Наиболее типичные трудности
Ребенок плачет
Что делать, когда ребенок плачет? Главное, конечно, определить причину плача. Источником его может быть все, что угодно: от боли до усталости. Ниже мы предлагаем несколько способов успокоить плачущего ребенка.
1. Покормите ребенка или дайте ему молока.
2. Укройте потеплее или, наоборот, раскройте ребенка.
3. Спойте или расскажите что-нибудь ребенку.
4. Слегка похлопайте ребенка по спине, чтобы помочь ему освободиться от газов в желудке.
5. Погладьте ребенка рукой или чем-нибудь мягким (порой благотворно действует крепкое объятие).
6. Покачайте ребенка.
7. Измените положение ребенка, взяв его на руки.
8. Включите кассету с ритмичной или успокаивающей музыкой.
9. С помощью медикаментов и специальных пустышек избавьте малыша от неприятных ощущений, когда у него режутся зубы.
10. Смените подгузники.
Иногда все, что нужно плачущему ребенку, — это поспать. К сожалению, малыши не всегда осознают это, поэтому даже спокойным детям нужно время от времени поплакать, чтобы уснуть. Это не наносит вреда детям; многие убеждены, что такой плач помогает им разрабатывать легкие. Кстати, ребенку необходимо спать от шестнадцати до восемнадцати часов в сутки.
Может ли малыш плачем вводить в заблуждение родителей, чтобы просто привлечь к себе внимание или добиться своего? После шести месяцев такую возможность нельзя исключать, но до этого возраста — навряд ли. Самое разумное — определить, почему ребенок плачет; а дети, чьи матери быстро реагируют на плач, обычно плачут гораздо меньше других детей (Ainsworth, Bell and Slayton, 1972). Если ваш ребенок плачет постоянно, проконсультируйтесь у врача.
Как приучить ребенка самостоятельно пользоваться туалетом
Приучение ребенка к данной процедуре может иногда стать причиной возникновения психологических проблем, которые будут сопровождать его в течение всей жизни. Это также может ранить ребенка! Родители, которые хотят приучить своего ребенка пользоваться туалетом в первый год жизни, желают почти невозможного с физиологической точки зрения. Способность нервной системы сигнализировать о позывах окончательно сформируется лишь к восемнадцати месяцам, а порой только к четырем годам или даже позже. Приучать ребенка к туалету до того, как его или ее организм будет готов к этому, — значит способствовать возникновению негативных эмоций как у родителей, так и у ребенка и, возможно, закладывать основу психологических проблем у ребенка на долгие годы вперед.
Как же узнать, когда ребенок будет готов к обучению данной процедуре? Сигналом может послужить проявление ребенком интереса к данной теме. Очевидно, что если ребенок может сказать вам, что он собирается «сходить» в подгузники, то его уже можно приучать к пользованию туалетом. Это будет легче сделать, если ребенок ходит в туалет в определенное время.
При обучении данной процедуре применяйте поощрения и ни в коем случае не наказывайте ребенка. Посадите ребенка на горшок — специальный маленький стул для него будет выглядеть менее пугающе — и объясните, что он получит любимую вещь (конфету, наклейку и т. д.), когда сходит в туалет. Дайте ему любимый напиток, пока он сидит на горшке, а также найдите ему какое-нибудь занятие. Покажите ему, чего вы от него добиваетесь на примере куклы, которая тоже «сама» ходит в туалет.
Иногда ребенок еще будет «ходить в штаны», но в конце концов достигнет успехов. Сразу же похвалите его и дайте то, что обещали. Обязательно дайте название тому, что он сделал, используя те выражения, которые вы сочтете наиболее подходящими. Не бойтесь выказать свою радость по поводу успеха ребенка. А приз послужит ему хорошим стимулом, чтобы повторить это еще раз; только не давайте сразу слишком много призов, а то этот прием быстро перестанет срабатывать. Если данный приз более не стимулирует ребенка, найдите что-то другое, что заинтересует его. Можете даже позволить малышу выбрать из нескольких призов. Но награждать ребенка нужно только тогда, когда его сидение на горшке закончилось результативно. Я знал родителей, которые даже клали в горшок овсяные хлопья, чтобы пробудить у мальчика желание ходить в туалет: ему нравилось «поражать мишени»! Если ребенок сходил мимо горшка, просто напомните ему что-нибудь типа: «конфету сегодня не получишь — ты не попросился в туалет», но не наказывайте его. Вы можете попросить малыша убрать за собой (если же он не хочет этого делать, положите свои руки поверх его рук и помогите ему навести порядок).
В конечном итоге ребенок научится произносить слова, обозначающие его позывы, и будет пользоваться ими, когда будет проситься в туалет. Не мешкайте с тем, чтобы посадить ребенка на горшок и, разумеется, продолжайте награждать его за каждую «результативную» попытку. Когда ребенок привыкнет проситься в туалет, начинайте приучать его пользоваться бумагой и снимать и надевать штаны. Как только ребенок научится этому, постепенно начинайте отказываться от поощрений. После недели ежедневных успехов в этой области хвалите ребенка каждый раз, но приз давайте уже через раз. Через неделю давайте приз уже только каждый третий раз, а еще через неделю награждайте его только от случая к случаю. В конце концов просто хвалите его.
Отказ от еды
В возрасте трех лет отказ от еды дело довольно обычное. Часто это — скрытый способ выразить свои негативные эмоции по отношению к родителям. Но иногда детям просто не нравится какая-то пища. У старшего сына Пола Майера в возрасте около двух лет был период, когда он не любил мясо. «Он съедал все, что было на тарелке, но оставлял мясо нетронутым. Мы знали, что белок ему необходим, поэтому я спросил совета у специалиста по питанию в медицинском центре, где я работал. Она предложила такой простой выход, что я даже смутился, что задал такой вопрос. Она посоветовала мне в течение нескольких дней класть ему на тарелку только белковую пищу и ничего более. Если будет отказываться, пусть отказывается. Когда он основательно проголодается, то привыкнет есть мясное. Это отлично сработало! Всего через один или два раза он уже начал есть мясо». Не позволяйте своему ребенку доводить вас до «белого каления» своим отказом от еды — просто уберите тарелку со стола, если видите, что чадо не проявляет энтузиазма в отношении еды или начинает сердиться. Ребенку не повредит, если он один-другой раз откажется от еды — зато в будущем он только выиграет от этого. Старайтесь ничего не давать ребенку между приемами пищи, если только он не заслужил этого тем, что хорошо поел в прошлый раз. Время кормления должно использоваться не только для того, чтобы собственно поесть, но и должно стать временем развития навыков общения, особенно между малышом и родителями. Убедитесь в том, что вы не подменяете едой свою любовь к ребенку и общение с ним.
Интерес ребенка к вопросам пола
Советуем вам не обращать внимания на интерес вашего ребенка к своим половым органам (рассматривание, поглаживание и т. д.), проявляемый им в младенческом возрасте и в период «первых шагов», если только ребенок не делает этого прилюдно. Это — природное стремление к познанию, проявляемое в отношении собственного тела. Если вы не хотите не обращать на это внимания, то тактично уладьте ситуацию, вернув подгузники или нижнее белье на место, и попросите ребенка сменить занятие. Но ни в коем случае не стыдите его и не угрожайте ему ни в какой форме, чтобы ребенок не подумал, что гениталии — это что-то нехорошее, и чтобы позже у него не сложилось неправильное отношение к вопросам секса. Это может даже привести к страхам на сексуальной почве или импотенции, когда дети станут взрослыми.
Когда дети будут задавать вам вопросы, касающиеся тела, — а они, как правило, интересуются этим в данном возрасте и в дошкольный период — старайтесь отвечать им честно, не вдаваясь в подробности. Думается, что при объяснении было бы лучше использовать такие слова, как «влагалище» и «пенис» вместо детской лексики. Некоторых родителей смущают вопросы на подобные темы, и лучшее объяснение могли бы дать менее застенчивые родители. Разыгрывание таких ситуаций по ролям между родителями могло бы помочь им в дальнейшем. Отвечайте только на задаваемые вопросы; для детей будет более полезным, если о вопросах пола они будут узнавать понемногу, раз за разом, чем из долгого подробного объяснения, затрагивающего всю тему в целом.
Страхи и ограниченная дееспособность
Иногда к концу первого года жизни у ребенка развивается боязнь незнакомых людей, а иногда также и боязнь животных. Боязнь животных в дошкольном возрасте — обычное явление. Некоторые дети боятся больших объемов воды и начинают проявлять беспокойство, когда впервые видят морское побережье, не желая даже ступить ногой в морские волны. Боязнь высоты появляется в результате ранее приобретенного опыта: неоднократного падения с кушетки, например!
Страхи иногда желательны. К примеру, боязнь забраться на дерево высотой в 9 метров, конечно, очень желательна для трехлетнего малыша! Страхи иногда подсказывают нам, что в жизни что-то необходимо исправить. Однажды я обнаружил, что мой трехлетний сын очень боится церкви. Стоило ему только увидеть здание церкви, как он тут же начинал плакать. Причину этой боязни удалось установить, когда моя жена заметила, как пятилетние дети из более старшей группы воскресной школы регулярно бьют младших детей. Таким же образом страх, испытываемый в отношении какого-то человека, может указывать на то, что этот человек причинил боль или доставил какую-то неприятность. Всегда старайтесь установить причину страха, прежде чем пытаться избавиться от него.
Как бороться со страхами? Если страх доставляет неприятности, то было бы неплохо постепенно устанавливать контакт детей с тем, что их пугает, при этом успокаивая детей. Начните с того, что просто побудьте с малышами в той комнате, где находится беспокоящий их предмет. При этом возьмите детей за руки и спокойно расскажите им о том человеке или предмете, которого они боятся. Когда дети немного успокоятся, можете подойти поближе к объекту беспокойства. Если вы будете делать это постепенно, то дети в конце концов преодолеют страхи. Крайние формы страхов требуют профессиональной консультации специалиста.
Ребенок с ограниченной дееспособностью требует вашего особого внимания. Даже больше, чем обычные ребята, такие дети нуждаются в безусловной материнской любви и благожелательном отношении. Это поможет им подготовиться ко встрече со школой, когда они вырастут. Дети, помещенные в специальные больницы, также нуждаются в материнской заботе. Исследования показывают, что среди детей, чьи матери не посещали своих детей в больницах и не проводили с ними достаточно времени, чрезвычайно высок уровень смертности (Lidz, 1968, 150; Lynch, Steinberg and Ounsted, 1975).