Кулинич Г. Г.

Вредные привычки: профилактика зависимостей, 5—7 классы(фрагмент)



Тема 1. ВРЕДНЫЕ ПРИ­ВЫЧКИ И ИХ ПОСЛЕД­СТВИЯ

Цель: вос­пита­ние педа­го­ги­че­ской куль­туры роди­те­лей.

Задачи: озна­ко­мить с вред­ными при­выч­ками и их послед­стви­ями (в том числе, влияние на половую сферу и дето­ро­жде­ние); разо­браться в при­чи­нах поя­в­ле­ния вредных при­вы­чек у детей; дать реко­мен­да­ции по осу­ще­ст­в­ле­нию про­фи­лак­ти­че­ских мер.

Под­го­то­ви­тель­ная работа: подбор лите­ра­туры; при­гла­ше­ния; под­го­товка реко­мен­да­ций, памяток.

Участ­ники: клас­с­ный руко­во­ди­тель; роди­тели уча­щихся.

Ход собра­ния

Путь в тысячу кило­мет­ров начи­на­ется с первого шага.

Пого­ворка

Клас­с­ный руко­во­ди­тель. Вред­ными считают те при­вычки, которые мешают чело­веку жить пол­но­цен­ной жизнью, не дают ему воз­мож­но­сти реали­зо­вать себя как лич­ность, как пред­стави­теля данного обще­ства. Иметь вредные при­вычки — это значит всегда идти по пути наи­мень­шего сопроти­в­ле­ния, что, конечно, гораздо проще, чем доби­ваться хоро­шего, пре­о­до­ле­вая часто мно­же­ство преград и делая усилия над собой.

В чело­ве­че­ском багаже есть немало вредных при­вы­чек (напри­мер, упо­тре­б­ле­ние нецен­зур­ной брани; гово­рить, брызжа слюной и пере­би­вая собе­сед­ника и т. д.). Но среди мно­же­ства есть при­вычки пагуб­ные: при­стра­стия к алко­голю, курению, нар­коти­кам.

Вредные при­вычки (при­стра­стия) и их послед­ствия — это тема, которая все больше волнует и тре­во­жит наше обще­ство. Наи­бо­лее активно под­ни­мают про­блемы этой темы люди, которые имеют непо­сред­ствен­ное отно­ше­ние к вос­пита­нию и охране здо­ро­вья под­ра­с­та­ю­щего поко­ле­ния. Под­ростки и юно­ше­ство пред­ста­в­ляют собой, как мы знаем, группу повы­шен­ного риска.

В этом воз­ра­сте дают о себе знать пере­стройка орга­низма, пси­хо­гор­мо­наль­ные про­цессы, ста­но­в­ле­ние лич­но­сти, нео­пре­де­лен­ность соци­аль­ного поло­же­ния. Созна­тель­ная дис­ци­плина и само­кон­троль, которые помо­гают регу­ли­ро­вать поступки взро­с­лого чело­века, нахо­дятся еще не на должном уровне. А обычное послу­ша­ние ушло во времена детства. К тому же не хватает и жиз­нен­ного опыта, чтобы правильно разо­браться в при­о­ри­тетах и цен­но­стях, поя­в­ля­ю­щихся в мире под­рост­ков по мере их взро­с­ле­ния.

Проти­во­ре­чия вну­трен­него мира под­ростка, стрем­ле­ние к взро­с­ло­сти, желание заявить в семье о своем новом Я, уход от труд­но­стей своего воз­ра­ста, само­утвер­жде­ние в ком­па­нии друзей (часто не совсем поло­жи­тель­ных) — все это уводит под­ростка в дур­ма­ня­щий мир алко­голя. Болез­нен­ное при­стра­стие к алко­голю раз­ви­ва­ется вслед­ствие при­выч­ного упо­тре­б­ле­ния. Алко­го­лизм ведет чело­века к утрате соци­ально ценных духов­ных и физи­че­ских качеств.

В глу­бо­кой древ­но­сти чело­ве­че­ство упо­тре­б­ляло спирт­ные напитки в виде вино­град­ных вин. Винный спирт был получен в IX веке арабами, а в XI веке — в Италии. В Россию спирт­ные напитки завезли генуэз­ские купцы в XVI веке. Начиная с 1652 года алко­голь шество­вал с пере­мен­ным успехом: были и запреты, и посла­б­ле­ния в связи с явной при­бы­лью от тор­го­вли спирт­ным. Запреты, указы, «сухой закон» не дали ожи­да­е­мых резуль­та­тов по пре­дот­вра­ще­нию пьян­ства. Смер­тель­ная доза для детей — 3 г на 1 кг массы тела. Для под­рост­ков — 4—5 г (0,25—0,5 л водки).

С 13 лет, а в ряде случаев и гораздо раньше, под­ростки начи­нают дока­зы­вать свою при­част­ность к миру взро­с­лых. А этот мир, в част­но­сти роди­тели, болез­ненно остро пережи­вая при­об­рете­ние ребен­ком вредных при­вы­чек, зача­стую сами спо­соб­ствуют этому. Сначала дети просто наблю­дают за выпи­ва­ю­щей взро­с­лой ком­па­нией. Потом роди­тели уса­жи­вают их за стол, нали­вают сок и под шуточки раз­ре­шают им чокаться с гостями (сколько раз вос­пита­те­лям дет­ского сада при­хо­дится наблю­дать детскую игру «в гости», осо­бенно после выход­ных и празд­нич­ных дней!). По мере взро­с­ле­ния ребенку поз­во­ля­ется глоток шам­пан­ского или вина. И в резуль­тате можно полу­чить то, чему со смехом спо­соб­ство­вали, — алко­го­лизм.

Неко­то­рые ребята, познав действие и послед­ствия алко­голя, сумев разумно их оценить, начи­нают испы­ты­вать к нему отвра­ще­ние. Или, по крайней мере, они спо­собны кон­тро­ли­ро­вать свое отно­ше­ние к алко­голю. Но ведь степень чув­стви­тель­но­сти и при­вы­ка­ния к нему у каждого орга­низма разная. И молодым пья­ни­цей можно стать уже через несколько месяцев. 2—3 года упо­тре­б­ле­ния алко­голя может сделать из моло­дого чело­века неиз­ле­чи­мого алко­го­лика (могут ска­заться вро­жден­ные биоло­ги­че­ские осо­бен­но­сти орга­низма).

Однако более суще­ствен­ные причины обу­сло­в­лены неправиль­ным вос­пита­нием. Мы уже гово­рили об отри­ца­тель­ном отно­ше­нии к раннему при­об­ще­нию ребенка к взро­с­лым засто­льям. Иногда роди­тели вроде бы и запре­щают упо­тре­б­ле­ние алко­голя, но делают это так неумело, что резуль­тат бывает чаще всего обрат­ный. Говоря, что сын (дочь) еще слишком мал для рас­пи­тия спирт­ных напит­ков, они тем самым про­во­ци­руют его желание быстрее повзро­с­леть с целью при­об­ще­ния к тому, что сейчас нахо­дится под запретом из-за воз­ра­ста. (Вот под­ра­сту, и мне будет можно.) Так про­ис­хо­дит иска­же­ние истин­ных цен­но­стей мира взро­с­лых.

Велика роль нрав­ствен­ного вос­пита­ния и общей поло­жи­тель­ной атмо­сферы семьи для про­фи­лак­тики пагуб­ных при­вы­чек. Роди­тели должны учить ребенка кри­ти­че­ски отно­ситься к окру­жа­ю­щим, их отри­ца­тель­ным делам и поступ­кам. Рас­ши­ряйте круг полезных потреб­но­стей и инте­ре­сов ваших детей. Вос­пи­ты­вайте волю и выдер­жку. Учи­ты­вайте в общении с детьми, в поступ­ках по отно­ше­нию к ним рани­мость детской психики, впе­чат­ли­тель­ность и эмо­ци­о­наль­ную неу­стой­чи­вость. Следите вни­ма­тельно за изме­не­ни­ями душев­ного состо­я­ния ребенка. Ведь у неко­то­рых ребят даже неболь­шие нега­тив­ные откло­не­ния в ранее пере­чи­с­лен­ных вопро­сах могут вызвать желание взбо­дрить себя с помощью алко­голя в надежде хоть на время уйти от проблем, забот, неу­ря­диц, непо­ни­ма­ния их взро­с­лыми и т. д.

Гово­рите с детьми обо всех нега­тив­ных послед­ствиях алко­го­лизма. Гово­рите о том, что человек, созна­тельно стре­мя­щийся вызвать алко­голь­ные ощу­ще­ния, спо­соб­ствует тем самым при­вы­ка­нию орга­низма и даже его зави­си­мо­сти от алко­голя (т. е. заве­домо губит себя).

Орга­низм вначале может сопроти­в­ляться, ведь алко­голь — яд для него. Отсюда голов­ные боли, рвота. Но если человек вовремя не сможет оста­но­виться, то насту­пает при­вы­ка­ние. А со вре­ме­нем, для полу­че­ния эйфории (из-за при­вы­ка­ния) потре­бу­ются все большие дозы спирт­ного. В состо­я­нии эйфории человек ощущает воз­бу­жде­ние, особую бод­рость и прилив сил. Ощу­ще­ние своей зна­чи­мо­сти и нео­гра­ни­чен­но­сти воз­мож­но­стей улуч­шает настро­е­ние. Воз­ни­кает болез­нен­ное желание пов­то­рить подоб­ные ощу­ще­ния. Так посте­пенно при­вычка пере­хо­дит в болезнь, при которой орга­низму алко­голь уже просто необ­хо­дим. Без его дозы человек нерв­ни­чает и не может даже тру­диться. Надо заметить, что веще­ства, вызы­ва­ю­щие эйфорию, ядовиты. Они спо­соб­ствуют исто­ще­нию орга­низма и пси­хи­че­ской дегра­да­ции лич­но­сти. Человек посте­пенно теряет друзей, семью, а потом и жизнь.

Дети и под­ростки в особой опас­но­сти, потому что их орга­низм при­вы­кает к алко­голю намного быстрее, чем взро­с­лый. Испытав сомни­тель­ное алко­голь­ное удо­воль­ствие в раннем воз­ра­сте, можно остаться рабом «зеле­ного змия» на всю жизнь.

Большой урон наносит алко­голь в любой сфере нашей жизни. Этот страш­ный урон начи­на­ется со здо­ро­вья. Вернее, с нездо­ро­вья чело­ве­че­ского орга­низма. Стра­дает дея­тель­ность всех вну­трен­них органов (гипер­то­ния, болезни сердца, язва, цирроз печени и т. д.). Сначала стра­дает желудок (раз­ра­с­та­ние клеток сли­зи­стой, затем атрофия, ведущая к алко­голь­ному гастриту и язве желудка). Печень, посто­янно нейтрали­зу­ю­щая алко­голь, посте­пенно раз­ру­ша­ется. Часть клеток гибнет, вместо них поя­в­ля­ется сое­ди­ни­тель­ная и жировая ткань. Затем гепатит и усы­ха­ние — цирроз (боли в правом подре­бе­рье, тяжесть, сни­же­ние аппетита, тошнота после еды, отрыжка, а по утрам рвота слизью). Одна треть людей, при­ни­ма­ю­щих алко­голь систе­ма­ти­че­ски, стра­дают цир­ро­зом печени. Клетки детской печени осо­бенно чув­стви­тельны. Спазм сосудов сердца и мозга — таков резуль­тат приема алко­голя (пьющие умирают в 20 раз чаще). Из-за пере­ро­жде­ния сер­деч­ной мышцы — сер­д­це­би­е­ние, сла­бо­сть, одышка. Резуль­тат пора­же­ния сосудов — склероз. При упо­тре­б­ле­нии боль­шого коли­че­ства пива — дис­тро­фия сер­деч­ной мышцы или «бычье» сердце. Уси­ле­ние ате­ро­с­кле­роти­че­ских про­цес­сов ведет к тром­бозу (заку­порка сосудов, разрыв, кро­во­из­ли­я­ние, инсульт, нару­ше­ние коор­ди­на­ции дви­же­ний, речи).

Алко­голь влияет отри­ца­тельно и на половые железы. Сни­жа­ется выра­ботка половых гор­мо­нов, что при­во­дит к пре­ж­де­вре­мен­ному ста­ре­нию и нару­ше­ниям половой функции. Зачатие ребенка даже в уме­рен­ной стадии опья­не­ния дает самые небла­го­при­ят­ные послед­ствия: сни­же­ние жиз­не­с­по­соб­но­сти ново­ро­жден­ного, нару­ше­ния функций цен­траль­ной нервной системы (осла­б­ле­ние памяти, нес­по­соб­ность выпол­нять ука­за­ния) и даже умствен­ную отста­лость.

Орга­низм, полу­ча­ю­щий с раннего воз­ра­ста алко­голь­ные дозы, не может вырасти здо­ро­вым. При приеме алко­голя наблю­да­ется уча­щен­ное дыхание, уси­ле­ние слю­но­от­де­ле­ния, желу­доч­ного сока, но пере­ва­ри­ва­ю­щая его спо­соб­ность снижена. Рас­ши­ря­ются сосуды кожи, нару­ша­ется тер­мо­ре­гу­ля­ция (человек теряет тепло, не ощущает холода, замер­зает). Алко­голь вызы­вает обо­стре­ние забо­ле­ва­ний почек и моче­вы­во­дя­щих путей, снижает сопроти­в­ля­е­мость к инфек­ци­он­ным забо­ле­ва­ниям, осо­бенно тубер­кулезу.

Осо­бенно опасен алко­голь в период поло­вого созре­ва­ния (он заби­рает у орга­низма цинк, спо­соб­ству­ю­щий росту костей). Но самое большое влияние ока­зы­вает алко­голь на нервную систему и голов­ной мозг, которые упра­в­ляют слож­ными биоло­ги­че­скими фун­к­ци­ями орга­низма, пси­хи­че­ской дея­тель­но­стью и созна­нием. При опья­не­нии сни­жа­ется чувство тревоги (многие этого доби­ва­ются). Но ведь, про­т­рез­вев, человек не уходит от проблем. Их все равно при­хо­дится решать. Так не лучше ли это делать на трезвый ум и ясную голову?

Суще­ствует так назы­ва­е­мая риту­аль­ная выпивка (все­воз­мож­ные цере­мо­нии, свя­зан­ные с опре­де­лен­ными собы­ти­ями в жизни чело­века), которая, к сожа­ле­нию, закан­чи­ва­ется часто анти­нор­ма­тив­ным пове­де­нием вслед­ствие нару­ше­ния кон­троля над собой.

Пред­стави­тели муж­ского пола часто пьют, чтобы казаться более силь­ными, незави­си­мыми (ста­ра­ясь зача­стую таким образом ком­пен­си­ро­вать свою несо­сто­я­тель­ность), они ста­ра­ются при­влечь к себе вни­ма­ние, и чаще всего, это про­ис­хо­дит в про­цессе агрес­сив­ного пове­де­ния (как пьян, так и капитан, а как прос­пится — так и свиньи боится).

Неко­то­рым мол­чу­нам надо выго­во­риться, вып­лес­нуть свои эмоции, и алко­голь раз­вя­зы­вает их языки. В таких ситу­а­циях чаще всего гово­рится то, о чем впо­след­ствии очень жалеют. Другие стре­мятся реали­зо­вать свой жиз­нен­ный дис­ком­форт через драку и насилие. Недаром говорят, что «от опья­не­ния два шага до пре­ступ­ле­ния».

При­об­ще­ние детей к угар­ному миру про­ис­хо­дит в про­цессе наблю­де­ния за взро­с­лыми. Пример роди­те­лей осо­бенно опасен. Иногда, по меньшей мере, странно слушать роди­те­лей, которые сетуют по поводу при­стра­стия их ребенка к алко­голю: «Мы же ему всегда гово­рили...» Так и хочется спро­сить, «вязал ли роди­тель лыко», когда говорил ребенку об этом. Заду­мы­вался ли о силе соб­ствен­ного примера? Правиль­ным ли было про­све­ще­ние и вос­пита­ние ребенка с самого раннего детства?

Ребенок должен нахо­диться под должным кон­тро­лем роди­те­лей. Надо учить его с детства пре­о­до­ле­вать труд­но­сти, ставить перед собой поло­жи­тель­ные цели и доби­ваться их осу­ще­ст­в­ле­ния. Не делайте из ребенка кумира. Хвалите за хорошее, но и недо­статки заме­чайте и реа­ги­руйте на них. Безо­го­во­роч­ное выпол­не­ние всех желаний может при­ве­сти и к желанию все иметь и все испро­бо­вать, в том числе и алко­голь. Мелоч­ный кон­троль, чрез­мер­ная суро­вость по отно­ше­нию к ребенку, нака­за­ния даже за незна­чи­тель­ные про­ступки делают ребенка забитым, под­чи­ня­ю­щимся ука­за­ниям других. Вну­трен­нее напря­же­ние, угнетен­ность и пода­в­лен­ность в настро­е­нии могут при­ве­сти к тому, что он найдет себе раз­рядку в нар­коти­че­ском опья­не­нии. Многие черты психики фор­ми­ру­ются в под­рост­ко­вом воз­ра­сте. Важно не упу­стить этот период и не осла­б­лять кон­троль под­рост­ков со стороны роди­те­лей в связи с их взро­с­ле­нием.

Здо­ро­вый человек в состо­я­нии регу­ли­ро­вать меру упо­тре­б­ле­ния спирт­ных напит­ков, а алко­го­лик меры не знает. Его жизнь пре­вра­ща­ется в сплош­ной похмель­ный синдром: он то пьет, то похме­ля­ется. Суще­ствует и так назы­ва­е­мое отно­си­тель­ное пьян­ство, уме­рен­ное, но посто­ян­ное. Здесь тоже явная физи­че­ская зави­си­мость от алко­голя. Посте­пенно про­ис­хо­дит потеря коли­че­ствен­ного кон­троля упо­тре­б­ле­ния, а затем и чело­ве­че­ской репу­та­ции. Такому пьющему уже все равно. Его психика и пове­де­ние дефор­ми­ро­ваны. Про­и­зо­шла интел­лек­ту­аль­ная и волевая дегра­да­ция. Лич­ность ста­но­вится асо­ци­аль­ной. Может поя­виться бред пре­сле­до­ва­ния. А несчаст­ные жены таких лич­но­стей стра­дают еще и от бреда нео­б­о­с­но­ван­ной рев­но­сти. Алко­голь может довести до психоза, при­пад­ков и алко­голь­ной эпи­ле­п­сии.

Женский алко­го­лизм теснит мужской. И женское пьян­ство раз­ру­шает семью пол­но­стью, дети лиша­ются нор­маль­ных условий жизни (если пьет отец, то уси­ли­ями матери дети в основ­ном нахо­дятся в порядке). У матерей-пьяниц рожда­ются дети-инвалиды. Страшно еще и то, что женщины спи­ва­ются и дегра­ди­руют быстрее мужчин. Их лечить гораздо труднее.

Чтобы ваш ребенок не при­стра­стился к алко­голю, необ­хо­димо выра­бо­тать у него твердое убе­жде­ние во вреде алко­голя, недо­пу­сти­мо­сти его упо­тре­б­ле­ния. Но если так слу­чи­лось, что ваш ребенок сделал этот первый шаг к алко­голь­ной про­па­сти, то научите его кри­ти­че­ски отно­ситься к той сомни­тель­ной эйфории, которую вызы­вает алко­голь.

История борьбы с алко­го­лем доста­точно длинная. Мужчины древ­него Рима не пили вино до 30 лет, а жен­щи­нам вообще запре­ща­лось это делать. Если же жена нару­шала запрет, муж имел право убить ее. Для молодых на сва­дь­бах спирт­ное тоже было под запретом. Но посте­пенно запреты осла­бе­вали. Что может сделать запрет, если человек не умеет руко­во­дить своими поступ­ками сам?

Пьян­ство — про­блема соци­ально-пси­холо­ги­че­ская и педа­го­ги­че­ская. Поэтому важно анти­ал­ко­голь­ное вос­пита­ние, осо­зна­ние, что алко­го­лизм — это забо­ле­ва­ние психики. И оно ведет не только к физи­че­скому раз­ру­ше­нию чело­ве­че­ского орга­низма, но и всех его жиз­нен­ных цен­но­стей.

Анти­ал­ко­голь­ное вос­пита­ние необ­хо­димо начи­нать с детства. Не демон­стри­руйте бутылку на столе. Пусть ваш ребенок видит ее как можно реже. Зао­стряйте вни­ма­ние на том, как плохо живется людям в той семье, где есть пьяница. Не при­об­щайте детей к засто­лью. Не давайте ему спирт­ное «для аппетита». Вос­пи­ты­вайте отри­ца­тель­ное отно­ше­ние к алко­голю и людям, которые им зло­у­по­тре­б­ляют. Разъ­яс­няйте вредные свойства алко­голя. Рас­ска­жите на при­ме­рах о несо­в­ме­сти­мо­сти алко­голя с дости­же­нием высоких жиз­нен­ных целей. Разъ­яс­няйте, что уго­ва­ри­вать чело­века выпить, если он того не желает, — это, по меньшей мере, амо­рально, а по боль­шому счету даже пре­ступно. Будьте добры и тер­пе­ливы с вашим ребен­ком, если он попал в алко­голь­ную беду, а вы искренне хотите ему помочь. Всегда помните о том, что при­вычка усва­и­ва­ется посте­пенно. И так же посте­пенно и кро­пот­ливо надо ее пре­о­до­ле­вать. И для этого нужны большие сов­мест­ные усилия и время. Правда, суще­ствует еще и такой термин, как вос­пита­ние «куль­туры пития». Но эта куль­тура может суще­ство­вать у людей, не под­вер­жен­ных алко­голь­ной зави­си­мо­сти. Если теря­ется мера пития, то уже ни о какой куль­туре речь чаще всего не может идти, так как мозг не спра­в­ля­ется с кон­тро­ли­ру­ю­щими фун­к­ци­ями.

Подрыв здо­ро­вья под­рост­ков начи­на­ется с курения. Под куре­нием под­ра­зу­ме­вают при­выч­ную систему действий, выра­жа­ю­щих болез­нен­ное при­стра­стие чело­века к нар­коти­че­скому веще­ству — никотину. Никотин — жел­то­ва­тая жид­кость, легко рас­тво­ря­ется в воде, жирах; на вкус — жгучая, хорошо впи­ты­ва­е­мая сли­зи­стой оболоч­кой; смер­тель­ная доза соста­в­ляет 1 г на 1 кг массы тела. Люди, упо­тре­б­ля­ю­щие спирт­ные напитки, чаще всего, сочетают их с куре­нием. Это еще больше усу­гу­б­ляет неа­де­кват­ность их пове­де­ния и уве­ли­чи­вает риск потери здо­ро­вья.

Родина табака — тро­пи­че­ская Америка. Его семена в 1496 году при­везли в Европу члены экс­пе­ди­ции Колумба. И евро­пейцы стали при­об­щаться к новому обычаю — курению табака. О том, что этот обычай вредный, испанцы писали еще в 1535 году. Но заго­во­рили о целеб­ных свойствах табака (спо­со­бен «выго­нять и уни­что­жать болезни головы и мозга»). Были и периоды запретов. Но табач­ное наше­ствие ока­за­лось слишком сильным, при­вычка курить все больше уко­ре­ня­лась, а тор­го­вля табаком при­но­сила огромные прибыли.

В Россию табак завезли ино­стран­ные купцы в XVI веке. Царская власть и духо­вен­ство отне­слись к нему отри­ца­тельно. Но борьба с куре­нием потер­пела неудачу уже в то время. И посте­пенно табак стали выра­щи­вать как сель­ско­хо­зяйствен­ную куль­туру. И так курение стало модным, а для неко­то­рых уже просто необ­хо­ди­мым.

Курение табака при­рав­ни­вают к нар­ко­ма­нии. Бла­го­даря никотину, веще­ству, которое обла­дает спе­ци­фи­че­ским действием на вегета­тив­ную нервную систему, человек испы­ты­вает сво­е­об­раз­ное эйфо­ри­че­ское действие.

Курение отри­ца­тельно влияет:

— на нервную систему;

— моз­го­вое веще­ство над­по­чеч­ни­ков;

— арте­ри­аль­ное дав­ле­ние;

— дыха­тель­ный центр;

— при­врат­ник желудка (вызы­вает спазм, нару­ша­ется секре­ция желу­доч­ного сока);

— ритм сер­деч­ных сокра­ще­ний (раздать мате­риал в виде памяток).

Из всех веществ табач­ного дыма 30 осо­бенно вредны (бен­зо­пи­рены, кото­рыми богат табак, про­во­ци­руют пере­ро­жде­ние тканей, воз­ник­но­ве­ние опу­хо­лей). При курении осо­бенно стра­дает сер­деч­но­со­су­ди­стая система (может воз­ник­нуть спазм коро­нар­ных сосудов, а дли­тель­ный спазм ведет к инфар­кту). Под­вер­жены изме­не­ниям и другие сосуды (раз­ви­ва­ется ате­ро­с­кле­роз). Нару­ше­ние питания под­кож­ных сосудов ведет к пре­ж­де­вре­мен­ному ста­ре­нию и желтой коже лица. Вос­па­ля­ется также сли­зи­стая оболочка трахеи и бронхов. Обра­зу­ется застой слизи в легких, что при­во­дит к посто­ян­ному кашлю. Имму­ни­тет у куриль­щи­ков осла­б­лен. 80% курящих стра­дают одной из форм забо­ле­ва­ния легких. По ста­ти­стике до 4 млн человек умирает в мире еже­годно.

Так как у под­рост­ков легкие еще не сфор­ми­ро­ваны, они осо­бенно стра­дают от курения. У молодых куриль­щи­ков ухудша­ются процесс запо­ми­на­ния и вни­ма­ние. Нару­ша­ются рабо­то­с­по­соб­ность, зрение, слух, обо­ня­ние.

Очень опасно курение для сек­су­аль­ной сферы и половых функций чело­века. Про­ис­хо­дит осла­б­ле­ние половой потен­ции и опло­до­т­во­ря­ю­щей спо­соб­но­сти спер­ма­то­зо­и­дов. Женская половая сфера тоже под­вер­жена небла­го­при­ят­ному влиянию никотина (может про­и­зойти нару­ше­ние ова­ри­ально-мен­стру­аль­ных циклов). Воз­ни­кают ослож­не­ния и при бере­мен­но­сти: повы­ша­ется арте­ри­аль­ное дав­ле­ние, поя­в­ля­ются белок в моче и отеки, хуже раз­ви­ва­ется пла­цента, никотин влияет на плод через кровь матери, есть опас­ность выки­дыша, мер­т­во­ро­жде­ния, пре­ж­де­вре­мен­ных родов. Рожден­ные дети физи­че­ски слабы и мало­кровны. Никотин посту­пает в орга­низм ребенка с грудным молоком матери. Пище­ва­ре­ние ребенка рас­стра­и­ва­ется, может про­и­зойти даже отра­в­ле­ние.

Личный пример старших и так назы­ва­е­мое пас­сив­ное курение вовле­кают детей в это пагуб­ное при­стра­стие. Неку­ря­щие вдыхают 50% дыма во время курения другими людьми. В резуль­тате полу­ча­ется, что из десятка выку­рен­ных в поме­ще­нии сигарет одна при­хо­дится на пас­сив­ного куриль­щика. А нахо­жде­ние в течение часа в наку­рен­ном поме­ще­нии при­рав­ни­ва­ется к 4 выку­рен­ным сига­ретам. «Пас­сив­ные куриль­щики» стра­дают от голов­ной боли, голо­во­кру­же­ний, аллер­гии. И осо­бенно опасно, если этими «пас­сив­ными куриль­щи­ками» явля­ются дети. Они чаще утом­ля­ются, их сер­д­це­би­е­ние уча­ща­ется, рабо­то­с­по­соб­ность (а ведь ребенку надо учить уроки в таком поме­ще­нии) резко пони­жа­ется. Вот и полу­ча­ется, как в детском сти­хо­т­во­ре­нии: «Разве я бы закурил? Взро­с­лые научат!»

Курение в при­сут­ствии людей, которые не пере­но­сят табач­ный дым, которым он вреден, явля­ется одним из про­я­в­ле­ний невос­питан­но­сти и анти­со­ци­аль­ного пове­де­ния.

Под­ра­жа­ние ребятам из крутой ком­па­нии, в которую так хочется попасть и утвер­диться; под­ра­жа­ние чело­веку, кото­рому сим­па­ти­зи­ру­ешь и которым, не заду­мы­ва­ясь, вос­хи­ща­ешься несмо­тря на явные недо­статки; и, наконец, просто нео­со­знан­ное под­ра­жа­ние роди­те­лям, когда в семье курение — дело при­выч­ное и как бы само собой разу­ме­ю­ще­еся, все это побу­ждает детей «попро­бо­вать», затем при­об­ре­сти при­вычку, пере­ра­с­та­ю­щую в пагуб­ное при­стра­стие.

При­чи­ной курения явля­ется и желание про­де­мон­стри­ро­вать взро­с­лость и незави­си­мость. Для молодых это еще и один из спо­со­бов само­утвер­жде­ния, при­об­ще­ния к «модной» манере пове­де­ния, повы­ше­ния своего пре­стижа. Неко­то­рые начи­нают из любо­пыт­ства, другие, стре­мя­щи­еся испро­бо­вать в жизни все, ста­ра­ются не упу­стить и это «удо­воль­ствие».

Никакие запреты (начиная с царя Михаила Рома­нова и его указа 1649 г. и до наших дней) или поощре­ния (уста­но­в­ле­ние над­ба­вок к зар­плате) не помогут, если человек имеет неправиль­ную ори­ен­та­цию на жиз­нен­ные цен­но­сти. К тому же, пример взро­с­лых, срав­ни­тельно снис­хо­ди­тель­ное отно­ше­ние к куриль­щи­кам, доступ­ность табач­ных изделий (хотя и суще­ствуют опре­де­лен­ные правила и нормы продажи табач­ных изделий — имеются в виду дети), реклама (ТВ, кино­фильмы, фото, яркое офор­м­ле­ние) — все спо­соб­ствует рас­про­стра­не­нию вредной при­вычки.

Никотин, хотя и слабый нар­котик, вызы­вает быструю и большую зави­си­мость, отсюда и слож­ность отказа от курения. Многие люди, осознав всю пагуб­ность этой при­вычки, все же решают рас­статься с этим «удо­воль­ствием». Что поможет? Коди­ро­ва­ние, пси­хо­те­ра­пия, жева­тель­ные поду­шечки «Нико­ретта» и самое главное сред­ство — реши­мость и воля самого куриль­щика. Для бро­сив­ших же курить велика опас­ность вер­нуться, не устоять. Куриль­щик может чисто меха­ни­че­ски потя­нуться к сига­рете и сделать первую затяжку, и все нач­нется сначала. Надо просто поста­раться избе­гать про­во­ци­ру­ю­щих ситу­а­ций и неко­то­рое время тех людей, с кото­рыми он любил пере­ку­рить. Желание заку­рить может воз­ник­нуть не раз и вдруг. И если воля и разум отре­а­ги­руют вяло на этот призыв, то при­вычка может вер­нуться.

В стране раз­ра­бо­таны неко­то­рые меры по борьбе с куре­нием (школы, обще­ствен­ные места, на неко­то­рых рабочих местах, запре­ще­ние рекламы табач­ных изделий, продажа табач­ных изделий несо­вер­шен­но­лет­ним, пре­ду­пре­жде­ние Мин­здрава, анти­ни­коти­но­вая про­па­ганда и т. д.). Но лучшая мера — это вос­пита­ние с раннего воз­ра­ста непри­ятия курения. И в этом вопросе главная роль при­над­лежит роди­те­лям. Малышу гово­рите о том, что в наку­рен­ном поме­ще­нии сле­зятся глаза и трудно дышать (он должен зафик­си­ро­вать это в своей памяти). Под­рос­шего ребенка огра­ничьте в общении с куриль­щи­ками, рас­ска­жите, к чему при­ве­дет необ­ду­ман­ное под­ра­жа­ние (нару­ше­ния в вопро­сах здо­ро­вья, неу­доб­ства, сни­же­ние спор­тив­ных успехов и т. д.). Девуш­кам — что боль­шин­ство молодых людей с воз­му­ще­нием вос­при­ни­мают мысль о том, что его будущая жена будет курить (непри­ятно и отра­зится на будущих детях).

Нар­ко­ма­нию назы­вают «белой смертью», потому что героин, который полу­чают из мака, — белого цвета. Если нар­ко­ма­ния была вначале рас­про­стра­нена в больших городах, то в насто­я­щее время это стало про­бле­мой и для сель­ской мест­но­сти. К тому же она гораздо помоло­дела. 10—12-летние дети попол­няют ряды нар­ко­ма­нов (средний возраст — 25 лет).

Любо­пыт­ство, желание быть своим на тусов­ках в модной ком­па­нии, жажда новых ощу­ще­ний, вызы­ва­ю­щая демон­стра­ция своей незави­си­мо­сти (мне роди­тели — не указ), неу­ме­лый, оста­в­лен­ный без вни­ма­ния взро­с­лых поиск своего Я — вот что при­во­дит под­ростка к упо­тре­б­ле­нию нар­коти­ков. А реша­ю­щую роль в том, чтобы все-таки испро­бо­вать это сомни­тель­ное удо­воль­ствие, играет влияние свер­ст­ни­ков. И под­ро­сток начи­нает экс­пе­ри­мен­ти­ро­вать. Полу­чен­ные ощу­ще­ния захва­ты­вают под­ростка своей новиз­ной и нео­быч­но­стью. Воз­ни­кает желание испы­тать это ощу­ще­ние снова.

Прием нар­котика ста­но­вится более регу­ляр­ным. Про­па­дает депрес­сия, улуч­ша­ется настро­е­ние. Но все это только на время. А хочется подольше побыть в состо­я­нии эйфории. Да и орга­низм уже начал настра­и­ваться на регу­ляр­ное нар­коти­че­ское опья­не­ние. Для него это ста­но­вится нормой. Так человек попа­дает в зави­си­мость.

Опий, героин, морфий спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию высокой степени зави­си­мо­сти орга­низма, как физи­че­ской, так и пси­хи­че­ской. Данные пре­па­раты полу­чают из опийного мака или его син­тети­че­ских заме­ни­те­лей. Они вызы­вают состо­я­ние эйфории.

Сно­т­вор­ные сред­ства и тран­кви­ли­за­торы действуют угнета­юще на цен­траль­ную нервную систему. Ими лечат бес­сон­ницу и нервные состо­я­ния.

Такие нар­коти­че­ские веще­ства, как кокаин, крек, кофеин, никотин, амфета­мины, повы­шают актив­ность, снимают утом­ле­ние, снижают аппетит. ЛСД и мес­калин уводят в мир гал­лю­ци­на­ций, изме­няют мыш­ле­ние.

Одни нар­котики счита­ются более силь­ными, другие — менее. Но беда заклю­ча­ется в том, что, начав с них, человек чаще всего жаждет все новых ощу­ще­ний и пере­хо­дит к более сильным нар­коти­кам. А это при­во­дит к гибели более 34 тысяч человек в России еже­годно. Нар­коти­че­ская зави­си­мость может насту­пить уже через 3—7 дней приема. А если это длится в течение 20 дней, то в боль­шин­стве случаев насту­пает 100%-ная зави­си­мость. Жизнь нар­ко­ма­нов коротка, 3—5 лет не более. А смерт­ность среди юных нар­ко­ма­нов уве­ли­чи­лась за послед­ние годы в 42 раза. Ведь поя­в­ля­ются новые нар­котики со все уси­ли­ва­ю­щимся эффек­том. Напри­мер, сило­би­цин, который готовят из грибов-гал­лю­ци­но­ге­нов. Действие 1 г этого нар­котика при­рав­ни­ва­ется к 10 г героина.

Упо­тре­б­ле­ние под­рост­ком нар­коти­ков может начаться с игно­ри­ро­ва­ния взро­с­лыми его проблем. «И чего ему только не хватает? Для него же ста­ра­емся, а он...» — уди­в­ля­ются сначала роди­тели, не замечая, что ему не хватает именно их. Трещина, поя­вив­ша­яся в их отно­ше­ниях, пре­вра­ща­ется в насто­я­щую про­пасть. Когда кон­фликт поко­ле­ний и непо­ни­ма­ние заходят слишком далеко, под­ро­сток замы­ка­ется в себе. И вот тут обя­за­тельно найдутся те, кто выслу­шает, «поймет» и поможет снять угнетен­ное или стрес­со­вое состо­я­ние.

Под­рост­ков мучают про­блемы их даль­нейшего жиз­нен­ного пути, вопросы о чест­но­сти и справед­ли­во­сти, несо­от­вет­ствия слов взро­с­лых и их поступ­ков. Вам все некогда, а детям надо выго­во­риться. Вот они и находят себе собе­сед­ни­ков, где угодно и каких угодно. В послед­нее время даже сигнал мобиль­ного теле­фона неко­то­рых молодых людей вместо обыч­ного звонка или любимой мелодии имеет фразу: «Ну, пого­вори со мной, пожа­луйста!»

Гово­рите с ними, гово­рите обо всем. Спра­ши­вайте, инте­ре­суйтесь. Помните о нар­ко­при­то­нах и тех людях, которые завле­кают туда наших детей. Поэтому вы всегда должны знать, где про­во­дит время хоть и повзро­с­лев­ший, но все-таки ваш ребенок. Заду­майтесь над тем, нас­колько хорошо вы знаете своего ребенка, его мысли, взгляды, желания и при­стра­стия. Что его мучает, чего он хочет от жизни, к чему стремится? Даже взро­с­лым не всегда просто опре­де­литься в жизни и решить неко­то­рые про­блемы. А моло­дежи тем более. Она нахо­дится в посто­ян­ном поиске, сомне­ниях. Их, напри­мер, раз­дра­жает лице­ме­рие взро­с­лых, рас­хо­жде­ние в словах и делах. Они еще многое не могут понять в этой жизни. Им трудно. Будьте обя­за­тельно рядом в этот непро­стой для них период. И пусть им помогут ваша доброта, пони­ма­ние и вни­ма­ние к ним.

Именно вни­ма­ние к жизни ребенка, его настро­е­нию, пове­де­нию помогут вам рас­по­знать, что что-то неладно. Если по неко­то­рым при­зна­кам вы убе­ди­лись, что ваш ребенок при­ни­мает нар­котики (потеря веса, отсут­ствие само­дис­ци­плины, изме­ни­лись одежда, при­че­ска, друзья, апатия к инте­рес­ным делам и собы­тиям, изме­не­ние харак­тера, пере­пады настро­е­ния, состо­я­ние тревоги, про­ж­жен­ные сига­ретами брюки, засы­пает прямо за столом, про­блемы в школе, состо­я­ние вен и т. д.), возь­мите себя в руки и не кричите. Дожди­тесь, когда ребенок будет в нор­маль­ном состо­я­нии. Осмо­трите его комнату и предъ­я­вите кон­крет­ные дока­за­тель­ства. Рас­ска­жите все отри­ца­тель­ное, что вы знаете о нар­коти­ках. Уста­но­вите кон­крет­ное время прихода его домой. Огра­ничьте выдачу ему денег. Выра­бо­тайте единую линию роди­тель­ского пове­де­ния в семье по отно­ше­нию к ребенку.

Суще­ствуют разные уровни упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков. Если зави­си­мость от упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков еще не сфор­ми­ро­вана, то удается пре­кра­тить их упо­тре­б­ле­ние. Те люди, которые уже пол­но­стью зависят от нар­коти­че­ской дозы, обычно теряют кон­троль над упо­тре­б­ле­нием. На этой стадии лечить очень трудно. Нужны деньги, время, ваша энергия и огром­ное тер­пе­ние. Если вы сами не в силах справиться с про­бле­мой, обра­щайтесь в ано­ним­ное обще­ство нар­ко­ма­нов и членов их семей. Суще­ствуют лечеб­ные и реа­би­лита­ци­он­ные центры, где про­во­дится ста­ци­о­нар­ное лечение.

Но самое главное, что вы должны помнить, это — ваше вос­пита­ние ребенка, ваша под­дер­жка и любовь к нему. Ваш ребенок, состо­яв­шийся как нрав­ствен­ная и успеш­ная лич­ность, есть самая высокая мера оценки вашего жиз­нен­ного пути.

с. 119—130

Также в рубрике «Вредные привычки»