
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ И ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ
Отрицательная мотивация: чего делать не стоит
Прежде чем начать разговор об отрицательной мотивации, давайте разберемся, чем вообще мотивация отличается от дрессировки. Приемы в обоих случаях используются одинаковые — кнут и пряник. Так в чем же разница?
Цель дрессировки — добиться четкого выполнения поставленной задачи. Дрессировщик подал сигнал — собака прыгнула через кольцо. Родитель сказал убрать в комнате и сделать «домашку» — ребенок все выполнил, не пререкаясь и не споря.
Мотивация же — это способность двигаться самостоятельно. В первую очередь она предполагает свободу воли и проявлений. Результат не всегда оказывается предсказуемым, но направление и способы продвижения к цели ребенок выбирает сам.
Почему нельзя размахивать кнутом и ждать чудес?
УПРАЖНЕНИЕ
Давайте проведем два эксперимента. Их цель — получить собственный опыт, к которому в дальнейшем мы будем не раз обращаться.
1. ЗАСЕКИТЕ ВРЕМЯ И НАПИШИТЕ:
50 поощряющих и поддерживающих слов или фраз. С первыми пятью я помогу, остальные вспоминайте сами.
Время старта
|
№ |
СЛОВО/ФРАЗА |
№ |
СЛОВО/ФРАЗА |
|
1 |
Молодец |
26 | |
|
2 |
Умница |
27 | |
|
3 |
Здорово |
28 | |
|
4 |
Очень хорошо |
29 | |
|
5 |
Отлично |
30 | |
|
6 |
31 | ||
|
7 |
32 | ||
|
8 |
33 | ||
|
9 |
34 | ||
|
10 |
35 | ||
|
11 |
36 | ||
|
12 |
37 | ||
|
13 |
38 | ||
|
14 |
39 | ||
|
15 |
40 | ||
|
16 |
41 | ||
|
17 |
42 | ||
|
18 |
43 | ||
|
19 |
44 | ||
|
20 |
45 | ||
|
21 |
46 | ||
|
22 |
47 | ||
|
23 |
48 | ||
|
24 |
49 | ||
|
25 |
50 |
Время окончания
• Сколько времени вы потратили на выполнение упражнения?
• Легко ли вам далось выполнение задания?
• С какого номера начались затруднения?
• Есть ли в вашем списке однокоренные слова или фразы, составленные из одинаковых слов?
Теперь запишите:
50 слов или фраз, которыми можно выразить неодобрение.
Время старта
|
№ |
СЛОВО/ФРАЗА |
№ |
СЛОВО/ФРАЗА |
|
1 |
26 | ||
|
2 |
27 | ||
|
3 |
28 | ||
|
4 |
29 | ||
|
5 |
30 | ||
|
6 |
31 | ||
|
7 |
32 | ||
|
8 |
33 | ||
|
9 |
34 | ||
|
10 |
35 | ||
|
11 |
36 | ||
|
12 |
37 | ||
|
13 |
38 | ||
|
14 |
39 | ||
|
15 |
40 | ||
|
16 |
41 | ||
|
17 |
42 | ||
|
18 |
43 | ||
|
19 |
44 | ||
|
20 |
45 | ||
|
21 |
46 | ||
|
22 |
47 | ||
|
23 |
48 | ||
|
24 |
49 | ||
|
25 |
50 |
Время окончания
• Сколько времени ушло на выполнение упражнения?
• Легко ли вам далось выполнение задания?
• С какого номера начались затруднения?
• Есть ли в вашем списке однокоренные слова или фразы, составленные практически из одинаковых слов?
Если первая часть задания далась вам легче, вы в абсолютном меньшинстве. В жизни нас чаще ругали, чем хвалили, потому к выражению одобрения мы подходим менее творчески. Уверен, что вторую часть упражнения вы выполнили гораздо быстрее.
2. ПРОВЕРЬТЕ НА ПРАКТИКЕ, КАК РАБОТАЮТ МЕХАНИЗМЫ ПООЩРЕНИЯ И ОТРИЦАНИЯ.
Позвоните другу и скажите, что вам нужно все его терпение, ум и 10 минут свободного времени. Попросите его придумать, как можно использовать в быту кокосовые орехи. Ваша задача — давать негативную оценку каждому его предложению. Говорите, что идея глупая, плохая, не годится, вариант совсем никудышный. Подготовьтесь к эксперименту, подберите побольше разнообразных минус-подкреплений. Теперь посчитайте, сколько вариантов ответа создал мозг вашего друга. Даже очень уравновешенные люди не выдадут больше 15 версий, если каждая из них будет встречена негативно.
Этот опыт можно проделать и на себе: называйте свои варианты вслух и затем, также вслух, отвечайте: «дурная башка», «придумал плохую идею», «идиотский вариант». Примерно к 5—10-му ответу в голове у вас будет полная каша. Даже понимая суть происходящего, вы впадете в ступор, все ваши мыслительные процессы затормозятся. Паузы между вариантами начнут увеличиваться, как будто задача усложнилась, а потом вы и вовсе исчерпаете себя.
Но это не конец эксперимента, двигаемся дальше. Вторая фаза — использование плюс-подкреплений.
Скажите своему другу следующее: «Спасибо, в совокупности эти идеи весьма хороши». Отметьте 3—4 особо удачных варианта, которые станут и вовсе гениальными, если их доработать и улучшить. Попросите его придумать что-то еще — например, максимальное количество способов использования в быту расчески. На этот раз, что бы он ни предлагал, встречайте это положительной оценкой. Говорите, что это отличная идея, как раз то, что нужно, просто золото, восторг, чудо. Можно хвалить не только идеи, но и его самого.
Вы убедитесь, что на этот раз вариантов будет значительно больше. Поначалу они будут возникать медленно, поскольку ваш друг все еще находится под прессингом первой части эксперимента, но затем скорость генерации идей увеличится. Настроение вашего собеседника тоже изменится в лучшую сторону.
Завершая разговор, спросите его, что он чувствовал, когда вы использовали положительную и отрицательную формы обратной связи.
Важно: ни в коем случае подобным образом не проверяйте этот механизм на ребенке! Его психика не готова к таким стрессам.
Чтобы избежать громоздких объяснений, вернемся к нашей метафоре с машиной. Если мотивация — это бензин, то минус-подкрепления похожи на агрессивную присадку к топливу. На какое-то время она делает его более эффективным, но при этом непропорционально увеличивает расход, что вредит и двигателю, и всему автомобилю в целом. Но хуже всего то, что машина теряет управляемость и может двигаться только в одну сторону, совершая только одно примитивное действие. Точно так же минус-подкрепления могут дать кратковременный эффект, но затем практически всегда приводят к снижению мотивации и продуктивности. Почему так происходит?
Известный американский психоаналитик Карен Хорни1 провела ряд исследований и выдвинула теорию о том, что психика человека реагирует на стрессовую ситуацию по принципу «бей, беги, притворись мертвым». Действия эти следуют в хронологическом порядке: если не получилось атаковать, то надо пытаться убежать, а в случае неудачи — притвориться мертвым. Социальные нормы современного общества запрещают нам атаковать или резко разрывать отношения — получается, что ни «бить», ни «бежать» мы не можем. Остается «притвориться мертвым» — то есть свести к минимуму всю нервную активность, чтобы ничто не выдавало признаков жизни. В результате получаем ступор: мозг словно набит ватой, он просто отказывается работать и выдавать решения.
Ту же проблему можно рассматривать с точки зрения физиологии стресса. В начальных фазах негативное подкрепление стимулирует нервную систему, но в дальнейшем приводит к ее угнетению и торможению мыслительных процессов. Основоположник учения о стрессе Ганс Селье2 утверждал, что он положительно влияет на адаптацию организма. Однако речь шла о непродолжительном воздействии. Мы же с вами только что убедились, что ругать умеем гораздо лучше, чем хвалить, а значит, как в бытовом, так и в профессиональном общении пребываем в состоянии хронического стресса.
Позволим себе использовать схему воздействия стресса на человеческую психику, изложенную в работе Ю. В. Щербатых3 «Психология стресса и методы коррекции»:
• стресс оказывает комплексное угнетающее воздействие на все психические процессы: ухудшает работу мышления и памяти, ослабляет внимание;
• воздействие стрессом похоже на замкнутый круг: чем он сильнее, тем ниже продуктивность и тем более болезненно человек переживает неудачи. Очевидно, что на «длинной дистанции» негативные подкрепления противопоказаны. Их использование ведет к заметному снижению эффективности работы головного мозга и нервной системы в целом.
Представьте, что вы заняты решением сложной задачи. Внезапно прямо перед вами на столе появляется агрессивно настроенная ядовитая змея. Она встает вертикально, расправляет капюшон, высовывает язык, гремит хвостом. Вы отчетливо слышите, как чешуя скребет по поверхности стола. Насколько велика вероятность того, что в этой ситуации вы продолжите выполнять начатую работу?
Негативные подкрепления выражаются не только словами — иногда и мимики бывает достаточно. Допустим, ребенок нарисовал нечто маловразумительное и пришел с этим к родителям. Те говорят, что рисунок прекрасен, но радости их лица не выражают. Возможно, их расстроил вовсе не рисунок, а новости с работы или больной зуб. Ребенок не знает деталей, но мотивация к рисованию у него пропадает. Получается, что мы несем ответственность не только за свои слова, но и за тон, которым они сказаны, мимику и настроение.
Этот же принцип применяется во время мозговых штурмов в крупных компаниях. На первых этапах, когда идет генерация идей, правила запрещают высказывать какие-либо оценочные суждения и обсуждать предложения коллег. Интересно, что хвалить чьи-то идеи тоже нельзя: плюс-подкрепление для одного человека нередко воспринимается остальными как скрытая критика в их адрес. Мимика в сплоченных командах также считается недопустимой. Вспомните об этом, когда будете работать с группой дошкольников: хваля одного, обязательно найдите, за что можно похвалить всех остальных.
Все сказанное справедливо и в отношении самомотивации. Например, я пишу эти строки, отключив режим проверки орфографии. Пока мой мозг интенсивно работает, я не хочу тормозить его, обращая внимание на мелкие ошибки. Если я буду постоянно перечитывать текст, скорость его написания снизится примерно в четыре (!) раза. Подумать только: моя производительность пострадает не от удара палкой и не от высказанной кем-то критики. Компьютер, который лучше меня знает, как пишется определенное слово, подчеркнет его волнистой линией, и этот простой безличный жест снизит мою эффективность!
Самое незначительное проявление недовольства в мимике снижает эффективность работы окружающих — об этом должны помнить и большие начальники, и родители. Вы тоже должны иметь это в виду, когда беретесь за решение какой-либо задачи в негативной атмосфере: если вас будут постоянно критиковать, не ждите от себя выдающихся результатов.
Росс Кэмпбелл4 в книге «Как любить своего ребенка» ввел наглядный образ под названием «эмоциональный котел». Если в этом котле с помощью негативной обратной связи наделать много дырок, то потом, сколько ни наливай туда позитива, он надолго не задержится.
Напоследок хочу обратить ваше внимание на еще один вид минус-подкреплений — неуважение к результату. Это не самый очевидный вариант, но не менее разрушительный. Например, ребенок учится собирать конструктор, строит башенку из кубиков или лепит куличики в песочнице. Дайте ему насладиться результатами своего труда и самому решить, что делать дальше. Не разрушайте сразу построенное, если не хотите преподнести ему урок: все, что ты создал, не имеет никакой ценности.
Итак, резюмируем: негативная мотивация работает только для примитивных видов деятельности. Ничего по-настоящему великого человек на ее основе сделать не сможет. Самое опасное свойство негативной мотивации заключается в ее способности накапливаться и формировать тем самым неосознанные деструктивные установки. Любые партнерские отношения в случае с негативной мотивацией невозможны.
Злоупотребление негативной мотивацией, или Как «допинать» ребенка до счастья?
Врага надо знать в лицо.
Поговорка
КЕЙС
Однажды я рассказывал своим ученикам-старшеклассникам о самолете мотивации [мы с вами поговорим об этом позднее). И одна девочка неожиданно спросила: «А как быть с чувством стыда?» Видя мое удивление, она объяснила, что для нее самая эффективная мотивация — это чувство стыда и страх этот стыд испытать. «Это главная сила, которая заставляет меня хоть что-то делать», — сказала она. Поставим эту историю на паузу. Я потом расскажу вам, чем она закончилась.
Мы с вами уже знаем, что от негативной мотивации больше вреда, чем пользы. Причем это касается не только глобальных и стратегических вопросов, но и будничного «праведного подзатыльника».
Проект под названием «родить и воспитать ребенка» долгосрочен по определению. Для его осуществления требуется как минимум 18 лет. Это очень длинная дистанция, где смотреть надо не только под ноги, но и далеко вперед. И отложить в сторону любые опасные средства, даже если они дают кратковременный эффект.
В этой главе мы изучим следующие негативные аспекты:
1. Страх
2. Долг
3. Боль
4. Стыд
5. Избыток негативной обратной связи
Все они являются источником отрицательной мотивации. И главный среди них — страх. С него и начнем.
Страх
Страх — это базовая эмоция человека. Но бояться мы можем лишь того, с чем хоть однажды столкнулись. Неважно, был ли это реальный опыт или воображаемый. Если ребенок боится боли, то это говорит о том, что в его жизни уже была боль. Управлять им, используя этот страх, — значит постоянно травмировать.
Ответьте честно на следующие вопросы:
• Подчиняется ли вам ребенок беспрекословно? Если да, то почему? Потому ли, что в свои годы он уже понял вашу исключительную мудрость?
• Был ли период, когда ребенок не был таким послушным?
• Вы можете вспомнить конкретную ситуацию, после которой его поведение резко изменилось? Как вы считаете, на чем основано послушание ребенка?
Многие верят, что страх — это мотиватор: «боится — значит, уважает». Спешу вас разочаровать: это неправда.
Во-первых, страх работает только до тех пор, пока он актуален. Например, мальчиков часто пугают армией, стимулируя учиться лучше. Но как только призывной возраст заканчивается, страх как мотиватор исчезает. А вместе с ним останавливается и всякое развитие. Более того, потребность идти вперед и бороться со страхом заложена в нас природой. Случается, что подросток начинает сознательно саботировать учебу, чтобы попасть в армию и освободиться таким образом от постоянного ожидания пугающей неизвестности.
Еще одно свойство страха заключается в способности сковывать сложную интеллектуальную активность. Поначалу он дает энергию, и ребенок на некоторое время становится усердней. Но затем он начинает искать способы уйти от страха подальше.
Например, я знаю, что за прогул меня накажут меньше, чем за двойку. Учитывая, что за один урок этих двоек можно получить сразу несколько, проще вообще туда не приходить. Второй вариант — сбежать в собственный внутренний мир, стать недоступным для любых мотивационных действий. Можно еще применить на практике формулу «бей, беги, притворись мертвым»: прикинуться тупым и вообще перестать хоть как-то проявляться. Родители должны помнить, что как только ребенок получит возможность от страха избавиться, он это сделает. Даже если цена, которую ему придется за это заплатить, будет непомерно высока.
КЕЙС
Мой друг Алексей хотел быть преподавателем, но родители настаивали на поступлении в медицинский институт и пугали его армией. В институт он поступил, но завалил сессию. Отслужил в армии, вернулся и пошел учиться на педагога. Страх был пережит и потерял свою актуальность.
КЕЙС
Родители другого моего друга часто пугали его в детстве тем, что он останется один. Несколько раз за плохое поведение его даже выгоняли на лестничную клетку. Сначала мой друг испытал сильнейший стресс, затем — привык и никаких эмоций по этому поводу больше не испытывал. Воспитательных целей родители не достигли, но близость, доверительность и ощущение безопасности у семилетнего ребенка были разрушены. Как только мой друг встал на ноги, его отношения с родителями прекратились полностью. Он вырос очень самостоятельным, но никакой признательности к папе и маме за это не испытывал.
КЕЙС
В одной семье мама и бабушка основной воспитательной мерой избрали имитацию смерти. Они так и говорили ребенку: «Ты так плохо себя вел, что довел меня до сердечного приступа. Сейчас я умру, а ты будешь в этом виноват. Подумай сам, как объяснишь это отцу, когда он вернется домой». Все это работало примерно до 9-го класса, когда ребенок начал изучать биологию человека и понял, что «приступы» были фальшивыми, а все эти годы его просто обманывали. Душевные отношения с родителями тут же закончились. Причем с отцом — тоже, поскольку все «трагедии» разыгрывались с его молчаливого согласия.
Используя в качестве мотивации страх, родители сами растят из своего ребенка труса. Поддается ли он сразу или его ломают с применением боли и стыда, результат все равно один. Вы хотите, чтобы ваш ребенок был трусом? В детстве? В юности? В зрелой жизни и старости? Если среди ваших педагогических инструментов присутствует страх, то ничего иного вы не получите.
Чтобы осознать всю сложность темы, ответьте на следующие вопросы:
• Пугаете ли вы своего ребенка?
• Говорите ли вы ему, что его заберет посторонний человек, бабайка, «полиционер», подкроватный монстр или Баба-яга?
• Говорите ли вы ему, что от него откажетесь?
• Пугаете ли вы своего ребенка тем, что умрете или заболеете?
• Угрожаете ли ему своим самоубийством?
• Говорите ли ребенку фразу: «В могилу загонишь»?
• Называете ли вы его трусом?
• Говорите ли вы ребенку, что другие могут посчитать его трусом?
Долг
Теперь давайте поговорим о злоупотреблениях, связанных с чувством долга. Рассмотрим варианты вроде «должен», «надо», «обязательно» и подобные им. Наверняка вы сталкивались с ними в своей жизни.
КЕЙС
Когда один мой знакомый пошел в первый класс, отец сказал ему: «Ваня! Ты уже взрослый, идешь в школу, а мы с мамой — старые и скоро станем немощными. От того, насколько хорошо ты будешь учиться, зависит, сможешь ли ты о нас позаботиться. Ты теперь — главная надежда нашей семьи».
Вся тяжесть мира легла в тот момент на плечи несчастного ребенка, и он действительно хорошо учился. Давалось ему это нелегко: случалось, что по ночам в кошмарных снах он видел, что не может прокормить родителей. История продолжалась до 7-го класса. Именно тогда мой знакомый все хорошенько подсчитал и понял, что его обманули: до пенсии папе и маме оставалось еще лет десять. Да и государство не оставило бы их совсем без копейки в кармане.
Как вы думаете, что было дальше? Разумеется, он начал делать все, что ему до этого запрещали: скатился на двойки, стал общаться с хулиганами, курить, подсел на алкоголь и наркотики. Несколько раз ему все же повезло в жизни: сначала попались очень грамотные сотрудники в детской комнате милиции, затем — опытный командир и хорошие сослуживцы в армии. После демобилизации мой знакомый вновь пошел учиться. На этот раз — вполне осознанно. Но отношений с родителями это уже не улучшило.
Чувство долга — это способность проявлять высшую форму сознания, основанную на рефлексии. Говоря ребенку, что он нам что-то должен, мы проявляем психологическое насилие. В старших классах он начнет изучать обществоведение, откроет Конституцию и поймет, что не должен никому и ничего.5
Нельзя нарушать свободу воли ребенка. Хуже этого — только играть на его страхе потерять родителей.
ИСПОЛЬЗУЯ В КАЧЕСТВЕ МОТИВАЦИИ СТРАХ, РОДИТЕЛИ САМИ РАСТЯТ ИЗ СВОЕГО РЕБЕНКА ТРУСА.
Долг может появиться в жизни человека только как осознанный выбор. Ребенок не просил его рожать — это решение мамы и папы. И раз они сделали этот шаг, то должны вырастить и воспитать ребенка, довести его до совершеннолетия. Только в этом случае у него появится даже не долг, а обязанность содержать своих нетрудоспособных родителей. В остальных случаях ребенок не должен ничего. Ни слушаться, ни хорошо учиться, ни мыть посуду или делать уборку по дому, ни хорошо кушать. Просто ничего не должен. Эту мысль очень тяжело принять, но только на таком фундаменте можно выстроить хорошие, партнерские отношения.
Ответьте на следующие вопросы:
• Считаете ли вы, что ребенок должен хорошо учиться?
• Считаете ли вы, что ребенок должен вас содержать, когда вырастет?
• Считаете ли вы, что он должен терпеть любые ваши качества, потому что он ребенок, а вы — родители?
• Считаете ли вы, что отдали ребенку свои лучшие годы?
• Считаете ли вы, что ребенок должен отработать расходы на него: одежду, питание и т.д.?
• Сообщаете ли вы ребенку, во сколько обходится его содержание?
• Говорите ли вы ребенку фразы типа: «Из-за тебя у меня болит голова», «Из-за тебя у меня нет мужа/жены», «Из-за тебя в квартире бардак», «Из-за тебя у меня нет времени (и/или денег) на себя»?
Напишите, что «должен» ваш ребенок в разные периоды своей жизни. В каждой колонке должно быть не менее 10 пунктов.
|
ДО ШКОЛЫ: |
В ШКОЛЕ: |
|
В ВУЗЕ: |
ПОСЛЕ ВУЗА: |
|
ВООБЩЕ ПО ЖИЗНИ: |
Написали ли вы хоть раз, что ребенок должен быть свободным и счастливым?
Боль
Физическая боль — очень сильный внешний раздражитель. Даже большие и сильные животные боятся ее — что уж говорить про маленьких детей.
Боль позволяет быстро получить нужный результат. Однако в долгосрочной перспективе приводит к тому, что человек укрепляется в одной из трех моделей поведения:
• становится агрессивным и сам причиняет боль;
• становится конформистом, желающим всем угодить;
• стремится любыми средствами избежать и боли, и всевозможных трудностей.
Мотивация болью — порочный путь. Со временем ребенок не только привыкает к ней, но и бессознательно ищет. А поскольку с каждым разом мотиватор действует все слабее, родителям приходится применять его чаще и в больших объемах. Повзрослев, такой ребенок не сможет быть счастливым, так как постоянно будет ждать наказания — причем не только за действие, но и за безделье.
КЕЙС
Один мой знакомый получал подзатыльники каждый раз, когда родители видели его валяющимся на диване. В итоге, будучи уже взрослым человеком, он никак не мог расслабиться. Старался брать работу на вечер и на выходные. Во время отпуска испытывал тревогу и ощущение приближающейся беды. В конце концов он был вынужден обратиться к психотерапевту.
Специалист попался грамотный. Он объяснил моему товарищу, что привычка ждать опасности во время отдыха закрепилась в его подсознании с детства. Работа спасала его от наказания. Представьте себе эмоции моего знакомого, когда он впервые за более чем 30 лет своей жизни позволил себе во время отпуска просто отдохнуть!
Будем считать, что моему другу повезло: оставаясь в плену своей зависимости от боли, он мог бы заработать серьезные заболевания и лечиться потом всю оставшуюся жизнь. Кстати, это отдельная и очень интересная тема. Если болезнь спасает от наказания так же, как и занятость, можно просто постоянно болеть. Человек не сам делает такой выбор, это происходит на уровне психосоматики.
Итак, боль — очень плохой мотиватор, и использовать ее в воспитании противопоказано. Для некоторых читателей это очевидно, и они даже могут упрекнуть меня в том, что я пишу банальности. Искренне рад и за этих читателей, и за их детей. Однако если эта тема вызывает споры, вам есть о чем задуматься. Вашему ребенку уже больше 15, вы регулярно и довольно строго наказываете его и считаете, что у него нет никаких проблем ни со школой, ни со здоровьем? Уверяю вас, вы сильно ошибаетесь.
Ответьте на следующие вопросы:
• Бьете ли вы своего ребенка?
• Даете ли ему подзатыльники?
• В каких ситуациях вы повышаете голос на ребенка?
• Ставите ли ребенка в угол?
• Используете ли для наказаний сторонние предметы?
• Ставите ли ребенка на горох?
• Разрешаете ли другим (например, второму родителю) бить ребенка?
• Ответили ли хоть на один из этих вопросов неискренне?
• Оправдывали ли свои действия, отвечая на эти вопросы?
Если у вас получилось три и более положительных ответов, советую как можно скорее обратиться за помощью к специалисту.
Стыд
Стыд и страх — две близкие категории. Чтобы не запутаться, давайте сразу разграничим эти понятия. Стыд — одна из разновидностей страха. Как правило, это страх общественного осуждения. Стыд не является врожденной эмоцией, и надо понимать, что никаких объективных причин испытывать его у человека не существует. Дети-маугли, воспитанные вне человеческого общества, не знакомы с чувством стыда. Более того, представления о постыдном в разных культурах очень сильно отличаются.
Отличаются они и в разных семьях. Одна и та же «четверка» в году по математике может быть поводом нереальной гордости за своего ребенка для одних родителей и позором — для других. Первому точно не будет стыдно, а второму — скорее всего, будет. А «четверка» одна и та же. Все зависит от установок — причем не столько самого ребенка, сколько его окружения.
Почему это плохо? Используя стыд, мы приучаем ребенка зависеть от общественного мнения, искать способы угодить. На первых этапах это может идти на пользу: он учится лучше сверстников. Но затем наступают неизбежные последствия. Самый частый вариант — неврологические и психологические нарушения здоровья. Нервная система человека не создана для постоянных стрессов, ребенок не умеет ими управлять. Даже повзрослев, он так и будет подстраиваться под мнение окружающих и стараться поступать так, чтобы им были довольны начальники, друзья и домашний питомец. Часто — в ущерб себе. Такому человеку некогда быть счастливым. Он постоянно прислушивается к себе и переживает: а не будет ли ему завтра за что-нибудь стыдно? Если учесть, что поводы для стыда имеют свойство накапливаться, то к зрелому возрасту число историй, которые «нельзя себе простить никогда», наверняка перевалит за сотню.
Ответьте на следующие вопросы:
• Говорите ли вы ребенку: «Что люди подумают?»
• Говорите ли вы ребенку: «Как тебе не стыдно?»
• Как и чем вы упрекаете ребенка, если он испачкался? Говорите ли ему, что маме придется стирать или что люди увидят, какой он неряха?
• Обвиняете ли вы ребенка в своем плохом состоянии?
• Если ребенок вдруг начал громко петь в магазине, каковы ваши ощущения? Будете ли его одергивать? Насколько вам самому будет стыдно за ребенка?
Напишите, в чем еще виноват ваш ребенок:
Применение стыда в качестве мотивации в долгосрочной перспективе неэффективно вдвойне. Оно слишком тесно привязано к общественным нормам, которые постоянно меняются. Разноцветные волосы и дырявые джинсы еще 10 лет назад были знаком принадлежности к малочисленным субкультурам, а сейчас это обычная уличная мода. Сколько моральных установок, ранее считавшихся незыблемыми, сгинет к тому времени, когда вырастет ваш ребенок? Получается, сегодня мы приучаем его стыдиться того, что будет неактуально уже через несколько лет.
КЕЙС
Хотите знать, чем закончилась история моей ученицы, которая задала вопрос о чувстве стыда? Я поговорил с ней весьма обстоятельно. Объяснил, почему негативную мотивацию нельзя применять по отношению к кому бы то ни было. Уверен, что лучше узнать об этом в подростковом возрасте, чем ставить разрушительные эксперименты сначала на себе, а потом — на собственных детях.
Надеюсь, желание стыдить своего ребенка у вас пропало. Если нет — перечитайте эту главу еще раз. С остальными — движемся дальше.
Избыток негативной обратной связи
Иногда у ребенка ничего не получается. Он ломает и портит все, за что бы ни взялся. Родители попадают в ловушку. С одной стороны, они хотят быть честными, с другой — понимают, что переизбыток негативной обратной связи отрицательно влияет на мотивацию.
Даже если критика справедлива, она работает как минус-подкрепление. В результате ребенок входит в состояние ступора или сбегает в свой внутренний мир, из которого его практически невозможно выманить. Выход есть: следите, чтобы на любую негативную обратную связь приходилось как минимум два плюс-подкрепления.
Блокировки мотивации: какие еще ошибки могут перекрыть детскую мотивацию
Если мотивация — это бензин, то его можно залить в бак и использовать. Однако бесполезно заливать бензин в бак с огромной дырой.
Всех нас с детства программируют на вербальном уровне: «Пальцы в розетку не суй», «Не трогай сковородку — в ней горячее масло», «Не толкай чайник — опрокинешь», «Не стучи по телевизору — сломаешь», «Не дергай растение — ему же больно», «Не тискай кота — он тебя укусит», «Не играй с этим мальчиком — он странный», «Не ходи по лужам — заболеешь», «Не ешь песок — глисты будут» и т.д.
ДАЖЕ ЕСЛИ КРИТИКА СПРАВЕДЛИВА, ОНА РАБОТАЕТ КАК МИНУС-ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Большая часть команд, которыми мы в приказном порядке загружаем ребенка, остается с ним на всю жизнь. И они вовсе не так актуальны, как кажутся. Свободный человек должен уметь ориентироваться в мире самостоятельно. Безусловно, направлять ребенка надо, однако старайтесь при этом избегать ограничительного программирования. Вместо этого используйте схемы переключения внимания: «Смотри, какая красивая кошка, пойдем ее посмотрим», или «Ух ты, какую грязюку ты достал — давай ее спрячем в урну» и т.д. Будьте готовы быстро сместить внимание ребенка на другой объект, поскольку первые пару минут после расставания «грязюка» все еще не потеряла для него своего очарования.
Он все тянет в рот — это нормально: таков его способ исследовать мир. Человек не может пропустить часть заложенной в нем биологической программы, иначе будет потом тормозить всю жизнь. Помогите ребенку — научите его нюхать, вместо того чтобы пробовать. И уберите из зоны досягаемости все острые предметы и мелкие игрушки. Что касается улицы — смиритесь: много песка он не съест.
Бывает, что ребенка постоянно носят на руках, переламывая его стремление к сепарации, отделению от родителей. В результате он вырастет пассивным. Любое физическое действие будет вызывать в нем страх, и он не выберется из своей ракушки, пока не встретит хорошего психотерапевта.
Если ребенок не любит рисковать и боится всего нового, это не его вина. Ваша задача — помочь ему преодолеть имеющиеся ограничения. Заставлять делать что-либо нельзя, поскольку этим вы ограничиваете его еще больше.
Хотите знать, насколько ваш ребенок уверен в своей безопасности? Ответьте на следующие вопросы:
• Как ведет себя ребенок при неожиданном появлении посторонних? Прячется за родителей или спокойно продолжает исследовать территорию?
• Может ли он уйти из поля зрения родителей, не испытывая при этом страха и тревоги?
Делитесь с ребенком собственным опытом и рассказывайте о своем детстве, чтобы развить в нем мотивацию к самостоятельной деятельности. Поощряйте его активность.
Но вот проходит несколько лет, и ребенок взрослеет. Теперь он уже не тянет в рот что ни попадя — он идет в школу и приносит из нее оценки, «домашку», вызовы к учителю, директору и на родительские собрания.
Оценки — вещь неоднозначная. Некоторые полагают, что нельзя вешать на детей ярлыки. Но, к примеру, у основателя «Майкрософт» Билла Гейтса другое мнение: «Ваша школа, может, и покончила с делением на лидеров и неудачников, но жизнь — НЕТ. В некоторых школах не ставят плохих оценок и дают вам столько попыток, сколько требуется для правильного ответа. Это не имеет НИЧЕГО общего с реальной жизнью».
Мы можем спорить по поводу оценок сколько угодно, однако они все еще существуют. Поэтому давайте проясним ряд моментов.
1. У каждой плохой оценки есть свои причины. Они кроются в ученике, или в преподавателе, или в родителях, которые накануне контрольной привлекли ребенка к работам на даче. В любом случае работать надо с причиной, а не с оценкой.
2. В классическом варианте оценка «5» означает отсутствие ошибок, «4» — наличие небольших погрешностей, «3» — это минимально приемлемый уровень, а «2» — неприемлемый. Получается, что большого смысла получать пятерки нет, поскольку эта оценка говорит не о том, что работа сделана отлично, а лишь об отсутствии в ней ошибок. В семьях, где родители — профессора, а прародители — академики, такое положение дел считается нормой, а любое минимальное отклонение от нее расценивается как катастрофа. Важно донести до ребенка мысль о том, что дома существуют другие, отличные от школьных критерии оценки. Про них мы поговорим позже, в главе «Что хвалить и что порицать».
3. По закону, за одно преступление можно наказать только один раз. Сам факт оценивания ребенка в школе — это уже травматичная ситуация. Даже если в дневнике много двоек, он был наказан в момент, когда получал их.
Чтобы избежать причинно-следственной связи «у меня пятерка — меня любят, двойка — не любят», постарайтесь не реагировать на двойки вообще. Особенно это касается первой двойки. Лучше сработать на опережение и пару раз в начальной школе абсолютно буднично заявить ребенку, что и двойка, и пятерка — это всего лишь индикатор, который никак не влияет на родительскую любовь. Если реагировать на двойки слишком бурно, то они могут превратиться в средство для привлечения внимания. Это бессознательный, но очень сильный механизм, который нельзя запускать.
Оценки говорят о взаимоотношениях ученика и школы. Родителям же лезть в этот процесс напрямую не стоит. Вы можете изменить режим дня ребенка, чтобы он высыпался. Или поставить получасовое ограничение на Интернет на его телефоне и компьютере. Возможно, стоит заняться поиском полноценной развивающей программы дополнительного образования. Но оценка знаний ученика в вопросе о гнездовании диких уток пусть останется в компетенции преподавателя.
Разумеется, родители могут и должны помогать. Но вместо того чтобы обсуждать содержимое дневника ребенка, разберитесь, что реально не дает ему учиться. Возможно, причина плохой успеваемости в конфликтах в классе или, наоборот, отношения настолько хороши, что он и на уроках не может оторваться от общения с друзьями.
Двойка, особенно первая, четвертная или годовая, может стать причиной девиантного поведения. Один мой ученик окончил 8-й класс с двойкой по математике. Казалось бы, ничего особенного — обычная история. Однако родители за некоторое время до этого так красочно рассказали ему о грядущем наказании, что ребенок целую неделю гулял по району, ночевал в подворотнях, попрошайничал и был готов на все, лишь бы не попасться им на глаза. Через неделю его нашла милиция и вернула домой. К счастью, родители осознали, к чему привели их угрозы: страх мешал ребенку учиться, и дело чуть было не закончилось трагедией.
4. За оценки наказывать нельзя. Будет логично, если из-за плохой успеваемости ребенок не получит желаемого подарка или должен будет отработать некие затраченные родителями ресурсы. В любом случае это должно быть не наказание, а закономерное развитие ситуации. Мы еще поговорим об этом в главе про Договор.
5. Ребенок должен чувствовать себя в безопасности и твердо знать, что ни плохие, ни хорошие оценки не влияют на родительскую любовь. На эту тему можно написать отдельную книгу. Более того, таких книг написано уже две: упомянутая ранее «Как любить своего ребенка» Росса Кэмпбелла и «Тайная опора» Людмилы Петрановской. Они, кстати, обязательны к прочтению.
Следующее, о чем стоит поговорить, — домашние задания. Родители делают их с ребенком, а иногда и вместо него. Для чего нужна «домашка»? У нее две очевидные функции: проверить, как ребенок понял материал, и закрепить эти знания в ходе самостоятельной работы. Неочевидная, но очень важная функция — это обратная связь педагогу. Если весь класс получает за домашнюю работу двойки, значит, либо материал был слишком сложным, либо объяснения плохими. По результатам «домашки» можно оценить работу педагога как с отдельным ребенком, так и с классом в целом.
Не советуем вам вмешиваться в выполнение домашних заданий. Многие родители считают, что их ребенок должен получать только пятерки. Некоторые даже полагают, что его оценки в какой-то степени характеризуют их самих. Это не так. Чтобы освоить тему, ребенку требуется время. Сначала он будет делать ошибки и не успевать, но затем сам справится и с домашней работой, и с итоговой контрольной.
Делая «домашку» за ребенка, родители совершают большую ошибку. Преподаватель получает недостоверную информацию о состоянии дел. Он открывает тетрадь и видит, что материал усвоен. Однако «усвоен» он родителями. Ребенок же получает за контрольную двойку, и в этом случае глупо предъявлять претензии школе за качество образования.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Летом 2021 года в Китае обвалились акции многих образовательных гигантов, так как ввели ряд запретов в законы страны в области репетиторства и дополнительного образования по программам обязательных школьных предметов. Одна из причин была как раз в том, что репетиторы мешают правильной оценке работы учителей и школ и слишком дорого обходятся родителям.
Родители часто ругают школу и школьных педагогов. По меткому выражению Игоря Рыбакова6, они относятся к школе «как к “ребенкохранилищу”, в которое ребенка надо утром сдать, а вечером забрать того же ребенка, только еще лучше». При этом, руководствуясь собственными амбициями, они сами же и противодействуют всем эффективным механизмам школьного обучения.
Есть еще один, более глубокий аспект. Школа — это первый фронт отношений, где ребенок проявляется сам, а родители — лишь осуществляют наставничество. В таком случае и «домашку» следует рассматривать как сферу личной ответственности. Не стоит влезать в нее напрямую. Лучше скорректируйте режим дня ребенка и позаботьтесь, чтобы у него было место для занятий.
К сожалению, часто приходится наблюдать такую картину: родители садятся делать «домашку» вместе с ребенком и в качестве мотивации используют физическую силу. Я уже говорил о недопустимости мотивации болью. Повторю еще раз: физические наказания недопустимы. Они могут служить лишь доказательством педагогического бессилия родителей. Ремень, подзатыльники, щелбаны, пощечины и т.д. — это не инструменты для повышения мотивации, а способ сбросить собственное напряжение и самоутвердиться под видом заботы о ребенке.
Последствия подобного «воспитания» могут быть плачевными: дети быстро усваивают принцип «саперной лопатки». Есть армейская байка о том, что за имеющуюся саперную лопатку можно получить до 11 нарядов (не так закреплена, не так заточена и т.п.), а за забытую — только один. Ребенок действует так же. Он понимает, что если за каждой ошибкой следует наказание, то лучше вообще не высовываться. Избежать боли не удастся, но можно хотя бы увеличить паузы между ударами. В результате ребенок начинает проявляться меньше, медленнее, косить под тупого и иногда даже убеждает в этом и родителей, и невролога. Родители недоумевают: «Как же так, мы ему столько внимания, столько сил посвятили, уже все кулаки и ремни об него ободрали, а толку все равно нет?» Звучит как анекдот, но для многих детей это суровая проза жизни. Такие дети, вырастая, сохраняют блокировку на проявление. За любое свое действие они ждут неминуемого наказания и сохраняют крайнюю степень пассивности. В особо запущенных случаях помочь им сможет только специалист.
КЕЙС
Меня поразил пример одного папы. Его ребенок учится в 7-м классе очень серьезной школы. На каникулы он всегда уходит с огромным домашним заданием по всем предметам. Папа заключил со своим сыном уговор, освобождающий его от заданной на каникулы «домашки», если по этому предмету он имеет в году пятерку. Эта пятерка — зона ответственности самого ребенка. В чем тут смысл? Задание на каникулы — это две недели плотной работы с целью поддерживать высокий уровень знаний. Но за нее в начале следующей четверти можно получить всего одну оценку. Если ребенок считает, что его уровень знаний высок (а пятерка в году это доказывает), то он может смело позволить себе получить одну двойку в начале каждой четверти. Тут можно дать хороший совет педагогам: вы можете сильно увеличить выполнение заданий на каникулах, если дети будут знать, что получат не только одну оценку за весь каникулярный объем, а столько оценок, сколько они бы получили, если бы это была обычная «домашка» «стандартными порциями», или же получат плюс балл к четвертной оценке.
Последнее, о чем я хотел бы поговорить в этом разделе, — ярлыки. Фразы типа «С твоими мозгами только улицу мести» однозначно ограничивают мотивацию ребенка. Будучи многократно повторенными, они формируют представление ребенка о себе. Становятся его текстовой характеристикой на бессознательном уровне.
Есть такая притча: однажды Томас Эдисон принес своей матери письмо из школы. Мать вскрыла письмо и со слезами прочитала вслух. В письме говорилось, что ребенок слишком гениален для этой школы, поэтому ему надо учиться дома индивидуально. Прошли годы, и Эдисон, разбирая семейные документы, случайно нашел это письмо. И вдруг обнаружил, что на самом деле в нем говорилось, что ребенок умственно отсталый. Он плохо учится и мешает другим. Поэтому руководство школы просит забрать его домой и обучать самостоятельно. После этого Эдисон записал в своем дневнике: «Я был умственно отсталым, но стал одним из величайших гениев своего века благодаря своей выдающейся матери».
Помните: все в наших руках. Мы обладаем гораздо большим числом инструментов, чем мама Эдисона в середине XIX века. Просто посмотрите на оглавление этой книги, и вы увидите, что ваши шансы просто великолепны.
1 Карен Хорни (1885-1952) — американский психоаналитик и психолог, одна из ключевых фигур неофрейдизма. Исследовала значение воздействия окружающей социальной среды на формирование личности.
2 Ганс Гуго Бруно Селье (1907—1982) — канадский патолог и эндокринолог. Сформулировал концепцию стресса как реакции организма на внешние раздражители.
3 Щербатых Юрий Викторович (род. 1955) — российский психолог и нейрофизиолог, автор комплексной методики саморегуляции психофизиологического состояния.
4 Росс Кэмпбелл — американский психиатр, доктор медицинских наук, писатель, автор книг по восстановлению семейных отношений.
5 Статья 21 Конституции РФ прямо говорит, что: «1. Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. 2. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию...»
6 Согласно «Википедии», Рыбаков Игорь Владимирович — российский предприниматель, участник списка богатейших людей мира, по версии журнала Forbes в 2019 году, с состоянием в 1,3 млрд долларов США, совладелец корпорации «Технониколь» и сооснователь «Рыбаков Фонд».