ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ ПСИХИЧЕСКИ ЗДОРОВОГО РЕБЕНКА
Как надо воспитывать маленького ребенка, чтобы предупредить возможность возникновения у него невроза?
На этот вопрос нелегко ответить и можно ответить по-разному. Для борьбы с детской нервностью важны и достаточный сон, и строгий правильный распорядок дня, и рациональное питание, и соблюдение личной гигиены, и правильно организованные игры, и приучение ребенка к посильному труду, и физкультура, и закаливание, и отсутствие пугающих ребенка воздействий, и многое, многое другое. И в каждом отдельном случае нарушение того или иного из этих моментов может играть существенную роль в происхождении невроза. Но что же все-таки нам кажется самым важным? Чтобы ребенок рос спокойным, а не нервным, в первую очередь необходимо, чтобы он этого «хотел», даже в тех случаях, когда он по своему возрасту и не может осознать этого «хотения». Поэтому самым важным для предупреждения развития нервности и ее излечения мы считаем создание таких условий жизни ребенка, при которых быть спокойным и здоровым ему было бы несравненно приятнее, чем быть нервным, капризным, больным. Нужно развить у ребенка с самого раннего возраста стремление к здоровью и спокойствию. Между тем очень часто в семье, а нередко и в дошкольных учреждениях ребенок получает реальные или моральные выгоды именно от своей нервности, того или иного ее проявления и тем самым прочно ее закрепляет и культивирует.
К нам в диспансер на консультацию была направлена девочка с необычно долго затянувшейся хореей. Направившего ее на консультацию врача крайне удивило, что, хотя ревматический процесс в мозгу, вызвавший хореические судороги, видимо, давно уже закончился, подергивания у девочки продолжают упорно держаться, а периодически, при каких-либо волнениях или конфликтах, даже усиливаются и не поддаются никакому лечению. При осмотре мы установили, что у девочки, бесспорно перенесшей хорею, подергивания и судороги сейчас уже не хореического, а истерического характера, т. е. зависят не от ревматического поражения соответствующих участков мозга, а от психологических причин. При подробном опросе обнаружилось, что мать, до заболевания, может быть, даже излишне строго воспитывавшая дочь и сурово наказывавшая ее даже за незначительные провинности, когда девочка заболела хореей, перестала ее наказывать. Когда же девочка капризничала и не слушала мать, та обещала дочери рассчитаться с ней, «взять в ежовые рукавицы» после ее выздоровления. Естественно, что при такой установке девочке было невыгодно и даже страшно выздороветь, и поэтому на смену прошедшим хореическим судорогам появились и закрепились имитирующие их истерические; причем это произошло независимо от сознательной воли ребенка.
Как часто к нам на консультацию приходят родители, которые жалуются на то, что их ребенок шалит, капризничает, не слушается, и они просят врача проверить, нервный ли он. Если ребенок действительно нервный, тогда они будут безропотно выносить все его выходки, а если врач скажет, что ребенок здоров, они будут сурово наказывать его, чтобы отучить от капризов. На первый взгляд такая установка может показаться логичной: нервный ребенок «не виноват» в том, что он себя плохо ведет, а со здорового за это надо взыскивать. К сожалению, такая установка очень часто прививается родителям и воспитателям врачами (даже детскими невропатологами), которые из самых гуманных побуждений заявляют, что раз ребенок нервный, ему надо во всем уступать, нельзя в чем-либо перечить, нельзя его наказывать.
Трудно переоценить вред подобной установки. При таком воспитании оказывается, что, чем нервнее ведет себя ребенок, чем резче у него выступают те или иные болезненные проявления (заикание, подергивания, ночные страхи и т. п.), тем к нему снисходительнее относятся; нервные проявления становятся «выгодными» и поэтому закрепляются на всю жизнь или возобновляются при жизненных конфликтах и неприятностях. Другие, здоровые дети в семье или детском саду, видя, что родители или воспитатели проявляют к нервному ребенку больше внимания, ласки и часто необоснованно при конфликте его со здоровым ребенком становятся на сторону нервного, не желая его травмировать и даже требуя иногда, чтобы здоровый уступил ему, «как нервному и больному», сами постепенно перенимают повадки нервных детей. В тех случаях, когда резко ослабленный ребенок действительно нуждается в особом режиме или снижении требований к нему, это надо делать так тактично, чтобы ни сам ребенок, ни другие дети не заметили поблажек. Если воспитатель, чтобы не нарушать сегодня спокойствия в группе, пойдет на уступки капризам и нервным проявлениям у какого-либо ребенка, ему за такое кратковременное успокоение придется заплатить дорогой ценой: усилится нервность у этого ребенка, а другие дети станут ему подражать.
Если же воспитатель даст отпор нервозным проявлениям ребенка и не станет выполнять его требования, пока они не будут выражены в спокойной форме, ребенок, получив соответствующий опыт, перестанет прибегать к нервным реакциям и избавится от них.
Таким же методом можно отучить ребенка от одного из наиболее часто встречающихся у маленьких детей проявлений нервности — от плаксивости. Как показывают наблюдения, плаксивость ребенка ослабляет не только его нервную систему, но и общую сопротивляемость организма к различного рода заболеваниям. Плач — это врожденный, безусловный рефлекс — сигнал о помощи. Для грудного ребенка он целесообразен, так как в этом возрасте ребенок иначе не может сообщить, что он голоден, мокрый или что у него что-то болит. Но как только ребенок начинает говорить, т. е. может словами выразить свое желание, он должен быть отучен от плача.
Между тем воспитатели и родители часто сами закрепляют привычку к плачу, иногда даже не замечая этого. Ребенок попросил что-либо или спокойно сообщил матери о каком-либо затруднении, о том, что у него что-либо не получается или его кто-нибудь обижает. Мать, занятая своими делами, не обратила внимания на его просьбу — и он заплакал. На плач мать спешит к ребенку и помогает ему или заступается за него. Так плач оказался полезным для ребенка и привычка к нему закрепилась. Ребенок нечаянно разбил стакан и спокойно об этом вам сказал. Вы, возмущенные спокойным отношением ребенка к случившемуся, начинаете кричать на него, наказываете. В следующий раз ребенок, разбив стакан и зная, что за это попадет, прибегает к вам с плачем, а вы, тронутые тем, что он сам так сильно переживает происшедшее, начинаете его ласкать, утешать, говорите, что подарите ему «чашечку» куда лучше, чем он разбил. В сознании ребенка закрепляется: если спокойно рассказать о случайной неудаче — накажут, а если при этом заплакать — будут утешать. И плач становится для ребенка привычным способом получения выгод.
Ребенок споткнулся, упал, слегка ушибся при падении и, потерев ушибленное место, спокойно идет дальше. Вы не обращаете на него внимания, а иногда и прикрикните: «Так тебе и надо, будешь под ноги смотреть». Но вот ребенок, споткнувшись, начинает реветь во весь голос — вы бросаетесь к нему, утешаете, ласкаете, даете конфетку или показываете что-либо интересное, чтобы его успокоить, — снова закрепление привычки плакать.
Относясь холодно и равнодушно к плачу как средству получения какой-либо выгоды, надо в то же время проявлять как можно больше ласки к ребенку, внимания к его затруднениям и бедам, стремясь своевременно, не дожидаясь бурной нервной реакции, прийти к нему на помощь, утешить, приласкать его.
Ласка необходима ребенку для его эмоционального развития, так же как пища для физического или обучение для умственного. Об этом особенно надо помнить воспитателям круглосуточных детских учреждений, где порою дети особенно остро тоскуют по материнской ласке. Ребенок должен чувствовать, что он вам дорог, что вы его любите, но не приучаться добиваться от вас ласки плачем или капризами.
Ребенок, уже умеющий говорить, должен быть также отучен от крика. Он должен на опыте убедиться, что просьба, высказываемая им спокойно, всегда внимательно выслушивается и, если возможно, удовлетворяется, а желание, выраженное криком, топанием и т. п., никогда не исполняется и может даже привести к наказанию.
Чтобы отучить детей от крика, взрослым необходимо самим, требуя что-либо от ребенка, говорить спокойным тоном. Ребенок должен привыкнуть слушаться слова, воспринимать прежде всего содержание требования, а не крик. Между тем во многих семьях, да и детских учреждениях дети подчиняются лишь крику, получив опыт, что, пока взрослые говорят спокойно, не повышая тона, это еще не серьезно, их не касается и говорится так, между прочим, чтобы что-либо сказать.
Как-то недавно мне пришлось наблюдать следующую сцену. Во дворе с группой детей играл в мяч мальчик лет шести. Вдруг одно из окон открылось и в нем появилась женская голова, очевидно матери ребенка. Мать минуту смотрела на своего играющего сына и, встретившись с ним взглядом, сказала явно безразличным тоном: «Сеня, хватит мяч гонять и домой пойти не грех», — и тут же закрыла окно. По ее тону Сеня ясно понял, что идти домой совершенно не обязательно, что это мать сказала так, между прочим, и сама сразу же об этом забыла. Он продолжал бегать по двору. Прошел еще час-полтора. Снова открылось окно, снова в нем появилась голова матери, но на этот раз она начала кричать: «Сенька, черт паршивый, если сейчас же домой не пойдешь, всю шкуру спущу!» Мальчик спокойно отдал мяч и вошел в подъезд. Я не знаю ни Сеню, ни его матери, но уже из этой сцены можно понять, что Сеня приучен слушаться только крика и угроз и, пока дело не дойдет до «черта» и «шкуры», он слушаться не будет.
Окриками и замечаниями часто излишне злоупотребляют и воспитатели дошкольных учреждений. Делая детям замечания, они не всегда заботятся об их выполнении. Как часто можно видеть воспитателя, ведущего группу на прогулку и беспрерывно покрикивающего: «Миша, не балуйся», «Таня, не останавливайся», «Валя, иди в паре», «Володя, не беги». Дети так привыкли к этому постоянному аккомпанементу, что на замечания почти не реагируют, а воспитатель, даже не успевая проверить, понято ли и выполнено ли его предыдущее указание, уже делает следующее.
Так как подвижность нервных процессов у ребенка обычно еще мала, ему трудно сразу переключиться с одного занятия на другое. Поэтому не надо без крайней необходимости требовать, например, чтобы ребенок сразу же прекратил игру и садился за стол. Лучше ребенку, играющему «в летчика», сказать: «Теперь иди на посадку, через пять минут нужно приземлиться и успеть к завтраку».
Особенно на первых порах надо стараться давать детям приказания, выполнение которых соответствует их собственным желаниям, например: «надо есть», когда ребенок голоден, или «снимай свитер», когда ему жарко. Постепенно, расширяя сферу действий «надо» или «нельзя», можно будет приучить ребенка спокойно и без сопротивления выполнять и не совсем приятные для него приказания, например «надо выпить лекарство».
Для того чтобы приучить детей слушаться с первого раза спокойного слова, мы с успехом применяем следующий метод. Мы предлагаем ребенку поступать так, как поступают моряки, летчики, космонавты, когда им что-либо приказывают, ребенок должен ответить «есть!», повторить приказание и после этого его выполнить. Например, мать или воспитатель говорит: «Коля, помой руки». Коля отвечает: «Есть! Помыть руки» — и после этого сразу же идет к умывальнику. Этот прием, напоминающий игру, на которую дети идут очень легко и охотно, имеет ряд достоинств. При применении его вы уверены, что ребенок понял ваше указание, обратил на него внимание, и, главное, в этом случае приказание не воспринимается ребенком как насилие над его личностью и свободой, а выполняется как собственное добровольное желание.
Для полноценного нервно-психического развития ребенка исключительно важную роль играет слово. Слово, как указывал И. П. Павлов, является специфически человеческим, сильнейшим и универсальным раздражителем. Для того чтобы слово не утратило своего значения, необходимо, чтобы каждое словесное указание или предупреждение обязательно всегда подкреплялось соответствующими действиями и ощущениями. Нельзя что-либо обещать ребенку или чем-либо пригрозить ему, если нет полной уверенности, что это обещание или угроза будут осуществлены.
Мы считаем, в противоположность общепринятому мнению, неправильным лишать ребенка обещанного удовольствия, даже если он провинился. За провинность, когда это необходимо, он несет наказание, но обещанное удовольствие должно быть ребенку доставлено, иначе слово окажется не подкрепленным соответствующим ощущением.
Чтобы показать, какое огромное значение придаем мы адекватному (соответствующему) подкреплению каждого слова и как важно приучить к этому родителей, приведу один комичный случай. Ко мне на прием мать впервые привела трехлетнего мальчика. Начиная осмотр ребенка, я осветил его зрачки фонариком с электромотором. Ребенка заинтересовал жужжащий фонарик, и он попросил зажечь его еще раз. Я снова включил мотор фонарика. Ребенок попросил повторить. «Сейчас, — сказал я, — некогда, надо осмотреть тебя». Мальчик стал требовать: «Хочу еще фонарик!» Тогда вмешалась сидящая рядом мать: «Не капризничай, Коля. Дай доктору себя осмотреть. Я тебе куплю такой фонарик». Ребенок успокоился. Я осмотрел его, после чего, как обычно, он вышел за дверь и мы остались вдвоем с матерью для беседы. Начал я с того, что заявил матери: «Вы сейчас поедете и купите сыну такой фонарик с электромотором. Поезжайте в магазин новинок. Стоит он около 4 рублей». Мать посмотрела на меня, как на сумасшедшего, и удивленно воскликнула: «Зачем я буду покупать ребенку за такие деньги фонарик, который ему не нужен и которым он пользоваться не сможет?» — «Не знаю, — ответил я. — Я сам удивился, когда вы пообещали купить ему такой фонарик». — «Да это я обещала ему, чтобы он не капризничал и дал себя спокойно осмотреть!» — «Ну, хорошо, он не капризничал, так что придется купить ему фонарик». — «Да что вы, доктор! — возмущалась мать. — Я ему лучше куплю апельсин или шоколадку». — «Нет, — отвечал я, — на это я пойти не могу. Конечно, апельсин или шоколадка не только много дешевле, но и несравненно полезнее и целесообразнее как награда для трехлетнего ребенка, но тогда надо было обещать ему именно апельсин, а не фонарик. А раз вы обещали фонарик, то, пока вы мне не принесете его, я с вами беседовать о сыне не буду». Через два дня мать пришла ко мне в кабинет и раздраженно швырнула на стол новый, но уже разбитый вдребезги фонарик, заявив, что сын разбил его в первую же минуту, так и не сумев включить.
В данном случае, если говорить по-честному, я заставил мать купить обещанный фонарик даже не столько для ребенка, который давно забыл об этом обещании, сколько в целях воспитания матери, чтобы показать ей, какое огромное значение придаем мы выполнению каждого обещания, данного ребенку.
Не менее важно выполнение любой угрозы, поэтому абсолютно недопустимы применяемые иногда по отношению к маленьким детям угрозы, что «тебя укусит собака», «заберет дядя» и т. п. Собака, естественно, ребенка не кусает, дядя не забирает, и тем самым угроза оказывается невыполненной. Пригрозить ребенку можно лишь в крайнем случае и тем наказанием, которое во что бы то ни стало будет выполнено. Внимательно следите за собой, чтобы у вас сгоряча не сорвалась с языка угроза наказанием, если в нем нет крайней необходимости или оно неосуществимо.
Первой причиной непослушания ребенка (а в дальнейшем и наматывающихся на него клубком конфликтов и различных нервных проявлений) является невыполнение предупреждений, угроз, причем невыполнимость многих из них заранее была известна как родителям, так и самому ребенку.
Нередко можно услышать, как мать, походя, угрожает ребенку: «Будет тебе болтать, язык отрежу»; «Не хватай без спроса, руки отрублю»; «Еще раз подобное услышу, до смерти изобью». Явная невыполнимость (мы здесь не будем давать других оценок подобных «методов воздействия» на детей) таких угроз приводит к тому, что ребенок вообще перестает реагировать на слово.
Менее дикие и абсурдные, но также невыполнимые угрозы часто бытуют и в детских учреждениях. Воспитатели грозят: «Тебе сейчас за это доктор укол сделает», «Не поедешь с нами на дачу», а няни даже и тем, что «Волк заберет, если не будешь спать».
Второй причиной непослушания ребенка (обычно тесно переплетающейся с первой) является предъявление ему требований, которые он все равно не сможет выполнить. Чаще всего это беспрерывные попытки ограничить активность и подвижность ребенка: «Не трогай!», «Не прыгай!» «Не шуми!». Ребенок продолжает трогать, прыгать, шуметь и, убеждаясь, что ничего плохого для него от этого не происходит, перестает реагировать на слово.
Детям надо запрещать как можно меньше, надо как можно меньше ограничивать их инициативу. Ребенок должен иметь возможность проявить самостоятельность, ему необходимо дать возможность и побегать, и пошуметь, и пошалить. Запрещать что-либо ребенку нужно лишь в том случае, когда это действительно необходимо. Но если взрослые что-либо приказали ребенку, они должны во всех без исключения случаях добиться выполнения этого распоряжения. Если вы не уверены, что ребенок выполнит ваш приказ и у вас нет реальной возможности или условий заставить его выполнить, воздержитесь от этого приказа или дайте его в условной форме, в форме совета: «Не лучше ли будет надеть сегодня красную кофточку?»
Итак, ребенок на собственном опыте должен убедиться, что быть здоровым и спокойным куда приятнее, чем нервным и больным. Необходимо приучить его выражать свои желания словами, спокойно, а не плачем или криком, подчиняться каждому требованию воспитателей. Ребенок убедится, что без нужды вы его не ограничиваете, но не выполнить с первого раза ваше приказание совершенно недопустимо.
Эти положения являются, на наш взгляд, краеугольными камнями воспитания любого ребенка, с любым типом нервной Системы, и они всегда осуществимы.
Дети с сильным, уравновешенным и подвижным типом нервной системы не плаксивы, не вспыльчивы, легко приспосабливаются к любой обстановке. У них редко возникают какие-либо неврозы, поэтому они реже других попадают в кабинет психоневролога.
На фоне того или иного темперамента ребенка различные ошибки в воспитании формируют у него различные неправильности характера. На некоторых из них мы вкратце остановимся.
При слишком суровом подходе к детям со слабым типом, применении к ним частых наказаний, особенно за случайные промахи, не зависящие от них проступки или неудачи, развивается (по классификации Г. Е. Сухаревой) так называемый «пассивно-защитный» тип поведения. Это забитые, робкие, трусливые дети, вечно боящиеся, что им попадет. Они боятся не только суровых родителей или воспитателей, но и своих товарищей, их насмешек, избегают участия в общих играх, боясь проявить неловкость или трусость.
Понятно, что так воспитываемый ребенок и в дальнейшей жизни не будет активным, полноценным членом коллектива.
Однако не лучше бывает и в тех случаях, когда родители проявляют жалость к ребенку со слабым типом нервной системы, ничего от него не требуют, во всем ему уступают, устраняют все препятствия с его пути.
При таком воспитании вырастет (по классификации Г. Е. Сухаревой) так называемый «инфантилизированный тип», т. е. ребенок, который долго, а иногда навсегда остается в своем поведении как бы малышом. Чрезмерные заботы, опека и мягкость родителей отучают таких детей от самостоятельности, лишают их возможности научиться преодолевать жизненные трудности, стимулируют слезливость, требовательность, своенравие, эгоизм. Такие дети растут мнительными, сосредоточенными на своих болезнях и ощущениях.
Дети с неуравновешенным типом нервной системы, у которых отстает тормозной процесс, обычно не плаксивы, не пугливы, но они слишком подвижны, непоседливы, шаловливы, драчливы, непослушны. В тех случаях, когда (при нормальных способностях) они получают в школе плохие оценки, причиной этого является не растерянность, как это бывает у детей со слабым типом, а неумение и нежелание сосредоточиться на задании, отвлекаемость на уроках.
Если детей с неуравновешенным типом нервной системы постоянно наказывают за случайные проступки или им часто попадает, когда они подвернутся «под горячую руку», у таких детей вырабатывается (по классификации Г. Е. Сухаревой) так называемый «агрессивно-защитный» тип поведения, при котором ребенок всегда готов к отпору, самозащите. Такой ребенок легко вступает в конфликт с родителями, воспитателями, обижает слабых, становится дезорганизатором коллектива, а иногда в виде протеста прибегает к сознательному разрушению, порче вещей.
Еще большей ошибкой является другая крайность, когда родители пытаются добиться успокоения возбудимого ребенка потаканием его нетерпимым, асоциальным поступкам.
Некоторые зарубежные психиатры считают, что предотвратить развитие невроза у возбудимого ребенка можно в том случае, если ему не препятствовать даже в самых нетерпимых его поступках (хулиганстве, онанизме, сквернословии, курении и т. п.). Ясно, что такие установки (в частности, являющиеся одной из причин роста преступности среди молодежи капиталистических стран) не только не способствуют устранению нервности, но формируют из возбудимого ребенка психопата и правонарушителя.
Конечно, слабость, неуравновешенность или инертность типа нервной системы усложняют воспитание ребенка, ибо на этой основе легче могут возникнуть те или иные нервные нарушения.
Однако совершенно ошибочна точка зрения, что если у ребенка от природы слабый, неуравновешенный или инертный тип нервной системы, то он ущербен, не сможет быть полноценным членом общества, обречен на различного рода нервные расстройства.
Это абсолютно неверно. Целенаправленным воспитанием можно видоизменить тип нервной системы. Силу нервной системы можно тренировать, постепенно приучая ребенка преодолевать трудности. Убеждаясь на собственном опыте, что они преодолимы, он перестанет пасовать перед ними. Так же следует приучать ребенка быть смелым. Например, ребенка, боящегося животных, постепенно подводить к ним все ближе, гладить и кормить их на его глазах, а затем предложить и самому их погладить и покормить. Боящегося ходить по мосткам, несколько раз провести по ним держа за руку, затем дать ему пройти, придерживаясь за веревку, другой конец которой держит взрослый, и т. д.
Ребенку, который боится ответов у доски или публичных выступлений, предлагают дома отвечать приготовленный урок подчеркнуто спокойным, уверенным голосом, как будто бы он играет на сцене спокойного, смелого, жизнерадостного, уверенного в себе человека.
Всякий успех такого ребенка надо сопровождать похвалой; и, наоборот, страх, плач и другие проявления слабости не должны вызывать сочувствия. Не надо ругать, стыдить или наказывать ребенка за трусость, но она должна вызывать равнодушное пренебрежение.
Не надо резко, силой преодолевать страх ребенка перед чем-либо: бросать на глубокое место боящегося воды, запирать в темной комнате боящегося темноты, ставить на подоконник боящегося высоты и т. п., так как такие «методы», вызывая у слабого пугливого ребенка острый страх, могут зафиксировать эту боязнь, развить невроз.
Хорошо пугливым детям со слабым типом нервной системы рассказывать и читать о героических поступках людей, и особенно детей, вызывая желание подражать им.
У детей с неуравновешенным типом нервной системы надо постепенно тренировать тормозной процесс, приучая их, когда это необходимо, обуздывать свои желания, согласовывать их с реальными возможностями и интересами окружающих. Чтобы не перегружать тормозной процесс, не надо запрещать то, что может быть дозволено. Слова «нельзя» или «надо» должны применяться как можно реже. Ребенок должен знать, что без необходимости его свободу не ограничат. Но если взрослые сказали «надо» или «нельзя», это должно быть законом, и ребенок должен убедиться, что не выполнить приказание невозможно.
Если вы не уверены, что ребенок выполнит ваше приказание и у вас нет сейчас времени или возможности заставить его выполнить, то лучше не отдавайте этого приказания.
Слово «нельзя» должно автоматически включать торможение, но прибегать к «нельзя», особенно на первых порах, надо как можно реже.
Детям с неуравновешенным типом нервной системы надо дать возможность разрядить свою энергию. Поэтому следует не только не препятствовать, но всячески втягивать их в занятия спортом или игры, требующие активности и инициативы, спортивные секции, технические кружки, туристские походы, назначать их ответственными дежурными по охране порядка и т. п.
К таким детям недопустимо применение наказаний, ограничивающих активность и свободу (ставить в угол, лишать прогулок, не пустить на каток и т. п.), так как подобные наказания, перегружая и без того слабый у них тормозной процесс, лишь повышают неуравновешенность и возбудимость. Не следует выполнять желаний возбудимых детей, когда они выражены повышенным, агрессивным тоном, но надо по возможности идти навстречу спокойно высказанной просьбе ребенка. Когда ребенок требует что-либо повышенным тоном, можно даже демонстративно делать вид, что вы его не слышите, пока он не попросит спокойно.
У детей с инертным типом нервной системы надо тренировать подвижность нервных процессов. Для этого необходимо очень постепенно приучать таких детей к смене впечатлений, к новым людям, новому распорядку дня и т. п. Лучше всего здесь помогают туристские походы, занятия различными видами спорта и игры, требующие быстрого переключения деятельности и внимания. Однако резко ломать распорядок жизни таким детям нельзя, так как они трудно воспринимают все непривычное и такая ломка может вызвать у них нервный срыв.
Именно эта группа детей особенно склонна к закреплению дурных привычек, навязчивым состояниям, извращениям.
ПОЧЕМУ РЕБЕНОК СТАНОВИТСЯ НЕВРАСТЕНИКОМ
У подавляющего большинства нервных детей при обследовании обнаруживается неврастения. Неврастения — самый распространенный вид невроза как у детей, так и у взрослых. То, что в общежитии понимают под «нервностью»: плаксивость, раздражительность, плохой сон, боли в разных местах тела, утомляемость и т. п. — и является проявлением неврастении.
Если при истерии наблюдаются разнообразные проявления, не встречающиеся у здоровых людей, возникшие как защитная реакция на жизненные трудности, то при неврастении нервные проявления скорее количественно, чем качественно, отличаются от тех ощущений, которые могут возникать и у здоровых.
Чем же отличается неврастеник (все равно ребенок или взрослый) от здорового? Основное отличие заключается в том, что у неврастеника снижен порог раздражимости нервной системы. Поэтому те ощущения (идущие из внешней среды или от органов собственного тела), которые не доходят до сознания здорового, оказываются ниже порога его восприятия и им не замечаются, беспокоят неврастеника, а те ощущения, которые, будучи достаточно сильными, замечаются и здоровым (выше нормального порога восприятия), оказываются для неврастеника непереносимо сильными и выводят его из равновесия.
Поясним эту мысль примерами. Неврастеника беспокоит, например, сердцебиение или пульсация крови в висках, это ему мешает. Действительно, у него, как и у любого другого человека, бьется сердце и пульсируют артерии. Но у здорового эти ощущения находятся ниже порога его восприятия, и он их не замечает. Здоровый слышит лязг проезжающего по улице трамвая или шум за стеной, но они ему не мешают, а те же звуки не дают уснуть неврастенику. Замечание или отказ огорчают или раздражают и здорового человека, но для неврастеника это уже настолько крупная неприятность, что она надолго может вывести его из равновесия, вызывая различные нервозные реакции.
Как и всякий невроз, неврастения возникает в первую очередь под воздействием неблагоприятных психологических, или социальных, условий. У детей, которые нас здесь интересуют, неврастения возникает чаще всего из-за неправильного педагогического подхода. Как правильно подчеркивают В. Н. Мясищев, А. М. Свядощ и целый ряд других ведущих советских психоневрологов, основная причина невроза всегда в психологических воздействиях. В тех случаях, когда похожая на неврастению картина (все равно у взрослого или у ребенка) развивается вследствие физической слабости организма (врожденной или приобретенной), это так называемая «псевдоневрастения», т. е. ложная неврастения. Это уже не невроз, и для предупреждения и излечения такого состояния в первую очередь нужны не воспитательные средства, а воздействие на ту причину, которая вызвала это ослабление организма: введение противоинфекционных препаратов, витаминов, гормонов и т. п. Это заболевание из области компетенции педиатра, инфекциониста, эндокринолога и других специалистов, а не психоневролога, и рассмотрение их выходит за рамки данной книги.
Ребенок-неврастеник является в первую очередь продуктом неправильного воспитания, а всякого рода соматические, ослабляющие моменты (инфекции, ушибы, плохое питание и т. п.), хотя и играют существенную роль, создают лишь благоприятную почву для развития невроза. В отличие от неврастеника у ребенка-невропата (проявления нервности у которого иногда похожи на неврастению) основной причиной являются перенесенные инфекции или повреждение мозга, а ошибки в воспитании лишь закрепляют и обостряют болезненные проявления характера.
Неврастения может проявляться в одной из двух форм: астенической или гиперстенической. При астенической форме (возникающей на фоне слабого типа нервной системы) ребенок пуглив, плаксив, ослаблен; при гиперстенической (возникающей на фоне неуравновешенного типа) ребенок излишне шумлив, непоседлив, вспыльчив. Иногда обе эти формы сочетаются у одного и того же ребенка, недаром неврастению некоторые называют «раздражительной слабостью», подчеркивая этим одновременно слабость и раздражительность неврастеника.
У дошкольников (сила обоих нервных процессов у которых еще относительно слаба) мы чаще сталкиваемся с астенической формой неврастении. Проявления у маленького ребенка резкой агрессивности, непослушания, драчливости и т. п. чаще оказываются не гиперстенической формой неврастении, а проявлением невропатии.
Когда мы говорили об ошибках в воспитании, способствующих возникновению неврозов у ребенка, о различных механизмах их возникновения и методах предупреждения невроза, мы в первую очередь и имели в виду профилактику и устранение именно неврастенических реакций. Поэтому сейчас, говоря о неврастении, раньше чем переходить к дальнейшему изложению, мне хочется лишь напомнить важнейшие из рассмотренных ранее положений, являющихся основой профилактики неврастении у дошкольников.
Выше говорилось о том, какие три физиологических механизма (перегрузка процесса возбуждения, или перегрузка торможения, или их сшибка) вызывают нервный срыв; что не так важен сам характер или сила раздражителя, как то значение, которое придают ему взрослые в глазах ребенка; как важно не закреплять тех или иных нервных проявлений, следить, чтобы ребенку всегда приятнее и «выгоднее» было быть спокойным и здоровым, чем нервным и больным. Говорилось также о том, почему важно и как можно отучить детей плакать или злиться. Указывалось на то, что надо приучить ребенка подчиняться не крику, а смыслу спокойно сказанных слов, как укрепить вторую сигнальную систему и ее неразрывную связь с первой и эмоциональной сферой ребенка. Мы говорили, почему не надо излишне ограничивать свободу ребенка, без нужды пользоваться словами «нет» или «нельзя», злоупотреблять наказаниями, ограничивающими свободу и подвижность ребенка («истязание тормозного процесса»). Останавливались и на том, почему нельзя применять различные (то похвала и награда, то порицание и наказание) воздействия за аналогичные поступки или проступки и отчего при этом возникает нервный срыв.
В дополнение к этим основным вышеразобранным положениям, имеющим значение для предупреждения всех детских неврозов и в том числе неврастении в первую очередь, мы остановимся еще на некоторых моментах, способствующих возникновению неврастении.
В снижении порога возбудимости нервной системы, т. е. в возникновении неврастении, существенную роль играют частые и сильные эмоциональные переживания неприятного характера.
Эмоциональная сфера ребенка (как и его навыки, привычки) в значительной мере воспитывается под влиянием подражания окружающим его взрослым. Поэтому, если ребенок растет в атмосфере нервозности, если он постоянно наблюдает проявление отрицательных эмоций (раздражение, обидчивость, страх и т. п.) у взрослых, он перенимает их и становится неврастеником, даже если эмоции взрослых и не направлены на самого ребенка.
Воспитывая ребенка, мы стараемся передать ему определенные знания, тренируем его память, прививаем ему нужные трудовые навыки, нормы поведения, закаливаем физически его организм, но почему-то начисто забываем о воспитании эмоциональной сферы, о том, что ребенка нужно научить не только целесообразно управлять своими мускулами, пользоваться ножом, счетами, читать, считать, рисовать и т. п., но и владеть своими переживаниями.
Отсутствие такого воспитания и тренировки приводит к тому, что даже нормальные взрослые люди, за редким исключением, не умеют создавать себе нужное настроение, не испытывать бессмысленного раздражения или страха, засыпать, ложась в кровать, и т. п. Лишь в самое последнее время мы стали пропагандировать приемы так называемого аутотренинга, т. е. обучения владению своими вегетативно-эмоциональными функциями. Такие тренировки в виде обучения произвольному расслаблению своих мышц, представлению чувства тепла, распространяющегося по тому или иному участку тела, умению мимикой, позой и голосом выражать заданное настроение и тому подобные упражнения должны входить в комплекс ежедневных физкультурных занятий дошкольников.
Как это ни звучит парадоксально, ребенка надо приучить владеть своими переживаниями; да, я не оговорился, именно владеть своими переживаниями, а не только их внешними проявлениями, т. е. не испытывать злобы, обиды, страха и тому подобных отрицательных эмоций, когда они не нужны. И этого можно достигнуть, как правило, именно в дошкольном возрасте.
В процессе развития животного мира аффекты появились и закрепились потому, что они усиливали активность животного. Степень и характер аффекта (в норме) у животного строго соответствуют задачам, стоящим перед ним в данный момент: если животное принуждено убегать от более сильного врага, оно испытывает страх и бежит при этом быстрее, если собирается вступить в драку — испытывает ярость, которая умножает его силы.
У человека гамма эмоций несравненно тоньше и богаче, чем аффект у животного, и причины, вызывающие их, многообразны. У человека эти эмоции часто не находят выхода в соответствующей активной деятельности: человек испытывает страх и тогда, когда он не должен убегать от опасности; гнев и в тех случаях, когда он не должен бороться. Такие эмоции, не разрешающиеся в активной деятельности, лишь вызывают скопление в крови соответствующих гормонов (аденокортикотропного, адреналина и других), бесцельно раздражающих нервную систему и постепенно приводящих к неврастении.
Из всех эмоций больше всего к возникновению неврастении предрасполагает длительно и часто испытываемое чувство страха, тревоги. В такой обстановке постоянного напряжения растут дети в семьях, где их вечно запугивают. Это запугивание может иметь различный характер, но всегда одинаково вредно.
В одних семьях детей запугивают «медведем» или «бородатым стариком», который их заберет. В других, а часто и в детских садах, стремясь привить правильные гигиенические навыки, детей излишне запугивают микробами и глистами, которые могут проникнуть в организм, если недостаточно хорошо вымыть руки перед едой, и тому подобными в общем верными соображениями, которые у мнительного ребенка могут в последующем вызвать навязчивые страхи загрязнения (мизофобию) и другие нервные проявления.
У некоторых вспыльчивых родителей или воспитателей дети живут под постоянным страхом, что без всякой их сознательной вины они могут подвергнуться наказанию. При часто применяемых (при этом не всегда заслуженных) наказаниях у ребенка слабого типа развивается страх, что что-то может случиться. Дети сильного типа привыкают к наказаниям, становятся равнодушными к ним, и наказания на них уже не действуют.
Один мой маленький пациент очень разумно сказал: «Буду вести себя хорошо, все равно раза два в день за что-нибудь попадет, а не буду, — попадет три или четыре раза. Лучше уж я буду делать, что хочу».
В разговорной речи бытует такой, может быть, не совсем литературно правильный глагол «обился», под которым подразумевается, что ребенок уже так привык к наказаниям, что они не производят на него никакого впечатления. Хорошей физиологической моделью такого «обившегося» ребенка может служить «Ерофеевская собака». При демонстрации своей собаки сотрудница И. П. Павлова Ерофеева прижигала ей кожу раскаленным железом, а собака в это время спокойно ела мясо. Разгадка этого удивительного феномена заключалась в том, что до этого длительное время экспериментатор постепенно приучал собаку к прикосновениям нагретым железом, все более повышая его температуру. Собака постепенно привыкла к этому и не замечала даже прикосновений раскаленного железа.
Есть семьи, где дети живут под страхом, что что-то произойдет с родителями, так как часто слышат их опасения за свою жизнь и здоровье.
Как мы уже говорили, если родители сами часто нервничают, плачут или злятся, то в силу неосознанного подражания им дети становятся неврастениками. Дети воспитываются примером взрослых, может быть, даже в большей мере, чем указаниями, разъяснениями, поучениями, наградами и наказаниями.
Очень важно собственным примером научить детей разрешать конфликты, не травмируя нервную систему ни себе, ни окружающим. Приведу пример. В переполненный вагон трамвая входит девушка лет пятнадцати с большим рюкзаком за спиной. В вагоне тесно, и она нечаянно касается своим рюкзаком сидящего на скамейке паренька приблизительно ее же возраста. Недовольный паренек грубо говорит ей: «Смотреть надо, куда свой мешок ставишь!» Наблюдая эту сцену, я ждал, что ему ответит девушка на его резкость. «Простите, — сказала она неожиданно мягко и спокойно, — вы мне показались таким сильным, что я не думала, что вам будет тяжело слегка поддержать мой рюкзак». Парень густо покраснел и забормотал: «Да нет, я не о том». И вдруг вскочил: «Садись, садись!»
Вот на подобных примерах и надо учить детей, как можно и нужно разрешать возникающие конфликты.
Дети очень легко и охотно приучаются к спокойствию и умению не злиться и не плакать. Они начинают гордиться своим проявлением выдержки. Ранее обидчивого и вспыльчивого шестилетнего мальчика мы научили, когда его кто-либо из товарищей толкнет или заденет, складывать руки на груди и говорить вслух: «Я уже большой, сильный и спокойный. Я не плачу и не дерусь». Видя, с какой гордостью он произносил эти фразы, многие его товарищи стали ему подражать.
Не нужно при детях (да и вообще не нужно) без крайней необходимости рассказывать кому-либо о тех или иных своих болезненных ощущениях: то колет сердце, то кружится голова и т. п. Дети, особенно девочки, легко перенимают эту вредную привычку и начинают сами бесконечно жаловаться на действительные или мнимые недомогания. Если ребенок жалуется на какое-то болезненное ощущение, не надо проявлять к этому излишнего внимания или тем более испуга. Следует спокойно сказать: «Хорошо, покажу тебя доктору, он даст лекарство, и все пройдет».
Некоторые родители пытаются добиться послушания от ребенка, вызывая у него чувство жалости: «Слушайся маму, не огорчай ее, иначе у нее опять будет болеть сердце!» Это совершенно неправильно. На ребенка живого, жизнерадостного с сильным типом нервной системы это скоро перестает действовать, оставляя лишь презрительное отношение к беспомощности взрослого, а у ребенка со слабым типом при этом может развиться упорный страх за жизнь и здоровье матери, приводящий к возникновению неврастении.
Наряду с психологическими методами укрепления и закаливания организма для предотвращения нервности необходим и комплекс общегигиенических мероприятий, создающих благоприятный фон для функционирования нервной системы. К ним относятся: правильный режим дня, достаточный сон, регулярное питание, пребывание на свежем воздухе, водные процедуры, занятия физкультурой и многое другое.
НАВЯЗЧИВЫЕ СОСТОЯНИЯ У ДЕТЕЙ
Невроз навязчивых состояний (как у взрослых, так и у детей) возникает на фоне инертного типа нервной системы, при котором случайно совпавшие впечатления и реакция на них могут крепко и надолго связаться друг с другом. Подробно о том, что такое инертный тип нервной системы, мы уже говорили выше, разбирая различные темпераменты.
По существу, невроз навязчивых состояний — это чаще всего закрепившаяся привычка, которая не соответствует изменившимся обстоятельствам, давно уже не нужна, но преодолеть ее человек не может. Это может проявляться или в виде навязчивых мыслей — обсессии, или в виде навязчивых страхов — фобии, или в виде навязчивых действий — импульсии.
Навязчивые мысли, склонность к бесплодному мудрствованию, «умственной жвачке», возникают обычно на фоне превалирования второй сигнальной системы, а так как у дошкольников обычно преобладает первая сигнальная система с образным, конкретным мышлением, обсессии в этом возрасте почти не встречаются, и поэтому останавливаться на них мы не будем. (О том, что такое первая и вторая сигнальные системы и об их соотношении, уже говорилось выше.)
Зато навязчивые страхи самого различного характера встречаются у детей очень часто.
Навязчивые страхи, фобии, надо отличать от просто повышенной пугливости, наблюдающейся у некоторых нервных детей, особенно младшего возраста, при которой ребенок боится всего нового: и чужого человека, и животного, и шума, и темноты и многого другого. Такая пугливость с возрастом большей частью проходит сама. Другое дело — фобии, т. е. навязчивые страхи, вызываемые каким-то определенным предметом или явлением, обычно не представляющим никакой опасности для ребенка, с одновременно спокойным отношением к остальным, даже, может быть, опасным ситуациям.
Эти навязчивые страхи крайне разнообразны. Один боится широких площадей, другой закрытых помещений, третий пушистых елок, четвертый черных овец, пятый пестрых скатертей и т. д. и т. п.
В тех случаях, когда удается выяснить причину возникновения данного страха (а это не всегда легко, так как сам ребенок, а часто и окружающие, не могут объяснить его), обычно обнаруживается, что впервые страх возник при действительно пугающих ребенка событиях. Случайно это испугавшее ребенка событие совпало с каким-либо безобидным явлением или предметом, оказавшемся в это время в поле внимания ребенка. Случайная внешняя связь между пугающим событием и обстановкой, в которой оно произошло, запечатлевшаяся в мозгу ребенка с инертным типом нервной системы, и может привести к тому, что в дальнейшем какая-то деталь этой обстановки становится возбудителем страха. Чаще всего такая связь возникает у ребенка, не только имеющего инертный тип нервной системы, но и ослабленного каким-либо инфекционным процессом, потрясением или внезапно разбуженного.
Одну свою пациентку — шестилетнюю девочку Таню я вынужден был осматривать при широко открытой двери, так как попытка прикрыть дверь вызывала у Тани непреодолимый ужас. Во всем остальном нормальная, разумная девочка, она с криком бросается к захлопнувшейся двери и, убедившись, что распахнуть ее не может, устремляется к окну. Приходится распахнуть широко дверь, и Таня сразу же успокаивается. Жизнь родителей девочки, да и самой Тани превратилась в кошмар: дома двери комнаты (или окно) должны быть всегда распахнутыми, Таня не может посещать детский сад, бывать в общественных местах, ездить в транспорте и т. п. На медицинском языке это явление называется клаустрофобией, т. е. навязчивым страхом замкнутого пространства.
Оказывается, клаустрофобия возникла у девочки после того, как во время поездки с матерью на пароходе она проснулась от криков матери, которая пыталась открыть дверь, перекосившуюся при ударе судна о камень. Вид перепуганной матери, думавшей, что судно тонет, и судорожно пытавшейся вырваться с дочерью из каюты, вызвал ужас у Тани и прочно связался у нее с видом закрытой двери.
Спокойный смелый семилетний мальчик испытывает навязчивый страх перед дощатыми некрашеными заборами; никакие посулы не могут заставить его пройти мимо такого забора. Оказывается, когда мальчику было два с половиной года, из-за такого забора выскочила и набросилась на него собака. Сам мальчик не помнит об этом событии и не понимает, почему некрашеный забор внушает ему ужас.
Другой ребенок испытывал непреодолимый и на первый взгляд непонятный страх перед открытым окном и ни за что не соглашался оставаться в комнате, когда открывали окно. Оказалось, что когда-то, когда они жили на даче, через открытое окно влетела птица, стукнулась о стекло зажженной керосиновой лампы, разбила его, вспыхнула и сгорела; естественно, что такое зрелище потрясло ребенка, хотя он сам о нем забыл, так как был еще очень мал.
Таких примеров можно было бы привести немало: трехлетняя девочка, уколовшись иголкой, случайно забытой в плюшевом мишке, боится всех мягких игрушек; пятилетний мальчик, напуганный пьяным дебоширом с гармошкой, боится звука гармони.
Бывает, что навязчивый страх возникает и в результате прямой воспитательной ошибки.
Под нашим наблюдением находится сейчас уже взрослая женщина, с детского возраста страдающая тяжелой мизофобией, т. е. навязчивым страхом загрязнения. Она боится касаться ручек дверей, пожимать руки знакомым, срезает корки с купленного хлеба, и все это из-за страха загрязнения и заражения. Этот страх был ей привит с детства бабушкой, которая бесконечно запугивала внучку «заразой» и «микробами».
Бабушкины поучения упали на «благодатную» почву слабого и инертного типа нервной системы девочки и закрепились столь прочно, что никакое лечение уже не помогает, и вся жизнь этой молодой женщины оказалась искалеченной.
В большинстве случаев навязчивые страхи у детей со временем сами проходят, так как неподкрепляемые условнорефлекторные патологические связи постепенно ослабевают и размыкаются.
Особенно прочными и стойкими страхи становятся в тех случаях, когда родители или воспитатели сосредоточивают на них внимание ребенка. Если навязчивые состояния ребенка вызывают испуг у родителей, это резко усиливает и закрепляет его страх.
Не надо угрозами или наказаниями пытаться преодолеть навязчивый страх ребенка или действовать по поговорке «клин клином вышибают», например, ребенка, боящегося темноты, запирать в темной комнате в расчете на то, что он привыкнет к темноте. Такие меры никогда не излечивают ребенка от страха, а лишь дополнительно тяжело травмируют его психику.
Однако не лучше, если родители впадают в другую крайность и создают ребенку из-за его страхов особые условия: ласкают его больше, чем других детей, все разрешают и прощают. В этом случае навязчивый страх, как и всякое другое нервное расстройство, если оно приносит выгоду, прочно закрепляется. Об этом мы выше уже подробно говорили.
Если навязчивый страх прочно закрепился и не имеет тенденции к самопроизвольному исчезновению, нужно применять специальные меры, чтобы избавить от него ребенка. Чаще всего этого удается достигнуть, либо постепенно приучая ребенка к пугающему его явлению, либо путем связи его в сознании ребенка с приятным переживанием.
Четырехлетняя девочка, напуганная бородатым мужчиной, испытывает непреодолимый страх перед любым человеком с бородой. С ней нельзя было ездить в трамвае, заходить в магазины и т. п., так как, если случайно встречался бородатый, она поднимала крик и в ужасе пыталась убежать. Пришлось отцу девочки, которого она очень любит, отпустить бороду. Девочка каждый раз с нетерпением ждала отца с работы, бросалась к нему, ласкалась, играла с ним и постепенно, даже не заметив этого, привыкла к отрастающей у него бороде, а затем перестала бояться и других бородатых мужчин.
Другая семилетняя девочка боялась коз. Мать девочки рассказала, что в раннем детстве за девочкой погнался козел и страшно напугал ее. С тех пор жизнь стала для девочки мучением, так как в поселке было очень много коз. И хотя девочка уже подросла и сама понимала абсурдность своего страха, преодолеть его она не могла. По нашему совету ей подарили совсем маленького козленочка, за которым она стала сама ухаживать, очень привязалась к нему и, когда он постепенно вырос и превратился в козла, перестала бояться и других коз.
Шестилетний мальчик панически боялся развешанных для просушки простыней. Вероятно, с ними был в прошлом связан какой-то напугавший ребенка случай, сущность которого мы не установили. Так как мальчик давно мечтал о собаке, мы посоветовали родителям спрятать за такой простыней купленного для него щенка. Когда мальчик по обыкновению с испугом отшатнулся в противоположный угол комнаты от вывешенной на веревке простыни, из-за нее неожиданно выбежал щенок; ребенок радостно бросился к нему и с тех пор уже не боялся простынь.
Мальчик, попавший в железнодорожную катастрофу, стал бояться ходить или стоять, не держась за чью-либо руку или хотя бы за кончик пальца. Мы стали постепенно приучать его держаться за ремешок, другой конец которого находился в руке врача или матери; затем за ремешок, завязанный на шее матери; потом завязали его вокруг шеи ребенка, и он за него держался; и наконец приучили его ходить спокойно, самостоятельно, нося лишь для собственного спокойствия галстук, за который он мог браться при волнении или внезапном шуме.
По вышеприведенным образцам «угашения условной связи» можно отучить ребенка от страха засыпать одному в комнате: сначала мать ложится с ним вместе; следующую ночь рядом с постелькой ребенка, но на отдельной кровати; на третью ночь садится на стул в комнате, где засыпает ребенок; на четвертую ночь — кроватку ребенка ставят у открытой двери в соседнюю комнату, где находится мать; затем постепенно отодвигают кровать ребенка все дальше от двери; наконец все плотнее прикрывают дверь и приучают ребенка безбоязненно засыпать в отдельной комнате. Также, постепенно уменьшая интенсивность освещения, можно приучить к темноте ребенка, до того боявшегося засыпать при погашенном свете.
Малышу, напуганному бросившейся на него черной собакой и после этого испытывающему ужас перед всеми черными собаками, подарили белую игрушечную собачку, затем серую, а потом черную. Когда он привык к этой игрушке, на его глазах мать кормила и гладила спокойную, ласковую черную собаку. С каждым разом малыш ближе подходил к ней и наконец стал ее сам гладить и кормить. Страх перед черными собаками исчез.
Иногда для преодоления различного рода навязчивых страхов мы с успехом применяли метод, названный нами «ритуальным самовнушением». Он заключается в том, что, как только ребенку станет от чего-либо страшно, он должен, скрестив руки, погладить ими три раза себя по груди, повторяя негромко вслух: «Все страшное исчезло, я ничего не боюсь», — и страх сразу же проходит.
Импульсии, т. е. навязчивые действия, у детей встречаются нередко. Механизм их возникновения в принципе тот же, что и навязчивых страхов.
Одним из наиболее тяжелых их проявлений являются упорные «нервные» рвоты, порой тяжело истощающие ребенка. Так, нередко у ребенка с вполне здоровым желудочно-кишечным трактом возникает рвота каждый раз, как только ребенка сажают за обеденный стол. Обычно оказывается, что когда-то его перекормили до рвоты и у ребенка с инертным типом нервной системы образовался условный рефлекс, проявляющийся в том, что при виде обстановки, в которой его перекормили, возникает рвота. В этих случаях нередко помогает изменение обстановки: меняют цвет обеденной скатерти, посуду, место ребенка за столом и т. п. — и этим прекращают рвоту.
У некоторых детей появляется рвота от определенного вида пищи, чаще всего от молока или от пенок. Проф. А. М. Свядощ добивался прекращения рвоты от молока тем, что, давая холодный чай, кофе или воду, не вызывавшие у ребенка рвоты, постепенно увеличивал в них примесь молока, незаметно доводя напиток до чистого (иногда чуть подкрашенного) молока.
Таким же путем преодолевал он и отвращение к пенкам: сначала молоко процеживали через очень частое сито, постепенно заменяемое более редким, которое пропускало все более крупные пенки; постепенно ребенок привыкал к пенкам, и отвращения они уже не вызывали.
Иногда навязчивая рвота появляется не от обстановки, в которой ест ребенок, или от определенного вида пищи, а от, казалось бы, совершенно непричастных к еде впечатлений. Мы неоднократно наблюдали детей, у которых рвота появлялась каждое утро, когда их приводили в детский сад. Видимо, случайно возникшая когда-то рвота (например от волнения при первом посещении детского сада) также закрепилась по типу условного рефлекса. Бывает, что рвота в этих случаях возникает и по другому механизму (уже истерическому, а не условнорефлекторному) как протест против необходимости ходить в детский сад, который почему-либо ребенку не нравится.
Иногда эти рефлекторные рвоты носят совсем необычный характер. Так, например, мы наблюдали девочку, у которой возникала неудержимая рвота при виде ее двоюродного брата. Сначала мы думали, что двоюродный брат ей чем-либо противен, неприятен, и рвота — вид истерического протеста против его присутствия. Оказалось, что дело в другом. Когда-то девочку накормили недоброкачественными продуктами. В это время в комнату вошел двоюродный брат (которого девочка, кстати сказать, очень любит), она побежала к нему, и тут у нее (от съеденной пищи) началась рвота. Вид двоюродного брата совпал с рвотой (у девочки инертный тип нервной системы). Когда через день девочка снова увидела его, у нее по ассоциации возникла рвота, и этот механизм закрепился.
Еще чаще, чем рвоты, встречаются у детей импульсии (навязчивые действия), проявляющиеся в виде так называемых двигательных неврозов, т. е. различного вида тиков, подергиваний, морганий, гримасничания, пожимания плечами, дергания себя за волосы, сосания пальцев и т. п.
Возникают они, как и навязчивые страхи, чаще всего у ослабленных детей с инертным типом высшей нервной деятельности. Образуются они так же, как любой условный рефлекс. Например, ребенка раздражал тесный или грубошерстный воротник на курточке, и поэтому он постоянно крутил головой. Или при заболевании конъюнктивитом он щурился от яркого света. Притычка закрепилась, и, хотя тесного воротника или конъюнктивита давно нет, ребенок продолжает то и дело поворачивать голову или щурить глаза. Если обратить внимание ребенка на эти нелепые движения и потребовать, чтобы он старался их не делать, ребенок может некоторое время удерживаться от этих движений, но вскоре начинает их снова повторять. Временами эти движения прекращаются или ослабевают, временами усиливаются, иногда к ним присоединяются новые или на смену одним приходят другие.
Применение дисциплинарных мер (как и при навязчивых страхах) обычно лишь усиливает заболевание. Если суровыми наказаниями родителям и удается отучить ребенка от навязчивого движения, то на смену ему возникает какое-либо другое, часто более тяжелое, иногда связанное с расстройством функций внутренних органов (например, рвота, икота, заглатывание воздуха и т. п.), которое по своему характеру уже явно не зависит от воли ребенка и поэтому не может быть предметом дисциплинарного воздействия.
Постоянное одергивание ребенка тоже ни к чему хорошему не приводит. Лучше без нужды излишне не фиксировать внимания ребенка на его навязчивых движениях. Обещание даже крайне заманчивой для ребенка награды, если он отучится от этих движений, помогало излечению лишь немногих детей.
Надо сказать, что двигательный невроз вообще с трудом поддается лечению и иногда им страдают многие годы, а изредка и всю жизнь. Утешением может служить лишь то, что двигательный невроз ничем не грозит ребенку и, как правило, практически не мешает ни его физическому, ни умственному развитию. Какого-либо особого режима или подхода дети, страдающие данным неврозом, не требуют.
В некоторых случаях помогает метод лечения, предложенный М. Д. Танцюрой, который с некоторыми изменениями мы и применяем. Мы предлагаем ребенку раза два в день садиться перед зеркалом и в течение трех минут непрерывно сознательно делать свои навязчивые движения вне зависимости от того, есть ли в них потребность или нет; затем минута отдыха и воздержания от подергиваний; снова три минуты делать эти движения и минуту отдыхать, после чего три минуты повторять (хотя бы через силу) эти движения, т. е. всего это занимает 11 минут. Такое лечение проводится 2—3 недели. По мнению М. Д. Танцюры лечебный эффект основан тут на том, что сознательное повторение этих движений (избыточное — даже тогда, когда этого уже й не хочется) приводит к перераздражению и тем самым к последующему затормаживанию соответствующих двигательных зон в коре головного мозга. Нам кажется, что основное действие этих упражнений в том, что при такой тренировке навязчивые движения из непроизвольных постепенно становятся легко управляемыми, т. е. подпадают под сознательный контроль, поэтому мы и ввели в упражнение минутные перерывы, которых нет у М. Д. Танцюры.
Так как данная книга рассчитана в первую очередь на родителей и воспитателей, а не на врачей, на медикаментозных и других лечебных назначениях мы специально останавливаться не будем. Укажем только, что в ряде случаев мы получали хорошие результаты от применения так называемой «раскачивающей терапии», заключающейся в быстрой смене лекарств, усиливающих процессы торможения и возбуждения в коре головного мозга, например: быстрый последовательный прием барбамила, кофеина и снова барбамила. Эффективность данного метода основана на том, что здесь как бы получается «смывание» двумя противоположными по направлению воздействиями создавшейся в коре головного мозга патологической связи; образно это можно сравнить с взбалтыванием жидкости в бутылке, для того чтобы смыть приставшую к ее внутренней поверхности бумажку.
БОЙТЕСЬ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ДУРНЫХ ПРИВЫЧЕК У ДЕТЕЙ
«Привычка — вторая натура», «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Эти и многие другие мудрые народные поговорки подчеркивают значение привычек в жизни человека.
С привычками не рождаются. Привычки, и хорошие, и дурные, создаются условиями жизни и воспитанием. Воспитание и обучение направлены в первую очередь на то, чтобы привить человеку нужные ему в жизни и труде полезные знания, навыки и привычки.
В зависимости от типа нервной системы, и в первую очередь от степени подвижности или инертности корковых процессов, у одних привычки создаются быстрее, у других медленнее; у одних они легко исчезают или переделываются, у других закрепляются очень прочно. Но всегда чем младше ребенок, тем легче, быстрее возникают и прочнее закрепляются у него любые привычки, и чем он старше, тем труднее их переделывать. Недаром Н. И. Пирогов говорил: «Все мыслители, я думаю, пришли к тому заключению, что воспитание нужно начать с колыбели».
Какие привычки мы называем «дурными»? Понятие о том, что «хорошо» и что «плохо», в разные периоды существования человеческого общества, у разных народов и разных классов различно. В нашем обществе дурными привычками считаются в первую очередь такие привычки, которые не соответствуют требованиям морального кодекса строителя коммунизма: мешают как окружающим людям, так и самому человеку жить в социалистическом обществе.
Мы сейчас не будем останавливаться на таких встречающихся у дошкольников привычках, например, как привычка теребить руками передник или болтать ногой во время еды, так как подобные привычки (если только они не относятся к навязчивым состояниям) не приводят к тяжелым последствиям или конфликтам с обществом и обычно легко и бесследно проходят. Не останавливаемся мы здесь и на таких дурных привычках, как алкоголизм и курение, потому что у дошкольников они практически не встречаются.
Мы разберем здесь лишь некоторые из наиболее распространенных дурных привычек, основы которых, как правило, закладываются в раннем детстве и которые могут испортить в дальнейшем жизнь человека, привести к конфликту с окружающими людьми.
Обязательным требованием к каждому члену нашего общества является требование честности и правдивости. Нарушение этого требования, будь то ложь в личной жизни, очковтирательство или подлог в общественно-производственной деятельности, абсолютно несовместимы с нашей этикой.
Нет особой «патологической лживости» как какого-то врожденного заболевания. Так называемые «патологические лжецы» формируются в результате беспрепятственного получения выгоды от сознательного искажения действительности.
Приведу пример, показывающий, до чего может довести человека закрепившаяся привычка к вранью.
В психоневрологический диспансер на экспертизу следственные органы направили двадцатилетнюю девушку, против которой было возбуждено уголовное дело, столь необычное по своим обстоятельствам, что у следователя возникло сомнение, не имеет ли он дело с душевнобольной. Эта девушка работает в архиве одного из заводов. Для выхода с завода в рабочее время требуется пропуск. Однажды в середине рабочего дня эта сотрудница, заявив, что ей нужно срочно по требованию одного из руководящих учреждений отвезти туда документы, взяла пропуск на выход. Вскоре обнаружилось, что данное учреждение никаких документов не требовало, а просто в этот день в кино шла новая кинокомедия и девушке захотелось в рабочее время посмотреть ее. Когда проверили личное дело этой сотрудницы, находящееся в отделе кадров завода, то обнаружилось, что ее рукой в анкете зачеркнуты старые сведения о родителях и написано, что ее отец — вице-адмирал флота, а мать — народная артистка республики. На самом деле отец этой девушки давно умер, а раньше работал токарем на этом же заводе, а мать всю жизнь работает счетоводом. Оказалось, что девушка, желая похвастаться, солгала подругам о том, кто ее родители, и, боясь разоблачения, не поколебавшись, внесла эти абсурдные лживые данные в анкету.
Когда мы познакомились с присланной к нам девушкой, мы установили, что никакого душевного заболевания у нее нет, она психически совершенно нормальна. Причиной ее странного поведения является неправильное воспитание. В раннем детстве она сваливала свои проступки на других детей, в дальнейшем, когда ей не хотелось идти в школу, она заявляла в школе, что у нее дома больна мать, а дома, что в школе сегодня нет уроков, и т. п. Родители никогда не проверяли, правду ли сказала дочь, а если случайно и обнаруживалась ложь, то это сходило ей безнаказанно. Так и закрепилась привычка прибегать ко лжи.
От лжи надо отличать любовь к фантазированию, свойственную дошкольникам, когда они выдумывают несуществующие события или невероятные происшествия, свидетелями которых они якобы были. Это своего рода игра, которая не связана с получением ребенком каких-либо реальных выгод.
Если дошкольник, увидевший большую собаку, поразившую своей величиной его воображение, говорит, что он видел собаку больше лошади, — это фантазия, а не ложь. Ведь никто не обвинит во лжи ребенка, сидящего верхом на стуле и утверждающего, что он космонавт, летящий на Луну!
С такой фантазией не надо бороться, она сама с возрастом пройдет, хотя и не надо поощрять ее; лучше, по мере того как ребенок становится старше, показать ему, что и в реальной, окружающей его жизни есть много необычного, интересного и героического.
Если же ребенок лжет сознательно, пытаясь с помощью лжи получить незаслуженную награду, свалить вину на другого, чтобы избавиться от взыскания, и т. п., тут надо быть беспощадным; ложь всегда должна повлечь за собой разоблачение, и тогда привычка к ней полностью исчезнет.
Одновременно с этим надо избегать предъявления слишком высоких требований к ребенку и слишком суровых наказаний, так как страх перед ними нередко толкает ребенка на ложь. Ребенок должен на собственном опыте убедиться, что правда всегда выгоднее лжи.
Однако раньше чем «уличить» ребенка во лжи, надо быть твердо уверенным, что он действительно солгал, чтобы не оскорблять его необоснованным подозрением.
Как-то мать находящегося под нашим наблюдением первоклассника рассказала о происшедшем с ней случае. Однажды, отведя, как обычно, сына в школу, она обнаружила, что забыла дома ключи от рабочего стола, а вернувшись за ними, увидела сына, играющего во дворе. Решив, что он убежал с занятий и, вероятно, делал это не впервые, она набросилась на него с упреками. Крайне неуверенное и робкое заявление сына, что как раз сегодня их почему-то отпустили домой, было воспринято матерью как ложь, в которой она обвинила мальчика и за которую его наказала. Когда, спустя две недели, мать была на родительском собрании в школе и рассказала учительнице о поступке сына, она узнала, что действительно в этот день (из-за болезни преподавателя IV класса, которого заменяла учительница сына) дети были отпущены домой. В чем в данном случае ошибка матери? Как она должна была поступить, обнаружив во дворе своего сына? Нужно было на заявление сына, что они сегодня отпущены учительницей из школы, спокойно сказать: «Хорошо, я тебе верю», а в дальнейшем проверить это у учительницы и лишь в случае, если бы выяснилось, что сын соврал, наказать его.
Требуя от ребенка правдивости, совершенно недопустимо самим лгать при ребенке. А ведь нередко бывает, что родители, по каким-то причинам не желающие разговаривать по телефону с кем-либо из знакомых, просят ребенка: «Скажи, что меня нет дома». Ясно, что, участвуя сегодня в обмане с разрешения родителей, завтра ребенок сам прибегнет к обману в своих личных целях.
Необходимо воспитывать у ребенка с раннего детства уважение к общественной и чужой личной собственности. Поэтому попытки детей потихоньку взять игрушки в детском саду или у товарища, мелкие деньги у родителей и т. п. должны сразу же пресекаться. Взрослые подчас не придают значения мелкому воровству детей или даже оправдывают это якобы существующей у некоторых детей неудержимой склонностью к воровству, так называемой «клептоманией».
«Помогите моей Свете, — обратилась ко мне с просьбой мать шестилетней девочки. — У нее врачи нашли клептоманию и направили к вам для лечения гипнозом. Берет у меня из сумочки деньги и покупает себе сладости, у детей ворует игрушки, у соседей стащила безделушки. Сколько стыда я натерпелась! А как саму девочку жалко! И откуда у нее взялась такая болезнь?»
Нелегко было нам убедить мать, что никакой болезни «клептомании» ни у Светы, ни вообще не существует, во всяком случае ни нам, ни другим авторам (Н. И. Озерецкий, Альбрехт), специально занимавшимся этой проблемой, клептомании, т. е. стремления к воровству как вида психического заболевания, ни разу обнаружить не удалось. Характерно, что «клептоманы» никогда не воруют ненужных им вещей (или воруют их наряду с ценными для отвода глаз).
Откуда же взялась в старых учебниках и руководствах по психиатрии так называемая «клептомания»? В них в качестве примеров этого душевного заболевания описывались «клептоманки», как правило, жены богатых, известных людей. Такие «клептоманки» воровали драгоценности в ювелирных магазинах и этим вынуждали своих мужей, боявшихся огласки, уплатить за украденные вещи.
Наши судебные органы не делают скидок на «клептоманию», и вор всегда карается по закону. Поэтому «клептоманы» среди взрослых исчезли, но еще встречаются среди детей, родители которых верят, что это своего рода болезнь, прощают им воровство и этим закрепляют крайне опасную привычку.
Когда, наконец, поверив нам, мать Светы заявила дочке, что она не имеет права брать чужого и будет за это отвечать (и действительно каждый раз наказывала девочку), Света, как и другие дети, страдающие «клептоманией», очень скоро излечилась от этой «болезни».
Встречаются дети с упорным стремлением к бродяжничеству, получившему даже специальное название «дромомания». Это тоже обычно не болезнь, а результат неправильного воспитания. При выяснении причин, приведших к этой «болезни», обнаружилось, что чаще всего ребенок в первый раз уходит из дому либо когда его в порядке наказания длительно лишают прогулок, либо боясь сурового наказания, ожидающего его при возвращении домой после какой-нибудь провинности; затем привычка эта закрепляется.
Поэтому надо очень внимательно продумывать форму и меру наказания, но одновременно нельзя допускать, чтобы ребенок получал выгоду, например прощение, которого он не добился бы, не уйдя из дому.
Одной из распространеннейших дурных привычек является онанизм. Онанизм может возникнуть в любом, даже очень раннем, возрасте. У мальчиков он встречается несколько чаще, чем у девочек, но у последних обычно труднее искореняется. Проявляется он обычно в том, что мальчики трогают руками половой член или трут его о кровать, ложась на животик. Девочки вводят палец или угол простыни в половую щель или трут ножки друг о друга. При этом ребенок пыхтит, краснеет. Часто после этого на половых органах остаются следы раздражения, краснота (у девочек иногда выделения).
Нужно внимательно следить за ребенком, не упустить первых попыток к онанизму, не дать укорениться этой вредной привычке.
Кстати, насколько она вредна? Весьма распространены два противоположные и неверные в своих крайних суждениях точки зрения.