B КАКОМ ВОЗРАСТЕ НАШИ ДЕТИ НАЧИНАЮТ ИНТЕРЕСОВАТЬСЯ НАРКОТИКАМИ?
Недавно (1997 г.) в Центре профилактики наркомании среди молодежи города Санкт-Петербурга были проведены исследования, показавшие, в каком возрасте и как получают дети знания о наркотиках. Разрозненный московский опыт полностью подтверждает эти данные. Мы позволили себе добавить к ним некоторые элементы собственных наблюдений.
Десять — двенадцать лет
Ребят интересует все, что связано с наркотиками — их действие, как их принимают. О жутких последствиях употребления если и слышали (большинство из них говорят, что никогда не слышали), то всерьез эти сведения не воспринимают. Сами наркотики пока не пробовали, с наркоманами знакомы единицы (о таком знакомстве рассказывают с гордостью). Знания отрывочны, недостоверны, получены с чужих слов.
Необходимо отметить, что это возраст появления любопытства к наркотикам, возраст подражания и формирования «моды». В этом возрасте школьники начинают играть «в наркоманов» и интересоваться видеофильмами о борьбе с наркомафией. Частое и практически всегда непрофессиональное обсуждение проблемы наркотиков средствами массовой информации (в первую очередь на телевидении) по большей части дает прямо противоположный эффект — усиливает любопытство к наркотикам и наркоманам.
Надо сказать, что по данным американских исследователей дети начинают эксперименты с приемом наркотиков с десятилетнего возраста. В нашей стране это прерогатива следующей возрастной группы.
Двенадцать — четырнадцать лет
Основной интерес у ребят вызывает возможность употребления «легких» наркотиков — марихуана наркотиком не считается. О существовании глобальной проблемы задумываются лишь некоторые; пробовали наркотик немногие — из любопытства; знакомы с потребителями и распространителями практически все.
О наркотиках знают много — из опыта знакомых или по рассказам. Многие сведения недостоверны, информации об отрицательных сторонах действия наркотиков практически нет. Опасность употребления сильно недооценивается. Разговаривают о наркотиках только между собой (это «страшная тайна» для взрослых, следовательно — органическая часть молодежной культуры).
Для многих подростков это возраст первого знакомства с наркотиками. Чаще всего это пробы вдыхания растворителей или прием под влиянием сверстников каких-либо таблетированных психоактивных препаратов.
Четырнадцать — шестнадцать лет
По отношению к наркотикам формируются три группы:
1. Употребляющие и сочувствующие — интересуются вопросами, связанными со снижением риска при употреблении наркотиков. Не верят в привыкание. Употребление наркотиков считается признаком независимости и крутости. Среди членов этой группы много ребят, являющихся лидерами по характеру.
2. Радикальные противники — «сам никогда не буду и не дам гибнуть другу». Многие из членов этой группы считают употребление наркотиков признаком слабости и неполноценности.
3. Группа, не определившая своего отношения к наркотикам. Значительная ее часть может начать употребление под влиянием друзей. В основном в этой группе находятся ребята, относящиеся к проблеме наркотиков с плохо скрываемым любопытством.
Шестнадцать — восемнадцать лет
Группы сохраняются, но число не определившихся значительно уменьшается. Качественно меняется содержание знаний о наркотиках — они детализируются и становятся более объективными. Появляется первая негативная информация (в основном из опыта сверстников, употребляющих «сильные» наркотики).
В группе употребляющих и сочувствующих пожинают первые плоды, в связи с этим большой интерес вызывают криминальные последствия употребления и скорость развития процессов, влияющих на здоровье. Глобальной проблемой наркоманию считают немногие.
Среди радикальных противников растет число людей, осознающих необходимость активных действий, направленных на изменение ситуации. Ребята начинают осознавать наркотики, как глобальную проблему.
ЧТО ЖЕ НАМ ДЕЛАТЬ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ НАШ РЕБЕНОК НЕ СТАЛ НАРКОМАНОМ?
Эта книжка — не учебник педагогики. Попробуем просто сделать выводы, которые напрашиваются в результате исследования жизни ребят, начавших употребление наркотиков.
1. В человеческой семье кроме чисто бытовых и материальных ценностей должны существовать иные смыслы. Таким смыслом может быть религия. Лучше, если это религиозность не одного из членов семьи, а семьи в целом: с семейными праздниками, постами, семейным обсуждением религиозных и нравственных проблем. Религия — это ощущение праздника и отсутствия смерти.
Таким смыслом может быть музыка, живопись, коллекционирование, спорт. Только спорт не должен быть только отцовским «преступным увлечением», с которым отчаянно борется мама. А коллекционирование, например, изделий из Гжели должно быть не просто накоплением красивеньких штучек на полочке в кухне, а совместным семейным интересом к волшебному фарфору и тем смыслам и символам, которые может сотворить из него человеческий гений.
Если ваша семья не увлечена ничем, кроме коллекционирования денег, то вы должны понимать, что совместное увлечение должно появиться хотя бы ради вашего ребенка.
2. Мы глубоко убеждены, если двое людей приняли решение создать семью и заиметь детей, то это решение разумное. Если разумные люди приняли разумное решение, то они должны понимать, что такой шаг накладывает на них ответственность. Ответственность за ребенка подразумевает, что семья, несмотря ни на какие конфликты между мамой и папой, практически всегда может избежать развода. По крайней мере, она должна стремиться избегать разрыва семейных отношений. Если прежних чувств между родителями нет, то возможно джентльменское и уважительное отношение друг к другу. Если кому-то из вас для этого придется чем-то пожертвовать, например собственным пьянством, то эта жертва никогда не бывает смертельной. Семья — это территория, на которой не действует самолюбие. Это территория компромисса.
Если вы все-таки развелись, то во имя гармоничного развития собственного ребенка вы обязаны поддерживать нормальные отношения между собой. Ребенок не может быть собственностью кого-то одного из вас.
Дому нужны праздники. Кроме родителей, ребенку нужны люди, которые приходят в гости, любят его, разговаривают с ним. Ребенок должен постоянно чувствовать, что взрослых интересуют его мысли, его маленькие тайны и радости. Мы с вами не имеем права выгонять маленького ребенка из взрослой компании. Он должен чувствовать, что то, о чем говорят взрослые люди, они говорят для всех, включая сюда и его самого. Только тогда, когда ваш ребенок достигнет подросткового возраста, его можно попросить выйти и дать возможность посекретничать.
Главное, ребенок должен ощущать, что вам и приходящим в ваш дом людям интересны его мысли и высказывания. Ребенок не может быть посторонним предметом, существующим для тисканья и сюсюканья.
3. С самого раннего возраста, после того как маленький человечек научился ходить, он должен приучаться отвечать за свои поступки. Конечно, в этом должно быть чувство меры, и мы не призываем наказывать и изолировать ребенка по поводу малейшей провинности. Наказание должно быть реакцией на его поступок, точно так же, как и поощрение. Любую похвалу маленький человечек должен заслужить. С самого раннего возраста у него в доме должны быть обязанности, обязанности необременительные и соответствующие возрасту. Но он должен знать, например, что игрушки должны быть убраны на место и это будет радовать и маму, и папу.
4. Как только ребенок достиг четырех-пятилет-него возраста, мы уже не сможем изолировать его от информации о том, что окружающие его люди и он сам смертны. Не надо пытаться скрыть этот факт от ребенка. Конечно, маленький ребенок не может принять участия в похоронах близкого родственника. Но о том, что родители участвуют в церемонии прощания, он знать должен.
Вы заранее должны быть готовы к разговору о смерти. Вы должны продумать его и научиться не избегать этой темы. Для того чтобы научиться разговаривать о смерти, вам снова придется обратиться к религии. Вы должны дать ребенку понять, что смерть — это не конец, а начало нового таинственного пути человеческой души. Вы можете воспользоваться для этого православными представлениями о смерти и возрождении, можете восточными — о реинкарнации. Можете даже привлечь псевдонаучные представления, прочитав для этого книгу Р. Моуди «Жизнь после жизни», а если хотите — сюжеты сказок. Но уже при первых разговорах с ребенком о смерти вы обязаны оставить ему надежду, дать понять, что конца жизни его души не будет, хотя и его земная жизнь закончится.
Наверное, это самые главные и сложные задачи воспитания, и семья обязана с ними справиться. Если вы не можете сделать этого сами, то вам всегда помогут семейные консультации и психологи-специалисты по семейным отношениям.
Теперь давайте попробуем определить, как нам следует действовать в связи с проблемами, поставленными психоаналитической главой.
5. Для нормального развития биохимии мозга ребенку необходимы новые яркие и острые впечатления. Способов создания таких впечатлений существует бесконечное множество. Начиная от первого в жизни катания на санках или лыжах с горы и заканчивая поездками за границу, незапланированными выездами на природу, походами в театр и т. д. Лучше, чтобы такие впечатления были для ребенка приятным сюрпризом, неожиданностью. Тогда ребенок сможет правильно развить свою потребность в новизне и «рискованном» поведении.
6. Вы, наверное, заметили, что все 5 предыдущих пунктов этой главы фактически имеют еще одну внутреннюю задачу. Все они обучают ребенка получению удовольствия. Нормальное удовольствие — это удовольствие от интеллектуальных и эмоциональных новых впечатлений и от искусства управлять собственным телом и чувствовать его. Разумеется, удовольствию управления собственным телом может научить только физическая активность. Лучше, если маленький ребенок начинает занятия спортом вместе с одним или обоими родителями.
7. Не дожидаясь, пока за нас это сделает школа или другие педагогические организации, мы с вами обязаны первый раз рассказать ребенку о существовании наркотиков и о вреде, который они приносят, в девяти-десятилетнем возрасте. Это непростой разговор. Вы можете построить его так, как считаете нужным. Мы рекомендуем составить вашу беседу из двух приблизительно равных по длительности частей. В первой части разговора необходимо рассказать о наркотиках что-нибудь интересное. Например, откуда они взялись, какой эффект имеют и зачем люди их употребляют. А во второй части беседы вы должны рассказать все самое страшное о зависимости, ее последствиях и ранней смерти от наркотиков. Помните, что, если вы будете разговаривать об ужасах, связанных с приемом наркотиков, вы не удовлетворите свойственное ребенку любопытство и ваша информация не будет иметь эффекта.
Для получения информации о наркотиках вы можете воспользоваться книгами нашей серии. Вы можете даже просто принести их домой. Их можно показать ребенку и... запретить читать, а потом спрятать где-нибудь в доступном для него месте. Вы сами знаете — тогда уж он их точно найдет и прочитает. Именно с этой целью книги нашей серии имеют провоцирующие названия: «Героин», «Марихуана», «Кокаин».
8. Искусственное вскармливание должно рассматриваться только как необходимость, в связи с отсутствием материнского молока. Мать не должна отказываться от кормления грудью до тех пор, пока такая возможность существует.
Разрешайте ребенку сосать пальцы и ладони. Ни в коем случае не наказывайте детей за эту естественную потребность. Не обращайте внимания на сосание пальцев, лучше чаще мойте ребенку руки. Если подросток начал грызть ручки и карандаши, не запрещайте ему этого. Лучше купите специальные западные «трудносгрызаемые» пишущие изделия.
9. Приучение ребенка к горшку ни в коем случае не должно сопровождаться криком и наказаниями. Относитесь спокойно к попыткам ребенка прикоснуться к фекалиям или их спрятать. Спокойно объясните, что этого делать нельзя. Через некоторое время он сам прекратит подобные попытки.
10. Маленький ребенок нуждается в элементах агрессивного поведения. Не запрещайте ему проявлять агрессивность. Строго контролируйте ее, но не запрещайте и не наказывайте. Ребенок может играть с агрессивными игрушками — сабельками, пистолетиками и т. д. С помощью игр в войну компенсируется естественная агрессивность. Конечно, такие игры нужно контролировать, но не нужно их запрещать.
11. Помните, что ребенок должен интересоваться строением своего тела. Нет ничего плохого в попытке потрогать и поближе рассмотреть в ванне свои гениталии (половые органы), потрогать их. Ни в коем случае не ограничивайте его в этом.
Ребенок должен двигаться столько, сколько он хочет. Чем раньше ребенок начал заниматься каким-либо видом спорта или танцами, тем лучше. Родители могут танцевать и принимать участие в активных играх вместе с ребенком.
Стремитесь как можно раньше отказаться от памперсов. Полностью отказаться от них мы, конечно, не предлагаем — цивилизация берет свое. Но чем меньше времени ребенок старше полутора лет проводит в памперсах, тем лучше.
12. Отец в семье не может быть только человеком, который кричит и наказывает. У обоих родителей должно хватать времени на ласку и общение. Особенно важно такое гармоничное проявление внимания всеми членами семьи к ребенку до тех пор, пока ему не исполнилось пять лет.
13. В возрасте трех с половиной — пяти лет ребенку не нужно долго крутиться перед зеркалом. Он должен перестать заниматься только собой, и у него должны появиться первые задачи и первые обязанности. Особенно важно, чтобы в этом возрасте маленький человечек привыкал к тому, что он получает поощрение только после того, как выполнил какое-то действие или поставленную перед ним задачу.
14. Нет ничего зазорного в том, чтобы ребенок видел вас обнаженными. Главное, чтобы та нагота, которую он видит, была красивой и естественной. Западные сексологи рекомендуют, например, совместную зарядку всех членов семьи в обнаженном виде. Лучше, если эта зарядка проходит в танцевальном стиле и с музыкой. Чем раньше появится возможность выделить ребенку отдельную комнату, тем лучше.
15. Онанизм, в подавляющем большинстве случаев, абсолютно нормальное явление. Чем больше вы будете на него обращать внимание, тем дольше этот феномен будет продолжаться. Родители имеют право обсуждать проблемы онанизма, если ребенок обратился к ним с вопросом.
16. Насколько это возможно, нужно стараться, чтобы ребенок общался не только с детьми своего пола, но и пола противоположного. Хорошо, если начиная по крайней мере с трехлетнего возраста вы будете приглашать в гости знакомых с детьми-ровесниками противоположного пола или деликатно, ненастойчиво рекомендовать ребенку приглашать на праздники детей противоположного пола.
Что касается проблем, описанных в главе «Немного биологии»: если симптомы повышенной возбудимости, плаксивости, повышенного мышечного тонуса, бессонницы и отсутствия аппетита, трудностей с концентрацией внимания у ребенка первого-второго года жизни не беспокоят вашего участкового педиатра, то они должны беспокоить вас. Посоветуйтесь с другими специалистами. Проведите квалифицированное обследование нервной системы ребенка. Сейчас для этого гораздо больше возможностей, чем было раньше. Потратьте на это силы и время.
Еще один частный совет. Гармоничному развитию мозга очень способствует красивая музыка. Пусть ваш ребенок слушает классическую музыку практически с рождения. Это гораздо более сильнодействующий фактор, чем кажется на первый взгляд. Конечно, эта музыка должна быть негромкой и мелодичной. Сеансы классической музыки помогут нервной системе младенца найти гармоничную связь с окружающим миром.
КАК МОЖНО ЗАПОДОЗРИТЬ, ЧТО РЕБЕНОК НАЧАЛ ПРИНИМАТЬ НАРКОТИКИ?
Прежде всего мы хотим вас предупредить, что все ваши подозрения по отношению к сыну или дочери должны высказываться вами тактично и разумно. Вы обязаны все взвесить, обсудить всей семьей и только в том случае, если не какой-то один, а практически все признаки появились в поведении вашего ребенка, вы можете высказать вслух свои подозрения подростку.
Какие же это признаки?
1. Он (она) начал часто исчезать из дому. Причем эти исчезновения либо просто никак не мотивируются, либо мотивируются с помощью бессмысленных отговорок. Ваша попытка объяснить, что вы волнуетесь, и расспросить о том, где же все-таки находился ваш ребенок, вызывает злость и вспышку раздражения.
2. Он (она) начал очень часто врать. Причем эта ложь стала своеобразной. Молодой человек врет по любому поводу, не только по поводу своего отсутствия дома, но и по поводу дел на работе, в школе, в институте и т. д. Причем врет он как-то лениво. Версии обманов либо абсолютно примитивны и однообразны, либо, наоборот, слишком витиеваты и непонятны. Ваш ребенок перестал тратить усилия на то, чтобы ложь была похожа на правду.
3. За достаточно короткий промежуток времени у вашего сына (дочери) практически полностью поменялся круг друзей. Если вы с удивлением спрашиваете: «Куда исчез твой друг Петя, с которым вас раньше было не разлить водой?» — ваш ребенок пренебрежительно отмахивается и ссылается на свою и Петину занятость. Появившихся у сына новых друзей вы либо не видите вообще, либо они не приходят в гости, а «забегают на секундочку» о чем-то тихо пошептаться у двери. Появилось очень большое количество таинственных звонков и переговоров по телефону. Причем ваш ребенок практически не пытается объяснить, кто это звонил, а в тексте телефонных переговоров могут попадаться жаргонные словечки, которые вы можете увидеть в прилагаемом нами словаре.
4. Вашего сына (дочь) полностью перестали интересовать семейные проблемы. Когда вы рассказываете, например, о болезни или неприятностях кого-то из близких, он только делает вид, что слушает. На самом деле думает о чем-то совершенно постороннем. Вообще он изменился, стал по отношению к вам более холодным, недоверчивым, чужим.
5. Он (она) вообще изменился. В основном в сторону ничем не мотивируемой раздражительности, вспышек крика и истерик. Вы стали замечать, что у него внезапно и резко меняется настроение. Две минуты назад был веселый и жизнерадостный, очень коротко поговорил с кем-то по телефону — до вечера впал в мрачное расположение духа, разговаривает только междометиями и крайне раздраженно.
6. Он (она) потерял свои прежние интересы. Не читает книжек, почти не смотрит кино. Вы все чаще стали замечать, что он просто сидит с учебником, на самом деле даже не пытаясь делать уроки и готовиться к экзаменам.
7. У него (нее) изменился режим сна. Он может спать, не просыпаясь, целыми днями, а иногда вы слышите, как он почти всю ночь ходит по своей комнате и спотыкается о предметы.
8. У вас в доме стали пропадать деньги или вещи. Эти неприятные события на первых порах могут происходить крайне редко. Однако хотя бы редкие попытки незаметно что-то украсть встречаются практически во всех семьях наших пациентов.
9. Вам все чаще кажется, что он (она) возвращается домой с прогулки в состоянии опьянения. Координация движений слегка нарушена, взгляд отсутствующий, молодой человек вообще пытается спрятать глаза и быстро уединиться в своей комнате.
Еще раз хотим обратить ваше внимание на то, что отдельные, описанные выше признаки могут быть симптомами различных психологических трудностей подросткового и юношеского возраста. В некоторых случаях так могут начинаться заболевания психики. Вы можете начинать всерьез думать о наркотиках, только если вы твердо уверены, что у вашего ребенка есть признаки по крайней мере восьми из девяти описанных выше изменений поведения.
В ЧЕМ СОСТОЯТ НАШИ ОШИБКИ И ЗАБЛУЖДЕНИЯ?
Заблуждение 1. Мой сын (дочь) употребляет наркотики. Это страшно и стыдно. Необходимо сделать все возможное, чтобы никто из друзей и родственников не узнал об этом.
Наркомания действительно одна из самых страшных болезней. Но больны не вы, а ваш ребенок. Ваша же задача заключается в том, чтобы открыть для ребенка все доступные каналы помощи. Для этого, может быть к вашему большому сожалению, необходимо проинформировать об этом всех близких родственников и друзей, которые значимы для вашего ребенка.
Во-первых, он будет уверен, что вы не готовы мириться с наркоманией и замалчивать существующую проблему, ведь молчание — знак согласия.
Во-вторых, тем самым вы даете ему понять, что встали на путь открытой и бескомпромиссной борьбы не с ним, не с проблемой всеобщей наркотизации, а с его реальной болезнью.
В-третьих, возможно, вы сможете уберечь чужих детей от наркотиков. Ведь у ваших друзей и родственников тоже есть дети и в их семью может прийти такое же горе.
В-четвертых, именно к этим близким вам людям ваш ребенок, скорее всего, может под любым благовидным предлогом обратиться за финансовой помощью. Ваша задача — поставить их в известность, с какой целью будут использованы их деньги. Тем самым вы сохраните любовь, уважение и поддержку родных людей.
Помните, что главное — не сохранить собственный имидж, а помочь ребенку справиться с наркотической зависимостью.
Заблуждение 2. Мы сами виноваты в том, что наш ребенок стал наркоманом. Значит, мы его таким воспитали.
Вы уже прочли в этой книге главу о том, что необходимо делать, чтобы подрастающий ребенок не употреблял наркотики. Это особенно важно, если в семье растет младший сын или дочь. Возможно, в их воспитании вам удастся избежать повторения собственных ошибок.
Но не забывайте, что проблема сейчас состоит не в том, кто виноват, а в том, что делать.
Как это ни трудно, попытайтесь забыть о прошлом, сконцентрируйте все свои помыслы и усилия на будущем. Старайтесь найти новые стратегии и тактики влияния на собственного ребенка и не откладывайте их на потом.
Ни в коем случае не пытайтесь взвалить на себя всю ответственность за употребление наркотиков. Ведь это только поможет вашему ребенку в очередной раз скинуть тяжесть проблемы на ваши плечи, а он и так в этом достаточно преуспел и научился вами манипулировать.
Главное, что вам необходимо сделать, — изменить отношение к своему ребенку.
Первое, следует понять, что ваш ребенок — взрослый человек и что он сам, по своей собственной глупости и самонадеянности, начал принимать наркотики, прекрасно зная, что это опасно. С точки зрения вашего поведения это обозначает, что за принятое им решение и последствия отвечает он сам.
Первый раз попробовав наркотики, он не посоветовался с вами, а стало быть, предал вас и то, чему вы его учили. Вы должны отстраниться и посмотреть на своего ребенка со стороны. День, когда вы узнали, что он наркоман, должен стать последним днем вашего безграничного доверия и опеки.
Во всех учебниках наркологии мира, во всех руководствах для родителей ваш первый шаг называется лишение опеки. Еще раз нам хочется повторить: главным принципом вашего отношения к сыну или дочери в этой ситуации Должна быть фраза: «Ты сам принял решение употреблять наркотики, теперь за все последствия ты отвечаешь сам».
С этого момента ваш сын или дочь не должны получать ничего из того, что они привычно получали от вас: никаких денег на мелкие расходы, никакой одежды и денег на нее, никакой оплаты отдыха, никакого финансирования ухаживания за девушкой. А если у молодого человека уже есть своя семья — никакой материальной помощи его семье. Очень многие молодые люди привыкли, что ваши деньги — это их деньги. Даже ценой истерики немедленно дайте понять, что это не так.
Заблуждение 3. Мой ребенок, употребляя наркотики, пал так низко, что должен быть за это жестоко наказан.
«Не судите, да не судимы будете». Не пытайтесь переделать вашего ребенка сразу. Ведь вам самим наверняка не нравится, когда кто-то насильно старается переделать вас.
Обратите внимание на то, что, как только вы узнали о пристрастии ребенка, ваши отношения превратились в непрерывный скандал. Вы припоминаете ему все его проступки и промахи за всю жизнь. Можем смело утверждать, что наказывать человека сразу за все невозможно и абсолютно бессмысленно.
Другое дело, что вам придется разработать определенный набор правил его поведения и проживания в семье. Сами требования должны быть разумными и ни при каких обстоятельствах не подвергаться никаким изменениям. Он должен знать, что на каждый его неверный шаг незамедлительно последует ваш ответ.
Угрозы же и наказания в этой ситуации очень часто оказываются малоэффективными. Поскольку обстановка в доме накаляется, то ребенок будет стараться как можно больше времени проводить вне дома, а значит, в своей привычной компании.
Заблуждение 4. Если мой ребенок, давая многочисленные обещания, все равно срывается, то это ужасно и является для меня катастрофой.
Катастрофой для вас может быть только одно состояние — состояние, в котором вы не способны реально оценить сложившуюся ситуацию и выработать новые стратегии собственного поведения.
В семье наркомана должны существовать правила поведения не только для него, но и для всех остальных членов семьи.
Существует также несколько главных правил поведения родителей:
1. Независимо от ситуации ведите себя достойно.
Вы — взрослый человек и при возникновении беды не имеете права на истерики. Вы не имеете права кричать, бить молодого человека по щекам и каждые две минуты бегать за валокордином или успокоительными таблетками. Поймите, что беда, которая стряслась в вашей семье, поправима, если вы сможете отнестись к ней так же, как вы относились к другим вашим бедам: спокойно и взвешенно.
2. Никогда не поддавайтесь на шантаж.
А шантажа в вашей жизни ожидается много: «если вы купите мне «мерседес», то мне будет чем заняться и я брошу колоться», «если ты не дашь мне 500 долларов и я не отдам долги, то меня убьют», «если вы не дадите мне денег, то я покончу с собой — прямо сию секунду в ванной». И даже «если меня бросит любимая Маша, то я все равно буду колоться».
На все эти «если..., то» может следовать один спокойный ответ: «нет».
«Через год, после того как врач скажет мне, что ты больше не употребляешь наркотики, мы с отцом рассмотрим вопрос о покупке тебе машины».
«Пусть тот человек, которому ты должен, придет ко мне с паспортом, напишет расписку, и я отдам твой долг ему, а не тебе».
«Иди в ванную и кончай там жизнь самоубийством. Лучше не иметь никакой дочери, чем иметь истеричку, которая не в состоянии справиться с собой».
«Ты сам наплевал Маше в душу, отношения с ней будешь выяснять тоже сам. Хотя мы думаем, что Маша тебя любит и, если ты прекратишь колоться, она сможет все понять и простить».
Не бойтесь шантажа самоубийством. Человек, который шантажирует таким образом, крайне редко способен на самоубийство. Вдумайтесь, он слишком себя для этого любит. Если даже он что-то сделает с собой, то только на ваших глазах, чтобы вы вовремя могли его спасти, а он добился бы от вас желаемого результата.
3. Не занудствуйте.
Подросток, а наркоман даже старше двадцати лет по своим душевным качествам все равно остается мальчишкой, всегда все делает наоборот. Поэтому бесконечные многочасовые разговоры о наркотиках, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны и могут дать только прямо обратный эффект.
4. Поменьше говорите, побольше делайте.
Молодой человек давно привык, что вы грозите, обещаете «сдать его в больницу принудительно», «засадить всех его друзей за решетку», «лишить его денежного довольствия». Он не слышит 80% информации, содержащейся в ваших нравоучительных беседах.
Это происходит потому, что из всех своих угроз вы не выполняете ни одной. После каждого вашего возмущенного монолога он радостно дает обещания. Причем обещает все, что угодно, но при этом даже и не собирается эти обещания выполнять. Наркоман никогда не будет верить вашим словам. Он считает вас своей собственностью и не ждет от вас никаких решительных поступков. Зато, если вы найдете в себе силы совершить такой поступок, он сразу станет гораздо более управляемым.
Заблуждение 5. Поскольку мне известны многие печальные последствия употребления наркотиков, начиная от разрушения личности и заканчивая такими страшными заболеваниями, как гепатит и СПИД, то я должен быть очень озабочен этим, постоянно размышлять и концентрироваться на возможности таких последствий.
Ваша задача заключается в том, чтобы в максимально доступной форме довести сведения о последствиях употребления наркотиков до своего ребенка. Не пытайтесь скрывать от него информацию, какой бы страшной и нелицеприятной она ни была. К сожалению, приходится признать, что возможностей повлиять на данную ситуацию, кроме открытой информационной «войны», у вас нет. Только постарайтесь, чтобы разговор не превратился в нравоучительную лекцию.
Вы не сможете удержать ребенка дома, не сможете проконтролировать, каким шприцом и в какой компании он колется. Вам остается лишь надеяться, что ваша информационная «война» увенчается успехом.
Таким образом, мы опять вернулись к вопросу об ответственности. Ответственность за здоровье вашего ребенка лежит полностью на нем.
Конечно же степень риска заболевания гепатитом и СПИДом достаточно высока. Но, постоянно думая о таких возможных последствиях, вы вгоняете себя в состояние хронического стресса. Чем больше вы об этом думаете, тем больше вы пугаетесь. Получается замкнутый круг. Более того, постоянно думая о неприятностях, мы их как бы бессознательно притягиваем, ждем, боимся, и... они обязательно находят и догоняют нас.
Чем бояться «на всякий случай», заранее, лучше попробуйте проанализировать те изменения в личности вашего ребенка, которые уже произошли, понять их причины и последствия. Не думайте постоянно о том, что может произойти, — ведь это может и не случиться.
Заблуждение 6. Я не могу не зависеть от собственного ребенка. Родители должны жить его жизнью и его проблемами.
Если вы согласны с данным утверждением, то вы сами уже нуждаетесь в лечении. Врачи и психологи называют это состояние созависимостью. 93% родителей наркоманов (особенно матери), не прошедших курса психотерапии и тренинговых групп под руководством психолога-практика, страдают от созависимости.
Здесь же мы хотели бы дать лишь главную практическую рекомендацию по построению нормальных семейных отношений.
Безусловно, невозможно не видеть страданий собственного ребенка и не реагировать на них эмоционально, не сочувствовать и не сопереживать. Но обратите внимание, как искусно ваш ребенок научился использовать ваше эмоциональное состояние в собственных целях. Мы уже говорили, что все наркоманы совершенно виртуозно манипулируют собственными родителями.
Задумайтесь, ведь вы практически отказались от собственной жизни и собственных интересов. Когда вы переступаете порог дома, вы полностью зависите от того, в каком состоянии и настроении находится ваш ребенок. Более того, вы даже обижаетесь на других членов семьи, если им удается сохранить хотя бы частицу своего собственного мира, найти в семье свою «экологическую нишу». Вы же первые обвиняете их в бесчувственности и безразличии. Вы насильно втягиваете других членов семьи в состояние созависимости.
Что же можно сделать?
Необходимо четко провести грань между вашей жизнью и жизнью ребенка, между своими и его интересами, а главное, между своей и его мерой и степенью ответственности за происходящее в семье.
Дайте право другим членам семьи (особенно если это другие дети) возможность жить своей жизнью. Не противодействуйте их желанию не вмешиваться в проблемы наркомана.
Уделяйте другим членам семьи не меньше внимания, чем ребенку, употребляющему наркотики. Нам известны случаи, когда и второй ребенок в семье начинал употреблять наркотики, называя при этом главной причиной борьбу за внимание, поддержку и сочувствие родителей. «Ему все, а меня просто никто не замечает, как будто у меня нет своих проблем». «Я все время слышу, что я такой благополучный и поэтому бессердечный. Ведь брату так плохо, а я все время лезу и пристаю к маме с какой-то ерундой». В ответ на это второй ребенок как бы бросает семье вызов: «Хотите не ерунду, получите...»
Если вам не удается выполнить эти рекомендации самостоятельно, обратитесь сами к врачу-психотерапевту.
Заблуждение 7. У меня нет больше сил бороться с наркотиками, я не знаю, как мне справиться с этой ситуацией.
Любой человек, даже самый сильный и успешный, имеет право на минуты слабости и отчаяния. Ведь абсолютно сильных людей не бывает. Это иллюзия. У каждого в жизни могут наступить моменты потери эмоционального равновесия. Особенно часто это случается с родителями наркоманов, так как ваша эмоциональная жизнь как бы постоянно накалена добела.
Правило 1. Обязательно дайте себе возможность расслабляться.
Это может быть встреча с друзьями, которые в курсе проблемы и способны вас морально и эмоционально поддержать. Пойдите в театр и на концерт. Наконец, просто поезжайте за город или в отпуск. Помните, что вы тоже имеете право на отдых от непрерывной борьбы.
Правило 2. Никогда не забывайте, что это не вы боретесь с наркотиками, а ваш ребенок.
И ответственность за эту борьбу должна полностью лежать на нем. Ваша же задача заключается лишь в том, чтобы эмоционально поддерживать его только в том случае, когда он предпринимает реальные шаги к выздоровлению. А ведь это скорее положительные, чем отрицательные эмоции.
Правило 3. Разрешите вашему ребенку попробовать прекратить прием наркотиков самостоятельно.
Если ваш ребенок впервые признался вам, что он употребляет наркотики, но категорически отказывается идти к врачу, то разрешите ему попробовать бороться с зависимостью в одиночку. Вы должны понимать, что если он употребляет героин, то это практически невозможно. Дайте возможность ребенку убедиться в этом самому. Вы же можете позвонить по одному из телефонов доверия либо встретиться с врачом-наркологом и посоветоваться о том, как вы можете помочь ребенку в такой ситуации.
Правило 4. Не боритесь в одиночку. Помогите ребенку найти лечащего врача.
Это единственное «одолжение», которое вы должны ему сделать. Самому идти в больницу «сдаваться» бывает страшно и стыдно. Вам следует поддержать решение обратиться к врачу и присутствовать в качестве «моральной поддержки» на первом приеме. Ваш же собственный опыт поможет разобраться в вопросе доверия или недоверия к врачу и медицинскому учреждению.
Более того, все ваши действия, о которых мы говорили раньше, должны иметь своей целью визит к специалисту. Врач — это человек, который видит вашу семейную ситуацию со стороны, и поэтому всегда сможет дать конкретные советы по вашему поведению вместо тех общих, которые приводим мы.
Если вы доверяете врачу, с которым начали общаться, старайтесь превратить свое общение с ним в длительное. Ведь пройдет несколько лет, прежде чем вы перестанете нуждаться в его советах.
Заблуждение 8. Мой ребенок испортил себе всю жизнь. Он уже никогда не сможет быть нормальным человеком.
Прошлое человека, безусловно, не может не влиять на его последующую жизнь, но оно порой имеет не только негативные, но и положительные последствия.
Любой подросток пытается найти собственное «я» и свое место в жизни. Именно в процессе этого поиска ваш ребенок и совершил ошибку, заменив при этом поиск реального «я» поиском «я» наркотического. Он пошел по самому легкому для себя пути. Может быть, он просто еще не научился бороться с трудностями. В любом случае в процессе избавления от наркотической зависимости трудностей и соблазнов на его пути окажется еще предостаточно. И если он сможет их преодолеть, то это и станет первым взрослым шагом в его жизни. Помогите ему сделать этот шаг.
К сожалению, он учится на собственных ошибках, а не на ошибках окружающих. Но это не дает вам права лишать его надежды на будущее.
Очень часто своим недоверием и постоянными подозрениями вы сами провоцируете сына или дочь на повторное употребление наркотиков.
Помните! Доверие ребенку должно быть возвращено, как только он прекратил употребление наркотиков.
Если ваш ребенок не употребляет больше наркотики, в семье должно быть прекращено обсуждение этой проблемы. Вы можете говорить о чем угодно, о работе, учебе, личной жизни, но вспоминать каждые две минуты былые грехи вашего сына или дочери вы не имеете права. Разговор о наркотиках может возникать только по инициативе самих юноши или девушки, которые хотят с вами что-то обсудить. Учтите, даже упоминание наркотика в негативном смысле вызывает воспоминание о нем. А непрерывные морали на эту тему могут вызвать только обострение желания принять наркотик. Любое излишнее напоминание работает как словесный якорь, как спусковой крючок, запускающий цепочку воспоминаний и провоцирующий желание того приятного состояния, которое достигалось при помощи наркотика.
Заблуждение 9. Безусловно, существует какой-то определенный, точный, верный и совершенный способ избавления от наркотиков. Моя проблема заключается в том, что я никак не могу его найти.
Ваш ребенок — уникальная личность, не похожая на других, впрочем, как и любой другой человек.
Наркомания болезнь особая, во многом не похожая на другие. Это сначала болезнь характера, а потом уже болезнь тела. Ее лечение протекает одновременно с перевоспитанием личности.
Безусловно, существуют определенные закономерности развития личности в подростковом периоде. Безусловно, существуют определенные типы личности, к которым в большей или меньшей степени принадлежит ваш ребенок, а следовательно, и определенные правила построения ваших отношений. Безусловно, существуют различные виды семьи, в которых и ваша модель семейной жизни нашла свое отражение. Безусловно, существуют основные медицинские и психотерапевтические школы и направления лечения, которые могут помочь именно вашему ребенку. Учтите, что далеко не всегда самое дорогостоящее лечение и есть самое лучшее. Часто бывает прямо наоборот.
Мы поможем вам разобраться в этапах, способах и видах лечения. Главное, вы должны принять в качестве руководства к действию то, что стратегию достижения желаемого результата вам все равно придется выстраивать самому, такому, как вы есть, с вашим конкретным ребенком. Универсальных решений любой проблемы не существует. Решение всегда конкретно в каждой конкретной ситуации и всегда строго индивидуально.
Следовательно, вспомните Карнеги, вам нужно научиться «перестать беспокоиться и начать жить». А это значит, что, прочитав следующие главы, вы должны выработать собственную стратегию поведения и начать воплощать ее на практике. Еще ничего не потеряно, но многое действительно зависит от вас.
Нам бы только хотелось предостеречь вас от еще одной ошибки родителей, часто возникающей в процессе лечения.
Не набрасывайтесь на ребенка сразу, если вам показалось, что он после перерыва вновь начал употреблять наркотики.
Сначала вы должны успокоиться и, помня, что при электромагнитных бурях и перепадах погоды у бывшего наркомана бывают симптомы, очень похожие на прием наркотика, понаблюдать за ним несколько дней. Созвонитесь за это время с лечащим врачом, организуйте дополнительную встречу его с вашим ребенком и послушайте его мнение. Ваши обвинения должны иметь под собой очень серьезные основания. Если и вы, и врач считаете, что пациент возобновил прием наркотика, особенно героина, вместо длительного выяснения отношений предложите ему сдать кровь или мочу на экспертизу.
Итак, если, осознав собственные заблуждения и ошибки, вы готовы анализировать свою семейную ситуацию и искать свой индивидуальный способ лечения ребенка, давайте приступим к этому процессу.