Шипицына Л. М.

«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта(фрагмент)



Сво­е­об­ра­зие вза­и­мо­от­но­ше­ний роди­те­лей и детей с нару­ше­ни­ями в раз­ви­тии

Дети, имеющие про­блемы в раз­ви­тии, сложная и раз­но­об­разная группа. Раз­лич­ные нару­ше­ния раз­ви­тия по-разному отра­жа­ются на фор­ми­ро­ва­нии соци­аль­ных связей детей. Как под­чер­ки­вают пси­хологи и спе­ци­аль­ные педа­гоги, роди­тели должны иметь правиль­ное пони­ма­ние сущ­но­сти про­блемы, осо­бен­но­стей раз­ви­тия их ребенка для успеш­ной орга­ни­за­ции общения с ним, его вос­пита­ния. В част­но­сти, Ф. Ф. Рау и Н. Ф. Слезина (1967) отме­чают, что отчет­ли­вое пред­ста­в­ле­ние роди­те­лями причин откло­не­ния от нор­маль­ного раз­ви­тия ребенка, а также воз­мож­ных послед­ствий, явля­ется необ­хо­ди­мым усло­вием для правильно орга­ни­зо­ван­ного вос­пита­ния ребенка.

Авторы при­во­дят виды неправиль­ных моделей вос­пита­ния в семьях, имеющих ребенка с про­бле­мами в раз­ви­тии:

— Роди­тели не уделяют долж­ного вни­ма­ния ребенку, пре­до­ста­в­ляют его самому себе. Это при­во­дит к еще боль­шему отста­ва­нию в раз­ви­тии, раз­ви­тию неа­де­кват­ных реакций у ребенка.

— Чрез­мер­ная опека роди­те­лей. Ребенка жалеют, балуют, обе­ре­гают от труд­но­стей, стре­мятся все выпол­нить за него. Это делает ребенка бес­по­мощ­ным, и также при­во­дит к еще боль­шему отста­ва­нию в раз­ви­тии.

А. Н. Смир­нова в своей работе (1967), посвя­щен­ной вос­пита­нию про­блемных детей, выде­ляет сле­ду­ю­щие формы отно­ше­ния роди­те­лей к своим детям, имеющим про­блемы в раз­ви­тии:

1. Роди­тели глубоко, даже тра­ги­че­ски, пережи­вают непол­но­цен­ность ребенка, жалеют его, окру­жают чрез­мер­ным вни­ма­нием; опекают, осво­бо­ждая от посиль­ных обя­зан­но­стей. Чрез­мер­ная опека лишает ребенка само­сто­я­тель­но­сти, воз­мож­но­сти должным образом при­с­по­со­биться к сложным жиз­нен­ным усло­виям.

2. Не желая прими­риться с непол­но­цен­но­стью ребенка, роди­тели пре­у­ве­ли­чи­вают его воз­мож­но­сти, не замечая недо­стат­ков.

3. Роди­тели стес­ня­ются непол­но­цен­но­сти своего ребенка, прячут от людей, не посе­щают обще­ствен­ные места, лишая его жиз­нен­ных впе­ча­т­ле­ний. Ребенок раз­ви­ва­ется мед­ленно, растет забитым, робким.

4. Ребенок с про­бле­мами зани­мает в семье поло­же­ние «пасынка», его обижают, смеются над ним, под­чер­ки­вая его непол­но­цен­ность. У ребенка часто пода­в­лен­ное состо­я­ние, он обидчив, раз­дра­жи­те­лен, упрямый.

5. Роди­тели не обра­щают вни­ма­ние на ребенка, ста­ра­ясь все вос­пита­ние пере­ло­жить на школу.

Акцен­ти­руя вни­ма­ние на спо­койствии, тер­пе­ли­во­сти, справед­ли­во­сти и после­до­ва­тель­но­сти роди­те­лей в общении с про­блемными детьми, А. Н. Смир­нова (1967) также под­чер­ки­вает необ­хо­ди­мость особого, инди­ви­ду­аль­ного подхода к ребенку, учета его осо­бен­но­стей.

Извест­ный аме­ри­кан­ский педиатр Б. Спок, рас­сма­т­ри­вая семьи, имеющие про­блемных детей, выде­ляет сле­ду­ю­щие виды отно­ше­ний роди­те­лей к своему ребенку (1990):

1. Роди­тели сты­дятся стран­но­стей своего ребенка, излишне обе­ре­гают его. Ребенок не чув­ствует себя спо­койным и в безо­пас­но­сти, он замкнут, неу­до­вле­тво­рен собой.

2. Роди­тели оши­бочно считают себя винов­ными в состо­я­нии ребенка, наста­и­вают на про­ве­де­нии самых нера­зумных методов «лечения», которые только рас­стра­и­вают ребенка, но не при­но­сят ему никакой пользы.

3. Роди­тели посте­пенно делают вывод о без­на­деж­но­сти состо­я­ния ребенка, отка­зы­вают в про­я­в­ле­нии к нему каких-либо знаков вни­ма­ния, любви.

4. Роди­тели не заме­чают проблем в раз­ви­тии ребенка и дока­зы­вают себе и всему миру, что он ничуть не глупее других. Такие роди­тели посто­янно под­сте­ги­вают ребенка, предъ­я­в­ляют к нему завы­шен­ные тре­бо­ва­ния. Посто­ян­ное дав­ле­ние делает ребенка упрямым и раз­дра­жи­тель­ным, а частые ситу­а­ции, в которых он чув­ствует себя неком­петен­тно, лишают его уве­рен­но­сти в себе.

5. Роди­тели вос­при­ни­мают ребенка есте­ственно, поз­во­ляют бывать ему везде, не обращая вни­ма­ния на взгляды и заме­ча­ния. Ребенок чув­ствует себя уве­ренно, счаст­ливо, вос­при­ни­мая себя таким, как все.

Б. Спок (1990) под­чер­ки­вает, что ребенок будет счаст­ли­вее, если его не жалеют, отно­сятся к нему есте­ственно, тогда семья начи­нает гово­рить НЕ О НЕМ, А С НИМ.

Итак, все пере­чи­с­лен­ные виды отно­ше­ний роди­те­лей к детям с про­бле­мами в раз­ви­тии, в общем, явля­ются сво­е­об­разным про­я­в­ле­нием нару­шен­ных стилей вос­пита­ния, выде­лен­ных пси­холо­гами в отно­ше­нии «роди­тели — нор­маль­ный ребенок»: гипе­ро­пека, гипо­о­пека, эмо­ци­о­наль­ное отвер­же­ние, гипер­со­ци­али­за­ция, за исклю­че­нием того, что на вза­и­мо­от­но­ше­ния роди­те­лей и про­блемных детей накла­ды­ва­ется отпе­ча­ток спе­ци­фич­но­сти данного ребенка. Как показал анализ лите­ра­туры, эта спе­ци­фика заклю­ча­ется в том, что неправиль­ный стиль общения со стороны роди­те­лей, может усу­гу­бить име­ю­щу­юся про­блему раз­ви­тия детей.

Таким образом, роди­тели часто из-за большой любви к детям, которая не под­креп­ля­ется знанием основ­ных зако­но­мер­но­стей их пси­хи­че­ского раз­ви­тия, допус­кают грубые ошибки в вос­пита­нии, трав­ми­ру­ю­щие детей, дефор­ми­ру­ю­щие их психику. Роди­тели бес­со­зна­тельно исполь­зуют такие модели вос­пита­ния, которые закла­ды­вают фун­да­мент нев­роти­за­ции детей.

с. 191—193

Роль матери в семье умственно отста­лого ребенка

Роль матери, вос­пи­ты­ва­ю­щей ребенка с нару­ше­нием интел­лекта трудно пере­о­це­нить. Она при­ла­гает массу усилий для раз­ви­тия своего ребенка. Часто ей не хватает знаний и умений, иногда мешают пред­ста­в­ле­ния окру­жа­ю­щих об ее ребенке. Бывает, что мать стес­ня­ется своего боль­ного ребенка. Это усу­гу­б­ля­ется тем, что в нашем госу­дар­стве долгое время игно­ри­ро­вались личные потреб­но­сти каждого чело­века, превыше всего ставился кол­лек­тив, не было инди­ви­ду­аль­ного подхода, который необ­хо­дим такому ребенку.

Система ролей женщины под­раз­де­ля­ется на инди­ви­ду­аль­ные роли на уровне семьи и роли в обще­стве. Ситу­а­ция «особого» мате­рин­ства нару­шает с точки зрения социума обще­при­ня­тые нормы, вхо­дя­щие в соци­аль­ную роль матери. Не всегда ребенок может овла­деть опре­де­лен­ным набором умений и навыков, матери сложно кон­тро­ли­ро­вать его пове­де­ние — эти, не соот­вет­ству­ю­щие ожи­да­ниям окру­жа­ю­щих про­я­в­ле­ния, могут вос­при­ни­маться ими, как резуль­тат нес­по­соб­но­сти женщины справиться со своей ролью. С другой стороны, чувство вины и высокий уровень тре­вож­но­сти, харак­тер­ные для матери ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия, могут иска­жать реаль­ность. В таком случае женщина при­пи­сы­вает окру­жа­ю­щим это осу­жде­ние. Несо­от­вет­ствие сего­д­няш­него мате­рин­ского статуса прежним ожи­да­ниям, вызван­ное особой ситу­а­цией, сво­е­об­ра­зием ребенка, его неа­де­кват­ными про­я­в­ле­ни­ями, ведут к общей неу­до­вле­тво­рен­но­сти ролью матери и, как след­ствие, воз­можны либо само­о­б­ви­ни­тель­ные реакции и рост вну­трен­ней кон­флик­т­но­сти, либо постро­е­ние пси­холо­ги­че­ских защит и повы­ше­ние их уровня.

В случае «особого» мате­рин­ства вза­и­мо­связь «мать — ребенок» часто носит сим­би­оти­че­ский харак­тер. Иден­ти­фи­ци­руя себя со своим ребен­ком, мать вос­при­ни­мает его неудачи как свои соб­ствен­ные. Иден­ти­фи­ка­ция имеет глу­бин­ные корни и про­ис­хо­дит на бес­со­зна­тель­ном уровне (Д. Пайнз, 1997). Любая нес­правед­ли­вость по отно­ше­нию к ребенку — объек­тивно, либо субъек­тивно вос­при­ни­ма­е­мая матерью, пере­но­сится ею на соб­ствен­ное «Я», снижает само­о­ценку, фор­ми­рует про­те­ст­ные реакции и повы­шает уровень пси­холо­ги­че­ских защит.

Полное рас­тво­ре­ние в ребенке, как и другие случаи крайнего про­я­в­ле­ния черт чело­ве­че­ской природы, не всегда благо, и может при­ве­сти к потере жен­щи­ной своей инди­ви­ду­аль­но­сти, пре­пят­ство­вать росту лич­но­сти.

Отде­ле­ние от роди­те­лей и инди­ви­ду­али­за­ция, про­ис­хо­дя­щая в под­рост­ко­вом воз­ра­сте, есте­ствен­ные про­цессы для здо­ро­вого ребёнка — это явля­ется и важной стадией жиз­нен­ного цикла роди­те­лей. «Утрата» может при­ве­сти к пози­тив­ным сдвигам — мать ста­но­вится более сво­бодна физи­че­ски и пси­холо­ги­че­ски. В случае вос­пита­ния ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия такое отде­ле­ние задер­жи­ва­ется, а иногда не про­ис­хо­дит вообще. С одной стороны, мать бес­со­зна­тельно сопроти­в­ля­ется рас­ту­щей само­сто­я­тель­но­сти ребенка, видя в нем смысл своей жизни и боясь стать ненуж­ной. Часто такую позицию под­дер­жи­вают и осталь­ные члены семьи, считая един­ственно правиль­ной, при­выкнув за долгие годы к опре­де­лен­ным ролям женщины. С другой стороны, мать испы­ты­вает при этом неу­до­вле­тво­рен­ность и раз­дра­же­ние, вызван­ные нее­сте­ственно долгой ролью матери «малень­кого» маль­чика или девочки. Амби­ва­лен­т­ность чувств ведет к вну­трен­нему кон­фликту и нев­роти­за­ции.

Нев­роти­че­ские про­я­в­ле­ния ста­но­вятся прак­ти­че­ски посто­ян­ной соста­в­ля­ю­щей пове­де­ния матери. Наи­бо­лее заметны при наблю­де­нии сле­ду­ю­щие:

— сни­же­ние регу­ли­ру­ю­щего само­кон­троля;

— затруд­не­ния в речевом общении со зна­чи­мыми людьми, мало­зна­ко­мыми и незна­ко­мыми в непри­выч­ных ситу­а­циях;

— изби­ра­тель­ность кон­так­тов — женщины пред­по­читают общаться с близ­кими по цен­ност­ным ори­ен­та­циям людьми;

— при общении со зна­чи­мыми людьми само­о­ценка заметно коле­б­лется, это выра­жа­ется вер­бально, инто­на­ци­онно и мими­че­ски.

Эго­цен­тризм пере­хо­дит границы нормы, проти­во­по­ста­в­ляя себя всем, мать непро­из­вольно фик­си­ро­вана на одной теме — своем «особом» ребенке. Часто ее речь без­у­дер­жна, хотя она сама может осо­зна­вать уто­ми­тель­ность этого для окру­жа­ю­щих. Эмо­ци­о­наль­ный тон такого эго­цен­тризма — «почти хро­ни­че­ский дис­ком­форт» (Н. В.Жуги­кова, 1990).

С годами ситу­а­ция ослож­ня­ется из-за отча­я­нья, уста­ло­сти и тяжести ответ­ствен­но­сти, лежащей на роди­те­лях. Вну­трен­нее и внешнее дав­ле­ние, неу­до­вле­тво­рен­ность семей­ной жизнью, нервно-пси­хи­че­ское напря­же­ние — все эти факторы изме­няют взгляд матери «на мир, отно­ше­ние к самой себе и другим людям» (Т. Д. Зин­ке­вич, Л. А. Нис­не­вич, 2000).

Воз­можны два вари­анта некон­струк­тив­ного решения про­блемы. Экс­тра­пу­ни­тив­ные реакции ведут к поиску вино­ва­тых. Сопо­ста­в­ле­ние действи­тель­но­сти с иде­аль­ной моделью семьи и ролью в ней матери выли­ва­ется в субъек­тив­ное ощу­ще­ние личной неа­де­кват­но­сти. И здесь велика опас­ность в фор­ми­ро­ва­нии нега­тив­ного миро­о­щу­ще­ния, которое ста­но­вится сред­ством мораль­ной само­за­щиты, поз­во­ля­ю­щей оправ­дать и принять как должное весь спектр нали­че­ству­ю­щих нега­тив­ных ощу­ще­ний.

Не менее раз­ру­ши­тель­ным для лич­но­сти явля­ется само­о­б­ви­не­ние. Женщина видит себя источ­ни­ком всех бед, при этом уси­ли­ва­ется само­кри­тика, растет чувство неу­до­вле­тво­рен­но­сти собой.

Усу­гу­б­ляет про­блемы роди­те­лей сред­него воз­ра­ста и сокра­ще­ние вре­мен­ной пер­спек­тивы на будущее страх соб­ствен­ной смерти и воз­мож­ные, свя­зан­ные с этим изме­не­ния, не в лучшую сторону, в жизни их «особого ребенка».

Рожде­ние умственно отста­лого ребенка, осо­бенно с глу­бо­кими нару­ше­ни­ями, изме­няет уклад и пси­холо­ги­че­ский климат в семье. Все члены семьи, и, в первую очередь, мать, нахо­дятся в состо­я­нии эмо­ци­о­наль­ного стресса. На про­тя­же­нии первых лет жизни малыша этот стресс не умень­ша­ется, а обычно нара­с­тает. Воз­ни­кают неров­ные, а часто и кон­флик­т­ные отно­ше­ния между супру­гами и другими членами семьи.

Состо­я­ние хро­ни­че­ского стресса при­во­дит к повы­шен­ной раз­дра­жи­тель­но­сти, чувству посто­ян­ного вну­трен­него бес­по­койства, нару­ше­ниям сна, голов­ным болям, раз­лич­ным про­я­в­ле­ниям вегето-сосу­ди­стой дисфун­к­ции.

Эмо­ци­о­наль­ный стресс матери отра­жа­ется, прежде всего, на вза­и­мо­от­но­ше­ниях с супру­гом. Пони­жен­ный фон настро­е­ния, посто­ян­ное бес­по­койство, раз­дра­жи­тель­ность матери, полное, само­о­тре­чен­ное пере­клю­че­ние ее вни­ма­ния на боль­ного ребенка фор­ми­руют у отца не про­хо­дя­щее чувство дис­ком­форта, эмо­ци­о­нально болез­нен­ное состо­я­ние. Если же вза­и­мо­от­но­ше­ния супру­гов оста­в­ляют желать лучшего, то поя­в­ле­ние боль­ного ребенка уси­ли­вает и про­я­в­ляет скрытый вну­трен­ний кон­фликт: неиз­бежны вза­им­ные обви­не­ния в рожде­нии боль­ного ребенка, отно­ше­ния ста­но­вятся все более напря­жен­ными и часто доста­точно одного нео­сто­рож­ного слова род­ствен­ни­ков или врача, чтобы семья рас­па­лась (Е. М. Мастю­кова, А. Г. Москов­кина, 1991).

В тех же семьях, где отно­ше­ния до рожде­ния ребенка были дове­ри­тель­ными, теплыми, стро­и­лись на вза­и­мо­по­ни­ма­нии и любви, рожде­ние боль­ного ребенка может еще более сце­мен­ти­ро­вать семью. Но и эта семья нужда­ется в мораль­ной под­дер­жке окру­жа­ю­щих, близких и обще­ства.

Аффек­тив­ная напря­жен­ность матери, воз­ни­ка­ю­щая при рожде­нии боль­ного ребенка, ока­зы­вает небла­го­при­ят­ное влияние не только на супру­же­ские отно­ше­ния, но, прежде всего на вза­и­мо­от­но­ше­ния со своим малышом. Такая мать скована, напря­жена, она редко улы­ба­ется и крайне непо­сле­до­ва­тельна и неровна в обра­ще­нии с ребен­ком. Ребенок в этом случае обычно растет нервным, воз­бу­ди­мым, тре­бу­ю­щим к себе посто­ян­ного вни­ма­ния, он не отпус­кает ее ни на шаг, однако в ее при­сут­ствии не успо­ка­и­ва­ется, а воз­бу­жда­ется еще больше. В даль­нейшем фор­ми­ру­ется сво­е­об­разная болез­нен­ная зави­си­мость — «мать-ребенок». В неко­то­рых семьях мать из-за ребенка бросает работу, ставит на себе крест, отдавая все свои силы только малышу. Малыш растет изба­ло­ван­ным, капризным, крайне плохо ада­п­ти­ро­ван­ным к своему окру­же­нию. С годами мать нев­роти­зи­ру­ется все больше и больше, обста­новка в семье нака­ля­ется. Многие такие семьи также рас­па­да­ются.

Матери детей с нару­ше­ни­ями интел­лекта очень долгое время (а иногда и всю жизнь) обра­ща­ются со своим взро­с­ле­ю­щим ребен­ком как с малышом, боясь любых про­я­в­ле­ний само­сто­я­тель­но­сти, в резуль­тате чего фаза раннего детства с при­су­щим ей сво­е­нравием, каприз­но­стью, чув­ствам удо­воль­ствия от все­до­з­во­лен­но­сти затя­ги­ва­ется надолго.

Неко­то­рые матери по натуре доста­точно урав­но­ве­шены, и им нет­рудно уха­жи­вать, вос­пи­ты­вать умственно отста­лого ребенка. Но иная мать, которая также любит своего ребенка, может ста­но­виться все более нетер­пе­ли­вой и раз­дра­жен­ной, забо­тясь о нем. Это может вредно ска­заться на ее отно­ше­ниях с мужем и другими детьми. Такая мать нужда­ется в помощи и совете, которые помогут ей более терпимо и аде­кватно отно­ситься к своему ребенку.

Бывает, что мать всей душой отда­ется заботам об «особом» ребенке и находит удо­вле­тво­ре­ние в своей пре­дан­но­сти ему. Однако посто­рон­ний человек ясно видит, что ее чувство долга по отно­ше­нию к ребенку настолько сильно, что она не ока­зы­вает вни­ма­ние ни мужу, ни другим детям и лишает себя всех радо­стей жизни.

Совсем иная обста­новка скла­ды­ва­ется в семье, если мать находит в себе силы и сохра­няет душев­ное рав­но­ве­сие. Такая мать ста­но­вится актив­ным помощ­ни­ком своему малышу. Она ста­ра­ется как можно лучше понять про­блемы своего ребенка, чутко при­слу­ши­ва­ется к советам спе­ци­али­стов, выра­ба­ты­вает в себе целый ряд новых качеств и прежде всего наблю­да­тель­ность, отмечая малейшие пере­мены в состо­я­нии мла­денца. Она не забы­вает и о домаш­нем уюте, о про­бле­мах мужа, оста­ва­ясь не только любящей женой, но и его совет­чи­ком и другом, она посто­янно ста­ра­ется рас­ши­рить свой кру­го­зор, следит за своей внеш­но­стью. При такой ситу­а­ции наи­бо­лее бла­го­при­ят­ная семейная атмо­сфера соз­да­ется для помощи боль­ному ребенку (Г. А. Калюжин, М. П. Дерю­гина, 1993).

Многие матери совер­шают бук­вально подвиги, доби­ва­ясь успехов в раз­ви­тии своих детей, имеющих раз­лич­ные пси­хи­че­ские нару­ше­ния. В их руках и невоз­мож­ное часто ста­но­вится воз­мож­ным. Они, имея умственно отста­лого ребенка, умеют сохра­нить при­сут­ствие духа, душев­ное рав­но­ве­сие, веру в воз­мож­ность добиться поло­жи­тель­ных резуль­та­тов в раз­ви­тии ребенка. Эти муже­ствен­ные женщины, не скрывая труд­но­стей и мно­го­чи­с­лен­ных пре­пят­ствий, воз­ни­ка­ю­щих в про­цессе работы с больным ребен­ком, щедро делятся своим опытом с окру­жа­ю­щими. Они своей подвиж­ни­че­ской дея­тель­но­стью вселяют бод­рость и энергию во всех тех, кого насти­гло несча­стье.

Итак, счастье в семье, где растет ребенок инвалид, пере­ме­жа­ется с чув­ством тревоги и опа­се­ни­ями за своего боль­ного ребенка, за его будущее. Решение про­блемы «ребенок — обще­ство» воз­можно лишь тогда, когда рядом с ребен­ком нахо­дится мать. Именно мать помо­гает ребенку усвоить образы окру­жа­ю­щего мира, сфор­ми­ро­вать у него чувство «базо­вого доверия» к миру. Сфор­ми­ро­вать это чувство может только любящая мать. Она любит своего ребенка, потому что не может иначе.

Чтобы упро­чить связь «мать-ребенок со сни­жен­ным интел­лек­том», необ­хо­дима помощь пси­холога. Она в оди­на­ко­вой степени нужна и матери, и ребенку, но, прежде всего в пси­холо­ги­че­ской помощи нужда­ется мать. Пси­холог должен помочь ей изме­нить отно­ше­ние к ребенку, к его дефекту. Для этого матери необ­хо­димо пре­о­до­леть дав­ле­ние соци­аль­ных сте­ре­оти­пов и пере­смо­треть свое отно­ше­ние к ребенку, т.е. не бояться его и больше дове­рять самой себе. Такая, пси­холо­ги­че­ски под­го­то­в­лен­ная мать легче при­ни­мает ситу­а­цию своего ребенка и поможет ему ада­п­ти­ро­ваться в обще­стве.

Соци­аль­ная ада­п­та­ция матери, вос­пи­ты­ва­ю­щей ребенка с умствен­ной отста­ло­стью

Соци­аль­ная ада­п­та­ция матери, вос­пи­ты­ва­ю­щей ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия, имеет свои пси­холо­ги­че­ские осо­бен­но­сти и зако­но­мер­но­сти.

Ситу­а­ция рожде­ния и вос­пита­ния такого ребенка явля­ется кри­ти­че­ской. Пережи­ва­ние, сопро­во­жда­ю­щее ее, пред­ста­в­ляет собой дол­го­вре­мен­ные цепные про­цессы и вызы­вает одно­вре­менно стресс, фрустра­цию, кон­фликт и кризис. Неу­дач­ные попытки совла­да­ния с ними влекут за собой небла­го­при­ят­ные для соци­аль­ной ада­п­та­ции женщины послед­ствия. Озна­чен­ная ситу­а­ция по своему воз­действию может быть отне­сена к «сильным». И, сле­до­ва­тельно, именно ситу­а­ция, влияя на лич­ност­ные пере­мен­ные, обу­сла­в­ли­вает пове­де­ние женщины-матери.

Помимо вну­три­се­мейных труд­но­стей, рожде­ние ребенка с нару­ше­ни­ями пси­хи­че­ского раз­ви­тия ставит перед семьей про­блемы во вза­и­мо­свя­зях с соци­аль­ным окру­же­нием. Именно мать выпол­няет нелег­кую роль, смягчая кон­фликты и нала­жи­вая вза­и­мо­от­но­ше­ния. Воз­ни­ка­ю­щие на этом пути слож­но­сти, посте­пенно могут при­во­дить к соци­аль­ной изо­ля­ции семьи. Как след­ствие этого, воз­можно, сни­же­ние у женщины-матери уровня соци­аль­ной и пси­холо­ги­че­ской ком­петен­т­но­сти и неу­ме­ние правильно вести себя в напря­жен­ных, сложных ситу­а­циях. Со вре­ме­нем порог чув­стви­тель­но­сти пони­жа­ется и все больше ситу­а­ций попа­дает под кате­го­рию «сложных», вызывая оши­боч­ные пове­ден­че­ские реакции.

Недо­ста­точ­ная пси­холо­ги­че­ская под­дер­жка со стороны род­ствен­ни­ков и зна­ко­мых, при особой чув­стви­тель­но­сти женщины и свойствен­ной ей базаль­ной тревоге, ведет к эмо­ци­о­наль­ной неу­стой­чи­во­сти и росту уровня тре­вож­но­сти. Утрата про­из­воль­но­сти эмоций про­я­в­ля­ется в невоз­мож­но­сти справится со своим состо­я­нием, в навяз­чи­вом харак­тере пережи­ва­ний. Причем невоз­мож­ность созна­тель­ного упра­в­ле­ния эмо­ци­ями акту­али­зи­ру­ется не только в особых, трудных ситу­а­циях. Любое, даже мало­зна­чи­мое событие, может при­ве­сти к утрате кон­троля. При этом масштаб пережи­ва­ния несо­раз­ме­рен событию. Сверх­цен­ное отно­ше­ние матери к ребенку явля­ется тем фак­то­ром, который при­во­дит к патоло­гии эмо­ци­о­наль­ной соста­в­ля­ю­щей при тре­вож­ном рас­стройстве.

Соци­аль­ная изо­ли­ро­ван­ность, сопро­во­жда­ю­щая семью, и свя­зан­ные с этим эмоции, отно­ся­щи­еся к про­блеме иден­тич­но­сти, влияют на фор­ми­ро­ва­ние у женщины таких защит­ных меха­низ­мов как отри­ца­ние и про­ек­ция. Сим­би­оти­че­ская связь с ребен­ком и вклю­че­ние его в свои соб­ствен­ные границы, вызы­вает у матери аффек­тив­ные состо­я­ния, отно­ся­щи­еся к про­блеме тер­ри­то­ри­аль­но­сти. След­ствием этого может являться акту­али­за­ция защит­ных меха­низ­мов группы интел­лек­ту­али­за­ции. Непри­ятие ребенка на бес­со­зна­тель­ном уровне и поро­жда­е­мое этим чувство вины сдер­жи­ва­ется с помощью реак­тив­ного обра­зо­ва­ния, которое явля­ется гипер­ком­пен­са­цией и про­я­в­ля­ется в виде гипе­ро­пеки. Повы­ше­ние уровня защит­ных меха­низ­мов группы ком­пен­са­ции явля­ется резуль­та­том про­блемы вре­мен­но­сти, которая, являясь уни­вер­саль­ной, остро акту­альна для матери ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия.

К осо­бен­но­стям соци­аль­ной ада­п­та­ции женщины в ситу­а­ции «особого» мате­рин­ства отно­сятся недо­ста­точ­ная соци­аль­ная актив­ность и эго­цен­три­че­ские цели. Пове­де­ние ее харак­те­ри­зу­ется отсут­ствием гиб­ко­сти, сте­ре­отип­но­стью про­я­в­ле­ний. Соци­аль­ное несо­от­вет­ствие ребенка ведет к изо­ля­ции семьи, росту тревоги у матери, что, в свою очередь, услож­няет вза­и­мо­действие ее с соци­у­мом и огра­ни­чи­вает воз­мож­но­сти про­дук­тив­ного фун­к­ци­о­ни­ро­ва­ния. Нару­ше­ние соци­аль­ных вза­и­мо­от­но­ше­ний иска­жает спо­соб­ность матери аде­кватно про­гно­зи­ро­вать события, что ведет к дез­о­ри­ен­та­ции и уси­ли­вает неу­до­вле­тво­рен­ность.

Рожде­ние ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия изме­няет жиз­нен­ные пер­спек­тивы семьи, поро­ждая труд­но­сти, свя­зан­ные как с резкой сменой образа жизни, так и с необ­хо­ди­мо­стью решения мно­же­ства спе­ци­фи­че­ских проблем.

Тра­ди­ци­онно именно женщина зани­ма­ется вос­пита­нием, обра­зо­ва­нием и лече­нием ребенка. Все это часто ста­но­вится смыслом ее жизни. Вос­пита­ние ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия влияет на лич­ност­ные харак­те­ри­стики матери и опре­де­ляет ее пове­де­ние.

Проводя большую часть времени с нужда­ю­щимся в посто­ян­ном уходе ребен­ком, мать ока­зы­ва­ется наи­бо­лее уяз­в­лен­ной воз­ни­ка­ю­щими при этом труд­но­стями при вза­и­мо­действии, как с членами семьи, так и с раз­лич­ными соци­аль­ными струк­ту­рами. Именно поэтому нев­роти­че­ские про­я­в­ле­ния ста­но­вятся прак­ти­че­ски посто­ян­ной соста­в­ля­ю­щей ее пове­де­ния. Эго­цен­тризм, тре­вож­ность, напря­жен­ность, утрата дли­тель­ной вре­мен­ной пер­спек­тивы — харак­те­ри­зуют мать ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия.

Актив­ное вклю­че­ние меха­низма пси­холо­ги­че­ских защит поз­во­ляет женщине оправ­дать и принять как должное весь спектр нали­че­ству­ю­щих у нее нега­тив­ных ощу­ще­ний, свя­зан­ных с «особым» мате­рин­ством. След­ствием этого явля­ется нару­ше­ние аде­кват­ного вос­при­ятия ситу­а­ции, ощу­ще­ние нес­правед­ли­во­сти судьбы по отно­ше­нию к себе.

Мно­го­лет­ние усилия, напра­в­лен­ные на улуч­ше­ние состо­я­ния ребенка, тер­пе­ние и настой­чи­вость, про­я­в­ля­е­мые при этом жен­щи­ной, явля­ются образ­цом само­от­вер­жен­но­сти. Вместе с тем соб­ствен­ные воз­мож­но­сти часто оце­ни­ва­ются как мини­маль­ные, и помощь ожи­да­ется извне.

Реакция отри­ца­ния реаль­но­сти фор­ми­рует ожи­да­ние «чуда». Воз­можна и такая «пара­док­саль­ная ада­п­та­ция», как обра­ще­ние к нет­ра­ди­ци­он­ным методам лечения ребенка и уход в раз­лич­ные рели­ги­озные системы.

Все это может нару­шать спо­соб­ность к позна­нию пове­де­ния окру­жа­ю­щих, пони­ма­ние отно­ше­ний «Я-обще­ство», умение выбрать соци­аль­ные ори­ен­тиры и умение орга­ни­зо­вать свою дея­тель­ность в соот­вет­ствии с этими ори­ен­ти­рами.

Таким образом, рожде­ние и вос­пита­ние ребенка с нару­ше­нием пси­хи­че­ского раз­ви­тия обу­сло­в­ли­вает поиск жен­щи­ной особых путей ада­п­та­ции к социуму. Изу­че­ние фено­ме­ноло­гии таких семей при­во­дит к пони­ма­нию необ­хо­ди­мо­сти изыс­ка­ния кон­струк­тив­ных моделей соци­аль­ной ада­п­та­ции женщины и раз­ра­ботки спе­ци­аль­ных мар­ш­ру­тов под­дер­жки.

с. 217—224