“УСМИРИТЕЛИ” НАПРЯЖЕНИЯ: СОСАНИЕ ПАЛЬЦА И КАЧАНИЕ
Всего каких-то двадцать пять лет назад родители пытались сделать все, чтобы отучить маленького ребенка сосать палец или качать головой вперед-назад. В лучшем случае родители считали, что эти привычки социально неприемлемы или являются признаками неправильного обращения. В худшем случае боялись, что регулярное следование привычке приведет к физическим нарушениям. В настоящее время сосание пальца, качание головой и подобные этим действия (такие, как потирание уха, накручивание волос на палец и иногда — мастурбацию) принято считать тем, чем они являются на самом деле. Это абсолютно нормальные стратегии по ослаблению напряжения, которые, возможно, неприятны на вид, но тем не менее безвредны.
Сосание пальца — наиболее распространенное занятие, снимающее напряжение у маленьких детей, может появиться сразу после рождения (его наблюдали даже до рождения). В течение первых двух лет оно может возникать в любое время дня и ночи, хотя наиболее популярным временем оказывается засыпание. После двух лет у большинства детей сосание пальца днем пропадает, за исключением моментов, когда ребенок “компенсирует” неудовлетворенность, усталость или голод. К шести годам привычка исчезает, уступая место другим средствам, ослабляющим напряжение (от кусания ногтей и ковыряния в носу до напевания мелодий).
Качание головой — следующее наиболее распространенное средство против напряжения, обычно используется только в кровати и длится более короткий период, примерно до трех лет, эпизодически возникая в течение нескольких следующих лет. Многим детям нравится ритмично ударяться (хорошо, что тихонько) о перекладины детской кроватки.
Как правило, наиболее мудрое и безопасное поведение — смириться с подобными привычками и подождать, пока они не исчезнут по мере созревания ребенка. Привлечение к ним негативного внимания лишь усугубит дискомфорт, вызывающий саму привычку.
Вот некоторые другие, более специальные подходы.
■ Если сосание пальца вас сильно расстраивает, попробуйте заменить палец пустышкой.
Это лучше, чем ненамеренно передавать свое раздражение ребенку. Осторожно вынимайте палец изо рта ребенка, одновременно засовывая туда соску. По мере привыкания ребенка к пустышке, имейте ее (или даже коробку с сосками) под рукой все время, чтобы вы или ребенок легко могли при необходимости ею воспользоваться. Наоборот, если вас раз дражает зависимость от соски, научите ребенка пользоваться вместо нее пальцем.
■ Беспокоясь о том, что ребенок слишком сильно стучит головой о перекладины кроватки, закройте их картоном.
Картон гораздо мягче дерева, металла или пластика, но, в отличие от материи и поролона, оставит ребенку нужную ему “твердую” поверхность, чтобы стучать, и “твердый” звук, чтобы слышать.
■ По возможности сведите к минимуму причины напряжения ребенка.
Старайтесь не допускать, чтобы дети чувствовали избыточную или ненужную неудовлетворенность, усталость и голод. Всегда проверьте возможные причины плача или напряжения, прежде чем позволите ребенку сосание или качание. Пусть ребенок будет накормлен, уложен спать или просто утешен.
7. ЛОЖЬ И ВОРОВСТВО
Дети старше 6 лет уже достаточно большие, чтобы понимать, что они лгут или воруют, и что более важно — что и то, и другое нехорошо. Тем не менее, даже дети, склонные к хорошему поведению и моральным установкам, иногда совершают такие неприятные поступки. Рациональные объяснения такого поведения у детей школьного возраста разнообразны, и тенденция к рационализации в таком возрасте настолько сильна, что может быть в непреодолимой зависимости от обстоятельств.
Основные причины склонности ко лжи детей школьного возраста:
■ Ребенок пытается приспособиться к ощущаемой нечестности. Например, он может украсть приз, принадлежащий брату (сестре), так как чувствует, что он был присужден нечестно, или насочинять небылиц о друге (подруге), если чувствует предательство с его (ее) стороны.
■ Ребенок пытается избежать чего-то нежеланного. Например, больной ребенок может преуменьшать симптомы болезни, чтобы распрощаться с неприятным лечением, или ребенок крадет деньги, чтобы не унижаться до попрошайничества, а затем лжет, чтобы избежать наказания.
■ Ребенок проверяет реакцию окружающих. Например, может говорить учителю неправду о своей домашней жизни, чтобы проверить, можно ли его одурачить, или выявить отношение учителя к самой теме лжи. Или ребенок может украсть, например, шапку сверстника, чтобы проверить реакцию на ее отсутствие.
■ Ребенок пытается доказать свою смелость. Например, может украсть инструмент из гаража соседа, чтобы доказать, что не боится «страшного» соседа, или лгать в присутствии детей, знающих правду, чтобы поразить их своей бравадой.
■ Ребенок пытается привлечь к себе внимание. Например, может украсть браслет, который очень дорог матери, вступая в особое, даже негативное взаимодействие с ней, или симулировать болезнь, чтобы добиться большей заботы и симпатии.
Если вы сразу же проявите решительность, любовь и примените эффективную тактику против эпизодов лжи или воровства, отмеченных у ребенка школьного возраста, это поможет искоренить подобные привычки довольно быстро.
Используйте следующие методы.
■ Будьте уверены, что ребенок понимает недопустимость лжи и воровства.
Мало одного только понимания ребенком, что лгать и воровать нехорошо. Нужно также, чтобы он понял, почему это плохо, и, основываясь на этом понимании, пообещал себе не поступать так.
Кроме того, прямо или косвенно напоминая ребенку время от времени, что вы не одобряете лжи и воровства, убедитесь в том, что он поддерживает вас в этом. Проверьте также, что ребенок понимает, почему лгать и воровать нехорошо.
■ Любой случай лжи и воровства принимайте всерьез.
Не следует бранить и наказывать ребенка слишком серьезно за ложь и воровство, так как отдельные случаи такого поведения достаточно характерны для этого возраста. В то же время такое поведение не должно остаться незамеченным или, хуже того, считаться невинной проделкой.
Обсуждайте каждый случай лжи или воровства с ребенком, критикуя не личность, а поступок. Давайте ребенку возможность объясниться по поводу любого нехорошего поступка и осознать значение такого поведения.
■ Помогите ребенку разработать более приемлемые модели поведения вместо лжи и воровства.
Часто дети лгут и воруют, потому что не знают, как вести себя по-другому, чтобы достичь желанного результата. Например, ребенок может лгать родственнику, чтобы не быть с ним (ней) наедине. Попытайтесь применять ролевые игры к таким ситуациям, чтобы научить ребенка более приемлемому поведению.
■ Помогите ребенку осознать и принять ответственность за ложь или воровство.
Не думайте, что вы не можете помочь ребенку осознать и принять ответственность за нехорошие поступки, а также уладить их последствия. Например, проводите ребенка, когда он пойдет извиняться, если он попросит вас об этом, и помогите вернуть украденный предмет, так как делать это в одиночку для ребенка слишком трудно.
■ Никогда не позволяйте ребенку извлекать выгоду из лжи или воровства.
Настаивайте на отказе ребенка от любой выгоды, полученной прямо или косвенно от лжи или воровства. Никогда не позволяйте «преуспевать» из-за лжи, если сделано все возможное, чтобы исправить ее, и не позволяйте ребенку оставлять себе украденный предмет.
■ Избегайте жестокого наказания ребенка за ложь и воровство и не говорите ему, что он потерял ваше доверие.
Если ложь или воровство не привели к серьезным последствиям, следует быстро простить ребенка. Если ребенок понимает неправильность поступка и улаживает последствия своего поведения, не нужно назначать наказание. Если последствия лжи или воровства особенно серьезны, целесообразно назначить незначительное наказание просто для того, чтобы подчеркнуть серьезность проступка.
Никогда не позволяйте ребенку считать, что ущерб невозможно восполнить, или что он будет всегда страдать из-за этого эпизода. Не следует препятствовать стремлению ребенка к правильному поведению, не нужно способствовать снижению самооценки, так как это приведет к серьезным эмоциональным проблемам.
5. ПРИСТРАСТИЕ К РАЗЛИЧНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
Соединенные Штаты Америки — это страна, где применение лекарств является частью культуры. Большинство граждан США применяют различные вещества в своей повседневной жизни: кофе утром, чтобы проснуться; пиво или стакан вина вечером, чтобы расслабиться; и/или иногда таблетку против простуды, ожирения, депрессии, кишечного расстройства.
Для родителей не составляет труда обнаружить, что подросток, возможно, злоупотребляет веществами, к которым ограничен доступ. Среди этих веществ на первом месте по распространенности стоит алкоголь, затем психостимуляторы-амфетамины, барбитураты (успокоительные), марихуана и кокаин. Привлекательность наркотиков для ребенка в значительной мере предопределена обществом в целом. Родители должны принимать это во внимание и быть более осторожны, оказывать сочувствие и практическую помощь, избегать недоверия, оскорблений и осуждения, и стараться поставить преграду между подростком и наркотиками.
Наиболее очевидная причина, объясняющая первые попытки и последующее постоянное употребление наркотиков подростками, находится в их социальном окружении. Многие подростки употребляют наркотики не только потому, что это делают их друзья (“зеркальное” поведение), но и с той целью, чтобы чувствовать больший комфорт и эмоциональное единство с друзьями (более сложное адаптирующее поведение).
Среди других явных соображений, по которым подростки начинают принимать наркотики и злоупотреблять ими, можно назвать следующие (в произвольном порядке):
■ стремление справиться с одиночеством или тоской;
■ удовлетворение любопытства, касающегося влияния отдельных препаратов;
■ чувство противоречия правилам или влиянию;
■ бросить вызов чувству здравого смысла (так называемое рискованное поведение);
■ стремление казаться более взрослым (или не казаться ребенком);
■ переступить через что-то в себе;
■ избежать специфических эмоциональных или психосоматических расстройств;
■ наказать себя (так называемое деструктивное поведение);
■ чтобы прибавить себе мужества и самоуверенности.
Конечно, можно найти подход к любому из этих явных соображений, но всегда нужно иметь в виду, что существует одна скрытая причина, побуждающая подростка сделать употребление наркотиков элементом своей жизни: стремление испытывать удовольствие. Наркотик может помочь хотя бы на короткое время почувствовать себя хорошо или, по крайней мере, лучше, чем в настоящее время. К сожалению, по мере привыкания к определенному препарату (что весьма вероятно при постоянном употреблении таких препаратов) подросток перестает чувствовать себя хорошо.
Специалисты предлагают некоторые правила, которые помогут предотвратить и устранить пристрастие подростка к наркотикам.
■ Активно включайтесь в жизнь вашего ребенка каждый день.
Больше зная о том, чем подросток занимается в свободное время, кто его друзья, как он себя чувствует, вы лучше сможете распознать, употребляет ли подросток наркотики, и, если да, то как помочь ему прекратить это. Воодушевите ребенка регулярно и часто рассказывать об этом вам, создавая атмосферу доверия и комфорта, установите для таких разговоров специальное время.
Если ваш ребенок будет чувствовать отчуждение в семье, то он более вероятно будет употреблять наркотики, чтобы чувствовать себя “дома”. Чтобы этого не случилось, будьте постоянно готовы к общению, привлекайте ребенка к участию в семейных праздниках, убедитесь в том, что он чувствует вашу любовь и интерес.
■ Установите ясные и четкие правила, запрещающие употребление наркотиков.
Не думайте, что ребенок понимает, какой вред наносят наркотики, и что употреблять их запрещено. Объясните подростку, что вы не одобряете наркотики и сделаете все возможное, чтобы он не принимал их.
Объявив это, объясните медицинские, законодательные и социальные причины таких правил, а также последствия, с которыми столкнется ребенок при их нарушении. Избегайте объяснять запрет на употребление наркотиков тем, что ребенок “живет с вами под одной крышей”. Такие аргументы могут вызвать обратную реакцию, заставив ребенка убежать из дома, не жить с вами, устроить себе “убежище” в другом месте, и способствовать пристрастию к наркотикам.
■ Научите ребенка контролировать ситуации, благоприятствующие употреблению наркотиков.
Поиграйте с ребенком в ролевые игры, тренирующие навыки, которые будут применяться им во всех случаях, связанных с приемом или предложением наркотиков. Не советуйте подростку просто отвечать отказом, хотя и этот подход может быть эффективным. Разработайте вместе систему различных и эффективных приемов, чтобы избегать употребления наркотиков и отказываться от них, не принижая себя в глазах ровесников.
ПРЯМОЙ ОТКАЗ ОТ НАРКОТИКОВ
■ “Я берегу мозги для лучшего занятия”.
■ “Я не принимаю яд”.
■ “Мне не нравится то, что происходит со мной от этого”.
■ “Мне не нравится вкус”.
■ “Эти вещи на меня всегда очень плохо действуют”.
ОТКАЗ С ИЗВИНЕНИЕМ
■ “У меня аллергия”.
■ “Я поддерживаю форму [для спорта или другой деятельности]”.
■ “Мне не хочется портить остаток дня”.
ОТКАЗ С ЮМОРОМ
■ “Извините, я такой сорт не употребляю”.
■ “Я лучше посмотрю, как вы будете валять дурака”.
ОТКАЗ С ОБИДОЙ
■ “Не могу поверить, что вы это употребляете”.
■ “Ребята, вы же слишком умны, чтобы делать это”.
■ “Больше не предлагай мне это, если хочешь, чтобы мы остались друзьями”.
ОТКАЗ С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ АЛЬТЕРНАТИВЫ
■ “Давайте лучше что-нибудь поедим”.
■ “Нет, я бы лучше сыграл (а) [в игру]”.
Если эта стратегия не работает, посоветуйте ребенку уйти, извинившись или нет в зависимости от ситуации. Кроме того, покажите подростку, как заводить разговоры об отказе от наркотиков с друзьями или знакомыми для их же пользы.
■ Научите ребенка поддерживать самоконтроль.
Используйте любую возможность, связанную с пристрастием к наркотикам, чтобы обучить подростка следующим навыкам:
■ как устанавливать цели собственного внутреннего развития;
■ как следовать собственным принципам;
■ как откладывать получение вознаграждения, когда это возможно;
■ как вознаграждать и дисциплинировать себя, основываясь на собственном поведении.
Чем сильнее в подростке эти принципы, тем легче он сможет сопротивляться наиболее частым соблазнам, связанным с употреблением наркотиков.
Если ребенок как раз решает реальную проблему, связанную с пристрастием к наркотикам, помогите ему в составлении и выполнении программы самосовершенствования, чтобы справиться с этой зависимостью. Позвольте подростку руководить этой программой самостоятельно, полагаясь на вас как на консультанта.
■ Побуждайте ребенка к более конструктивному использованию свободного времени.
Тоска и низкая самооценка — это основные факторы, способствующие пристрастию подростков к наркотикам, поэтому побуждайте вашего ребенка заниматься тем, что вызывает интерес, требует усилий и способствует внутреннему развитию: спортом, программами физического совершенствования, добровольной деятельностью, хобби, небольшой работой, домашними делами и/или дополнительными занятиями в школе.
Если возможно, содействуйте деятельности ребенка, которая предполагает участие его ровесников, стремящихся проводить свободное время продуктивно. Такая деятельность поможет подростку развить социальные навыки и научит ценить взаимоотношения, не связанные с употреблением наркотиков.
■ Обеспечьте наблюдение за ребенком, если это необходимо.
Если это не составляет труда, старайтесь не оставлять подростка в полном одиночестве более нескольких часов. Если вы не можете быть дома длительное время, попросите другого взрослого человека быть там или понаблюдать за ним во время вашего отсутствия. Такая тактика приемлема всегда, особенно, когда вы подозреваете, что ваш ребенок принимает или принимал наркотики.
Устраивая наблюдение, не подразумевайте, что вы не доверяете подростку. Вы не собираетесь ограничивать свободу ребенка, и вы понимаете, что он нуждается в определенной независимости. Однако вы обязаны убедиться в безопасности вашего ребенка и жилища, поэтому наблюдение должно быть доброжелательным и осторожным.
■ Ищите поддержку и помощь, когда это необходимо.
Чтобы лучше понять и больше узнать о пристрастии подростков к наркотикам, собирайте подобную информацию, используя программы, предоставляемые школами, общинами и церковью. Такая информация поможет вам обсуждать проблему злоупотребления наркотиками с вашим ребенком, а также решать эту проблему, если она возникнет у него.
Если подросток уже страдает от этой привычки, вам следует обратиться к специалистам, так как в основе пристрастия к наркотикам почти всегда лежат эмоциональные проблемы. И если ваш ребенок принимает наркотики, то ему придется через многое пройти, чтобы преодолеть эту привычку.
■ Соответствующим образом наказывайте за пристрастие к наркотикам.
Вам не следует сурово наказывать подростка лишь за отдельные попытки употребления наркотиков, особенно если с его стороны последовало раскаяние. Однако если пристрастие зашло слишком далеко, то наказание должно быть суровым.
Убедитесь в том, что подросток знает, что последует за началом употребления наркотиков. Это знание может удержать его от рокового шага.
В идеальном случае употребление наркотиков подростком должно вызвать меры, которые смогут поставить заслон между вашим ребенком и наркотиками: например, запрещение участвовать в какой-либо деятельности, заводить дружбу с кем-либо, если это может быть связано с употреблением наркотиков. Также можно использовать ограничение внешней деятельности и привилегий.
Любыми средствами избегайте заставлять подростка “в наказание” посещать мероприятия по борьбе с наркотиками, тратить больше времени на приготовление уроков. Эти меры нужно представить как возможности, меры помощи и поддержки, призванные изменить жизнь подростка.
■ Подавайте хороший пример.
Трудно убедить подростка не употреблять наркотики, если он видит, что родители делают это. Вы должны сами резко ограничить употребление наркотиков, не потворствовать другим в этом, в присутствии ребенка не одобрять эту привычку и не отзываться о ней положительно (например, “Мне нужно выпить, чтобы расслабиться” или “Он выглядит значительно лучше, когда выпьет”).
Кроме того, объясните культурные, социальные и юридические предпосылки того, почему другие взрослые могут позволить себе употреблять подобные вещества, тогда как подростки этого не могут. Убедитесь в том, что ваш ребенок понимает и принимает эти объяснения.
Подросток также должен знать, что у вас есть личные правила, которые регулируют ваше употребление наркотических веществ: строгие границы относительно видов, количества, режима употребления, ситуаций, в которых это допустимо, а также что запрещено после приема этих веществ (например, вождение машины). Высказывайте эти правила, чтобы ваш ребенок мог использовать их в дальнейшем как модели, управляющие потреблением наркотических веществ.
ПРИЗНАКИ ВОЗМОЖНОГО ПРИСТРАСТИЯ К РАЗЛИЧНЫМ ВЕЩЕСТВАМ
■ любое резкое ухудшение поведения, внешнего вида, успеваемости, сна, изменение пищевых привычек, смена друзей;
■ частые случаи забывчивости, медлительности, бессвязной речи (например, незаконченные предложения, абсурдные заявления);
■ на фоне полного здоровья расширение зрачков, покраснение глаз, насморк, кашель, рвота;
■ частые эпизоды неуклюжести и нарушения координации движений;
■ резкие перемены настроения (например, от депрессии к эйфории) или тонуса (например, от сонливости к гиперактивности);
■ частые неадекватные реакции на окружающие события (например, ничем не спровоцированный гнев, безудержный смех, необъяснимый страх);
■ учащение лжи, воровства, криминального поведения;
■ частое невыполнение обещаний и обязательств, опоздания;
■ возрастание скрытности, уединенности, избегания, “уход в себя”;
■ полная утрата мотиваций и прежних интересов;
■ более частое использование дезодорантов (чтобы скрыть другие запахи);
■ появление атрибутов, связанных с наркотиками (например, фляжки, папиросная бумага, пластиковые упаковки, трубки, весы, пузырьки, лопаточки, опасные бритвы, инъекционные иглы, распылители, карманные фонарики);
■ другие вещи, относящиеся к употреблению наркотиков (например, книги, журналы, записи, разрисованные майки, плакаты, видеокассеты, рисунки);
■ частое упоминание наркотиков при выборе слов, в шутках, разговорах;
■ постоянное и не объяснимое другими причинами отсутствие или избыток денег.
ОПАСНОСТИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ РАЗЛИЧНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ
АЛКОГОЛЬ
■ имеет значительно большее воздействие на подростка, чем на взрослого, так как масса и размеры тела подростков меньше;
■ является депрессантом, который вызывает апатию и отчаяние;
■ нарушает координацию движений и ослабляет рефлексы;
■ увеличивает подверженность человека физическому или ментальному принуждению;
■ нарушает пищеварение, вызывает рвоту, головные боли и такие “похмельные” симптомы, как гиперчувствительность и дрожь;
■ снижает торможение, поэтому нарушается контроль над эмоциями и поступками;
■ может вызвать неожиданные провалы памяти;
■ при длительном злоупотреблении ослабляется иммунная система, изменяется цвет лица и общее состояние, поражаются печень и головной мозг, возникают психозы.
БАРБИТУРАТЫ (депрессанты)
■ могут неожиданно вызвать оцепенение, потерю сознания и даже смерть;
■ быстро вызывают привыкание, требуются дополнительные дозы для достижения прежнего эффекта;
■ могут привести к сонливости, спутанности сознания, отчаянию, неконтролируемому плачу, нарушениям координации движений;
■ с течением времени возрастает раздражительность и нетерпеливость;
■ могут увеличивать подверженность физическому или ментальному принуждению;
■ могут вызвать головную боль и “похмелье”.
АМФЕТАМИНЫ (стимуляторы)
■ усиливают беспокойство и раздражительность;
■ могут вызвать гнев и бред;
■ снижают координацию движений;
■ спустя некоторое время вызывают бессонницу, поражения кожи и пищеварительной системы и/или судороги;
■ быстро вызывают привыкание, требуются дополнительные дозы для достижения прежнего эффекта;
■ могут вызвать галлюцинации;
■ делают человека не способным к построению законченных фраз и концентрации внимания;
■ эмоциональное и физическое истощение долго сохраняются после приема.
МАРИХУАНА
■ вызывает ухудшение кратковременной памяти, которое прогрессирует с течением времени;
■ резко уменьшает инициативность и тонус;
■ иногда вызывает бред и галлюцинации;
■ нарушает восприятие времени и пространства;
■ с течением времени нарушает менструальный цикл и снижает количество сперматозоидов в сперме;
■ отрицательно влияет на легкие (как одна пачка сигарет);
■ вызывает эффекты, продолжающиеся после окончания приема (сниженная способность к концентрации внимания, координации мыслей и движений).
КОКАИН
■ вызывает общую раздражительность и тревогу;
■ может неожиданно вызвать психоз, сердечную недостаточность, остановку дыхания и смерть;
■ резко нарушает рефлексы и координацию движений;
■ с течением времени снижает инициативу и приводит к депрессии;
■ быстро вызывает привыкание, требуются дополнительные дозы для достижения прежнего эффекта.