

— Мне мама сказала: «Ты не знаешь», — резко обо­рвала меня, и я помню, как я решаю, что накажу роди­те­лей своим мол­ча­нием. Я помню, как думала: «Вы меня обидели, поэтому недо­стойны того, чтобы со мной раз­го­ва­ри­вать».

И посте­пенно эти нев­нят­ные ощу­ще­ния и мысли кри­стал­ли­зу­ются в про­грамму обиды.

Сначала роди­тели — боги, которые создают все блага этого мира, потом мы выра­с­таем и учимся обви­нять наших роди­те­лей за то, что соз­дан­ный ими мир не такой, как мы мечтали.

И за мечты оби­жа­емся.... За то, что не сказали правду, не под­го­то­вили. За то, что были добрыми и поз­во­лили упасть в иллюзию, что и другие люди будут в восторге от наших детских капри­зов, и послушно под­да­дутся нашим мани­пу­ля­циям!

Можно ли уберечь ребёнка от обид?

Я уверен, что нельзя!

Роди­тели не могут всё делать иде­ально правильно. Ребёнок решает, что вы его не любите, раз не при­бе­жали по его первому крику, или отправили спать, не дав досмо­треть любимый мультик.

*

...Мы увидели что-то или нечто себе при­ду­мали и попро­сили об этом роди­те­лей. Роди­тели же поо­бе­щали, а потом обма­нули. А когда ребёнок напо­мнил, его же и отру­гали.

Что про­и­зо­шло? Ребёнок понял, что о своей мечте надо молчать, иначе будет хуже. Заметьте, в про­грамму, как вирус может впи­саться не реаль­ная обида, а нечто, что ребёнок себе при­ду­мал. Вы пошу­тили, а он не так понял. И не важно, что там было на самом деле. Увы, для про­граммы реально то, что вошло в неё как образ, пусть он тысячу раз выду­ман­ный.

Обиды, без сомне­ния, будут поя­в­ляться. Роди­те­лям очень трудно про­с­ле­дить их поя­в­ле­ние. Но зато о них можно спро­сить. И если у вас есть тра­ди­ция раз в день бесе­до­вать с ребён­ком по душам, то он легко и откро­венно рас­ска­жет вам о своей обиде. Осо­бенно, если вы ранее уже зало­жили в него образ любви и под­дер­жки, которую можно ожидать от роди­те­лей.

Дети не любят хранить тайн, если они знают, что роди­тели их не высмеют и не накажут. Соз­дайте атмо­сферу, при которой ребёнку будет легко про­го­ва­ри­вать свои обиды.

Кстати, не надейтесь, что «утро вечера муд­ре­нее».

Обида, нанесён­ная вечером, должна и обсу­ждаться вечером, а не на другой день, потому что во время сна на неё лягут новые образы, она сме­ша­ется со сно­ви­де­ни­ями и поте­ряет остроту. А значит, ребёнок может и не захо­теть вос­ста­на­в­ли­вать её в своём созна­нии и заново пережи­вать. Но в таком случае не удастся и обсу­дить, что слу­чи­лось, рас­ставить все акценты, объ­яс­нить ошибки.

с. 96—98

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «Характер»