Подводные рифы возраста
Возрастные особенности, способные провоцировать риск раннего приобщения к алкоголю и курению
Младший школьный возраст иногда называют вершиной детства. С одной стороны, ребенок еще... ребенок: наивен, непосредствен, доверчив, взрослый для него — непререкаемый (ну почти непререкаемый) авторитет. С другой стороны, жизнь начинает требовать от него новых качеств: умения учиться, самостоятельно строить свои отношения со сверстниками, контролировать себя и управлять собственными эмоциями — приходится взрослеть!
В младшем школьном возрасте ребенок проходит через так называемый кризис 7 лет. Он связан с изменением социальной позиции ребенка. Теперь он школьник: у него новые обязанности и возможности, новое окружение, он знакомится с множеством людей — учителями, одноклассниками и т.д. Считается, что кризис 7 лет — это рождение социального Я ребенка.
Изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Теперь наибольшую значимость для ребенка представляет все, что так или иначе связано со школой, — школьные успехи, отношение учителя, отношение одноклассников и т.д. Для ученика его ситуация в школе — мощный источник положительных или, увы, отрицательных эмоций. К тому же и сам характер эмоций в этом возрасте тоже меняется. Если у дошкольника они носили поверхностный характер, были мимолетными, не оставляли слишком заметного следа в памяти и не влияли на личностные оценки, то теперь все иначе. Ребенок дольше переживает радость или огорчение, успехи или неудачи формируют его самооценку.
Вот почему так важно, чтобы школьная жизнь ребенка складывалась благополучно, чтобы он получал удовольствие от учения. А возможно это лишь при условии, если нагрузка на организм адекватна возможностям ребенка: не чрезмерно трудная — тогда у мальчика или девочки будет накапливаться опыт неудач, и волей-неволей это приведет к формированию заниженной самооценки, тревожности (возникнет стереотип «чтобы я ни делал (ни делала), все равно у меня ничего не получится, можно даже не стараться); но и не чересчур легкая — ведь тогда мальчик или девочка будут лишены ощущения радости победы.
Ситуация в школе во многом может повлиять на формирование определенного отношения к алкоголю и курению. Ребенок, не нашедший себя в школе, чувствующий себя изгоем, пытается найти способы компенсации позиции отстающего. Тут все способы хороши, в том числе и попытки продемонстрировать свою самостоятельность, используя «вещества взрослых». Причем если в младшем школьном возрасте это просто демонстрация, то впоследствии для подростка это становится и способом получения положительных ощущений, избавления от неприятных переживаний, связанных в том числе и со школой.
Что же можно посоветовать родителям школьников, чьи успехи в школе явно не блестящие? Во-первых, позаботиться о том, чтобы у ребенка не формировался комплекс неполноценности (или сделать все, чтобы избавить ребенка от этого комплекса). Нужно дать ему шанс почувствовать себя хоть в каком-нибудь деле успешным. Это может быть спорт, опека младшего брата — любая деятельность, главное, чтобы она имела социальную значимость (тогда ребенок сможет почувствовать свою важность, полезность). Во-вторых, важно замечать любые, даже малейшие, продвижения в учении. Если у ребенка в стройном ряду «двоек» появилась хотя бы одна «тройка» — это уже победа! Кстати, ошибаются те родители, которые сравнивают успехи своего ребенка с успехами других детей. Гораздо более эффективно и действенно сравнение его сегодняшних результатов с вчерашними.
Для каждого возраста характерны определенные поведенческие реакции — наиболее типичные схемы поведения. Одной из них, свойственных младшим школьникам, является реакция имитации, или подражания. Через стадию «маленьких обезьянок» проходит практически каждый ребенок, копируя черты человека, который служит для него образцом, наиболее авторитетен для него. Чаще всего таким образцом для младшего школьника являются его родители. И тут особое значение имеет отношение взрослого к одурманивающим веществам. Не случайно в семьях, где есть курильщики, дети раньше приобщаются к курению (то же самое можно сказать и о семьях, где взрослые не являются приверженцами «сухого закона»). Далее приведены конкретные рекомендации взрослым, не желающим, чтобы сомнительные пристрастия членов семьи были освоены ребенком. Здесь же мы хотим подчеркнуть лишь одно: если ребенок хочет быть похожим на отца или мать — это замечательно, но взрослому нужно помочь малышу перенять те свои черты, которые действительно являются полезными и нужными. Мама или папа может научить ребенка приемам мастерства или рукоделия, заинтересовать своими увлечениями, сделать помощником в хозяйственных делах. Важно, чтобы ребенок понимал: для того чтобы стать «таким, как папа (мама)», не обязательно знакомиться с одурманивающими веществами.
Еще одна поведенческая реакция, которая начинает проявляться уже в младшем школьном возрасте, — это демонстрация своей «взрослости», отражающая стремление к самостоятельности. Увы, зачастую способом такой демонстрации становится курение или знакомство с алкоголем. Что нужно сделать для того, чтобы ребенок выбрал другие способы самоутверждения? Ответ очевиден — создать условия, при которых он сможет почувствовать свою значительность, самостоятельность без вреда для здоровья.
Понятно, что особенности возраста не исчерпываются описанными, мы остановились лишь на тех, которые могут способствовать раннему знакомству с одурманивающими веществами. Однако провоцировать употребление алкоголя и курение могут и индивидуальные личностные свойства ребенка.
Особенные дети
Биологические, психологические, социальные факторы, повышающие риск курения и знакомства с алкоголем
Традиционно специалисты выделяют три группы факторов, которые могут повышать риск раннего приобщения ребенка к алкоголю и курению. Что это за факторы?
Прежде всего биологические. Ученые до сих пор не могут со стопроцентной уверенностью ответить на вопрос, существует ли генетическая предрасположенность к алкоголизму. Хотя давно замечено, в семьях алкоголиков дети гораздо чаще подвержены пагубной привычке. Но есть ли ген алкоголизма? И всегда ли виноваты гены? Ведь пристрастие к алкоголю может стать результатом домашнего воспитания, которое в пьющих семьях зачастую далеко от идеального.
В настоящее время точно установлено, что существует генетически обусловленное нарушение, при котором в организме человека вырабатывается недостаточное количество эндорфинов — веществ, «ответственных» за возникновение положительно окрашенных ощущений (недаром эти вещества называют «веществами удовольствия»). Люди с этим нарушением подсознательно постоянно ищут способ компенсировать недостаток эндорфинов, поэтому алкоголь, курение да и наркотики могут представлять для них особую привлекательность. В этом случае даже единственная проба того или иного одурманивающего вещества чрезвычайно опасна, поскольку зависимость от химического стимулятора формируется чрезвычайно быстро. По некоторым данным, у 70% людей, страдающих алкоголизмом или наркоманией, может быть обнаружено такое нарушение (в скобках заметим, оно не является специфическим и может стать причиной любых других форм отклоняющегося поведения, не только химической зависимости). И всё же, если в роду у ребенка были люди, страдающие алкоголизмом, родителям нужно быть чрезвычайно внимательными. Опасность знакомства с алкоголем для такого ребенка многократно возрастает. Необходимо с раннего возраста учить его иным — не наносящим ущерба здоровью — способам регуляции своего состояния. Особое значение здесь приобретают занятия спортом, закаливание, повышающие общий тонус организма и стимулирующие образование эндорфинов (эффект хорошего настроения после спортивных занятий, наверное, ощущали все).
К биологическим факторам риска раннего привыкания к алкоголю и курению относят также и различные нарушения пренатального (внутриутробного) и раннего постнатального (послеродового) развития ребенка. Иначе говоря, токсикозы, инфекционные заболевания, перенесенные матерью во время беременности, трудные роды, ставшие причиной травмы новорожденного, — все это может сыграть негативную роль в дальнейшем его развитии. Дело в том, что эти события так или иначе могут накладывать отпечаток на формирование организма, становясь причиной функциональных нарушений. Последние, в свою очередь, способствуют возникновению ощущения физиологического дискомфорта (в различной степени выраженного), и, став взрослым, человек может использовать химические стимуляторы для его компенсации.
Особо опасны нарушения формирования нервной системы ребенка. Невропатологи утверждают, что сегодня минимальные мозговые дисфункции (ММД) могут быть определены почти у 60% детей дошкольного и младшего школьного возраста. Беда в том, что признаки наличия ММД у ребенка часто носят смазанный, неявный характер. Мало кто из родителей по собственной инициативе обращается к невропатологу из-за того, что малыш плаксив, с трудом засыпает, у него плохой аппетит, он легко отвлекается и т.д. Обычно эти «недостатки» взрослые пытаются преодолевать с помощью воспитательных мер. Между тем дети с ММД нуждаются в помощи специалиста — своевременно оказанная, она очень часто полностью устраняет проблему. Напротив, без квалифицированного вмешательства ММД способны стать причиной школьной неуспеваемости, агрессивного поведения. Дети с ММД испытывают потребность во внешней стимуляции, стабилизации своего внутреннего состояния, а значит, у них велик риск раннего приобщения к алкоголю, наркотикам.
Помимо биологических факторов риска свою негативную роль могут сыграть и некоторые характерологические особенности ребенка. В данном случае речь идет об акцентуации характера. Психологи определяют акцентуацию как чрезмерное заострение некоторых личностных черт. Она не является признаком патологии, но требует дополнительного внимания со стороны родителей и педагогов, поскольку в подростковом возрасте акцентуированные черты могут провоцировать приобщение к алкоголю и даже наркотикам. Так, в зоне риска находятся дети с неустойчивым типом акцентуации характера. Для них характерны быстрая переключаемость, неспособность длительное время сосредоточиваться на выполнении задания, повышенная утомляемость даже при не очень сложной работе. Начиная какое-то дело, они часто не доводят его до конца. Их отличают резкие перепады настроения, жажда развлечений, поиск новых ощущений. Поэтому такие дети легко идут на «эксперименты» с алкоголем и приобщаются к курению. Причем именно возникающий при этом эффект измененного состояния для них чрезвычайно привлекателен.
Особого внимания требуют и дети с истероидным типом акцентуации. Их отличительной чертой является стремление постоянно быть центром внимания окружающих. Часто им даже не важно, хвалят их или осуждают, главное, чтобы именно они были «темой разговора». Ради популярности они готовы совершать даже те поступки, которые в душе не одобряют. Поэтому такие дети могут пробовать алкоголь и курить даже не потому, что им это нравится, а чтобы выделиться, подчеркнуть свою непохожесть, «взрослость». При этом они любят преувеличить собственную «испорченность», похвалиться своей «бывалостью». Кстати, дети с истероидными чертами очень подвержены внешнему влиянию, поэтому легко соглашаются на предложение выпить или закурить, лишь бы не выглядеть в глазах компании «маленьким», «смешным».
Говоря о биологических и психологических особенностях, подчеркнем, что они могут лишь потенциально увеличить риск приобщения к алкоголю и курению. Реализуется или нет эта предрасположенность — зависит от взрослых, окружающих ребенка. Если взрослые сумеют научить мальчика или девочку регулировать свое состояние, удовлетворять потребность в получении удовольствия за счет разнообразных источников, не разрушающих их физическое и психическое здоровье, можно смело утверждать: алкогольный и никотиновый соблазн им не будет страшен.
Но спровоцировать раннее знакомство с алкоголем или начало курения могут и особенности семейного воспитания. Бытует расхожее мнение о том, что риск появления пагубных привычек выше у детей из неполных семей, где есть только мама (реже — отец). На самом деле состав семьи играет не такую уж и большую роль (как показывают исследования, среди тех, кто уже в младшем школьном возрасте получил опыт использования алкоголя, практически поровну детей из полных и неполных семей). Гораздо большее значение имеет нравственная атмосфера в доме, эмоциональная близость и доверие домочадцев друг другу.
Очень опасно (и не только в плане приобретения возможного «алкогольного» знакомства или опыта курения) воспитание по типу гипоопеки, когда дети испытывают явный недостаток внимания со стороны взрослых, оказываются предоставленными самим себе. Причины гипоопеки могут быть разные. Это и явное пренебрежение родителями своими обязанностями (когда, к примеру, гораздо привлекательнее становится общение с собутыльниками, чем с собственным ребенком), и постоянные конфликты между родителями, которые не могут найти общего языка и в пылу борьбы совершенно забывают о сыне или дочери. Но, увы, гораздо чаще причина гипоопеки совсем иная — загруженность родителей на работе, когда на общение с сыном или дочерью в будний день выкраивается каких-нибудь 15 минут перед сном. Остальная часть вечера уходит на то, чтобы накормить ребенка, проследить за чистотой его одежды и т.п. Тут уж не до разговоров по душам... В подобном режиме живет большинство из нас — найти подходящую для выполнения родительских обязанностей работу не всегда возможно (просто потому, что тогда покачнется материальный фундамент семьи). Получается, что наши дети обречены на роль «заложников улицы», или все же есть выход?.. Одну из моих коллег, работающую на трех работах и успевающую в промежутках писать интересные книги, часто спрашивают: «Как вам удалось воспитать такого замечательного сына?» Молодой человек, в отличие от многих своих сверстников, уже в школе занимается наукой, ездит в экспедиции, умный и интересный собеседник. Секрет воспитания оказался весьма прост: с раннего детства у мальчика не было «пустого» времени, он занимался в разных кружках, секциях, мог выбирать себе любые занятия, условие было одно — он не должен был бездельничать. Согласитесь, организовать таким образом времяпрепровождение своего ребенка по силам многим. К тому же нужно понимать, что успех воспитания зависит не только и столько от количества времени, проведенного с ребенком, но и прежде всего от качества общения. Пример жизни родителей, их привычки, взгляды гораздо больше влияют на ребенка, чем самые продолжительные поучающие беседы. В конце концов воспитывает и полоска света, которая даже поздней ночью пробивается из-за двери рабочего кабинета отца!
Но опасна не только гипоопека, но и прямо противоположный тип воспитания — гиперопека. В этом случае родители с раннего детства контролируют буквально каждый шаг ребенка, не давая ему возможности проявить самостоятельность. В результате ребенок не получает собственного опыта преодоления трудностей, борьбы с неудачами, побед над собой. Привыкнув к постоянному контролю, подчинению указаниям взрослых, мальчик или девочка становятся подвластны любому внешнему влиянию. Они просто не могут отказаться от сомнительного предложения — ведь этому их в семье не научили.
Есть такое выражение: «Все мы родом из детства». Наши хорошие и плохие привычки тоже родом оттуда, и то, каких будет больше, во многом зависит от семьи. Семья вполне способна сформировать у ребенка устойчивость к алкогольному и никотиновому соблазну. Но, увы, она же может спровоцировать возникновение пагубного пристрастия. Родителям стоит задуматься, какие привычки формируются у ребенка в их семье.
Что делать, если вы узнали, что ребенок пробовал курить
Надо сказать, вероятность возникновения такой ситуации довольна велика. Как показывают исследования, около 40% детей младшего школьного возраста имеют эпизодический опыт курения. Другое дело, что об этом опыте далеко не всегда узнают их родители. И это печально, потому что педагогически верное вмешательство взрослого способно значительно повлиять на дальнейшее развитие событий — предотвратить формирование вредной привычки. А каким должно быть это вмешательство?
Прежде всего поговорите с ребенком (этот разговор ни в коем случае не должен напоминать судебное разбирательство, а ваша речь — обвинения прокурора). Попросите его объяснить, почему он решил попробовать закурить. Причина, названная ребенком, нередко может заставить взрослого задуматься, правильно ли вообще он строит взаимоотношения с сыном или дочерью. Только тут нужно учитывать важный момент — ребенок не всегда может дать сразу какое-то внятное объяснение: во-первых, потому, что ему бывает сложно сформулировать эту причину, во-вторых, зачастую он сам себе не отдает отчета, зачем же он это сделал. И тут очень важна доверительная атмосфера разговора. Сын или дочь должны понимать: за честным признанием не последует наказание.
Помогите сыну или дочери поразмышлять над собственным поступком, не спешите давать свои оценки происшедшему, пусть их сделает сам ребенок. Попробуйте воспользоваться приемом активного слушания, который рекомендует известный психолог Ю. Б. Гиппенрейтер. Секрет активного слушания заключается в том, чтобы «возвращать» ребенку в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначая, называя его чувства. Выглядеть такой диалог может следующим образом:
— Почему ты согласился вместе с Сашей закурить?
— Не знаю...
— Ты не можешь понять, что случилось.
— Он хвастался, что он — взрослый, а я — трус.
— Тебе стало обидно. И т.д.
Обратите внимание, взрослый в своих репликах просто по-новому формулирует ответ ребенка, находя слова для обозначения его состояния. Согласитесь, несколько необычный способ общения, чаще всего мы реагируем по-другому, стараясь сразу же делать свои оценки, давать советы, высказывать критические замечания (при этом далеко не всегда сдерживаемся в эмоциях). Почему прием активного слушания дает такой неожиданный действенный эффект? Дело в том, что «традиционные» способы реагирования, при всей их кажущейся обоснованности, имеют один общий недостаток — они оставляют ребенка наедине с его переживаниями, демонстрируют ему, что взрослого не интересуют его чувства. Напротив, активное слушание показывает, что мать или отец поняли внутреннюю ситуацию ребенка, готовы услышать о ней больше, принять ее.
Такое внимание и сочувствие взрослого производят совершенно особое впечатление на ребенка, и он уже с готовностью продолжает рассказывать о случившемся (надо сказать, прием активного слушания действен не только в ситуациях, связанных с курением, но и в других сложных для ребенка обстоятельствах — у автора накоплен довольно большой опыт, когда активное слушание помогло избежать, казалось, неминуемого конфликта или найти решение трудной проблемы).
Во время такой беседы важно соблюдать некоторые правила. Нужно непременно повернуться к ребенку лицом — ваши глаза должны быть на одном уровне. Дистанция между собеседниками тоже должна быть минимальной — сядьте рядом на диване, сдвиньте стулья, приобнимите ребенка.
Желательно, чтобы вопросы взрослого звучали в доверительной форме — как приглашение к разговору. Таким образом вы демонстрируете ребенку, что понимаете его чувства и состояние. (Вспомните, когда вас спрашивают: «Что случилось?», первая реакция — ответить: «Ничего!» А вот когда вам говорят сочувственно: «Что-то случилось...», гораздо легче начать рассказ о том, что волнует.)
И еще. В беседе очень важно «держать паузу». После каждой вашей реплики нужно дать ребенку возможность собраться с мыслями, понять свои переживания. Поэтому не стоит спешить прерывать возникшую паузу. Выдержите ее и после ответа ребенка: может быть, он что-то еще добавит.
А какую информацию важно получить из разговора?
Как мы уже отмечали выше, взрослому следует разобраться в причинах, заставивших ребенка попробовать закурить. Собственно говоря, обозначенная причина поможет вам найти ответ на вопрос, как добиться того, чтобы курение больше не повторялось. А причины могут быть разные — тут и неорганизованный досуг, и любопытство («а что будет, если...), и влияние друга, и просто растерянность, и неумение отказаться...
Обязательно выясните, каким образом попали сигареты к сыну или дочери. Это поможет вам решить, как сделать сигареты недоступными для ребенка. Если это произошло дома, скажите ему, что он взял вещь, не принадлежащую ему, что само по себе плохо. Ведь таким образом нарушается главный закон жизни семьи — закон доверия. Что хорошего, если живущие в одном доме будут прятать вещи друг от друга? Если сигареты ребенку дал кто-то из сверстников (одноклассников, друзей по двору), объясните, что и в этом случае ребята взяли чужое (у отца, брата и т.д.).
Важно, чтобы ваши сын или дочь поняли, чем опасно курение для их здоровья, реализации жизненных планов. Для этого попросите ребенка вспомнить о тех ощущениях, которые он испытал при курении. Обратите его внимание на неприятный характер этих ощущений (он может рассказывать о том, что его тошнило, кружилась голова, болели глаза от дыма, появился кашель и т.д.). Объясните, что это — явное доказательство того, что курение ему вредит. Разве он хочет испытывать такие ощущения постоянно?
Ребенок должен обязательно знать, что его поступок очень расстроил вас. Не бойтесь показать ему ваше огорчение, растерянность. Назовите еще близких и авторитетных для ребенка людей, которые огорчатся, узнав о его курении. Ребенок в этом возрасте уже может и должен прогнозировать реакцию окружающих на его действия. Вместе с ребенком обсудите, стоит ли и кому признаться в происшедшем (маме, папе, бабушке), попросите его успокоить вас: дать обещание больше не повторять свой проступок.
Теперь вам нужно задать вопрос себе: а в чем ваша ошибка? Может быть, вы мало уделяете времени сыну или дочери, у них слишком много свободного времени, не заполненного интересными делами? Возможно, ребенок переживает из-за своих неудач в школе и таким образом пытается самоутвердиться. А может быть, в доме малышу не очень уютно, он переживает из-за взаимоотношений взрослых. В определении причины лежит и рецепт ее исправления.
Обратите внимание на окружение ребенка — с кем он дружит, проводит свободное время. Совершенно проигрышным будет вариант с « запрещением дружбы», даже если друзья ребенка вам не нравятся и вы уверены в том, что именно благодаря этим ребятам ваш ребенок познакомился с курением. Даже если вам действительно удастся в директивном порядке прервать их отношения, ребенок надолго запомнит подобное вмешательство, и вряд ли стоит рассчитывать на ваши с ним доверительные отношения в дальнейшем. В этом случае гораздо более эффективной будет «здоровая конкуренция», которую вы, взрослый человек, вполне можете составить «неподходящей» компании. Если ребенку будет интереснее проводить время с вами, если у него не будет времени на безделье, он сумеет сам сделать правильный выбор. Кстати, часто ли ваш ребенок бывает там, где можно встретить новых друзей, — в кружке, в библиотеке, секции, на городских соревнованиях? Если нет, стоит задуматься, ведь общение со сверстниками необходимо, так позаботьтесь о том, чтобы оно было содержательным и полезным.
За праздничным столом
Что скрывать, использование алкогольных напитков (конечно, в определенных количествах и по определенным случаям) — давняя традиция, которую большинство из нас соблюдает. Спиртное — непременный атрибут праздничного стола. О пользе умеренного употребления некоторых алкогольных напитков говорят с самых серьезных научных трибун маститые медики. Мы не хотели бы останавливаться на обсуждении этой довольно неоднозначной темы. И даже не будем пытаться убедить своих читателей в необходимости вести абсолютно трезвый образ жизни. Цель наша — обсудить, как предотвратить знакомство ребенка с алкоголем.
Понятно, что никто из родителей не хочет, чтобы его ребенок приобщился к алкоголю. Но надо сказать, что реакции взрослых на ситуации, связанные с алкоголем и курением детей, разительно отличаются друг от друга. Если к детскому курению абсолютное большинство взрослых относится крайне негативно, рассматривая его как недопустимое, то в случае с алкоголем довольно много пап и мам считают возможным эпизодические пробы напитка.
По нашим данным, около 78% детей младшего школьного возраста попробовали первый раз алкоголь у себя дома, 45% сделали это с разрешения взрослых.
Обычно происходит это так. Праздничный стол, за которым сидят вместе взрослые и дети. Бокалы наполняются красиво пенящимся напитком, кто-то произносит тост, все приподнимаются, чтобы соприкоснуться бокалами и... и в этот момент раздается тонкий ноющий голосок: «Мама, а я тоже хочу, ну дай попробовать, ну мам!..» Кто-то снисходительно улыбается, кто-то пожимает плечами, но... довольно часто такая просьба удовлетворяется. Во-первых, у взрослых есть свои оправдания — мамы и папы могут считать, что, если ребенок попробует алкогольный напиток, он удовлетворит свое любопытство и алкоголь потеряет для него таинственную притягательность. Во-вторых... во-вторых, родители нередко полагают, что осваивать традиции пития — их ритуальную сторону — следует с раннего возраста, поскольку это якобы поможет в дальнейшем предотвратить неумеренное потребление алкоголя.
Прежде всего важно понимать, что такие эксперименты далеко не столь «безобидны», как это может показаться кому-то из взрослых. На маленького ребенка даже небольшая, незначительная, с точки зрения взрослого человека, доза алкоголя способна оказать весьма неожиданное воздействие. Так, даже 15 г шампанского или сладкого вина (глоток!) нередко вызывает рвоту, тошноту, головную боль. Резкий запах спиртного действует в этом случае подобно нашатырному спирту, вызывая сужение периферических сосудов и как результат — сильное головокружение, может провоцироваться приступ, напоминающий астматический. Так что сомнений быть не может: даже «безобидные» дозы алкоголя — для детского организма физиологический стресс (хотя никаких видимых негативных реакций может не происходить).
Но, на наш взгляд, главная опасность таких экспериментов даже не «физиологическая», а скорее психологическая. Дело в том, что в этом случае в сознании ребенка снимается внутреннее табу на использование алкоголя. Такая форма поведения автоматически переходит в разряд разрешенных, тем более если алкоголь использовался с позволения родителей.
Наставления взрослых — «не смей этого делать без спроса» — не будут иметь серьезного воздействия. С одной стороны, «приступ» первого любопытства прошел, но с другой — вероятность дальнейшего знакомства с алкогольными напитками не уменьшилась, а скорее всего возросла. Если раньше ребенка удерживал страх «первого шага» (любому из нас всегда страшновато что-то делать впервые), то теперь этот страх снят — ребенок уже знает, что он может испытать, он просто повторит когда-то уже сделанное. Надо сказать, что провоцирующий эффект первой пробы сохраняется и в том случае, если ребенок испытал неприятные ощущения и утверждает, что все это ему совершенно не понравилось. По нашим данным, среди тех ребят, кто попробовал алкогольный напиток и оценил пробу как неприятную, 60% вскоре вновь повторяют ее. И вот эта повторная проба уже теряет свой «легальный характер», поскольку происходит не в присутствии родителей.
Отдельного обсуждения заслуживает эффект измененного состояния, возникающий при использовании алкоголя. Взрослым нужно помнить: состояние опьянения у 7—10-летнего ребенка может спровоцировать минимальное количество — глоток! — «некрепкого» алкогольного напитка. Чем это опасно? А тем, что ребенку оно может понравиться! При этом он даже не всегда способен отдавать отчет в собственных оценках ощущений. Ведь они могут напоминать мальчику или девочке... детские игры. Вспомните, как нравится малышам долго-долго кружиться, а потом, упав на пол или траву, закрыть глаза — то, что они испытывают в этот момент, так непохоже на обычное состояние! Использование алкоголя, таким образом, может восприниматься как продолжение такой игры. Кстати, французские психологи в связи с этим советуют родителям осторожнее относиться к традиционному виду «тетешканья» совсем маленьких — слишком сильному укачиванию: «тряске», кружению малыша, подбрасыванию его. Особую привлекательность подобные состояния имеют для тех детей, у которых есть проблемы со здоровьем, кто часто болеет, переживает физиологический дискомфорт.
Так что можно с уверенностью утверждать: ранний опыт использования алкогольных напитков — неоправданный риск. Он представляет опасность для здоровья ребенка и способен в значительной степени спровоцировать «интерес» к алкоголю в дальнейшем. Мы настоятельно не советуем папам и мамам знакомить своих детей с алкоголем в младшем школьном возрасте.
В крайнем случае (когда ребенок проявляет слишком большую настойчивость) французский психолог Аммер рекомендует родителям разрешить лизнуть напиток. Это нельзя расценивать как приобщение к культуре пития в полной мере (у ребенка не возникает ощущения, что он «пил» напиток), но этого количества достаточно для того, чтобы ребенок удовлетворил любопытство и понял, что здесь «нет ничего особенного».
Итак, сделаем выводы:
• не стоит давать ребенку пробовать алкогольный напиток (вино, шампанское, пиво);
• ни в коем случае нельзя давать ребенку пробовать крепкие алкогольные напитки.
А стоит ли приглашать ребенка за стол, где распиваются алкогольные напитки? Понятно, что было бы жестоко делать сына или дочь изгоями на семейных праздниках, сажая их отдельно от гостей. К тому же праздники, отмечаемые за столом, могут дать очень полезный опыт ребенку. Если у вас дома собираются интересные собеседники, то для ребенка праздник становится своеобразной школой ораторского искусства. Праздничный стол — это и способ закрепить на практике навыки этикета, умения управляться со столовыми приборами. В конце концов это позволяет ребенку прикоснуться к миру взрослых, ощутить себя равным.
Конечно, ребенок должен присутствовать за столом на общих семейных праздниках. Но родителям стоит заранее объяснить ребенку, что алкогольные напитки предназначены для взрослых, а ему их пробовать пока нельзя, так как это помешает ему вырасти, стать сильным и т.д.
За столом обязательно должен быть любимый напиток ребенка. Кстати, психологи рекомендуют родителям использовать следующий прием. Мама или папа может попросить ребенка налить им «его» сока или морса и в тот момент, когда все остальные поднимают бокалы со спиртным, «разделить компанию» с сыном или дочерью. Только делать это нужно естественно, так, чтобы ни у кого не возникло сомнения в том, что вам действительно захотелось сока.
Благодаря такому приему у ребенка не будет формироваться представление об алкогольных напитках как символе взрослости и не возникнет ощущение собственной «неполноценности» («всем можно, а мне нельзя»). Ведь взрослый открыто предпочитает «его» напиток алкоголю. А значит, ничего особенного в алкогольных напитках нет.
Другое дело, что совместные праздники с участием ребенка ни в коем случае не должны превращаться в пьяные посиделки. Взрослый в состоянии опьянения (да еще близкий, знакомый) — совершенно неподходящее зрелище для мальчика или девочки, особенно если этот взрослый — отец или мать. Ребенку трудно понять, что же происходит с дядей Мишей, тетей Светой, папой и т.д. После таких сцен он испытывает растерянность, не зная, как теперь вести себя с этим взрослым, авторитет которого, как правило, падает. Кстати, это первое разочарование в конкретном взрослом человеке может быть перенесено на всех взрослых в целом. Поэтому, если вы не уверены в том, как будут развиваться события за столом, стоит подумать, а делать ли ребенка участником застолья. Во всяком случае постарайтесь, чтобы ребенок ушел из-за стола до того, как кто-то из взрослых окажется в «сомнительном» состоянии. И обязательно строго контролируйте свое состояние, не стоит «расслабляться» на глазах у ребенка.
Что нужно сказать ребенку, если он все же стал свидетелем нежелательной сцены? Объясните ему, что взрослый очень плохо чувствует себя. Кстати, тут можно назвать и причину «плохого самочувствия», еще раз подчеркнув опасность использования алкоголя. Над взрослым не нужно смеяться, но не стоит и поддерживать с ним разговор, даже если он сам обращается с какими-то вопросами. Лучше уйти из комнаты, для того чтобы другие взрослые могли помочь «заболевшему».