Эмоциональное здоровье вашего ребенка(фрагмент)



“УСМИ­РИ­ТЕЛИ” НАПРЯ­ЖЕ­НИЯ: СОСАНИЕ ПАЛЬЦА И КАЧАНИЕ

Всего каких-то два­дцать пять лет назад роди­тели пытались сделать все, чтобы отучить малень­кого ребенка сосать палец или качать головой вперед-назад. В лучшем случае роди­тели считали, что эти при­вычки соци­ально непри­ем­лемы или явля­ются при­зна­ками неправиль­ного обра­ще­ния. В худшем случае боялись, что регу­ляр­ное сле­до­ва­ние при­вычке при­ве­дет к физи­че­ским нару­ше­ниям. В насто­я­щее время сосание пальца, качание головой и подоб­ные этим действия (такие, как поти­ра­ние уха, накру­чи­ва­ние волос на палец и иногда — мастур­ба­цию) принято считать тем, чем они явля­ются на самом деле. Это абсо­лютно нор­маль­ные стра­те­гии по осла­б­ле­нию напря­же­ния, которые, воз­можно, непри­ятны на вид, но тем не менее без­вредны.

Сосание пальца — наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное занятие, сни­ма­ю­щее напря­же­ние у малень­ких детей, может поя­виться сразу после рожде­ния (его наблю­дали даже до рожде­ния). В течение первых двух лет оно может воз­ни­кать в любое время дня и ночи, хотя наи­бо­лее попу­ляр­ным вре­ме­нем ока­зы­ва­ется засы­па­ние. После двух лет у боль­шин­ства детей сосание пальца днем про­па­дает, за исклю­че­нием момен­тов, когда ребенок “ком­пен­си­рует” неу­до­вле­тво­рен­ность, уста­лость или голод. К шести годам при­вычка исче­зает, уступая место другим сред­ствам, осла­б­ля­ю­щим напря­же­ние (от кусания ногтей и ковы­ря­ния в носу до напе­ва­ния мелодий).

Качание головой — сле­ду­ю­щее наи­бо­лее рас­про­стра­нен­ное сред­ство против напря­же­ния, обычно исполь­зу­ется только в кровати и длится более корот­кий период, при­мерно до трех лет, эпи­зо­ди­че­ски воз­ни­кая в течение несколь­ких сле­ду­ю­щих лет. Многим детям нравится рит­мично уда­ряться (хорошо, что тихонько) о пере­кла­дины детской кро­ватки.

Как правило, наи­бо­лее мудрое и безо­пас­ное пове­де­ние — сми­риться с подоб­ными при­выч­ками и подо­ждать, пока они не исчез­нут по мере созре­ва­ния ребенка. При­вле­че­ние к ним нега­тив­ного вни­ма­ния лишь усу­гу­бит дис­ком­форт, вызы­ва­ю­щий саму при­вычку.

Вот неко­то­рые другие, более спе­ци­аль­ные подходы.

Если сосание пальца вас сильно рас­стра­и­вает, попро­буйте заме­нить палец пустыш­кой.

Это лучше, чем нена­ме­ренно пере­да­вать свое раз­дра­же­ние ребенку. Осто­рожно выни­майте палец изо рта ребенка, одно­вре­менно засо­вы­вая туда соску. По мере при­вы­ка­ния ребенка к пустышке, имейте ее (или даже коробку с сосками) под рукой все время, чтобы вы или ребенок легко могли при необ­хо­ди­мо­сти ею вос­поль­зо­ваться. Нао­бо­рот, если вас раз дражает зави­си­мость от соски, научите ребенка поль­зо­ваться вместо нее пальцем.

Бес­по­ко­ясь о том, что ребенок слишком сильно стучит головой о пере­кла­дины кро­ватки, закройте их кар­то­ном.

Картон гораздо мягче дерева, металла или пла­стика, но, в отличие от материи и поролона, оставит ребенку нужную ему “твердую” поверх­ность, чтобы стучать, и “твердый” звук, чтобы слышать.

По воз­мож­но­сти сведите к мини­муму причины напря­же­ния ребенка.

Ста­райтесь не допус­кать, чтобы дети чув­ство­вали избы­точ­ную или ненуж­ную неу­до­вле­тво­рен­ность, уста­лость и голод. Всегда про­верьте воз­мож­ные причины плача или напря­же­ния, прежде чем поз­во­лите ребенку сосание или качание. Пусть ребенок будет накор­м­лен, уложен спать или просто утешен.

с. 126—128

7. ЛОЖЬ И ВОРОВ­СТВО

Дети старше 6 лет уже доста­точно большие, чтобы пони­мать, что они лгут или воруют, и что более важно — что и то, и другое нехо­рошо. Тем не менее, даже дети, склон­ные к хоро­шему пове­де­нию и мораль­ным уста­нов­кам, иногда совер­шают такие непри­ят­ные поступки. Раци­о­наль­ные объ­яс­не­ния такого пове­де­ния у детей школь­ного воз­ра­ста раз­но­об­разны, и тен­ден­ция к раци­о­нали­за­ции в таком воз­ра­сте настолько сильна, что может быть в непре­о­до­ли­мой зави­си­мо­сти от обсто­я­тель­ств.

Основ­ные причины склон­но­сти ко лжи детей школь­ного воз­ра­ста:

■ Ребенок пыта­ется при­с­по­со­биться к ощу­ща­е­мой нечест­но­сти. Напри­мер, он может украсть приз, при­над­ле­жа­щий брату (сестре), так как чув­ствует, что он был при­су­жден нечестно, или насо­чи­нять небылиц о друге (подруге), если чув­ствует пре­да­тель­ство с его (ее) стороны.

■ Ребенок пыта­ется избе­жать чего-то неже­лан­ного. Напри­мер, больной ребенок может пре­у­мень­шать сим­п­томы болезни, чтобы рас­про­щаться с непри­ят­ным лече­нием, или ребенок крадет деньги, чтобы не уни­жаться до попро­шайни­че­ства, а затем лжет, чтобы избе­жать нака­за­ния.

■ Ребенок про­ве­ряет реакцию окру­жа­ю­щих. Напри­мер, может гово­рить учителю неправду о своей домаш­ней жизни, чтобы про­ве­рить, можно ли его оду­ра­чить, или выявить отно­ше­ние учителя к самой теме лжи. Или ребенок может украсть, напри­мер, шапку свер­ст­ника, чтобы про­ве­рить реакцию на ее отсут­ствие.

■ Ребенок пыта­ется дока­зать свою сме­лость. Напри­мер, может украсть инстру­мент из гаража соседа, чтобы дока­зать, что не боится «страш­ного» соседа, или лгать в при­сут­ствии детей, знающих правду, чтобы пора­зить их своей бра­ва­дой.

■ Ребенок пыта­ется при­влечь к себе вни­ма­ние. Напри­мер, может украсть браслет, который очень дорог матери, вступая в особое, даже нега­тив­ное вза­и­мо­действие с ней, или симу­ли­ро­вать болезнь, чтобы добиться большей заботы и сим­па­тии.

Если вы сразу же про­я­вите реши­тель­ность, любовь и при­ме­ните эффек­тив­ную тактику против эпи­зо­дов лжи или воров­ства, отме­чен­ных у ребенка школь­ного воз­ра­ста, это поможет иско­ре­нить подоб­ные при­вычки довольно быстро.

Исполь­зуйте сле­ду­ю­щие методы.

Будьте уверены, что ребенок пони­мает недо­пу­сти­мость лжи и воров­ства.

Мало одного только пони­ма­ния ребен­ком, что лгать и воро­вать нехо­рошо. Нужно также, чтобы он понял, почему это плохо, и, осно­вы­ва­ясь на этом пони­ма­нии, поо­бе­щал себе не посту­пать так.

Кроме того, прямо или кос­венно напо­ми­ная ребенку время от времени, что вы не одо­бря­ете лжи и воров­ства, убе­ди­тесь в том, что он под­дер­жи­вает вас в этом. Про­верьте также, что ребенок пони­мает, почему лгать и воро­вать нехо­рошо.

Любой случай лжи и воров­ства при­ни­майте всерьез.

Не следует бранить и нака­зы­вать ребенка слишком серьезно за ложь и воров­ство, так как отдель­ные случаи такого пове­де­ния доста­точно харак­терны для этого воз­ра­ста. В то же время такое пове­де­ние не должно остаться неза­ме­чен­ным или, хуже того, считаться невин­ной про­дел­кой.

Обсу­ждайте каждый случай лжи или воров­ства с ребен­ком, кри­ти­куя не лич­ность, а посту­пок. Давайте ребенку воз­мож­ность объ­яс­ниться по поводу любого нехо­ро­шего поступка и осо­знать зна­че­ние такого пове­де­ния.

Помо­гите ребенку раз­ра­бо­тать более при­ем­ле­мые модели пове­де­ния вместо лжи и воров­ства.

Часто дети лгут и воруют, потому что не знают, как вести себя по-другому, чтобы достичь желан­ного резуль­тата. Напри­мер, ребенок может лгать род­ствен­нику, чтобы не быть с ним (ней) наедине. Попы­тайтесь при­ме­нять ролевые игры к таким ситу­а­циям, чтобы научить ребенка более при­ем­ле­мому пове­де­нию.

Помо­гите ребенку осо­знать и принять ответ­ствен­ность за ложь или воров­ство.

Не думайте, что вы не можете помочь ребенку осо­знать и принять ответ­ствен­ность за нехо­ро­шие поступки, а также уладить их послед­ствия. Напри­мер, про­во­дите ребенка, когда он пойдет изви­няться, если он попро­сит вас об этом, и помо­гите вернуть укра­ден­ный предмет, так как делать это в оди­ночку для ребенка слишком трудно.

Никогда не поз­во­ляйте ребенку извле­кать выгоду из лжи или воров­ства.

Наста­и­вайте на отказе ребенка от любой выгоды, полу­чен­ной прямо или кос­венно от лжи или воров­ства. Никогда не поз­во­ляйте «пре­успе­вать» из-за лжи, если сделано все воз­мож­ное, чтобы исправить ее, и не поз­во­ляйте ребенку оста­в­лять себе укра­ден­ный предмет.

Избе­гайте жесто­кого нака­за­ния ребенка за ложь и воров­ство и не гово­рите ему, что он потерял ваше доверие.

Если ложь или воров­ство не привели к серьезным послед­ствиям, следует быстро про­стить ребенка. Если ребенок пони­мает неправиль­ность поступка и ула­жи­вает послед­ствия своего пове­де­ния, не нужно назна­чать нака­за­ние. Если послед­ствия лжи или воров­ства осо­бенно серьезны, целе­со­об­разно назна­чить незна­чи­тель­ное нака­за­ние просто для того, чтобы под­чер­к­нуть серьез­ность про­ступка.

Никогда не поз­во­ляйте ребенку считать, что ущерб невоз­можно вос­пол­нить, или что он будет всегда стра­дать из-за этого эпизода. Не следует пре­пят­ство­вать стрем­ле­нию ребенка к правиль­ному пове­де­нию, не нужно спо­соб­ство­вать сни­же­нию само­о­ценки, так как это при­ве­дет к серьезным эмо­ци­о­наль­ным про­бле­мам.

с. 239—241

5. ПРИ­СТРА­СТИЕ К РАЗ­ЛИЧ­НЫМ ВЕЩЕ­СТВАМ

Сое­ди­нен­ные Штаты Америки — это страна, где при­ме­не­ние лекар­ств явля­ется частью куль­туры. Боль­шин­ство граждан США при­ме­няют раз­лич­ные веще­ства в своей пов­се­д­нев­ной жизни: кофе утром, чтобы про­с­нуться; пиво или стакан вина вечером, чтобы рас­сла­биться; и/или иногда таблетку против про­студы, ожи­ре­ния, депрес­сии, кишеч­ного рас­стройства.

Для роди­те­лей не соста­в­ляет труда обна­ру­жить, что под­ро­сток, воз­можно, зло­у­по­тре­б­ляет веще­ствами, к которым огра­ни­чен доступ. Среди этих веществ на первом месте по рас­про­стра­нен­но­сти стоит алко­голь, затем пси­хо­сти­му­ля­торы-амфета­мины, бар­би­ту­раты (успо­ко­и­тель­ные), мари­ху­ана и кокаин. При­вле­ка­тель­ность нар­коти­ков для ребенка в зна­чи­тель­ной мере пре­до­пре­де­лена обще­ством в целом. Роди­тели должны при­ни­мать это во вни­ма­ние и быть более осто­рожны, ока­зы­вать сочув­ствие и прак­ти­че­скую помощь, избе­гать недо­ве­рия, оскор­б­ле­ний и осу­жде­ния, и ста­раться поставить пре­граду между под­рост­ком и нар­коти­ками.

Наи­бо­лее оче­вид­ная причина, объ­яс­ня­ю­щая первые попытки и после­ду­ю­щее посто­ян­ное упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков под­рост­ками, нахо­дится в их соци­аль­ном окру­же­нии. Многие под­ростки упо­тре­б­ляют нар­котики не только потому, что это делают их друзья (“зер­каль­ное” пове­де­ние), но и с той целью, чтобы чув­ство­вать больший комфорт и эмо­ци­о­наль­ное един­ство с дру­зьями (более сложное ада­п­ти­ру­ю­щее пове­де­ние).

Среди других явных сооб­ра­же­ний, по которым под­ростки начи­нают при­ни­мать нар­котики и зло­у­по­тре­б­лять ими, можно назвать сле­ду­ю­щие (в про­из­воль­ном порядке):

■ стрем­ле­ние справиться с оди­но­че­ством или тоской;

■ удо­вле­тво­ре­ние любо­пыт­ства, каса­ю­ще­гося влияния отдель­ных пре­па­ра­тов;

■ чувство проти­во­ре­чия прави­лам или влиянию;

■ бросить вызов чувству здра­вого смысла (так назы­ва­е­мое рис­ко­ван­ное пове­де­ние);

■ стрем­ле­ние казаться более взро­с­лым (или не казаться ребен­ком);

■ пере­сту­пить через что-то в себе;

■ избе­жать спе­ци­фи­че­ских эмо­ци­о­наль­ных или пси­хо­со­ма­ти­че­ских рас­стройств;

■ нака­зать себя (так назы­ва­е­мое деструк­тив­ное пове­де­ние);

■ чтобы при­бавить себе муже­ства и само­у­ве­рен­но­сти.

Конечно, можно найти подход к любому из этих явных сооб­ра­же­ний, но всегда нужно иметь в виду, что суще­ствует одна скрытая причина, побу­жда­ю­щая под­ростка сделать упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков эле­мен­том своей жизни: стрем­ле­ние испы­ты­вать удо­воль­ствие. Нар­котик может помочь хотя бы на корот­кое время почув­ство­вать себя хорошо или, по крайней мере, лучше, чем в насто­я­щее время. К сожа­ле­нию, по мере при­вы­ка­ния к опре­де­лен­ному пре­па­рату (что весьма веро­ятно при посто­ян­ном упо­тре­б­ле­нии таких пре­па­ра­тов) под­ро­сток пере­стает чув­ство­вать себя хорошо.

Спе­ци­али­сты пред­ла­гают неко­то­рые правила, которые помогут пре­дот­вра­тить и устра­нить при­стра­стие под­ростка к нар­коти­кам.

Активно вклю­чайтесь в жизнь вашего ребенка каждый день.

Больше зная о том, чем под­ро­сток зани­ма­ется в сво­бод­ное время, кто его друзья, как он себя чув­ствует, вы лучше сможете рас­по­знать, упо­тре­б­ляет ли под­ро­сток нар­котики, и, если да, то как помочь ему пре­кра­тить это. Воо­ду­ше­вите ребенка регу­лярно и часто рас­ска­зы­вать об этом вам, соз­да­вая атмо­сферу доверия и ком­форта, уста­но­вите для таких раз­го­во­ров спе­ци­аль­ное время.

Если ваш ребенок будет чув­ство­вать отчу­ж­де­ние в семье, то он более веро­ятно будет упо­тре­б­лять нар­котики, чтобы чув­ство­вать себя “дома”. Чтобы этого не слу­чи­лось, будьте посто­янно готовы к общению, при­вле­кайте ребенка к участию в семейных празд­ни­ках, убе­ди­тесь в том, что он чув­ствует вашу любовь и интерес.

Уста­но­вите ясные и четкие правила, запре­ща­ю­щие упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков.

Не думайте, что ребенок пони­мает, какой вред наносят нар­котики, и что упо­тре­б­лять их запре­щено. Объ­яс­ните под­ростку, что вы не одо­бря­ете нар­котики и сде­ла­ете все воз­мож­ное, чтобы он не при­ни­мал их.

Объявив это, объ­яс­ните меди­цин­ские, зако­но­да­тель­ные и соци­аль­ные причины таких правил, а также послед­ствия, с кото­рыми стол­к­нется ребенок при их нару­ше­нии. Избе­гайте объ­яс­нять запрет на упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков тем, что ребенок “живет с вами под одной крышей”. Такие аргу­менты могут вызвать обрат­ную реакцию, заставив ребенка убежать из дома, не жить с вами, устро­ить себе “убежище” в другом месте, и спо­соб­ство­вать при­стра­стию к нар­коти­кам.

Научите ребенка кон­тро­ли­ро­вать ситу­а­ции, бла­го­при­ят­ству­ю­щие упо­тре­б­ле­нию нар­коти­ков.

Пои­грайте с ребен­ком в ролевые игры, тре­ни­ру­ю­щие навыки, которые будут при­ме­няться им во всех случаях, свя­зан­ных с приемом или пред­ло­же­нием нар­коти­ков. Не советуйте под­ростку просто отве­чать отказом, хотя и этот подход может быть эффек­тив­ным. Раз­ра­бо­тайте вместе систему раз­лич­ных и эффек­тив­ных приемов, чтобы избе­гать упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков и отка­зы­ваться от них, не при­ни­жая себя в глазах ровес­ни­ков.

ПРЯМОЙ ОТКАЗ ОТ НАР­КОТИ­КОВ

■ “Я берегу мозги для лучшего занятия”.

■ “Я не при­ни­маю яд”.

■ “Мне не нравится то, что про­ис­хо­дит со мной от этого”.

■ “Мне не нравится вкус”.

■ “Эти вещи на меня всегда очень плохо действуют”.

ОТКАЗ С ИЗВИ­НЕ­НИЕМ

■ “У меня аллер­гия”.

■ “Я под­дер­жи­ваю форму [для спорта или другой дея­тель­но­сти]”.

■ “Мне не хочется портить остаток дня”.

ОТКАЗ С ЮМОРОМ

■ “Изви­ните, я такой сорт не упо­тре­б­ляю”.

■ “Я лучше посмо­трю, как вы будете валять дурака”.

ОТКАЗ С ОБИДОЙ

■ “Не могу пове­рить, что вы это упо­тре­б­ля­ете”.

■ “Ребята, вы же слишком умны, чтобы делать это”.

■ “Больше не пред­ла­гай мне это, если хочешь, чтобы мы остались дру­зьями”.

ОТКАЗ С ПРЕД­ЛО­ЖЕ­НИЕМ АЛЬ­ТЕР­НА­ТИВЫ

■ “Давайте лучше что-нибудь поедим”.

■ “Нет, я бы лучше сыграл (а) [в игру]”.

Если эта стра­те­гия не рабо­тает, посо­ветуйте ребенку уйти, изви­нив­шись или нет в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции. Кроме того, пока­жите под­ростку, как заво­дить раз­го­воры об отказе от нар­коти­ков с дру­зьями или зна­ко­мыми для их же пользы.

Научите ребенка под­дер­жи­вать само­кон­троль.

Исполь­зуйте любую воз­мож­ность, свя­зан­ную с при­стра­стием к нар­коти­кам, чтобы обучить под­ростка сле­ду­ю­щим навыкам:

■ как уста­на­в­ли­вать цели соб­ствен­ного вну­трен­него раз­ви­тия;

■ как сле­до­вать соб­ствен­ным прин­ци­пам;

■ как откла­ды­вать полу­че­ние воз­на­гра­жде­ния, когда это воз­можно;

■ как воз­на­гра­ждать и дис­ци­пли­ни­ро­вать себя, осно­вы­ва­ясь на соб­ствен­ном пове­де­нии.

Чем сильнее в под­ростке эти прин­ципы, тем легче он сможет сопроти­в­ляться наи­бо­лее частым соблазнам, свя­зан­ным с упо­тре­б­ле­нием нар­коти­ков.

Если ребенок как раз решает реаль­ную про­блему, свя­зан­ную с при­стра­стием к нар­коти­кам, помо­гите ему в соста­в­ле­нии и выпол­не­нии про­граммы само­со­вер­шен­ство­ва­ния, чтобы справиться с этой зави­си­мо­стью. Поз­вольте под­ростку руко­во­дить этой про­грам­мой само­сто­я­тельно, пола­га­ясь на вас как на кон­суль­танта.

Побу­ждайте ребенка к более кон­струк­тив­ному исполь­зо­ва­нию сво­бод­ного времени.

Тоска и низкая само­о­ценка — это основ­ные факторы, спо­соб­ству­ю­щие при­стра­стию под­рост­ков к нар­коти­кам, поэтому побу­ждайте вашего ребенка зани­маться тем, что вызы­вает интерес, требует усилий и спо­соб­ствует вну­трен­нему раз­ви­тию: спортом, про­грам­мами физи­че­ского совер­шен­ство­ва­ния, добро­воль­ной дея­тель­но­стью, хобби, неболь­шой работой, домаш­ними делами и/или допол­ни­тель­ными заняти­ями в школе.

Если воз­можно, содействуйте дея­тель­но­сти ребенка, которая пред­по­ла­гает участие его ровес­ни­ков, стре­мя­щихся про­во­дить сво­бод­ное время про­дук­тивно. Такая дея­тель­ность поможет под­ростку развить соци­аль­ные навыки и научит ценить вза­и­мо­от­но­ше­ния, не свя­зан­ные с упо­тре­б­ле­нием нар­коти­ков.

Обес­печьте наблю­де­ние за ребен­ком, если это необ­хо­димо.

Если это не соста­в­ляет труда, ста­райтесь не оста­в­лять под­ростка в полном оди­но­че­стве более несколь­ких часов. Если вы не можете быть дома дли­тель­ное время, попро­сите другого взро­с­лого чело­века быть там или пона­блю­дать за ним во время вашего отсут­ствия. Такая тактика при­ем­лема всегда, осо­бенно, когда вы подо­зре­ва­ете, что ваш ребенок при­ни­мает или при­ни­мал нар­котики.

Устра­и­вая наблю­де­ние, не под­ра­зу­ме­вайте, что вы не дове­ря­ете под­ростку. Вы не соби­ра­етесь огра­ни­чи­вать свободу ребенка, и вы пони­ма­ете, что он нужда­ется в опре­де­лен­ной незави­си­мо­сти. Однако вы обязаны убе­диться в безо­пас­но­сти вашего ребенка и жилища, поэтому наблю­де­ние должно быть добро­же­ла­тель­ным и осто­рож­ным.

Ищите под­дер­жку и помощь, когда это необ­хо­димо.

Чтобы лучше понять и больше узнать о при­стра­стии под­рост­ков к нар­коти­кам, соби­райте подоб­ную инфор­ма­цию, исполь­зуя про­граммы, пре­до­ста­в­ля­е­мые школами, общи­нами и цер­ко­вью. Такая инфор­ма­ция поможет вам обсу­ждать про­блему зло­у­по­тре­б­ле­ния нар­коти­ками с вашим ребен­ком, а также решать эту про­блему, если она воз­ник­нет у него.

Если под­ро­сток уже стра­дает от этой при­вычки, вам следует обра­титься к спе­ци­али­стам, так как в основе при­стра­стия к нар­коти­кам почти всегда лежат эмо­ци­о­наль­ные про­блемы. И если ваш ребенок при­ни­мает нар­котики, то ему при­дется через многое пройти, чтобы пре­о­до­леть эту при­вычку.

Соот­вет­ству­ю­щим образом нака­зы­вайте за при­стра­стие к нар­коти­кам.

Вам не следует сурово нака­зы­вать под­ростка лишь за отдель­ные попытки упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков, осо­бенно если с его стороны после­до­вало рас­ка­я­ние. Однако если при­стра­стие зашло слишком далеко, то нака­за­ние должно быть суровым.

Убе­ди­тесь в том, что под­ро­сток знает, что после­дует за началом упо­тре­б­ле­ния нар­коти­ков. Это знание может удер­жать его от роко­вого шага.

В иде­аль­ном случае упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков под­рост­ком должно вызвать меры, которые смогут поставить заслон между вашим ребен­ком и нар­коти­ками: напри­мер, запре­ще­ние участ­во­вать в какой-либо дея­тель­но­сти, заво­дить дружбу с кем-либо, если это может быть связано с упо­тре­б­ле­нием нар­коти­ков. Также можно исполь­зо­вать огра­ни­че­ние внешней дея­тель­но­сти и при­ви­ле­гий.

Любыми сред­ствами избе­гайте заста­в­лять под­ростка “в нака­за­ние” посе­щать меро­при­ятия по борьбе с нар­коти­ками, тратить больше времени на при­го­то­в­ле­ние уроков. Эти меры нужно пред­ставить как воз­мож­но­сти, меры помощи и под­дер­жки, при­з­ван­ные изме­нить жизнь под­ростка.

Пода­вайте хороший пример.

Трудно убедить под­ростка не упо­тре­б­лять нар­котики, если он видит, что роди­тели делают это. Вы должны сами резко огра­ни­чить упо­тре­б­ле­ние нар­коти­ков, не пот­вор­ство­вать другим в этом, в при­сут­ствии ребенка не одо­брять эту при­вычку и не отзы­ваться о ней поло­жи­тельно (напри­мер, “Мне нужно выпить, чтобы рас­сла­биться” или “Он выгля­дит зна­чи­тельно лучше, когда выпьет”).

Кроме того, объ­яс­ните куль­тур­ные, соци­аль­ные и юри­ди­че­ские пред­по­сылки того, почему другие взро­с­лые могут поз­во­лить себе упо­тре­б­лять подоб­ные веще­ства, тогда как под­ростки этого не могут. Убе­ди­тесь в том, что ваш ребенок пони­мает и при­ни­мает эти объ­яс­не­ния.

Под­ро­сток также должен знать, что у вас есть личные правила, которые регу­ли­руют ваше упо­тре­б­ле­ние нар­коти­че­ских веществ: строгие границы отно­си­тельно видов, коли­че­ства, режима упо­тре­б­ле­ния, ситу­а­ций, в которых это допу­стимо, а также что запре­щено после приема этих веществ (напри­мер, вожде­ние машины). Выска­зы­вайте эти правила, чтобы ваш ребенок мог исполь­зо­вать их в даль­нейшем как модели, упра­в­ля­ю­щие потре­б­ле­нием нар­коти­че­ских веществ.

ПРИ­ЗНАКИ ВОЗ­МОЖ­НОГО ПРИ­СТРА­СТИЯ К РАЗ­ЛИЧ­НЫМ ВЕЩЕ­СТВАМ

■ любое резкое ухудше­ние пове­де­ния, внеш­него вида, успе­ва­е­мо­сти, сна, изме­не­ние пищевых при­вы­чек, смена друзей;

■ частые случаи забыв­чи­во­сти, мед­ли­тель­но­сти, бес­связ­ной речи (напри­мер, неза­кон­чен­ные пред­ло­же­ния, абсур­д­ные зая­в­ле­ния);

■ на фоне полного здо­ро­вья рас­ши­ре­ние зрачков, покрас­не­ние глаз, насморк, кашель, рвота;

■ частые эпизоды неу­клю­же­сти и нару­ше­ния коор­ди­на­ции дви­же­ний;

■ резкие пере­мены настро­е­ния (напри­мер, от депрес­сии к эйфории) или тонуса (напри­мер, от сон­ли­во­сти к гипе­рак­тив­но­сти);

■ частые неа­де­кват­ные реакции на окру­жа­ю­щие события (напри­мер, ничем не спро­во­ци­ро­ван­ный гнев, без­у­дер­ж­ный смех, необъ­яс­ни­мый страх);

■ уча­ще­ние лжи, воров­ства, крими­наль­ного пове­де­ния;

■ частое невы­пол­не­ние обе­ща­ний и обя­за­тель­ств, опо­з­да­ния;

■ воз­ра­с­та­ние скрыт­но­сти, уеди­нен­но­сти, избе­га­ния, “уход в себя”;

■ полная утрата моти­ва­ций и прежних инте­ре­сов;

■ более частое исполь­зо­ва­ние дез­о­до­ран­тов (чтобы скрыть другие запахи);

■ поя­в­ле­ние атри­бу­тов, свя­зан­ных с нар­коти­ками (напри­мер, фляжки, папи­рос­ная бумага, пла­сти­ко­вые упа­ковки, трубки, весы, пузырьки, лопа­точки, опасные бритвы, инъек­ци­он­ные иглы, рас­пы­ли­тели, кар­ман­ные фона­рики);

■ другие вещи, отно­ся­щи­еся к упо­тре­б­ле­нию нар­коти­ков (напри­мер, книги, журналы, записи, раз­ри­со­ван­ные майки, плакаты, виде­о­кас­сеты, рисунки);

■ частое упо­ми­на­ние нар­коти­ков при выборе слов, в шутках, раз­го­во­рах;

■ посто­ян­ное и не объ­яс­ни­мое другими при­чи­нами отсут­ствие или избыток денег.

ОПАС­НО­СТИ ЗЛО­У­ПО­ТРЕ­Б­ЛЕ­НИЯ РАЗ­ЛИЧ­НЫМИ ВЕЩЕ­СТВАМИ

АЛКО­ГОЛЬ

■ имеет зна­чи­тельно большее воз­действие на под­ростка, чем на взро­с­лого, так как масса и размеры тела под­рост­ков меньше;

■ явля­ется депрес­сан­том, который вызы­вает апатию и отча­я­ние;

■ нару­шает коор­ди­на­цию дви­же­ний и осла­б­ляет рефлексы;

■ уве­ли­чи­вает под­вер­жен­ность чело­века физи­че­скому или мен­таль­ному при­ну­жде­нию;

■ нару­шает пище­ва­ре­ние, вызы­вает рвоту, голов­ные боли и такие “похмель­ные” сим­п­томы, как гипер­чув­стви­тель­ность и дрожь;

■ снижает тор­мо­же­ние, поэтому нару­ша­ется кон­троль над эмо­ци­ями и поступ­ками;

■ может вызвать нео­жи­дан­ные провалы памяти;

■ при дли­тель­ном зло­у­по­тре­б­ле­нии осла­б­ля­ется иммун­ная система, изме­ня­ется цвет лица и общее состо­я­ние, пора­жа­ются печень и голов­ной мозг, воз­ни­кают психозы.

БАР­БИ­ТУ­РАТЫ (депрес­санты)

■ могут нео­жи­данно вызвать оце­пе­не­ние, потерю созна­ния и даже смерть;

■ быстро вызы­вают при­вы­ка­ние, тре­бу­ются допол­ни­тель­ные дозы для дости­же­ния преж­него эффекта;

■ могут при­ве­сти к сон­ли­во­сти, спу­тан­но­сти созна­ния, отча­я­нию, некон­тро­ли­ру­е­мому плачу, нару­ше­ниям коор­ди­на­ции дви­же­ний;

■ с тече­нием времени воз­ра­с­тает раз­дра­жи­тель­ность и нетер­пе­ли­вость;

■ могут уве­ли­чи­вать под­вер­жен­ность физи­че­скому или мен­таль­ному при­ну­жде­нию;

■ могут вызвать голов­ную боль и “похме­лье”.

АМФЕТА­МИНЫ (сти­му­ля­торы)

■ уси­ли­вают бес­по­койство и раз­дра­жи­тель­ность;

■ могут вызвать гнев и бред;

■ снижают коор­ди­на­цию дви­же­ний;

■ спустя неко­то­рое время вызы­вают бес­сон­ницу, пора­же­ния кожи и пище­ва­ри­тель­ной системы и/или судо­роги;

■ быстро вызы­вают при­вы­ка­ние, тре­бу­ются допол­ни­тель­ные дозы для дости­же­ния преж­него эффекта;

■ могут вызвать гал­лю­ци­на­ции;

■ делают чело­века не спо­соб­ным к постро­е­нию закон­чен­ных фраз и кон­цен­тра­ции вни­ма­ния;

■ эмо­ци­о­наль­ное и физи­че­ское исто­ще­ние долго сохра­ня­ются после приема.

МАРИ­ХУ­АНА

■ вызы­вает ухудше­ние крат­ко­вре­мен­ной памяти, которое про­грес­си­рует с тече­нием времени;

■ резко умень­шает ини­ци­а­тив­ность и тонус;

■ иногда вызы­вает бред и гал­лю­ци­на­ции;

■ нару­шает вос­при­ятие времени и про­стран­ства;

■ с тече­нием времени нару­шает мен­стру­аль­ный цикл и снижает коли­че­ство спер­ма­то­зо­и­дов в сперме;

■ отри­ца­тельно влияет на легкие (как одна пачка сигарет);

■ вызы­вает эффекты, про­дол­жа­ю­щи­еся после окон­ча­ния приема (сни­жен­ная спо­соб­ность к кон­цен­тра­ции вни­ма­ния, коор­ди­на­ции мыслей и дви­же­ний).

КОКАИН

■ вызы­вает общую раз­дра­жи­тель­ность и тревогу;

■ может нео­жи­данно вызвать психоз, сер­деч­ную недо­ста­точ­ность, оста­новку дыхания и смерть;

■ резко нару­шает рефлексы и коор­ди­на­цию дви­же­ний;

■ с тече­нием времени снижает ини­ци­а­тиву и при­во­дит к депрес­сии;

■ быстро вызы­вает при­вы­ка­ние, тре­бу­ются допол­ни­тель­ные дозы для дости­же­ния преж­него эффекта.

с. 351—359


Также в рубрике «Вредные привычки»