УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ. РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ОБЩЕНИЕ СО ВЗРОСЛЫМИ. РОЛЬ КАРТИНКИ. ЗАЧАТКИ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ
Телесное и духовное в развитии ребенка тесно связаны и тем теснее, чем моложе ребенок. Слабые, отсталые в физическом отношении дети, по крайней мере в первые годы, обычно отстают и в умственном развитии.
Таким образом, правильное физическое воспитание, меры по охране и укреплению здоровья имеют большое значение для правильного духовного и, в частности, умственного развития ребенка в первые годы его жизни.
Однако одними мерами укрепления физического здоровья не исчерпываются способы воздействия на умственное развитие маленького ребенка. В распоряжении родителей имеются еще другие важные пути для благотворного влияния на умственное развитие ребенка. Основой этого развития является рост сознания, рост сознательного отношения к окружающему. Как ни ограниченной представляется нам сознательность ребенка даже трехлетнего, то есть в конце рассматриваемого нами возраста, она все же неизмеримо выше и гораздо ярче выражена, чем в начале этого периода, у годовалого ребенка, что проявляется в обращении с предметами, в ориентировке в пространстве, в общении со взрослыми.
Пользуясь сравнением Л. Н. Толстого, можно сказать, что между сознанием трехлетнего ребенка и взрослого больше общего, чем между сознанием годовалого и трехлетнего. Таков стремительный темп развития в первые годы жизни!
Что же в жизни маленького ребенка является движущей силой для роста его сознания, для его прояснения, углубления, уточнения? То же, что и в жизни всего человечества, на протяжении его многовековой истории, то же, что в жизни каждого взрослого: деятельность. В различных доступных ему формах деятельности: в первых играх, в возне с игрушками, с попадающимися в его руки или предоставляемыми в его распоряжение предметами ребенок испытывает, упражняет и осознает свои силы, испытывает и осознает свойства окружающих предметов. Впечатления, которые возникают в процессе деятельности и которые на заре жизни носят крайне смутный, расплывчатый, бессвязный характер, подобно быстро сменяющимся на плохо освещенном экране кадрам фильма, постепенно, по мере повторения, обогащения опытом проясняются, уточняются, связываются и осмысливаются.
Огромная роль в росте сознательности и, следовательно, в умственном развитии маленького ребенка выпадает на долю его первых игрушек. Простотой и гармонией своих геометрических форм (шары, кольца, кубики и др.), яркостью и отчетливостью красок, подвижностью, приятным мелодичным звучанием игрушки неотразимо влекут к себе ребенка, приковывают к себе его внимание сначала в течение секунд, затем минут и дольше. Ребенок, который в начале своей сознательной жизни способен был только смотреть, слушать, ощупывать, постепенно учится не только видеть, слышать, осязать, но и вглядываться, узнавать, вызывать перемены, предвосхищать их.
Особенно большое влияние на рост человеческого сознания, и следовательно, на развитие ума имеет развитие речи.
Речь и сознание неразрывно связаны друг с другом. Язык, говорит Маркс, так же древен, как сознание. Речь является не только средством выражения мысли, но она сама облегчает мышление, являясь ничем не заменимым орудием общения, обмена мыслями, впечатлениями; она обогащает мышление готовыми образцами, выводами, названиями.
Развитие речи идет рука об руку с умственным развитием. Особенно это верно по отношению к раннему детству. В развитии речи с особенной силой и наглядностью проявляется та тесная связь физического и духовного, о которой мы говорили. С одной стороны, для возникновения членораздельных звуков необходима известная сила языка, губ, носа, неба, гортани; с другой стороны, необходимо, чтобы ребенок хорошо слышал речь взрослых, чтобы она раздавалась вокруг в правильной форме, чтобы он верно и точно перенимал и воспроизводил ее и правильно усвоил смысл слов.
Только при наличии всех этих условий как физического, так и душевного порядка речь может правильно развиваться и стать тем, чем она является для человека, — незаменимым средством общения и могущественнейшим орудием умственного развития.
Процесс развития речи у ребенка — одна из увлекательнейших страниц в истории развития всей его личности. В этой книге не место подробному изложению этого процесса. Мы кратко остановимся лишь на важнейших его этапах.
Начинается он с того милого детского щебетания, которое мы называем лепетом и которое так услаждает слух родителей и звучит для них как музыка. Лепет и похож на музыку, это своего рода «песнь без слов»: ребенок часто лепечет нараспев. Возникает лепет в первые месяцы жизни, ребенок как бы радуется издаваемым им звукам, наслаждается ими и с увлечением повторяет их на разные лады, как бы играя. С каждым днем звуки, которые ребенок лепечет, становятся разнообразнее, отчетливее, чаще сочетаются друг с другом, часто удваиваются (та-та, па-па, ма-ма), многократно повторяются. Лишенные еще смысла, ничего определенного еще не обозначая, эти звуки часто выражают настроение ребенка: и звуки лепета и в особенности их интонация бывают различные, в зависимости от самочувствия ребенка — радостного или недовольного.
Постепенно из сокровища звуков и их сочетаний, которые ребенок накопляет и усваивает путем часто повторяемого лепета, начинают образовываться звуки и соединения звуков, которые приобретают для ребенка известное значение. Окружающие взрослые осмысляют звуки лепета ребенка, — каждый раз, например, при появлении отца произносят «папа», при появлении бабушки — «баба» и т. п.
Так рождаются первые слова и вместе с ними быстрый рост умственного развития. В слове ребенок находит не простое только название предметов или действия, а как бы замену его. Вместо того чтобы подойти к стулу, схватиться за него, кричать и плакать, ему достаточно несколько раз настойчиво произнести слово «с т у л», для того чтобы взрослые догадались и посадили его.
Быстрый и желанный результат, который дает употребление слова, является для маленького ребенка очевидным доказательством силы слова. У него рождается естественная потребность увеличить свое словесное богатство, возникает своего рода «словесный голод», который он стремится утолить непрерывно выпытывая у взрослых новые обозначения, новые слова.
Мы уже отмечали, что к концу первого года ребенок располагает уже 8—10 словами, к полутора годам — 50—60, к двум годам — 270—280 словами, к трем годам словарь ребенка включает до 800 слов.
Для правильного и успешного развития у ребенка речи решающее значение имеет частое общение его со взрослыми или старшими детьми и в первую очередь слушание голоса и речи матери. Если ребенок не слышит речи взрослых, то его речь не развивается. Обращение матери к ребенку с нежными словами и с целыми фразами, когда ребенок еще не понимает их смысла, имеет большое значение для развития речи, так как, связывая слово с действием, с показом, упражняет ребенка в слуховом внимании, которое столь нужно для правильного воспроизведения звуков и слов.
Некоторые даже опытные педагоги впадают в крайность, советуя в интересах ускорения развития речи как можно чаще общаться и разговаривать с ребенком. Здесь следует соблюдать чувство меры. Взрослый, выражаясь научным языком, является для ребенка сильным раздражителем, и чрезмерное его внимание ребенку, беспрерывная возня с ним слишком возбуждает хрупкую нервную систему младенца.
Оставаясь под внимательным контролем, ребенок должен по временам быть предоставленным самому себе в обществе своих игрушек.
Первые шаги ребенка на пути овладевания речью так же шатки, несовершенны, как его первые шаги на пути самостоятельного передвижения. Вначале язык ребенка страдает столь крупными недостатками, что часто понять его могут только самые близкие люди. Эти недостатки носят и внешний характер — в виде неясного, неверного, часто до неузнаваемости искаженного произношения звуков, и внутренний — в виде неточного, крайне неопределенного, а то и неправильного смысла, который ребенок придает слову.
Нет необходимости приводить примеры: они имеются в достаточном количестве в опыте каждой матери, каждой семьи. Недостатки произношения наблюдаются не только на первых порах, но и в течение первых трех-четырех лет. Они не должны особенно беспокоить родителей, и нет нужды в постоянных поправках и тем более в обучении, так как недостатки произношения в эти годы являются результатом не отсталости в развитии, а связанной с возрастом слабости мускулов и нервов, участвующих в произношении звуков, недостаточности упражнения и тренировки, необходимых для правильного воспроизведения их.
Для того чтобы помочь ребенку преодолеть трудности произношения, нужно, чтобы взрослые, обращаясь к ребенку, говорили спокойно, внятно, отчетливо, не проглатывая отдельных звуков или окончаний, избегали длинных слов. Никоим образом не следует подделываться под детское произношение (сюсюкание). Очень желательно, чтобы не только при обращении к ребенку, но и в разговорах друг с другом в присутствии детей взрослые уделяли внимание внешней форме речи, потому что источником для подражания служат ребенку не только речь, обращенная непосредственно к нему, но и те звуки и слова, которые он слышит вокруг и к которым он внимательно прислушивается.
Подобно произношению, и смысл слов и содержание речи ребенка на первых порах еще далеки от совершенства. И в этом нет ничего удивительного. Наоборот, удивительно то, что при всем несовершенстве своей речи маленький ребенок ухитряется использовать ее для выражения своих желаний, для достижения своих целей. Каким путем удается это ребенку? Не столько путем преодоления, сколько путем обхода трудностей. Во-первых, одно и то же слово ребенок употребляет для обозначения самых разнородных вещей, носящих в развитой речи различные названия. Во-вторых, на помощь слову ребенок привлекает мимику, жесты, гримасы, крики. Подкрепленное таким образом слово в состоянии теперь выразить просьбу, требование, целую мысль: одно слово заменяет целое предложение или же, сопровождаемое различной мимикой, жестами и интонацией, может означать ряд различных предложений: так, например, слово «стул» может означать: «Поставьте здесь стул и посадите меня», слово «кукла» может означать: «Дайте мне куклу», «Посмотрите на куклу», «Какая у меня кукла» и т. п.
Этот период, когда вследствие крайней ограниченности словаря ребенка одно слово заменяет целое предложение, длится несколько месяцев. За это время ребенок делает большие успехи в передвижении, увеличивается пространство, на котором протекают его игры, его действия, со все большим и большим количеством предметов и лиц ребенок приходит в соприкосновение. Все это рождает потребность в приобретении слов, и ребенок всеми средствами добивается удовлетворения этой потребности. Ребенок рано узнает, что каждый предмет, каждое лицо, каждое действие имеет свое название, свое имя, и рано убеждается, на многократном опыте, какие удобства доставляет знание и усвоение этих слов.
Таким образом, не одна лишь чистая любознательность, хотя и она, несомненно, рано пробуждается в ребенке, но глубокая заинтересованность заставляет ребенка настойчиво добиваться от взрослых, чтобы они открыли ему имена, названия предметов, действий. Но как ему этого добиться? Ведь сам взрослый не может догадаться, чьи имена хочет узнать от него ребенок. И вот маленькое существо находит выход, одинаково удобный и для него и для взрослого. Ребенок начинает задавать вопросы.
Сущность человеческой жизни составляет, как мы уже говорили, сознательная деятельность. В процессе деятельности возникают трудности, для преодоления которых необходимо знание, понимание значений предметов и явлений окружающей жизни, встают вопросы и рождаются необходимость и потребность разрешить эти вопросы.
В вопросе ребенок выражает свою жажду знаний, свое стремление к нему, в них он находит орудие для завоевания знания. Все, что в какой-либо степени вызывает недоумение или удивление, все незнакомое, непонятное или неизвестное порождает у ребенка вопросы. Родители должны поэтому с уважением относиться к детским вопросам и давать на них краткие, ясные, понятные ответы. Первые вопросы ребенка очень простые: они касаются предметов и лиц, непосредственно окружающих его. Ребенок добивается получить фактическую «информацию». Его не интересуют ни причины, ни цели или смысл, а только факты. Вот образцы вопросов двухлетнего ребенка: «Это что такое?», «Что ты делаешь?», «Куда делись валенки?», «Кто вошел?», «Куда ушла тетя?» и т. п.
Взрослые не должны ограничиваться ответами на вопросы ребенка; надо при случае самим задавать ему вопросы. Конечно, вопросы, обращенные к маленькому ребенку, должны быть выражены в ясной, понятной форме и касаться предметов или фактов, близких ребенку, представляющих для него интерес. Таким образом, давая ответы на вопросы ребенка или побуждая его отвечать на наши вопросы, мы упражняем и совершенствуем способность быстро и правильно применять уже приобретенный запас слов, обогащаем и вооружаем его новыми словами, открываем ему возможность общения со взрослыми, которое является для него не только средством приобретения знаний, но и источником радости.
Вот эту истину, ту простую истину, что общение взрослого с ребенком является или по крайней мере должно быть уже с ранних лет и на протяжении всего детства источником не только знаний, но и большой радости, не все родители в достаточной мере понимают. Многие из них, главным образом отцы, обращаются к своим детям или для того, чтобы похвалить их, наговорить им кучу нежностей, или, наоборот, чтобы сделать выговор, наказать. Спора нет: ребенок нуждается и в нежном слове и порой в выражении недовольства его поведением, но еще в большей степени он нуждается в непринужденной беседе с родителями. Трудно в должной мере оценить, какое огромное значение имеет непринужденный, ласковый разговор родителей с ребенком о том, что его интересует, для развития его ума, его чувства, его нравственности — всей его личности.
Но о чем, спросят родители, можно говорить с маленьким двух-трехлетним ребенком, что придумать для рассказывания ему, какие сказки выбрать? Да ничего придумывать не надо, и, пожалуй, нет большой нужды и в сказках. Маленький ребенок так мало знает, что все для него ново и полно интереса. Так многое привлекает его внимание, так хочется ему узнать что-либо обо всем, что он видит и слышит, что возбудить в нем внимание очень легко. Можно рассказать ему о нем самом, о рубашечке, которую ему сшила мать, о том, что он видел на улице или в поле, рассказать ему о курочке, коровушке, о зайчике, живущем в лесу, о белочке с длинным пушистым хвостом, быстро перепрыгивающей с дерева на дерево и никогда не падающей, и еще о многом, многом.
Говорить с ребенком надо простым, ясным, понятным для него языком, немногосложными словами, по возможности короткими фразами и не утомлять его частыми или длинными разговорами и рассказами. Все, что говорится маленькому ребенку, должно быть понятно ему, но отсюда вовсе не следует, что все слова, с которыми родители обращаются к ребенку, должны быть хорошо ему известны, и предметы, лица, события, о которых вы рассказываете, должны быть ему уже знакомы из личного его опыта. Идти таким путем значит не обогатить ни речи его, ни ума. Наоборот, очень хорошо от поры до времени в круг старых, уже усвоенных слов вводить два-три новых, в круг рассказов о знакомом понемногу вкрапливать что-нибудь занимательное о новом, о том, что находится вне поля его наблюдений, о том, что он видел на картинке или что дошло до него понаслышке от других.
Само собой разумеется, что то новое, которое мы сообщаем ребенку, — будь это новое слово или новое из жизни природы, — должно соответствовать уровню его развития и понимания, должно идти навстречу его интересам. Ясно также, что сообщение нового только тогда имеет смысл и приобретает значение для развития ребенка, когда оно не откладывается в его сознании как мертвый балласт, а входит в живую тесную связь с тем, что ему уже известно.
Как этого добиться? Путь простой, но не очень легкий. Надо новое уметь объяснить старыми словами, знакомыми выражениями, близкими и понятными, ярким изображением на картинке. Одним словом, в новом ребенок должен увидеть много знакомого уже ему, и тогда это новое предстанет перед ним с большей наглядностью.
Мы упомянули о картинке. Уже в раннюю пору жизни, со второго года, она начинает играть большую роль в развитии ребенка, в обогащении его речи, в расширении его кругозора. И эту роль она продолжает выполнять на протяжении ряда лет.
Огромное воспитательное значение картинки и ее многообразное влияние на развитие ребенка прекрасно выяснил Ушинский. «Детская природа, — говорит он, — требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным словам и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов — и ребенок усвоит их на лету ... Показывание картинок и рассказы по ним — лучшее средство для сближения с детьми. Ничем вы не можете так быстро разрушить стену, отделяющую взрослого от детей, как показывая и объясняя картинки».
Необходимо, чтобы выбор картинки не был случайным, чтобы он был хорошо продуман. Картинка, которую мы показываем ребенку, должна быть художественно выполненной, яркой и красочной; центральный основной образ, который на ней дан (животное, человек, дерево, дом и т. п.), должен отчетливо вырисовываться, не затененный никакими подробностями. Ребенок должен видеть именно этот образ с его характернейшими чертами, и не надо отвлекать его внимание подробностями или другими фигурами. Надо иметь набор разнообразных картинок, но одну и ту же картинку можно показывать ребенку много раз, и если она интересна для него, он будет каждый раз находить в ней что-то новое, привлекательное.
Не надо только приставать к ребенку с просьбой рассказать, что нарисовано на картинке. Захочет он сам рассказать содержание — прекрасно, если нет — родители могут сами кратко, ясно рассказать, сочинить какой-нибудь незамысловатый рассказ. Не опасно, что ребенок будет повторять слова рассказа, а может быть, и весь рассказ по картинке. Надо стараться только, чтобы пояснение было простое, выразительное, достойное подражания. Подражание является неизбежной ступенью на пути к самостоятельному труду и собственному творчеству. Нужно лишь, чтобы ребенок имел перед собой хорошие образцы для подражания.
И это верно не только для развития речи, но и для развития нравственного поведения ребенка, для воспитания трудолюбия, художественного вкуса дисциплины, вежливости и т. п. Родителям может показаться странным, что, говоря о самых ранних годах жизни, мы упоминаем о художественном воспитании, о воспитании трудолюбия, нравственности, дисциплины. Конечно, эти сложнейшие вопросы воспитания не решаются в первые годы жизни, но они должны ставиться и не только в первые годы, но даже в первые месяцы жизни, когда ребенок еще в колыбели.
Большая правда заключена в известном изречении: «Дитя — отец взрослого». Любая воспитательная мера — будь это слово, действие, ласка, помощь, упрек, терпеливое выжидание — должна быть не только своевременна для настоящего, но должна также иметь в виду будущего человека, которого мы хотим создать. Первые годы жизни не назначены для жатвы, это время для первой вспашки, для проведения первых борозд, в которые родители бросают первые семена.
Нравственность не составляет в этом отношении исключения. Сила внушения, с одной стороны, и, с другой, радость, которую ребенок испытывает, разделяя радость родителей, слыша их похвалу и поощрение, дают в результате то, что, еще не умея сознательно и осмысленно отличать хорошее от дурного, ребенок уже усваивает некоторые простейшие правила нравственного поведения.
Так в первые годы жизни сеются семена будущего характера и поведения. В ближайшие годы при правильном уходе и воспитании не замедлят показаться здоровые, полные жизненных соков ростки, а затем пройдут еще годы, и жизнь молодого существа расцветет полным цветом, и тогда наступит время жатвы.
III. ВОСПИТАНИЕ РЕБЕНКА В ВОЗРАСТЕ ТРЕХ-СЕМИ ЛЕТ
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Среди других возрастов жизни дошкольный возраст имеет особо важное значение. В этом возрасте закладывается фундамент физического здоровья и характера человека. Немало хороших и дурных, здоровых и болезненных черт взрослого имеют свои корни в особенностях развития и воспитания на протяжении дошкольных лет. Вместе с тем этот возраст — едва ли не самый пленительный возраст жизни. Именно с ним у нас связаны воспоминания о «золотом» безвозвратном детстве.
Ребенок в этом возрасте чарует и влечет к себе наивной непосредственностью, с которой он воспринимает все явления, свободной игрой своей фантазии, благодаря которой он одушевляет все мертвое и очеловечивает все живое яркостью своих быстро сменяющихся чувств, тонкой наблюдательностью и неугомонной любознательностью.
Для того чтобы ответить на основной интересующий нас вопрос: каковы особенные задачи и ближайшие цели, которые стоят перед родителями при воспитании дошкольника, нам следует выяснить особенности этого возраста и то главное, что составляет силу и слабость в его физическом и душевном строе.
Что прежде всего должно быть отмечено при сравнении дошкольного возраста с предыдущими — это затухание волны роста. За все четырехлетие дошкольного возраста ребенок вырастает меньше, чем за один первый год жизни.
В то время как рост тела за весь дошкольный возраст увеличивается только на 25 процентов, вес его возрастает в полтора раза: с 14 килограммов в три года он в семь лет доходит до 22 килограммов.
Большие успехи делает дошкольник в области развития движений и чувств. Первоначальное овладевание движениями, так сказать, азбуку обычных и вместе с тем наиболее необходимых в жизни движений, ребенок, как мы видели, усваивает уже в первые годы жизни. В течение дошкольного возраста происходит беспрерывное улучшение их. Такие естественные движения, как бег, ходьба, прыжки, бросание и т. п., дошкольник к шестисеми годам выполняет с значительной долей совершенства. Мы эти движения назвали естественными, так как они возникают у ребенка без особой выучки.
От них следует отличать те движения, которые ребенок усваивает путем выучки, упражнений, это движения приобретаемые, воспитываемые, это главным образом те тонкие, сложные и в высшей степени разнообразные движения, которые производятся мышцами кисти и пальцев руки. Мы знаем, какую огромную роль в судьбах и в развитии человечества сыграло изобретение использования орудия труда. И в судьбе отдельного человека в огромном большинстве случаев значительнейшую роль играет та степень искусства, с которым он владеет орудием своего профессионального труда, является ли это орудие кистью художника, или резцом гравера, молотом шахтера, иглой швеи, топором дровосека.
Степень этого искусства зависит от гибкости, точности, согласованности движений мышц рук. И вот в области ручной умелости ребенок на протяжении дошкольных лет подвигается быстро вперед. Ко времени перехода в школьный возраст, при правильном развитии и воспитании, он умеет уже хорошо пользоваться молотком, ножницами, ножом, иглой, карандашом.
В области чувств дошкольники также значительно отличаются от преддошкольников. Отличие заключается не столько в том, что у дошкольника появляются новые чувства, неведомые более ранним годам, сколько в том, что ребенок сильнее и полнее реагирует на происходящее кругом, что все большее число предметов, лиц, явлений в окружающем мире находит отклик в его чувствах. Сами чувства теряют свою прежнюю смутность, неопределенность, они становятся более отчетливыми.
Наряду с утончением и углублением чувств, известных уже предшествовавшему возрасту, у дошкольника проявляются новые чувства, совершенно недоступные ясельному ребенку или же имеющиеся у него лишь в зачаточных формах. Таковы чувство красоты природы, радость творчества, дружбы и др.
Чувства дошкольника имеют огромную власть над ним. Это они главным образом направляют его желания, руководят его поступками, накладывают печать на все его отношения к окружающему. Дошкольник жадно вглядывается во всё окружающие его предметы, но он не относится к ним с рассудочностью, как взрослый, он не просто видит их, — он их чувствует, он их переживает. И те чувства и переживания, которые предметы пробуждают в ребенке, с такой силой владеют им, что по крайней мере на время действительные свойства предмета, его настоящий образ перестают как бы существовать для ребенка, а их место занимают свойства и образ, порожденные его чувствами, его страстными желаниями.
Неподвижная палка превращается в скачущую лошадь, стул — в железнодорожный вагон, кукла — в живого маленького ребенка и т. п.
Таким образом, ребенок, руководимый своими чувствами и желаниями, оказывается способным видеть в предметах не то, что в них действительно есть, а то, что желательно ему, то, чем ему хотелось бы, чтобы предметы были. Именно эта способность дает ребенку возможность «из ничего делать все», на ней вырастает свободный полет его фантазии, так блестяще проявляющийся в его играх.
Такая картина не остается неизменной на протяжении дошкольного возраста. Постепенно, по мере того как обогащается опыт ребенка, накопляется запас его наблюдений, в мир его переживаний, в отношения его к окружающему вторгается новая сила, сила ума. Период безраздельного господства чувств кончается, ребенок начинает делать выводы из того, что он многократно наблюдает, начинает познавать действительные свойства вещей, подмечать сходство и различие между предметами, связь между ними.
К концу дошкольного возраста ребенок освобождается от прежней порывистости, он становится более сдержанным; игры его становятся более сложными, в них проявляется большее стремление к связности, последовательности, к реализму, то есть к большему соответствию действительности. Во всем этом сказывается развивающийся и крепнущий ум. Для роста ума ребенка-дошкольника огромное значение имеют значительное совершенствование его памяти и быстрое развитие речи.
К концу дошкольного возраста речь достигает уже довольно высокого уровня. Запас слов, по сравнению с тем, которым обладает трехлетний ребенок, увеличивается в четыре-пять раз. Ребенок научается правильно употреблять слова и связывать их в предложения, согласно требованию культурной речи. Речь теряет свою бессвязность, отрывистость и при благоприятных условиях развития и воспитания становится способной передавать цепь мыслей и даже оттенки их.
Как ни кратко очерчен нами ход развития дошкольника, однако и в таком сжатом изложении он дает возможность ответить на поставленный выше вопрос о том, в чем заключается сила и в чем слабость дошкольника.
Сила его заключается в рано созревающем и быстро крепнущем двигательном аппарате, который ищет выхода для своей энергии. Отсюда его подвижность, его активность, постоянная тяга к действию. Сила его заключается далее в яркости и богатстве его чувств, которые почти на всем протяжении дошкольного возраста направляют его желания, руководят его поступками и, худо ли, хорошо ли, организуют его поведение. Дошкольник прежде всего существо действующее и чувствующее — вот в чем сердцевина его жизни, в этом его сила.
Движения и чувства ребенка-дошкольника тесно связаны и переплетаются друг с другом: в движениях ребенок находит для себя неиссякаемый источник удовольствия, и он с упоением отдается им, а жажда новых чувств, новых переживаний толкает его на поиски еще не изведанного и питает, таким образом, его активность, его подвижность. На почве этих двух сильнейших элементов в жизни дошкольника вырастает третья поразительная сила, играющая первенствующую роль и в развитии, и в воспитании ребенка, — сила воображения.
Фантазия дошкольника поражает нас не столько своей глубиной и изобретательностью, сколько своим свободным, не знающим никаких преград полетом. Фантазия ребенка создает из материала окружающей реальной действительности, среди шумного, пестрого, во многом чуждого и непонятного ему мира взрослых, свой маленький, понятный и близкий ему мир, подчиненный его желаниям, отвечающий его чувствам.
Наиболее яркое выражение фантазия ребенка находит в им самим создаваемых играх. Нет другого вида деятельности, в которой так свободно, естественно, разносторонне проявлялись бы все лучшие и вместе с тем наиболее сильные стороны дошкольника, как в игре, и нет другой деятельности, которая доставляла бы ему столько удовлетворения и радости, как игра.
Мы выделили три наиболее ярко выраженные сильные стороны в развитии дошкольника: его подвижность, насыщенность его жизни чувствами, свободную неудержимую фантазию. Однако из сказанного не следует заключать, что у всех детей дошкольного возраста эти стороны в одинаковой степени развиты. Такое представление было бы не верно.
Конечно, особенности ребенка в очень большой степени зависят от его возраста, но, зная возраст, мы не знаем еще ребенка: у каждого ребенка имеются свои особенности, создающие своеобразие обычных, свойственных его возрасту черт.
Далее, неправильно было бы думать, что любая сильная сторона в развитии дошкольника представляет собой только силу, без зародыша возможной слабости. Такое представление будет односторонним, близоруким. Так, например, движения составляют сильную сторону дошкольника и дают ему возможность приходить в соприкосновение со всеми новыми предметами и лицами, расширять свой кругозор, обогащая свой опыт. Но выше отмечалось, что нередко подвижность ребенка переходит в суетливость, непоседливость, в которых тратятся и истощаются силы ребенка.
Точно так же обстоит и с чувствами дошкольника. Они придают его жизни яркость и красочность, делают окружающие предметы близкими и интересными, но, господствуя бесконтрольно над всем его душевным миром, они являются сплошь и рядом ненадежными руководителями его поступков. Они направляют его стремления и действия к достижению приятного, веселого, но ведь не всегда приятное и веселое лежит на пути правильного развития ребенка. Родители должны стремиться к тому, чтобы жизнь ребенка протекала радостно и интересно, но радость не должна вызываться потворством нездоровым влечениям, и не все интересы ребенка должны поощряться.
Возьмем третью сильную сторону дошкольника — его живую фантазию. Она имеет, несомненно, огромное значение для его развития. Но вместе с тем необходимо признать, что фантазия в той форме, в которой она проявляется у дошкольника, сама по себе является свидетельством его слабости. При помощи фантазии ребенок н е преодолевает препятствий, а обходит их, путем воображаемых свойств, которыми он наделяет свои игрушки, он строит воображаемые вещи.
Оставим теперь сильные стороны дошкольника и перейдем к рассмотрению его слабых сторон. На первом месте здесь следует поставить общую неустойчивость, как телесную, так и душевную.
Процент тяжелых заболеваний в дошкольном возрасте примерно втрое ниже, чем в возрасте до трех лет, однако значительно выше (в полтора раза), чем в школьном возрасте. Ясно, что эту слабую сторону дошкольника должны учитывать и правильно оценивать и воспитатели и родители, в особенности в тех мероприятиях, которые направлены к охране жизни и укреплению здоровья ребенка.
С неустойчивостью организма, главным образом со слабостью и неустойчивостью нервной системы, связаны многие недостатки поведения дошкольника, причиняющие столько беспокойства родителям, как например капризы, упрямство, замкнутость и пр.
К слабым сторонам в развитии дошкольника следует отнести также слабость его мысли, незрелость его ума. Правда, на протяжении дошкольных лет умственное развитие ребенка делает большие успехи, которые проявляются в его более богатой, более связной и осмысленной речи, в его вопросах, при помощи которых он добивается узнать причины вещей и явлений, в более осмысленных действиях, в его играх и в повседневном труде. Но все же надо признать, что в течение всего дошкольного возраста на общем фоне развития первые места занимают двигательная деятельность и чувства.
Познакомившись с особенностями дошкольного возраста, с его сильными и слабыми сторонами, мы можем теперь перейти к рассмотрению того, каковы главнейшие задачи воспитания дошкольника и какими путями лучше всего идти к решению этих задач.