Эмоциональное здоровье вашего ребенка(фрагмент)



ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО 6 МЕСЯЦЕВ

Дети в этом воз­ра­сте обычно засы­пают, когда захотят, если только голод, болезнь или боль нс мешают им. Роди­те­лям нужно помнить, что любой период бодр­ство­ва­ния, на первый взгляд нее­сте­ствен­ный, явля­ется “нор­маль­ным” для ребенка, даже если кажется взро­с­лому при­зна­ком эмо­ци­о­наль­ных нару­ше­ний.

6 МЕСЯЦЕВ — 1 ГОД

В течение этого про­ме­жутка времени дети обычно обу­ча­ются “заря­жать себя энер­гией” — воз­бу­ждаться под действием внешних сти­му­лов до такой степени, что после не могут заснуть есте­ствен­ным образом. Это воз­бу­жде­ние может запус­каться или уси­ли­ваться, когда ребенок или боится, заснув, раз­лу­читься со своими роди­те­лями, или не хочет уйти в мир снов, нахо­дясь в оди­но­че­стве. Ребенка может воз­бу­ждать и не кон­тро­ли­ру­е­мая им спе­ци­фи­че­ская эмо­ци­о­наль­ная ситу­а­ция, когда, напри­мер, его укла­ды­вают в постель в незна­ко­мой комнате или ведут спать, когда про­ис­хо­дит что-то нео­бы­чайно инте­рес­ное.

Так или иначе, вы не можете больше считать, что ваш ребенок обя­за­тельно заснет, как только его настиг­нет уста­лость. Именно теперь вам необ­хо­димо начи­нать созна­тель­ные и после­до­ва­тель­ные усилия, чтобы облег­чить вашему ребенку переход от бодр­ство­ва­ния ко сну. Между тем ребенок, воз­можно, будет все больше пола­гаться на свои соб­ствен­ные и очень эффек­тив­ные способы снятия напря­же­ния, напри­мер, сосание пальца или качание в постели.

В течение этого воз­раст­ного периода у детей могут поя­виться ночные действия — еще одно дока­за­тель­ство того, что нервная система стала более чув­стви­тель­ной к внешним раз­дра­жи­те­лям. Могут также поя­виться ночные кошмары, но дети в этом воз­ра­сте не умеют гово­рить, и им трудно сооб­щить об этом.

1—3 ГОДА

В течение этих двух лет дети более под­вер­жены чув­ствам, которые мешают им засы­пать. Со страхом думая, что роди­тели просто хотят избавиться от них, дети также начи­нают бояться, что в темной спальне с ними может про­и­зойти что-то осо­бен­ное: жуки станут ползать по телу или из уборной вылезет чудо­вище.

Кроме того, в этом воз­ра­сте память у детей фик­си­рует больше деталей и дольше их сохра­няет. Поэтому, лежа в постели, дети скучают по свето­вым и зву­ко­вым раз­дра­жи­те­лям, понравив­шимся им в течение дня. Иногда у них поя­в­ля­ется сильное ощу­ще­ние потери, как будто, засыпая, нужно нав­се­гда про­щаться с люби­мыми раз­вле­че­ни­ями.

Имея много причин, чтобы не ложиться послушно спать, дети в воз­ра­сте от 1 до 3 лет при­ме­няют все более хитрые уловки, чтобы оття­нуть окон­ча­тель­ное “спо­кой­ной ночи”. По мере улуч­ше­ния речи изме­ня­ется и харак­тер уловок: от плача в постели до бес­ко­неч­ных жалоб и просьб-тре­бо­ва­ний: “Я не хочу”, “Я не устал”, “Я хочу стакан воды”, “Поцелуй меня еще разок”. С уве­ли­че­нием дви­га­тель­ных воз­мож­но­стей дети пере­хо­дят от про­стого бес­по­койства в постели или отказа от укры­ва­ния оде­я­лами к выска­ки­ва­нию из постели, беготне по другим ком­на­там или зале­за­нию в роди­тель­скую постель.

Обычно ребенок в воз­ра­сте от 1 до 3 лет исполь­зует раз­но­об­раз­нейшие приемы, чтобы отсро­чить сон. Поэтому для укла­ды­ва­ния его в постель от роди­те­лей тре­бу­ются усилия, сочета­ю­щие мно­го­об­ра­зие и экс­пе­ри­мен­таль­ный подход. Детей этого воз­ра­ста нужно научить рас­сла­б­ляться, чтобы развить физи­че­скую и эмо­ци­о­наль­ную готов­ность ко сну в нужное время.

с. 24—25

КАК СПРАВИТЬСЯ С НЕЖЕ­ЛА­НИЕМ ЛОЖИТЬСЯ СПАТЬ

Ребенок в воз­ра­сте 3 лет вместо того, чтобы ложиться спать, плачет. Как к этому отно­ситься? Воз­можны два раз­лич­ных подхода.

1. Если вы уверены, что ребенок не голоден и не ощущает боли, то поз­вольте ему плакать. Трудно не обра­щать вни­ма­ния на пла­чу­щего ребенка, но вы должны понять, что он просто снимает напря­же­ние. Этому должен нау­читься каждый, и ваш ребенок в конце концов сможет делать это лучше, чем теперь.

2. Идите к ребенку и оста­вайтесь в комнате, делая что-нибудь незна­чи­тель­ное. Когда он успо­ко­ится, выйдите из комнаты. Через неко­то­рое время страхи ребенка, свя­зан­ные с укла­ды­ва­нием в постель, исчез­нут.

Прак­ти­че­ски роди­тели должны попро­бо­вать оба подхода и выра­бо­тать ком­про­мис­с­ную стра­те­гию, эффек­тив­ную для ребенка и для них самих.

Вообще дети в этом воз­ра­сте лучше отно­сятся к еже­д­нев­ной про­це­дуре укла­ды­ва­ния в постель, пред­ла­га­ю­щей посте­пен­ное рас­ста­ва­ние с вами и ухо­дя­щим днем. Когда вы укла­ды­ва­ете спать ребенка в воз­ра­сте 1 года, ста­райтесь немного побыть в комнате, читая или зани­ма­ясь другим отно­си­тельно спо­койным делом. В даль­нейшем про­во­дите меньше времени в комнате после того, как вы поже­лали ребенку спо­кой­ной ночи.

Как только ребенок начи­нает гово­рить, неже­ла­ние ложиться спать, выра­жен­ное плачем, посте­пенно начи­нает про­я­в­ляться рас­считан­ным непо­ви­но­ве­нием и мани­пу­ли­ро­ва­нием. Чтобы пре­дот­вра­тить это или сохра­нить в при­ем­ле­мых рамках, еже­д­нев­ная про­це­дура укла­ды­ва­ния спать ста­но­вится еще более важной.

Выра­бо­тав эффек­тив­ную про­це­дуру, не обя­за­тельно при­вя­зы­ваться к опре­де­лен­ному времени отхода ко сну каждый вечер. Вообще, посто­ян­ное время укла­ды­ва­ния спать — эффек­тив­ный метод, но это время не всегда впи­сы­ва­ется в рас­по­ря­док семейных дел, да и ребенок не всегда устает в одно и то же время. Хорошая же про­це­дура укла­ды­ва­ния спать сохра­няет оди­на­ко­вый в целом ритуал каждый вечер, что создает мирную успо­ка­и­ва­ю­щую обста­новку пере­хода от бодр­ство­ва­ния ко сну. Вот неко­то­рые пред­ло­же­ния:

Дайте вашему ребенку понять, когда насту­пает время гото­виться ко сну.

Дайте знак, что через 10 или 15 минут ребенок должен быть в постели. Это поз­во­лит ему не только сделать или доде­лать что-либо до сна, но и уло­житься в рамки назна­чен­ного времени.

Убе­ди­тесь, что все необ­хо­ди­мое для ребенка ночью нахо­дится на рас­сто­я­нии вытя­ну­той руки.

Дети часто тянут время перед засы­па­нием: просят вещи, которые им “нужны”: стакан воды, любимую игрушку, тря­почку. Ожи­дайте подоб­ные просьбы и держите все необ­хо­ди­мое наго­тове рядом с кро­ва­тью.

Помо­гите вашему ребенку соблю­дать опре­де­лен­ную после­до­ва­тель­ность дел перед тем, как лечь спать.

Кроме умы­ва­ния и раз­де­ва­ния ребенок может сложить игрушки, поже­лать спо­кой­ной ночи членам семьи и домаш­ним живот­ным, при­го­то­вить ко сну зве­рю­шек, рас­поло­жен­ных на кровати.

Сде­лайте укла­ды­ва­ние спать цере­мо­нией.

Напри­мер, когда вы с ребен­ком идете в спальню, пойте вместе опре­де­лен­ную песню, пред­на­зна­чен­ную только для этого случая. Или зажи­гайте свечу после того, как ваш ребенок укро­ется одеялом. Как только поже­ла­ете послед­ний раз спо­кой­ной ночи, свеча будет пога­шена. Под вли­я­нием таких деталей дети начи­нают более серьезно вос­при­ни­мать укла­ды­ва­ние в постель.

Делайте что-нибудь осо­бен­ное вместе с вашим ребен­ком, когда он готов ко сну.

Рас­ска­зы­вая или читая, вы иде­ально успо­ко­ите ребенка перед сном. Хорошо подойдет также спо­койная игра или раз­го­вор о том, что про­ис­хо­дило днем. Нужна устой­чи­вая модель всего, что вы делаете вместе, чтобы эта дея­тель­ность начи­на­лась и окан­чи­ва­лась легко и пред­ска­зу­емо. Если вы играете в игру, то у нее должен быть тра­ди­ци­он­ный конец. Если вы гово­рите о том, что про­ис­хо­дило днем, стройте раз­го­вор как вопросы по опре­де­лен­ной фик­си­ро­ван­ной модели (напри­мер, закан­чи­вая раз­го­ва­ри­вать о дне вопро­сом “Что ты делал (а) перед тем, как лечь спать?” [ответ], и “Что ты соби­ра­ешься делать сейчас?”).

Сле­дуйте опре­де­лен­ному правилу, когда желаете спо­кой­ной ночи.

Когда насту­пит время поже­лать вашему ребенку спо­кой­ной ночи, делайте это заранее под­го­то­в­лен­ным, “незы­бле­мым” образом (напри­мер: “А теперь спо­кой­ной ночи, спи до самого утра”). Сле­дуйте этому финалу нас­колько воз­можно. Если ребенок пыта­ется про­д­лить время перед сном, отве­чайте на это тем, что вы уже сказали ваше послед­нее “спо­кой­ной ночи”.

КАК ОТУЧИТЬ РЕБЕНКА СЛИШКОМ РАНО ИЛИ ПОЗДНО ВСТА­ВАТЬ

Для пси­холо­ги­че­ского здо­ро­вья ребенка оди­на­ково важно хорошо начать и хорошо закон­чить день. Многие дети обычно встают намного раньше или позже, чем их роди­тели. В боль­шин­стве случаев это не озна­чает, что ребенок спал больше или меньше, чем нужно. Это также обычно не явля­ется про­я­в­ле­нием какой-либо эмо­ци­о­наль­ной про­блемы, при­во­дя­щей к бес­сон­нице. Тем не менее, этот факт может нару­шить обычное течение жизни в семье, приводя к стрес­сам и роди­те­лей, и ребенка.

Если ваш ребенок про­сы­па­ется слишком рано или слишком поздно, сначала оцените, нет ли сомне­ний отно­си­тельно его физи­че­ского или эмо­ци­о­наль­ного бла­го­по­лу­чия. В течение двух недель реги­стри­руйте то, как ребенок спит и бодр­ствует. Если ребенок спит каждую ночь при­мерно оди­на­ко­вое коли­че­ство часов, про­сы­па­ется в хорошем настро­е­нии и не быстро устает в течение дня, то скорее всего физи­че­ской или эмо­ци­о­наль­ной про­блемы нет. Дело в том, что он про­во­дит во сне столько времени, сколько необ­хо­димо.

Делайте все воз­мож­ное, чтобы помочь ребенку спать дольше или вста­вать раньше, в зави­си­мо­сти от того, что необ­хо­димо вашей семье в целом для наи­бо­лее эффек­тив­ных действий. Запа­си­тесь тер­пе­нием и не ожи­дайте слишком многого: очень трудно изме­нить есте­ствен­ную склон­ность ребенка вста­вать или оста­ваться в постели, осо­бенно если ему 1,5—2 года.

Руко­вод­ство для вста­ю­щих рано

Не пытайтесь позднее уложить ребенка в надежде, что он будет дольше спать.

Эта мето­дика обычно не рабо­тает; в любом случае она не стоит тех побоч­ных эффек­тов, которые воз­ник­нут от вме­ша­тель­ства в нор­маль­ный для вашего ребенка ритм сна и бодр­ство­ва­ния.

Твердо и ответ­ственно гово­рите с ребен­ком о данной про­блеме.

Убе­ждайте вашего ребенка оста­ваться в постели и не бес­по­ко­ить вас до тех пор, пока вы сами не придете за ним. Уверьте вашего ребенка в том, что он не спал “слишком долго”. (Дети иногда боятся этого, когда про­сы­па­ются первыми).

Пред­ло­жите ребенку еще поспать и поре­пети­руйте с ним это.

Сде­лайте из необ­хо­ди­мо­сти “снова заснуть” веселую игру для вашего ребенка. Объ­яс­ните и пока­жите, как нужно спо­койно лежать, как оста­ваться с закры­тыми глазами и думать о чем-нибудь спо­кой­ном, чтобы легче было снова заснуть.

Поме­стите рядом с кро­ва­тью игрушки, воду и немного пищи.

Если дать такую воз­мож­ность малень­ким детям, они пре­красно могут занять себя сами и утолить неболь­шой голод и жажду. Соз­дайте больше воз­мож­но­стей и удобств для того, чтобы ваш ребенок мог сделать это сразу после про­бу­жде­ния. Пусть рядом с кро­ва­тью будут нешумные игрушки, стакан воды и/или немного печенья.

Спо­соб­ствуйте жела­тель­ному пове­де­нию, поло­жи­тельно оце­ни­вая ребенка.

Хвалите ребенка, когда он оста­ется в постели и не бес­по­коит вас.

Руко­вод­ство для вста­ю­щих поздно

Не пытайтесь уложить ребенка в постель раньше, надеясь, что он и встанет раньше.

Вряд ли это сра­бо­тает, но, вме­ши­ва­ясь в нор­маль­ный ритм сна и бодр­ство­ва­ния вашего ребенка, вы соз­да­дите себе новую слож­ность.

Твердо и ответ­ственно гово­рите с ребен­ком о данной про­блеме.

Скажите ребенку, что если он встанет раньше, то вы сможете вместе начать день лучше. Спро­сите его, что может сделать каждый из вас, чтобы достичь это.

Сде­лайте обста­новку раннего утра как можно более при­ят­ной для вашего ребенка.

Если ваш ребенок ждет игры с вами после про­бу­жде­ния или осо­бен­ного уго­ще­ния к зав­траку, он может встать раньше по своей ини­ци­а­тиве.

Пред­ло­жите и попро­буйте вари­анты пове­де­ния, которые облег­чат про­бу­жде­ние.

Прак­ти­куйте с ребен­ком простые упраж­не­ния-потя­ги­ва­ния и пред­ло­жите простые фразы, чтобы сделать про­бу­жде­ние более успеш­ным и веселым. Напри­мер, пока­жите ребенку, в каком порядке пово­ра­чи­ваться и потя­ги­вать каждую руку и ногу, говоря: “У меня сегодня будет вели­ко­леп­ный день.”

Пытайтесь будить ребенка голосом перед тем, как делать это физи­че­ски.

В детях нужно вос­пи­ты­вать ответ­ствен­ность за то, чтобы самому про­сы­паться. Если вы посто­янно тор­мо­шите ребенка, чтобы раз­бу­дить, у вас это не полу­чится. Следует будить его мягким голосом, при этом он должен все же сделать само­сто­я­тель­ную попытку про­с­нуться.

Одна пре­до­сто­рож­ность: вни­ма­тельно посмо­трите на вашего ребенка перед тем, как нару­шать его сон. Если заметите быстрые дви­же­ния глаз, знайте, что ребенок видит сны, и лучше не будить его, пока про­дол­жа­ется сно­ви­де­ние.

Кроме того, не кричите. Это чрез­вы­чайно раз­ру­ши­тельно для вашего ребенка, для вас и любого чело­века, ока­зав­ше­гося побли­зо­сти. Если мягкий голос не сделал свое дело, лучше раз­бу­дить нежным при­кос­но­ве­нием.

Попро­буйте дать ребенку будиль­ник.

Если ребенок про­дол­жает поздно вста­вать, и ничего, кроме встряски, не помо­гает, вам следует попро­бо­вать будиль­ник. Чтобы под­чер­к­нуть важ­ность этого шага, можете поку­пать будиль­ник вместе с ребен­ком, а затем пока­зать ему, как им поль­зо­ваться. Это придаст вашему ребенку больше ответ­ствен­но­сти за свое про­бу­жде­ние и поможет вам.

Спо­соб­ствуйте жела­тель­ному пове­де­нию, поло­жи­тельно оце­ни­вая ребенка.

Выра­жайте свое вос­хи­ще­ние и при­зна­тель­ность каждый раз, когда ребенок встает в соот­вет­ству­ю­щее семей­ному рас­по­рядку время.

СЛУЧАЙ ИЗ ПРАК­ТИКИ

ВЫКЛЮ­ЧЕ­НИЕ СВЕТА

Вось­ми­ме­сяч­ная Келли плакала каждую ночь, после того как ее укла­ды­вали спать. Роди­тели девочки уста­но­вили ночник в ее спальне, но он, каза­лось, не помогал. Келли все же начи­нала плакать, как только верхний свет выклю­чали.

Однажды ночью, когда отец Келли нес ее в спальню, девочка про­тя­нула руку к выклю­ча­телю. Отец дал ей воз­мож­ность немного пои­грать с выклю­ча­те­лем, вклю­чать и выклю­чать свет. В ту ночь впервые Келли не плакала, когда ее отец выклю­чил свет. Позже она плакала очень редко.

То, что очень малень­кий ребенок не знает, может его эмо­ци­о­нально задеть. Даже незна­чи­тель­ный факт для ребенка, жажду­щего знаний, может иметь сильный и поло­жи­тель­ный эффект.

с. 30—35

ВЫБОР ПОД­ХО­ДЯ­ЩЕЙ СКАЗКИ

ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО ВОЗ­РА­СТА ПОЛУ­ТОРА ЛЕТ

Начать рас­ска­зы­вать сказки можно вскоре после рожде­ния. Хотя мла­денцы обычно не узнают голоса и пред­меты при­мерно до девяти­ме­сяч­ного воз­ра­ста и не слагают слова в фразы до шест­на­дцати месяцев, сказка помо­гает им при­выкнуть к голосу рас­сказ­чика и связать его со спо­койным занятием.

Сказка создает для ребенка фун­да­мент вос­при­им­чи­во­сти к подоб­ным ситу­а­циям в после­ду­ю­щем. Мла­де­нец-слу­ша­тель учится полу­чать бес­со­зна­тель­ное удо­воль­ствие от особой рит­мич­ной инто­на­ции, отли­ча­ю­щей рассказ от еже­д­нев­ной обычной речи.

Пока ребенку нет полу­тора лет, содер­жа­ние сказки не имеет ника­кого зна­че­ния. Важно само действие. Такие малень­кие дети больше ценят сказки, вклю­ча­ю­щие звуки, фразы и рит­ми­че­ские кон­струк­ции (это справед­ливо и в отно­ше­нии более старших детей).

В ВОЗ­РА­СТЕ ОТ ПОЛУ­ТОРА ДО ТРЕХ ЛЕТ

В воз­ра­сте между полу­тора и двумя годами дети обычно сами начи­нают гово­рить. С этого этапа раз­ви­тия вашего ребенка вы можете при­ду­мы­вать более логич­ные и стройные истории, под­ра­зу­ме­ва­ю­щие пони­ма­ние ребенка и под­дер­жи­ва­ю­щие его попытки овла­деть языком.

В воз­ра­сте двух-трех лет каждый ребенок, как малень­кий Адам, сосре­до­то­чен на том, чтобы обо­зна­чить словами все вос­при­ни­ма­е­мое орга­нами чувств. В это время детям лучше всего рас­ска­зы­вать сказки, где опре­де­ля­ются назва­ние, функции объекта и его связь с другими объек­тами. Вы можете постро­ить сказку, скон­цен­три­ро­вав вни­ма­ние на одном пред­мете или неболь­шой их группе. Напри­мер, можно сказать: “В этой комнате есть мяч, который может прыгать — прыг, прыг, прыг. Маме мяч нравится, он красный, он может кататься туда-сюда. Еще в этой комнате есть дверь...”, и так далее. Сопро­во­ждая рассказ дви­же­ни­ями рук, вы дольше удер­жите вни­ма­ние слу­ша­теля. Ваш ребенок может даже при­со­е­ди­ниться к пан­то­миме.

Для детей этого воз­ра­ста также инте­ресны рас­сказы, осно­ван­ные на фразе: “А что про­ис­хо­дит потом?” Поста­райтесь постро­ить рассказ, шаг за шагом, вокруг того, что про­ис­хо­дит в течение вашего обыч­ного дня, в том числе в то время, когда вы отде­лены от ребенка. Будьте теа­т­ральны, вклю­чайте вооб­ра­же­ние во время рас­сказа о том, что про­ис­хо­дит.

В пси­холо­ги­че­ском плане послед­ний тип истории может ока­заться самым удачным. Он про­яс­нит вол­ну­ю­щие ребенка тайны о том, как про­хо­дит ваша жизнь. В любом случае это даст малышу понять, что вдали от него роди­тель про­дол­жает о нем думать. И что бы ни про­и­зо­шло в течение дня, вы обя­за­тельно вер­нетесь.

Другой вариант — пофан­та­зи­ро­вать о том, что может про­и­зойти с вами обоими или с самим ребен­ком, когда вы идете на про­гулку в парк или наве­стить бабушку, или делаете другое при­выч­ное дело. Это поможет ребенку лучше под­го­то­виться интел­лек­ту­ально или эмо­ци­о­нально к тому, что про­и­зойдет в будущем.

с. 132—133

РАННЕЕ ОБРА­ЗО­ВА­НИЕ: ДА ИЛИ НЕТ?

Действи­тельно ли интен­сив­ные про­граммы обу­че­ния дош­коль­ни­ков, отлич­ные от пред­по­ла­га­е­мых в детском саду, могут спо­соб­ство­вать более успеш­ному даль­нейшему обу­че­нию детей? Иссле­до­ва­ния пока­зы­вают, что это нс так, и насы­щен­ная учебой домаш­няя жизнь пре­до­ста­в­ляет все необ­хо­ди­мые и доста­точ­ные для ребенка стимулы к интел­лек­ту­аль­ному раз­ви­тию.

Для детей до шести лет опти­маль­ная форма обу­че­ния — спон­тан­ная дея­тель­ность, свя­зан­ная с игрой, а не пре­ду­смо­трен­ные взро­с­лыми кон­тро­ли­ру­е­мые и насы­щен­ные учебные про­граммы. Основ­ная причина этого кроется в раз­ви­тии мозга.

Многие дети до шести лет спо­собны запо­ми­нать простые мате­ма­ти­че­ские опе­ра­ции, но боль­шин­ству детей этого воз­ра­ста все же нужно еще несколько лет, чтобы физи­че­ские связи между клет­ками голов­ного мозга смогли зало­жить основу позна­ва­тель­ных навыков и спо­соб­но­сти к обу­че­нию. Среди этих навыков — узна­ва­ние зако­но­мер­но­стей, про­стран­ствен­ное вооб­ра­же­ние, спо­соб­ность под­дер­жи­вать вни­ма­ние. В резуль­тате все успехи в обу­че­нии, сде­лан­ные трех-четы­рех­лет­ним ребен­ком, обычно исче­зают к шести годам, а к этому времени “неу­че­ные” свер­ст­ники могут быстро устра­нить отста­ва­ние.

Другая причина того, что дети, похоже, мало выи­гры­вают от дош­коль­ного обра­зо­ва­ния, кроется в их эмо­ци­о­наль­ном складе. Согласно наблю­де­ниям спе­ци­али­стов, дети, участ­ву­ю­щие в насы­щен­ных учебных про­грам­мах, полу­чают личное удо­вле­тво­ре­ние от того, что радуют роди­те­лей своими успе­хами. Но они также ста­но­вятся склон­ными к тревоге, избе­га­нию твор­че­ского подхода и менее пози­тив­ному отно­ше­нию к “учению”. Дети, не участ­ву­ю­щие в таких про­грам­мах, не про­я­в­ляют таких тен­ден­ций.

К этим потен­ци­аль­ным про­бле­мам при­со­е­ди­ня­ется часто неу­чтен­ный риск неудачи. Дети до шести лет не умеют спо­койно вос­при­ни­мать пора­же­ния, а насы­щен­ная учебная про­грамма неиз­бежно пред­по­ла­гает и просто недо­сти­жи­мые для ребенка стан­дарты и дости­жи­мые не так удачно, как хоте­лось бы. Такая невоз­мож­ность достичь жела­е­мого может оказать нега­тив­ное воз­действие на чувства ребенка и роди­те­лей, несмо­тря на спо­койное отно­ше­ние их к ребенку.

Поэтому про­граммы дош­коль­ного обра­зо­ва­ния в насто­я­щее время при­зна­ются не столь эффек­тив­ными и ценными, однако все же необ­хо­димо про­ве­сти допол­ни­тель­ные иссле­до­ва­ния прежде, чем пол­но­стью от них отка­заться. Сегодня мы знаем доста­точно, чтобы посо­вето­вать роди­те­лям не свя­зы­ваться с этими про­грам­мами, если они хотят повы­сить интел­лек­ту­аль­ный потен­циал ребенка, и не заста­в­лять его в них участ­во­вать, если он против.

Ниже изло­жены другие сооб­ра­же­ния отно­си­тельно дош­коль­ного обра­зо­ва­ния.

Избе­гайте навя­зы­ва­ния ребенку своих личных цен­но­стей и стрем­ле­ний.

Часто очень трудно про­ве­сти черту между тем, что вы хотите для себя, и тем, что явля­ется благом для ребенка. Тем не менее, по ходу учеб­ного про­цесса поста­райтесь ори­ен­ти­ро­ваться на ребенка.

Сначала выяс­ните, в чем состоит есте­ствен­ный интерес ребенка, затем попро­буйте раз­лич­ными путями под­дер­жать этот интерес. Поспе­шив направить ребенка в сторону какой-то пред­по­чти­тель­ной области, вы можете не понять других мно­го­о­бе­ща­ю­щих спо­соб­но­стей ребенка.

Пре­до­ставьте ребенку набор интел­лек­ту­ально раз­ви­ва­ю­щих игрушек и сфер дея­тель­но­сти.

Лучшее, что вы можете сделать дома — это чтение, беседы с ребен­ком и серьез­ное обсу­жде­ние инте­ре­су­ю­щего его пред­мета. Кроме того, берите ребенка на корот­кие и обо­га­ща­ю­щие в обра­зо­ва­тель­ном плане экс­кур­сии, напри­мер, в запо­вед­ник, научный музей, зоопарк, на завод.

Дайте ребенку воз­мож­ность вза­и­мо­действо­вать с другими людьми: как с детьми, так и со взро­с­лыми.

Иссле­до­ва­тели обна­ру­жили, что дети, посе­ща­ю­щие про­граммы дош­коль­ного обра­зо­ва­ния, обычно обла­дают лучшими соци­аль­ными навы­ками, чем осталь­ные. Зна­чи­тель­ную роль в обу­че­нии этим навыкам играет тесное вза­и­мо­действие с детьми, своими свер­ст­ни­ками, и взро­с­лыми; и все это явля­ется частью про­грамм.

Есть ряд спо­со­бов, наце­лен­ных на то, чтобы обес­пе­чить ребенку подоб­ный опыт вза­и­мо­действий. Посе­ще­ние дет­ского сада пре­до­ставит ему опре­де­лен­ный круг общения с детьми и взро­с­лыми; но есть и другие пути, допол­ня­ю­щие или заме­ня­ю­щие детский сад. Уста­но­вите регу­ляр­ное время для общения и игр ребенка с другими детьми. Пред­ла­гайте своим друзьям и род­ствен­ни­кам про­во­дить с ним неко­то­рое время. При под­хо­дя­щем случае вклю­чите ребенка в дела своей ком­па­нии.

Если ребенок от трех с поло­ви­ной до пяти лет про­я­в­ляет зре­лость в соци­аль­ных ситу­а­циях, отдайте его в детский сад или пансион с акцен­том на раз­ви­тие у детей соци­аль­ных навыков. В выборе руко­вод­ствуйтесь изло­жен­ными выше реко­мен­да­ци­ями.

с. 139—141

ВОЗ­МОЖ­НЫЕ СИМ­П­ТОМЫ ЭМО­ЦИ­О­НАЛЬ­НЫХ ПРОБЛЕМ У ДЕТЕЙ ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО ШЕСТИ ЛЕТ

ОТ РОЖДЕ­НИЯ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

■ несо­от­вет­ствие веса и физи­че­ского раз­ви­тия ребенка “нор­маль­ным” воз­раст­ным пара­мет­рам

■ без­раз­ли­чие к кор­м­ле­нию

■ плохой зри­тель­ный контакт, без­раз­ли­чие к чело­ве­че­скому голосу и игре

■ посто­ян­ное нару­ше­ние сна (помимо нару­ше­ний, свя­зан­ных с коликой, или просто невоз­мож­но­сти спать всю ночь)

■ гипер­чув­стви­тель­ность к раз­лич­ным зри­тель­ным образам и звукам

■ подер­ги­ва­ние лица и рук

■ жевание жвачки (отры­г­ну­той пищи)

ОТ ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

■ посто­ян­ное вредное для себя пове­де­ние (отлич­ное от “нор­маль­ного” качания и сту­ча­ния головой)

■ отсут­ствие видимых зако­но­мер­но­стей в режиме сна и питания

■ неу­ме­ние ими­ти­ро­вать звуки и жесты

■ посто­ян­ное отсут­ствие долж­ного эмо­ци­о­наль­ного ответа на вне­за­п­ные или страш­ные ситу­а­ции, на при­ят­ные стимулы

■ общая апатия

■ посто­ян­ное отсут­ствие при­зна­ков неу­до­воль­ствия при стол­к­но­ве­нии с незна­ко­мыми людьми

■ зна­чи­тель­ное отста­ва­ние от “нор­маль­ного” позна­ва­тель­ного и дви­га­тель­ного раз­ви­тия

ОТ ОДНОГО ДО ДВУХ ЛЕТ

■ склон­ность к уеди­не­нию

■ избы­точ­ное качание и пози­ро­ва­ние

■ посто­ян­ное отсут­ствие тревоги при разлуке с роди­те­лями

■ чрез­мер­ная отвле­ка­е­мость

■ частая раз­дра­жи­тель­ность, не под­да­ю­ща­яся успо­ко­е­нию (помимо пери­о­ди­че­ских вспышек гнева)

■ луна­тизм

ОТ ДВУХ ДО ТРЕХ ЛЕТ

■ посто­ян­ная пуг­ли­вость

■ неу­дач­ные попытки заго­во­рить

■ нес­по­соб­ность сосре­до­то­ченно играть с чем-либо в течение десяти минут

■ напря­жен­ные и дли­тель­ные кон­фликты с бра­тьями и сестрами

■ избы­точ­ная актив­ность

■ посто­ян­ная и повы­шен­ная агрес­сив­ность

■ мед­лен­ное вос­ста­но­в­ле­ние после вспышек гнева

■ тяжелая и дли­тель­ная реакция на разлуку с роди­те­лями

с. 152—153


Также в рубрике «От 0 до 3-х (ранний возраст)»