Социальное и эмоциональное развитие
В период начальной школы у детей формируется чувство принадлежности к обществу. Нужно поощрять стремление ребенка участвовать в общественных мероприятиях, особенно вместе с другими верующими детьми. Если ребенок вместе со своими братьями и сестрами выполняет домашние обязанности, это развивает у него чувство ответственности. Чувства общности и ответственности помогают сформироваться лидерским качествам. Чтобы эффективно управлять людьми, сначала нужно самому научиться подчиняться.
В этом возрасте общение с коллективом, состоящим из одноклассников и одногодков, приобретает для ребенка все большее значение. Если ребенок посещал подготовительную школу полного дня, то к начальным классам у него могло сформироваться «стадное чувство». Такие дети не задумываясь во всем соглашаются со своими сверстниками. Общение со сверстниками сильно влияет на представление ребенка о самом себе: дети видят себя глазами друзей, одноклассников, а также родителей, учителей и других взрослых.
Недружелюбное отношение друг к другу является достаточно типичным для детей в этом возрасте. Они часто высмеивают малейшие недостатки окружающих и дают друг другу обидные прозвища. Невообразимо искажаются фамилии и имена практически всех детей. Иногда сразу несколько одноклассников нападают на своего товарища с насмешками и издевательствами. Родители и учителя должны объяснять детям, что такое поведение недопустимо, потому что больно ранит душу человека. Если дома или на игровой площадке вы стали свидетелем подобных издевательств — нужно вмешаться. Обиды и насмешки могут запомниться на многие годы и сильно повлиять на мнение человека о самом себе.
Когда дети начального школьного возраста играют в футбол, баскетбол или другие командные игры, у них часто возникают организационные проблемы и споры по поводу правил. Они не могут правильно вести счет и обвиняют друг друга в жульничестве. Детям нравится побеждать, но они должны учиться и командному взаимодействию — важному умению действовать сообща для достижения общей цели. Ребятам нравится играть «в шарики» и обмениваться комиксами. Мы советуем в этом возрасте покупать детям христианские книжки-комиксы. Таким образом у ребенка появится возможность свидетельствовать о Христе перед другими детьми. Не надо считать детей слишком маленькими и не готовыми для этого. Старайтесь, чтобы в руки ребенка не попадали широко распространенные комиксы аморального и сексуального содержания. Большинство персонажей и сюжетов комиксов, на которых все мы выросли, в наше время не могут считаться нравственными и полезными для ребенка. То же самое касается и мультфильмов, демонстрируемых по телевидению. Некоторые христиане сделали для себя правилом разрешать детям смотреть только христианские мультфильмы, такие как «Герберт», «Летающий дом» и «Суперкнига». Если вы не можете смотреть мультфильмы вместе с ребенком (объясняя ему, почему те или иные поступки персонажей считаются плохими), мы советуем вам отдавать предпочтение христианским программам. Это также касается видеофильмов и телевизионных программ вообще.
Дэвид Элкинд (David Elkind, 1981) отмечает, что сегодня многие люди хотят, чтобы их дети поскорее взрослели. Дошкольники не должны вести себя как подростки и взрослые, назначая свидания и следуя веяниям моды. Иногда в какой-нибудь передаче или фильме можно увидеть ребенка, который отпускает сальные шуточки и ведет себя как взрослый. Телевидение начинает знакомить детей с проблемами взрослых задолго до того, как они к этому готовы. Этого не следует делать. Пусть дети остаются детьми!
Становление личности
В период младшего школьного возраста ребенок старается подражать родителю того же пола, что и он сам, а также и другим взрослым своего пола. У детей в этом возрасте появляются кумиры, поэтому важно, чтобы у ребенка были достойные примеры для подражания. Рассказывайте ему о выдающихся спортсменах, пасторах и библейских героях, хвалите их. Если вы назвали своего ребенка в честь кого-нибудь, объясните, что это был за человек и почему вы им восхищаетесь. Можно рассказать ребенку, что означает его или ее имя.
Для мальчиков очень важно подражать мужчинам, а для девочек — женщинам. Без такого подражания ребенок, когда вырастет, будет испытывать затруднения в сексуальном общении с будущим супругом или супругой, а в крайних случаях у него могут развиться гомосексуальные или лесбийские наклонности. К сожалению, в начальных классах работает очень мало педагогов-мужчин. Многие мальчики этого возраста живут либо совсем без отца, либо их отцов практически не бывает дома. Таким детям не хватает мужского внимания. Мальчиков везде окружают женщины — школьные учительницы, преподавательницы воскресных школ, сиделки и т.д. Неудивительно, что гомосексуальные отношения больше распространены среди мужчин, чем среди женщин. Мы настаиваем, чтобы в церковных воскресных школах преподавали мужчины. По крайней мере для мальчиков, а желательно и для девочек. В этом возрасте присутствие в доме заботливого и примерного отца помогает девочкам, так же как и мальчикам, подготовиться к подростковому периоду, а в дальнейшем — к супружеской жизни. Старайтесь, чтобы ваших детей окружали только те мужчины, которым можно доверять. Некоторые школьные учителя, вожатые в летних лагерях и другие могут сексуально развращать детей (такое поведение в большей степени типично для мужчин, но встречается и среди женщин). Люди с извращенной психикой специально стремятся устроиться на работу, связанную с детьми, а иногда даже в церковь. Поэтому будьте бдительны.
Для США характерно, что дети начального школьного возраста испытывают неприязнь по отношению к представителям противоположного пола (во многих других странах этого не происходит). В эти годы мальчикам (и девочкам) нравится рассуждать, как отвратительны эти девчонки (мальчишки). Но не стоит этому верить. У вашего ребенка наверняка есть «предмет обожания» противоположного пола. Иногда детям даже хочется почувствовать себя представителем другого пола. Объясняйте им преимущества того или иного пола, особенно подчеркивая сильные стороны пола вашего ребенка.
Здоровое сексуальное образование направит развитие личности ребенка в нужное русло. Лучшее место для такого образования — дом. Сексуальным образованием ребенка следует заниматься на протяжении нескольких лет, постепенно, по мере взросления детей, отвечая на те или иные вопросы. Отвечайте на вопросы ребенка по существу и не испытывайте при этом неловкости. Используйте «взрослые» термины. К десяти-одиннадцати годам дети должны иметь общее представление о взрослой жизни. Менструация у девочек начинается в период между девятью и шестнадцатью годами (обычно в тринадцать лет). Поэтому уже в начальной школе следует начинать их к этому готовить (Willson, Beecham and Carringon, 1966,69). Во время первой менструации девочка, если она не знает, что с ней происходит, может сильно испугаться, думая что это какая-нибудь травма, из-за которой можно умереть. Мальчикам в этом возрасте не обязательно знать о менструациях. Но примерно годам к десяти им можно рассказать о поллюциях и мастурбации. В основном мальчики достигают половой зрелости позже, чем девочки, — примерно в тринадцать-пятнадцать лет (Ziai, 1969, 38). Вот почему семиклассницы обычно бывают крупнее своих сверстников противоположного пола.