
Общие особенности
Говорить о дополнительном образовании, направленном на развитие интеллектуальных навыков, стали относительно недавно. То, что происходит сегодня, похоже на своего рода миграцию: профессия для многих людей превращается в хобби, а хобби, наоборот, становится основным источником заработка. Посмотрите, сто лет назад писателями были единицы. А сегодня число людей, пишущих тексты в Интернете, растет в геометрической прогрессии.
Целенаправленно тренировать интеллектуальные навыки начали лишь в XX веке. Появилось такое число всевозможных школ и направлений, что разобраться в них стало очень непросто. Родители пребывают в растерянности: какую методику предпочесть, чтобы занятия принесли ребенку максимальную пользу? Мое мнение таково: пробовать надо все. Главное, чтобы навыки помогали ему в достижении целей.
Не гонитесь за модой. Обратите внимание на некоторые популярные ранее направления интеллектуального развития, которые сегодня незаслуженно забыты.
Взять хотя бы скорочтение. Про него многие слышали, чаще — плохое: говорят, что эта методика не работает. На самом деле все не так. Методика хороша и вполне эффективна, однако требует времени и сил. Как и везде, здесь нужны регулярные и осознанные тренировки. Недостаточно прочитать книгу типа «Скорочтение за 10 минут», чтобы получить этот навык в свое распоряжение. По сути, вы еще ничего не попробовали, а уже разочаровались.
Все, о чем мы с вами будем говорить в этой главе, чрезвычайно полезно в деле интеллектуального развития. Но при одном условии: надо работать. Вебинары и ознакомительные уроки нужны лишь для того, чтобы получить общую информацию о процессе. Дальше должно начаться навыковое обучение, предусматривающее время для самостоятельных тренировок. Лекции и объяснения в таком формате обычно составляют лишь пятую часть от общего объема времени курса. А сам курс длится не менее 24 академических часов. Именно такое время требуется для того, чтобы выработать желаемые навыки.
Шахматы, шашки, го — интеллектуальные игры
Древнейший тренажер для развития интеллекта и стратегического мышления — это шахматы, шашки и го. В результате специальных исследований выяснилось, что мозг профессиональных игроков отличается от мозга обычных людей по плотности и активности мозгового вещества. Именно поэтому они могут более эффективно использовать свой интеллектуальный потенциал. Интересно, что и минус-подкрепления не наносят их психике большого вреда. Более того, любой шахматист подтвердит вам, что научиться чему-либо можно, только играя с более сильным соперником. Каждый проигрыш — это повод для подробного анализа и шаг к будущим победам.
Если смотреть на дело под таким углом, минус-подкрепления просто исчезают, а необходимые навыки — остаются.
Развитие когнитивных навыков
Существует ряд методик, которые развивают мышление, апеллируя напрямую к таким психическим функциям, как память, внимание, способность к логическому мышлению. Они различаются по степени геймифицированности, могут применяться очно, комбинированно или дистанционно. Но объединяет их одно: все они так или иначе связаны с мотивацией человека.
Общий принцип воздействия достаточно прост: чем лучше у человека получается то, что он делает, тем больше у него мотивации продолжать. Развитие интеллектуальных способностей само по себе не добавляет мотивации и не заливает топливо в бензобак нашего автомобиля. Но оно позволяет проехать гораздо большее расстояние с уже имеющимся количеством бензина и дозаправиться с меньшими потерями.
Человек рождается с базовым набором интеллектуальных инструментов. А потом так и идет с ним по жизни, не пытаясь ничего изменить. Но современный мир требует большего: он бросает вызовы и ставит задачи. В какой-то момент будет логично сменить палку-копалку на экскаватор. Очевидно, что сами по себе такие изменения не происходят.
Мы считаем нормальным потратить больше 40 часов своей жизни на автошколу или больше 5 тысяч часов — на вуз. Но при этом мало кто тратит хотя бы 40 часов раз в пять лет, чтобы научиться лучше думать, запоминать, читать и считать. То есть чтобы развить базовые навыки, на основе которых можно будет потом выстраивать свой алгоритм успеха.
Возвращаясь к аналогии с автомобилем: зачем использовать машину как телегу, запрягая в нее лошадь, если можно просто залить бензин?
КАЖДЫЙ ПРОИГРЫШ — ЭТО ПОВОД ДЛЯ ПОДРОБНОГО АНАЛИЗА И ШАГ К БУДУЩИМ ПОБЕДАМ.
Полезных техник для развития интеллекта много. У каждой из них — свое предназначение. Более чем за десять лет работы мы убедились, что не так уж сложно научить ребенка запоминать по тысяче слов в день. Гораздо труднее объяснить родителям, какие когнитивные навыки надо развивать на определенных этапах его взросления и как распланировать этот процесс.
ИЗВЕСТНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВИДЫ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ:
|
Ощущения Восприятие Представления Воображение Память |
Мышление Внимание Речь Рефлексия (способность к самонаблюдению) |
Некоторые исследователи отдельно выделяют еще интеллектуальную выносливость и способность к переключению между задачами или объектами восприятия. Другие относят эти параметры к свойствам мышления и внимания.
Каждый вид психических процессов можно развивать или изолированно, или в комплексе. Давайте поговорим о самых известных системах и методиках, которые занимаются этим вопросом.
ЭКСПЕРТИЗА ADVANCE
В Центре образовательных технологий Advance мы индивидуально занимаемся развитием памяти, внимания, воображения, речи, мышления и рефлексии. При этом у нас есть большой опыт взаимодействия с детьми, проходившими различные программы подготовки. Суммируя результаты многолетних наблюдений, мы сделали собственные выводы. Детям разного возраста подходят различные методики развития. Поговорим о них подробнее.
Методики Монтессори и «около Монтессори»
На ранних стадиях развития лучше всего работают методики Монтессори1 и родственные им. Они основаны на том, что получение однородной информации требует меньших затрат ресурсов мозга. Ребенку дают объекты, обладающие разными свойствами. Например, коврик, состоящий из пяти частей: шерстяной, гладкой, ворсистой, эластичной и еще одной, с длинными косичками. Или кубик с разными гранями: из пластика, дерева, стекла и металла. Когда ребенок наступает на такой коврик или берет кубик в руки, его мозг получает разные сигналы, в зависимости от того, куда именно он наступил и какой гранью повернул кубик. В результате такой тренировки возникает больше разнородных ощущений и формируется больше различных нейронных связей.
Когда ребенок взрослеет, в его арсенале появляются игрушки, демонстрирующие, например, различные принципы открывания и закрывания, а также законы механики. Он исследует их самостоятельно до тех пор, пока не потеряет к ним интерес.
Чтобы увлечься «обычными» вещами, требуется произвольное внимание, которое у детей младших возрастов развито слабо. Но всегда есть такие удивительные предметы, как детский микроскоп или танк на радиоуправлении. Через линзы первого можно разглядывать собственные волосы, шерсть кота или ломтик яблока. Второй разовьет мелкую моторику и пространственное мышление. Робот-трансформер и конструктор по робототехнике — это две принципиально разные игрушки, для овладения которыми требуются различные качества и навыки.
Помимо классических методик Монтессори, есть очень близко стоящие, местами даже родственные: методика Зайцева, «7 гномов» и прочие. Все они требуют специальных условий: для работы придумывают специальные игрушки, а иногда создают даже целые специально оборудованные «пространства Монтессори».
В принципе, таким пространством может стать любая комната, если наполнить ее игрушками и элементами с разными свойствами. Главное, убедиться в их гипоаллергенности и не допускать скопления пыли.
Несомненным плюсом методики Монтессори является ее экологичность по отношению к ребенку: просто надо находиться в среде и взаимодействовать с ней.
Ментальная арифметика
Это очень популярный вид дополнительного образования, набирающий обороты по всему миру.
Подобный навык устных вычислений отличается тем, что практически не задействует математические способности ребенка. Вместо этого развивается способность к визуализации. Причем визуализировать надо единственный объект — счеты. Если вам когда-нибудь приходилось считать с их помощью, вы знаете, что при определенной сноровке на счетах можно орудовать не хуже, чем на калькуляторе. Единственная проблема заключается в том, что счеты находятся только в вашей голове. От математики остаются только цифры, остальное — работа воображения. Считается, что больше всего подобный тренажер нужен вовсе не будущим математикам, а художникам и архитекторам.
Метод этот неоднозначный. Главный его минус такой: воображение привыкает работать всего лишь с одним объектом и использовать его только для достижения одной узкой задачи — арифметических вычислений. Другие грани воображения, такие как его гибкость или способность к пространственному мышлению, страдают. А значит, в освоении соответствующих математических разделов могут возникнуть проблемы. Например, некоторые исследователи отмечают, что дети, которые ранее занимались ментальной арифметикой, хуже осваивают тему простых дробей. Есть мнение2, что в результате работа с числом вообще может стать слабым местом ребенка.
Мы в Advance преподавали ментальную арифметику, но сделали выбор в пользу более комплексных инструментов. Комплексные программы развития ребенка действуют гораздо эффективнее: на ежегодных чемпионатах по интеллектуальному спорту дети, занимавшиеся только по методикам ментальной арифметики, показывают более низкий результат. Причем как в общем зачете, так и в отдельной дисциплине «устный счет». Еще один нюанс: с точки зрения специалистов нашего Центра, ментальная арифметика может принести определенную пользу детям старше 10 лет, но мы не рекомендуем осваивать ее в более раннем возрасте.
Мышематика (или «математика вприпрыжку») от Жени Кац
Мышематика — это игровая математика для детей от 4 до 8 лет. Ее автор, Женя Кац, в качестве иллюстраций использует сценки из жизни мышей. По всей видимости, это и определило название метода. С помощью мышематики ребенок учится замечать математику в быту и применять математические принципы в жизни.
Все абстрактные понятия вводятся после тщательной проработки на большом количестве воображаемых ситуаций. В результате математика становится простой и в буквальном смысле очевидной: визуальный канал восприятия включается на полную мощность.
Метод однозначно полезен для дошкольников и учеников младших классов. С неменьшим успехом можно применять его и при работе с детьми более старшего возраста. Из скучного набора цифр математика превращается в интересную игру, в которой ребенок получает удовольствие, а заодно осваивает состав числа, таблицу умножения, азы геометрии и логики.
Мышематика — это яркий пример того, как просто можно увлечь детей, если проявить интерес и фантазию. Мы смело рекомендуем данное направление и как полноценную программу дополнительного образования, и как способ разнообразить общение с ребенком.
Тренажеры для развития памяти, внимания и интеллекта
В последнее время появилось множество весьма эффективных тренажеров для тренировки внимания, памяти, счета и т.д. Главным их достоинством является геймифицированность: чтобы преуспеть в игре, надо проявить определенные навыки. Каждый из необходимых навыков можно тренировать отдельно — и это большой плюс. К тому же на обучение в форме игры времени тратится гораздо меньше.
К минусам подобных тренажеров отнесу не слишком качественные объяснения правил игры и отсутствие обратной связи. Ребенок не всегда в состоянии понять, что именно он делает не так и почему не может достичь желаемого результата. В целом тренажеры хороши для того, чтобы поддерживать форму, но капитально улучшить ее с их помощью вряд ли получится.
Из всего многообразия тренажеров могу выделить три: Битрейника, Викиум и Меморимен. Первый задуман очень интересно и нравится мне своей красочностью. Последний, может, и уступает ему по уровню дизайна, зато гораздо более доступен. Меморимен — это бесплатный тренажер, подарок, сделанный от чистого сердца, и только за одно это его создателям можно сказать огромное спасибо. Тем, кто хочет поддержать свою интеллектуальную форму с помощью тренажера, советую начинать именно с Меморимена, чтобы затем, имея опыт регулярных тренировок, оценить свои силы и выбрать наиболее подходящий.
Внутри каждого тренажера регулярно проходят соревнования. К сожалению, команды разных тренажеров не встречаются друг с другом, так что сравнить эффективность методик нельзя. Надеюсь, интеллектуальный спорт будет развиваться и такая возможность у нас появится.
Мнемотехника
Мнемотехника — очень древний инструмент интеллектуального развития. Но, несмотря на то что такая методика применяется уже более двух с половиной тысяч лет, ее полезные свойства до сих пор до конца не изучены. Мнемотехника — это искусство запоминания. Используя визуальный канал и ассоциативный ряд, человек может усвоить практически неограниченные объемы информации. Например, за несколько часов тренировок запомнить тысячу знаков числа ни после запятой или сто номеров мобильных телефонов. И не сделать при этом ни одной ошибки.
В основе данной методики лежит синхронизация работы правого и левого полушарий мозга, в результате чего логическая информация соединяется с образной. Мы запоминаем все, что видим вокруг себя, и это не требует от нашего мозга никаких дополнительных усилий. Наша способность обрабатывать визуальные сигналы обладает огромным ресурсом. И этот ресурс можно использовать не только для обработки полученной картинки, но и для запоминания информации.
1 Метод Монтессори — педагогическая система, предложенная в первой половине XX века итальянским педагогом и врачом Марией Монтессори (1870—1952). Основными принципами системы являются: самостоятельность; свобода в установленных границах; естественное психологическое, физическое и социальное развитие ребенка.
2 Анна Шварц, научный консультант Яндекс.Учебника, кандидат психологических наук, статья: «Ментальная арифметика в начальной школе, «за» или «против», https: // vogazeta.ru/articles/2018/10/25/vo_school_yandex/5020-mentalnaya_ arifmetika_v_nachalnoy_shkole_za_ili_protiv