
НЕ ТАКОЙ, КАК ВСЕ
В. Рыбаков. До сих пор мы говорили о проблемах, которые возникают между родителями или в отношениях к ребенку. А какие сложности приносит невроз самому ребенку?
А. Захаров. Есть нечто общее у всех детей, страдающих неврозами. Это трудности общения, взаимопонимания со сверстниками. То ребенок пытается во что бы то ни стало завоевать признание и дружбу, то отказывается по внешне необъяснимым причинам. То стремится верховодить, не обращая внимания на реальное соотношение сил, то становится зависимым и ведомым, подчиняется любому влиянию, иногда — не самому лучшему. Типичны и такие случаи, когда ребенок тянется к детям более старшего возраста, не сообразуясь с тем, насколько общение с ним может быть им интересным. Нередко он стремится к общению с более младшими, где, кажется, могут реализоваться его возможности и где он может навязывать свое мнение. Но и здесь, в конечном счете, все равно не получает того признания, на которое претендует.
В. Р. Почему же окружающие его не принимают? И почему ребенок с неврозом никак не может найти свое место среди них?
А. З. Не принимают по простой причине: в его поведении проявляются такие черты, что общаться с ним действительно нелегко. Все оказывается не по нему: и посмотрели на него не так, и внимания не уделили, и не ту роль в игре поручили...
К тому же наш пациент крайне нетерпелив в своих желаниях, иногда чрезмерно настырен, прилипчив, требует безоговорочного внимания к себе. Да и далеко не во все игры может играть! По непонятным (для сверстников) причинам вдруг заартачится, заплачет, откажется от игры. За этим всем скрывается не «дурной характер», а внутренняя эмоциональная неустойчивость, ранимость и неуверенность в себе. Основное же: ребенок с неврозом не может владеть собой, как хотелось бы, не может нравиться сверстникам, что еще более усиливает неуверенность в себе. Встречая неприятие сверстников, еще больше уходит в себя, отказывается от попыток установить взаимные контакты, замыкается в мире своих переживаний и чувств.
В. Р. Но ведь это невозможно! Так или иначе, во дворе, в детском саду, в школе приходится поддерживать такие контакты!
А. З. Да, можно на время оградить ребенка от трудных контактов со сверстниками. Но это всегда угрожает опасностью, что навык общения окажется несформированным.
В развитии такого навыка есть пора, которую можно назвать основополагающей. Обычно это возраст четырех — восьми лет, когда всем детям присуща отчетливая потребность общаться с себе подобными. Мальчики и девочки не только узнают, кто они такие в представлении других, но и пробуют силы и умения, утверждая себя именно как мальчики и девочки. А что получается при неврозе? Мальчики не могут постоять за себя, они слишком беззащитны и ранимы в любых ситуациях повседневного взаимодействия со сверстниками. Нужно в чем-то настоять на своем или уступить другому, не теряя лица, и в то же время не отталкивать от себя несговорчивостью. А наш пациент как раз этого и не умеет. Он, как мы уже говорили, впадает в крайности: то слишком покладист и уступчив, превращается в своего рода козла отпущения; то пытается во что бы то ни стало отстоять свою позицию, не считаясь с ситуацией игры, и такое упорство может оказаться абсолютно бесперспективным...
В. Р. А что же девочки?
А. З. Девочка, наоборот, ведет себя так, как мог бы вести себя именно мальчик: держится подчеркнуто независимо, иной раз вызывающе, пытаясь влиять на других девочек и подчинять их себе. Если поведение мальчика мы можем расценить как не соответствующее эталонам мальчишеским, то поведение девочки скорее будет утрированно, преувеличенно соответствовать таким нормам. А в итоге? Оба, мальчик и девочка, не будут приняты сверстниками и могут превратиться в изгоев в мире детей.
В. Р. И, очевидно, никакая любовь взрослых, никакое восхищение успехами детей, скажем, в учении или в каких-то занятиях не возместят этой непризнанности у сверстников?
А. З. Конечно! Ребенок может дома пользоваться исключительным вниманием, но тем не менее ему будет недоставать именно признания и дружбы сверстников. Без этого он не чувствует свою жизнь полноценной, радостной, насыщенной, не видит в ней оптимистических перспектив, не может полностью реализовать свои возрастные возможности.
В. Р. Итак, сделаем первый вывод: без общения со сверстниками, без их признания жизнь ребенка всегда неполна; никакое внимание взрослых это общение не компенсирует. Следовательно, осознается очевидная задача взрослых: как влиять, как помогать формироваться навыкам именно такого полноценного общения с теми реальными детьми, которые ребенка окружают?
А. З. Это — аксиома. Но прежде мы должны рассмотреть то, что вызывает проблемы в общении. И здесь нам опять придется вернуться к родителям. Когда у детей возникают трудности общения, почти всегда можно обнаружить нечто схожее, пусть в ослабленном виде, у родителей. Не бывает этих трудностей у детей, чьи родители ведут себя непринужденно, свободно, умеют устанавливать контакты с окружающими, отзывчивы и уверенны в себе. Здесь причина не только в наследственности, но и во влиянии самих родителей на детей. Речь идет, если хотите, о личном примере и влиянии на ребенка всего стиля жизни семьи.
В. Р. Но, казалось бы, родители, которые сами испытывали трудности в общении, именно от этих трудностей и должны оберегать детей. Скажем, если мать была в детстве робка и застенчива, разве не на эти особенности она должна прежде всего обратить внимание и помочь своему ребенку не приобретать их?
А. З. Да, следовало бы делать так. Но, к сожалению, это правило не относится к рассматриваемой нами категории родителей. Они или не придают значения своевременному развитию навыков общения у детей, или не хотят меняться сами, в результате чего и не могут стать примером для своего ребенка. Или же они пытаются оберегать его от всякого рода трудностей и переживаний, возникающих при контактах со сверстниками.
В. Р. То есть вместо поддержки получается подмена?
А. З. Да, мы часто это видим: сверстников подросткам заменяли взрослые. Обычная ситуация: тревожная мать боится, что ребенок заболеет, принесет с улицы «не те слова», научится плохому. И отгораживает его от всех сверстников. Фактически ребенок вынужден общаться только со взрослыми, заменяющими ему весь мир. Взрослых много, а ребенок среди них — один, единственный и неповторимый. В этих условиях он и хочет быть независимым, да не умеет. Одновременно боится этой независимости — ведь она означает, что придется действовать самому, без опоры, без защиты взрослых.
Такие неуверенные в себе дети встречаются как раз у очень волевых и решительных родителей, которые безоговорочно навязывают ребенку свое мнение, пытаются жить за него, исходя только из своего, порой далеко не лучшего, жизненного опыта.
Чем же еще не нравится такой ребенок сверстникам? Он слывет среди них каким-то «чудным», говорит взрослыми, непонятными фразами, а вместе с тем беспомощен в простых житейских ситуациях. Не способен радоваться так, как другие, смеяться заразительным смехом, его не захватывает общее веселье. Слишком серьезный, грустный и печальный. В итоге — нет взаимопонимания со сверстниками, близости, открытости и привязанности, которые обозначаются одним словом — дружба. Он хочет дружить, но не получается! Словно ищет и не находит драгоценный камень — так сказал об этой ситуации один шестилетний мальчик.
Подчеркиваю: для формирования навыка общения со сверстниками важен пример родителей — отца для мальчиков, матери для девочек. В особенности в старшем дошкольном возрасте, когда дети испытывают потребность иметь образец или пример соответствующего поведения и ожидают получить его от родителей.
Если у мальчика мягкий по характеру отец, нередко к тому же сомневающийся в правильности своих действий, а то и мнительный, то мальчик может непроизвольно усвоить тот же эталон поведения. Бывает и так, что отец, сознавая свои слабости, в общении с сыном старается играть роль властного, решительного и строгого воспитателя, призывая мальчика вести себя по-мужски, ничего не бояться, быть уверенным в себе. Однако такой отец не уменьшает, а лишь прибавляет сыну трудностей в общении, потому что не подкрепляет свои призывы личным примером, а декларирует: «взять себя в руки», «опомниться», «задуматься» и т. д.
В. Р. А каковы отношения в системе «дочки — матери»?
А. З. Если мать представляет собой тип деловой, активной, решительной женщины, то стремится играть роль отца, выходя тем самым из своей роли — теплой, любящей, терпеливой матери. Она стремится подогнать девочку под свой стандарт, но лишь создает у нее излишнюю напряженность. В другом варианте мы имеем дело с чрезмерно мягкой по характеру, застенчивой и беспокойной матерью, которая привязывает дочь к себе, лишая общения со сверстниками, и слишком тревожно реагирует на любые ее неудачи. Когда отцу присуща мнительность, матери — тревожность, то и дети тревожно-мнительно реагируют на любые трудности.
В. Р. Давайте рассмотрим теперь трудности в общении в возрастном аспекте. Представим себе один день ребенка в детском саду. Как там чувствуют себя дети, о которых мы ведем разговор?
А. З. Начнем с утра. Уже сразу заметно, что некоторые не в силах расстаться со своими матерями, плачут, взволнованы и долго не могут успокоиться. Дело в том, что эти эмоционально чувствительные дети очень привязаны к родителям, болезненно переживают даже недолгую разлуку с ними. Свет им кажется немил, а воспитательница представляется в виде какого-то злодея, похищающего их из родительских объятий. Создается впечатление, что кто-то мучает ребенка, приносит ему невосполнимое горе. Кто? Опять-таки родители, обычно мать, которая передает ребенку свою тревогу, беспокойство: не случится ли с ним что-то в детском саду, поймут ли сверстники, увидит ли его достоинства воспитательница? И сможет ли выполнить все, что положено в детском саду? Будет ли спать? Хорошо ли поест? Будет ли слушаться, делать то, что требуется? Другими словами, мать не уверена, сможет ли ее ребенок быть, как все. И непроизвольно внушает эту тревогу ребенку.
В. Р. А сам ребенок?
А. З. Ребенок под влиянием внушения матери начинает волноваться и беспокоиться: а вдруг что-то случится? И любое, даже пустячное, затруднение вызывает у него растерянность, страх, слезы. Делать же, как требует мама, только все хорошо, своевременно, правильно он не умеет. Его не хвалят, как дома, и не выполняют то, что ему хочется. К тому же заставляют все делать самостоятельно, сразу, без долгих уговоров взрослых. И это усугубляет растерянность, удрученность. Ребенок либо начинает капризничать, упрямиться, не слушаться, либо отстраняется от общей жизни, становится робким, пугливым, как будто забитым, хотя никто его, естественно, не только не бьет, а порой даже и не ругает. Держится обособленно, трудно подойти к детям, предложить вместе поиграть — он стесняется, кажется, что сверстники не поймут, обидят, будут насмехаться.
Несмотря на достаточно богатую фантазию, не может представить себя кем-то в игре: продолжает оставаться самим собой, все таким же насупившимся, недоверчивым и чрезмерно ранимым. Не может, следовательно, брать на себя роли в игре: в этом сказывается как мало с ним играли. А если и станет играть, то не может настоять на своем, защитить себя. А ведь в игре могут толкнуть, обозвать, невежливо обойтись. Вытерпеть все это ребенок с неврозом не может. Он не переносит физической боли, иронии, насмешек, без которых не обходится никакая игра. Потому она быстро и заканчивается, а он же чувствует себя обиженным, одиноким, никому не нужным, не таким, как все. Повторяем: так он себя чувствует. Ведь никто специально не хотел его обижать, исключать из игры; он сам не смог справиться со своими чувствами и повести себя гибко, сообразно обстоятельствам.
Подчеркнем: он не эгоист и даже не крутой индивидуалист, хотел бы быть таким, как все, и со всеми, хотел бы быть хорошим, но ничего из этого не выходит.
В. Р. А дома получается?
А. З. Да как сказать... В представлении ребенка — да, получается; он может быть самим собой, самостоятельным, способным решать свои вопросы. А в представлении родителей — нет, не получается; он не такой, как им хочется, упрямый, непослушный, раз пытается поступить по-своему, — и делает не так, не то: или слишком быстро, или слишком медленно...
За всем этим, если хотите, стоит недоверие родителей к ребенку. Взрослым кажется, что не оправдывает ожиданий, что его неминуемо постигнут неудачи, не сможет быть сильным и решительным. А в результате ребенок растет слабым и нерешительным.
Постоянное недоверие родителей к возможностям детей, их собственному опыту действует на них разоружающе, подрывает веру в возможность самостоятельно преодолеть трудности. И ребенок вынужден раздваиваться: хочет быть не только таким, каким желают его видеть родители, но и каким его хотят видеть сверстники. Потому-то и мечется между двух огней: то слишком упрям, настырен и несговорчив, пытаясь отстоять свое «я», то крайне зависим и несамостоятелен, подчиняется любому сверстнику, лишь бы приняли в компанию, хотя бы временно.
В. Р. А что происходит в подростковые годы, какие здесь невротические проблемы у детей и родителей?
А. З. Подростковый возраст подводит своего рода итоги всем прежде накопленным, часто неосознанным трудностям, которые начинают отчетливо проявляться; и нет оснований считать, что именно теперь они и возникли. Все было гораздо раньше.
Я расскажу об одном своем врачебном дне. Это был самый обычный прием; но так получилось, что на него пришли с родителями сразу три девочки-подростка со схожими трудностями общения в школе.
Первой моей пациентке было тринадцать лет, у нее наблюдалась необъяснимая для врачей постоянная субфебрильная температура — 37 с небольшим, временами доходящая до 38,5 градуса. Из-за температуры она уже четыре месяца не ходила в школу, даже не в одну, а в две, поскольку посещала и художественную — вечером. И до этого довольно часто пропускала уроки из-за бронхиальной астмы, когда кашель и затруднение дыхания длились днями, а то и неделями. А в дошкольные годы девочка часто болела простудными заболеваниями, и, видимо, из-за этого ее побоялись определить в детский сад. Да и вообще мать, в заботах о здоровье дочки, всячески оберегала ее от общения со сверстниками, так как тревожной и мнительной матери казалось, что при играх на улице девочка простудится или заразится и будет еще чаще болеть. Так девочка и росла хилой, часто болеющей, огражденной от любых трудностей жизни, так сказать, в искусственной среде.
Если первые годы она училась хорошо, то только благодаря героическим усилиям матери, допоздна готовившей с ней уроки. Как видите, и здесь сохранялись искусственные условия: девочка не испытывала трудностей, не боролась, не преодолевала препятствия — за нее это по-прежнему делала мать. Так мать обеспечивала дочери счастливое детство, компенсируя, может быть, отсутствие отца (родители развелись). А что из этого получилось?
Когда дочь поступила во вторую, художественную школу, она стала все больше уставать, возникли головные боли, нарушился сон. И тут «кстати» пришлись приступы бронхиальной астмы, не столь тяжелые, но все же дающие возможность какой-то передышки от уроков. Они, эти приступы, как бы избавляли ее на время от школьных трудностей. А этих трудностей уже было немало. Будучи капризной и чрезмерно обидчивой, эта девочка не нашла подруг в классе, а мальчиков просто боялась или презирала.
Хотя после интенсивного лечения приступы бронхиальной астмы стали редкими, внутреннее эмоциональное напряжение оставалось. И стоило ему чуть усилиться, как температура всякий раз поднималась. Нет, девочка ее «не подтасовывала», она просто не сопротивлялась болезни, потому что болезнь оказывалась выходом из трудностей, пусть и временным. Происходила своего рода «маскировка» эмоционального напряжения под соматическое заболевание.
Второй моей пациентке было также тринадцать лет. Ей было трудно общаться с товарищами, среди которых она чувствовала себя скованной, напряженной. Когда мы попытались выяснить причины ее изоляции в классе, то оказалось, что она во всех видит прежде всего плохое. Вместе с тем и самой ей «не по себе», главным образом из-за неважной осанки. Часто бывает вялой, сонливой, заторможенной, безынициативной, делает все медленно, без огонька. А то вдруг на нее нападает веселье, смех, но какой-то болезненный, неестественный. Все это, конечно, не вызывает к ней симпатий, и девочки считают ее какой-то странной, а то и просто нервной;
Но почему же она так неуверенна в себе? И главное — почему у всех видит плохое? Предыстория всего этого начинается давно, пожалуй, еще до ее рождения. У своих родителей она была нежеланным ребенком. После рождения девочка жила долгое время у бабушки, не видя родителей, без конца болела. А когда бывала у родителей, нередко оказывалась свидетельницей постоянного выяснения отношений между ними. У самой матери с дочерью — непреходящие конфликты, так как мать считает ее несговорчивой, упрямой, «вредной». А отец, когда не может выплеснуть раздражение на мать, «с успехом» обращает его на беззащитную дочь. По поводу столь тревожащей девочку осанки мнения родителей самые решительные: мать, вместо того чтобы практически помочь дочери приобрести необходимые навыки, постоянно ругает ее; отец считает, что с дочерью надо поступать еще жестче — наказывать, и дело с концом. От всех этих унижений и оскорблений девочка и стала задерганной, забывчивой, растерянной. А постоянная критика, которой подвергалась дома, ее угнетала; скепсис и негативизм родительских оценок передавались и ей, и в окружающих людях стала находить одни лишь недостатки, одни пороки.
И наконец, третья из девочек. Ей одиннадцать лет, растет без отца, с которым мать рано развелась, но есть отчим. Мать такая же, как и дочь, застенчивая и малообщительная, испытывающая трудности в установлении контактов с людьми. До школы с девочкой занималась бабушка, которая во всем шла навстречу; внучка как бы стала центром ее жизни. И в школе девочка рассчитывала на такое же внимание, каким была окружена раньше, ничего реально не делая для этого. А внимания, естественно, такого не было; тогда она стала объяснять это тем, что не она, а другие плохие: не так на нее смотрят, не так говорят. Дело дошло до того, что девочка попросила мать перевести ее в другую школу. Но и там ничего не изменилось, потому что сама она осталась все такой же обидчивой, ранимой.
Приведем дословно ее рассказ о себе: «Мне трудно, потому что я необщительная, стесняюсь первая заговорить с кем-нибудь. В классе меня считают двоечницей, чуть-чуть ненормальной. Из-за моего тихого характера подружки мне попадаются все больше хулиганки. Они любят мною командовать, я их боюсь. На самом же деле характер у меня не тихий, даже, можно сказать, задиристый, но в школе и в других местах я не могу быть такой, как дома. Что-то мешает...»
Что же ей мешает быть решительной и смелой, уверенной в себе? Для этого нужно, чтобы она была самокритичной, реально взглянула на себя. Но как раз этого и нет. Тут уж бабушка поработала основательно, создав ложное представление, которое никак не могло быть поддержано окружающими девочку сверстниками. А мать, вместо того чтобы помочь дочери, сама усугубляла ее трудности.
Весьма существенную роль здесь бы мог сыграть отец, человек общительный и жизнерадостный, но мать с ним развелась. Вместо отца появился отчим...
В. Р. Так что же отчим?
А. З. Безусловно, есть хорошие отчимы, но в данном случае девочке не повезло. Отчим только усилил ее трудности: он человек угрюмый, необщительный.1 Так девочка и оказалась одна — своего рода сирота при существующих родителях и отчиме. И окончательно потеряв веру в себя, впала в тяжелый невроз, вылечить который оказалось весьма непросто. Пришлось, по существу, лечить дочь и мать, потому что обе они требовали помощи и укрепления их способности к контактам. Конечно, речь не шла о том, чтобы из них сделать людей сверхобщительных и чрезвычайно легких на подъем. Это невозможно; новый невроз может возникнуть от подобной ломки годами формирующегося характера. Но снять мучительные переживания, вселить веру в себя и сформировать необходимые навыки общения возможно. Это и есть цель психотерапевтической помощи.
В. Р. Итак, что же мы можем определить как итог нашего разговора? Какие основные выводы стоит сделать родителям относительно общения с детьми?
А. З. Главное — чтобы родители критически посмотрели сами на себя. Ведь нередко получается, что, будучи недостаточно общительными, контактными, ведя изолированный образ жизни, они не признают у себя таких проблем, не видят или не хотят видеть их, а от детей требуют, чтобы у них было все в порядке. А здесь одними призывами обойтись нельзя. Нужно преодолевать самим эти трудности и быть личным примером для детей. Надо быть активными, шире контактировать с людьми, водить с собой детей, играть с ними вместе, создавать дома жизнерадостную, оптимистическую атмосферу, а не пессимистическую, тревожную.
Второе — не создавать искусственную среду для ребенка. Оградить его от сверстников, может быть, взрослым и удастся, но итоги этого, как мы видели, только печальные. Без игр, без друзей, без детских конфликтов и ссор ребенок не может обойтись, если вы хотите, чтобы его развитие было полноценным.
Третий совет — учить ребенка конструктивно, спокойно и оптимистично относиться к своим трудностям, не винить чрезмерно себя, но и не искать виновников среди других. Так нередко бывает, что к реальным трудностям детского общения взрослые прибавляют свои критические, скептические оценки всего, что происходит в школе. И у ребенка тоже появляется отрицательное отношение к учителям и товарищам, он начинает обвинять их во всех грехах. А надо учить относиться доброжелательно, терпимо, вовремя разбирать недостатки, выяснять, почему ребенок не хочет идти в школу, что у него за конфликт.
Общение — это сотрудничество. И научить ребенка взаимодействовать со сверстниками, со взрослыми родители смогут лишь в контакте с теми людьми, с которыми он непосредственно общается или хочет общаться.
15 ВОПРОСОВ ВРАЧУ — 15 ОТВЕТОВ, ИЛИ ИЗБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ПЕРЕПИСКИ С ЧИТАТЕЛЯМИ
— Может ли возникнуть невроз у ребенка, воспитывающегося в нормальной семье с нормальными взаимоотношениями?
— Да, может, если ребенок очень чувствителен, раним, и все это идет у него, как говорят врачи и психологи, от конституции, темперамента, особенностей нервной системы. Но это — только одно из условий. Если к этому обстоятельству добавляется воздействие какой-либо острой психотравмирующей ситуации, то возможность возникновения невроза уже становится реальной.
Ведь бывают неожиданные, не зависящие от человеческой воли жизненные коллизии, где даже и достаточно крепкий ребенок может не выдержать чрезмерного гнета каких-либо переживаний и тревог. Вполне реальна ситуация, когда ребенок с нормальной психикой, но, как мы уже говорили, эмоционально чувствительный и впечатлительный испытывает какое-то сильное психическое потрясение, справиться с которым ему трудно. Скажем, у него внезапно умерла любимая бабушка, или в доме случился пожар, или квартиру ограбили воры. И он вдобавок оказался непосредственным свидетелем этих чрезвычайных событий. Действие подобных психотравмирующих обстоятельств может оказаться столь сильным, что сразу вызовет функциональное расстройство высшей нервной деятельности — невроз. От этого не застрахован ни один ребенок. Но здесь многое зависит от родителей, от того, как сами они реагируют на случившееся, могут ли вести себя достаточно мужественно, чтобы справиться с постигшими их несчастьями и не заражать ребенка беспокойством и тревогой, унылым настроением и неверием в себя. Ведь ребенок так надеется на помощь взрослых, их способность разрешить любые трудности, рано или поздно преодолеть их! Если же этого не происходит, если взрослые сами не видят выхода, всегда подчеркивают безнадежность сложившейся ситуации, то и дети не могут найти в себе силы забыть происшедшее, переключиться, найти новый интерес в жизни.
И если с этой точки зрения взглянуть на вопрос: может ли возникнуть невроз у детей в нормальной семье, — то следует ответить уже не столь категорично. Почему? Да потому, что в истинно нормальной семье учат и самообладанию, стойкости, и способности преодолевать трудности, и переживать самые тяжелые жизненные драмы.
— Есть ли четкая граница между здоровым и больным ребенком? Ведь страхи, о которых мы говорили, переживает почти каждый ребенок. Где здесь грань?
— Безусловно, есть. О некоторых детских страхах, имеющих возрастной характер, нельзя говорить как о неврозе, эти страхи являются эпизодическими и серьезно не мешают повседневной жизни. К примеру, как уже говорили, большинство детей в возрасте шести лет испытывают в какой-то мере страх смерти. Они начинают понимать, что их жизнь не вечна, что они тоже умрут, как и все люди. Это открытие хотя и озадачивает их, но не мешает им общаться со сверстниками, не меняет их настроение.
Другое дело, когда ребенок начинает постоянно думать об этом, выражать навязчивые опасения, без конца спрашивать родителей, умрут ли они, сколько будут жить. Если при этом ребенок начинает расстраиваться, плакать, панически бояться темноты или каких-нибудь чудовищ, то здесь приходится говорить о невротической реакции страха, подогретой собственными опасениями и тревогами родителей или частыми болезнями, на которых они фиксируют свое внимание. При пессимистическом настрое семьи страхи ребенка нарастают как снежный ком и начинают захлестывать его, подавляя активность и уверенность в себе. Родители должны суметь разъяснить ребенку, что никаких непосредственных опасностей нет, что никто сейчас не собирается умирать, но в то же время действительно жизнь не вечна, и он молодец, раз все понял, а ему еще надо очень долго жить и расти. При этом нужно помочь переключить внимание на какие-то новые интересы и занятия. Тогда все эти сложности будут относительно быстро преодолены.
Следовательно, о неврозе страха можно говорить, когда ребенок не может справиться со своими волнениями и тревогами, сосредоточен на них, у него меняется поведение, он становится беспокойным, пытается искать, но безуспешно, различные способы ограждения от страха. Родители же своей избыточной тревогой непроизвольно подкрепляют этот страх, в итоге создается неразрешимый внутренний конфликт: переживание страхов, желание от них избавиться и невозможность сделать это реально.
— Ребенок восьми лет очень быстро возбуждается в присутствии посторонних людей, становится неуправляемым; школьный дневник — весь красный от замечаний...
— Либо у него своевременно не выработаны навыки общения: часто болел, чрезмерно опекали, не посещал детский сад; либо есть признаки какой-то органической нервной ослабленности, вызванной тяжелым токсикозом при беременности матери, сотрясением мозга или мозговой инфекцией. Во втором варианте дети вдобавок плохо переносят шум, быстро устают при большом скоплении людей и от утомления еще больше возбуждаются, становятся неуправляемыми, словно без тормозов. Тогда нужно не столько воспитывать, сколько лечить, и здесь необходима своевременная помощь специалиста.
Ребенок может и просто обладать чертами холерического темперамента — быть активным, подвижным и неугомонным. Но он обычно хорошо контролирует себя, отзывается на замечания; там, где нужно, может убавить свою активность — в общем, не создает особых проблем для окружающих.
Может оказаться, что его держат дома в условиях жестких ограничений: не имеет права пошуметь, побегать, покричать. Добавьте физические наказания за непослушание. Закономерно, что такой ребенок «отводит душу» в школе, компенсируя домашние запреты.
— Очень трудно заставить ребенка что-то сделать, даже самое простое: умыться, убрать за собой вещи и тому подобное. Ни уговорить, ни упросить, ни приказать нельзя — любое требование встречает противодействие...
— Все дело в том, каков возраст ребенка. Если ему два — четыре года, то в большинстве случаев перед нами так называемое упрямство.
Что такое упрямство? Это стремление проявить самостоятельность, отстоять свои права и реализовать возросшие возможности. Он хочет все сделать сам, даже если, на наш взгляд, получается плоховато.
В каких случаях упрямство можно расценивать как болезненную, невротическую реакцию? Только тогда, когда ребенок ущемлен в каких-то существенных для него потребностях, когда взрослые слишком педантичны, обрушивают на него беспрерывный поток требований и настаивают на их выполнении с первого слова, не считаясь с обстоятельствами и опытом малыша. В результате возникают, как говорят физиологи, фазовые состояния мозга. В одной из таких фаз, называемой ультрапарадоксальной, ребенок непроизвольно стремится делать все наоборот, как считают родители, — «назло». На самом же деле злая воля здесь ни при чем, он сам, если хотите, жертва — жертва чрезмерных амбиций родителей, их строгости и пунктуальности.
Самое лучшее — не сражаться с ребенком, не устраивать необъявленной войны, а попытаться разобраться в истоках его упрямства и перестроиться самим. Тогда, как это ни неожиданно, дети станут более покладистыми, более сговорчивыми.
Таким образом, упрямство, а тем более негативизм всегда свидетельствуют о каком-то неблагополучии в отношениях между взрослыми и детьми. И нужно вовремя найти выход из этой ситуации, не ломая воли ребенка, не создавая из него пассивного исполнителя наших требований, а направляя созидательную его энергию. И через некоторое время увидим, что конфликты исчезнут.
Если же те особенности поведения, о которых пишет наша читательница, наблюдаются в более старшем возрасте, значит, конфликт затянулся, приобрел хроническую форму. Все равно, именно родителям нужно сделать первый шаг: в чем-то уступить, взглянуть на себя критически. И спуститься со своего взрослого Олимпа: быть непосредственнее с детьми, играть с ними, вместо того чтобы читать бесконечные нотации и сражаться с «ветряными мельницами» — упрямством.
При отсутствии противодействия, когда ребенок просто не выполняет неприятных для себя требований взрослых, речь может идти об отсутствии своевременного обучения навыкам опрятности, самообслуживания, об отсутствии дисциплины вообще. Взрослые не настояли, во всем уступали, а то и с ленцой были, примера не показывали — вот благодатное время и было упущено. Когда начинать? Да как только дитя речь начнет понимать — до года, значит; а на втором или третьем как раз время и подоспеет. А дальше лучше всего последовательными быть, да и гибкость проявить.
— Поможет ли упрямому ребенку спорт?
— Как правило, мы рекомендуем родителям упрямых детей найти для них подходящие спортивные занятия — это способствует своевременной разрядке энергии ребенка, его физическому закаливанию и самоутверждению. Особенно если пример будут подавать сами родители, занимаясь вместе с ребенком, разделяя с ним радость победы и находя совместно выход из трудностей. Здесь происходит и психологическая закалка, и укрепление воли, и рост активности. Все это хорошо, если речь идет только об упрямстве. Если же мы имеем дело уже с неврозом, то вначале нужна врачебная помощь, а уж потом в качестве закрепляющего средства можно применить и спорт.
— Может ли пройти невроз без специального лечения, например от смены обстановки?
— Это случается очень редко. Ведь при неврозе у ребенка уже сложились устойчивые стереотипы восприятия себя среди окружающих, низкая самооценка и неуверенность в себе. И внезапно они не исчезнут: здесь требуется, как мы уже говорили, и перестройка отношений самих родителей, и изменение их взглядов на воспитание, и психотерапевтическая помощь ребенку.
— Мой одиннадцатилетний сын очень нервно реагирует на опеку и заботу бабушки. Наши просьбы и убеждения быть внимательнее к бабушке не действуют...
— И могут вообще не подействовать. А бабушку перевоспитать, согласитесь, трудно; у нее сложились привычные взгляды и представления о том, как должен вести себя ребенок. Но не перекладывают ли родители слишком много забот на бабушку? Большинство современных детей, особенно подростки, не могут согласиться с мелочной опекой, чрезмерной тревожностью, что в немалой степени свойственно многим бабушкам. Постарайтесь уделять больше внимания своему ребенку — и проблема будет решена.
— Является ли невротическим проявлением склонность дочки двенадцати лет, очень неуверенной, боязливой, читать стихи драматического содержания (о смерти, болезни и т. п.)?
— Уже то, что девочка неуверенна в себе и боязлива, позволяет предположить формирование невротической структуры характера. Ей не было своевременно оказано необходимой психологической помощи, и теперь она пытается помочь себе, декламируя стихи, где в какой-то мере отражаются ее внутренние проблемы, она как бы выводит их наружу. Я считаю, что это полезно. Как бы открывается клапан для выхода чувства беспокойства и тревоги. Более того, девочка освобождается от страхов, которые приобретены в предыдущие годы. Будет уместным, если вы поможете дочери поступить в какой-либо драматический кружок или студию, где она, в общении со сверстниками, сможет лучше выразить себя, понять свои переживания и найти посредством искусства более приемлемые решения своих проблем.
— Как вести себя родителям, если ребенок оказался свидетелем их конфликтов и даже высказывает по этому поводу свое мнение?
— Ни в коем случае не запрещать говорить! Потому что невозможность выражать свое мнение по поводу происходящих в семье событий, в которые ребенок оказался эмоционально включен, приводит лишь К повышению у него психического напряжения и тревоги. Вообще-то не стоит выяснять отношений при детях и тем более пытаться привлечь их на свою сторону. Если же такое случилось, не будет беды, если кто-то из родителей (или оба) признает, что был не прав. Особенно это важно при общении с подростками, которые стремятся открыто и честно разобраться в поступках взрослых. Родителям будет полезно выслушать мнение подростка, если уж он готов его высказать.
— Вы говорили о родительской необщительности. Но не является ли общительность «даром божьим» — у одних она есть, у других нет?
— Речь шла не столько о родительской общительности, сколько о родительской неотзывчивости, о том, что взрослые не могут обеспечить детям своевременную эмоциональную поддержку, помочь преодолеть трудности, да и сами не показывают необходимого примера.
Поэтому важнее думать не столько о своей общительности или необщительности, сколько о том, всегда ли мы понимаем своих детей, сочувствуем им и помогаем.
Здесь поможет и расширение контактов семьи: встречи с друзьями, совместные праздники. Все это позволяет родителям разнообразить круг общения детей и собственным примером помочь им устранить некоторую замкнутость, боязливость и неуверенность.
А считать общительность «даром божьим» легче всего — это пассивная позиция, позиция избегания трудностей. Она заранее дает людям оправдание собственных недостатков.
— Может ли взрослый, семейный человек изменить такие черты характера, как негибкость, властность, склонность командовать?
— Нет таких роковых, предначертанных качеств характера, с которыми нельзя справиться, если человек активен, если хочет и стремится жить в счастливой семье. Но кроме желания необходимо и критическое восприятие своего характера. Такое осознание, к сожалению, приходит далеко не ко всем, часто с запозданием, после горького опыта, конфликтов и недоразумений. Приходит, когда уже возникает угроза разрыва семейных отношений или невроз у ребенка, как говорится, налицо. Поэтому чем раньше человек найдет в себе силы преодолеть мешающие семейному счастью свойства характера, тем меньшей угрозе подвергается семья.
— Когда стесняешься своих недостатков, является ли это признаком невроза?
— Признаком невроза это может и не быть, а просто указывает на склонность все принимать близко к сердцу, на повышенную стыдливость, на подчеркнутое чувство вины. Сочетание этих качеств мы называем сензитивностью — повышенной эмоциональной чувствительностью.
Обострение сензитивности может происходить в различную пору жизни и под влиянием различных обстоятельств. Для подростков, например, типична склонность несколько обостренно воспринимать те или иные недостатки своего характера и внешности. Большей частью это мнимые недостатки, выведенные из сравнения с неким отвлеченным абсолютным идеалом. Связанные с этим переживания временны, преходящи.
Если же подросток не только считает себя отличным от других, но и начинает избегать общения со сверстниками, чрезмерно волнуется и постоянно думает, какое впечатление он производит на окружающих, то речь может идти и о неврозе. Помочь такому подростку просто необходимо. Но хочу предупредить, что сделать это будет не так-то просто: подросток стесняется себя и с трудом идет на контакт. Но все же придется быть тактично настойчивыми и найти возможности таких контактов. Своевременная помощь родителей и специалистов, переключение внимания подростка на значимые для него интересы и увлечения позволяют устранить эту навязчивую сосредоточенность на собственных недостатках. Здесь могут помочь и спорт, и занятия в кружках — словом, любые интересные дела, в которых возникает содержательный контакт со взрослыми и сверстниками.
— Ребенок чрезмерно волнуется при просмотре интересных передач, его бросает в пот, он буквально дрожит. Как быть? Запретить смотреть? А не будет ли это еще хуже?
— Здесь должна быть золотая середина. С одной стороны, просмотр всех передач подряд притупляет собственную активность ребенка, мешает формированию его индивидуальных интересов. Но и искусственное ограничение обедняет его духовный мир, не дает ему возможности обсуждать увиденное со сверстниками, в какой-то мере дискриминирует.
Ослабленные дети с признаками невропатии действительно возбужденно реагируют на излишнее количество увиденного или на эмоционально сильные впечатления. Постоянное мелькание изображения, громкий звук, как и неподвижность во время просмотра, оказываются в определенной степени перевозбуждающими для мозгафакторами. И, конечно, надо избегать неразборчивого просмотра передач.
Будет лучше, если родители найдут способ не только ограничивать просмотр, но и занять время ребенка чем-то интересным, расширить круг его увлечений. И, разумеется, сами взрослые не должны быть прикованы к телевизору и другим пассивным способам времяпрепровождения. А для родителей, которые жалуются на чрезмерное возбуждение ребенка зрелищами, такое самоограничение должно стать правилом.
— Ребенок сосет палец едва ли не с двух недель после рождения (сейчас ему второй год)... Как отучить его от этой дурной привычки?
— Сосание пальцев после года — скорее не дурная, а навязчивая привычка. Она свидетельствует о неудовлетворенности инстинкта сосания. Часто сосут палец дети, чьи матери излишне строги, не дают пустышку и рано отлучают от груди. Но бывает и так, что сосанием пальца ребенок как бы устраняет состояние беспокойства, дискомфорта, начиная с внутриутробного периода своей жизни. Здесь нужна своевременная консультация у врача. Во всех случаях не стоит бороться с этой привычкой как с вредной — обматывать палец бинтом, намазывать его горчицей или наказывать ребенка. Вместе со специалистом надо разобраться в причинах такого явления, принять необходимые меры — и тогда проблема перестанет существовать.
— Куда, к каким специалистам обращаться, если у ребенка невроз?1
— Выбор сейчас большой. Начинать надо с невропатолога или психолога. Первый учтет влияние органических нарушений мозга, которые не устранить никакими рекомендациями и внушениями. Психолог же лучше разберется в особенностях развития, воспитания, отношений детей, способствующих появлению личностных конфликтов. Только нужно, чтобы психолог был опытный и имел практический опыт работы. Наиболее адекватное обращение будет к детскому психотерапевту с медицинским и психологическим багажом знаний. Таких специалистов пока немного, поскольку в медицинском институте психотерапевтическая специализация полностью отсутствует, а психологам при работе с неврозами может не хватить медицинских знаний. Если говорить о психиатрах, то у них много других забот, поэтому на неврозы хронически не хватает времени. Да и родителям нужно все объяснить, убедить, настроить; таблетками и справками, пересылаемыми по почте, здесь не обойдешься. Ну а целители, скажете вы, экстрасенсы или биоэнергетики и т. д. При неврозах их помощь равна нулю или имеет отрицательные последствия, лишний раз фиксируя внимание детей и родителей на средневековых и, скажем прямо, мракобесных мифах. Гомеопатия тоже невроз не лечит, но позволяет, как и настоящее, а не знахарское целительство укрепить ослабленный организм ребенка, снять хронические болезненные нарушения. Несомненно, что подготовку по психологии и психотерапии полезно пройти всем специалистам, будь то педиатр, невролог (как сейчас именуется невропатолог) или психиатр. В наибольшей степени подобная подготовка должна быть у неврозолога — специалиста по неврозам, которому заниматься психотерапией, как говорится, сам бог велел. Но в официальном списке врачебных специализаций неврозолога нет, как нет проблем неврозов у многих сотен тысяч детей в Минздраве и правительстве России (см. статистику во введении). А пока все строится, как и раньше, на энтузиазме, авторской школе и личной заинтересованности родителей.
«ПРАВЫЕ» И «ЛЕВЫЕ» — КТО ОНИ, ИЛИ КОМУ ТРУДНЕЕ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ
Для начала хочу успокоить читателя, может быть несколько утомленного политическими текстами и разговорами: это не те «правые» и «левые». Речь идет не об идейных позициях, а об области, кажется, не имеющей отношения к политике, — функциональной специализации правого и левого полушарий головного мозга.
В истории физиологии сложилось так, что из двух полушарий мозга человека левое долгое время считалось преобладающим, доминантным. Поскольку существует перекрест нервных путей, ведущих от конечностей к полушариям мозга, то при доминировании левого полушария ведущей, в большинстве случаев, оказывалась правая рука. Главенство левого полушария объясняли тем, что в нем сосредоточено управление важными психическими функциями сознания, контроля, речи и абстрактного мышления, а также (поскольку наши руки-ноги управляются наперекрест) ведущей, правой руки. Но развитие науки показало, что и правое полушарие не освобождено от забот: подсознательные, интегрирующие психические процессы, практически-наглядная деятельность, интуиция, музыкальное и художественное творчество, образное мышление — все это по его ведомству. Ясно стало также, что мозг работает не по стереотипу, а динамически, «руководствуясь ситуацией». При обработке информации одним полушарием другое на время уменьшает свою активность, как бы затормаживается. Взаимодополняющий и одновременно синхронный режим работы полушарий создает условия для полноценной, гармоничной психической деятельности.
Добавим еще способность правого полушария регулировать биоритмы, «создавать» сновидения и вытеснять из сознания неприятные переживания (физиолог В. Ротенберг рассматривает это как одну из форм психической защиты), а также способность возбуждать активность левого полушария, определять продолжительность сна, внушаемость и подверженность гипнозу.
Итак, в функциональной организации головного мозга мы видим своего рода диалектику противоположностей. А как же будет вести себя человек только с одним работающим (включенным) полушарием? Медицина знает тому немало примеров. Если «выключено» (из-за болезни) правое, человек постоянно шутит, смеется, полон оптимизма, многословен, даже болтлив... Но его речь тускла, бесцветна, лишена живых человеческих интонаций, и ведет себя он не как живой, а словно запрограммированный — без душевности, глубины чувств и переживаний. При выключенном же левом полушарии все воспринимается в мрачном свете, речь полностью отсутствует, возможны только отдельные звуки... Правда, облегчается распознавание музыкальных сигналов.
Но такие крайности, как правило, уже патология. Более того, у каждого третьего человека вообще нет преобладания одного из полушарий. У остальных людей можно говорить лишь об относительно большей функциональной активности того или иного полушария. Поэтому и деление людей на левополушарных и правополушарных в известной мере упрощает реальность. Но это упрощение многое в человеческой личности и поведении позволяет увидеть яснее.
Среди «левых» (будем помнить, что мы здесь дали этому слову свой смысл) много инженеров, математиков, философов, лингвистов, представителей теоретических дисциплин. Нередко они подчеркнуто рациональны и рассудочны. Много и охотно пишут, свободно запоминают длинные тексты, владеют иностранными языками, речь их грамматически правильна. Характерны заостренное чувство долга, ответственности, принципиальности, внутренний характер переработки эмоций. Левополушарные подчеркнуто последовательны в действиях и поступках, хорошо прогнозируют будущее, критичны, склонны к язвительной иронии и сатире. И административные должности занимают чаще, но им порой не хватает гибкости, непосредственности и спонтанности в выражении чувств. Они предпочитают действовать по заранее составленным схемам, планам, трафаретам, с трудом перестраивают свои отношения с людьми: им нелегко приноровиться к неисчерпаемому разнообразию человеческих характеров и «неразумности» иных поступков окружающих. Нетрудно увидеть во всех этих характеристиках слагаемые личности «технократического человека».
Существуют и клинические, то есть болезненно измененные (психопатические), варианты односторонней левополушарности. Это так называемые психастеники и шизоиды.
Психастения — это тревожно-мнительный склад характера, когда преобладают сугубо рассудочные формы мышления, постоянны сомнения в правильности своих действий, тревожно интерпретируются происходящие события. По выражению академика И. П. Павлова, таким людям свойственна «постоянная умственная жвачка», переживание и «пережевывание» собственных и чужих слов, реакций, поступков. Как правило, интеллект у психастеников высок; но часто они не могут реализовать его возможности из-за неотступно преследующего чувства неуверенности, нерешительности, затруднений в контактах с окружающими, «копания» в себе и «самоедства», гипертрофированного чувства вины — вплоть до самоуничижения. Вместе с тем это очень словоохотливые люди, особенно в кругу знакомых, которых они могут «заговорить до смерти».
У шизоидов рациональная сторона интеллекта еще более гипертрофирована. Они по-своему очень чувствительны, но эта чувствительность — «в себе» и «для себя». По отношению же к окружающим они эмоционально холодны и расчетливы, крайне недоверчивы и неконтактны. Это люди «не от мира сего», часто фанатически преданные какой-либо отвлеченной идее, подверженные различного рода чудачествам либо захваченные странными, необычными увлечениями и хобби.
А каковы правополушарные, среди которых много художников, артистов, музыкантов, мастеров на все руки и экстрасенсов? Речь их эмоциональна, экспрессивна, богата интонациями, сопровождается жестикуляцией. В ней нет особой «выстроенности», возможны запинки, сбивчивость, лишние слова и звуки, «проглатывание» окончаний. В начале обучения чтению и письму они могут писать или читать «наоборот» (справа налево, зеркально), пропускать буквы, не заканчивать слова, особенно в состоянии утомления. Им «удобнее» диктовать текст, чем писать, в то время как левополушарным легче писать, чем диктовать. Как правило, правополушарные — целостные натуры, открыты и непосредственны в выражении чувств, наивны, доверчивы и внушаемы, способны тонко чувствовать и переживать, легко огорчаться и плакать, как, впрочем, и приходить в состояние гнева и ярости. Часто действуют по настроению, по «велению сердца», и поговорка: «Семь раз отмерь — один раз отрежь» — явно не про них. В целом они общительны, контактны, склонны учитывать в большей степени действие природных, а не технических, искусственных факторов.
Но не стоит думать, что все изобретатели, исследователи, выдающиеся ученые — исключительно «левые», а «правым» здесь нечего и делать. Как известно, гениальный Эйнштейн в возрасте четырех лет еще не умел говорить, в школе обнаруживал неважные способности по математике и физике. Понимать это нужно так, что он не воспринимал формального, дидактически-начетнического изложения материала, где все было разложено по полочкам, схематизировано и не было места воображению. Зато потом он создал теорию относительности — всплеск гениальности, особого, нетрадиционного видения мира и его законов. И в жизни он не был «застегнут на все пуговицы», слыл большим шутником, одевался как художник, играл на скрипке, вел себя крайне непринужденно, широко пользовался жестами и рисунками для выражения своих мыслей. И (да будет позволена такая подробность!) при вскрытии его правое полушарие оказалось значительно больше левого.
Еще один, может быть даже более удивительный, пример дает жизнь нашего современника, выдающегося английского физика Стивена Хокинга. Будучи глубоким инвалидом (амиотрофический склероз с полной обездвиженностью и потерей речи), он вынужден пользоваться моторизованной коляской с программным управлением и электронным синтезатором для воспроизводства речи и общения на дисплее. И в таком состоянии он делает одно выдающееся открытие за другим. Всех удивляет его уникальная способность постигать сложнейшие физико-математические сущности без выписывания длинных уравнений. Он действует интуитивно, методом озарения (инсайта), решая сложнейшие, недоступные «прямой логике» задачи. Это — пример творческой, спонтанной, подсознательной деятельности, не связанной какими-либо ограничениями и догмами, когда мысль, воображение и чувство не знают ограничения и через глубинные резервы психики прорываются к глубинным тайнам природы. Несмотря на всю трагичность своего физического состояния, Стивен Хокинг остается веселым и жизнерадостным человеком, объездил весь мир, неоднократно был в нашей стране. И в одной из поездок даже удивил всех, выделывая на своей коляске немыслимые на под рок-музыку, которую любит.
Даже среди композиторов-классиков, как показали специальные исследования музыковедов, есть правополушарные и левополушарные, несмотря на то что «музыкальный центр» расположен преимущественно в правом полушарии. К правополушарным есть основания отнести Вагнера, Дебюсси, Скрябина, Чайковского, Шопена, Шумана, а к левополушарным — Баха, Генделя, Мендельсона, Прокофьева, Стравинского, Шостаковича.
О «крайностях» левополушарности мы уже говорили. А что у «правых»? Здесь крайности проявятся в людях с так называемым неустойчиво-возбудимым и истерическим характером.
Неустойчиво-возбудимые всецело находятся под влиянием сиюминутных чувств, влечений, настроений. Они мгновенно вспыхивают, зажигаются какой-либо идеей — и тут же остывают; легко дают обещания и еще легче забывают о них. «Легкость в мыслях необыкновенная» делает их малоспособными к надежной привязанности, устойчивым жизненным планам, прочной дружбе. Они импульсивны и разбросанны, легко подпадают под влияние более сильных, волевых, нередко патологических личностей, склонны без конца драматизировать происходящие события, являться передатчиком всякого рода слухов и домыслов. Их инфантильность, неприспособленность к жизни, психическая неустойчивость и возбудимость являются питательной почвой для различного рода аномальных пристрастий (сексуальной неразборчивости и расторможенности, алкоголизма и наркомании). «Фигаро здесь, Фигаро там», — говорят обычно о таких людях, отражая их скольжение по жизни, отсутствие глубоких нравственных устоев, поверхностность и противоречивость.
Другой «отклоняющийся» правополушарный тип поведения — истерия. Истерической личности также свойственны подчеркнутая эмоциональность, быстрые сдвиги настроения, склонность драматизировать события, «нагнетать обстановку», равно как и претенциозность, неуемная жажда славы, желание во что бы то ни стало обратить на себя внимание, добиться любой ценой признания, восхищения, преклонения окружающих. Истерики эгоистичны и капризны, они всегда больше хотят, чем могут. Но это не мешает им быть повышенного мнения о своих возможностях и способностях. Обычны вычурность, жеманство, демонстративность, театральность поведения, склонность к пустопорожней патетике, громким словам и красивым, но беспочвенным обещаниям. В этом проявляется «игра на публику», двойственный, фальшивый характер чувств и помыслов. Да ведь истерики и верят в свои помыслы: часто живут в воображаемом, вымышленном мире, наполненном мечтами, грезами о любви, всеобщем преклонении и всемирной славе. В жизни же это зачастую довольно-таки коварные и завистливые люди, склонные ко лжи (искренней!) и лицедейству, испытывающие черную зависть к успехам других и злорадство по поводу их неудач. В обращении со слабыми и беззащитными они деспотичны; зато при малейшем ущемлении их весьма односторонне понимаемых прав и притязаний всегда готовы играть роль несправедливо обиженного, мученика или мнимого больного. И мастерски (ибо опять-таки искренне) разыгрывают сцены безысходного горя, отчаяния, самоубийства или восторга, преклонения, любви. Вся жизнь для них — театр, где они — главные герои, обладающие часто экстравагантными, таинственными, исключительными способностями вроде биополя, магнетизма, оккультизма, умения читать мысли на расстоянии и т. д. Фактически же это служит средством привлечения к себе внимания и подчеркивания своей необычности. Они некритичны, склонны вытеснять, не допускать в сознание неприятные для них чувства и переживания и одновременно обвинять других в том, в чем реально виноваты сами.
А теперь совершим краткий исторический экскурс и посмотрим, что нам известно об эволюции межполушарных отношений.
В первобытном обществе, если судить по наскальным рисункам, левая рука человека была ведущей — преобладала активность правого полушария. И сейчас в некоторых районах Африки около половины населения предпочитает пользоваться левой рукой. Это и понятно: ведь для охотника или пастуха именно правое полушарие оказывается главным помощником, ибо руководит практической стороной деятельности. Именно оно обеспечивает быстроту реакций, легкость приспособления к постоянно меняющейся действительности. По мере усложнения жизни человека, развития абстрактного мышления, печатного слова, техники все большую активность стало приобретать левое полушарие; видимо, вот так мы и стали понемногу правшами. Можно сказать даже (с известной дозой условности, конечно), что именно левое полушарие облегчает подрастающему человеку быстрое вхождение в современный мир — мир техники и логики. И может быть, те, у кого именно левое полушарие особенно продвинуто в своем развитии, склонны к технократическому характеру мышления. У «правых» же сохраняется более активная связь с окружающей природной средой. Они и становятся защитниками окружающей среды и сторонниками более непосредственных, эмоциональных отношений между людьми. Вспомним: несколько десятилетий назад один из крупнейших психиатров и психологов К. Юнг писал, что европеец, с его преобладанием рациональности, находит чуждыми себе многие проявления гуманизма. Он гордится этим, не понимая, что его рационализм растет за счет обеднения чувств и ослабления их интенсивности.
При рождении у человека оба полушария функционально одинаковы. Дифференциация их становится отчасти заметной к концу первого года жизни, когда ребенок произносит первые слова — одно из полушарий начинает «леветь». Но еще в течение нескольких лет речь достаточно активно опирается и на структуру правого полушария. Этим межполушарным сотрудничеством и объясняется легкость, с какой малый ребенок запоминает длинные стихотворения, удивляя всех своими «выдающимися способностями».
Следующим толчком к активизации левого полушария, или, точнее, ее выражением, будет появление у ребенка чувства «я», осознание себя. В это же время, в два года, максимально выражено упрямство. В известной степени оно и является следствием активизации работы левого полушария и временного «оттеснения» правого. Это воплощено, с одной стороны, в негативизме (ведь негативизм — своего рода перворосток критичности, а она относится к «ведомству» левого полушария), а с другой — в некотором замедлении восприятия и переработки поступающей извне информации (функция правого полушария). В итоге мы временами видим медлительность, «копание» на одном месте и отрицательное отношение ко всему, что не совпадает с только еще возникающим представлением о себе, осознанием «я». Поскольку у мальчиков процесс разделения функций идет сравнительно быстрее, чем у девочек, то и упрямство у них в этом возрасте заметнее.
Что из этого следует? А то, что два года — самое неподходящее время для борьбы с упрямством детей, их развивающимся чувством «я»: ведь здесь упрямство имеет не только психологические, но и, как мы видим, физиологические корни. Самое лучшее — набраться терпения, с уважением относиться к своеволию детей, своеобразию их формирующегося чувства «я». Одновременно необходимо предоставлять больше возможностей для эмоциональной и двигательной разрядки негативных чувств в играх детей, что предотвратит дальнейшее, уже искусственно вызванное, торможение активности ведущего в этом возрасте правого полушария. Тогда не будет лишнего повода для конфликтных отношений с детьми.
Обучение детей правилам поведения, усвоение ими навыков гигиены и контроля, самостоятельного обслуживания — другой путь развития межполушарной дифференциации мозга. Здесь опасно как отставание, так и (особенно!) чрезмерное ускорение темпа воздействия. При отставании мы встретимся с инфантилизмом, а при чрезмерном нагнетании воспитательных усилий есть риск сделать упрямство хроническим.
В последующие годы нарастание активности левого полушария происходит вместе с появлением сложных понятий, развитием абстрактного мышления, умением считать и писать. Здесь опять впереди — мальчики; уже к шести годам левое полушарие у них может быть более активным, чем у девочек. Поэтому-то некоторые мальчики и начинают самостоятельно читать уже в четыре-пять лет. Девочки же до тринадцати лет сохраняют определенную пластичность мозга, эквивалентность его половин.
Встречаются случаи, с которыми чаще всего приходится иметь дело нам, психоневрологам, когда у повышенно эмоциональных, впечатлительных и художественно одаренных мальчиков дифференциация мозга идет по такому же пути, как и у девочек. У них дольше сохраняется правополушарная специализация мозга: и здесь любое чрезмерное давление родителей при раннем обучении чтению и письму может привести к перенапряжению еще не окрепшего и тем более не доминирующего левого полушария. Его утомление, в свою очередь, еще больше затруднит усвоение правил грамматики, письма, чтения, таблицы умножения и тех математических понятий, которые связаны с присущими левому полушарию функциями. Но все это, так сказать, предупреждение. А пока, до школы, особенно недопустимо раннее (тем более насильственное!) обучение тех детей, которые имели задержку в развитии речи в первые годы жизни или сейчас не выговаривают отчетливо ряд звуков. Это означает, что у них, как и у большинства тех, кто пользовался левой рукой, по-прежнему доминирует правое, неречевое, полушарие. А родители, если они не хотят возникновения заикания и невроза у детей, должны повременить со своими требованиями. Да и когда дойдет дело до школы, не ругать и не наказывать детей, что они «не так пишут», «не так читают и считают». От этого дети заниматься лучше не будут, зато опасность невроза станет намного реальнее.
Не требовать нужно, а помогать, хвалить — пусть даже и за небольшие успехи (которые непременно появятся при бережном нашем отношении). Нужно не поддаваться и давлению некоторых не в меру ретивых (левополушарно ориентированных) учителей, которые требуют от родителей нажать, «принять незамедлительные меры». Что нам дороже, наконец? Все-таки психическое здоровье детей, школьные результаты которых (даже при правополушарной направленности) непременно выправятся, если, конечно, мы не доведем дело до той стадии, когда «загнанная лошадь больше не тянет». И зачем же множить число детей-невротиков?! Их и так более чем достаточно; это мы видим уже к концу первого — началу второго класса. Здоровье детей — в наших руках: это не метафора, а реальность, воодушевляющая или грозящая, в зависимости от того, как мы будем вести себя с детьми.
Еще одна проблема — время начала обучения. Сейчас практикуется обучение с шести лет. Однако и у шестилеток оно зачастую страдает излишней декларативностью, сухостью, формализмом, скорее отбивает у детей охоту мыслить, чем приучает к этому. Такой «левополушарный» характер обучения не дает возможности проявиться творческим, интуитивным началам детей, постижению знаний через интерес, увлечение, самостоятельный поиск решений. Почему учителя-новаторы достигают больших успехов в обучении всех детей? Да потому, что они используют как раз способы и методы, опирающиеся на большую наглядность, образность, эмоциональность в подаче материала, приучают питомцев к его самостоятельному усвоению, не злоупотребляют оценками, а то и вообще обходятся без них, и всячески поощряют за достигнутые успехи. Нетрудно увидеть во всем этом возрастание «правополушарного» воздействия педагога, учитывающего особенности различных детей и тем самым — не на словах, а на деле — их индивидуальность.
Вернемся в семью. В какой-то мере естественные для правополушарных детей затруднения при изучении русского языка и математики в первых классах школы не уменьшаются, а нарастают, если с ними пытаются бороться усилением давления, жестким контролем за уроками, непременными требованиями «все делать без помарок и ошибок». В ответ появляются повышенная утомляемость, отвлекаемость и забывчивость — как результат перевозбуждения, перегрузки левого полушария. И вместе с тем заметны раздражительность, непоседливость, беспокойство, сниженный фон настроения — как следствие недостаточной активности (торможения) ведущего, правого полушария. Часто подобные нарушения представлены картиной неврастении — наиболее распространенного невроза. Да и у взрослых неврастения — следствие одностороннего перенапряжения мыслительных процессов при отсутствии физиологически необходимой эмоциональной разрядки, недостатка положительных и переизбытка отрицательных чувств.
Помочь детям, больным неврастенией, родители могут, если уменьшат интеллектуальную перегрузку левого полушария (в том числе свою требовательность, посещение второй школы) и вместе с тем эмоционально активизируют работу ведущего, но приторможенного правого полушария. Всем этим как раз и будет постепенно восстановлен нормальный физиологический баланс в работе головного мозга.
Такая же тактика эффективна и при неврозе навязчивых состояний, когда появляются неотступные, приходящие помимо воли мысли и действия. Прямая борьба с ними безуспешна, как и все попытки по совету врача «взять себя в руки». Заболевают неврозом навязчивых состояний дети после пяти лет, школьники — чаще, преимущественно подростки. У пятилетних невроз выражается навязчивыми опасениями и страхами «не успеть» (бесконечные вопросы: «А мы не опоздаем»?), остаться одному, заболеть, заразиться (что выражается навязчивым стремлением часто мыть или нюхать руки, избегать «зараженной» пищи и т. д.). У детей, склонных к появлению навязчивостей, можно усмотреть начиная с этого возраста преобладание левополушарной активности, с характерными для нее критичностью и высоким уровнем абстрактного мышления. Но нужно учитывать, что есть еще и дополнительно влияющие обстоятельства: дома у этих детей зачастую напряженная обстановка, отсутствует жизнерадостная атмосфера, идут бесконечные разговоры о болезнях, взрослые тревожны либо мнительны.
В младшем школьном возрасте могут возникать навязчивые опасения сделать что-либо не так, как нужно, как следует. Сомнения в правильности своих действий означают неуверенность в себе, отсутствие единства «я» и вместе с тем болезненно заостренное чувство долга, обязанности, ответственности. Зачастую такая чрезмерность поддерживается навязыванием мнений, психологическим внушением, давлением родителей, обладающих такой же гиперсоциальной направленностью личности. Здесь и родителям, и детям присущ максимализм — стремление достичь во что бы то ни стало «потолка» будь то отличные успехи в учебе, музыке, шахматах или отличное поведение. Это вызывает у детей (как, впрочем, и у взрослых) постоянное перенапряжение нервно-психических сил, состояние хронического интеллектуального стресса — запредельный режим работы левого полушария. Проявляется это в постепенно нарастающем чувстве умственной усталости, отвлекаемости внимания, головных болях (или тяжести в голове). Происходящая одновременно под влиянием сильных волнений и переживаний психическая травматиза-ция неизбежно способствует возбуждению активности правого полушария и временному ослаблению активности левого. Но поскольку последнее и так длительное время находится в состоянии хронической перегрузки, то уже «не выдерживает», не обеспечивает полноценной переработки поступающей из правого полушария информации. В результате она должна повторяться неоднократно, как бы в виде толчков и сомнений, чтобы пробить себе дорогу и быть усвоенной левым полушарием. В свою очередь, возбужденное эмоциональным стрессом правое полушарие генерирует страхи и тревоги, которые не могут быть «как положено», критически, рационально «осмыслены» левым, и так утомленным, полушарием. Вместе эти два запредельных режима работы полушарий и формируют структуру навязчивостей. В последующем, когда смягчаются острые переживания и появляются упорно держащиеся навязчивые мысли и опасения, можно говорить уже об ином режиме работы больших полушарий, а именно: о чрезмерном возбуждении левого и торможении правого. Тогда исчезает спонтанность, непосредственность чувств, умение быстро схватывать ситуацию, а вместо эмоций мы видим их суррогат — постоянное беспокойство и сомнения, тревожную мнительность. Подобные явления могут быть особенно выражены в подростковом возрасте. Подросток страдает от своей непохожести на других и одновременно — от неуверенности в себе, его тяготят постоянные опасения и сомнения, он не способен радоваться, мучительно ищет и не может найти себя. И все это «горе от ума» происходит на фоне достаточно хороших, если не отличных, успехов в школе, но прогрессирующих неуспехов в общении со сверстниками.
Если же у детей с неврозами преобладает активность правого полушария, мы можем иметь дело с истерическими проявлениями и неврозом страха. Бесконечные и острые волнения и страхи возбуждают правое, и так более активное, полушарие, и тогда для ребенка любое событие оказывается поводом для страха; да иначе и быть не может, когда он уже был переполнен тревогами и мрачными предчувствиями.
Неестественно высокий уровень активизации правого полушария оказывает в той или иной мере тормозящее влияние на деятельность левого полушария. В результате ребенок (да и взрослый в аналогичной ситуации) не в силах найти правильное решение, рациональный выход из создавшегося положения — ведь критическая способность адекватно оценивать свои действия и поступки и делать из них надлежащие выводы ослабевает. И чем больше будут давить На ребенка, чтобы «все понял», «все осознал», тем меньше он будет реально способен к этому. Иначе подобное давление и действовать не может — оно ведь как раз подчеркивает функционально слабые места ребенка. Помощь же должна выражаться не в железной логике, беспрестанных назиданиях и морализировании, а в своего рода психологической разгрузке. Детям нужно отвлечение от их нерадостных дум, «выплескивание» накопившихся чувств и переживаний, нужны яркие впечатления и увлечения, положительные эмоции и возврат к чувству радости жизни. Это и есть путь к излечению детей, страдающих неврозом страха.
При истерическом неврозе нервное расстройство возникает в результате неудовлетворения эмоционально значимых запросов ребенка в любви, признании и понимании близких или авторитетных для него лиц. И здесь физиологическое отражение невроза будет таким же, как и при неврозе страха, — деятельность ведущего, правого полушария будет чрезмерно возбуждена, а левого — несколько заторможена. Выразится это частой раздражительностью, капризами, истериками, беспричинной обидчивостью. Этим крайне эмоциональным, впечатлительным и вместе с тем самолюбивым детям также необходимо постоянное и доброжелательное внимание, поддержка их положительных качеств и художественных задатков. Избегайте в общении с этими детьми (как, впрочем, и со всеми остальными!) сухости, формализма, педантизма. Только здесь — избегайте вдвойне, потому что сухость, неласковость и недоверие ранят их в самое сердце. Одновременно нужно устранить конфликтные ситуации в семейной жизни, сделать отношения в доме более непосредственными и открытыми, эмоционально насыщенными и жизнерадостными. Учитывайте своеобразие детей, повышенную эмоциональность и художественную одаренность и не пытайтесь непременно «коллективизировать» их чувства и желания, приспособить к требованиям большинства. Из-за этого зачастую происходит нивелирование, а то и потеря индивидуальности, детской самобытности и таланта.
Итак, при всех неврозах мы встречаемся с теми или иными нарушениями межполушарного взаимодействия. Сходного рода нарушения происходят и при психической травматизации — испуге, потрясении, острых конфликтах, ограничении жизненно значимых потребностей и т. п. Резко возрастает активность правого полушария, сопровождаемая нагнетанием отрицательных эмоций, беспокойства, страхов. Лавина аффекта на время подавляет способность левого полушария к поиску логических, рациональных решений. Вот почему и в данной ситуации не помогают призывы: «Возьми себя в руки»; «Как тебе не стыдно!», «Делай так, как тебе сказано» и т. п. Как показали специальные исследования, даже после такого, не столь уж драматического, события, как экзамены, у левополушарных студентов (правшей) повышается активность правого полушария. Здесь заметно влияние стресса, волнений, страха получить плохую отметку. В свою очередь, у тех, кому по роду своей работы приходится много писать или считать, заметно возрастает активность левого полушария. Но появляющееся время от времени состояние умственного пресыщения создает потребность в эмоциональной и спортивной разрядке, музыке, танцах, встречах с друзьями, то есть в правополушарной деятельности. А кто умеет сочетать оба вида деятельности, менее всего подвержен невротическим расстройствам. Приведем несколько наблюдений.
Случай первый. Девочка (11 лет) посещает специальную языковую школу. Живет в старом районе большого города, где нет места для прогулок и игр. К концу четверти устает, появляются головные боли. В это время она хочет чаще, чем обычно, ходить в кино и смотреть детективы. Родители же больше заставляют ее читать серьезные книги. Возникающие трения смягчаются после каникул, но к концу четверти все повторяется. Анализ: у правополушарной девочки срабатывает защитный механизм «эмоционального оживления» заторможенных в ходе напряженной учебы эмоций. Кинофильмы дают ей необходимый отдых, возможность выплеснуть свое беспокойство и другие неприятные чувства. А серьезное чтение, требующее постоянной работы мысли, вызывает лишь дополнительное напряжение и так перегруженного левого полушария.
Случай второй. Девочка (7 лет) быстро уставала, была крайне невнимательна и медлительна во время приготовления уроков, испытывала множество страхов, постоянно вертела что-либо в руках. Перенесла ряд психических потрясений (ясли, больница без матери, удаление аденоидов). В школу пошла с желанием, но уже к концу второй четверти стали нарастать указанные явления. Ларчик открывался просто. Оба левополушарно ориентированные родители-инженеры контролировали каждую оценку: мать сидела рядом при выполнении уроков, при малейшей ошибке заставляла все переписывать. Особенно попадало девочке за невысокие (с точки зрения родителей!) успехи по математике. Чем больше было давление взрослых, тем чаще девочка пропускала буквы, не могла быстро считать и запоминать текст, отвлекалась на занятиях и вертела что-либо в руках. Анализ: заостренная в результате предшествующей психической травматизации и отчасти заторможенная в настоящем активность правого, ведущего, полушария вступила в противоречие с интенсивными, максималистски запредельными («левополушарными») требованиями родителей. Возникла своего рода «сшибка», приведшая к быстрой перегрузке левого полушария, что выразилось в отвлекаемости, невнимательности, то есть своего рода защитной реакции. Только после той или иной временной передышки левое полушарие может достаточно активно перерабатывать информацию, поступающую из правого. Таким образом, ругать за невнимательность, в лучшем случае, бесполезно, гораздо эффективнее — уменьшить чрезмерный объем требований.
Случай третий. Мальчик (7 лет) был уже с первых лет жизни нервно ослаблен, часто болел. Когда ему исполнилось три года, мать развелась с отцом, который принадлежал к артистической среде, часто менял место работы. Конфликты прекратились, мать и отец занялись собой. А за воспитание дружно взялись пятеро проживающих в семье взрослых. Активному от природы мальчику не разрешалось играть, громко смеяться, шуметь. Зато его усердно заставляли заниматься английским языком и музыкой. Неудивительно, что в детском саду и школе он предпочитал дружить с ребятами — нарушителями дисциплины. Ему нравились их непосредственность, свобода действий, умение идти на риск и самостоятельно преодолевать препятствия. В школу он пошел с шести лет и сразу был «замечен» молодой, но более чем принципиальной учительницей. Чем строже она действовала, тем он становился непоседливее, подвижнее, не мог сосредоточиться. В первом классе писал грязно, с ошибками, а по математике едва сводил концы с концами. Несколько раз убегал из дома, оправдываясь потом поиском знакомых сверстников. Так как положение все ухудшалось, а учительница грозила оставить его в первом классе на второй год, мать обратилась к нам за помощью. Анализ: похожий на отца мальчик лишен общения с ним, так же, как заботы и любви матери. Роль родителей выполняют бабушка, дедушка и другие взрослые. Они еще до школы перегрузили информацией левое полушарие у правополушарного, художественно одаренного мальчика (хорошо лепит, рисует, имеет абсолютный слух). Перегрузка становится заметнее в школе — отсюда и побеги. Побеги эти, можно сказать, естественны: они дают временную разрядку накопившегося в левом полушарии напряжения и «подзаряжают» блокированную активность правого полушария.
Поток подобных примеров может быть бесконечным. Сделаем общий для рассмотренных случаев вывод: чтобы устранить искусственно вызванный дисбаланс в работе больших полушарий мозга, надо уменьшить воспитательную перегрузку, соотнести стремление взрослых приучить ребенка к правильному поведению с его возрастными возможностями. А одновременно — открыть широкую дорогу непосредственной эмоциональной и игровой активности детей. Тогда, подобно рекам, текущим своим естественным руслом, полушария мозга начинают работать в наиболее оптимальном для них режиме.
1 Данные 1996 г.