Майер П. Д., Рэтклифф Д. Е.

Воспитание ребёнка: от рождения до двенадати лет(фрагмент)



Соци­аль­ное и эмо­ци­о­наль­ное раз­ви­тие

В период началь­ной школы у детей фор­ми­ру­ется чувство при­над­леж­но­сти к обще­ству. Нужно поощрять стрем­ле­ние ребенка участ­во­вать в обще­ствен­ных меро­при­ятиях, осо­бенно вместе с другими веру­ю­щими детьми. Если ребенок вместе со своими бра­тьями и сестрами выпол­няет домаш­ние обя­зан­но­сти, это раз­ви­вает у него чувство ответ­ствен­но­сти. Чувства общ­но­сти и ответ­ствен­но­сти помо­гают сфор­ми­ро­ваться лидер­ским каче­ствам. Чтобы эффек­тивно упра­в­лять людьми, сначала нужно самому нау­читься под­чи­няться.

В этом воз­ра­сте общение с кол­лек­ти­вом, состо­я­щим из одно­клас­с­ни­ков и одно­год­ков, при­об­ретает для ребенка все большее зна­че­ние. Если ребенок посещал под­го­то­ви­тель­ную школу полного дня, то к началь­ным классам у него могло сфор­ми­ро­ваться «стадное чувство». Такие дети не заду­мы­ва­ясь во всем согла­ша­ются со своими свер­ст­ни­ками. Общение со свер­ст­ни­ками сильно влияет на пред­ста­в­ле­ние ребенка о самом себе: дети видят себя глазами друзей, одно­клас­с­ни­ков, а также роди­те­лей, учи­те­лей и других взро­с­лых.

Недру­же­лю­б­ное отно­ше­ние друг к другу явля­ется доста­точно типич­ным для детей в этом воз­ра­сте. Они часто высме­и­вают малейшие недо­статки окру­жа­ю­щих и дают друг другу обидные про­звища. Нево­об­ра­зимо иска­жа­ются фамилии и имена прак­ти­че­ски всех детей. Иногда сразу несколько одно­клас­с­ни­ков напа­дают на своего това­рища с насмеш­ками и изде­ва­тель­ствами. Роди­тели и учителя должны объ­яс­нять детям, что такое пове­де­ние недо­пу­стимо, потому что больно ранит душу чело­века. Если дома или на игровой пло­щадке вы стали сви­дете­лем подоб­ных изде­ва­тель­ств — нужно вме­шаться. Обиды и насмешки могут запо­мниться на многие годы и сильно пов­ли­ять на мнение чело­века о самом себе.

Когда дети началь­ного школь­ного воз­ра­ста играют в футбол, бас­кет­бол или другие коман­д­ные игры, у них часто воз­ни­кают орга­ни­за­ци­он­ные про­блемы и споры по поводу правил. Они не могут правильно вести счет и обви­няют друг друга в жуль­ни­че­стве. Детям нравится побе­ждать, но они должны учиться и коман­д­ному вза­и­мо­действию — важному умению действо­вать сообща для дости­же­ния общей цели. Ребятам нравится играть «в шарики» и обме­ни­ваться комик­сами. Мы советуем в этом воз­ра­сте поку­пать детям хри­сти­ан­ские книжки-комиксы. Таким образом у ребенка поя­вится воз­мож­ность сви­детель­ство­вать о Христе перед другими детьми. Не надо считать детей слишком малень­кими и не гото­выми для этого. Ста­райтесь, чтобы в руки ребенка не попа­дали широко рас­про­стра­нен­ные комиксы амо­раль­ного и сек­су­аль­ного содер­жа­ния. Боль­шин­ство пер­со­на­жей и сюжетов комик­сов, на которых все мы выросли, в наше время не могут считаться нрав­ствен­ными и полезными для ребенка. То же самое каса­ется и муль­т­филь­мов, демон­стри­ру­е­мых по теле­ви­де­нию. Неко­то­рые хри­сти­ане сделали для себя прави­лом раз­ре­шать детям смо­треть только хри­сти­ан­ские муль­т­фильмы, такие как «Герберт», «Лета­ю­щий дом» и «Супер­к­нига». Если вы не можете смо­треть муль­т­фильмы вместе с ребен­ком (объ­яс­няя ему, почему те или иные поступки пер­со­на­жей счита­ются плохими), мы советуем вам отда­вать пред­по­чте­ние хри­сти­ан­ским про­грам­мам. Это также каса­ется виде­о­филь­мов и теле­ви­зи­он­ных про­грамм вообще.

Дэвид Элкинд (David Elkind, 1981) отме­чает, что сегодня многие люди хотят, чтобы их дети поско­рее взро­с­лели. Дош­коль­ники не должны вести себя как под­ростки и взро­с­лые, назна­чая сви­да­ния и следуя веяниям моды. Иногда в какой-нибудь пере­даче или фильме можно увидеть ребенка, который отпус­кает сальные шуточки и ведет себя как взро­с­лый. Теле­ви­де­ние начи­нает зна­ко­мить детей с про­бле­мами взро­с­лых задолго до того, как они к этому готовы. Этого не следует делать. Пусть дети оста­ются детьми!

Ста­но­в­ле­ние лич­но­сти

В период младшего школь­ного воз­ра­ста ребенок ста­ра­ется под­ра­жать роди­телю того же пола, что и он сам, а также и другим взро­с­лым своего пола. У детей в этом воз­ра­сте поя­в­ля­ются кумиры, поэтому важно, чтобы у ребенка были достойные примеры для под­ра­жа­ния. Рас­ска­зы­вайте ему о выда­ю­щихся спорт­сме­нах, пас­то­рах и биб­лейских героях, хвалите их. Если вы назвали своего ребенка в честь кого-нибудь, объ­яс­ните, что это был за человек и почему вы им вос­хи­ща­етесь. Можно рас­ска­зать ребенку, что озна­чает его или ее имя.

Для маль­чи­ков очень важно под­ра­жать муж­чи­нам, а для девочек — жен­щи­нам. Без такого под­ра­жа­ния ребенок, когда выра­стет, будет испы­ты­вать затруд­не­ния в сек­су­аль­ном общении с будущим супру­гом или супру­гой, а в крайних случаях у него могут раз­виться гомо­сек­су­аль­ные или лес­бийские наклон­но­сти. К сожа­ле­нию, в началь­ных классах рабо­тает очень мало педа­го­гов-мужчин. Многие маль­чики этого воз­ра­ста живут либо совсем без отца, либо их отцов прак­ти­че­ски не бывает дома. Таким детям не хватает муж­ского вни­ма­ния. Маль­чи­ков везде окру­жают женщины — школь­ные учи­тель­ницы, пре­по­да­ва­тель­ницы вос­крес­ных школ, сиделки и т.д. Неу­ди­ви­тельно, что гомо­сек­су­аль­ные отно­ше­ния больше рас­про­стра­нены среди мужчин, чем среди женщин. Мы наста­и­ваем, чтобы в цер­ков­ных вос­крес­ных школах пре­по­да­вали мужчины. По крайней мере для маль­чи­ков, а жела­тельно и для девочек. В этом воз­ра­сте при­сут­ствие в доме забот­ли­вого и при­мер­ного отца помо­гает девоч­кам, так же как и маль­чи­кам, под­го­то­виться к под­рост­ко­вому периоду, а в даль­нейшем — к супру­же­ской жизни. Ста­райтесь, чтобы ваших детей окру­жали только те мужчины, которым можно дове­рять. Неко­то­рые школь­ные учителя, вожатые в летних лагерях и другие могут сек­су­ально раз­вра­щать детей (такое пове­де­ние в большей степени типично для мужчин, но встре­ча­ется и среди женщин). Люди с извра­щен­ной пси­хи­кой спе­ци­ально стре­мятся устро­иться на работу, свя­зан­ную с детьми, а иногда даже в церковь. Поэтому будьте бди­тельны.

Для США харак­терно, что дети началь­ного школь­ного воз­ра­ста испы­ты­вают непри­язнь по отно­ше­нию к пред­стави­те­лям проти­во­полож­ного пола (во многих других странах этого не про­ис­хо­дит). В эти годы маль­чи­кам (и девоч­кам) нравится рас­су­ждать, как отвра­ти­тельны эти дев­чонки (маль­чишки). Но не стоит этому верить. У вашего ребенка навер­няка есть «предмет обо­жа­ния» проти­во­полож­ного пола. Иногда детям даже хочется почув­ство­вать себя пред­стави­те­лем другого пола. Объ­яс­няйте им пре­и­му­ще­ства того или иного пола, осо­бенно под­чер­ки­вая сильные стороны пола вашего ребенка.

Здо­ро­вое сек­су­аль­ное обра­зо­ва­ние направит раз­ви­тие лич­но­сти ребенка в нужное русло. Лучшее место для такого обра­зо­ва­ния — дом. Сек­су­аль­ным обра­зо­ва­нием ребенка следует зани­маться на про­тя­же­нии несколь­ких лет, посте­пенно, по мере взро­с­ле­ния детей, отвечая на те или иные вопросы. Отве­чайте на вопросы ребенка по суще­ству и не испы­ты­вайте при этом нелов­ко­сти. Исполь­зуйте «взро­с­лые» термины. К десяти-один­на­дцати годам дети должны иметь общее пред­ста­в­ле­ние о взро­с­лой жизни. Мен­стру­а­ция у девочек начи­на­ется в период между девятью и шест­на­дца­тью годами (обычно в три­на­дцать лет). Поэтому уже в началь­ной школе следует начи­нать их к этому гото­вить (Willson, Beecham and Carringon, 1966,69). Во время первой мен­стру­а­ции девочка, если она не знает, что с ней про­ис­хо­дит, может сильно испу­гаться, думая что это какая-нибудь травма, из-за которой можно умереть. Маль­чи­кам в этом воз­ра­сте не обя­за­тельно знать о мен­стру­а­циях. Но при­мерно годам к десяти им можно рас­ска­зать о пол­лю­циях и мастур­ба­ции. В основ­ном маль­чики дости­гают половой зре­ло­сти позже, чем девочки, — при­мерно в три­на­дцать-пят­на­дцать лет (Ziai, 1969, 38). Вот почему семи­клас­с­ницы обычно бывают крупнее своих свер­ст­ни­ков проти­во­полож­ного пола.

с. 123—128

Другие материалы из данного источника