Ягодкин Н. А.

Энциклопедия детской мотивации: как заставить, вдохновить ребенка учиться(фрагмент)



То, что слу­ча­ется по воле роди­те­лей

Что дает и что отни­мает энергию?

Любые актив­но­сти в жизни ребенка требуют энергии. Если дея­тель­ность орга­ни­зо­вана правильно, энергия идет на раз­ви­тие спо­соб­но­стей ребенка, если нет — утекает без следа.

Суще­ствует несколько основ­ных тре­бо­ва­ний, без выпол­не­ния которых поло­жи­тель­ного резуль­тата не достичь.

Питание

Вы либо повы­ша­ете имму­ни­тет ребенка, либо раз­ру­ша­ете его. Тре­тьего не дано. Ответьте на сле­ду­ю­щие вопросы и про­верьте, нас­колько осо­знанно отно­сятся к питанию в вашей семье.

ТЕСТ

1. Кто в вашей семье отве­чает за питание?

2. Есть ли у вас осо­знан­ная стра­те­гия: при­о­ри­тет рас­ти­тель­ной или мясной пищи, стрем­ле­ние к балансу и т.д.?

3. Кто соста­в­ляет список про­дук­тов на неделю?

4. Какие книги по здо­ро­вому питанию про­читал этот человек?

5. Какими сооб­ра­же­ни­ями он руко­вод­ству­ется? Должно быть вкусно? Должно быть полезно? Так делали его роди­тели? Что-нибудь еще?

6. Часто ли вам при­хо­дится гото­вить из того, что оста­лось в холо­диль­нике?

7. Гото­вите ли вы для детей в воз­ра­сте до 6 лет отдельно?

8. Как часто дети едят фастфуд и про­дукты, содер­жа­щие уси­ли­тели вкуса?

9. Ребенок ест, когда хочет и сколько хочет? Или по рас­пи­са­нию, пор­ци­ями, которые отме­рили ему роди­тели?

10. Заста­в­ля­ете ли вы ребенка доедать, если он уже не голоден?

11. Есть ли в вашей семье полные или стра­да­ю­щие ожи­ре­нием люди?

В вопро­сах еды не должно быть крайно­стей. Любая несба­лан­си­ро­ван­ная диета дает побоч­ные эффекты. И уж совер­шенно точно все попытки убрать из рациона ребенка мясо, угле­воды или жиры очень быстро при­ве­дут к потере энергии. Если в рас­по­рядке ребенка при­сут­ствует спорт, он должен иметь воз­мож­ность нор­мально поесть за 2—3 часа до каждой тре­ни­ровки. Любая допол­ни­тель­ная актив­ность требует пере­смо­тра режима питания.

Важно помнить, что обмен веществ у всех разный. В том числе это зависит от воз­ра­ста. Поэтому то, что полезно для роди­те­лей, совер­шенно нео­бя­за­тельно подойдет ребенку.

Если роди­тели — вегета­ри­анцы, то ребенок не обязан раз­де­лять их иде­оло­гию и вку­со­вые пред­по­чте­ния. Мы дого­во­ри­лись под­дер­жи­вать с детьми парт­нер­ские отно­ше­ния, а значит, должны оставить им свободу выбора. Как правило, ребенок ори­ен­ти­ру­ется на пищевые при­вычки роди­те­лей и его рацион вряд ли будет сильно проти­во­ре­чить при­ня­тому в семье. Будьте тер­пе­ливы, иначе может вклю­читься про­те­ст­ная моти­ва­ция и основ­ным источ­ни­ком энергии для него станут шоколад и гази­ровка.

Ни в коем случае нельзя заста­в­лять ребенка есть. И пить воду — тоже. Миф о том, что человек должен в день выпи­вать 3 литра воды, уже давно раз­вен­чан. Чрез­мер­ное потре­б­ле­ние воды при­во­дит к вымы­ва­нию солей и микро­эле­мен­тов, осо­бенно — калия, и нега­тивно влияет на работу почек и сердца.

Наше тело — совер­шен­ный меха­низм. Оно может в считан­ные мгно­ве­ния про­ве­сти хими­че­ский анализ еды: наши вку­со­вые рецеп­торы успе­вают про­а­нали­зи­ро­вать источ­ник ощу­ще­ний и пере­дать инфор­ма­цию в мозг. Оно вос­ста­на­в­ли­вает повре­жден­ные ткани и ада­п­ти­ру­ется к нагруз­кам — об этом знает каждый, кто регу­лярно тре­ни­ру­ется в зале. Наше тело умеет делать запасы пита­тель­ных веществ и спо­собно под­дер­жи­вать рабо­то­с­по­соб­ность такого слож­нейшего органа, как мозг. Тысячи про­цес­сов про­ис­хо­дят каждую минуту внутри нашего орга­низма, и при этом мы сомне­ва­емся в его спо­соб­но­сти регу­ли­ро­вать необ­хо­ди­мое коли­че­ство воды и пищи? Где логика?

Если не заста­в­лять ребенка есть пор­ци­ями, а дать ему воз­мож­ность накла­ды­вать себе самому, то он очень быстро найдет свою «норму». Не навя­зы­вайте ему свой режим питания: интер­валы между при­е­мами пищи, удобные вам, могут ему не под­хо­дить. Ори­ен­ти­руйтесь на его чувство голода. Это чувство — тонкая материя. Еда «про запас» может с лег­ко­стью ее раз­ру­шить.

Не стоит хвалить ребенка за то, что он хорошо поел. Взро­с­лые же не хвалят друг друга за то, что сходили в туалет! Коли­че­ство съе­ден­ного не должно ста­но­виться поводом для вашей радости: если он будет есть сверх соб­ствен­ного чувства сытости только для того, чтобы доставить вам удо­воль­ствие, то к средней школе обретет лишний вес. И вряд ли скажет вам за это спасибо.

Когда ребенок каприз­ни­чает, не накла­ды­вайте ему побольше. Нао­бо­рот — введите «правило пустой тарелки»: сле­ду­ю­щее блюдо поя­в­ля­ется после того, как было съедено пре­ды­ду­щее. Размеры порции пусть опре­де­ляет сам. А еще лучше, чтобы он и накла­ды­вал себе еду сам. Может, пару раз он и разо­льет суп, но при­об­ретет ценный опыт. Будет чув­ство­вать себя более взро­с­лым и ответ­ствен­ным, а заодно и мелкую мото­рику разо­вьет.

У стар­шего поко­ле­ния, осо­бенно у тех, кто пережил войну или голод, есть личный трав­ма­тич­ный опыт. Он заста­в­ляет их доедать всю куп­лен­ную еду, даже если она засохла и испор­ти­лась. Но ребенок не обязан доедать все до конца. Заста­в­ляя его, вы не полу­чите ничего, кроме нев­ро­зов и пси­хо­со­ма­ти­че­ских забо­ле­ва­ний. Если в доме остались неис­поль­зо­ван­ные про­дукты, ответ­ствен­ность за это несет тот, кто соста­в­лял список покупок.

Отпра­в­ля­ясь в путе­ше­ствие, мы берем с собой запас­ную кани­стру бензина, а не цепляем к машине целую цистерну. Так и с едой: лучше дать ребенку с собой бутер­брод и яблоко, чем заста­в­лять доедать все, что лежит на тарелке. Во всем должна быть мера.

Отдель­ная история — кор­м­ле­ние малень­ких детей. Вам знакома ситу­а­ция, когда еда нахо­дится где угодно: на полу, на стенах, на одежде, но только не во рту у ребенка? Как в таких случаях посту­пают «умные» роди­тели? Они вклю­чают муль­тики. Играют, рас­ска­зы­вают сказки. Одним словом, делают все воз­мож­ное, чтобы отвлечь ребенка от про­цесса приема пищи. Это при­во­дит к тому, что он пере­стает осо­зна­вать, сколько он ест и почему. Так настройки в области питания сби­ва­ются с самого детства.

Когда мла­де­нец голоден, он пока­зы­вает это. Другое дело, что роди­тели зача­стую так вымо­таны при­с­мо­тром за чадом, что лишний раз про­сы­паться ночью не хочется — вот и ста­ра­ются его накор­мить с запасом. Пару раз это полу­ча­ется без труда. Потом ребенок начи­нает сопроти­в­ляться, потому что это рас­хо­дится с его вну­трен­ними ощу­ще­ни­ями. В ответ роди­тели начи­нают отвле­кать его муль­ти­ками или игруш­ками, чтобы впих­нуть на пару ложек больше. Будем честны: роди­тели в этот момент забо­тятся не о ребенке, а о себе. А для ребенка это просто вредно.

По ста­ти­стике, гипе­ро­пека о сытости ребенка больше свойственна мамам. В резуль­тате в момент кор­м­ле­ния вклю­ча­ются защит­ные меха­низмы, и ребенок начи­нает каприз­ни­чать. С папой дела обстоят по-другому: раз он не заста­в­ляет ребенка есть, то и защи­щаться не от чего. Мамы на это оби­жа­ются: как же так? Ведь она его вына­ши­вала, рожала, значит, любить ее ребенок должен больше и каприз­ни­чать меньше.

Но любить и наби­вать едой полный желудок — это разные вещи. Любить — значит еще и уважать. Если мама любит ребенка, она даст ему свободу выбора, в том числе в том, что каса­ется размера порций.

Режим дня и сон

Любые виды допол­ни­тель­ной актив­но­сти, будь то кружки или занятия спортом, требуют много энергии. К режиму дня в этом случае надо под­хо­дить с особой ответ­ствен­но­стью.

Научите ребенка пла­ни­ро­вать. Начните с плана на неделю. Возь­мите лист бумаги формата A4 или A3, начер­тите на нем таблицу. По гори­зон­тали обо­значьте дни недели, по вер­ти­кали — время. Зане­сите в таблицу все виды заня­то­сти: школа, кружки, походы в кино и т.д. При­кре­пите лист на видное место — напри­мер, на холо­диль­ник, чтобы он посто­янно нахо­дился в поле зрения ребенка. Такой простой прием будет раз­ви­вать в нем чувство времени. Он будет учиться исполь­зо­вать визу­аль­ный канал для пла­ни­ро­ва­ния.

При­мерно с 5-го класса к листу «неделя» жела­тельно добавить лист «месяц» и выде­лять на нем особо важные события.

Начиная с 8-го класса надо будет выве­ши­вать уже три листа: день, месяц и год. Дверца холо­диль­ника такого объема инфор­ма­ции вме­стить не сможет — исполь­зуйте пробко­вую или маг­нит­ную доску.

Если ваш ребенок уже учится в 10-м классе, а вы только начи­на­ете вводить систему пла­ни­ро­ва­ния, не стоит вешать все три листа сразу. Сде­лайте это с интер­ва­лами при­мерно в месяц, чтобы он успевал при­выкнуть к изме­не­нию мас­штаба.

Сде­лайте пла­ни­ро­ва­ние еже­не­дель­ным риту­а­лом: это поможет сфо­ку­си­ро­вать вни­ма­ние на дол­го­сроч­ных целях. Сначала распи­шите учебу, потом — работу, в том числе по дому. В третью очередь запла­ни­руйте отдых ребенка. И только после этого — все­воз­мож­ные походы в гости или визиты к бабуш­кам-дедуш­кам, которые сам ребенок в каче­стве отдыха не вос­при­ни­мает.

Запол­не­ние листов пла­ни­ро­ва­ния дис­ци­пли­ни­рует. Но, что не менее важно, оно пока­зы­вает вза­и­мо­связь всех пред­сто­я­щих дел. Ребенок увидит, что, кроме спорта и учебы, суще­ствует, напри­мер, такая эле­мен­тар­ная, но обя­за­тель­ная вещь, как чистка зубов. Знаете, какую основ­ную задачу ставят перед вожа­тыми в летних лагерях? Они должны в течение смены научить уче­ни­ков 3—4-х классов без напо­ми­на­ний чистить зубы и следить за коли­че­ством чистого белья. Ничего уди­ви­тель­ного в этом нет: многие дети уверены, что все поя­в­ля­ется в шкафу само собой, причем сразу чистым и выгла­жен­ным. Фор­ми­ро­ва­ние целост­ной картины мира в голове ребенка поло­жи­тельно ска­жется на всех сто­ро­нах его жизни, в том числе на моти­ва­ции.

Еще одна важная тема — сон. Как гово­рится, «кто я такой, чтоб проти­во­сто­ять одеялку и кро­ватке?». Коли­че­ство анек­до­тов про то, что сон — для сла­ба­ков, а панды вообще никогда не спят, заш­кали­вает. Причем больше всего они нра­вятся школь­ным отлич­ни­кам и... сту­ден­там меди­цин­ских вузов.

Не знаю, что там с пандами, но для чело­века недо­ста­ток сна может ока­заться фаталь­ным. Научно дока­зано, что люди, которые спят меньше 7 часов в сутки, имеют более слабую память, вни­ма­ние, силу воли и имму­ни­тет. И как след­ствие — низкую эффек­тив­ность и высокую утом­ля­е­мость.

Неко­то­рые роди­тели забы­вают, что про­смотр футбола на полной гром­ко­сти, шумные гости и поздние воз­вра­ще­ния домой сбивают ребенку режим. Поста­райтесь ввести желез­ное правило: ночью в доме должны быть тишина и покой.

Перекос в обрат­ную сторону тоже ни к чему хоро­шему не ведет. Есть дети, которые спят чутко, а про­с­нув­шись среди ночи, устра­и­вают концерт. Чтобы обес­пе­чить ребенку тишину, роди­тели ходят на цыпоч­ках и бук­вально не издают ни звука. В итоге ребенок на про­тя­же­нии всей своей жизни вообще не может спать в усло­виях сколько-нибудь суще­ствен­ного шумо­вого и свето­вого загряз­не­ния. Есть люди, которые спо­койно спят под вклю­чен­ный теле­ви­зор, другие стра­дают, если в углу комнаты на зарядке от теле­фона светится малень­кий свето­диод.

Когда ребенок станет взро­с­лым и создаст свою семью, эти инди­ви­ду­аль­ные осо­бен­но­сти будут влиять не только на него, но и на его спут­ника жизни. Давайте пожа­леем обоих и поста­ра­емся при­дер­жи­ваться сле­ду­ю­щих прин­ци­пов:

1. Без фана­тизма отно­ситься к усло­виям, в которых про­ис­хо­дит засы­па­ние.

2. В целом стремиться к свето- и шумо­и­зо­ля­ции места отдыха.

3. Оста­в­лять себе право на нор­маль­ную бытовую дея­тель­ность, когда ребенок спит.

4. Обес­пе­чи­вать ребенку периоды тишины вне времени сна.

Про послед­ний пункт пого­во­рим отдельно, поскольку он напря­мую связан не только с обра­зо­ва­нием, но и с вос­пита­нием лич­но­сти.

Под тишиной мы будем пони­мать время, про­ве­ден­ное наедине с собой. Причем в этот момент чело­века могут окру­жать другие люди. Такая тишина бывает, напри­мер, в биб­ли­о­теке: все вокруг читают, но никто даже не пере­шеп­ты­ва­ется. Согласно неко­то­рым иссле­до­ва­ниям, нахо­жде­ние в тишине — один из важных фак­то­ров вос­пита­ния элиты. Об этом, в част­но­сти, пишет Сергей Кара-Мурза1 в книге «Мани­пу­ля­ция созна­нием».

Только в тишине и при отсут­ствии внешних раз­дра­жи­те­лей человек может встретиться с самим собой и погру­зиться в свой вну­трен­ний мир. Пода­в­ля­ю­щему боль­шин­ству это чувство незна­комо. Оста­ва­ясь в оди­но­че­стве, они сразу же ста­ра­ются запол­нить пустоту обще­нием, чтением, гаджетами, пере­пис­кой с дру­зьями. Насто­я­щая тишина исклю­чает все виды ком­му­ни­ка­ции. Вектор вни­ма­ния пере­но­сится с внешних объек­тов на вну­трен­ние. Ребенок, напри­мер, может исполь­зо­вать это время, чтобы разо­браться в своих жела­ниях. При­вычку к тишине необ­хо­димо при­ви­вать с детства. Но делать это надо на соб­ствен­ном примере, а не при­ну­ди­тельно, отбирая у ребенка телефон.

В неко­то­рых семьях есть тра­ди­ция вести сов­мест­ный дневник. На то, чтобы вспо­мнить главные события про­шедших двух недель, выде­ля­ется час. Это время каждый про­во­дит в полной тишине, наедине с собой. Затем все соби­ра­ются и делятся друг с другом своими мыслями и наблю­де­ни­ями. Пока дети еще малень­кие, роди­тели могут делать это по очереди. Ребенок поймет, что они тоже рабо­тают над собой.

с. 184—190

Роди­тель­ский кон­троль

Тоталь­ное рас­про­стра­не­ние гаджетов создало новую среду обита­ния. Согласно ряду иссле­до­ва­ний, человек сегодня про­во­дит перед экраном от 8 до 12 часов. Это озна­чает, что гаджеты стали частью нашей жизни — даже большей, чем сон, работа и еда.

Роди­тель­ский кон­троль в этой сфере может быть разным. Одни следят за нали­чием у ребенка самого гаджета, другие — за тем, как он его исполь­зует.

СДЕ­ЛАЙТЕ ПЛА­НИ­РО­ВА­НИЕ ЕЖЕ­НЕ­ДЕЛЬ­НЫМ РИТУ­А­ЛОМ: ЭТО ПОМОЖЕТ СФО­КУ­СИ­РО­ВАТЬ ВНИ­МА­НИЕ НА ДОЛ­ГО­СРОЧ­НЫХ ЦЕЛЯХ.

Мы не реко­мен­дуем давать мобиль­ный телефон ребенку младше 4 лет, ведь он и так посто­янно нахо­дится под при­с­мо­тром роди­те­лей, значит, телефон ему просто не нужен. Чтобы не драз­нить малыша запрет­ной игруш­кой, роди­те­лям стоит держать свои теле­фоны подальше от него. Офи­ци­аль­ной ста­ти­стики, которая дока­зы­вала бы одно­знач­ный вред столь раннего зна­ком­ства с вир­ту­аль­ным миром, пока нет. Но число детей с син­дро­мом дефи­цита вни­ма­ния и гипе­рак­тив­но­сти (СДВГ) растет год от года.

Когда первый телефон все же поя­вится в жизни ребенка, пусть он будет простым. Нет смысла поку­пать гаджеты послед­них моделей, иначе ему не к чему будет стремиться. А раз так, не будет и моти­ва­ции. Зачем напря­гаться, если все уже есть? Роди­тели про­кор­мят, оденут и до пенсии на своей шее вытянут. Если вы решили поло­жить себя на этот алтарь без остатка, не уди­в­ляйтесь, что ваш ребенок будет думать именно так.

Другой вопрос — инфор­ма­ция, которую можно добыть посред­ством теле­фона. Я наблю­дал за разными семьями. В одних ответ на любой вопрос ищут в Интер­нете. В других — в Большом энци­к­ло­пе­ди­че­ском словаре. Могу сказать с полной опре­де­лен­но­стью: работа со сло­ва­рем спо­соб­ствует раз­ви­тию интел­лекта ребенка гораздо больше. Потому если вы купили дош­коль­нику телефон, чтобы он был на связи, хотя бы не под­клю­чайте Интер­нет.

Про выбор раз­вле­ка­ю­щего кон­тента, игр и муль­ти­ков мы пого­во­рим еще отдельно позже.

с. 190—191

1 Кара-Мурза Сергей Геор­ги­е­вич (род. 1939) — рос­сийский пуб­ли­цист и соци­олог, тео­ретик науки.