ОТ РОЖДЕНИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ
Дети в этом возрасте обычно засыпают, когда захотят, если только голод, болезнь или боль нс мешают им. Родителям нужно помнить, что любой период бодрствования, на первый взгляд неестественный, является “нормальным” для ребенка, даже если кажется взрослому признаком эмоциональных нарушений.
6 МЕСЯЦЕВ — 1 ГОД
В течение этого промежутка времени дети обычно обучаются “заряжать себя энергией” — возбуждаться под действием внешних стимулов до такой степени, что после не могут заснуть естественным образом. Это возбуждение может запускаться или усиливаться, когда ребенок или боится, заснув, разлучиться со своими родителями, или не хочет уйти в мир снов, находясь в одиночестве. Ребенка может возбуждать и не контролируемая им специфическая эмоциональная ситуация, когда, например, его укладывают в постель в незнакомой комнате или ведут спать, когда происходит что-то необычайно интересное.
Так или иначе, вы не можете больше считать, что ваш ребенок обязательно заснет, как только его настигнет усталость. Именно теперь вам необходимо начинать сознательные и последовательные усилия, чтобы облегчить вашему ребенку переход от бодрствования ко сну. Между тем ребенок, возможно, будет все больше полагаться на свои собственные и очень эффективные способы снятия напряжения, например, сосание пальца или качание в постели.
В течение этого возрастного периода у детей могут появиться ночные действия — еще одно доказательство того, что нервная система стала более чувствительной к внешним раздражителям. Могут также появиться ночные кошмары, но дети в этом возрасте не умеют говорить, и им трудно сообщить об этом.
1—3 ГОДА
В течение этих двух лет дети более подвержены чувствам, которые мешают им засыпать. Со страхом думая, что родители просто хотят избавиться от них, дети также начинают бояться, что в темной спальне с ними может произойти что-то особенное: жуки станут ползать по телу или из уборной вылезет чудовище.
Кроме того, в этом возрасте память у детей фиксирует больше деталей и дольше их сохраняет. Поэтому, лежа в постели, дети скучают по световым и звуковым раздражителям, понравившимся им в течение дня. Иногда у них появляется сильное ощущение потери, как будто, засыпая, нужно навсегда прощаться с любимыми развлечениями.
Имея много причин, чтобы не ложиться послушно спать, дети в возрасте от 1 до 3 лет применяют все более хитрые уловки, чтобы оттянуть окончательное “спокойной ночи”. По мере улучшения речи изменяется и характер уловок: от плача в постели до бесконечных жалоб и просьб-требований: “Я не хочу”, “Я не устал”, “Я хочу стакан воды”, “Поцелуй меня еще разок”. С увеличением двигательных возможностей дети переходят от простого беспокойства в постели или отказа от укрывания одеялами к выскакиванию из постели, беготне по другим комнатам или залезанию в родительскую постель.
Обычно ребенок в возрасте от 1 до 3 лет использует разнообразнейшие приемы, чтобы отсрочить сон. Поэтому для укладывания его в постель от родителей требуются усилия, сочетающие многообразие и экспериментальный подход. Детей этого возраста нужно научить расслабляться, чтобы развить физическую и эмоциональную готовность ко сну в нужное время.
КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕЖЕЛАНИЕМ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ
Ребенок в возрасте 3 лет вместо того, чтобы ложиться спать, плачет. Как к этому относиться? Возможны два различных подхода.
1. Если вы уверены, что ребенок не голоден и не ощущает боли, то позвольте ему плакать. Трудно не обращать внимания на плачущего ребенка, но вы должны понять, что он просто снимает напряжение. Этому должен научиться каждый, и ваш ребенок в конце концов сможет делать это лучше, чем теперь.
2. Идите к ребенку и оставайтесь в комнате, делая что-нибудь незначительное. Когда он успокоится, выйдите из комнаты. Через некоторое время страхи ребенка, связанные с укладыванием в постель, исчезнут.
Практически родители должны попробовать оба подхода и выработать компромиссную стратегию, эффективную для ребенка и для них самих.
Вообще дети в этом возрасте лучше относятся к ежедневной процедуре укладывания в постель, предлагающей постепенное расставание с вами и уходящим днем. Когда вы укладываете спать ребенка в возрасте 1 года, старайтесь немного побыть в комнате, читая или занимаясь другим относительно спокойным делом. В дальнейшем проводите меньше времени в комнате после того, как вы пожелали ребенку спокойной ночи.
Как только ребенок начинает говорить, нежелание ложиться спать, выраженное плачем, постепенно начинает проявляться рассчитанным неповиновением и манипулированием. Чтобы предотвратить это или сохранить в приемлемых рамках, ежедневная процедура укладывания спать становится еще более важной.
Выработав эффективную процедуру, не обязательно привязываться к определенному времени отхода ко сну каждый вечер. Вообще, постоянное время укладывания спать — эффективный метод, но это время не всегда вписывается в распорядок семейных дел, да и ребенок не всегда устает в одно и то же время. Хорошая же процедура укладывания спать сохраняет одинаковый в целом ритуал каждый вечер, что создает мирную успокаивающую обстановку перехода от бодрствования ко сну. Вот некоторые предложения:
■ Дайте вашему ребенку понять, когда наступает время готовиться ко сну.
Дайте знак, что через 10 или 15 минут ребенок должен быть в постели. Это позволит ему не только сделать или доделать что-либо до сна, но и уложиться в рамки назначенного времени.
■ Убедитесь, что все необходимое для ребенка ночью находится на расстоянии вытянутой руки.
Дети часто тянут время перед засыпанием: просят вещи, которые им “нужны”: стакан воды, любимую игрушку, тряпочку. Ожидайте подобные просьбы и держите все необходимое наготове рядом с кроватью.
■ Помогите вашему ребенку соблюдать определенную последовательность дел перед тем, как лечь спать.
Кроме умывания и раздевания ребенок может сложить игрушки, пожелать спокойной ночи членам семьи и домашним животным, приготовить ко сну зверюшек, расположенных на кровати.
■ Сделайте укладывание спать церемонией.
Например, когда вы с ребенком идете в спальню, пойте вместе определенную песню, предназначенную только для этого случая. Или зажигайте свечу после того, как ваш ребенок укроется одеялом. Как только пожелаете последний раз спокойной ночи, свеча будет погашена. Под влиянием таких деталей дети начинают более серьезно воспринимать укладывание в постель.
■ Делайте что-нибудь особенное вместе с вашим ребенком, когда он готов ко сну.
Рассказывая или читая, вы идеально успокоите ребенка перед сном. Хорошо подойдет также спокойная игра или разговор о том, что происходило днем. Нужна устойчивая модель всего, что вы делаете вместе, чтобы эта деятельность начиналась и оканчивалась легко и предсказуемо. Если вы играете в игру, то у нее должен быть традиционный конец. Если вы говорите о том, что происходило днем, стройте разговор как вопросы по определенной фиксированной модели (например, заканчивая разговаривать о дне вопросом “Что ты делал (а) перед тем, как лечь спать?” [ответ], и “Что ты собираешься делать сейчас?”).
■ Следуйте определенному правилу, когда желаете спокойной ночи.
Когда наступит время пожелать вашему ребенку спокойной ночи, делайте это заранее подготовленным, “незыблемым” образом (например: “А теперь спокойной ночи, спи до самого утра”). Следуйте этому финалу насколько возможно. Если ребенок пытается продлить время перед сном, отвечайте на это тем, что вы уже сказали ваше последнее “спокойной ночи”.
КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВСТАВАТЬ
Для психологического здоровья ребенка одинаково важно хорошо начать и хорошо закончить день. Многие дети обычно встают намного раньше или позже, чем их родители. В большинстве случаев это не означает, что ребенок спал больше или меньше, чем нужно. Это также обычно не является проявлением какой-либо эмоциональной проблемы, приводящей к бессоннице. Тем не менее, этот факт может нарушить обычное течение жизни в семье, приводя к стрессам и родителей, и ребенка.
Если ваш ребенок просыпается слишком рано или слишком поздно, сначала оцените, нет ли сомнений относительно его физического или эмоционального благополучия. В течение двух недель регистрируйте то, как ребенок спит и бодрствует. Если ребенок спит каждую ночь примерно одинаковое количество часов, просыпается в хорошем настроении и не быстро устает в течение дня, то скорее всего физической или эмоциональной проблемы нет. Дело в том, что он проводит во сне столько времени, сколько необходимо.
Делайте все возможное, чтобы помочь ребенку спать дольше или вставать раньше, в зависимости от того, что необходимо вашей семье в целом для наиболее эффективных действий. Запаситесь терпением и не ожидайте слишком многого: очень трудно изменить естественную склонность ребенка вставать или оставаться в постели, особенно если ему 1,5—2 года.
Руководство для встающих рано
■ Не пытайтесь позднее уложить ребенка в надежде, что он будет дольше спать.
Эта методика обычно не работает; в любом случае она не стоит тех побочных эффектов, которые возникнут от вмешательства в нормальный для вашего ребенка ритм сна и бодрствования.
■ Твердо и ответственно говорите с ребенком о данной проблеме.
Убеждайте вашего ребенка оставаться в постели и не беспокоить вас до тех пор, пока вы сами не придете за ним. Уверьте вашего ребенка в том, что он не спал “слишком долго”. (Дети иногда боятся этого, когда просыпаются первыми).
■ Предложите ребенку еще поспать и порепетируйте с ним это.
Сделайте из необходимости “снова заснуть” веселую игру для вашего ребенка. Объясните и покажите, как нужно спокойно лежать, как оставаться с закрытыми глазами и думать о чем-нибудь спокойном, чтобы легче было снова заснуть.
■ Поместите рядом с кроватью игрушки, воду и немного пищи.
Если дать такую возможность маленьким детям, они прекрасно могут занять себя сами и утолить небольшой голод и жажду. Создайте больше возможностей и удобств для того, чтобы ваш ребенок мог сделать это сразу после пробуждения. Пусть рядом с кроватью будут нешумные игрушки, стакан воды и/или немного печенья.
■ Способствуйте желательному поведению, положительно оценивая ребенка.
Хвалите ребенка, когда он остается в постели и не беспокоит вас.
Руководство для встающих поздно
■ Не пытайтесь уложить ребенка в постель раньше, надеясь, что он и встанет раньше.
Вряд ли это сработает, но, вмешиваясь в нормальный ритм сна и бодрствования вашего ребенка, вы создадите себе новую сложность.
■ Твердо и ответственно говорите с ребенком о данной проблеме.
Скажите ребенку, что если он встанет раньше, то вы сможете вместе начать день лучше. Спросите его, что может сделать каждый из вас, чтобы достичь это.
■ Сделайте обстановку раннего утра как можно более приятной для вашего ребенка.
Если ваш ребенок ждет игры с вами после пробуждения или особенного угощения к завтраку, он может встать раньше по своей инициативе.
■ Предложите и попробуйте варианты поведения, которые облегчат пробуждение.
Практикуйте с ребенком простые упражнения-потягивания и предложите простые фразы, чтобы сделать пробуждение более успешным и веселым. Например, покажите ребенку, в каком порядке поворачиваться и потягивать каждую руку и ногу, говоря: “У меня сегодня будет великолепный день.”
■ Пытайтесь будить ребенка голосом перед тем, как делать это физически.
В детях нужно воспитывать ответственность за то, чтобы самому просыпаться. Если вы постоянно тормошите ребенка, чтобы разбудить, у вас это не получится. Следует будить его мягким голосом, при этом он должен все же сделать самостоятельную попытку проснуться.
Одна предосторожность: внимательно посмотрите на вашего ребенка перед тем, как нарушать его сон. Если заметите быстрые движения глаз, знайте, что ребенок видит сны, и лучше не будить его, пока продолжается сновидение.
Кроме того, не кричите. Это чрезвычайно разрушительно для вашего ребенка, для вас и любого человека, оказавшегося поблизости. Если мягкий голос не сделал свое дело, лучше разбудить нежным прикосновением.
■ Попробуйте дать ребенку будильник.
Если ребенок продолжает поздно вставать, и ничего, кроме встряски, не помогает, вам следует попробовать будильник. Чтобы подчеркнуть важность этого шага, можете покупать будильник вместе с ребенком, а затем показать ему, как им пользоваться. Это придаст вашему ребенку больше ответственности за свое пробуждение и поможет вам.
■ Способствуйте желательному поведению, положительно оценивая ребенка.
Выражайте свое восхищение и признательность каждый раз, когда ребенок встает в соответствующее семейному распорядку время.
СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ
ВЫКЛЮЧЕНИЕ СВЕТА
Восьмимесячная Келли плакала каждую ночь, после того как ее укладывали спать. Родители девочки установили ночник в ее спальне, но он, казалось, не помогал. Келли все же начинала плакать, как только верхний свет выключали.
Однажды ночью, когда отец Келли нес ее в спальню, девочка протянула руку к выключателю. Отец дал ей возможность немного поиграть с выключателем, включать и выключать свет. В ту ночь впервые Келли не плакала, когда ее отец выключил свет. Позже она плакала очень редко.
То, что очень маленький ребенок не знает, может его эмоционально задеть. Даже незначительный факт для ребенка, жаждущего знаний, может иметь сильный и положительный эффект.
ВЫБОР ПОДХОДЯЩЕЙ СКАЗКИ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ВОЗРАСТА ПОЛУТОРА ЛЕТ
Начать рассказывать сказки можно вскоре после рождения. Хотя младенцы обычно не узнают голоса и предметы примерно до девятимесячного возраста и не слагают слова в фразы до шестнадцати месяцев, сказка помогает им привыкнуть к голосу рассказчика и связать его со спокойным занятием.
Сказка создает для ребенка фундамент восприимчивости к подобным ситуациям в последующем. Младенец-слушатель учится получать бессознательное удовольствие от особой ритмичной интонации, отличающей рассказ от ежедневной обычной речи.
Пока ребенку нет полутора лет, содержание сказки не имеет никакого значения. Важно само действие. Такие маленькие дети больше ценят сказки, включающие звуки, фразы и ритмические конструкции (это справедливо и в отношении более старших детей).
В ВОЗРАСТЕ ОТ ПОЛУТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ
В возрасте между полутора и двумя годами дети обычно сами начинают говорить. С этого этапа развития вашего ребенка вы можете придумывать более логичные и стройные истории, подразумевающие понимание ребенка и поддерживающие его попытки овладеть языком.
В возрасте двух-трех лет каждый ребенок, как маленький Адам, сосредоточен на том, чтобы обозначить словами все воспринимаемое органами чувств. В это время детям лучше всего рассказывать сказки, где определяются название, функции объекта и его связь с другими объектами. Вы можете построить сказку, сконцентрировав внимание на одном предмете или небольшой их группе. Например, можно сказать: “В этой комнате есть мяч, который может прыгать — прыг, прыг, прыг. Маме мяч нравится, он красный, он может кататься туда-сюда. Еще в этой комнате есть дверь...”, и так далее. Сопровождая рассказ движениями рук, вы дольше удержите внимание слушателя. Ваш ребенок может даже присоединиться к пантомиме.
Для детей этого возраста также интересны рассказы, основанные на фразе: “А что происходит потом?” Постарайтесь построить рассказ, шаг за шагом, вокруг того, что происходит в течение вашего обычного дня, в том числе в то время, когда вы отделены от ребенка. Будьте театральны, включайте воображение во время рассказа о том, что происходит.
В психологическом плане последний тип истории может оказаться самым удачным. Он прояснит волнующие ребенка тайны о том, как проходит ваша жизнь. В любом случае это даст малышу понять, что вдали от него родитель продолжает о нем думать. И что бы ни произошло в течение дня, вы обязательно вернетесь.
Другой вариант — пофантазировать о том, что может произойти с вами обоими или с самим ребенком, когда вы идете на прогулку в парк или навестить бабушку, или делаете другое привычное дело. Это поможет ребенку лучше подготовиться интеллектуально или эмоционально к тому, что произойдет в будущем.
РАННЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ДА ИЛИ НЕТ?
Действительно ли интенсивные программы обучения дошкольников, отличные от предполагаемых в детском саду, могут способствовать более успешному дальнейшему обучению детей? Исследования показывают, что это нс так, и насыщенная учебой домашняя жизнь предоставляет все необходимые и достаточные для ребенка стимулы к интеллектуальному развитию.
Для детей до шести лет оптимальная форма обучения — спонтанная деятельность, связанная с игрой, а не предусмотренные взрослыми контролируемые и насыщенные учебные программы. Основная причина этого кроется в развитии мозга.
Многие дети до шести лет способны запоминать простые математические операции, но большинству детей этого возраста все же нужно еще несколько лет, чтобы физические связи между клетками головного мозга смогли заложить основу познавательных навыков и способности к обучению. Среди этих навыков — узнавание закономерностей, пространственное воображение, способность поддерживать внимание. В результате все успехи в обучении, сделанные трех-четырехлетним ребенком, обычно исчезают к шести годам, а к этому времени “неученые” сверстники могут быстро устранить отставание.
Другая причина того, что дети, похоже, мало выигрывают от дошкольного образования, кроется в их эмоциональном складе. Согласно наблюдениям специалистов, дети, участвующие в насыщенных учебных программах, получают личное удовлетворение от того, что радуют родителей своими успехами. Но они также становятся склонными к тревоге, избеганию творческого подхода и менее позитивному отношению к “учению”. Дети, не участвующие в таких программах, не проявляют таких тенденций.
К этим потенциальным проблемам присоединяется часто неучтенный риск неудачи. Дети до шести лет не умеют спокойно воспринимать поражения, а насыщенная учебная программа неизбежно предполагает и просто недостижимые для ребенка стандарты и достижимые не так удачно, как хотелось бы. Такая невозможность достичь желаемого может оказать негативное воздействие на чувства ребенка и родителей, несмотря на спокойное отношение их к ребенку.
Поэтому программы дошкольного образования в настоящее время признаются не столь эффективными и ценными, однако все же необходимо провести дополнительные исследования прежде, чем полностью от них отказаться. Сегодня мы знаем достаточно, чтобы посоветовать родителям не связываться с этими программами, если они хотят повысить интеллектуальный потенциал ребенка, и не заставлять его в них участвовать, если он против.
Ниже изложены другие соображения относительно дошкольного образования.
■ Избегайте навязывания ребенку своих личных ценностей и стремлений.
Часто очень трудно провести черту между тем, что вы хотите для себя, и тем, что является благом для ребенка. Тем не менее, по ходу учебного процесса постарайтесь ориентироваться на ребенка.
Сначала выясните, в чем состоит естественный интерес ребенка, затем попробуйте различными путями поддержать этот интерес. Поспешив направить ребенка в сторону какой-то предпочтительной области, вы можете не понять других многообещающих способностей ребенка.
■ Предоставьте ребенку набор интеллектуально развивающих игрушек и сфер деятельности.
Лучшее, что вы можете сделать дома — это чтение, беседы с ребенком и серьезное обсуждение интересующего его предмета. Кроме того, берите ребенка на короткие и обогащающие в образовательном плане экскурсии, например, в заповедник, научный музей, зоопарк, на завод.
■ Дайте ребенку возможность взаимодействовать с другими людьми: как с детьми, так и со взрослыми.
Исследователи обнаружили, что дети, посещающие программы дошкольного образования, обычно обладают лучшими социальными навыками, чем остальные. Значительную роль в обучении этим навыкам играет тесное взаимодействие с детьми, своими сверстниками, и взрослыми; и все это является частью программ.
Есть ряд способов, нацеленных на то, чтобы обеспечить ребенку подобный опыт взаимодействий. Посещение детского сада предоставит ему определенный круг общения с детьми и взрослыми; но есть и другие пути, дополняющие или заменяющие детский сад. Установите регулярное время для общения и игр ребенка с другими детьми. Предлагайте своим друзьям и родственникам проводить с ним некоторое время. При подходящем случае включите ребенка в дела своей компании.
Если ребенок от трех с половиной до пяти лет проявляет зрелость в социальных ситуациях, отдайте его в детский сад или пансион с акцентом на развитие у детей социальных навыков. В выборе руководствуйтесь изложенными выше рекомендациями.
ВОЗМОЖНЫЕ СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ ЛЕТ
ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
■ несоответствие веса и физического развития ребенка “нормальным” возрастным параметрам
■ безразличие к кормлению
■ плохой зрительный контакт, безразличие к человеческому голосу и игре
■ постоянное нарушение сна (помимо нарушений, связанных с коликой, или просто невозможности спать всю ночь)
■ гиперчувствительность к различным зрительным образам и звукам
■ подергивание лица и рук
■ жевание жвачки (отрыгнутой пищи)
ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА
■ постоянное вредное для себя поведение (отличное от “нормального” качания и стучания головой)
■ отсутствие видимых закономерностей в режиме сна и питания
■ неумение имитировать звуки и жесты
■ постоянное отсутствие должного эмоционального ответа на внезапные или страшные ситуации, на приятные стимулы
■ общая апатия
■ постоянное отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми
■ значительное отставание от “нормального” познавательного и двигательного развития
ОТ ОДНОГО ДО ДВУХ ЛЕТ
■ склонность к уединению
■ избыточное качание и позирование
■ постоянное отсутствие тревоги при разлуке с родителями
■ чрезмерная отвлекаемость
■ частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева)
■ лунатизм
ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ
■ постоянная пугливость
■ неудачные попытки заговорить
■ неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут
■ напряженные и длительные конфликты с братьями и сестрами
■ избыточная активность
■ постоянная и повышенная агрессивность
■ медленное восстановление после вспышек гнева
■ тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями