Марьясис Е. Д., Ахвердов А. Г.

Уроки семейной жизни(фрагмент)



ПРО­ФИ­ЛАК­ТИКА ВРЕДНЫХ ПРИ­ВЫ­ЧЕК

Под­го­товка под­ра­с­та­ю­щего поко­ле­ния к семей­ной жизни пре­ду­сма­т­ри­вает при­ви­тие детям навыков гигиены: соблю­де­ние режима дня, занятия физи­че­ской куль­ту­рой, орга­ни­за­цию раци­о­наль­ного питания, умение сочетать труд и актив­ный отдых; они должны следить за чисто­той тела, белья, одежды.

Особое зна­че­ние имеет выра­ботка у ребят резко отри­ца­тель­ного отно­ше­ния к пьян­ству и нар­ко­ма­нии. Эти пороки явля­ются, как известно, важ­нейшими фак­то­рами, спо­соб­ству­ю­щими распаду семей, дегра­да­ции лич­но­сти, раз­ви­тию других тяжелых недугов, рожде­нию боль­ного, непол­но­цен­ного потом­ства. Поэтому совер­шенно оправ­даны меро­при­ятия, которые осу­ще­ст­в­ля­ются в нашей стране по борьбе с ука­зан­ным злом. Между тем они далеко не всегда дости­гают своей цели. И это можно, с нашей точки зрения, объ­яс­нить не столько малой эффек­тив­но­стью про­во­ди­мой проти­во­ал­ко­голь­ной про­па­ганды и других мер, сколько недо­ста­точ­ным вни­ма­нием к про­блеме проти­во­ал­ко­голь­ного и проти­во­нар­коти­че­ского вос­пита­ния под­ра­с­та­ю­щего поко­ле­ния, главным образом в семье, а также в детских дош­коль­ных учре­жде­ниях и в школе.

Фор­ми­ро­ва­ние роди­те­лями у ребенка и под­ростка нега­тив­ного отно­ше­ния к спирт­ным напит­кам и нар­коти­кам воз­можно, если знать истоки рас­сма­т­ри­ва­е­мых тяжелых пороков. Пого­во­рим вначале об алко­го­ли­за­ции детей (12, 13).

Первое их зна­ком­ство с рюмкой про­ис­хо­дит главным образом в семье: до 11 лет как бы слу­чайно («для аппетита», «лечения», «из любо­пыт­ства»), а позже моти­вами упо­тре­б­ле­ния алко­голя ста­но­вятся тра­ди­ци­он­ные поводы (празд­ник, день рожде­ния, гости и т. д.).

Мы под­чер­ки­ваем роль роди­те­лей, их пример в алко­го­ли­за­ции детей потому, что послед­ние, не обладая необ­хо­ди­мыми зна­ни­ями, жиз­нен­ным опытом, копи­руют взро­с­лых, под­ра­жают их действиям. Вот пример из прак­тики. В одном детском саду мы пред­ло­жили детям сыграть в празд­ник. И ока­зались сви­дете­лями засто­лья — от ритуала про­из­но­ше­ния тостов и чоканья бока­лами до шаткой походки пьяных «гостей».

Однако не только свойствен­ная детям склон­ность к под­ра­жа­нию при­чи­няет в данном случае им зло. Упо­тре­б­ле­ние алко­голя взро­с­лыми обу­сло­в­ли­вает напря­жен­ную пси­холо­ги­че­скую обста­новку в семье, отри­ца­тельно влияет на эмо­ци­о­наль­ную сферу детей, ведет к их без­над­зор­но­сти. Так, по данным спе­ци­али­стов, более поло­вины под­рост­ков, часто упо­тре­б­ля­ю­щих алко­голь­ные напитки, были лишены ранее вни­ма­ния со стороны пьющих роди­те­лей. В тех же случаях, когда забота о детях сохра­ня­лась, она каса­лась в основ­ном физи­че­ских потреб­но­стей (одеть, покор­мить и т. д.). Вни­ма­ние же к духов­ному раз­ви­тию ребенка, к его склон­но­стям, как правило, отсут­ство­вало, не говоря уже об актив­ном фор­ми­ро­ва­нии его инте­ре­сов. Подоб­ная ситу­а­ция часто при­во­дит к поя­в­ле­нию среди детей «групп риска» в отно­ше­нии алко­го­лизма. Дети и под­ростки этой группы отли­ча­ются пре­не­брежи­тель­ным отно­ше­нием к своим фун­к­циям и обя­зан­но­стям, в первую очередь к учебе. Так, более трех чет­вер­тей уча­щихся, упо­тре­б­ля­ю­щих алко­голь­ные напитки, учатся плохо, более пятой части — посред­ственно и только 1,5 про­цента имеют успе­ва­е­мость чуть выше сред­него уровня.

Другой важной осо­бен­но­стью образа жизни детей «группы риска» явля­ется наличие «лишнего времени», в среднем 6 1/3 часа. Обычная же про­дол­жи­тель­ность досуга у стар­ше­клас­с­ни­ков в будни соста­в­ляет всего 3—3 1/2 часа, то есть в два раза меньше. Важно отметить, что дети из «группы риска» весьма нера­ци­о­нально исполь­зуют свое сво­бод­ное время (только каждый восьмой из них зани­ма­ется в спор­тив­ных секциях, каждый десятый — в кружках). Ока­за­лось далее, что у боль­шин­ства из них нет инди­ви­ду­аль­ных увле­че­ний, они не ходят в кино, театры, на выставки, мало читают, не зани­ма­ются обще­ствен­ной работой. В то же время для них харак­терны прими­тив­ное вре­мя­пре­про­во­жде­ние: азарт­ные игры, посе­ще­ние кафе, баров, мно­го­ча­со­вая пустая бол­товня, празд­ное гуляние груп­пами по улицам. Обра­зо­ва­нию подоб­ных групп спо­соб­ствует стрем­ле­ние под­рост­ков пре­о­до­леть нео­пре­де­лен­ность соци­аль­ного статуса, в котором они нахо­дятся, по отно­ше­нию к самим себе и к обще­ствен­ному окру­же­нию. В резуль­тате 90 про­цен­тов упо­тре­б­ляют спирт­ные напитки, 65 — имели приводы в милицию за все­воз­мож­ные асо­ци­аль­ные поступки, в том числе 40 про­цен­тов в нет­рез­вом состо­я­нии.

Роди­те­лям следует помнить, что большое зна­че­ние для поя­в­ле­ния у детей при­стра­стия к алко­голю имеет их возраст: чем раньше они при­об­ща­ются к этому яду, тем выше риск раз­ви­тия алко­го­лизма. Первая доза спирт­ного вызы­вает горечь, тошноту, голо­во­кру­же­ние. Неко­то­рое время после этого ребята избе­гают упо­тре­б­лять алко­голь. Позже, в связи с какими-либо собы­ти­ями они вновь при­об­ща­ются к нему, дви­жи­мые стрем­ле­нием к взро­с­ло­сти и само­сто­я­тель­но­сти.

Пер­во­на­чаль­ная устой­чи­вость под­рост­ков к действию алко­голя неве­лика (75—100 мл водки), но в даль­нейшем она быстро воз­ра­с­тает, и стиль жизни, при­ня­тый в ком­па­нии еди­но­мыш­лен­ни­ков, вос­при­ни­ма­ется как нор­маль­ный. Вскоре пре­ры­ва­ется учеба, воз­ни­кают соци­аль­ные кон­фликты, отчасти вслед­ствие потери уста­новки на тру­до­вую дея­тель­ность. Посте­пенно раз­ви­ва­ется так назы­ва­е­мая асте­ни­за­ция лич­но­сти. Она про­я­в­ля­ется рас­се­ян­но­стью, повы­шен­ной утом­ля­е­мо­стью, отсут­ствием инте­реса к окру­жа­ю­щим, сни­же­нием соци­аль­ной актив­но­сти. Для «взбадри­ва­ния» под­ростки при­бе­гают к спирт­ным напит­кам. Посте­пенно у них раз­ви­ва­ется алко­го­лизм.

Какова же про­фи­лак­тика этой тяжелой болезни? Мы ее видим, главным образом, в проти­во­ал­ко­голь­ном вос­пита­нии детей в семье — первой соци­аль­ной группе, в которой живет ребенок. Личный пример роди­те­лей явля­ется важ­нейшим сред­ством «имму­ни­за­ции» ребят, выра­ботки у них резко нега­тив­ного отно­ше­ния к алко­голю. Этот вос­пита­тель­ный процесс должен про­ис­хо­дить посто­янно.

Главным началом воз­действия на детей явля­ется педа­го­ги­че­ски гра­мот­ное исполь­зо­ва­ние народ­ных сказок, про­смотр муль­т­филь­мов, поста­но­вок куколь­ных театров с обсу­жде­нием уви­ден­ного и т. д. С детьми более стар­шего воз­ра­ста, под­рост­ками необ­хо­димо про­во­дить беседы о вредном влиянии алко­голя на раз­ви­ва­ю­щийся орга­низм, о том ущербе, который он при­но­сит семье, обще­ству. Весьма важно активно напра­в­лять дея­тель­ность своих детей в нужное русло, проти­во­по­ста­в­лять вредным при­выч­кам взро­с­лых разумные раз­вле­че­ния, полезный труд, спорт.

В про­фи­лак­тике раннего алко­го­лизма важное зна­че­ние имеет кор­рек­ция нару­ше­ний раз­ви­тия лич­но­сти ребенка. Они могут являться резуль­та­том, с одной стороны, опи­сан­ной без­над­зор­но­сти, а с другой — чрез­мер­ной опеки. Про­я­в­ле­ни­ями нару­ше­ний раз­ви­тия лич­но­сти явля­ются трудное усво­е­ние школь­ной про­граммы, прогулы, уход от ответ­ствен­ных ситу­а­ций и решений, поиск само­утвер­жде­ния в асо­ци­аль­ной группе. В подоб­ных ситу­а­циях роди­те­лям необ­хо­димо обра­щаться за помощью к пси­хологу или пси­хи­а­тру нар­коло­ги­че­ского дис­пан­сера.

Итак, раз­ви­тию у детей и под­рост­ков правиль­ного отно­ше­ния к алко­голю спо­соб­ствуют наличие у всех членов семьи трез­вен­ни­че­ских уста­но­вок, актив­ная тру­до­вая дея­тель­ность, увле­чен­ность делом и правильно орга­ни­зо­ван­ный семейный досуг.

Решая вопросы под­го­товки под­ра­с­та­ю­щего поко­ле­ния к семей­ной жизни, следует особо рас­смо­треть роль семьи в про­фи­лак­тике нар­ко­ма­нии у детей и под­рост­ков (3, 29).

Как известно, США и многие другие страны Запада бук­вально навод­няют нар­коти­че­ские пре­па­раты — от прими­тив­ной мари­ху­аны до порош­ко­вого героина. По данным аме­ри­кан­ской феде­раль­ной ста­ти­стики, около 25 мил­ли­о­нов граждан регу­лярно упо­тре­б­ляют раз­лич­ные нар­котики. За послед­ние три года за нар­ко­ма­нию было уволено 64 тысячи аме­ри­кан­ских солдат и офи­це­ров, на 79 тысяч были нало­жены дис­ци­пли­нар­ные взыска­ния, 29 тысячам было пред­ло­жено пройти курс лечения.

Эта про­блема ранее нас не вол­но­вала. Нар­ко­ма­нов на мил­ли­он­ные города нас­чи­ты­вались единицы, и эта ста­ти­стика являла картину бла­го­по­лу­чия. И лишь недавно стало известно, что нар­ко­ма­ния пре­вра­ти­лась в серьез­ную про­блему. Долго закры­вали глаза, стес­ня­лись гово­рить... Такой подход к этому опас­ному явлению осужден и справед­ливо назван «стра­у­со­вой поли­ти­кой». В печати поя­в­ля­ются новые и новые пуб­ли­ка­ции, которые весьма насто­ра­жи­вают. Сооб­ща­ется, что болезнь затро­нула все соци­аль­ные слои нашего обще­ства — не столь уж мал процент рабочих, есть врачи, педа­гоги, ученые; 85 про­цен­тов из них — молодые люди от 16 до 35 лет.

Что же толкает людей, осо­бенно моло­дежь, на добро­воль­ное сума­с­ше­ствие? На Западе — это неу­ве­рен­ность в зав­траш­нем дне, житейская неустро­ен­ность, чувство оди­но­че­ства, а в наших усло­виях — промахи в вос­пита­нии в семье. Вот аргу­менты: более поло­вины нар­ко­ма­нов выросли во вполне бла­го­по­луч­ных семьях, и отнюдь не в ком­му­наль­ных квар­ти­рах, ни в чем не нуждались. Боль­шин­ство молодых людей имело среднее и неза­кон­чен­ное высшее обра­зо­ва­ние.

Про­ве­ден­ные иссле­до­ва­ния поз­во­ляют гово­рить о сле­ду­ю­щих при­чи­нах нар­ко­ма­нии.

Первая — гедо­низм, то есть гипер­тро­фи­ро­ван­ное желание полу­чить удо­воль­ствие. Причем не в меди­цин­ском его смысле, а в соци­аль­ном: душев­ный инфан­ти­лизм, тяга к запрет­ному плоду и неу­ме­ние вслед­ствие невос­питан­но­сти (!) владеть своей волей, при­вычка безот­казно полу­чать в семье все, что забла­го­рас­су­дится. Такая моло­дежь и думать не думает, что это соци­аль­ное бла­го­ден­ствие следует посто­янно опла­чи­вать соб­ствен­ным честным трудом. От без­де­лия к «бал­де­нию» — один шаг...

Вторая причина — неве­же­ство роди­те­лей и их детей: 90 про­цен­тов больных, впервые потя­нув­шись к яду, не знали о пагуб­ных послед­ствиях нар­ко­ма­нии — атрофии мозга, шизо­фре­нии и других пси­хо­зах, импо­тен­ции, пред­ра­ко­вых про­цес­сах в легких, пора­же­нии крови. Общая же дегра­да­ция лич­но­сти вслед­ствие приема нар­коти­ков насту­пает в 15—20 раз быстрее, чем от алко­голя!

Под­ро­сток, раз попро­бо­вав нар­котик, как правило, стремится ко второй дозе, третьей, чет­вер­той, теша себя иллю­зией, что всегда успеет оста­но­виться. Но часто бывает поздно. В орга­низме нар­ко­ма­нов рано вклю­ча­ются тонкие хими­че­ские и физи­че­ские про­цессы, и 80 про­цен­тов из них отка­заться от оче­ред­ного приема яда уже не могут. Так за полтора-два месяца воз­ни­кает пси­холо­ги­че­ская и физи­че­ская зави­си­мость от нар­коти­ков.

Третья причина нар­ко­ма­нии — неу­ме­ние или неже­ла­ние роди­те­лей, вос­пита­те­лей, ком­со­моль­ских вожаков орга­ни­зо­вать пол­но­цен­ный досуг молодых людей. Нар­ко­ма­ния — это тра­ге­дия моло­дого чело­века, серьезный повод о многом заду­маться: и об инте­ре­сах моло­дежи, и о работе ком­со­моль­ских орга­ни­за­ций (16).

Чет­вер­тая причина — отсут­ствие доверия, эмо­ци­о­наль­ных связей между взро­с­ле­ю­щими детьми и их роди­те­лями, осо­бенно отцами. Они часто не утру­ждают себя попыт­ками всмо­треться в душу своего ребенка, откро­венно с ним пого­во­рить, дать добрый совет и отвлечь от дурных мыслей. А дети, в свою очередь, уходят в себя, стре­мятся уста­но­вить дове­ри­тель­ные отно­ше­ния со свер­ст­ни­ками или стар­шими това­ри­щами, пове­де­ние которых далеко не всегда без­у­пречно.

Таким образом, бороться против порока — нар­ко­ма­нии или алко­го­лизма — нельзя лишь меди­цин­скими и юри­ди­че­скими спо­собами воз­действия. Начи­нать надо с вос­пита­ния в семье!

с. 60—65

Также в рубрике «Вредные привычки»