Ягодкин Н. А.

Энциклопедия детской мотивации: как заставить, вдохновить ребенка учиться(фрагмент)



Выбор окру­же­ния, школы или иного учеб­ного заве­де­ния

В главе, посвя­щен­ной моти­ва­ции, мы с вами уже гово­рили об образе буду­щего, который фор­ми­ру­ется под вли­я­нием мнения других людей. Какой бы системы цен­но­стей ни при­дер­жи­вались роди­тели, окру­же­ние все равно сыграет свою роль.

Ребенок будет впи­ты­вать все, что говорят в школе, во дворе и в гостях. Объ­яс­ните ему, что миро­воз­зре­ния бывают разные и истины в послед­ней инстан­ции не суще­ствует.

Наше будущее зависит от картины мира, которую мы себе создаем. Одни верят, что без блата и род­ствен­ни­ков ничего добиться нельзя. Делать что-либо бес­по­лезно — они и не пыта­ются и, соот­вет­ственно, оста­ются там же, где и были. Другие считают, что все в их руках. И это тоже сра­ба­ты­вает, потому что такие люди много тру­дятся и многого доби­ва­ются.

Ребенок должен пони­мать, что выбор у него есть. Он может пере­клю­чаться между разными систе­мами в поисках наи­бо­лее для себя акту­аль­ной. Такая работа требует высо­кого уровня созна­тель­но­сти. Трудно ожидать ее от ребенка, так что основ­ная ответ­ствен­ность оста­ется на роди­те­лях.

В 2012 году я репети­тор­ство­вал с ребен­ком, кото­рого роди­тели каждое лето отпра­в­ляли на месяц к дяде в Одессу. Мой ученик весело про­во­дил время — отдыхал на море с дво­ю­род­ными бра­тьями и сестрой. Это было очень удобно, к тому же недо­рого. Если бы не одно «но». Каждый раз по воз­вра­ще­нии у парня сильно сби­вались настройки в области обу­че­ния. Он видел, что для того, чтобы бывать на море, нео­бя­за­тельно зара­ба­ты­вать на путе­ше­ствия. Можно рабо­тать и сто­ро­жем, как дядя, а у моря просто жить. Такие цен­но­сти тран­с­ли­ро­вал сам дядя, и они были очень хорошо усвоены его детьми. Регу­ляр­ные «инъек­ции» в течение несколь­ких лет привели к тому, что аккурат в 9-м классе ребенок пол­но­стью потерял моти­ва­цию к учебе. Свое дело сделали страх и неу­ве­рен­ность перед экза­ме­нами. Парень решил, что ему вообще не надо учиться — для него это ока­за­лось самым простым выходом из ситу­а­ции.

Смо­трите очень вни­ма­тельно на бабушек и дедушек, на дядей и теть, и даже на дом­ра­бот­ни­ков, если они есть. Ребенок, конечно, отли­чает взро­с­лых по статусу, но кри­ти­че­ское мыш­ле­ние у него развито слабо. Пред­ставьте, что ваша дом­ра­бот­ница имеет два красных диплома о высшем обра­зо­ва­нии. Какую картину буду­щего она тран­с­ли­рует, даже если рас­ска­зы­вает о пользе обра­зо­ва­ния и искренне любит свою работу? Ребенок может сделать вывод о том, что хорошая учеба — это путь в дом­ра­бот­ницы. Роди­тели должны пре­д­у­га­ды­вать подоб­ные ситу­а­ции, играть на опе­ре­же­ние. Пого­во­рите с ребен­ком о влиянии окру­же­ния и о том, что в жизни все не так одно­значно.

Рас­скажу вам еще одну историю.

Роди­тели одного моего друга пони­мали, что в школе он будет общаться с разными детьми. Чтобы избе­жать влияния окру­же­ния в под­рост­ко­вом воз­ра­сте, они рас­пла­ни­ро­вали все этапы его взро­с­ле­ния и внесли в него элемент игры. Мой зна­ко­мый узнал, что, помимо офи­ци­аль­ного совер­шен­но­летия, суще­ствуют про­ме­жу­точ­ные стадии: в 8, 14 и 16 лет. Каждая из этих крупных вех сопро­во­жда­лась своим набором прав и обя­зан­но­стей. Напри­мер, до 8 лет ребенку было вообще нельзя пить кофе. С 8 до 14 — не больше одной кружки, с молоком и только по выход­ным. С 12 лет можно было сидеть на перед­нем сиденье авто­мо­биля, как взро­с­лый. После 14 лет огра­ни­че­ния на кофе сни­мались. С 16 под­ростку раз­ре­ша­лось по празд­ни­кам пить вино и шам­пан­ское вместе со всеми членами семьи. Наконец, после 18 лет алко­голь и сига­реты кон­тро­ли­ро­вал он сам. Также возраст поз­во­лял ложиться спать в разное время: чем взро­с­лее ста­но­вился мой друг, тем больше получал само­сто­я­тель­но­сти. Но самое главное заклю­ча­лось в том, что и зона его ответ­ствен­но­сти также рас­ши­ря­лась. Он в бук­валь­ном смысле осу­ще­ст­в­лял карьер­ный рост внутри соб­ствен­ной семьи, пере­ходя от прими­тив­ных работ к более сложным. Когда в пере­ход­ном воз­ра­сте ему пору­чали трудные задачи, он не про­те­сто­вал, а вос­при­ни­мал их как оче­ред­ной шаг вперед.

ОБУ­ЧЕ­НИЕ В ИНТЕР­НА­ТАХ

В отличие от летнего лагеря, интер­нат — это история посто­ян­ная. По крайней мере, так вос­при­ни­мает его ребенок.

Суще­ствует несколько типов интер­на­тов:

1. Похожие на обычные школы, но с про­жи­ва­нием.

2. Спор­тив­ные, военные или иные целевые, с акцен­том на опре­де­лен­ный вид дея­тель­но­сти.

3. Учебные заве­де­ния с повы­шен­ным вли­я­нием на пси­холо­гию ребенка.

ШКОЛЫ С ПРО­ЖИ­ВА­НИЕМ

Как правило, сюда попа­дают дети, чьи роди­тели, в силу осо­бен­но­стей своей работы, не могут уделять доста­точно времени вос­пита­нию. Сам факт нахо­жде­ния в интер­нате ока­зы­вает на ребенка опре­де­лен­ное воз­действие. Но в целом прин­ци­пи­аль­ной разницы между их выпускни­ками и теми, кто окончил обычную школу, не наблю­да­ется.

СПОР­ТИВ­НЫЕ И ВОЕННЫЕ ИНТЕР­НАТЫ, КАДЕТ­СКИЕ УЧИЛИЩА

Главная осо­бен­ность этих заве­де­ний — наличие ярко выра­жен­ной иде­оло­гии. Целью здесь явля­ется не столько обу­че­ние, сколько вос­пита­ние, и на этом построен весь вну­трен­ний уклад. У детей выра­ба­ты­вают волевые или дис­ци­пли­нар­ные каче­ства. Фор­ми­руют опре­де­лен­ную систему цен­но­стей, которая будет соот­вет­ство­вать как само­о­пи­са­нию ребенка, так и его навыкам, действиям, окру­же­нию. Пира­мида Дилтса, о которой мы с вами еще будем гово­рить, в таких заве­де­ниях выстро­ена иде­ально. Про­блема в том, что ее логика понятна только тем, кто ее соз­да­вал. Но абсо­лютно чужда ребенку.

Роди­тели, выби­ра­ю­щие интер­нат такого типа, берут на себя повы­шен­ную ответ­ствен­ность. Насто­я­тельно советую им про­ве­сти с ребен­ком серьез­ную про­фо­ри­ен­та­цию и пси­холо­ги­че­ское тести­ро­ва­ние. И уж точно не стоит при­ни­мать подоб­ные решения в надежде, что в спор­тив­ном или военном интер­нате ребенка научат слу­шаться и быть ответ­ствен­ным. Есть другие, гораздо менее трав­ма­тич­ные способы повы­сить дис­ци­плину — об этом, в част­но­сти, рас­ска­зы­вает книга, которую вы сейчас держите в руках. Не надо рас­пи­сы­ваться в своем бес­си­лии и пере­кла­ды­вать ответ­ствен­ность на учебное заве­де­ние. Лучше сходить к семей­ному пси­хологу.

Един­ствен­ная причина, по которой ребенка можно отда­вать в спе­ци­али­зи­ро­ван­ный интер­нат, — его соб­ствен­ное непре­о­до­ли­мое желание. И даже в этом случае есть смысл сначала отправить его на День откры­тых дверей. Или найти пару выпускни­ков, готовых без прикрас, но и без лишнего дра­ма­тизма рас­ска­зать, как выгля­дит обычный день юного кадета.

Перед началом учеб­ного года обя­за­тельно отправьте ребенка в летний лагерь — это поможет ему легче ада­п­ти­ро­ваться к дли­тель­ной разлуке с роди­те­лями.

УЧЕБНЫЕ ЗАВЕ­ДЕ­НИЯ С ФОКУСОМ ИЗМЕ­НЕ­НИЯ ПСИ­ХОЛО­ГИИ РЕБЕНКА

Таких учебных заве­де­ний немного. Их пред­на­зна­че­ние выходит далеко за рамки фор­ми­ро­ва­ния системы цен­но­стей — здесь пол­но­стью меняют вну­трен­ний мир ребенка. При­ме­ром подоб­ных интер­на­тов могут служить татаро-турец­кие лицеи и элитные английские школы.

В основе всей при­ня­той в них системы обу­че­ния лежит спе­ци­фи­че­ская пси­холо­ги­че­ская травма, которая нано­сится ребенку в воз­ра­сте 6—7 лет. Он ока­зы­ва­ется в частной школе, кар­ди­нально меняет среду обита­ния. Счита­ется, что пережи­тые в детстве травмы зака­ляют харак­тер. Однако человек при этом ста­но­вится чер­ст­вым, эмо­ци­о­нально закры­тым. Такие люди и полу­чают большие пре­и­му­ще­ства при постро­е­нии карьеры в поли­тике или на руко­во­дя­щих долж­но­стях. Но насилие над пси­хи­кой обя­за­тельно дает свои послед­ствия. Не слу­чайно в Англии есть даже отдель­ная кате­го­рия пси­хо­те­ра­пев­тов, спе­ци­али­зи­ру­ю­щихся на лечении травм от обу­че­ния в частных школах подоб­ного рода.

И все же нельзя отри­цать тот факт, что именно там полу­чает обра­зо­ва­ние мировая элита — вот почему не только англи­чане, но и состо­я­тель­ные роди­тели из других стран стре­мятся устро­ить в такие школы своих детей. Каждый из них по-своему решает вопрос, каким именно должен вырасти ребенок — успеш­ным или счаст­ли­вым.

По моему личному мнению, подоб­ная система была оправ­данна в прежние времена. Но сегодня, при наличии огром­ного коли­че­ства аль­тер­на­тив­ных инстру­мен­тов для раз­ви­тия и само­ре­али­за­ции, острой необ­хо­ди­мо­сти в ней нет. Более того, сами по себе цен­но­сти статуса и власти, которые были так акту­альны в прошлом веке, отходят в прошлое. Люди все чаще выби­рают уда­лен­ную работу, откры­тый и сво­бод­ный график и воз­мож­ность общаться с началь­ни­ком на «ты» — или вообще не общаться. Цен­но­сти личного счастья и радости от жизни посте­пенно выходят на первый план, и это сильно влияет в том числе на моти­ва­цию обу­че­ния в закры­тых элитных школах. Посмо­трите, стоит открыть любую стра­ницу в Интер­нете, и вам тут же зададут вопрос: зани­ма­етесь ли вы тем, что при­но­сит вам счастье?

Нет сомне­ния в том, что ребенок должен иметь опыт жизни отдельно от семьи. Чтобы он обрел его, начи­найте с тур­по­хо­дов — сначала в сопро­во­жде­нии одного из роди­те­лей, а потом — про­фес­си­о­наль­ного инструк­тора. Затем можно пере­хо­дить к более дли­тель­ным, на несколько недель, поезд­кам в лагерь. Но стоит ли отпра­в­лять его в интер­нат до дости­же­ния 18 лет — решать не только вам. Это отдель­ный и очень сложный вопрос, который жела­тельно обсу­ждать вместе с ребен­ком.

ДОМАШ­НЕЕ И СЕМЕЙНОЕ ОБУ­ЧЕ­НИЕ, ЭКС­ТЕР­НАТ

По разным оценкам, сейчас в России при­мерно 5% детей при­ме­няют семейное обра­зо­ва­ние или экс­тер­нат. Это очень большая цифра. Если общее коли­че­ство школь­ни­ков в стране — порядка 15 мил­ли­о­нов, то 5% — это 750 тысяч человек. Экс­тер­нат суще­ство­вал и в совет­ское время, однако это было скорее исклю­че­ние из правил. Сегодня домаш­нее обу­че­ние и экс­тер­нат ста­но­вятся нормой, и тому есть несколько причин.

Начнем с конца: вче­раш­ний выпускник при­хо­дит на собе­се­до­ва­ние с рабо­то­да­те­лем. У нас есть три молодых чело­века с более или менее оди­на­ко­вым уровнем знаний. Один окончил школу в обычном режиме: ходил на уроки, делал «домашку» и т.д. Второй нахо­дился на семей­ном обу­че­нии, третий — сдавал экза­мены экс­тер­ном. Поставьте себя на место рабо­то­да­теля: кто из этих соис­ка­те­лей вам наи­бо­лее инте­ре­сен?

У первого в плюсах будет испол­ни­тель­ность и дис­ци­плина, умение выпол­нять ука­за­ния. У второго — навыки к само­об­ра­зо­ва­нию. Третий может ставить цели и рабо­тать над их дости­же­нием. Причем ско­рость его работы пре­вы­шает средние пока­за­тели по стране. Даже при неко­то­рых про­бе­лах в знаниях те, кто учится дома или экс­тер­ном, будут иметь пре­и­му­ще­ство: резуль­тат, полу­чен­ный при помощи госу­дар­ствен­ной школы, менее ценен, чем тот, кото­рого человек достиг само­сто­я­тельно.

Откуда берутся «домаш­ники» и «экс­тер­нат­ники»? Зна­чи­тель­ная их часть — это дво­еч­ники, отчи­с­лен­ные из спе­ци­али­зи­ро­ван­ных школ. У этих детей в жизни про­ис­хо­дит пара­докс. В шестом классе физ­мат­ли­цея они были дво­еч­ни­ками, но после пере­хода в обычную школу пока­зы­вают уровень знаний, который не только пре­вы­шает средние пока­за­тели в классе, но иногда ставит в тупик даже пре­по­да­ва­теля мате­ма­тики. Как след­ствие, они оттор­гают школу, а школа оттор­гает их. И вот перед нами человек, который может учиться сам за счет пре­ды­ду­щих лет уси­лен­ной под­го­товки.

Иная кате­го­рия — дети, имеющие в своей жизни другой локо­мотив. Напри­мер, спорт или твор­че­ство. Школа для них — досад­ная помеха, от которой надо избавиться как можно скорее.

КЕЙС

Помню, как на одном из курсов увидел в группе уче­ни­ков 9—11-х классов малень­кую хрупкую девочку. Ока­за­лось, что ей всего 11 лет, но она уже учится в 10-м классе и хочет в текущем году сдать ЕГЭ. Большую часть жизни эта девочка зани­ма­лась худо­же­ствен­ной гим­на­сти­кой, даже входила в олим­пийскую сборную страны. При этом она пони­мала, что спор­тив­ная карьера закон­чится быстро и после нее пона­до­бится обра­зо­ва­ние.

Спорт развил в ней силу воли, а в ЦОТ Advance она «нау­чи­лась учиться» и отра­ба­ты­вала полу­чен­ные навыки на школь­ной про­грамме. В целом эта малень­кая девочка очень правильно и по-взро­с­лому осо­знанно отне­слась к своему раз­ви­тию. Она поняла, что интел­лек­ту­аль­ная под­го­товка кос­венно улуч­шает ее коор­ди­на­цию дви­же­ний и другие спор­тив­ные каче­ства, за которые отве­чают мозг и нервная система.

Это очень пока­за­тель­ный случай. В нашем Центре учится много талан­тли­вых детей, для которых спорт или твор­че­ство явля­ются главным в жизни, а школа — вто­ро­сте­пен­ным. Оце­ни­вая резуль­таты их тестов, могу с уве­рен­но­стью сказать, что ника­кого отста­ва­ния от свер­ст­ни­ков в раз­ви­тии у них нет. Нао­бо­рот, семейники, как правило, имеют более высокий уровень когни­тив­ных навыков, чем уча­щи­еся школ.

Наконец, сто­рон­ни­ками семейного обра­зо­ва­ния часто ста­но­вятся люди с особыми взгля­дами на вос­пита­ние детей — рели­ги­озными, наци­о­наль­ными и т.д. Как правило, они хотят научить ребенка думать иначе, чем это дела­ется в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной системе. Таких случаев пока немного, но их число неиз­менно растет.

Давайте под­ве­дем итог.

Домаш­нее обра­зо­ва­ние и экс­тер­нат имеют ряд бес­с­пор­ных пре­и­му­ще­ств:

1. Ребенок больше времени про­во­дит в семье, осо­бенно если роди­тели тоже рабо­тают на дому.

2. Сни­ма­ются вопросы логи­стики и безо­пас­но­сти при походах в школу.

3. Можно ездить в отпуск на море не только летом и в кани­кулы, но и в несезон и эко­но­мить таким образом на сто­и­мо­сти путевок.

4. Решен вопрос физи­че­ской и пси­холо­ги­че­ской безо­пас­но­сти ребенка в школе: все, что связано с бул­лин­гом, физи­че­ским наси­лием со стороны свер­ст­ни­ков и изде­ва­тель­ствами.

5. Исклю­чены кон­фликты с пре­по­да­ва­те­лями.

6. Ребенок ста­но­вится более само­сто­я­тель­ным и учится пла­ни­ро­вать свою жизнь.

Но есть и труд­но­сти, с кото­рыми при­дется стол­к­нуться:

1. Весь непо­нят­ный и сложный мате­риал при­дется объ­яс­нять роди­те­лям или нани­мать репети­тора.

2. Ответ­ствен­ность за обу­че­ние ребенка пол­но­стью пере­ме­ща­ется на плечи роди­те­лей. Не все ока­зы­ва­ются к этому готовы.

3. Время, про­во­ди­мое с ребен­ком, резко уве­ли­чи­ва­ется. Роди­тели, которые рас­сма­т­ри­вают школу как «ребен­ко­хра­ни­лище», испы­ты­вают по этому поводу насто­я­щие пани­че­ские атаки.

4. У ребенка поя­в­ля­ется много сво­бод­ного времени, и надо при­ду­мать, чем его занять. А для этого при­дется напрячь мозги.

Вопросы соци­али­за­ции, которые часто бес­по­коят роди­те­лей, реша­ются очень просто. По факту, ребенок обща­ется даже больше, чем в школе, — с дру­зьями по кружкам и секциям, с гостями и кол­ле­гами роди­те­лей. Прин­ци­пи­аль­ная разница в том, что это почти всегда общение по инте­ре­сам. В отличие от ком­му­ни­ка­ции в классе, где дети собраны по тер­ри­то­ри­аль­ному при­знаку. Но и с семейным обра­зо­ва­нием много своих тон­ко­стей, поэтому прежде чем принять такое решение обя­за­тельно позна­комь­тесь с семейным обу­че­нием ближе, благо в Интер­нете есть мно­же­ство блогов хоум­скуле­ров всех воз­ра­с­тов. Соб­ственно переход тоже не стоит делать резко. Есть такой термин — «рас­ш­ко­ли­ва­ние». Посмо­трите, что он озна­чает и какие советы даются к этому периоду, чтобы резкая смена учебной среды не навре­дила вашему ребенку.

с. 191—198