Никто не принимает ограничения на ура. С какими сложностями вы можете столкнуться
Нытьё и капризы
Часто родители жалуются именно на эти детские проявления. Сопротивляясь правилам, не желая делать что-то правильное с точки зрения родителей, ребёнок может не скандалить истерично и не переходить в наступление, как при агрессивном поведении. Он выбирает другую тактику: постоянное вялое сопротивление требованиям, капризы, нытьё. Родителей это утомляет ничуть не меньше, чем яркие проявления. Дети также при такой ситуации хронически несчастны. Представьте себя на месте человека, который постоянно хнычет и жалуется, и вы поймёте, что жизнь кажется ему безрадостной.
У нытья и капризов есть три глобальные причины.
Три причины, по которым ребёнок часто ноет и капризничает:
Режим дня не соответствует его потребностям
Недостаточно эмоционального контакта со взрослыми
Получает положительное подкрепление своим капризам
Режим дня ребёнка не соответствует его потребностям
Часто причину капризов ребёнка ищут в психологии, ошибках воспитания или его характере. Но она имеет отношение скорее к режиму дня и физиологической стороне жизни ребёнка.
Если режим дня и ритм жизни не налажены, ребёнок ложится спать слишком поздно, много пользуется гаджетами, мало гуляет, двигается, ест много сладкого, то почти наверняка он будет капризным.
Проблема часто связана и с перегруженностью ребенка занятиями, обучением. Причём как спортивного, так и интеллектуального, творческого характера. Если ребёнка возят с занятия на занятие, не давая ему отдыха, пространства для личного выбора, игры, то он также может быть в негативном настроении, подавлен или взвинчен.
Поэтому, прежде чем выяснять психологические причины капризов, проверьте, соответствует ли режим дня ребёнка его настоящим потребностям.
У ребёнка недостаточно эмоциональных контактов со взрослыми
Частая причина капризов ребёнка — отсутствие у него осознания, что он нужен и интересен родителям, что он любим, его принимают. Это происходит в том случае, когда вы недостаточно используете способы налаживания эмоционального контакта с ребёнком. Бывает это и тогда, когда череда конфликтов с ним заслоняет от родителей главное и они уже не в силах почувствовать всю полноту привязанности и любви к ребёнку, поэтому не могут установить с ним эмоциональный контакт. Также это происходит при частых ссорах в семье.
Ребёнок получает положительное подкрепление своим капризам
Каприз — поведение ребёнка, которое имеет конкретный результат. Если это результат скорее положительный, то капризы безусловно закрепятся в поведении ребёнка как способ получить желаемое.
Например, если, покапризничав, можно увеличить время просмотра мультиков минут на 30, а то и на час, то ребёнок это поймёт и именно такими образом будет достигать своих целей.
Если мама жалеет и принимает ребёнка в основном тогда, когда он демонстрирует, что несчастлив, то он тоже будет использовать именно эту форму самовыражения для привлечения внимания мамы и получения от неё тепла.
Если ребёнку дают конфету или телефон поиграть, чтобы он не капризничал в очереди или пробке, то именно так он и будет себя вести в те моменты, когда захочет чего-либо.
Постоянно уступать ребёнку так же плохо, как и бурно реагировать на его эмоции.
Как исправить ситуацию
• Проверьте ваши правила по чек-листу (стр. 239).
• Определите причину частых капризов ребёнка в вашем случае, используя схему на стр. 159.
• Используйте приведённую схему выхода из проблемной ситуации.
Режим дня ребёнка не соответствует его потребностям.
• Установите регулярное время отхода ко сну и подъёма ребёнка с учётом возрастных норм.
• Убедитесь, что у ребёнка есть время, когда он сам может выбрать, чем ему заняться.
• Исключите или сократите время использования гаджетов.
• Пересмотрите рацион ребёнка.
• Создайте условия для свободной игры ребёнка на свежем воздухе.
У ребёнка недостаточно эмоциональных контактов со взрослыми.
• Используйте все методы установления эмоциональной связи с ребёнком из главы «Эмоциональный контакт».
• Убедитесь, что ребёнок не находится в эпицентре родительского конфликта и не привлечён на сторону одного из членов семьи.
• Если вы эмоционально выжаты, найдите средство помочь самому себе.
• Если семья переживает тяжёлый период и взрослые находятся в эмоционально нестабильном состоянии, постарайтесь обеспечить ребёнку поддержку вне семьи.
Ребёнок получает положительное подкрепление своим капризам.
• Измените типичную реакцию на капризы ребёнка, старайтесь быть последовательными в установлении правил.
• Разговаривайте с ребёнком и учите, как договариваться.
• Используйте схему решения конфликтных ситуаций («7 шагов цивилизованного конфликта»).
• Чаще и полнее используйте стратегические приёмы воспитания, не делая акцента на оперативных (глава «Что такое уровни воспитания. Экстренные и стратегические методы»).
Манипуляция
— Ну, Нюра, довольно, не плачь!
— Я плачу не тебе, а тёте Симе.
К. Чуковский «От двух до пяти»
Манипуляции маленьких детей очень наивны и сразу видны. Ребёнок быстро учится некой гибкости и косвенным методам воздействия на вас.
Так, девочка пяти лет, которой мама отказала в мороженом перед обедом, может рыдать очень громко в расчёте на то, что не выдержат нервы бабушки и та начнёт внучку жалеть или ругать маму (т. е. влиять на источник ограничений). Если бы не было бабушки, девочка не рыдала бы так — «некому» было бы.
Манипуляция ребёнка естественна, в большой степени бессознательна и безопасна.
Манипуляция не ставит вас перед необходимостью двигаться туда, куда вас пытаются «сманипулировать». Так, мама из нашего примера может всё же придерживаться своей тактики, невзирая на давление. Это зависит от её эмоциональной устойчивости, а не от ребёнка.
В примере с мамой и бабушкой мы видим манипуляцию ребёнка, которая говорит о двух вещах:
• ребёнок хорошо разбирается в обстановке дома;
• ребёнок, скорее всего, уже имел опыт, когда конфликт взрослых приносил ему выгоду, и сделал вывод, обучился.
Ни о какой особенно испорченной натуре ребёнка такая манипуляция не говорит. Если вы боитесь таких манипуляций, то вопрос не к ребёнку, а скорее к вашим отношениям с другими членами семьи.
Бывают и такие случаи, когда взрослые просто не могут установить границы ребёнку, отказать ему в чём-то и на этом основании считают, что он ими манипулирует. Тогда манипуляция объявляется причиной того, что вы всё время прогибаетесь под требования ребёнка. «Он мной манипулирует!» — восклицает женщина, предоставляя ребёнку делать с ней и с их домом всё что угодно. Как же, ведь он плачет, и кричит, и дерётся, манипулятор такой!
Прямое давление и даже грубость ребёнка часто ошибочно относят к манипулированию. Даже если вы не можете противостоять этому давлению — это всего лишь давление. И если ребёнок вами просто командует, указывает, что и как вам делать, говорит что-то вроде:
«Не пойдёшь туда!»
«Всё равно будет как я сказал»
«Сделай быстро!»
«Уходи!»
«Не смей мне так говорить!» —
то у вас проблемы с иерархией в семье, ребёнок не понимает, кто главный (и, возможно, взрослые тоже). Но к манипулированию такое прямое командование не имеет ни малейшего отношения.
«Разжала пальцы»
Я знала одну семью, где девочке категорически нельзя было сладкого, она прямо-таки покрывалась от него пятнами. Но тем не менее сладкое она ела, потому что была жуткой коварной манипуляторшей. Однажды мы сидели в кафе и спорили на тему того, можно ли девочке конфету (конфета была одна, она шла вместе с маминым кофе). Девочка просила, мама не разрешала и для надёжности зажала конфету в руке, но девочка палец за пальцем освободила и всё равно съела конфету. Мама была подавлена, я спросила, зачем же она отдала конфету при столь явных противопоказаниях? На что мама искренне ответила, что конфету она не давала, девочка просто «разжала пальцы»... Ребёнку было два с половиной года...
Такой же манипулятор — мальчик почти трёх лет — «хозяйничал» с маминой грудью, доставая и прикладываясь к ней в любом месте, что маме не нравилось, но сопротивляться она по таинственным причинам не могла. И беспомощно опустив руки, смотрела, как манипулятор распоряжается её собственным телом.
В этих случаях мы имеем дело не с манипуляцией ребёнка, а с невозможностью взрослого проявить власть. И разбираться нужно именно с этим.
Настойчивость ребёнка не является манипуляцией, тем более непреодолимой.
Противоядием от реальных манипуляций можно назвать осознанность. Вам в конечном итоге решать, как вы поведёте себя в ответ на манипуляцию.
Прямое противостояние
К прямому противостоянию относятся:
• грубые отказы ребёнка соблюдать ваши правила;
• постоянные попытки командовать вами;
• оскорбительное и агрессивное поведение ребёнка;
• поступки ребёнка, которые ярко свидетельствуют о том, что он намерен бороться с вашими правилами.
Прямое противостояние — война ребёнка с правилами и даже с родителями. Это наиболее опасное развитие ситуации в детско-родительских отношениях.
Сразу оговорюсь, что здесь пойдёт речь только о детях от четырёх лет. До этого возраста поведение ребёнка — следствие кризиса трёх лет.
На его фоне у многих детей проявляются яркие формы борьбы за свои права из-за несформированного навыка контроля над своим поведением и эмоциями, это этап взросления, который просто надо пережить. Подробнее о том, как вести себя родителям при прохождении кризиса трёх лет, я писала в книге «Хорошие отношения начинаются с детства: как воспитывать ребёнка от 1 года до 3 лет».
Причины прямого противостояния ребёнка
Неблагополучное психологическое состояние ребёнка
Преобладание агрессивных методов в воспитании
Разрыв эмоционального контакта с ребёнком
Грубые нарушения иерархии в семье
Неблагополучное психологическое состояние ребёнка
Ребёнок по своей природе ориентирован на взрослого, хочет идти за ним. Чтобы развилось прямое противостояние с родителями, доходящее до грубых форм (постоянные драки, оскорбления, попытки уйти из дома, намеренное причинение вреда имуществу, домашним животным, людям), нужны очень веские причины.
Часто они кроются в душе ребёнка, в травмах, душевных страданиях, которые он не может сам понять и о которых не говорит.
Преобладание агрессивных методов в воспитании
Физические наказания, насмешки, запугивания и унижения очень часто порождают у детей открытый бунт. Поскольку родители, применяющие агрессивные методы воспитания, склонны на этот бунт реагировать ужесточением репрессий и закручиванием гаек, ситуация превращается в порочный круг.
Разрыв эмоционального контакта с ребёнком
Почти всегда нарушение эмоционального контакта с ребёнком приводит к тем или иным нарушениям в его поведении. Но при глобальном эмоциональном разрыве мы можем наблюдать очень яркую и болезненную реакцию ребёнка, например в форме бунта, прямого сопротивления любым правилам.
Не всегда родитель способен выбирать, и часто эмоциональный разрыв с ребёнком происходит на фоне трагедии в жизни взрослого (потеря близкого, социальные потрясения, болезненный развод, тяжёлая болезнь). В таких случаях, когда взрослый не может сам восстановить эмоциональный контакт с ребёнком, лучше обратиться за помощью к специалисту.
Грубые нарушения иерархии в семье
Когда дети поставлены на верхушку семейной иерархии, они чувствуют себя очень плохо. Однако, пытаясь управлять взрослыми, часто ведут себя как тираны, и их боли и растерянности может быть не видно.
Как исправить ситуацию
• Проверьте свои методы воспитания. В них должны полностью отсутствовать токсичные.
• Определите причину прямого противостояния ребёнка правилам.
• Используйте эту схему выхода из проблемной ситуации.
Грубые нарушения иерархии в семье.
• Используя самые простые правила, восстанавливайте авторитет взрослых в семье, действуйте последовательно.
• Используйте стратегические методы воспитания, чтобы показать ребёнку, кто принимает решения и является главным в семье.
• Обратитесь за поддержкой к специалисту.
Преобладание агрессивных методов воспитания ребёнка.
• Полностью исключите токсичные методы воспитания.
• Сделайте акцент на восстановление эмоционального контакта с ребёнком.
Разрыв эмоционального контакта с ребёнком.
• При необходимости обратитесь за поддержкой и личной психотерапией.
• Используйте все методы установления эмоционального контакта.
• Сходите на консультацию к семейному психологу. Неблагополучное психологическое состояние ребёнка.
• Снизьте нагрузку ребёнка.
• Обратитесь за помощью к специалисту, чтобы определить причину неблагополучия.
Как правило, родителям, ребёнок которых перешёл к прямому противостоянию, требуется помощь психолога. Имеет смысл обратиться к специалистам, чтобы гармонизировать ситуацию, так как подобные проблемы имеют свойство расти и редко исчезают сами собой.
Саботаж
Саботажем называют такую форму протеста, когда ребёнок не спорит прямо с вашими правилами, но игнорирует их или тянет с выполнением дел, не вступая с вами в открытый конфликт. Несмотря на сравнительно низкий накал страстей при саботаже по сравнению с истерикой или агрессией, это поведение способно доводить родителей до белого каления.
Примеры проявления саботажа:
Ребёнок делает вид, что не слышит вас, в ответ на многократные просьбы выключить телевизор.
Ребёнок не вспоминает о принятом на себя обязательстве выносить мусор.
В ответ на любое ваше требование ребёнок говорит да, но ничего при этом не делает.
Ребёнок занимается своими делами и не обращает внимания на ваши призывы оторваться и сделать что-то.
Давайте разберёмся, каковы главные причины саботажа.
Причины саботажа
Нечёткие и непоследовательные правила, которыми легко пренебречь
Выражение враждебности к родителям
У вас нет возможности контролировать выполнение введённых правил
Нечёткие и непоследовательные правила, которыми легко пренебречь
В этом случае требования родителей столь хаотичны, неуверенны, что ребёнок их не воспринимает как руководство к действию. Его саботаж — это по существу не форма борьбы, а форма равнодушия, он воспринимает слова родителей как шум, на который не стоит и внимания обращать.
Если родители слишком заняты или по большому счёту равнодушны к тому, что сейчас будет делать ребёнок, то они часто высказывают свои требования формально, для галочки. Говоря правильные вещи, они не готовы всерьёз воплощать их в жизнь. Часто у таких родителей есть установка — характер ребёнка заложен природой, воспитанием его изменить невозможно.
Выражение враждебности к родителям
Часто саботаж выражает враждебность замкнутого ребёнка. Он не слушается вас не просто так и не потому, что хочет настоять на своём, а как будто назло. Он говорит «нет» просто потому, что вы говорите «да». Часто это бывает возрастным явлением, а до трёх лет — довольно типичный случай.
Если ребёнок саботирует ваши требования специально, наперекор вашей воле, как будто борется с вами, за пределами трёх-четырёх лет это может говорить о формировании такой черты, как детский негативизм. В этом случае лучше обратиться к психологу за консультацией, так как саботаж может вылиться в прямое противостояние ребёнка родителям (подробнее в разделе «Прямое противостояние»).
У вас нет возможности контролировать введённые правила
Иногда дети саботируют правила, потому что родители никогда не добивались выполнения своих требований. Так, выставить требование «сесть за уроки через час после школы» слишком сложно работающему родителю.
Если у ребёнка много правил, которые никто не в состоянии контролировать, он будет жить в соответствии со своим ритмом, а не вашими правилами.
Как исправить ситуацию
• Проверьте ваши правила по чек-листу (стр. 239).
• Проверьте свои методы воспитания. В них должны полностью отсутствовать токсичные (раздел «Токсичные методы»).
• Определите причину саботажа.
• Используйте приведённую схему выхода из проблемной ситуации.
Нечёткие и непоследовательные правила, которыми легко пренебречь.
• Проанализируйте свои глобальные цели.
• Проанализируйте своё отношение к правилам.
• Начните вводить самые важные и простые правила.
• Начиная с простых правил, добивайтесь их обязательного выполнения.
Выражение враждебности к родителям.
• Обратите внимание на чувства ребёнка.
• Используйте все методы, описанные в этой книге для установления эмоционального контакта.
• Обсудите с ребёнком каждое важное правило в отдельности, дайте ему высказаться.
• Сходите с ребёнком к детскому психологу.
У вас нет возможности контролировать введённые правила.
• Пересмотрите ваши правила и «почистите» список — удалите те, выполнение которых вы не можете контролировать.
• Создайте новый список с самыми простыми требованиями, которые есть возможность контролировать.
• Сконцентрируйтесь на времени, которое вы проводите вместе с ребёнком, старайтесь, чтобы оно проходило как можно приятнее.
• Подумайте о том, каким людям или электронным помощникам вы могли бы делегировать отслеживание ваших требований.
Истерики
Истерики — форма поведения, на которую родители жалуются наиболее часто. Действительно, что может быть сложнее, чем сохранять подобие самообладания, когда твой ребёнок визжит, рыдает, валится на пол, пытается одновременно стукнуть тебя и яростно протестует в ответ на попытки уйти от него. Тут начинают звенеть нервы даже у самых стойких родителей.
Однажды я прочитала метафору, которая показалась мне очень точной. Сохранять спокойствие на фоне истерики ребёнка так же реально, как балансировать, стоя в гамаке с бокалом вина в руке. То есть попросту невозможно.
Чтобы разобраться в этой сложной теме, давайте начнём с важных сведений о детских истериках.
• До трёх-четырёх лет у ребёнка нет иной формы выражения сильных негативных эмоций (горе, страдание, отчаяние, гнев). Единственное, что он может делать, если ему что-то совсем не нравится, это отчаянно рыдать.
• Истерика более взрослого ребёнка мало чем отличается от истерики малыша. Главное отличие в том, что реакция истерики на неприятности включается значительно реже, так как у ребёнка в арсенале есть уже другие способы переработки и выражения эмоций, в том числе словесные. Однако если истерика всё-таки была запущена, она будет развиваться по тому же алгоритму, что и у малыша.
• Ребёнок глух к любым вашим доводам (увещеваниям, угрозам, просьбам, шуткам, предложениям, отвлечениям), пока он находится в эпицентре истерики. Только если вы «поймали» ребёнка перед бурей, у вас есть шанс донести до него что-то содержательное. Если не успели — ждите, пока ребёнок упокоится, он не восприимчив к словам в таком состоянии.
• Истерика — крайне заразительное состояние. Как и все сильные эмоции, истерика затягивает в свой эпицентр всех, кто её наблюдает. Конечно, взрослый папа не будет рыдать и плакать, но он может испытывать те же ощущения, что и его трёхлетний сын: злость, отчаяние, страх. И эти сильные чувства могут привести его к слишком резкой реакции на действия малыша.
Поэтому крайне важно заботиться о своём эмоциональном балансе, если вы оказались свидетелем истерики.
• Сама по себе истерика не оказывает вредного влияния на организм, это не опасное состояние.
• Однако если истерики стали частью жизни, происходят ежедневно и не по одному разу, то они становятся неблагоприятным фактором для здоровья, характера и психики человека. Постоянные истерики ребёнка — в большинстве случаев результат неадекватной реакции на них взрослого.
• Бывают случаи, когда частые истерики — результат особенностей ребёнка, работы его психики. Это крайне редкие случаи. Если у вас закрались такие сомнения, то лучше обратиться к детскому психологу.
КАК РОДИТЕЛЯМ РЕАГИРОВАТЬ НА ИСТЕРИКУ
1. Действовать на опережение.
Лучшее, что вы можете сделать с истерикой, — предотвратить её. Если вы заметили, что ваш ребёнок перенапряжён, готов взорваться, если вы точно знаете, что в это время и в этом месте он обычно устраивает истерику, то самое лучшее — перехватить её.
Помните, что запущенную истерику уже не остановить, пока её естественная энергия не найдёт своего выхода.
Лучшее, что можно сделать, — увидеть предвестники истерики и...
• уделить ребёнку время, приласкать его;
• дать ребёнку отдохнуть или поесть;
• придумать занимательную игру, отвлечь ребёнка;
• снизить интенсивность нагрузки ребёнка;
• позволить ребёнку побыть наедине с самим собой.
Какой именно способ подойдёт — зависит от особенностей именно вашего ребёнка, вам поможет внимательное наблюдение и эксперименты.
Все эти способы актуальны именно перед истерикой. Не стоит пытаться применять их, когда ребёнок уже рыдает.
Главное ваше оружие — перехват.
2. Убрать зрителей.
Если истерика уже разгорелась, то нужно постараться увести ребёнка туда, где нет свидетелей. Если ребёнок маленький — унести на руках.
Чем меньше свидетелей истерики, тем спокойнее она пройдёт.
Если никак невозможно изолировать ребёнка, то попросите окружающих предоставить вам самостоятельно успокоить ребёнка, дайте понять, что вы не нуждаетесь в помощи и советах.
Успокаивать ребёнка всем миром — то же самое, что лить в огонь масло.
3. Сохранять собственное равновесие.
Ваша роль в уже разыгравшейся истерике весьма скромная! Ваша задача — дружелюбно присутствовать, создавая нечто вроде безопасной границы для ребёнка. Не колючей проволоки, не забора под напряжением, а именно мягкой, но устойчивой границы. Это удастся сделать, только если вы можете сохранить эмоциональный баланс.
Невозможно остаться полностью спокойным во время детской истерики, но всё же можно обрести точку устойчивости.
Следующие упражнения вы можете практиковать, если стали свидетелем истерики.
Вдох — длинный выдох
Медленно вдохните на 1—2-3—4, выдохните на 5—6. Повторите 10—15 раз.
Ментальное расслабление
Глубоко и спокойно вдохните. На выдохе мысленно произносите по слогам:
«Рас-слаб-ля-ем-ся». Повторите 10—20 раз.
Чёрно-белый
Представьте себя со стороны, как вы находитесь рядом с ребёнком. Старайтесь отстранённо смотреть на то, что происходит. Замедлите свои движения. Воображайте, как вы растёте и расширяетесь, медленно становясь значительно крупнее ребёнка, представьте себя в ярких цветах. Потом представьте, что ребёнок рядом с вами теряет цвета и вы видите его в чёрно-белом цвете. Наблюдайте получившуюся картинку.
4. Умеренные действия.
Одна из самых распространённых ошибок во время истерики — избыточные действия родителей. Они жалеют ребёнка, ругают его, стараются, перекрикивая его, сообщить, что понимают, что он чувствует, предлагают варианты решения проблемы. И вся эта активность только усугубляет истерику.
Ваша реакция на разразившуюся истерику — тушение пожара, экстренная мера воспитания. А все вышеописанные методы: описание чувств ребёнка, предложения, как решать ситуацию, — стратегические методы, они должны быть применены в другое время, когда ребёнок будет спокоен и готов хотя бы вас слышать.
Если вы применяете стратегические методы в момент острой ситуации истерики, то это похоже на пожарных, которые, спасая людей из горящего здания, попутно сообщают им правила противопожарной безопасности. Согласитесь, это будет несколько не к месту, хотя в целом информация полезная.
Что вы можете сделать, если у ребёнка истерика:
• быть рядом или уйти в зависимости от обстоятельств (ниже подробнее о том, как сделать этот выбор);
• приобнять или поглаживать ребёнка (если он не возражает);
• говорить ласковые слова ребёнку (не часто);
• предложить ребёнку попить, если он уже немного успокоился;
• удерживать ребёнка от деструктивных действий, если это необходимо.
Фактически ваша задача — убрать зрителей и переждать истерику, сохраняя спокойствие и сведя действия к минимуму.
Родители не всегда должны оставаться рядом с ребёнком во время истерики.
S Так, во всех публичных ситуациях быть рядом, скорее всего, потребуется. Вы не сможете оставить ребёнка биться в истерике в супермаркете, а сами расхаживать между стеллажами, выбирая продукты. Как минимум это вызовет справедливое недовольство окружающих.
S Быть рядом необходимо, если ребёнок переживает страх или боль (проснулся ночью от страшного сна, разбил коленку). Оставлять ребёнка наедине с такими переживаниями не стоит.
S Однако вы вполне можете заниматься своими делами, если ребёнок рыдает из-за выключенного телевизора или отложенного до «после ужина» лакомства. В этих случаях вы не препятствуете нахождению ребёнка с вами, он может прийти к вам, но сами можете заниматься своими делами.
S Если ребёнок пришёл из школы и рыдает из-за конфликта с одноклассниками, то тоже логично было бы не оставлять его, оказать ему поддержку.
Фальшивая истерика
Иногда родители замечают, что истерика ребёнка поддельная: он не так расстроен, как это показывает, иногда он выдавливает из себя слёзы и кричит, как будто напоказ. Такое, надо признать, бывает — и это результат слишком бурной реакции родителей на предыдущие истерики ребёнка или постоянных уступок ему в результате истерик. Ребёнок учится истерике как специальному поведению, которое может и не быть связано с сильными эмоциями.
Надо понимать, что фальшивая истерика быстро перерастает в настоящую, ребёнок в любом случае переживает негативные эмоции даже при фальшивой истерике. Никто не изображает истерику на фоне безоблачного настроения. Поэтому мягкое дружелюбие также будет уместно в качестве реакции на поддельную истерику.
Не уличайте ребёнка и не смейтесь над ним, даже если вы видите его неловкие манёвры. Придерживайтесь своих требований, не отменяйте из-за любых истерик.
Уступки в ответ на истерику
Иногда нормально менять свои требования, отменять их. Границы — это не бетонные стены, это условные рамки, которые могут быть пересмотрены в связи с требованиями ситуации, изменениями. Иногда границы выставлены просто неудачно и их надо поменять.
Однако для таких изменений нужно найти правильное время, и не сразу после или тем более в момент истерики. Вы можете услышать сигнал, принять к сведению, что ребёнку что-то тяжело сделать, и изменить свои правила. Однако не спешите радовать ревущего ребёнка поблажками. Эта маленькая радость откроет вам дорогу к капитальным неприятностям. Все уступки, сделанные ребёнку во время истерики или сразу после неё, провоцируют дальнейшие истерики и даже могут привести к развитию истеричности как черты характера. А как известно, отдельные истерики не вредны детям, но хронические очень даже опасны.
Рассмотрим пример.
Мама с дочкой шести лет, возвращаясь из детского сада, заходили в магазин. Мама покупала продукты, а дочка обычно устраивала истерику «хочу мороженое», это происходило почти ежедневно с незначительными вариациями, которые касались в основном выбора сладости. То мороженое хотелось, то пирожное. Мама пробовала разные средства, иногда сдавалась и покупала мороженое, иногда ругалась и не покупала.
Мы имеем дело с истерикой ребёнка, она носит повторяющийся характер, а значит, перешла в проблему, которая требует решения.
Как выглядит адекватное решение проблемы. Мама учитывает ситуацию — усталой к вечеру дочке слишком сложно контролировать себя в магазине. Поэтому мама просит папу зайти в магазин после работы. Нет магазина — нет проблемы.
Другое приемлемое решение может быть таким: мама с дочкой с вечера договариваются, что дочке в магазине мама будет давать полезный батончик мюсли, чтобы она съедала его, пока мама делает покупки.
Как выглядит нежелательное решение проблемы. Когда дочка плачет и просит мороженое, мама его просто покупает, лишь бы ребёнок не плакал.
Во всех трёх случаях мама услышала сигнал и учла желание дочки. Но в третьем случае она, скорее всего, закрепила истерическое поведение как способ надавить на маму, а в первых двух — нет.
В этом примере видна разница в пересмотре правил. Пересмотр правила — не просто уступка, а новое разумное решение.
Итак, истерики абсолютно нормальны, они случаются периодически у всех детей. Если родители реагируют правильно, истерики остаются нечастыми гостями, непрошенное вторжение которых вполне можно потерпеть, с возрастом и развитием поведенческого репертуара ребёнка их становится меньше.
Но что делать, если число истерик не уменьшается, а растёт?
Для этого, как всегда, есть несколько причин.
Причины частых истерик
Уступки, на которые идут родители в результате истерик
«Резиновые» или слишком жёсткие правила в семье
Отсутствие эмоционального контакта с ребёнком
Чрезмерная концентрация родителей на негативных чувствах ребёнка
Сверхчувствительность ребёнка
Уступки, на которые идут родители в результате истерик
Некоторые родители не могут терпеть плач ребёнка и идут на уступки, отменяя даже самые важные правила, когда тот плачет, а тем более впадает в истерику. В этом случае количество истерик будет расти, и они будут приобретать «профессиональный» оттенок, ребёнок научится демонстрировать страдание, чтобы получить желаемое.
«Резиновые» или слишком жёсткие правила в семье
Слишком жёсткие правила давят на ребёнка, и он не имеет возможности развиваться свободно, в том числе эмоционально. Результатом часто становятся истерические срывы.
«Резиновые» правила не дают ему чёткого понимания, чего он может ждать от родителей. То ему позволено что-то, то не позволено без ясного понимания, почему и когда это происходит. Результатом становится острое отношение к правилам и часто полное их отрицание. В итоге при любом столкновении с правилами и требованиями ребёнок переживает их как чрезмерное давление из-за того, что просто не привык к ним. В такой ситуации чрезмерные эмоции и, соответственно, истерические их проявления почти неизбежны.
Отсутствие эмоционального контакта с ребёнком
При отсутствии контакта с ребёнком вы не можете установить такие правила, которые он в состоянии выполнить, не страдая психологически. А ребёнок при отсутствии эмоционального контакта с родителями видит от них только требования дисциплины, которой он будет сопротивляться. Мирно принять ограничения и правила можно только на основе симпатии к взрослому и привязанности к нему.
Сверхчувствительность ребёнка
Иногда причиной частых истерик бывает психологическая природа ребёнка, есть дети с особыми потребностями. В этом случае частые истерики могут сопровождать ребёнка даже при очень дружелюбном и деликатном воспитании.
Чрезмерная концентрация родителей на негативных чувствах ребёнка
Если родители отдают все свои душевные силы, тепло и ласку именно в ответ на негативные переживания ребёнка, то они как бы тренируют эту часть его эмоционального спектра. Часто это очень добрые, эмпатичные и ориентированные на ребёнка люди. Они жалеют, понимают и принимают плачущего ребёнка настолько бурно, что фактически дают ему понять, что для получения сверхвнимания нужно страдать. Это важный фактор формирования истерического характера ребёнка, который часто упускают из виду.
Как исправить ситуацию
• Проверьте ваши правила по чек-листу (стр. 239).
• Проверьте свои методы воспитания. В них должны полностью отсутствовать токсичные (раздел «Токсичные методы»).
• Определите причину частых истерик.
• Используйте приведённую схему выхода из проблемной ситуации.
Сверхчувствительность ребёнка.
• Обратитесь за консультацией к детскому психологу, чтобы узнать, как общаться с ребёнком с особыми потребностями.
• Больше времени уделите движению ребёнка на свежем воздухе.
• Внимательно контролируйте контент, который потребляет ребёнок в интернете.
Чрезмерная концентрация родителей на негативных чувствах ребёнка.
• Чаще с пониманием относитесь к ребёнку, когда он настроен радостно и нейтрально.
• Побуждайте ребёнка выражать разные эмоции, но избегая уклона в негативный спектр.
• Снизьте интенсивность реакции на негативные эмоции ребёнка.
• Заведите с ребёнком «Книжку счастливых моментов», где вы будете коллекционировать способы принести радость себе и другим.
Отсутствие эмоционального контакта с ребёнком.
• Используйте все методы эмоционального контакта, описанные в этой книге.
• Сконцентрируйтесь на наблюдении за эмоциональной реакцией ребёнка на разные события.
«Резиновые» или слишком жёсткие правила в семье.
• Пересмотрите свои правила и выделите главные из них.
• Проделайте упражнение «Большие цели».
• Посоветуйтесь со специалистом о том, какие правила способен выполнить ваш ребёнок.
• Обсудите главные правила вашей семьи с ребёнком, если это позволяет его возраст.
Уступки, на которые идут родители в результате истерик.
• Обратите внимание на свои чувства и мысли во время истерики ребёнка, опишите их.
• Посоветуйтесь со специалистом на тему контроля над собственными эмоциями.
• Если вы решили, что изменения правил и требований необходимы вашей семье, меняйте их в спокойной обстановке.
• Используйте упражнения для эмоционального баланса.
• В течение месяца ведите дневник истерик, записывая обстоятельства каждой из них (место действия, требования к ребёнку, его поведение, ваши действия, состав участников).
• Проведите ревизию ваших записей и реорганизуйте график, чтобы минимизировать обстоятельства, которые ведут к началу истерики.
Агрессия
Агрессия даже самых маленьких детей может выводить родителей из себя, вызывать желание применить ответную силу, поставить на место ребёнка.
Однако, как правило, агрессия — не вызов родителям, а простое и импульсивное самовыражение ребёнка, направленное на утверждение своей свободы, самозащита.
Иногда при виде агрессии ребёнка родителей посещает неприятное подозрение о его врождённой порочности, чувство бессилия перед ним.
В подавляющем большинстве случаев агрессия маленьких детей не выдаёт врождённые недостатки человека, она, скорее, естественна. И подобно дикому растению нуждается в окультуривании.
ВАЖНЫЕ СВЕДЕНИЯ ОБ АГРЕССИИ ДЕТЕЙ
S Агрессия — естественный импульс человека, от рождения он свойствен практически всем детям, но из-за разницы в темпераменте, скорости, силе реакции и разницы в воспитательных подходах у некоторых детей агрессия почти незаметна, у других же проявляется бурно.
S Агрессия как природная сила направлена на защиту своих границ и того, что человек считает принадлежащим себе.
S Резкое и болезненное обрывание агрессивных импульсов ребёнка может привести к тому, что он потеряет связь со своей природной защитной силой и не будет способен к самообороне и защите слабых.
S Агрессия к другим, свойственная ребёнку от рождения, легко превращается в аутоагрессию — агрессию, направленную на самого себя. Так, поняв, что бить других нельзя, ребёнок может ударить себя.
S Агрессия — поведение, которому хорошо учит пример других людей. Даже просто наблюдая агрессивные действия, направленные на кого-то другого, ребёнок будет их повторять.
S Агрессия включается в ответ на требование к ребёнку, давление. Будь то просьба мамы пойти домой с игровой площадки или попытка младшего брата забрать любимую игрушку.
К агрессии относятся:
• физические проявления (драки, пинки, щипание, дёрганье);
• вербальные проявления (обзывания, грубые слова и т. д.);
• угрожающие сигналы (замахивания, топанье ногами, гримасы, другие подобные действия).
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ПРОЯВЛЯЕТ АГРЕССИЮ
1. Уделите особое внимание разделению экстренных и стратегических методов (подробнее в разделе «Что такое уровни воспитания. Экстренные и стратегические методы воспитания»).
Реагируя на агрессию, очень важно точно действовать в момент, когда ребёнок ведёт себя агрессивно. Гнев, лежащий в основе агрессии, — одна из самых энергетически мощных эмоций. Поэтому неуместные действия родителей окажутся особенно влиятельными. Так, если сильно напугать ребёнка, проявляющего агрессию, можно спровоцировать его полный отказ от агрессии и, как следствие, неспособность к самообороне. Однако уверенное пресечение агрессивных действий ребёнка необходимо. Чем определённее, проще и увереннее взрослый останавливает ребёнка, который проявляет агрессию, тем быстрее ребёнок учится сдерживать себя.
Однако экстренные методы сами по себе не приведут ребёнка к правильному поведению во время приступов гнева, которые случаются в его жизни множество раз. Поэтому важнейшее значение имеют именно стратегические методы воспитания, то, как вы учите ребёнка обращаться со своим гневом.
2. Реагируйте правильно — экстренные меры.
Физические проявления (драки, пинки, щипание, дёрганье) — физически остановите ребёнка, придержав его, не давая драться. Оставайтесь серьёзными, даже если ребёнок маленький и умиляет вас, дайте понять, что вам не нравится его поведение, словами: «В нашей семье не дерутся!»
Старайтесь наблюдать за ребёнком — несложно увидеть, когда последует удар, если вы понимаете эмоциональное состояние ребёнка. Именно в этом случае физическое удерживание сработает.
Вербальные проявления (обзывания, грубые слова и т. д.) — в большинстве случаев их лучше игнорировать и обратить особое внимание на стратегические меры воспитания.
Исключение составляют те случаи, когда ребёнок употребляет бранные слова впервые, как бы проверяя, можно ли так в семье делать. Тогда коротко и серьёзно скажите: «Это грубо!» Если с ребёнком нормальные отношения, он воспримет сигнал, поймёт, что сказал лишнее. После в спокойной обстановке вы сможете объяснить ему, почему некоторые слова недопустимы в вашем доме и какого поведения вы ждёте от него.
Важно: ребёнка трудно будет остановить от использования грубых слов, если взрослые ими пользуются!
Угрожающие сигналы (замахивания, топанье ногами, гримасы) — лучше такие проявления полностью игнорировать, так как главная их цель — вывести вас из равновесия, напугать. Такое поведение быстро угасает само собой, если оно не достигает цели.
Однако угрожающие сигналы — предвестники реальной агрессии, поэтому будьте готовы придержать руку ребёнка, если он проявит физическую агрессию. Ребёнок, который топает на вас ногами, как правило, сильно возбуждён, злится. Этому есть причина, и даже если вы проигнорировали само поведение ребёнка в момент, когда наблюдали его, обязательно вернитесь и поговорите с ребёнком о ситуации в спокойной атмосфере.
Важно: экстренные меры должны быть точными, но они лишь останавливают нежелательное поведение, никак не обучая ребёнка приемлемому.
3. Пользуйтесь стратегическими воспитательными методами.
Именно они отвечают за то, будет ли в итоге ребёнок регулярно проявлять агрессию, превратится ли агрессивность в черту характера.
Говорите с ребёнком о чувстве гнева и его проявлениях (в этом вам поможет моя книга «Я чувствую... гнев»). Вспоминайте и анализируйте эпизоды проявления агрессии, подсказывайте ребёнку, как иначе можно действовать в этих обстоятельствах.
Никогда не бейте ребёнка, ваша агрессия (даже эпизодическая) сведёт на нет все остальные правильные действия.
Нельзя проповедовать людям то, что отрицаешь сам.
Максим Горький
Учите ребёнка безопасным для других людей методам снижения и выражения гнева.
Подробнее обо всех методах вы можете прочитать в моей книге «Я чувствую... гнев», здесь же я приведу главные.
S Физическая активность. Предложите детям активную игру, чтобы энергия гнева вылилась в движение.
S Рисование и раскрашивание. Сильное чувство гнева трудно совместить с такими спокойными занятиями. Зато рисование и раскрашивание отлично справляются с лёгкими формами гнева: раздражением, досадой.
S Просмотр видео с активным движением. Мультфильмы и спортивные передачи могут снизить чувство гнева ребёнка. Боевые виды спорта лучше при этом не смотреть, а вот командные вполне подойдут.
S Слова. Помогите ребёнку найти слова или образы, чтобы выразить то, что с ним происходит.
Не запугивайте ребёнка, не отвергайте его, не внушайте ему, что хорошие дети никогда не дерутся. Эти методы создадут предпосылку для развития аутоагрессивного (самоповреждающего) поведения или неспособности защищать себя.
Разговаривайте с ребёнком о тех случаях, когда силу применить необходимо. На примере книг, фильмов, которые вы читаете и смотрите вместе, проанализируйте с ним, как герои решают, в каких обстоятельствах применение физической силы может быть уместным.
Подрастая и входя в детский коллектив, дети быстро понимают, что иногда надо как минимум дать сдачу, оттолкнуть обидчика. Научить этому ребёнка сложно, лучше просто не мешать ему самому понять, как себя вести с детьми.
Родители очень хотят помочь, но часто это просто невозможно, вариаций конфликтов бесконечно много, и лучше просто внушить уверенность ребёнку в том, что он сможет действовать, ориентируясь по ситуации.
Ребёнок, не задавленный системой воспитания, сможет себя защитить. Дальше в процессе ежедневного общения с ним вы уже рассказываете ему о тонкостях, но не пытаетесь управлять им, многое он должен понять сам. Имеет смысл иногда говорить с ним о том, что есть уместный или чрезмерный способ реакции на враждебность других людей. Уместный — резко оттолкнуть или стукнуть того, кто тянет тебя за волосы. А чрезмерный — ударить стулом по голове.
Вы можете помочь ребёнку, разбирая ситуации в его жизни или те истории, которые будете узнавать. Это относится к стратегическим мерам воспитания (подробнее в разделе «Что такое уровни воспитания»). Но действительно не стоит внушать ребёнку, что драться нельзя «ни за что и никогда», ведь это неправда. Да, лучше обойтись цивилизованными способами, но... Откуда мы знаем, какие обстоятельства встретит ребёнок в своей жизни? В каких-то случаях способность ударить — вопрос жизни.
Действия в ситуации насилия — одни из самых сложных, ребёнку надо знать очень многое, чтобы адекватно реагировать. Ему требуется больше опыта общения со сверстниками и поддержка родителей.
Посмотрим на причины навязчивого агрессивного поведения детей.
Ребёнок часто проявляет агрессию
Родители используют токсичные методы воспитания
Родители не могут поставить границы дозволенного
Ребёнок не имеет эмоциональной связи со взрослым
Родители используют токсичные методы
При использовании любых токсичных методов у ребёнка копится огромное количество негативных чувств. Часто они находят воплощение во внешней агрессии. Родители склонны реагировать ответной агрессией, и круг замыкается.
Родители не могут установить границы дозволенного
Если ребёнка не останавливать, он постоянно получает свидетельство (практическое и эмоциональное) того, что именно так можно выпустить пар и добиться своего.
Часто родители пытаются установить границу, остановить ребёнка только словами. Например, говорят: маму бить нельзя, сестрёнку толкать нельзя, у нас никто не дерётся. Это верные слова, но маленькому ребёнку этого недостаточно, если он всё равно продолжает драться. Необходим жест — остановка агрессии, сдерживание, чтобы ребёнок понял, что «нельзя» — не пустое сотрясание воздуха.
Также некоторые родители хотят повлиять на ребёнка методом принятия, отражения его чувств. В таких случаях они говорят ему что-то вроде: «Понимаю тебя, ты разозлился, поэтому ударил меня». Возможно, ребёнок и согласится с вами, но нежелательные проявления гнева не исчезнут из его репертуара. Прежде чем принимать ребёнка, устанавливать с ним эмоциональный контакт, остановите агрессивные действия. Все разговоры о чувствах ребёнка должны быть после того, как остановлена агрессия.
Ребёнок не имеет эмоциональной связи со взрослым
Любые правила и требования к ребёнку должны уравновешиваться эмоциональной связью с ним. Если требования есть, а связи ребёнок не чувствует, он будет склонен реагировать агрессией на требования родителей.
Как исправить ситуацию
• Проверьте свои методы воспитания.
• Определите причину агрессии.
• Используйте приведённую схему выхода из проблемной ситуации.
Родители используют токсичные методы.
• Полностью исключите токсичные методы воспитания (подробнее в разделе «Токсичные методы»).
• Сократите количество пограничных методов воспитания.
Ребёнок не имеет эмоциональной связи со взрослым.
• Используйте все методы эмоционального контакта, описанные в этой книге.
• Сконцентрируйтесь на наблюдении за эмоциональной реакцией ребёнка на разные события.
Родители не могут поставить границы дозволенного.
• Обратите внимание на своё отношение к правилам.
• Используйте метод остановки агрессии.
• Подробнее о том, как остановить агрессию маленького ребёнка, вы можете прочитать в книге «Хорошие отношения начинаются с детства: как воспитывать ребенка от 1 года до 3 лет».
• Если агрессивного поведения слишком много, лучше обратиться за помощью к семейному психологу, так как для выполнения правильных рекомендаций нужна эмоциональная выдержка, а её на фоне регулярных стычек может не хватать родителям.
Уговоры и торг
Некоторые общительные и сообразительные дети очень рано осваивают такую форму избегания или смягчения требований родителей, как уговоры и торг.
«Ну ещё полчасика!»
«Давай лучше вот так!»
«Я помою посуду, а ты тогда обещай добавить время на игру!»
«А Маше Ивановой родители дают 100 рублей за каждую пятёрку!»
Ребёнок при этом может вести себя вполне вежливо, приводить разумные, оригинальные аргументы, которые даже иногда восхищают родителей. Проблема только в том, что почти ни одно рутинное действие не обходится без этих уговоров и торга. И правила родителей постоянно оспариваются, хотя и довольно цивилизованным способом. Семья как будто не может выйти на твёрдую почву, постоянно балансируя на зыбкой основе. То ли будет, как договаривались, то ли нет...
Иногда родители не решаются прекратить торг, потому что верят, что это правильно — учитывать мнение ребёнка. Конечно, это так, но менять правила и ритм каждый раз, как возникло новое мнение, — крайне непродуктивный процесс.
Приведу аналогию с интерьером. Представьте, что вы построили дом и, подумав, как лучше, разместили в нём мебель. Наутро приходите, и вам кажется, что стол далековато стоит от окна, а шкаф вы напрасно поставили в коридоре. У вас возникло новое мнение и возражение к первоначальному плану. Броситесь ли вы сразу же двигать мебель? Маловероятно. Разумно было бы найти время, чтобы ещё раз всё обстоятельно обдумать и тогда уж тратить силы, время и двигать мебель.
Примерно такая же логика и с правилами. Если вы обдумали и решили, что ребёнок играет на планшете полчаса в день, то мнение ребёнка, что это мало, возникшее в какой-то отдельный день, не должно сразу вас побуждать ни к обсуждению, ни тем более к моментальному изменению ранее обдуманного правила.
Всё, что только есть на свете свободного, изысканного, смелого, гармоничного и мастерски-законченного, в области ли мышления или управления, в словах и убеждениях, в искусстве ли или в нравах и обычаях, всё это развилось исключительно благодаря «тирании» жёстких правил.
Фридрих Ницше
Вы обязательно услышите мнение ребёнка, примете его к сведению, но вы не будете ежедневно параллельно делам тратить время на торг и обсуждение условий.
Чтобы прервать навязчивый торг, нужно изменить собственное поведение.
Не торгуйтесь с ребёнком сами
Часто манера торговаться исходит от самого родителя. Он часто предлагает ребёнку блага в обмен на его работу или желательные действия.
Если ты будешь хорошо учиться, куплю тебе самокат.
За каждую мытьё посуды будешь получать 50 рублей.
Давай сделаем зарядку, за это посмотришь мультик.
Прямое материальное поощрение ребёнка к действиям ведёт к формированию рыночных отношений в семье. Очень рано ребёнок начнёт спрашивать: «Что ты мне за это дашь?»
Не обсуждайте уже решённые дела
Поговорив с ребёнком о том, как будет организован день, или вводя какие-то правила, скажите ему, что к этому вопросу повторно вы вернётесь, допустим, через месяц. Если ребёнок собирается уговорить вас изменить правила на следующий день, напомните ему о договоре и скажите, что учтёте его пожелания в следующий раз.
Чтобы применить эту тактику, нужно научиться ставить точку в разговоре.
— Мама, можно ещё 15 минут мультик?
— Нет, время на мультик вышло.
— Ну-у-у... Только начался новый!
— Ничего, досмотришь завтра.
— Ну пожа-а-алуйста...
— Давай без «пожалуйста», мы договаривались.
— Вечно ты всё не разрешаешь!
— Я разрешаю тебе достаточно, мы договорились, что ты будешь смотреть полчаса в день!
— А давай я завтра меньше посмотрю?
— Нет, вредно смотреть в один день много.
— Почему вредно?
— Глаза заболят.
— У меня не болят.
— Ты что, в очках хочешь ходить?
Этот разговор будет продолжаться бесконечно и ежедневно, если вы не научитесь ставить точку.
Сравните:
— Мама, можно ещё 15 минут мультик?
— Нет, время на мультик вышло.
— Ну, только начался новый!
— Ничего, досмотришь завтра.
— Ну пожа-а-алуйста...
— Нет.
Финальное «нет» — отказ от дальнейших обсуждений вопроса, оно ставит точку, за которую мама не собирается идти, какие бы аргументы ребёнок ни приводил.
Характер вашего «нет» имеет большое значение.