Морозов Д. В.

Разбить стекла теплицы(книга 3, фрагмент)



Душа или роль

Если вы пони­ма­ете, что жить в кон­фликте с соб­ствен­ными детьми проти­во­е­сте­ственно, то вам придётся учиться пони­мать детей, даже когда дети не пони­мают сами себя. Но для этого нам неплохо бы разо­браться с соб­ствен­ным про­грам­м­ным обес­пе­че­нием.

Я против ново­мод­ных кон­цеп­ций, которые рас­про­стра­ня­ются в соц­сетях — делай то, не делай это...

Когда вы смо­трите на ребёнка, а думаете о правиль­но­сти своих действий в свете новых кон­цеп­ций — как вы думаете, что он чув­ствует?

Он видит, что не может попасть в луч вашего вни­ма­ния, что мама не с ним.

Отбросьте кон­цеп­ции. Отбросьте ожи­да­ния.

Не ждите ничего от ребёнка и не ждите ничего от себя.

Просто интен­сивно изо всех сил будьте с ребён­ком.

Станьте для него полем про­я­в­ле­ния себя, пода­рите своё вни­ма­ние.

Самое каче­ствен­ное воз­действие на ребёнка ока­зы­вает не мето­дика вос­пита­ния, а лич­ность люби­мого роди­теля или учителя, заслу­жив­шего доверие. (И надо помнить, что здесь не одна, а две соста­в­ля­ю­щие: лич­ность и доверие). «Правиль­ных рецеп­тов вос­пита­ния» для роди­те­лей не суще­ствует; но есть общая задача — обучить роди­те­лей про­жи­вать реаль­ность со своими детьми, помогая тем самым с выбором жиз­нен­ных цен­но­стей.

Значит, роди­тели должны оза­ботиться не изу­че­нием догм и педа­го­ги­че­ских приёмов, а соз­да­нием среды, сти­му­ли­ру­ю­щей раз­ви­тие.

Эта среда — прежде всего созна­ние роди­те­лей.

Именно наши реакции, гнев, обида или просто без­у­част­ное мол­ча­ние впе­чат­ляют ребёнка, ста­но­вясь обра­зами действия. То, что при­но­сит боль, запо­ми­на­ется мгно­венно — это меха­низм эво­лю­ции, который когда-то помогал выжи­вать чело­веку разум­ному, а теперь этот меха­низм мешает жить нашим детям.

Часто особой попу­ляр­но­стью у роди­те­лей поль­зу­ются сайты, где мамочки рас­ска­зы­вают о том, как им удалось уго­во­рить ребёнка лечь спать или съесть что-то полез­ное.

Но всё, что вы выбрали в интер­нете и вос­при­няли как истину, — это всего лишь новая кон­цеп­ция, которую создал разум ещё одного автора. (Это каса­ется и моего текста). И то, нас­колько убе­ди­тельно её изла­гает соз­да­тель, а также, сколько востор­жен­ных слу­ша­те­лей её под­дер­жи­вают, не гаран­ти­рует, что именно в вашем случает это сра­бо­тает во благо.

Авто­ри­теты ничего не гаран­ти­руют; ваш ребёнок уни­ка­лен, он вне систем, как дитя Божье, как душа, при­шедшая за соб­ствен­ным опытом.

Вы не сможете общаться с ним, исходя из про­граммы, которую вы приняли за свою, потому что вы её «типа, поняли». Что ж уди­в­ляться, что ребёнок сопроти­в­ля­ется, отплё­вы­ва­ется, как от манной каши... он хочет сам рас­про­бо­вать и сам выбрать... И правильно хочет! Он ведь под себя про­грамму выби­рает. А вы его пыта­етесь на искус­ствен­ное кор­м­ле­ние пере­ве­сти.

Попро­буйте пре­до­ставить своё созна­ние для игр и экс­пе­ри­мен­тов своих детей.

Это не озна­чает пота­кать их капри­зам и радо­ваться любой гадости и глу­по­сти, которую может про­из­ве­сти раз­бу­ше­вав­ша­яся стихия. Взро­с­лый может и должен зада­вать рамки. Но при этом можно вос­при­ни­мать ребёнка не как ста­биль­ную часть обста­новки, а во всей полноте изме­не­ний, сопе­режи­вать детским душев­ным дви­же­ниям, настра­и­ваться на общение, ощущая за всеми своими уси­ли­ями огромный твор­че­ский смысл, а не тяжкую обя­зан­ность.

Дорогое вам суще­ство может вып­лес­нуть потоки вопро­сов, эмоций, рас­ска­зов о победах и страхах, при этом не опа­саться, что вы грубо одёр­нете, под­нимите на смех, вообще как-то про­я­вите своё непри­ятие и нега­тив­ную оценку.

Нет, не всякая глу­пость должна быть одо­брена. Объ­яс­няйте, учите ребёнка кон­тролю над словами и мыслями, но делайте это открыто и радостно, без нега­тив­ных эмоций, не задевая лич­ность. Учите ребёнка осо­зна­вать про­ис­хо­дя­щее и при­ни­мать соб­ствен­ные решения, дове­ряйте ему. Именно ваше доверие и при­вычка к осо­знан­но­сти станут пита­тель­ным рас­тво­ром для роста ответ­ствен­но­сти, бла­го­дар­но­сти и любви к вам.

Пси­холог Эрик Берн не без осно­ва­ний утвер­ждал, что ребёнок не может строить отно­ше­ния с роди­те­лями, если они не откры­вают ему свою чело­ве­че­скую сущ­ность. Ребёнок чув­ствует себя обма­ну­тым, когда роди­тель пред­ла­гает ему для общения не душу, а роль. Дети очень хорошо ощущают разницу между ролью и чело­ве­ком, но не пони­мают причин, по которым роди­тели лишают их самого глав­ного.

Чтобы ребёнок ощущал тебя любящим роди­те­лем, а не ролью, придётся сосре­до­то­чить своё твор­че­ское вни­ма­ние на общении.

Сде­лайте так, чтобы вы видели ребёнка, а не свою про­грамму «Я вос­пи­ты­ваю ребёнка».

Когда ты не играешь роль роди­теля, а пережи­ва­ешь чувства своего ребёнка, то ока­зы­ва­ешься с ним в едином поле созна­ния — и всё, что про­ис­хо­дит в нём, ста­но­вится явным и тебе. Тогда ты видишь ребёнка, а не кон­цеп­цию; тогда и при­хо­дит ощу­ще­ние любви!

В таком состо­я­нии не воз­ни­кает вто­рич­ная про­грамма обиды, раз­дра­же­ния, само­лю­бо­ва­ния, то есть всего, что мы обычно исполь­зуем для защиты или укреп­ле­ния своего «я». В резуль­тате удаётся фоку­си­ро­ваться на ситу­а­ции и видеть её объек­тивно, а не через призму соб­ствен­ных про­грамм.

Чтобы не нано­сить вред детям, нам надо нау­читься видеть свои про­граммы, осо­зна­вать себя в момент пов­се­д­нев­ного общения.

Отсо­е­ди­ниться от роли, даже когда ты этого хочешь, действи­тельно очень трудно. Осо­бенно с непри­вычки. Наш разум не пони­мает, зачем затра­чи­вать допол­ни­тель­ные усилия. Но, поверьте, ваш ребёнок заслу­жи­вает полного вни­ма­ния и твор­че­ского подхода.

Ребёнок не может не увидеть твоей искрен­но­сти. Он отзовётся на неё, и ваше общение получит необ­хо­ди­мую глубину и ясность.

Начните осо­зна­вать свои эмоции. Без них нельзя — ребёнок сам лич­ность эмо­ци­о­наль­ная. Если у вас не будет эмоций, он не будет вас пони­мать.

Но и эмоции эмоциям рознь. Осу­жде­ние болез­нен­нее, чем шлепок.

Там, где сильно давят, нара­с­тает мозоль или защит­ный панцирь.

Это не значит, что мы — роди­тели — должны умалиться или всё время сюсю­кать. Нам надо просто сделать усилие во имя любви и вос­ста­но­вить в памяти своё соб­ствен­ное детство, осо­знать, что мы едины со своими детьми.

Уберите лич­ность и общайтесь душами, тогда и в ребёнке не будет реакции закры­тия или оттор­же­ния.

Душев­ная беседа

Что такое душев­ная беседа? Это честное слу­ша­ние и честное выра­же­ние себя. Закон про­грам­ми­ро­ва­ния: обе системы — пере­да­ю­щая и при­ни­ма­ю­щая — должны быть «сона­стро­ены».

Наши слова должны при­влечь вни­ма­ние, заце­питься за какие-то образы, которые уже есть в детском созна­нии. Непо­нят­ное пугает, вызы­вает авто­ма­ти­че­ское закры­тие и напря­же­ние. Зна­ко­мые образы вызы­вают поло­жи­тель­ную эмо­ци­о­наль­ную реакцию. Эта реакция даст энергию, необ­хо­ди­мую для записи новой про­граммы или для вне­се­ния изме­не­ний в уже суще­ству­ю­щий образ мира. То есть надо, чтобы ребёнок понял, поверил, пережил и принял к све­де­нию новый образ, сделав его своим.

Всё это про­и­зойдёт в том случае, если роди­тели нахо­дятся со своими детьми на одной эмо­ци­о­наль­ной волне, в единой системе цен­но­стей, в поле вза­им­ного доверия и сим­па­тии.

И тогда вдруг насту­пит момент, когда ребёнок что-то спросит, не просто, а по-особому, глядя в глаза. И ваше сердце забьётся сильнее от ощу­ще­ния, что вас допу­стили в душу. И вы услы­шите в этом вопросе мольбу о помощи. Вот тогда вам станет по-насто­я­щему инте­ресно про­жи­вать любовь к своим детям. Тогда одной фразой можно сменить про­грамму лич­но­сти, стереть вирус страха, изле­чить от оди­но­че­ства, научить вере и надежде.

Чтобы ребёнок откры­вался вам душой, нужно, чтобы он не боялся насме­шек и упрёков. В семье нужна откры­то­сть, доступ­ность, ста­биль­ность.

Когда мы выходим за рамки при­выч­ных про­грамм, мы как бы оста­в­ляем свой эго­цен­тризм в стороне и эго­цен­тризм другого чело­века тоже начи­нает рас­тво­ряться, потому что не от чего защи­щаться, нет попытки прямого упра­в­ле­ния, нет угрозы оценки.

Разу­ме­ется, время от времени мы всё равно будем играть роли. И ничего, простим себе чело­ве­че­ские несо­вер­шен­ства и ошибки — они тоже необ­хо­димы, так как готовят ребёнка к встрече с большим миром (отнюдь не всегда душевно рас­поло­жен­ным к нам). В нём без ролей не обойтись.

Ещё замечу, что одно дело быть откры­тым и искрен­ним, а другое — навя­зы­вать ребёнку свои взро­с­лые эмоции, делиться своими пережи­ва­ни­ями, не учи­ты­вая его скромные воз­мож­но­сти «пере­ва­ри­вать» наши эмоции.

Чаще спра­ши­вайте: «Что ты сейчас чув­ству­ешь, мой дорогой?» И никогда не устра­и­вайте раз­борки его чувств, не подшу­чи­вайте и не осу­ждайте.

В игровой форме научите ребёнка заби­рать часть вни­ма­ния, которое он напра­в­ляет на игрушки или общение с дру­зьями, и напра­в­лять его на свои чувства и мысли.

Нет правиль­ного или неправиль­ного ответа. Помогли начать процесс — дальше не вме­ши­вайтесь. Путь ребёнка ведут интерес и инту­и­ция, а не ваша воля. Вы же не пыта­етесь волей под­тол­к­нуть про­цессы в ком­пью­тере.

Когда человек малень­кий и сла­бень­кий, он должен пре­вен­тивно укусить или хотя бы скор­чить морду, чтобы к нему вообще не подошли. Чем мы слабее, тем актив­нее мы защи­ща­емся.

Когда мы большие и сильные, мы склонны спо­койно раз­би­раться в про­ис­хо­дя­щем, искать мирные и разумные пути решения проблем.

Будьте осо­знан­ными и спо­койными. Так вас хватит и на душев­ное общение с соб­ствен­ными детьми, и на решение мно­го­чи­с­лен­ных жиз­нен­ных задач.

*

Поставьте себя на место ребёнка (или вспо­мните). Разве не тре­вожно думать о смерти или о том, что мир опасен? С кем можно пого­во­рить об этом? Кто поможет разо­браться в соб­ствен­ных пережи­ва­ниях? Взро­с­лые обычно не делятся такой инфор­ма­цией, поскольку и сами при­вы­кли отво­ра­чи­ваться от страш­ных гостей в своём созна­нии.

Помните, о главном говорят только по запросу. Не про­я­в­ляйте ини­ци­а­тиву сами и не пере­да­вайте детям свои страхи и сомне­ния. Раз­бе­ри­тесь со своим отно­ше­нием к конеч­но­сти жизни, примите свои страхи и обиды. После этого поз­вольте детям зада­вать вопросы.

Гово­рите о главном, гово­рите искренне. И награ­дой будет искрен­ний интерес и доверие ваших детей.

Неко­то­рые состо­я­тель­ные роди­тели пыта­ются пре­вра­тить каждый день своего люби­мого чада в празд­ник. Но со вре­ме­нем ста­но­вится оче­видно, что у этих детей капри­зов и обид на роди­те­лей не меньше, а больше.

В нашем мире всё имеет свою проти­во­полож­ность. Дети устают даже от празд­ни­ков.

Что при­хо­дит после радости?

Неиз­бежно при­хо­дит про­жи­ва­ние печали, страха, обиды.

Взро­с­лому надо просто не вме­ши­ваться. У детей от рожде­ния есть спо­соб­ность всё пережи­вать, не застре­вая ни в каком состо­я­нии.

Волна идёт вперёд. У ребёнка каждое мгно­ве­ние — радост­ная встреча с новым.

А своими попыт­ками защи­тить взро­с­лый просто тор­мо­зит поток впе­ча­т­ле­ний.

Мы пыта­емся всё пре­ду­смо­треть, выра­бо­тать стра­те­гию выжи­ва­ния, выло­жить обра­зами ступени к дальним и ближним целям. Но у ребёнка свои цели, свои страхи и образы спа­се­ния — тоже свои.

Лучшее, что мы можем сделать для наших детей — это предъ­я­в­лять им самих себя, посте­пенно (по мере их взро­с­ле­ния) откры­вая доступ ко всё более сложным слоям образов в нашем взро­с­лом созна­нии.

По сути я говорю о нашем родном русском душев­ном общении.

с. 33—39

Другие материалы из данного источника