Захаров А. И.

Что снится нашим детям(фрагмент)



От 11 до 16 лет. Под­рост­ко­вый возраст — ответ­ствен­ный период в ста­но­в­ле­нии миро­воз­зре­ния, системы отно­ше­ний, инте­ре­сов, увле­че­ний и соци­аль­ной напра­в­лен­но­сти. Суще­ствен­ное раз­ви­тие претер­пе­вает само­о­ценка, которая нераз­рывно связана с чув­ством само­у­ва­же­ния, уве­рен­но­стью в себе в кон­тексте реаль­ных меж­лич­ност­ных отно­ше­ний. Под­ро­сток, с одной стороны, стремится сохра­нить свою инди­ви­ду­аль­ность, «быть собой среди других», а с другой — быть вместе со всеми, при­над­ле­жать группе, соот­вет­ство­вать ее цен­но­стям и нормам. Раз­ре­шить это проти­во­ре­чие не очень легко, и здесь есть несколько путей: от эго­цен­тризма и ухода в себя ценой потери кон­так­тов со свер­ст­ни­ками и дружбы с ними до слепого кон­фор­мизма — некри­ти­че­ского вос­при­ятия любых груп­по­вых пред­пи­са­ний, отказа от личной свободы и само­сто­я­тель­но­сти в мнениях и сужде­ниях.

Потреб­ность быть собой — это и стрем­ле­ние к совер­шен­ство­ва­нию своего «я», что неот­де­лимо от бес­по­койства, тревоги, страха быть не собой, то есть кем-то другим, в лучшем случае — обез­ли­чен­ным, в худшем — поте­ряв­шим само­кон­троль, власть над своими чув­ствами и рас­суд­ком.

Чаще всего страх быть не собой озна­чает страх изме­не­ния. Поэтому эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ные, впе­чат­ли­тель­ные под­ростки боятся не только пси­хи­че­ского, но и физи­че­ского урод­ства, что иногда выра­жа­ется в нетер­пи­мо­сти к физи­че­ским недо­стат­кам других людей или в навяз­чи­вых мыслях о соб­ствен­ной «урод­ли­вой» фигуре, «некра­си­вых» чертах лица и т. п. Страх изме­не­ния имеет и физи­оло­ги­че­ское обо­с­но­ва­ние, поскольку в период поло­вого созре­ва­ния про­ис­хо­дят вол­ну­ю­щие сдвиги в дея­тель­но­сти орга­низма (поя­в­ле­ние мен­стру­а­ций у девочек или пол­лю­ций у маль­чи­ков, уве­ли­че­ние или умень­ше­ние массы тела, чрез­мерно быстрый рост и болез­нен­ные пре­хо­дя­щие ощу­ще­ния в раз­лич­ных частях тела и т. д.). Как уже отме­ча­лось, в младшем школь­ном воз­ра­сте страх смерти роди­те­лей начи­нает пре­о­б­ла­дать над страхом смерти себя, дости­гая мак­си­маль­ного раз­ви­тия, как и страхи войны, в под­рост­ко­вом воз­ра­сте. У под­рост­ков выра­жены также страхи напа­де­ния и пожара, у маль­чи­ков, к тому же, страхи забо­леть, у девочек - — стихии и зам­кну­того про­стран­ства. Все пере­чи­с­лен­ные страхи носят главным образом харак­тер опа­се­ний и так или иначе связаны со страхом смерти, то есть напо­ми­нают о нем под­чер­к­ну­тым и опре­де­лен­ным образом сфо­ку­си­ро­ван­ным инстин­к­том само­со­хра­не­ния.

У девочек под­рост­ко­вый возраст более насыщен стра­хами, чем у маль­чи­ков, отражая их большую склон­ность к страхам вообще. Тем не менее среднее число всех страхов как у них, так и у маль­чи­ков заметно умень­ша­ется в под­рост­ко­вом (и младшем школь­ном) воз­ра­сте по срав­не­нию с дош­коль­ным.

Все страхи можно условно раз­де­лить на при­род­ные и соци­аль­ные. При­род­ные страхи осно­ваны на инстин­кте само­со­хра­не­ния и помимо осно­во­по­ла­га­ю­щих страхов смерти себя и роди­те­лей вклю­чают страхи: чудовищ, при­з­ра­ков, живот­ных, темноты, дви­жу­ще­гося тран­с­порта, стихии, высоты, глубины, воды, зам­кну­того про­стран­ства, огня, пожара, крови, уколов, боли, врачей, нео­жи­дан­ных звуков и т. д. Соци­аль­ные страхи — это страхи оди­но­че­ства, каких-то людей, нака­за­ния, не успеть, опо­з­дать, не справиться, не совла­дать с чув­ствами, быть не собой, осу­жде­ния со стороны свер­ст­ни­ков и т. д. Спе­ци­аль­ный опрос под­рост­ков 10—16 лет показал явное пре­о­б­ла­да­ние при­род­ных страхов в 10—12 лет и соци­аль­ных — в после­ду­ю­щие годы, с мак­си­маль­ным нара­с­та­нием в 15 лет. Мы видим сво­е­об­разный пере­крест рас­сма­т­ри­ва­е­мых страхов в под­рост­ко­вом воз­ра­сте — умень­ше­ние инстин­к­тив­ных и уве­ли­че­ние меж­лич­ностно обу­сло­в­лен­ных страхов. По срав­не­нию с маль­чи­ками у девочек больше число не только при­род­ных страхов, но и соци­аль­ных. Это не только под­твер­ждает большую бояз­ли­вость девочек, но и ука­зы­вает на более выра­жен­ную у них тре­вож­ность, поскольку в соци­аль­ных страхах пре­о­б­ла­дает тре­вож­ный регистр лич­ност­ного реа­ги­ро­ва­ния. Для уточ­не­ния этих данных исполь­зо­вана спе­ци­ально раз­ра­бо­тан­ная шкала тре­вож­но­сти из 17 утвер­жде­ний типа: «Часто ли тебя охва­ты­вает чувство бес­по­койства в связи с какими-либо пред­сто­я­щими собы­ти­ями?», «Бес­по­коит ли тебя, что ты в чем-то отли­ча­ешься от свер­ст­ни­ков?», «Волнует ли тебя будущее своей неиз­вест­но­стью и нео­пре­де­лен­но­стью?», «Трудно ли тебе пере­но­сить ожи­да­ние кон­троль­ных и ответов?», «Часто ли у тебя от вол­не­ния пере­хва­ты­вает дыхание, поя­в­ля­ется комок в горле, дрожь в теле или красные пятна на лице?», «Имеешь ли ты обык­но­ве­ние соби­раться раньше боль­шин­ства твоих свер­ст­ни­ков?», и т. д. Выяс­ни­лось, что тре­вож­ность, как и соци­аль­ные страхи, дости­гает своего мак­си­мума у маль­чи­ков и девочек в 15 лет, то есть к концу под­рост­ко­вого воз­ра­ста, причем у девочек тре­вож­ность досто­верно выше, чем у маль­чи­ков. Нара­с­та­ние тре­вож­но­сти и соци­аль­ных страхов явля­ется одним из кри­те­риев фор­ми­ро­ва­ния само­со­зна­ния у под­рост­ков, повы­ша­ю­щейся чув­стви­тель­но­сти в сфере меж­лич­ност­ных отно­ше­ний.

В 12 лет у маль­чи­ков меньше всего выра­жены страхи как при­род­ные, так и соци­аль­ные, и вместе с ними эмо­ци­о­наль­ная чув­стви­тель­ность. Девочки в этом воз­ра­сте меньше всего боятся смерти. Сни­же­ние эмо­ци­о­наль­ной чув­стви­тель­но­сти и обу­сло­в­лен­ное этим умень­ше­ние отзыв­чи­во­сти и общего коли­че­ства страхов, прежде всего у маль­чи­ков, объ­яс­ня­ется началом периода поло­вого созре­ва­ния и свойствен­ным ему уси­ле­нием воз­бу­ди­мо­сти, нега­тив­но­сти и агрес­сив­но­сти. Сле­до­ва­тельно, чем больше выражен уровень агрес­сив­но­сти, тем меньше страхов, и нао­бо­рот: чем больше страхов, тем меньше спо­соб­ность к при­чи­не­нию другим физи­че­ского и пси­хи­че­ского ущерба. Недаром мы видим, как одни, рас­тор­мо­жен­ные в пове­де­нии, само­у­ве­рен­ные и агрес­сив­ные, под­ростки бахва­лятся своим бес­стра­шием и бес­це­ре­мон­но­стью, отсут­ствием нрав­ственно-эти­че­ских уста­но­вок, а другие стра­дают от нес­по­соб­но­сти защи­тить себя, будучи неу­ве­рен­ными в себе, вечно вино­ва­тыми и меч­та­ю­щими о мире и согла­сии между всеми без исклю­че­ния людьми. Боль­шин­ство же под­рост­ков нахо­дятся как бы посе­ре­дине: не такие само­у­ве­рен­ные, они могут посто­ять за себя при необ­хо­ди­мо­сти и более гибки и кон­так­тны в отно­ше­ниях со свер­ст­ни­ками. И страхи у них есть, но их отно­си­тельно немного и они, скорее, сред­ство защиты, пре­ду­пре­жде­ния опас­но­сти там, где она реально может пред­ста­в­лять угрозу для жизни, здо­ро­вья и соци­аль­ного бла­го­по­лу­чия. Так что в воз­раст­ном диа­па­зоне страхов будут их полное отсут­ствие при рас­тор­мо­жен­но­сти, избыток при неу­ве­рен­но­сти в себе и нев­ро­зах и наличие есте­ствен­ных для воз­ра­ста страхов как сиг­на­лов опас­но­сти.

По данным ста­ти­сти­че­ского (кор­ре­ля­ци­он­ного) анализа, отсут­ствие эмо­ци­о­нально теплых, непо­сред­ствен­ных отно­ше­ний с роди­те­лями у младших под­рост­ков или кон­флик­т­ные отно­ше­ния с ними у старших под­рост­ков суще­ствен­ным образом влияют на уве­ли­че­ние страхов, прежде всего в области меж­лич­ност­ных (соци­аль­ных) отно­ше­ний. Больше страхов, осо­бенно у старших под­рост­ков, и при кон­фликте роди­те­лей между собой. Причем девочки реа­ги­руют на отсут­ствие вза­и­мо­по­ни­ма­ния между роди­те­лями гораздо большим уве­ли­че­нием страхов, чем маль­чики, то есть отчу­ж­де­ние роди­те­лей трав­ми­рует их больше и нередко спо­соб­ствует поя­в­ле­нию депрес­сив­ных оттен­ков настро­е­ния.

Таким образом, меж­лич­ност­ная напря­жен­ность и низкое вза­и­мо­по­ни­ма­ние в семье уве­ли­чи­вают число страхов у под­рост­ков, подобно тому как это про­ис­хо­дит в старшем дош­коль­ном воз­ра­сте. Оче­видно, что эти воз­раст­ные периоды по-своему чув­стви­тельны к страхам, что и нужно учи­ты­вать часто ссо­ря­щимся или не раз­го­ва­ри­ва­ю­щим друг с другом взро­с­лым. Как никогда раньше, большое число страхов у под­рост­ков пони­жает уве­рен­ность в себе, без которой невоз­можны аде­кват­ная само­о­ценка, лич­ност­ная инте­гра­ция и при­нятие себя, пре­тво­ре­ние планов в жизнь и пол­но­цен­ное общение со свер­ст­ни­ками. Это под­твер­ждают и данные опроса свер­ст­ни­ков в классе. При зна­чи­тель­ном числе страхов имеют место небла­го­при­ят­ное поло­же­ние под­ростка в кол­лек­тиве, малое число поло­жи­тель­ных выборов со стороны свер­ст­ни­ков, осо­бенно того же пола, то есть низкий статус.

Как мы видим, страхи у под­рост­ков — не столь редкое явление, но они обычно тща­тельно скры­ва­ются. Наличие устой­чи­вых страхов в под­рост­ко­вом воз­ра­сте всегда сви­детель­ствует о нес­по­соб­но­сти защи­тить себя. Посте­пен­ное пере­ра­с­та­ние страхов в тре­вож­ные опа­се­ния говорит также о неу­ве­рен­но­сти в себе и отсут­ствии пони­ма­ния со стороны взро­с­лых, когда нет чувства безо­пас­но­сти и уве­рен­но­сти в бли­жайшем, соци­аль­ном окру­же­нии. Таким образом, под­рост­ко­вая про­блема «быть собой среди других» обо­ра­чи­ва­ется как неу­ве­рен­но­стью в себе, так и неу­ве­рен­но­стью в других. Выра­с­та­ю­щая из страхов неу­ве­рен­ность в себе явля­ется основой насто­ро­жен­но­сти, а неу­ве­рен­ность в других служит основой подо­зри­тель­но­сти. Насто­ро­жен­ность и подо­зри­тель­ность пре­вра­ща­ются в недо­вер­чи­вость, что обо­ра­чи­ва­ется в даль­нейшем пред­взя­то­стью в отно­ше­ниях с людьми, кон­флик­тами или обо­со­б­ле­нием своего «я» и уходом от реаль­ной действи­тель­но­сти.

В отличие от обыч­ного, навяз­чи­вый страх вос­при­ни­ма­ется как нечто чуждое, про­ис­хо­дя­щее непро­из­вольно, помимо воли, как своего рода нава­жде­ние. Попытки справиться с ним путем борьбы спо­соб­ствуют только его укреп­ле­нию, подобно тому, как свая все глубже и глубже уходит в землю при резких ударах. Физи­оло­ги­че­ски навяз­чи­вость — это всегда опре­де­лен­ный, гене­ри­ру­ю­щий бес­по­койство дина­ми­че­ский участок мозга, который, как доми­нанта, отго­ро­жен от осталь­ных отделов мозга защит­ным, запре­дель­ным тор­мо­же­нием. Образно говоря, мы имеем высокую башню, посто­янно излу­ча­ю­щую яркий, сле­пя­щий свет даже днем, когда в этом нет никакой необ­хо­ди­мо­сти. Сама же башня окру­жена надеж­ной систе­мой защит­ных соо­ру­же­ний в виде стены, рва с водой, сто­ро­же­выми вышками и т. д. Взять нас­ко­ком эту кре­пость не удается, подобно тому, как не полу­ча­ется сбро­сить, стрях­нуть с себя страхи. Навяз­чи­вые страхи — это то, что непри­ем­лемо для чело­века, то, что он не хочет допу­стить в свое созна­ние, но от чего сразу не может осво­бо­диться сам, поскольку это озна­чало бы полную, окон­ча­тель­ную, бес­по­во­рот­ную победу раци­о­наль­ных сторон психики над ее эмо­ци­о­наль­ными, чув­ствен­ными, инстин­к­тив­ными сто­ро­нами. Страх бы и прошел со вре­ме­нем, но он закре­пился именно вслед­ствие борьбы с ним, неприми­ри­мого отно­ше­ния, нес­по­соб­но­сти пойти на ком­про­миссы, при­знать свою неудачу и защи­тить себя в даль­нейшем.

Из изло­жен­ного выше следует, что навяз­чи­вым страх ста­но­вится не сразу, а спустя какое-то, иногда довольно дли­тель­ное, время. Исход­ный же страх может поя­виться быстро, вне­за­пно от силь­ного, нео­жи­дан­ного испуга, пережи­ва­ния, потря­се­ния, то есть в резуль­тате эмо­ци­о­наль­ного стресса или шока, который фик­си­ру­ется, запе­ча­т­ле­ва­ется и действует подобно занозе, при­чи­няя бес­по­койство всякий раз, когда вспо­ми­на­ются ана­ло­гич­ные обсто­я­тель­ства или когда с ними сопри­ка­са­ются. Скажем, испы­тан­ный однажды страх при ответе у доски, рас­те­рян­ность, заме­ша­тель­ство могут непро­из­вольно запе­ча­т­ле­ваться в эмо­ци­о­наль­ной дол­го­вре­мен­ной памяти (а она всегда выра­жена у тех, кто пред­рас­поло­жен к страхам) и напо­ми­нать о себе всякий раз при пов­тор­ных вызовах к доске. Разо­вьется тогда и вол­не­ние в ожи­да­нии оче­ред­ной неудачи, даже просто от пред­ста­в­ле­ния о ее воз­мож­но­сти. Итогом будут ско­ван­ность, напря­же­ние, сбив­чи­вая, нев­нят­ная речь, потеря хода мысли и полу­че­ние не той оценки. Подоб­ным образом идет непро­из­воль­ное само­раз­ви­тие страха, вос­при­ни­ма­е­мого как чуждое, не под­чи­ня­ю­ще­еся воле обра­зо­ва­ние. Все большее пережи­ва­ние своей непол­но­цен­но­сти, сни­же­ние актив­но­сти, отказы от какого-либо риска, нее­сте­ствен­ная воз­бу­ди­мость в ожи­да­нии и тор­мо­же­ние при ответах и есть типич­ная картина невроза навяз­чи­вых состо­я­ний, в данном случае страхов, или невроза ожи­да­ния, как гово­рили раньше.

Харак­терно и раз­ви­тие в подоб­ных случаях нев­роти­че­ского заи­ка­ния с неиз­беж­ными пись­мен­ными ответами, пре­кра­ще­нием вызовов к доске и ответов с места вообще. Нужно ли гово­рить, что это только спо­соб­ствует фик­са­ции заи­ка­ния, раз­ви­тию пора­жен­че­ских настро­е­ний и инвали­ди­за­ции психики под­ростка. По такому же типу раз­ви­ва­ется навяз­чи­вый страх зам­кну­того про­стран­ства, когда обмо­роч­ные состо­я­ния от духоты или утом­ле­ния, пережи­тые при давке в метро, авто­бусе, служат при­чи­ной отказа от этих видов тран­с­порта в даль­нейшем, поскольку суще­ствуют страхи пов­то­ре­ния испы­тан­ного ужаса. В обоих при­ве­ден­ных случаях речь идет о фобиях — навяз­чи­вых страхах, когда суще­ствует непро­из­воль­ная болез­нен­ная фик­са­ция на каких-либо пережи­тых, трав­ми­ру­ю­щих собы­тиях жизни. Лежащая в основе подоб­ных страхов навяз­чи­вость ука­зы­вает на опре­де­лен­ную негиб­кость мыш­ле­ния, застойность пси­хи­че­ских про­цес­сов, обу­сло­в­лен­ных как гипер­тро­фи­ро­ван­ным раз­ви­тием чувства долга, прин­ци­пи­аль­но­сти, так и чрез­мер­ным утом­ле­нием, пере­на­пря­же­нием интел­лек­ту­аль­ных про­цес­сов.

Еще не окреп­шая психика под­ростка не выносит насилия над собой, дли­тель­ной и изма­ты­ва­ю­щей гонки за пре­сти­жем. Недаром навяз­чи­вые страхи и мысли типичны для детей и под­рост­ков, стре­мя­щихся не столько соот­вет­ство­вать обще­при­ня­тым нормам, успе­вать во всем, сколько быть всегда первыми, полу­чать только отлич­ные оценки. Причем здесь не дела­ется никаких исклю­че­ний, не учи­ты­ва­ются тре­бо­ва­ния момента, реаль­ное соот­но­ше­ние сил, то есть опять же про­я­в­ля­ются негиб­кость и мак­си­мализм. Все эти под­ростки — с обо­стрен­ным чув­ством «я», обид­чи­вые и често­лю­би­вые, одно­сто­ронне ори­ен­ти­ро­ван­ные на успех, не при­зна­ю­щие никаких откло­не­ний от задан­ной цели и тем более пора­же­ний. С одной стороны, они хотят во всем соот­вет­ство­вать при­ня­тым обя­за­тель­ствам, оправ­дать ожи­да­ния, то есть быть вместе со всеми. С другой стороны, они не хотят поте­рять свою инди­ви­ду­аль­ность, рас­тво­риться в массе, быть слепым испол­ни­те­лем чьей-то воли. В этом мы снова видим труд­но­раз­ре­ши­мую при нев­ро­зах про­блему «быть собой среди других», поскольку довле­ю­щий страх «быть не собой», то есть изме­нен­ным, лишен­ным само­кон­троля и нес­по­соб­ным в целом, озна­чает и страх не соот­вет­ство­вать другим, не быть при­ня­тым свер­ст­ни­ками и (более широко, в плане школь­ной ада­п­та­ции) соци­ально при­знан­ным.

Оста­но­вимся подроб­нее на нахо­дя­щихся между навяз­чи­выми стра­хами и сомне­ни­ями навяз­чи­вых опа­се­ниях, поскольку они присущи именно под­рост­ко­вому воз­ра­сту. Во многом они имеют пред­по­сылки в младшем школь­ном воз­ра­сте, в уже рас­смо­трен­ных страхах того, что может слу­читься, страхах опо­з­дать, не успеть, быть не тем, не соот­вет­ство­вать. Все эти страхи про­пи­ты­ва­ются у под­рост­ков навяз­чи­выми мыслями, раз­лич­ного рода идеями фикс, что поро­ждает навяз­чи­вые опа­се­ния какой-либо неудачи, пора­же­ния, стыда и позора. Часто навяз­чи­вые опа­се­ния каса­ются здо­ро­вья, осо­бенно если в семье кто-нибудь часто болеет и идет много раз­го­во­ров на эту тему.

Если под­ро­сток доста­точно мни­те­лен и под­вер­жен бес­по­койству (а это доста­ется ему «в наслед­ство» от тре­вожно-мни­тель­ных роди­те­лей), то у него про­я­в­ля­ются навяз­чи­вые опа­се­ния типа, что его никто не любит, не пони­мает, что он никому не нужен, что у него нет буду­щего, пер­спек­тив, воз­мож­но­стей, что все уже позади, закон­чено, оста­но­ви­лось и жить не имеет смысла. Подоб­ный ниги­лизм суще­ство­ва­ния отра­жает тре­вожно-мни­тель­ный стиль мыш­ле­ния, своего рода «горе от ума», невоз­мож­ность дости­же­ния идеала, стрем­ле­ние всем понравиться, делать все так, как нужно, как следует. Подоб­ная сверх­цен­ная идея всту­пает в проти­во­ре­чие со свойствен­ной мни­тель­ным людям мяг­ко­стью харак­тера и неу­ве­рен­но­стью в себе. В резуль­тате, чтобы быть окон­ча­тельно уве­рен­ным в том, что все дела­ется как нужно, и тем самым избе­жать бес­по­койства по поводу своей неком­петен­т­но­сти, мни­тель­ные люди выну­ждены посто­янно про­ве­рять точ­ность, правиль­ность, соот­вет­ствие своих действий, что и выра­жа­ется в виде непро­из­вольно поя­в­ля­ю­щихся навяз­чи­вых сомне­ний. Напри­мер в том, правильно ли сделано домаш­нее задание, собрано ли все, что нужно, в порт­фель, закрыта ли дверь, а если да, то, может быть, на один оборот ключа, и т. д. и т. п. Поскольку навяз­чи­вые сомне­ния могут поя­в­ляться по любому, даже самому ничтож­ному поводу, они при­чи­няют немало мучений людям, заста­в­ляя их непро­из­во­ди­тельно тратить свою пси­хи­че­скую энергию, и не могут быть «выбро­шены из головы» одним усилием воли.

Навяз­чи­вые опа­се­ния и сомне­ния часто сочета­ются между собой, подобно тому, как допол­няют друг друга их источ­ники — тре­вож­ность и мни­тель­ность. Для того чтобы опа­саться, нужно сомне­ваться в своей спо­соб­но­сти защи­тить себя, а чтобы сомне­ваться, нужно опа­саться сделать что-либо не так. Нередко человек, под­вер­жен­ный навяз­чи­вым опа­се­ниям, пред­ста­в­ля­ется окру­жа­ю­щим как заядлый скептик, а испы­ты­ва­ю­щий навяз­чи­вые сомне­ния — как без­на­деж­ный пес­симист, что не только допол­няет друг друга, но и создает типич­ный для под­рост­ко­вого воз­ра­ста тре­вожно-депрес­сив­ный настрой с его пони­жен­ным фоном настро­е­ния, бес­по­койством, чув­ством без­на­деж­но­сти и неверия, пес­сими­сти­че­ской оценкой пер­спек­тивы.

Про­ил­лю­стри­руем ска­зан­ное рядом наблю­де­ний. В первом случае речь идет о бояз­ли­вой, неу­ве­рен­ной в себе и мни­тель­ной девочке 14 лет, которую пре­сле­до­вал навяз­чи­вый страх непро­из­воль­ного моче­ис­пус­ка­ния (один раз это про­и­зо­шло неза­метно для окру­жа­ю­щих). Из-за страха пов­то­ре­ния непри­ят­ного эпизода она ста­но­ви­лась ско­ван­ной и застен­чи­вой в новых ситу­а­циях общения, а от посто­ян­ного напря­же­ния — раз­дра­жи­тель­ной, пода­в­лен­ной и плак­си­вой. Детство ее не было счаст­ли­вым. Мать раз­ве­лась с отцом, когда ребенку было 4 года. Девочка долго гру­стила, вре­ме­нами была каприз­ной и плак­си­вой, скучала по отцу, к кото­рому успела при­вя­заться. Но неприми­ри­мая мать была кате­го­ри­че­ски против даль­нейших кон­так­тов дочери с отцом, хотя бы и потому, что они были похожи друг на друга. В 6 лет на фоне воз­раст­ного страха смерти девочка тяжело пере­не­сла дву­крат­ную опе­ра­цию по уда­ле­нию аде­но­и­дов, боялась всех меди­цин­ских про­це­дур и ее нельзя было уго­во­рить идти лечить зубы. В школе воз­ни­кли про­блемы из-за застен­чи­во­сти и насме­шек свер­ст­ни­ков. В резуль­тате все больше стала уходить в себя, сдер­жи­вая внешнее выра­же­ние чувств, поя­ви­лись голов­ные боли и, наконец, про­и­зо­шел эпизод с непро­из­воль­ным моче­ис­пус­ка­нием. Ее орга­низм не выдер­жал мно­го­лет­ней нервно-пси­хи­че­ской пере­грузки, состо­я­ния посто­ян­ного бес­по­койства и страха. Пережи­ва­ния были настолько сильны, что стала кон­тро­ли­ро­вать каждый свой шаг, без конца посе­щать туалет и навяз­чиво думать о том, что может про­и­зойти. Не думать об этом она уже не могла, и ее навяз­чи­вые мысли, опа­се­ния, страхи были резуль­та­том болез­нен­ного рас­стройства эмоций, нев­роти­че­ского кон­фликта между раци­о­наль­ными, кон­тро­ли­ру­ю­щими и эмо­ци­о­наль­ными, чув­ству­ю­щими сто­ро­нами психики.

Следует сказать и о другой девочке 14 лет, которая не знала, чего она боится кон­кретно, так как боялась всего, а осо­бенно — сделать что-либо не так, «как нужно». Из-за этого была крайне ско­ван­ной, нере­ши­тель­ной и застен­чи­вой в общении. К тому же, будучи без­за­щит­ной и доброй, чув­стви­тель­ной и обид­чи­вой, не могла посто­ять за себя, и ее мог обидеть кто угодно. Боялась смерти, темноты и нака­за­ния, что, как мы знаем, присуще более раннему воз­ра­сту. Вслед­ствие нара­с­та­ю­щей с годами неу­ве­рен­но­сти, страхов и тре­вож­но­сти испы­ты­вала все больше затруд­не­ний в общении со свер­ст­ни­ками, часто была выну­ждена отмал­чи­ваться, пережи­вая, что она не такая как все, не умеет вести себя сво­бодно и непри­ну­жденно. Соот­вет­ственно и настро­е­ние ста­но­ви­лось все более пода­в­лен­ным, и когда мы впервые увидели ее, она про­из­во­дила впе­ча­т­ле­ние сникшей, затор­мо­жен­ной и поте­ряв­шей веру в себя. Выяс­ни­лось, что живет она с матерью и ее роди­те­лями, а отец был устра­нен из семьи вскоре после ее рожде­ния. Всем в семье еди­но­лично рас­по­ря­жа­ется бабушка, счита­ю­щая себя всегда и во всем правой. Недо­вер­чи­вая и подо­зри­тель­ная, бабушка к тому же посто­янно опа­са­ется, как бы чего не слу­чи­лось, никогда не выходит из дому одна, не поль­зу­ется тран­с­пор­том. Ее посто­янно сопро­во­ждает муж, человек исклю­чи­тельно мягкий и подат­ли­вый. В то же время он посто­янно сомне­ва­ется в правиль­но­сти своих действий, назойлив и при­ста­вуч — зануда, как оце­ни­вают его близкие. Как и многие мни­тель­ные люди, он педант, болез­ненно вос­при­ни­ма­ю­щий любые пере­мены. Поэтому у него все раз­ло­жено по полоч­кам, ручка всегда лежит на одном и том же месте, пальто — на одном крючке, каждое утро он заходит к внучке и, цере­монно рас­шар­ки­ва­ясь, говорит одни и те же слова при­вет­ствия. Общее у всех в семье — повы­шен­ная прин­ци­пи­аль­ность в сочета­нии с посто­ян­ной оза­бо­чен­но­стью, недо­воль­ством, отсут­ствием жиз­не­ра­дост­но­сти, пес­симиз­мом и неве­рием в воз­мож­ность перемен. Кроме того, у всех взро­с­лых вну­трен­ний способ пере­ра­ботки пережи­ва­ний (импрес­сив­ность), крайне огра­ни­чен­ный круг кон­так­тов и под­чер­к­ну­тая изби­ра­тель­ность в них, недо­ста­точ­ная общи­тель­ность в целом. Оче­видно, что в свое время жиз­не­ра­дост­ный, кон­так­т­ный, общи­тель­ный и тем самым «лег­ко­мы­слен­ный» для «глу­бо­ко­мы­слен­ной» семьи отец девочки «не при­шелся ко двору» и был «предан анафеме» авто­ритар­ной бабуш­кой с ее кате­го­рич­но­стью и нетер­пи­мо­стью. Лишив дочь мужа, она про­де­мон­стри­ро­вала всем ее неса­мо­сто­я­тель­ность и неу­ме­ние жить «как нужно», «правильно», «как нас учили». Тем самым она могла, как и в детстве, властно опекать дочь. Неу­ди­ви­тельно, что мать девочки и сама в под­рост­ко­вом воз­ра­сте испы­тала все тепе­реш­ние про­блемы дочери. Она также, ско­ван­ная страхом, часто молчала, покры­ва­лась крас­ными пятнами при вол­не­нии, была застен­чи­вой и стес­ни­тель­ной, робкой и нере­ши­тель­ной. И сейчас не уверена в себе, боится, что в окру­же­нии незна­ко­мых людей будет выгля­деть смешной, урод­ли­вой, хотя и пони­мает нео­прав­дан­ность этих опа­се­ний. У дочери та же картина: застен­чи­вость, робость и страх, что она скажет свер­ст­ни­кам, не смешно ли будет выгля­деть при этом. Из-за навяз­чи­вых опа­се­ний теря­ется есте­ствен­ность в пове­де­нии, поя­в­ля­ется ско­ван­ность, меня­ется инто­на­ция голоса. Как она сама говорит: «Есть девочки, которые не лезут в карман за словом, я же сразу не могу сказать, сооб­ра­зить, что ответить, до меня позже доходит, как нужно было бы сказать, но уже поздно, и я очень пережи­ваю это».

Застен­чи­вость не обошла сто­ро­ной и маль­чика 12 лет, который терялся в школе и от страха не мог сказать ни слова, если его спра­ши­вали вне­за­пно или не о том, что он так ста­ра­тельно учил дома. Боль­шин­ство же его свер­ст­ни­ков не только не испы­ты­вали подоб­ных проблем, но, скорее, нао­бо­рот, уже не очень пережи­вали по поводу своих ответов, демон­стри­руя свою незави­си­мость и отсут­ствие страха. Наш же мальчик, будучи крайне осто­рож­ным и пре­ду­смо­три­тель­ным, посто­янно боялся сделать что-либо не так и осо­бенно рас­те­рялся в 4-м классе, когда лишился прежней учи­тель­ницы, к которой привык за 3 года, понимая, чего она от него хочет, на что он может рас­счи­ты­вать, то есть он мог про­гно­зи­ро­вать ее тре­бо­ва­ния и при­с­по­со­бился к ним. При­с­по­со­биться таким же образом к мно­го­чи­с­лен­ным учи­те­лям в 4-м классе он уже не мог, поскольку все они тре­бо­вали по-своему, и часто им было не до его особой чув­стви­тель­но­сти. Тем не менее больше всего на свете он боялся, когда ребята начи­нали дружно сме­яться над его ответами. Тогда речь ста­но­ви­лась нев­нят­ной, и он готов был от стыда про­валиться сквозь землю. Друзей у него не было, школу он окон­ча­тельно невз­лю­бил и ходил в нее, как на исправи­тель­ные работы, отбывая повин­ность. Все это можно понять, если учесть, что он был нев­роти­че­ски при­вя­зан к матери и мог делать уроки только в ее при­сут­ствии, будучи спо­койным и уве­рен­ным только тогда, когда она тут же, без про­мед­ле­ния, про­ве­ряла домаш­нее задание и испра­в­ляла все допу­щен­ные ошибки, то есть при­го­то­в­ле­ние уроков было тща­тельно отре­пети­ро­ван­ным риту­а­лом, устра­ня­ю­щим веро­ят­ность неудачи. Но как раз в школе она его и насти­гала из-за рас­те­рян­но­сти и страха в отсут­ствие под­дер­жки со стороны матери.

Страх сказать что-либо не так или сделать плохо был внушен не только бес­по­кой­ной матерью, но и мни­тель­ным отцом, который более чем серьезно при­нялся за его вос­пита­ние в 10 лет, когда сын был по воз­ра­сту повы­шенно вос­при­им­чив к вну­ше­ниям. Отец педан­тично про­ве­рял каждый шаг и без того ответ­ствен­ного сына, читал без конца мораль, угрожал вся­че­скими карами и даже нака­зы­вал физи­че­ски за ошибки. Вскоре на отца стала рав­няться и мать, что сын вос­при­нял крайне болез­ненно, так как мать стала вре­ме­нами раз­дра­жаться и сер­диться. В итоге, вместо того чтобы помочь сыну пре­о­до­леть неу­ве­рен­ность и зави­си­мость, роди­тели непро­из­вольно уси­ли­вали их излиш­ним дав­ле­нием, мораль­ным гнетом и физи­че­скими нака­за­ни­ями. Делали они все это во имя любви к своему един­ствен­ному и поздно родив­ше­муся сыну, но резуль­тат, как видим, был проти­во­полож­ным их стрем­ле­ниям. Все­лив­шийся в него страх истощал остатки уве­рен­но­сти в себе, вызывал заме­ша­тель­ство при ответах в школе и общении со свер­ст­ни­ками. За помощью к нам обра­тился отец, пись­менно изло­жив­ший, что его бес­по­ко­ило у сына: 1) вре­ме­нами не слышит, не обра­щает вни­ма­ния на советы; 2) слишком долго делает уроки, с 16 до 22 часов, и не учится так, как мог бы; 3) всего боится, что есть и чего нет на свете; 4) не имеет друзей и ста­но­вится сам не свой в незна­ко­мом месте.

Вначале отец был таким же нетер­пе­ли­вым и тре­бо­ва­тель­ным к нам, как и к сыну, ожидая неза­мед­ли­тель­ного решения всех его проблем. Посте­пенно он понял, осо­бенно после того, как ответил на опрос­ники и мы пого­во­рили с ним, что многие про­блемы сына присущи и ему самому, и жене, а «глухота» сына не что иное, как защит­ная, охра­ни­тель­ная реакция мозга в ситу­а­ции болез­нен­ного пере­на­пря­же­ния нервных сил и воз­мож­но­стей. К чести отца, он смог во многом пере­стро­ить себя и посещал вместе с сыном игровые занятия по раз­ви­тию кон­так­т­но­сти, уве­рен­но­сти в себе и аде­кват­ной пси­хи­че­ской защиты. Мать также в чем-то пере­стро­ила свою тактику, пре­до­ста­в­ляя большую само­сто­я­тель­ность сыну и помогая ему при реаль­ной необ­хо­ди­мо­сти. Так были устра­нены его страхи и оста­но­в­лено раз­ви­тие тре­вож­ной мни­тель­но­сти в харак­тере. Сла­га­лась она, во-первых, из навяз­чи­вых страхов не оправ­дать тре­бо­ва­ний и ожи­да­ний роди­те­лей, лишиться под­дер­жки и любви, осо­бенно матери, инфан­тиль­ная зави­си­мость от которой только уси­ли­ва­лась напуск­ной стро­го­стью отца. Во-вторых, из навяз­чи­вых опа­се­ний не соот­вет­ство­вать роли хоро­шего ученика, и в-третьих, из навяз­чи­вых сомне­ний в своей спо­соб­но­сти быть «как все», дружить и общаться. В этом и состоит три­е­дин­ство навяз­чи­вых страхов, опа­се­ний и сомне­ний как основы фор­ми­ро­ва­ния тре­вожно-мни­тель­ных черт харак­тера.

Итак, во всех трех случаях речь идет о раз­ви­тии застен­чи­во­сти. Стра­дают ею прежде всего эмо­ци­о­нально чув­стви­тель­ные, впе­чат­ли­тель­ные, все близко при­ни­ма­ю­щие к сердцу под­ростки, с повы­шен­ным чув­ством долга, обя­зан­но­сти, справед­ли­во­сти, не умеющие хитрить и. обма­ны­вать, как и вести себя гибко и есте­ственно, сооб­разно обсто­я­тель­ствам. На поя­в­ле­ние застен­чи­во­сти влияют многие факторы, но главным образом — семейные. Есть и генети­че­ское, отнюдь не фаталь­ное, влияние; интравер­ти­ро­ван­ный, обра­щен­ный внутрь себя харак­тер реа­ги­ро­ва­ния; неа­де­кватно повы­шен­ный и явно вну­шен­ный уровень соци­аль­ного кон­троля; чрез­мер­ная опека с пси­холо­ги­че­ским зара­же­нием бес­по­койством от в чем-то суе­вер­ных, тре­вожно-мни­тель­ных и недо­вер­чиво-насто­ро­женно-нетер­пи­мых взро­с­лых; отсут­ствие ста­би­ли­зи­ру­ю­щего влияния отца, на кото­рого походят дочери, не любимые именно из-за этого мате­рями. Депрес­сив­ное миро­о­щу­ще­ние, отсут­ствие уве­рен­но­сти в себе, тревога и опа­се­ния, боязнь не соот­вет­ство­вать соци­аль­ным стан­дар­там пове­де­ния и соста­в­ляют вну­трен­нюю канву застен­чи­во­сти как отра­же­ния тре­вожно-мни­тель­ного настроя или соот­вет­ству­ю­щих черт харак­тера.

Пре­ду­пре­дить застен­чи­вость нелегко, но все же можно, если:

1) лишний раз не демон­стри­ро­вать склон­ность роди­те­лей к бес­по­койству и сомне­ниям;

2) не навя­зы­вать детям такие правила и обя­за­тель­ства, выпол­нить которые они не в состо­я­нии;

3) не читать посто­янно мораль о должном пове­де­нии и не стыдить по любому поводу;

4) ста­раться чаще быть при­ме­ром уве­рен­ного, гибкого и кон­так­т­ного пове­де­ния;

5) не соз­да­вать про­блемы там, где можно обойтись без них, и, прежде всего, не дра­ма­ти­зи­ро­вать уже име­ю­щи­еся затруд­не­ния в общении;

6) не быть чрез­мерно прин­ци­пи­аль­ными, мак­си­малист­ски и бес­ком­про­мис­сно настро­ен­ными, равно как и нетер­пи­мыми, неприми­ри­мыми в сужде­ниях и оценках;

7) быть спо­соб­ными к пере­ме­нам, не замы­каться в себе и стремиться к раз­но­об­ра­зию кон­так­тов с окру­жа­ю­щими людьми.

Мы видим, как многие страхи в под­рост­ко­вом воз­ра­сте явля­ются раз­ви­тием ранее предше­ству­ю­щих страхов и тревог. Поэтому, чем раньше начата работа по пре­о­до­ле­нию и пре­ду­пре­жде­нию страхов, тем больше веро­ят­ность их отсут­ствия в под­рост­ко­вом воз­ра­сте, в котором уже суще­ствует реаль­ная опас­ность фор­ми­ро­ва­ния тре­вожно-мни­тель­ных, тор­мо­зи­мых черт харак­тера. Если пси­холо­ги­че­ская (роди­тель­ская) и пси­хо­те­ра­пев­ти­че­ская (про­фес­си­о­наль­ная) помощь будет оказана в дош­коль­ном или младшем школь­ном воз­ра­сте, можно еще рас­счи­ты­вать на более или менее ощу­ти­мый эффект пре­ду­пре­жде­ния раз­ви­тия пси­ха­сте­ни­че­ских черт харак­тера. Вскоре после того, как были напи­саны эти строки, к нам пришел высокий, под­тя­ну­тый мальчик 14 лет, который сказал, что прежние страхи его не бес­по­коят и он не боится больше опо­з­дать в школу, как это было в 8—10 лет. Тогда у него было на этой почве «легкое поме­ша­тель­ство» в виде навяз­чи­вых страхов и он посещал игровые занятия, где вместе со свер­ст­ни­ками и роди­те­лями про­и­гры­вал все свои страхи и опа­се­ния. Побла­го­да­рив нас, он добавил, что так ни разу и не опоздал в школу за все эти годы, то есть чувство ответ­ствен­но­сти от него никуда не ушло, но он пере­стал мучи­тельно думать о воз­мож­ных послед­ствиях опо­з­да­ния, как дне страш­ного суда. Уже этим он стал более уве­рен­ным в себе, как и более общи­тель­ным в резуль­тате улуч­ше­ния кон­так­т­но­сти, умения при­ни­мать и играть роли, раз­ви­тия спо­соб­но­сти к диалогу и аде­кват­ной пси­холо­ги­че­ской защите. Вспо­мнили мы и как про­хо­дила одна игра по пред­ло­жен­ной им теме. Тогда, по соб­ствен­ному желанию, он испол­нял главную роль — маль­чика, боя­ще­гося опо­з­дать в школу, на роль при­дир­чи­вой убор­щицы им была назна­чена мать. Врач удо­сто­ился чести быть гар­де­роб­щи­ком, а одна из девочек была строгой и очень уж тре­бо­ва­тель­ной учи­тель­ни­цей. Осталь­ные дети и взро­с­лые испол­няли роли по ходу действия. Неко­то­рые из них спе­ци­ально нагнетали состо­я­ние тре­вож­ного ожи­да­ния и дра­ма­ти­зи­ро­вали про­ис­хо­дя­щие события репли­ками типа: «Смо­трите, он опаз­ды­вает», «А времени все меньше», «Очень плохо», «Это никуда не годится», и т. д. По рас­сказу, Дима (так звали этого маль­чика) никак не может про­с­нуться утром, будиль­ника не слышит, начи­на­ется спешка, сума­тоха, его тянут в разные стороны, и он должен все успеть: про­ве­рить порт­фель и рас­пи­са­ние уроков, почи­стить зубы, сходить в туалет, поесть, сказать всем спасибо и мчаться вместе с сопро­во­жда­ю­щей мамой на оста­новку авто­буса. А там уже толпа, воз­бу­жде­ние, бес­по­койство, авто­буса долго нет, и придет ли он вообще — никому неиз­вестно. В воздухе витают разные слухи о поломке, заба­стовке, пере­не­се­нии оста­новки, отмене тран­с­порта вообще. Рас­ска­зы­вают, какие непри­ят­но­сти про­и­зо­шли из-за опо­з­да­ний, кого-то уже уволили, кому-то объ­я­вили строгий выговор, а кто-то сам гото­вится подать зая­в­ле­ние. Между тем «часы» мето­дично отме­чают: «Оста­лось 15 минут до начала занятий в школе, 14 минут...» Наконец пока­зы­ва­ется «автобус», обра­зо­ван­ный из взяв­шихся за руки взро­с­лых. Все гото­вятся к посадке, но он про­но­сится на большой ско­ро­сти мимо, спешит в парк. Вот снова поя­в­ля­ется автобус, но сесть в него непро­сто, дверцу (двое стоящих близко взро­с­лых) заедает, она скрипит, воз­ни­кает давка. С трудом, плотно набив­шись, все раз­ме­ща­ются, и автобус дви­га­ется. На пути много ухабов, и автобус, будучи рези­но­вым, то сжи­ма­ется, то раз­жи­ма­ется, пре­о­до­ле­вая узкие места (двери, кори­доры игровых поме­ще­ний). Несмо­тря на тряску и давку, все нужно выдер­жать, чтобы доехать до места назна­че­ния, а тут еще ока­зы­ва­ется, что, пере­вол­но­вав­шись, Дима сел не в тот автобус. Пытаясь выяс­нить, куда же едет, полу­чает проти­во­ре­чи­вые, вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щие ответы или не полу­чает их вообще. Хочет сойти на бли­жайшей оста­новке, но тут как назло попа­да­ется кон­тро­лер, который настой­чиво выяс­няет, кто он такой, кто его роди­тели, слу­ша­ется ли он их и часто ли ездит в проти­во­полож­ную сторону. Далее Дима едет уже в своем авто­бусе, на пути кото­рого посто­янно встре­ча­ются разные пре­пят­ствия: ремонт дороги, долго не откры­ва­ю­щийся шлаг­баум, частые свето­форы и т. д. Времени же оста­ется все меньше и меньше, что под­чер­ки­вают «часы», заявляя: «Оста­лось 5 минут, 4 минуты, 3 минуты, совсем немного, скоро времени не оста­нется совсем». Выйдя с трудом из авто­буса, у кото­рого закли­нило дверь, наш герой бежит в школу, а один из участ­ни­ков игры пов­то­ряет: «Хорошие маль­чики не опаз­ды­вают в школу, они при­хо­дят в нее всегда вовремя». Вот и школа. Но не тут-то было. Его встре­чает всем недо­воль­ная убор­щица, которой не нра­вятся внешний вид, пятна на одежде, не совсем чистая, не бле­стя­щая обувь и многое другое. Она начи­нает с вдох­но­ве­нием читать мораль, в то время как вот-вот должен про­зве­неть звонок, а тут еще гар­де­роб­щик стыдит за оторван­ную в авто­бусе пуго­вицу и дает насто­я­тель­ные советы по лучшему уходу за одеждой. Мать маль­чика бук­вально вос­при­няла свою роль убор­щицы и про­дол­жала читать мораль даже тогда, когда про­зве­нел звонок. Едва осво­бо­див­шись, Дима пыта­ется вбежать в класс, но его оста­на­в­ли­вает дотош­ный дежур­ный, про­ве­ря­ю­щий чистоту ногтей, коли­че­ство учеб­ни­ков и тет­ра­дей и заодно соот­вет­ствие его мыслей уроку. Пре­о­до­лев и это пре­пят­ствие, Дима ока­зы­ва­ется в классе, где только что начался урок. Он опоздал, но учи­тель­ница спо­койно говорит, чтобы он садился и зани­мался вместе со всеми. Потря­сен­ный Дима даже не успе­вает выра­зить свою при­зна­тель­ность за столь радуш­ный прием, как полу­чает задание, и урок про­дол­жа­ется как обычно.

Мы видим, как в про­и­гры­ва­нии его страхов сгущены краски, дра­ма­ти­зи­ро­ваны до абсурда опа­се­ния, то есть все, чего он опа­са­ется и боится, здесь выве­дено наружу, пред­ста­в­лено так, как если бы это про­и­зо­шло, слу­чи­лось. Потому-то уже нет тре­вож­ного ожи­да­ния «роковых», каких-то нео­быч­ных, а в сущ­но­сти вну­шен­ных, послед­ствий опо­з­да­ния. Исче­зают и непе­ре­но­си­мость страха, и общая напря­жен­ность как суще­ствен­ные звенья его болез­нен­ного, непро­из­воль­ного течения. Опо­з­да­ние ста­но­вится опо­з­да­нием, а не воз­мез­дием за него; ответ­ствен­ность — прави­лом пове­де­ния, а не дамо­кло­вым мечом; страх — страхом, а не концом света или всемир­ным потопом. Все встает на свои места, и надежды юношей питают без неверия в свои силы и ожи­да­ния неудач.

Подоб­ные игры можно про­во­дить и дома с не меньшим, чем у нас, эффек­том. Главное — поме­няться ролями: роди­те­лям на время стать уче­ни­ками, олухами, паинь­ками, бояз­ли­выми или бес­страш­ными, а детям дать себя попро­бо­вать в роли роди­те­лей, учи­те­лей, свер­ст­ни­ков. Полезно на себя посмо­треть со стороны, да и юмора хватает, уже не говоря о жиз­не­ра­дост­ной атмо­сфере, эмо­ци­о­наль­ной при игре раз­рядке нако­пив­ше­гося нерв­ного напря­же­ния и вза­им­ного недо­воль­ства (вспо­мним хотя бы спе­ци­ально нагнета­е­мые угрозы). Ну а устра­и­ва­ю­щий обе стороны поиск аль­тер­на­тив­ных путей решения кон­флик­т­ных и вызы­ва­ю­щих страх ситу­а­ций и есть главная задача игро­вого сотруд­ни­че­ства детей и роди­те­лей.

с. 88—108

Другие материалы из данного источника