ПРОФИЛАКТИКА ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Подготовка подрастающего поколения к семейной жизни предусматривает привитие детям навыков гигиены: соблюдение режима дня, занятия физической культурой, организацию рационального питания, умение сочетать труд и активный отдых; они должны следить за чистотой тела, белья, одежды.
Особое значение имеет выработка у ребят резко отрицательного отношения к пьянству и наркомании. Эти пороки являются, как известно, важнейшими факторами, способствующими распаду семей, деградации личности, развитию других тяжелых недугов, рождению больного, неполноценного потомства. Поэтому совершенно оправданы мероприятия, которые осуществляются в нашей стране по борьбе с указанным злом. Между тем они далеко не всегда достигают своей цели. И это можно, с нашей точки зрения, объяснить не столько малой эффективностью проводимой противоалкогольной пропаганды и других мер, сколько недостаточным вниманием к проблеме противоалкогольного и противонаркотического воспитания подрастающего поколения, главным образом в семье, а также в детских дошкольных учреждениях и в школе.
Формирование родителями у ребенка и подростка негативного отношения к спиртным напиткам и наркотикам возможно, если знать истоки рассматриваемых тяжелых пороков. Поговорим вначале об алкоголизации детей (12, 13).
Первое их знакомство с рюмкой происходит главным образом в семье: до 11 лет как бы случайно («для аппетита», «лечения», «из любопытства»), а позже мотивами употребления алкоголя становятся традиционные поводы (праздник, день рождения, гости и т. д.).
Мы подчеркиваем роль родителей, их пример в алкоголизации детей потому, что последние, не обладая необходимыми знаниями, жизненным опытом, копируют взрослых, подражают их действиям. Вот пример из практики. В одном детском саду мы предложили детям сыграть в праздник. И оказались свидетелями застолья — от ритуала произношения тостов и чоканья бокалами до шаткой походки пьяных «гостей».
Однако не только свойственная детям склонность к подражанию причиняет в данном случае им зло. Употребление алкоголя взрослыми обусловливает напряженную психологическую обстановку в семье, отрицательно влияет на эмоциональную сферу детей, ведет к их безнадзорности. Так, по данным специалистов, более половины подростков, часто употребляющих алкогольные напитки, были лишены ранее внимания со стороны пьющих родителей. В тех же случаях, когда забота о детях сохранялась, она касалась в основном физических потребностей (одеть, покормить и т. д.). Внимание же к духовному развитию ребенка, к его склонностям, как правило, отсутствовало, не говоря уже об активном формировании его интересов. Подобная ситуация часто приводит к появлению среди детей «групп риска» в отношении алкоголизма. Дети и подростки этой группы отличаются пренебрежительным отношением к своим функциям и обязанностям, в первую очередь к учебе. Так, более трех четвертей учащихся, употребляющих алкогольные напитки, учатся плохо, более пятой части — посредственно и только 1,5 процента имеют успеваемость чуть выше среднего уровня.
Другой важной особенностью образа жизни детей «группы риска» является наличие «лишнего времени», в среднем 6 1/3 часа. Обычная же продолжительность досуга у старшеклассников в будни составляет всего 3—3 1/2 часа, то есть в два раза меньше. Важно отметить, что дети из «группы риска» весьма нерационально используют свое свободное время (только каждый восьмой из них занимается в спортивных секциях, каждый десятый — в кружках). Оказалось далее, что у большинства из них нет индивидуальных увлечений, они не ходят в кино, театры, на выставки, мало читают, не занимаются общественной работой. В то же время для них характерны примитивное времяпрепровождение: азартные игры, посещение кафе, баров, многочасовая пустая болтовня, праздное гуляние группами по улицам. Образованию подобных групп способствует стремление подростков преодолеть неопределенность социального статуса, в котором они находятся, по отношению к самим себе и к общественному окружению. В результате 90 процентов употребляют спиртные напитки, 65 — имели приводы в милицию за всевозможные асоциальные поступки, в том числе 40 процентов в нетрезвом состоянии.
Родителям следует помнить, что большое значение для появления у детей пристрастия к алкоголю имеет их возраст: чем раньше они приобщаются к этому яду, тем выше риск развития алкоголизма. Первая доза спиртного вызывает горечь, тошноту, головокружение. Некоторое время после этого ребята избегают употреблять алкоголь. Позже, в связи с какими-либо событиями они вновь приобщаются к нему, движимые стремлением к взрослости и самостоятельности.
Первоначальная устойчивость подростков к действию алкоголя невелика (75—100 мл водки), но в дальнейшем она быстро возрастает, и стиль жизни, принятый в компании единомышленников, воспринимается как нормальный. Вскоре прерывается учеба, возникают социальные конфликты, отчасти вследствие потери установки на трудовую деятельность. Постепенно развивается так называемая астенизация личности. Она проявляется рассеянностью, повышенной утомляемостью, отсутствием интереса к окружающим, снижением социальной активности. Для «взбадривания» подростки прибегают к спиртным напиткам. Постепенно у них развивается алкоголизм.
Какова же профилактика этой тяжелой болезни? Мы ее видим, главным образом, в противоалкогольном воспитании детей в семье — первой социальной группе, в которой живет ребенок. Личный пример родителей является важнейшим средством «иммунизации» ребят, выработки у них резко негативного отношения к алкоголю. Этот воспитательный процесс должен происходить постоянно.
Главным началом воздействия на детей является педагогически грамотное использование народных сказок, просмотр мультфильмов, постановок кукольных театров с обсуждением увиденного и т. д. С детьми более старшего возраста, подростками необходимо проводить беседы о вредном влиянии алкоголя на развивающийся организм, о том ущербе, который он приносит семье, обществу. Весьма важно активно направлять деятельность своих детей в нужное русло, противопоставлять вредным привычкам взрослых разумные развлечения, полезный труд, спорт.
В профилактике раннего алкоголизма важное значение имеет коррекция нарушений развития личности ребенка. Они могут являться результатом, с одной стороны, описанной безнадзорности, а с другой — чрезмерной опеки. Проявлениями нарушений развития личности являются трудное усвоение школьной программы, прогулы, уход от ответственных ситуаций и решений, поиск самоутверждения в асоциальной группе. В подобных ситуациях родителям необходимо обращаться за помощью к психологу или психиатру наркологического диспансера.
Итак, развитию у детей и подростков правильного отношения к алкоголю способствуют наличие у всех членов семьи трезвеннических установок, активная трудовая деятельность, увлеченность делом и правильно организованный семейный досуг.
Решая вопросы подготовки подрастающего поколения к семейной жизни, следует особо рассмотреть роль семьи в профилактике наркомании у детей и подростков (3, 29).
Как известно, США и многие другие страны Запада буквально наводняют наркотические препараты — от примитивной марихуаны до порошкового героина. По данным американской федеральной статистики, около 25 миллионов граждан регулярно употребляют различные наркотики. За последние три года за наркоманию было уволено 64 тысячи американских солдат и офицеров, на 79 тысяч были наложены дисциплинарные взыскания, 29 тысячам было предложено пройти курс лечения.
Эта проблема ранее нас не волновала. Наркоманов на миллионные города насчитывались единицы, и эта статистика являла картину благополучия. И лишь недавно стало известно, что наркомания превратилась в серьезную проблему. Долго закрывали глаза, стеснялись говорить... Такой подход к этому опасному явлению осужден и справедливо назван «страусовой политикой». В печати появляются новые и новые публикации, которые весьма настораживают. Сообщается, что болезнь затронула все социальные слои нашего общества — не столь уж мал процент рабочих, есть врачи, педагоги, ученые; 85 процентов из них — молодые люди от 16 до 35 лет.
Что же толкает людей, особенно молодежь, на добровольное сумасшествие? На Западе — это неуверенность в завтрашнем дне, житейская неустроенность, чувство одиночества, а в наших условиях — промахи в воспитании в семье. Вот аргументы: более половины наркоманов выросли во вполне благополучных семьях, и отнюдь не в коммунальных квартирах, ни в чем не нуждались. Большинство молодых людей имело среднее и незаконченное высшее образование.
Проведенные исследования позволяют говорить о следующих причинах наркомании.
Первая — гедонизм, то есть гипертрофированное желание получить удовольствие. Причем не в медицинском его смысле, а в социальном: душевный инфантилизм, тяга к запретному плоду и неумение вследствие невоспитанности (!) владеть своей волей, привычка безотказно получать в семье все, что заблагорассудится. Такая молодежь и думать не думает, что это социальное благоденствие следует постоянно оплачивать собственным честным трудом. От безделия к «балдению» — один шаг...
Вторая причина — невежество родителей и их детей: 90 процентов больных, впервые потянувшись к яду, не знали о пагубных последствиях наркомании — атрофии мозга, шизофрении и других психозах, импотенции, предраковых процессах в легких, поражении крови. Общая же деградация личности вследствие приема наркотиков наступает в 15—20 раз быстрее, чем от алкоголя!
Подросток, раз попробовав наркотик, как правило, стремится ко второй дозе, третьей, четвертой, теша себя иллюзией, что всегда успеет остановиться. Но часто бывает поздно. В организме наркоманов рано включаются тонкие химические и физические процессы, и 80 процентов из них отказаться от очередного приема яда уже не могут. Так за полтора-два месяца возникает психологическая и физическая зависимость от наркотиков.
Третья причина наркомании — неумение или нежелание родителей, воспитателей, комсомольских вожаков организовать полноценный досуг молодых людей. Наркомания — это трагедия молодого человека, серьезный повод о многом задуматься: и об интересах молодежи, и о работе комсомольских организаций (16).
Четвертая причина — отсутствие доверия, эмоциональных связей между взрослеющими детьми и их родителями, особенно отцами. Они часто не утруждают себя попытками всмотреться в душу своего ребенка, откровенно с ним поговорить, дать добрый совет и отвлечь от дурных мыслей. А дети, в свою очередь, уходят в себя, стремятся установить доверительные отношения со сверстниками или старшими товарищами, поведение которых далеко не всегда безупречно.
Таким образом, бороться против порока — наркомании или алкоголизма — нельзя лишь медицинскими и юридическими способами воздействия. Начинать надо с воспитания в семье!