КАК ОБЩАТЬСЯ С РЕБЕНКОМ?
Причины трудностей ребенка часто кроются в сфере его чувств. Во всех случаях, когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо или несправедливо и даже когда он очень устал, первое, что нужно сделать вам — это дать понять ребенку, что вы знаете о его переживании, что вы заметили его состояние.
Для этого лучше всего сказать, что именно, по вашему впечатлению, чувствует сейчас ребенок. Желательно назвать “по имени” это его чувство или переживание. В силу ряда причин ребенку подобное “имянаречение” дается с трудом. Все это есть начало вашего специального “помогающего” слушания. Это активное слушание помогает вникнуть в ситуацию эмоциональной проблемы вашего ребенка. В таких случаях взрослому как никогда надо активно выслушать ребенка.
Активно слушать ребенка — значит “возвращать” ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство.
Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы. Желательно, чтобы ваши реплики-ответы звучали в утвердительной форме. Дело в том, что фраза-вопрос, не отражает сочувствия. А оно необходимо ребенку!
Казалось бы, разница между утвердительным и вопросительным предложениями очень незначительна, иногда это всего лишь тонкая интонация, а реакция на них бывает очень разная. Часто на вопрос “Что случилось?” огорченный ребенок отвечает “Ничего!”, а если вы скажете: “Что-то случилось ...” то ему бывает легче начать рассказывать о случившемся.
Очень важно в беседе “держать паузу”. После каждой вашей реплики лучше всего помолчать. Помните, что это время принадлежит ребенку: не забивайте время своими соображениями. Пауза помогает ребенку разобраться в своем переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом. Помолчать хорошо и после ответа ребенка — может быть, он найдет что добавить. Узнать о том, что ребенок еще не готов услышать вашу очередную реплику, можно по его внешнему виду. Если его глаза смотрят не на вас, а в сторону, “внутрь” или вдаль, то продолжайте молчать: в нем происходит сейчас очень важная и нужная внутренняя работа по освоению эмоциональной проблемы.
Не будем сейчас останавливаться на всех правилах “активного” слушания ребенка. Овладеть ими вам поможет великолепная книга Ю. Б. Гипенрейтер “Общаться с ребенком. Как?”
Да, беседа по способу активного слушания очень непривычна для нашей культуры, и ею овладеть не просто. Однако, отмечает Гипенрейтер, этот способ быстро завоюет ваши симпатии, как только вы увидите результаты, которые он дает. Их минимум три. Они также могут служить маркерами того, что вам удается правильно слушать ребенка.
1. Исчезает или сильно ослабевает отрицательное переживание ребенка. Замечательная закономерность: разделенная радость удваивается, разделенное горе уменьшается вдвое.
2. Ребенок, убедившись, что взрослый готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше: тема повествования (жалобы) меняется, развивается. Иногда в одной беседе неожиданно разматывается целый клубок проблем и огорчений.
3. Ребенок сам продвигается в решении своей проблемы.
При использовании “техник” активного слушания постепенно происходят два замечательных изменения в общении родителей и детей.
Первое: дети сами довольно быстро начинают активно слушать родителей.
Второе: родители ощущают, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям ребенка, легче принимают его “отрицательные” чувства. Родители начинают находить в себе потенциалы большего терпения, меньшей раздражительности на ребенка, лучшего видения того, как и отчего ребенку бывает плохо.
Таким образом, активное слушание — это путь установления лучшего контакта с ребенком, способ показать, что вы безусловно его принимаете со всеми его отказами, беседами, переживаниями. Для появления подобного контакта необходимо некоторое время, в течение которого ребенок убедится, что вы стали более внимательно относиться к его проблемам, в частности, и к нему лично вообще.
Психологами доказано, что потребность в любви, в принадлежности, то есть нужности другому, — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение — необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, необходим. Такие сообщения содержатся в приветливых взглядах, ласковых прикосновениях и просто в словах: “Как хорошо, что ты есть у нас”, “Я рада тебя видеть”, “Я люблю, когда ты дома”, “Мне хорошо, когда мы вместе...”
Подобные знаки внимания питают эмоционально, помогая ребенку психологически развиваться. У детей своя эмоциональная, оценка отношений с родителями. Они рассказывают о том, что родители с ними “не дружат”, никогда не говорят “по-человечески”, “тычут”, “орут”, используют только повелительные глаголы: “сделай!”, “убери!”, “принеси!”, “помой!”
Родители обескураженно возражают: “Это значит, что мы не должны никогда на ребенка сердиться?” Вовсе нет. Скрывать, и тем более копить свои негативные чувства ни в коем случае нельзя. Их надо выражать, помня следующие правила общения:
— можно выражать свое недовольство отдельными действиями ребенка, но не самим ребенком;
— можно осуждать действия ребенка, но не его чувства, какими бы нежелательными или “непозволительными” они не были. Раз они у него возникли, значит, для этого есть основания;
— недовольство действиями ребенка не должно быть систематическим, иначе оно перерастет в неприятие его.
А насколько вам удается принимать вашего ребенка? Попробуйте в течение дня-двух подсчитать, сколько раз вы обратились к нему с эмоционально положительными высказываниями (радостным приветствием, одобрением, поддержкой) и сколько — с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или перевешивает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.
Иногда в ответ на ваше “Я волнуюсь...” от подростка можно услышать: “Твое волнение — твоя проблема.” Если он так отвечает, это чаще всего верный признак того, что вы зашли в его “территориальные воды”, вторглись в проблемы, которые он хочет решать сам. Лучше всего в таких случаях задать себе вопрос: “Касается ли меня лично то, что он делает?” И если вас лично это не касается, передайте ему право беспокоиться о себе самому. Все равно ваши волнения ему не помогут, а скорее помешают. Далее ненавязчиво проверьте то, как ему это удается.
И как же быть с нашими родительскими чувствами? Мы ведь тоже волнуемся, сердимся, устаем, обижаемся. Нам тоже бывает трудно с детьми, иногда даже мучительно... Что же нам делать с нашими собственными переживаниями? Что делать с эмоциональными проблемами не ребенка, а самого родителя?
При “разборе” эмоциональных проблем ребенка успешно шла стратегия “активного слушания”. А при “разборе” эмоциональных проблем родителя успешной будет стратегия “активного выговаривания”. Здесь действует правило: “Если ребенок вызывает у вас своим поведением отрицательные переживания, — сообщите ему об этом.”
Правило говорит, что чувства, особенно ели они отрицательные и сильные, не стоит держать в себе: не следует молча переносить обиду, подавлять гнев, сохранять спокойный вид при сильном волнении. Через некоторое время весь негатив “прорывается” и выливается в резкие слова или действия. Как же сообщить о своих чувствах ребенку, чтобы это не было разрушительно ни для него, ни для вас?
Стратегия активного “выговаривания родителя” включает в себя следующее:
Когда вы говорите о своих чувствах ребенку, говорите от первого лица. Сообщите о себе, о своем переживании, а не о нем, не о его поведении.
Например, на одну и ту же ситуацию у родителя возможна:
а) обычная реакция: “Ну что у тебя за вид!”;
б) нестандартная реакция: “Я не люблю, когда дети ходят растрепанными, и мне стыдно от взглядов соседей!”.
Или ситуация следующая, подросток опять включил магнитофон “на полную катушку”. Это вас раздражает. Возможны реакции взрослого:
а) “Ты не мог бы сделать потише?”;
б) “Меня очень утомляет громкая музыка”.
Заметьте, нестандартные реакции содержат личные местоимения: я, мне, меня (это “Я-сообщение”), а типичные, обычные реакции содержат личные местоимения: ты, тебя, тебе (Это “Ты-сообщения”).
На первый взгляд разница между “Ты- и Я-сообщениями” невелика. Более того, первое привычнее и удобнее. Однако в ответ на них ребенок обижается, защищается, дерзит. Поэтому их желательно избегать.
Ведь каждое “Ты-сообщение”, согласитесь, содержит выпад, обвинение, критику ребенка. Поэтому при актином выговаривании лучше применять “Я-сообщение” по следующим соображениям.
1. “Я-сообщение” позволяет вам выразить свои чувства в корректной (необидной) для ребенка форме.
2. “Я-сообщение” дает возможность детям больше узнать нас, родителей. Нередко мы закрываемся от детей броней “авторитета”, который стараемся поддерживать во что бы то ни стало. Порой дети поражаются, узнав, что мама или папа могут вообще что-то чувствовать! Это производит на них неизгладимое впечатление. Главное же — делает взрослого ближе, человечнее.
3. Когда мы открыты и искренни в выражении своих чувств, дети становятся искренни в выражении своих, Дети начинают чувствовать: взрослые им доверяют, и им тоже можно доверять.
4. Высказывая свое чувство без приказа или выговора, мы оставляем за детьми возможность самим принять решение. И тогда — удивительно! — они начинают учитывать наши желания и переживания.
Итак, назначение “активного слушания” и “активного выговаривания” — это отнюдь не новые способы быстро добиваться практического результата (например немедленного послушания ребенка). Назначение их совсем другое: установить контакт с ребенком, улучшить взаимопонимание с ним, помочь ему в обретении самостоятельности и ответственности.
Конфликты в семье неизбежны даже при самых хороших отношениях. Но дело вовсе не в том, чтобы их избежать или стараться замять, а в том, чтобы правильно их разрешить.
Конструктивный (созидательный, строящий отношения) способ разрешения конфликтов основывается на двух навыках общения: активном слушании и активном выговаривании (“Я-сообщение”).
Практическое освоение этих навыков возможно самостоятельным тренингом или тренингом под руководством психолога. Так или иначе, но сначала убедитесь, что вам удастся успешно послушать ребенка и сообщить ему о своих чувствах в более простых, бесконфликтных ситуациях, и только потом переходите к более сложным случаям.
Сам же метод конструктивного разрешения конфликта предполагает последовательные этапы (шаги):
— прояснение конфликтной ситуации;
— сбор предложений;
— оценка предложений и выбор приемлемого;
— детализация решения;
— выполнение решения: проверка.
1. Начинать надо именно с выслушивания ребенка. Родитель уточняет, в чем состоит проблема ребенка, а именно: что он хочет или не хочет, что ему нужно или важно, что его затрудняет и так далее. Делает он это в стиле активного слушания, то есть обязательно озвучивает желание, потребность или затруднение ребенка. (Надо заметить, что после того, как ребенок убедится, что вы слышите его проблему, он с гораздо большей готовностью услышит и вашу, а также примет участие в поисках совместного решения).
После выслушивания ребенка родитель говорит о своем желании или проблеме, используя форму “Я-сообщение”. Послать в конфликтной ситуации точное “Я-сообщение” важно еще и по другой причине: взрослому приходится задуматься, какая же именно его потребность ущемлена действиями или желаниями ребенка.
2. Сбор предложений. Начинается с вопроса: “Как же нам быть?”, “Что же нам придумать?”, “Как нам поступить?” После этого надо обязательно подождать, дать возможность ребенку первому предложить решение (решения), и только затем предлагать свои варианты.
3. Оценка всех поступивших предложений и выбор наиболее приемлемого. Здесь идет совместное обсуждение предложений. “Конфликтующие стороны” к этому времени уже знают интересы друг друга, и предыдущие шаги способствуют созданию атмосферы взаимного уважения.
4. Детализация принятого решения. Продумывание и выбор конкретных действий по выполнению принятого решения.
5. Выполнение решения, проверка. Если что-то не получается, то надо выбрать другие конкретные действия, выявив причины неудачи.
Может возникнуть вопрос: “Не слишком ли много времени требует процесс конструктивного разрешения конфликта?”
Да, действительно, здесь не обойдется “по-военному”, односложной командой; приходится потратить минут десять, а то и полчаса.
Но, во-первых, заметьте, это время не потерянное, а приобретенное: дети и вся семья в эти минуты получают опыт доброжелательного общения.
Во-вторых, если конфликт не разрешить, он будет возобновляться. Тогда часов, уходящих на бесплодные пререкания и ссоры, наберется гораздо больше, чем потребуется их для разумного решения.
В-третьих, отмечено родителями: с применением конструктивного способа конфликты начинают формироваться все реже и решаться все быстрее.
Этот способ никого не оставляет с чувством проигрыша. Напротив, он приглашает к сотрудничеству с самого начала, и в конечном итоге выигрывают все.
В следующей части мы хотим рассказать вам о том, какие изменения в поведении подростка могут послужить вам сигналом опасности.