Майер П. Д., Рэтклифф Д. Е.

Воспитание ребёнка: от рождения до двенадати лет(фрагмент)



Наи­бо­лее типич­ные труд­но­сти

Ребенок плачет

Что делать, когда ребенок плачет? Главное, конечно, опре­де­лить причину плача. Источ­ни­ком его может быть все, что угодно: от боли до уста­ло­сти. Ниже мы пред­ла­гаем несколько спо­со­бов успо­ко­ить пла­чу­щего ребенка.

1. Покор­мите ребенка или дайте ему молока.

2. Укройте потеп­лее или, нао­бо­рот, рас­кройте ребенка.

3. Спойте или рас­ска­жите что-нибудь ребенку.

4. Слегка похло­пайте ребенка по спине, чтобы помочь ему осво­бо­диться от газов в желудке.

5. Погладьте ребенка рукой или чем-нибудь мягким (порой бла­го­т­ворно действует крепкое объятие).

6. Пока­чайте ребенка.

7. Изме­ните поло­же­ние ребенка, взяв его на руки.

8. Вклю­чите кассету с рит­мич­ной или успо­ка­и­ва­ю­щей музыкой.

9. С помощью меди­ка­мен­тов и спе­ци­аль­ных пусты­шек избавьте малыша от непри­ят­ных ощу­ще­ний, когда у него режутся зубы.

10. Смените под­гуз­ники.

Иногда все, что нужно пла­чу­щему ребенку, — это поспать. К сожа­ле­нию, малыши не всегда осо­знают это, поэтому даже спо­койным детям нужно время от времени попла­кать, чтобы уснуть. Это не наносит вреда детям; многие убе­ждены, что такой плач помо­гает им раз­ра­ба­ты­вать легкие. Кстати, ребенку необ­хо­димо спать от шест­на­дцати до восем­на­дцати часов в сутки.

Может ли малыш плачем вводить в заблу­жде­ние роди­те­лей, чтобы просто при­влечь к себе вни­ма­ние или добиться своего? После шести месяцев такую воз­мож­ность нельзя исклю­чать, но до этого воз­ра­ста — навряд ли. Самое разум­ное — опре­де­лить, почему ребенок плачет; а дети, чьи матери быстро реа­ги­руют на плач, обычно плачут гораздо меньше других детей (Ainsworth, Bell and Slayton, 1972). Если ваш ребенок плачет посто­янно, про­кон­суль­ти­руйтесь у врача.

Как при­у­чить ребенка само­сто­я­тельно поль­зо­ваться туа­летом

При­у­че­ние ребенка к данной про­це­дуре может иногда стать при­чи­ной воз­ник­но­ве­ния пси­холо­ги­че­ских проблем, которые будут сопро­во­ждать его в течение всей жизни. Это также может ранить ребенка! Роди­тели, которые хотят при­у­чить своего ребенка поль­зо­ваться туа­летом в первый год жизни, желают почти невоз­мож­ного с физи­оло­ги­че­ской точки зрения. Спо­соб­ность нервной системы сиг­нали­зи­ро­вать о позывах окон­ча­тельно сфор­ми­ру­ется лишь к восем­на­дцати месяцам, а порой только к четырем годам или даже позже. При­у­чать ребенка к туалету до того, как его или ее орга­низм будет готов к этому, — значит спо­соб­ство­вать воз­ник­но­ве­нию нега­тив­ных эмоций как у роди­те­лей, так и у ребенка и, воз­можно, закла­ды­вать основу пси­холо­ги­че­ских проблем у ребенка на долгие годы вперед.

Как же узнать, когда ребенок будет готов к обу­че­нию данной про­це­дуре? Сиг­на­лом может послу­жить про­я­в­ле­ние ребен­ком инте­реса к данной теме. Оче­видно, что если ребенок может сказать вам, что он соби­ра­ется «сходить» в под­гуз­ники, то его уже можно при­у­чать к поль­зо­ва­нию туа­летом. Это будет легче сделать, если ребенок ходит в туалет в опре­де­лен­ное время.

При обу­че­нии данной про­це­дуре при­ме­няйте поощре­ния и ни в коем случае не нака­зы­вайте ребенка. Поса­дите ребенка на горшок — спе­ци­аль­ный малень­кий стул для него будет выгля­деть менее пугающе — и объ­яс­ните, что он получит любимую вещь (конфету, наклейку и т. д.), когда сходит в туалет. Дайте ему любимый напиток, пока он сидит на горшке, а также найдите ему какое-нибудь занятие. Пока­жите ему, чего вы от него доби­ва­етесь на примере куклы, которая тоже «сама» ходит в туалет.

Иногда ребенок еще будет «ходить в штаны», но в конце концов достиг­нет успехов. Сразу же похвалите его и дайте то, что обещали. Обя­за­тельно дайте назва­ние тому, что он сделал, исполь­зуя те выра­же­ния, которые вы сочтете наи­бо­лее под­хо­дя­щими. Не бойтесь выка­зать свою радость по поводу успеха ребенка. А приз послу­жит ему хорошим сти­му­лом, чтобы пов­то­рить это еще раз; только не давайте сразу слишком много призов, а то этот прием быстро пере­ста­нет сра­ба­ты­вать. Если данный приз более не сти­му­ли­рует ребенка, найдите что-то другое, что заин­те­ре­сует его. Можете даже поз­во­лить малышу выбрать из несколь­ких призов. Но награ­ждать ребенка нужно только тогда, когда его сидение на горшке закон­чи­лось резуль­та­тивно. Я знал роди­те­лей, которые даже клали в горшок овсяные хлопья, чтобы про­бу­дить у маль­чика желание ходить в туалет: ему нрави­лось «пора­жать мишени»! Если ребенок сходил мимо горшка, просто напо­мните ему что-нибудь типа: «конфету сегодня не полу­чишь — ты не попро­сился в туалет», но не нака­зы­вайте его. Вы можете попро­сить малыша убрать за собой (если же он не хочет этого делать, поло­жите свои руки поверх его рук и помо­гите ему навести порядок).

В конеч­ном итоге ребенок нау­чится про­из­но­сить слова, обо­зна­ча­ю­щие его позывы, и будет поль­зо­ваться ими, когда будет про­ситься в туалет. Не меш­кайте с тем, чтобы поса­дить ребенка на горшок и, разу­ме­ется, про­дол­жайте награ­ждать его за каждую «резуль­та­тив­ную» попытку. Когда ребенок при­выкнет про­ситься в туалет, начи­найте при­у­чать его поль­зо­ваться бумагой и снимать и наде­вать штаны. Как только ребенок нау­чится этому, посте­пенно начи­найте отка­зы­ваться от поощре­ний. После недели еже­д­нев­ных успехов в этой области хвалите ребенка каждый раз, но приз давайте уже через раз. Через неделю давайте приз уже только каждый третий раз, а еще через неделю награ­ждайте его только от случая к случаю. В конце концов просто хвалите его.

Отказ от еды

В воз­ра­сте трех лет отказ от еды дело довольно обычное. Часто это — скрытый способ выра­зить свои нега­тив­ные эмоции по отно­ше­нию к роди­те­лям. Но иногда детям просто не нравится какая-то пища. У стар­шего сына Пола Майера в воз­ра­сте около двух лет был период, когда он не любил мясо. «Он съедал все, что было на тарелке, но оста­в­лял мясо нет­ро­ну­тым. Мы знали, что белок ему необ­хо­дим, поэтому я спросил совета у спе­ци­али­ста по питанию в меди­цин­ском центре, где я работал. Она пред­ло­жила такой простой выход, что я даже сму­тился, что задал такой вопрос. Она посо­вето­вала мне в течение несколь­ких дней класть ему на тарелку только бел­ко­вую пищу и ничего более. Если будет отка­зы­ваться, пусть отка­зы­ва­ется. Когда он осно­ва­тельно про­голо­да­ется, то при­выкнет есть мясное. Это отлично сра­бо­тало! Всего через один или два раза он уже начал есть мясо». Не поз­во­ляйте своему ребенку дово­дить вас до «белого каления» своим отказом от еды — просто уберите тарелку со стола, если видите, что чадо не про­я­в­ляет энту­зи­азма в отно­ше­нии еды или начи­нает сер­диться. Ребенку не повре­дит, если он один-другой раз отка­жется от еды — зато в будущем он только выи­грает от этого. Ста­райтесь ничего не давать ребенку между при­е­мами пищи, если только он не заслу­жил этого тем, что хорошо поел в прошлый раз. Время кор­м­ле­ния должно исполь­зо­ваться не только для того, чтобы соб­ственно поесть, но и должно стать вре­ме­нем раз­ви­тия навыков общения, осо­бенно между малышом и роди­те­лями. Убе­ди­тесь в том, что вы не под­ме­ня­ете едой свою любовь к ребенку и общение с ним.

Интерес ребенка к вопро­сам пола

Советуем вам не обра­щать вни­ма­ния на интерес вашего ребенка к своим половым органам (рас­сма­т­ри­ва­ние, погла­жи­ва­ние и т. д.), про­я­в­ля­е­мый им в мла­ден­че­ском воз­ра­сте и в период «первых шагов», если только ребенок не делает этого при­людно. Это — при­род­ное стрем­ле­ние к позна­нию, про­я­в­ля­е­мое в отно­ше­нии соб­ствен­ного тела. Если вы не хотите не обра­щать на это вни­ма­ния, то так­тично уладьте ситу­а­цию, вернув под­гуз­ники или нижнее белье на место, и попро­сите ребенка сменить занятие. Но ни в коем случае не стыдите его и не угро­жайте ему ни в какой форме, чтобы ребенок не подумал, что гениталии — это что-то нехо­ро­шее, и чтобы позже у него не сло­жи­лось неправиль­ное отно­ше­ние к вопро­сам секса. Это может даже при­ве­сти к страхам на сек­су­аль­ной почве или импо­тен­ции, когда дети станут взро­с­лыми.

Когда дети будут зада­вать вам вопросы, каса­ю­щи­еся тела, — а они, как правило, инте­ре­су­ются этим в данном воз­ра­сте и в дош­коль­ный период — ста­райтесь отве­чать им честно, не вда­ва­ясь в подроб­но­сти. Дума­ется, что при объ­яс­не­нии было бы лучше исполь­зо­вать такие слова, как «вла­галище» и «пенис» вместо детской лексики. Неко­то­рых роди­те­лей смущают вопросы на подоб­ные темы, и лучшее объ­яс­не­ние могли бы дать менее застен­чи­вые роди­тели. Разы­гры­ва­ние таких ситу­а­ций по ролям между роди­те­лями могло бы помочь им в даль­нейшем. Отве­чайте только на зада­ва­е­мые вопросы; для детей будет более полезным, если о вопро­сах пола они будут узна­вать поне­многу, раз за разом, чем из долгого подроб­ного объ­яс­не­ния, затра­ги­ва­ю­щего всю тему в целом.

Страхи и огра­ни­чен­ная деес­по­соб­ность

Иногда к концу первого года жизни у ребенка раз­ви­ва­ется боязнь незна­ко­мых людей, а иногда также и боязнь живот­ных. Боязнь живот­ных в дош­коль­ном воз­ра­сте — обычное явление. Неко­то­рые дети боятся больших объемов воды и начи­нают про­я­в­лять бес­по­койство, когда впервые видят морское побе­ре­жье, не желая даже ступить ногой в морские волны. Боязнь высоты поя­в­ля­ется в резуль­тате ранее при­об­ретен­ного опыта: неод­но­крат­ного падения с кушетки, напри­мер!

Страхи иногда жела­тельны. К примеру, боязнь забраться на дерево высотой в 9 метров, конечно, очень жела­тельна для трех­лет­него малыша! Страхи иногда под­ска­зы­вают нам, что в жизни что-то необ­хо­димо исправить. Однажды я обна­ру­жил, что мой трех­лет­ний сын очень боится церкви. Стоило ему только увидеть здание церкви, как он тут же начинал плакать. Причину этой боязни удалось уста­но­вить, когда моя жена заметила, как пяти­лет­ние дети из более старшей группы вос­крес­ной школы регу­лярно бьют младших детей. Таким же образом страх, испы­ты­ва­е­мый в отно­ше­нии какого-то чело­века, может ука­зы­вать на то, что этот человек при­чи­нил боль или доставил какую-то непри­ят­ность. Всегда ста­райтесь уста­но­вить причину страха, прежде чем пытаться избавиться от него.

Как бороться со стра­хами? Если страх доста­в­ляет непри­ят­но­сти, то было бы неплохо посте­пенно уста­на­в­ли­вать контакт детей с тем, что их пугает, при этом успо­ка­и­вая детей. Начните с того, что просто побудьте с малы­шами в той комнате, где нахо­дится бес­по­ко­я­щий их предмет. При этом возь­мите детей за руки и спо­койно рас­ска­жите им о том чело­веке или пред­мете, кото­рого они боятся. Когда дети немного успо­ко­ятся, можете подойти поближе к объекту бес­по­койства. Если вы будете делать это посте­пенно, то дети в конце концов пре­о­до­леют страхи. Крайние формы страхов требуют про­фес­си­о­наль­ной кон­суль­та­ции спе­ци­али­ста.

Ребенок с огра­ни­чен­ной деес­по­соб­но­стью требует вашего особого вни­ма­ния. Даже больше, чем обычные ребята, такие дети нужда­ются в без­у­слов­ной мате­рин­ской любви и бла­го­же­ла­тель­ном отно­ше­нии. Это поможет им под­го­то­виться ко встрече со школой, когда они выра­с­тут. Дети, поме­щен­ные в спе­ци­аль­ные боль­ницы, также нужда­ются в мате­рин­ской заботе. Иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что среди детей, чьи матери не посе­щали своих детей в боль­ни­цах и не про­во­дили с ними доста­точно времени, чрез­вы­чайно высок уровень смерт­но­сти (Lidz, 1968, 150; Lynch, Steinberg and Ounsted, 1975).

с. 81—86

Другие материалы из данного источника


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»