
УПРЯМЫЙ РЕБЕНОК
Найдется ли на свете ребенок, которого хоть однажды не назвали бы упрямым? Вряд ли. Упрямство — самый, видимо, распространенный из всех детских недостатков. На него жалуются и сетуют многие сотни тысяч родителей. Без преувеличения, это проблема номер один во взаимоотношениях родителей и детей.
Пишет молодая мама (ей двадцать один год, мужу двадцать семь лет): «Сейчас у нас двое детей-мальчиков: Алеще два года три месяца, Мише — шесть месяцев. Конечно, приходится тяжело, живем мы вдали от бабушек, стараемся вместе преодолевать все трудности. Но один барьер оказался для нас непреодолимым. Дело вот в чем. Алеша — очень живой ребенок, хорошо говорит, как взрослый, даже «р» получается. Но, несмотря на свой возраст, уже проявляет характер. Обращаться с ним можно только по-хорошему, но так не всегда получается, приходится по нескольку раз повторять одно и то же. Например, если с ним играешь, все хорошо, но стоит сказать: «Алеша, давай соберем игрушки», как может отвернуться и в ответ на мои просьбы сказать: «Я смотрю книжки, телевизор» — и т. п. Пытаюсь увлечь, но удается один раз, а потом все снова. Стоит повысить голос, и вообще ничего не будет делать или начинает плакать. Я наказываю (ставлю в угол), после чего он игрушки собирает, но ходит «надутым». Если честно, приходится иногда даже шлепнуть, хотя это малодейственное «лекарство». Я против битья вообще, меня никогда не трогали, а у самой так не получается. Муж же считает, что в битье ничего страшного нет (его в детстве тоже били). Хотя до сильного битья никогда не доходило — так, толчки, тычки. Но после этого, чувствую, Алеша еще больше обижается и упрямится еще сильней.
И еще одна проблема для нас — плач. Алеша, как я уже сказала, очень живой, подвижный, но и очень раздражительный, плаксивый. Плачет по любому поводу. Если мужа нет дома, еще ничего — плач впустую, я просто делаю вид, что не замечаю его, не слышу, и через некоторое (немалое) время Алеша успокаивается. Но если муж дома, плач действует на него, и он взрывается: «Что ты ноешь? Замолчи! Закрой рот! Хватит! Перестань!» И у нас выходит так, что я Алешу защищаю, и мы ссоримся. Алеша в такие минуты больше тянется ко мне, но потом меня меньше слушается, а на папу, когда тот отвернется, может и рукой махнуть, и ногой топнуть.
В садике Алешу хвалят, там все хорошо. Видимо, дома мы не создаем ему ни моральных, ни физических (комната у нас маленькая) условий, которые нужны. Мы оказались в каком-то тупике...»
Давайте прокомментируем письмо. Можно посочувствовать родителям: живут они в крайне стесненных условиях, где дети, особенно мальчики, бывают легковозбудимыми. А если дома держать их в ежовых рукавицах, они становятся еще более возбудимыми в детском саду или в школе, когда подрастут.
Но возбуждение не может быть беспредельным. Рано или поздно оно сопровождается развитием заторможенности, и это проявляется в неспособности сосредоточиться, «копании», быстром пресыщении занятиями, капризности или упрямстве. А если нерасторопного от природы ребенка постоянно торопить, подгонять, то он станет еще более медлительным... и, на взгляд взрослых, более упрямым.
Вернемся к письму. Алеша не собирает игрушки после игры, несмотря на требования матери. В возрасте двух с небольшим лет это явление обычное, и не стоит ребенка лишний раз ругать или шлепать за неаккуратность. Ибо дети, которых удается уже в этом, возрасте заставить быть подчеркнуто аккуратными, вежливыми и исполнительными, испытывают большое психическое напряжение, переходящее в дальнейшем в гипертрофированное чувство вины при неудачах, опасения сделать что-либо не так, неуверенность в себе. Всему свое время! Что-то он может сделать сам, в чем-то ему следует помочь, убрать вместе, и не надо постоянно стоять над душой, да еще и стыдить или угрожать. И на себя взглянуть со стороны не мешает: убираем ли за собой сразу, выполняем ли обещания, каким тоном разговариваем с детьми.
Помимо родителей требовательных и нетерпеливых есть и властные, которым дня, часа, минуты не удается прожить без приказов и принуждений в обращении с детьми. Нет, злостью они не пышут. Но вот покомандовать — сколько угодно! Кредо таких родителей, даже если сами в чем-то и не без греха, — дети должны беспрекословно и во всем слушаться! А ведь односторонность, предвзятость, несправедливость такого командного тона осознают даже малыши, — недаром же они просят не кричать на них или «сделать ласковое лицо».
Итак, с родительской точки зрения, сын отказывается убирать игрушки. А фактически он пока не может делать это постоянно: еще нет чувства ответственности и способности последовательно управлять своими действиями. А когда от окриков малыш начинает плакать, он, возможно, испытывает чувство растерянности: только что ему разрешали как угодно разбрасывать игрушки и получать удовольствие от игры — и вдруг надо все внезапно прекратить!
А наказывать за неисполнительность? За что наказывать — за несмышленость? За неспособность быстро «перестроиться»? За нежелание убирать игрушки в одиночестве, в то время как хотелось бы сделать это вместе с мамой? Разве останется почва для конфликта, если она на минуту-другую присядет и поможет ребенку собрать игрушки?
Скорее уж, «плохим» малыш может стать как раз оттого, что мы его слишком рано заставляем быть взрослым! Вас он может и послушаться — под угрозой наказания. А других слушаться не будет или, что чаще, будет давать беспочвенные обещания вести себя как надо, быть хорошим, слушаться маму, папу, бабушку, дедушку, тетю, дядю и кого угодно в придачу. Так излишне ранние и чрезмерные требования обязательности приводят к необязательности в отношениях с окружающими, к готовности при любом нажиме обещать что угодно — своего рода самозащите. Одним словом, реже воюют с детьми те родители, которые не требуют неисполнимого!
Плохо в цитируемом нами письме то, что битый в детстве отец сам не видит другого выхода, как бить самому, чтобы заставить сына слушаться. У него нет сомнения, что это единственно правильный путь, потому что он не видит других путей решения возникающих проблем. Но недаром сын потом обижается и упрямится еще больше. Это выражение конфликта с отцом — неприятие диктата силы.
Мы охотно читаем книги и статьи, где говорится о развитии к двум годам чувства «я», самостоятельности и волевых начал. Но едва только мы оказываемся в роли родителей, наши амбиции начинают пересиливать здравый смысл. Как это — уступать такому малышу?
Что же будет дальше? «На шею он вам сядет», — подливают масла в огонь сердобольные знакомые. И пока не поздно, следует показать ему силу и твердость.
А потом как призывать к активности и творчеству таких людей? Они еще в детстве отвыкли (и не привыкали!) думать, действовать самостоятельно, творить. Им, что называется, затыкали рот, воспитывали и перевоспитывали, еще не зная, кто они, на что способны, что могут сами. Им вечно говорили: «Будь таким, как Петя, Коля, Нина, Вася, но только не возражай, тем более не упрямься! Истина в последней инстанции — это мы, родители, а уж что ты там свое навыдумывал, это, чур, от лукавого. Только будет мешать жить. Нет уж, лучше ты, мой милый, со своим мнением подожди! Потом, когда подрастешь, вот тогда и будешь, как нынче говорят, “выступать”». Насколько оправдываются такие установки, мы, увы, видим сегодня: социальная пассивность — один из самых серьезных тормозов во многих областях нашей жизни.
Вариантом упрямства можно считать так называемую настырность, когда дети домогаются своего любыми средствами: бесконечными просьбами и плачем, нытьем-приставанием, раздражительностью и капризностью. Где истоки подобного поведения? Прежде всего в нас самих, в нашем поведении. Настырные дети чаще всего бывают у таких же родителей, которые, нередко не отдавая в этом отчета, требовательны и нетерпеливы, «пристают» к детям в любую минуту и по любому поводу, бурно реагируют, если их требования немедленно не исполняются, читают без конца мораль или угрожают и наказывают. Эти родители склонны планировать каждый шаг ребенка, опутывая его сетью бесчисленных предписаний и инструкций. Стеничные (энергичные от природы), способные, с развитым чувством собственного достоинства дети не могут долго выдерживать такого блокирования их возможностей. Их «приставучесть» и есть попытка добиться признания своих прав.
Если мы сумеем оперативно откликаться на нужды и потребности ребенка, а не отмахиваться, как от назойливой мухи, настырность постепенно (не сразу!) исчезнет — по мере того как нам удастся направить энергию в то жизненное русло, которое соответствует его потребностям.
До настоящего времени мы говорили главным образом о психологических корнях упрямства. Но есть еще и физиологическая сторона. Известно, что существует функциональная специализация больших полушарий головного мозга. Левое полушарие выполняет функции аналитического мышления. Это — центр знаковых, абстрактных систем и контроля. Правое полушарие руководит образным, целостным (интегративным) мышлением. Это центр таких эмоций, как страх и возбуждение, а также подсознательных процессов.
Разделение это условно. У большинства людей деятельность обоих полушарий носит взаимообусловленный и взаимодополняющий характер. Впрочем, есть и односторонне, левополушарно ориентированные люди — математики, программисты и лингвисты. Есть и правополушарно ориентированные — музыканты, художники и артисты. Это бывает не всегда; исключений, как мы знаем, хватает.
Тем не менее это разделение представляет известную ценность. Мы видим, как одним школьникам легко даются математика, языки, но они не так преуспевают в гуманитарных дисциплинах. Наоборот, другим (правополушарным) труднее достичь высоких результатов в математике и языках, зато у них сильнее развита склонность к синтезу, творчеству, гуманитарным дисциплинам. Они, как правило, более эмоциональны и непосредственны в выражении чувств, могут внезапно, подсознательно найти решение какого-либо сложного вопроса во сне или наяву.
Из специальной литературы следует, что у новорожденного оба полушария «правые». Только постепенно одно из полушарий становится относительно «левым» — фокусирует в себе функции сознания, контроля и речи (ее смысловую сторону). Заметным это становится к двум годам — возрасту овладения фразовой речью и появления чувства «я» как системы оценочных представлений о себе.
Вот здесь мы и видим рождение упрямства у детей, родители которых чрезмерно морализируют, учат, пунктуально предопределяют образ действий, — другими словами, перегружают еще не окрепшее левое полушарие. И в то же время забывают, хуже — игнорируют ведущую еще в этом возрасте активность правого полушария, потребность в непосредственном, спонтанном выражении чувств, в целостном восприятии.
И учить, конечно, нужно, и объяснять, и руководить. Но в меру, не перегибая, что называется, палку! Ненавязчивое обучение, соединенное с игрой, отсутствие постоянного давления, бесконечных запретов и морализирования, возможность непосредственного выражения эмоций, в том числе и отрицательных (недовольства, обиды, раздражения), — все это способно создать условия для физиологически полноценного психического развития. Тогда левое полушарие приобретает свою функциональную специализацию естественным, гармоничным, а не искусственным ускоренным образом.
Постараемся понять: ребенок упрямится именно потому, что он ребенок, для него неестественно быть таким взрослым, каким его уже хотят видеть родители! Он подражает им, с радостью осваивает новые умения и навыки. Но остается самим собой, растет, как определено природой, и не может быть заводным механизмом, запрограммированным, чтобы говорить не понимая: «здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста». Неестественно для ребенка двух лет не шелохнувшись сидеть за столом, делать серьезное лицо и затаив дыхание внимать тому, что говорят родители. Неестественно, когда от него требуют: «Ты не должен прыгать, бегать, шуметь, говорить, когда тебя не спрашивают!»
И вот здесь-то мы переходим из области физиологии в область патологии. Если меня спрашивают обеспокоенные родители школьника, когда же начался невроз у дошкольника, я отвечаю: «В два года...» Именно тогда не были учтены в достаточной мере особенности темперамента, формирования «я», повышенная эмоциональность и чувствительность. В отношениях было недостаточно нежности и ласки, открытости и непосредственности, зато много формализма, схематизма и директивности. В результате затормозилась природная активность правого полушария и увеличилась преждевременная нагрузка на левое. Возник физиологический дисбаланс. «Реки потекли вспять»; полушария «поменялись» местами, возникли патофизиологические изменения в деятельности головного мозга.
Вначале появляется так называемая уравнительная фаза, когда сильные и слабые раздражители начинают действовать на малыша одинаково. При этом он уже «не слышит» продолжающегося потока родительских замечаний, требований и угроз, долго копается при одевании, раздевании, еде, чем еще больше выводит из себя нетерпеливых, властных и нервных родителей. Это симптом, признак неблагополучия: мы, взрослые, перестарались. Но, к сожалению, далеко не все могут понять это и продолжают увеличивать и увеличивать объем требований «от достигнутого». Тогда уравнительная фаза трансформируется в парадоксальную, которая проявляется повышенной возбудимостью, раздражительностью из-за пустяков, неадекватно сильной реакцией обиды, плача, недовольства и протеста по любому поводу и без него. Как раз все это и может напоминать упрямство. Природа берет свое: правое полушарие «упрямится» преждевременному рациональному торможению, все более перевозбуждаясь и работая «на критических оборотах».
Здесь нужно не читать мораль и тем более не наказывать детей — чаще всего это только усугубляет болезненные расстройства. Взрослым необходимо еще раз пересмотреть свою тактику воспитания, не впадать в амбиции, а обеспокоиться, задуматься и найти в себе силы признать собственные ошибки.
В противном случае происходит переход в ультра-парадоксальную фазу патологического функционирования коры больших полушарий. Ребенок тогда все воспринимает наоборот, говорит «нет» вместо «да», садится, когда надо встать, бросает, а не поднимает игрушку, и т. д. И капризным становится до предела; все не по нему, от всего отказывается или требует сам не знает чего. Тут родители сами «доходят до ручки» и ведут неисправимого в поликлинику. Доктор прописывает лекарство (что-нибудь успокаивающее) и внушает послушание родителям.
А выписывать-то лекарство надо прежде всего не детям, а родителям! Только вот нет лекарства от негибкости, излишней принципиальности и догматизма. И незачем надеяться на лекарства — надо срочно уменьшать число запретов и требований, быть, по мере сил, вместе с детьми — больше играть, смеяться, радоваться. А может быть, и самим полечиться...
Особого внимания требуют нервно ослабленные дети, с повышенной впечатлительностью и ранимостью, а также левши. В последнем случае давать игрушки, ложку лучше всего поочередно в обе руки. Если малыш «упрямо» предпочитает все брать левой рукой, не препятствуйте. Как правило, он еще больше правополушарно ориентирован; и если упорно стремиться сделать левшу правшой, расплатой будет «беспричинный» негативизм, упрямство, а в дальнейшем — нередко и заикание.