Ягодкин Н. А.

Энциклопедия детской мотивации: как заставить, вдохновить ребенка учиться(фрагмент)



Общие осо­бен­но­сти

Гово­рить о допол­ни­тель­ном обра­зо­ва­нии, напра­в­лен­ном на раз­ви­тие интел­лек­ту­аль­ных навыков, стали отно­си­тельно недавно. То, что про­ис­хо­дит сегодня, похоже на своего рода мигра­цию: про­фес­сия для многих людей пре­вра­ща­ется в хобби, а хобби, нао­бо­рот, ста­но­вится основ­ным источ­ни­ком зара­ботка. Посмо­трите, сто лет назад писа­те­лями были единицы. А сегодня число людей, пишущих тексты в Интер­нете, растет в гео­мет­ри­че­ской про­грес­сии.

Целе­на­пра­в­ленно тре­ни­ро­вать интел­лек­ту­аль­ные навыки начали лишь в XX веке. Поя­ви­лось такое число все­воз­мож­ных школ и напра­в­ле­ний, что разо­браться в них стало очень непро­сто. Роди­тели пре­бы­вают в рас­те­рян­но­сти: какую мето­дику пред­по­честь, чтобы занятия при­не­сли ребенку мак­си­маль­ную пользу? Мое мнение таково: про­бо­вать надо все. Главное, чтобы навыки помо­гали ему в дости­же­нии целей.

Не гони­тесь за модой. Обра­тите вни­ма­ние на неко­то­рые попу­ляр­ные ранее напра­в­ле­ния интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия, которые сегодня неза­слу­женно забыты.

Взять хотя бы ско­ро­чте­ние. Про него многие слышали, чаще — плохое: говорят, что эта мето­дика не рабо­тает. На самом деле все не так. Мето­дика хороша и вполне эффек­тивна, однако требует времени и сил. Как и везде, здесь нужны регу­ляр­ные и осо­знан­ные тре­ни­ровки. Недо­ста­точно про­читать книгу типа «Ско­ро­чте­ние за 10 минут», чтобы полу­чить этот навык в свое рас­по­ря­же­ние. По сути, вы еще ничего не попро­бо­вали, а уже разоча­ро­вались.

Все, о чем мы с вами будем гово­рить в этой главе, чрез­вы­чайно полезно в деле интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия. Но при одном условии: надо рабо­тать. Веби­нары и озна­ко­ми­тель­ные уроки нужны лишь для того, чтобы полу­чить общую инфор­ма­цию о про­цессе. Дальше должно начаться навы­ко­вое обу­че­ние, пре­ду­сма­т­ри­ва­ю­щее время для само­сто­я­тель­ных тре­ни­ро­вок. Лекции и объ­яс­не­ния в таком формате обычно соста­в­ляют лишь пятую часть от общего объема времени курса. А сам курс длится не менее 24 ака­деми­че­ских часов. Именно такое время тре­бу­ется для того, чтобы выра­бо­тать жела­е­мые навыки.

Шахматы, шашки, го — интел­лек­ту­аль­ные игры

Древ­нейший тре­на­жер для раз­ви­тия интел­лекта и стра­те­ги­че­ского мыш­ле­ния — это шахматы, шашки и го. В резуль­тате спе­ци­аль­ных иссле­до­ва­ний выяс­ни­лось, что мозг про­фес­си­о­наль­ных игроков отли­ча­ется от мозга обычных людей по плот­но­сти и актив­но­сти моз­го­вого веще­ства. Именно поэтому они могут более эффек­тивно исполь­зо­вать свой интел­лек­ту­аль­ный потен­циал. Инте­ресно, что и минус-под­креп­ле­ния не наносят их психике боль­шого вреда. Более того, любой шах­ма­тист под­твер­дит вам, что нау­читься чему-либо можно, только играя с более сильным сопер­ни­ком. Каждый про­и­грыш — это повод для подроб­ного анализа и шаг к будущим победам.

Если смо­треть на дело под таким углом, минус-под­креп­ле­ния просто исче­зают, а необ­хо­ди­мые навыки — оста­ются.

Раз­ви­тие когни­тив­ных навыков

Суще­ствует ряд методик, которые раз­ви­вают мыш­ле­ние, апел­ли­руя напря­мую к таким пси­хи­че­ским фун­к­циям, как память, вни­ма­ние, спо­соб­ность к логи­че­скому мыш­ле­нию. Они раз­ли­ча­ются по степени гейми­фи­ци­ро­ван­но­сти, могут при­ме­няться очно, ком­би­ни­ро­ванно или дистан­ци­онно. Но объе­ди­няет их одно: все они так или иначе связаны с моти­ва­цией чело­века.

Общий принцип воз­действия доста­точно прост: чем лучше у чело­века полу­ча­ется то, что он делает, тем больше у него моти­ва­ции про­дол­жать. Раз­ви­тие интел­лек­ту­аль­ных спо­соб­но­стей само по себе не доба­в­ляет моти­ва­ции и не зали­вает топливо в бен­зо­бак нашего авто­мо­биля. Но оно поз­во­ляет про­е­хать гораздо большее рас­сто­я­ние с уже име­ю­щимся коли­че­ством бензина и доза­правиться с мень­шими поте­рями.

Человек рожда­ется с базовым набором интел­лек­ту­аль­ных инстру­мен­тов. А потом так и идет с ним по жизни, не пытаясь ничего изме­нить. Но совре­мен­ный мир требует боль­шего: он бросает вызовы и ставит задачи. В какой-то момент будет логично сменить палку-копалку на экс­ка­ва­тор. Оче­видно, что сами по себе такие изме­не­ния не про­ис­хо­дят.

Мы считаем нор­маль­ным потра­тить больше 40 часов своей жизни на авто­ш­колу или больше 5 тысяч часов — на вуз. Но при этом мало кто тратит хотя бы 40 часов раз в пять лет, чтобы нау­читься лучше думать, запо­ми­нать, читать и считать. То есть чтобы развить базовые навыки, на основе которых можно будет потом выстра­и­вать свой алго­ритм успеха.

Воз­вра­ща­ясь к ана­ло­гии с авто­мо­би­лем: зачем исполь­зо­вать машину как телегу, запря­гая в нее лошадь, если можно просто залить бензин?

КАЖДЫЙ ПРО­И­ГРЫШ — ЭТО ПОВОД ДЛЯ ПОДРОБ­НОГО АНАЛИЗА И ШАГ К БУДУЩИМ ПОБЕДАМ.

Полезных техник для раз­ви­тия интел­лекта много. У каждой из них — свое пред­на­зна­че­ние. Более чем за десять лет работы мы убе­ди­лись, что не так уж сложно научить ребенка запо­ми­нать по тысяче слов в день. Гораздо труднее объ­яс­нить роди­те­лям, какие когни­тив­ные навыки надо раз­ви­вать на опре­де­лен­ных этапах его взро­с­ле­ния и как рас­пла­ни­ро­вать этот процесс.

ИЗВЕСТНЫ СЛЕ­ДУ­Ю­ЩИЕ ВИДЫ ПСИ­ХИ­ЧЕ­СКИХ ПРО­ЦЕС­СОВ:

Ощу­ще­ния

Вос­при­ятие

Пред­ста­в­ле­ния

Вооб­ра­же­ние

Память

Мыш­ле­ние

Вни­ма­ние

Речь

Рефлек­сия (спо­соб­ность к само­на­блю­де­нию)

Неко­то­рые иссле­до­ва­тели отдельно выде­ляют еще интел­лек­ту­аль­ную выно­сли­вость и спо­соб­ность к пере­клю­че­нию между зада­чами или объек­тами вос­при­ятия. Другие относят эти пара­метры к свойствам мыш­ле­ния и вни­ма­ния.

Каждый вид пси­хи­че­ских про­цес­сов можно раз­ви­вать или изо­ли­ро­ванно, или в ком­плексе. Давайте пого­во­рим о самых извест­ных систе­мах и мето­ди­ках, которые зани­ма­ются этим вопро­сом.

ЭКС­ПЕР­ТИЗА ADVANCE

В Центре обра­зо­ва­тель­ных тех­ноло­гий Advance мы инди­ви­ду­ально зани­ма­емся раз­ви­тием памяти, вни­ма­ния, вооб­ра­же­ния, речи, мыш­ле­ния и рефлек­сии. При этом у нас есть большой опыт вза­и­мо­действия с детьми, про­хо­див­шими раз­лич­ные про­граммы под­го­товки. Сум­ми­руя резуль­таты мно­го­лет­них наблю­де­ний, мы сделали соб­ствен­ные выводы. Детям разного воз­ра­ста под­хо­дят раз­лич­ные мето­дики раз­ви­тия. Пого­во­рим о них подроб­нее.

Мето­дики Мон­тес­сори и «около Мон­тес­сори»

На ранних стадиях раз­ви­тия лучше всего рабо­тают мето­дики Мон­тес­сори1 и род­ствен­ные им. Они осно­ваны на том, что полу­че­ние одно­род­ной инфор­ма­ции требует меньших затрат ресур­сов мозга. Ребенку дают объекты, обла­да­ю­щие разными свойствами. Напри­мер, коврик, состо­я­щий из пяти частей: шер­стя­ной, гладкой, вор­си­стой, эла­стич­ной и еще одной, с длин­ными косич­ками. Или кубик с разными гранями: из пла­стика, дерева, стекла и металла. Когда ребенок насту­пает на такой коврик или берет кубик в руки, его мозг полу­чает разные сигналы, в зави­си­мо­сти от того, куда именно он насту­пил и какой гранью повер­нул кубик. В резуль­тате такой тре­ни­ровки воз­ни­кает больше раз­но­род­ных ощу­ще­ний и фор­ми­ру­ется больше раз­лич­ных нейрон­ных связей.

Когда ребенок взро­с­леет, в его арсе­нале поя­в­ля­ются игрушки, демон­стри­ру­ю­щие, напри­мер, раз­лич­ные прин­ципы откры­ва­ния и закры­ва­ния, а также законы меха­ники. Он иссле­дует их само­сто­я­тельно до тех пор, пока не поте­ряет к ним интерес.

Чтобы увлечься «обыч­ными» вещами, тре­бу­ется про­из­воль­ное вни­ма­ние, которое у детей младших воз­ра­с­тов развито слабо. Но всегда есть такие уди­ви­тель­ные пред­меты, как детский микро­скоп или танк на ради­о­у­пра­в­ле­нии. Через линзы первого можно раз­гля­ды­вать соб­ствен­ные волосы, шерсть кота или ломтик яблока. Второй разо­вьет мелкую мото­рику и про­стран­ствен­ное мыш­ле­ние. Робот-тран­с­фор­мер и кон­струк­тор по робо­то­тех­нике — это две прин­ци­пи­ально разные игрушки, для овла­де­ния кото­рыми тре­бу­ются раз­лич­ные каче­ства и навыки.

Помимо клас­си­че­ских методик Мон­тес­сори, есть очень близко стоящие, местами даже род­ствен­ные: мето­дика Зайцева, «7 гномов» и прочие. Все они требуют спе­ци­аль­ных условий: для работы при­ду­мы­вают спе­ци­аль­ные игрушки, а иногда создают даже целые спе­ци­ально обо­ру­до­ван­ные «про­стран­ства Мон­тес­сори».

В прин­ципе, таким про­стран­ством может стать любая комната, если напол­нить ее игруш­ками и эле­мен­тами с разными свойствами. Главное, убе­диться в их гипо­ал­лер­ген­но­сти и не допус­кать скоп­ле­ния пыли.

Несо­мнен­ным плюсом мето­дики Мон­тес­сори явля­ется ее эколо­гич­ность по отно­ше­нию к ребенку: просто надо нахо­диться в среде и вза­и­мо­действо­вать с ней.

Мен­таль­ная ариф­метика

Это очень попу­ляр­ный вид допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния, наби­ра­ю­щий обороты по всему миру.

Подоб­ный навык устных вычи­с­ле­ний отли­ча­ется тем, что прак­ти­че­ски не задействует мате­ма­ти­че­ские спо­соб­но­сти ребенка. Вместо этого раз­ви­ва­ется спо­соб­ность к визу­али­за­ции. Причем визу­али­зи­ро­вать надо един­ствен­ный объект — счеты. Если вам когда-нибудь при­хо­ди­лось считать с их помощью, вы знаете, что при опре­де­лен­ной сно­ровке на счетах можно ору­до­вать не хуже, чем на каль­ку­ля­торе. Един­ствен­ная про­блема заклю­ча­ется в том, что счеты нахо­дятся только в вашей голове. От мате­ма­тики оста­ются только цифры, осталь­ное — работа вооб­ра­же­ния. Счита­ется, что больше всего подоб­ный тре­на­жер нужен вовсе не будущим мате­ма­ти­кам, а худож­ни­кам и архи­тек­то­рам.

Метод этот неод­но­знач­ный. Главный его минус такой: вооб­ра­же­ние при­вы­кает рабо­тать всего лишь с одним объек­том и исполь­зо­вать его только для дости­же­ния одной узкой задачи — ариф­мети­че­ских вычи­с­ле­ний. Другие грани вооб­ра­же­ния, такие как его гиб­кость или спо­соб­ность к про­стран­ствен­ному мыш­ле­нию, стра­дают. А значит, в осво­е­нии соот­вет­ству­ю­щих мате­ма­ти­че­ских раз­де­лов могут воз­ник­нуть про­блемы. Напри­мер, неко­то­рые иссле­до­ва­тели отме­чают, что дети, которые ранее зани­мались мен­таль­ной ариф­мети­кой, хуже осва­и­вают тему простых дробей. Есть мнение2, что в резуль­тате работа с числом вообще может стать слабым местом ребенка.

Мы в Advance пре­по­да­вали мен­таль­ную ариф­метику, но сделали выбор в пользу более ком­плекс­ных инстру­мен­тов. Ком­плекс­ные про­граммы раз­ви­тия ребенка действуют гораздо эффек­тив­нее: на еже­год­ных чем­пи­о­на­тах по интел­лек­ту­аль­ному спорту дети, зани­мав­ши­еся только по мето­ди­кам мен­таль­ной ариф­метики, пока­зы­вают более низкий резуль­тат. Причем как в общем зачете, так и в отдель­ной дис­ци­плине «устный счет». Еще один нюанс: с точки зрения спе­ци­али­стов нашего Центра, мен­таль­ная ариф­метика может при­не­сти опре­де­лен­ную пользу детям старше 10 лет, но мы не реко­мен­дуем осва­и­вать ее в более раннем воз­ра­сте.

Мыше­ма­тика (или «мате­ма­тика впри­прыжку») от Жени Кац

Мыше­ма­тика — это игровая мате­ма­тика для детей от 4 до 8 лет. Ее автор, Женя Кац, в каче­стве иллю­стра­ций исполь­зует сценки из жизни мышей. По всей види­мо­сти, это и опре­де­лило назва­ние метода. С помощью мыше­ма­тики ребенок учится заме­чать мате­ма­тику в быту и при­ме­нять мате­ма­ти­че­ские прин­ципы в жизни.

Все абстрак­т­ные понятия вво­дятся после тща­тель­ной про­ра­ботки на большом коли­че­стве вооб­ра­жа­е­мых ситу­а­ций. В резуль­тате мате­ма­тика ста­но­вится простой и в бук­валь­ном смысле оче­вид­ной: визу­аль­ный канал вос­при­ятия вклю­ча­ется на полную мощ­ность.

Метод одно­значно полезен для дош­коль­ни­ков и уче­ни­ков младших классов. С немень­шим успехом можно при­ме­нять его и при работе с детьми более стар­шего воз­ра­ста. Из скуч­ного набора цифр мате­ма­тика пре­вра­ща­ется в инте­рес­ную игру, в которой ребенок полу­чает удо­воль­ствие, а заодно осва­и­вает состав числа, таблицу умно­же­ния, азы гео­мет­рии и логики.

Мыше­ма­тика — это яркий пример того, как просто можно увлечь детей, если про­я­вить интерес и фан­та­зию. Мы смело реко­мен­дуем данное напра­в­ле­ние и как пол­но­цен­ную про­грамму допол­ни­тель­ного обра­зо­ва­ния, и как способ раз­но­об­ра­зить общение с ребен­ком.

Тре­на­жеры для раз­ви­тия памяти, вни­ма­ния и интел­лекта

В послед­нее время поя­ви­лось мно­же­ство весьма эффек­тив­ных тре­на­же­ров для тре­ни­ровки вни­ма­ния, памяти, счета и т.д. Главным их досто­ин­ством явля­ется гейми­фи­ци­ро­ван­ность: чтобы пре­успеть в игре, надо про­я­вить опре­де­лен­ные навыки. Каждый из необ­хо­ди­мых навыков можно тре­ни­ро­вать отдельно — и это большой плюс. К тому же на обу­че­ние в форме игры времени тра­тится гораздо меньше.

К минусам подоб­ных тре­на­же­ров отнесу не слишком каче­ствен­ные объ­яс­не­ния правил игры и отсут­ствие обрат­ной связи. Ребенок не всегда в состо­я­нии понять, что именно он делает не так и почему не может достичь жела­е­мого резуль­тата. В целом тре­на­жеры хороши для того, чтобы под­дер­жи­вать форму, но капитально улуч­шить ее с их помощью вряд ли полу­чится.

Из всего мно­го­об­ра­зия тре­на­же­ров могу выде­лить три: Бит­рейника, Викиум и Мемо­ри­мен. Первый задуман очень инте­ресно и нравится мне своей кра­соч­но­стью. Послед­ний, может, и усту­пает ему по уровню дизайна, зато гораздо более досту­пен. Мемо­ри­мен — это бес­плат­ный тре­на­жер, подарок, сде­лан­ный от чистого сердца, и только за одно это его соз­да­те­лям можно сказать огром­ное спасибо. Тем, кто хочет под­дер­жать свою интел­лек­ту­аль­ную форму с помощью тре­на­жера, советую начи­нать именно с Мемо­ри­мена, чтобы затем, имея опыт регу­ляр­ных тре­ни­ро­вок, оценить свои силы и выбрать наи­бо­лее под­хо­дя­щий.

Внутри каждого тре­на­жера регу­лярно про­хо­дят сорев­но­ва­ния. К сожа­ле­нию, команды разных тре­на­же­ров не встре­ча­ются друг с другом, так что срав­нить эффек­тив­ность методик нельзя. Надеюсь, интел­лек­ту­аль­ный спорт будет раз­ви­ваться и такая воз­мож­ность у нас поя­вится.

Мне­мо­тех­ника

Мне­мо­тех­ника — очень древний инстру­мент интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия. Но, несмо­тря на то что такая мето­дика при­ме­ня­ется уже более двух с поло­ви­ной тысяч лет, ее полезные свойства до сих пор до конца не изучены. Мне­мо­тех­ника — это искус­ство запо­ми­на­ния. Исполь­зуя визу­аль­ный канал и ассо­ци­а­тив­ный ряд, человек может усвоить прак­ти­че­ски нео­гра­ни­чен­ные объемы инфор­ма­ции. Напри­мер, за несколько часов тре­ни­ро­вок запо­мнить тысячу знаков числа ни после запятой или сто номеров мобиль­ных теле­фо­нов. И не сделать при этом ни одной ошибки.

В основе данной мето­дики лежит син­хро­ни­за­ция работы правого и левого полу­ша­рий мозга, в резуль­тате чего логи­че­ская инфор­ма­ция сое­ди­ня­ется с образ­ной. Мы запо­ми­наем все, что видим вокруг себя, и это не требует от нашего мозга никаких допол­ни­тель­ных усилий. Наша спо­соб­ность обра­ба­ты­вать визу­аль­ные сигналы обла­дает огромным ресур­сом. И этот ресурс можно исполь­зо­вать не только для обра­ботки полу­чен­ной кар­тинки, но и для запо­ми­на­ния инфор­ма­ции.

с. 218—225

1 Метод Мон­тес­сори — педа­го­ги­че­ская система, пред­ло­жен­ная в первой поло­вине XX века ита­льян­ским педа­го­гом и врачом Марией Мон­тес­сори (1870—1952). Основ­ными прин­ци­пами системы явля­ются: само­сто­я­тель­ность; свобода в уста­но­в­лен­ных гра­ни­цах; есте­ствен­ное пси­холо­ги­че­ское, физи­че­ское и соци­аль­ное раз­ви­тие ребенка.

2 Анна Шварц, научный кон­суль­тант Яндекс.Учеб­ника, кан­ди­дат пси­холо­ги­че­ских наук, статья: «Мен­таль­ная ариф­метика в началь­ной школе, «за» или «против», https: // vogazeta.ru/articles/2018/10/25/vo_school_yandex/5020-mentalnaya_ arifmetika_v_nachalnoy_shkole_za_ili_protiv