Шипицына Л. М.

«Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта(фрагмент)



Стили и типы роди­тель­ского вос­пита­ния

В совре­мен­ной лите­ра­туре можно встретить раз­лич­ные клас­си­фи­ка­ции стилей и типов роди­тель­ского вос­пита­ния (С. В. Ковалев, 1988; Э. Г. Эйдемил­лер, В. В. Юстиц­кий, 1990; Д. Н. Исаев, 1994 и др.). Так, стили вза­и­мо­от­но­ше­ний, в том числе и семейных, делят на три основ­ных: авто­ритар­ный, либе­раль­ный и демо­кра­ти­че­ский.

Авто­ритар­ный стиль — харак­те­ри­зу­ется сте­ре­отип­но­стью оценок и пове­де­ния, игно­ри­ро­ва­нием инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей членов семьи, ригид­но­стью уста­но­вок, пре­о­б­ла­да­нием дис­ци­пли­нар­ных воз­действий, бес­це­ре­мон­но­стью, холод­но­стью и дик­та­том. Общение огра­ни­чи­ва­ется крат­кими дело­выми рас­по­ря­же­ни­ями, осно­вы­ва­ется на запретах. Чувства и эмоции парт­нера по общению в расчет не при­ни­ма­ются, во вза­и­мо­от­но­ше­ниях сохра­ня­ется дистан­ция.

Либе­раль­ный стиль про­я­в­ля­ется в семье как отстра­нен­ность и отчу­ж­ден­ность членов семьи друг от друга, без­раз­ли­чие к делам и чув­ствам другого. Во вза­и­мо­от­но­ше­ниях и общении реали­зу­ется принцип «делай, что хочешь».

Демо­кра­ти­че­ский стиль — это сотруд­ни­че­ство и вза­и­мо­по­мощь, рав­но­правие всех участ­ни­ков семейного союза, гиб­кость оценок пове­де­ния в зави­си­мо­сти от ситу­а­ции или состо­я­ния парт­нера, с учетом его инди­ви­ду­аль­ных осо­бен­но­стей. При таком подходе взро­с­лые обща­ются с ребен­ком това­ри­ще­ским тоном, кор­рек­тно напра­в­ляют его пове­де­ние, хвалят и пори­цают, выска­зы­вая одно­вре­менно советы, допус­кают дис­кус­сии по поводу своих рас­по­ря­же­ний и не под­чер­ки­вают свое руко­во­дя­щее поло­же­ние.

Воз­можна и иная гра­да­ция отно­ше­ний роди­те­лей и ребёнка. Устой­чи­вые сочета­ния раз­лич­ных черт вос­пита­ния пред­ста­в­ляют собой тип вос­пита­ния. Он под­ра­зу­ме­вает опре­де­лен­ные системы вос­при­ятия ребенка, воз­действия на него и способы общения с ним.

Клас­си­фи­ка­цию нару­шен­ных типов семейного вос­пита­ния можно пред­ставить сле­ду­ю­щим образом:

1. Пот­вор­ству­ю­щая гипер­про­тек­ция. Ребенок нахо­дится в центре вни­ма­ния семьи, которая стремится к мак­си­маль­ному удо­вле­тво­ре­нию его потреб­но­стей. Поблажки дела­ются даже тогда, когда они вредят ребенку. Роди­тели ско­вы­вают ини­ци­а­тиву ребенка чрез­мер­ной заботой и пре­ду­пре­ди­тель­но­стью. В резуль­тате он не может действо­вать само­сто­я­тельно и в трудных ситу­а­циях под­вер­га­ется опас­но­сти в той же степени, что и бро­шен­ный ребенок. Став взро­с­лым, человек ока­зы­ва­ется нес­по­соб­ным к само­сто­я­тель­ным действиям, отли­ча­ется повы­шен­ной тре­бо­ва­тель­но­стью к заботе других о себе, нераз­ви­то­стью эмо­ци­о­нально-волевой сферы, пони­жен­ной кри­тич­но­стью по отно­ше­нию к себе.

2. Доми­ни­ру­ю­щая гипер­про­тек­ция. Ребенок нахо­дится в центре вни­ма­ния роди­те­лей, которые отдают ему много сил и времени, лишая само­сто­я­тель­но­сти, ставя мно­го­чи­с­лен­ные огра­ни­че­ния и запреты. Послед­стви­ями такого вос­пита­ния, в которых сочета­ются роди­тель­ская любовь и огра­ни­чи­тель­ство, будут такие каче­ства лич­но­сти ребенка, как покор­ность, зави­си­мость, мнимая агрес­сив­ность, отсут­ствие дру­же­лю­бия. В под­рост­ко­вом воз­ра­сте такое вос­пита­ние уси­ли­вает реакцию эман­си­па­ции и обу­сло­в­ли­вает аффек­тив­ные реакции.

3. Эмо­ци­о­наль­ное отвер­же­ние. Роди­тели без­раз­личны к судьбе ребёнка. Эта тра­ги­че­ская ситу­а­ция может быть вызвана и неже­ла­тель­ной бере­мен­но­стью, и неже­ла­тель­ным полом ребёнка, другими обсто­я­тель­ствами, которые при­во­дят к тому, что роди­тели оттал­ки­вают ребёнка. Нев­ни­ма­тель­ность, без­раз­ли­чие к его нуждам, к тому, где он и что с ним, может дохо­дить до жесто­ко­сти роди­те­лей. Роди­тели не про­я­в­ляют эмо­ци­о­наль­ной теплоты в общении с ребён­ком, не спо­соб­ствуют соз­да­нию для него физи­че­ского ком­форта. Детское пове­де­ние, свя­зан­ное с пережи­ва­ни­ями, встре­ча­ется с раз­дра­же­нием и обычно пре­се­ка­ется. Такая урод­ли­вая позиция роди­те­лей при­во­дит к эмо­ци­о­наль­ной недо­раз­ви­то­сти ребёнка, про­во­ци­рует раз­ви­тие агрес­сив­но­сти и пре­ступ­ных наклон­но­стей.

4. Повы­шен­ная мораль­ная ответ­ствен­ность. Этот тип вос­пита­ния харак­те­ри­зу­ется сочета­нием высоких тре­бо­ва­ний к ребёнку о недо­стат­ком вни­ма­ния к нему со стороны роди­те­лей, меньшей заботой о нём. Роди­тели любят не самого ребёнка, а его соот­вет­ствие своему вну­трен­нему образу. Такой стиль при­во­дит к нев­роти­че­ским состо­я­ниям, сти­му­ли­рует раз­ви­тие черт тре­вожно-мни­тель­ной (пси­ха­сте­ни­че­ской) акцен­ту­а­ции харак­тера.

5. Гипо­про­тек­ция (гипо­о­пека). Ребёнок пре­до­ста­в­лен себе, роди­тели не инте­ре­су­ются им, не кон­тро­ли­руют его. Как правило, роди­тели не знают где нахо­дится, что делает их ребёнок, они не пони­мают его нужд, труд­но­стей и опас­но­стей, под­сте­ре­га­ю­щих его, не спо­собны сво­е­вре­менно и эффек­тивно помочь ему.

6. Непо­сле­до­ва­тель­ный тип. Роди­тели осу­ще­ст­в­ляют резкую смену стилей, приёмов вос­пита­ния, пере­ходя от стро­го­сти к либе­рализму и, нао­бо­рот, от вни­ма­ния к ребёнку к эмо­ци­о­наль­ному отвер­же­нию.

7. Вос­пита­ние в культе болезни. Жизнь семьи целиком посвя­щена боль­ному ребёнку. Роди­тели, сот­во­рив­шие из боль­ного ребёнка кумира для себя, станут убе­ди­тельно дока­зы­вать, что живут ради детей. Навя­зы­ва­ние этой роли можно наблю­дать даже тогда, когда долго болев­ший ребёнок выздо­ра­в­ли­вает. Однако кто-то в семье про­дол­жает считать его слабым, болез­нен­ным. Взро­с­лому не хочется менять сло­жив­шийся сте­ре­отип вза­и­мо­от­но­ше­ний с ребён­ком. Легче обра­щаться с ним как с больным, чем искать новые формы пол­но­цен­ного общения. В такой атмо­сфере ребёнок выра­с­тает изне­жен­ным, капризным, ипо­хон­дри­че­ски настро­ен­ным.

Следует под­чер­к­нуть, что воз­раст­ные осо­бен­но­сти детей создают опас­ность закреп­ле­ния послед­ствия неправиль­ного вос­пита­ния. С другой стороны, в силу тех же осо­бен­но­стей, дети легче пере­стра­и­ва­ются, под­да­ются вос­пита­тель­ному воз­действию, более сен­зи­тивны в плане раз­ви­тия, если опре­де­ля­ю­щие воз­действия аде­кватны воз­мож­но­стям и осо­бен­но­стям ребенка. Это опре­де­ляет необ­хо­ди­мость и высокую эффек­тив­ность ранней диа­гно­стики, про­фи­лак­тики и кор­рек­ции нару­ше­ний семейного вос­пита­ния.

Поскольку вос­пита­ние харак­те­ри­зу­ется прежде всего опре­де­лен­ными сто­ро­нами отно­ше­ний роди­те­лей к детям, то можно выде­лить наи­бо­лее суще­ствен­ные из них, в виде трех групп фак­то­ров (А. И. Захаров, 1993).

К фак­то­рам первого порядка можно отнести сле­ду­ю­щие стороны, или аспекты отно­ше­ний роди­те­лей:

— Во вза­и­мо­действии с детьми роди­тели непро­из­вольно ком­пен­си­руют многие из своих нео­тре­а­ги­ро­ван­ных пережи­ва­ний, то есть их отно­ше­ние носит реак­тив­ный харак­тер. Напри­мер, гипе­ро­пека матери осно­вана на тре­вож­но­сти и страхе оди­но­че­ства, нервных срывах в виде крика и физи­че­ских нака­за­ний, ком­пен­си­ру­ю­щих нервное напря­же­ние роди­те­лей; или бес­чи­с­лен­ные заме­ча­ния) и педан­тич­ное пре­до­пре­де­ле­ние образа жизни детей исходят из мни­тель­но­сти, чрез­мер­ной прин­ци­пи­аль­но­сти и одно­сто­ронне поня­того авто­ри­тета в семье.

— Другая осо­бен­ность роди­тель­ского отно­ше­ния — это нео­со­знан­ная про­ек­ция лич­ност­ных проблем на детей, когда роди­тели обви­няют их в том, что прак­ти­че­ски присуще им самим, но не осо­знают должным и, главное, сво­е­вре­мен­ным образом. Можно сказать и так, что роди­тели не видят недо­стат­ков у себя, но видят их у ребенка или требуют то, в чем сами не явля­ются при­ме­ром. Чем больше степень харак­те­роло­ги­че­ских изме­не­ний у роди­те­лей, тем чаще они склонны при­пи­сы­вать детям «вредный» харак­тер, ока­зы­ва­ю­щийся на поверку сво­е­об­разным спо­со­бом их защит­ного реа­ги­ро­ва­ния в ответ на непо­силь­ные и нес­правед­ли­вые тре­бо­ва­ния взро­с­лых. Чем больше степень нев­роти­че­ских нару­ше­ний у роди­те­лей, тем чаще они впо­след­ствии испы­ты­вают чувство вины, сомне­ния и коле­ба­ния в правиль­но­сти своих действий и нега­тив­ной оценки ребенка.

— Отли­чи­тель­ной чертой вос­пита­ния явля­ется и разрыв между словом и делом, когда роди­тель­ская мораль носит слишком абстрак­т­ный, отвле­чен­ный харак­тер и не под­креп­ля­ется живым, непо­сред­ствен­ным при­ме­ром, или роди­тели говорят одно, а делают другое, отражая этим двойствен­ность своей лич­но­сти и непо­сле­до­ва­тель­ность сужде­ний.

— Не могут роди­тели ста­би­ли­зи­ро­вать и кри­зис­ные ситу­а­ции в пси­хи­че­ском раз­ви­тии ребенка, справиться с его страхом и тре­во­гами. Они при­ла­гают слишком много усилий, тре­во­жась и бес­по­ко­ясь в еще большей степени, чем сам ребенок, и этим спо­соб­ствуют фик­са­ции его нев­роти­че­ских реакций, имеющих вначале эпи­зо­ди­че­ский харак­тер. Иногда роди­тели упус­кают нужное время, когда нев­роти­че­ские про­я­в­ле­ния незна­чи­тельны и могут быть доста­точно легко устра­нены аде­кват­ным пси­холо­ги­че­ским воз­действием.

— Про­я­в­ля­ется и труд­ность в уста­но­в­ле­нии ровных, дове­ри­тель­ных и эмо­ци­о­нально-теплых, непо­сред­ствен­ных отно­ше­ний с детьми.

— В вос­пита­нии недо­стает душев­ной щед­ро­сти, широты взгля­дов, доброты, нео­тя­го­щен­ной эго­цен­триз­мом, конъюн­к­тур­ными сооб­ра­же­ни­ями, раци­о­нализ­мом, чрез­мер­ной оза­бо­чен­но­стью и пес­симиз­мом.

Фак­то­рами второго порядка, или основ­ными пара­мет­рами неправиль­ного вос­пита­ния явля­ются:

Непо­ни­ма­ние сво­е­об­ра­зия лич­ност­ного раз­ви­тия детей. Напри­мер, роди­тели считают их упря­мыми, в то время как речь идет о сохра­не­нии эле­мен­тар­ного чувства соб­ствен­ного досто­ин­ства, или роди­тели думают, что ребенок не хочет, а он не может и так далее.

Непри­нятие детей — это непри­нятие инди­ви­ду­аль­но­сти ребенка, его сво­е­об­ра­зия, осо­бен­но­стей харак­тера. Непри­нятие про­я­в­ля­ется непри­да­нием зна­чи­мо­сти таким фак­то­рам пси­хи­че­ского раз­ви­тия, как любовь, при­зна­ние и чувство соб­ствен­ного досто­ин­ства, посто­ян­ным чув­ством вну­трен­ней неу­до­вле­тво­рен­но­сти, недо­воль­ством и раз­дра­же­нием в отно­ше­ниях с детьми, пре­о­б­ла­да­нием отри­ца­тель­ных оценок в вос­при­ятии их харак­тера, недо­ве­рием к фор­ми­ру­ю­ще­муся жиз­нен­ному опыту детей, гра­ни­ча­щим с пре­не­бре­же­нием их воз­мож­но­стей и потреб­но­стей, чрез­мер­ными раз­ре­ше­ни­ями типа попу­сти­тель­ства или строгим, нередко фор­маль­ным отно­ше­нием.

Несо­от­вет­ствие тре­бо­ва­ний и ожи­да­ний роди­те­лей воз­мож­но­стям и потреб­но­стям детей. Это ведущий пато­ген­ный фактор, вызы­ва­ю­щий нервно-пси­хи­че­ское пере­на­пря­же­ние у детей.

Негиб­кость роди­те­лей в отно­ше­ниях с детьми выра­жа­ется:

• недо­ста­точ­ным учетом ситу­а­ции момента;

• несво­е­вре­мен­ным откли­ком;

• фик­са­цией проблем, застре­ва­нием на них;

• тра­фа­рет­но­стью, задан­но­стью, запро­грам­ми­ро­ван­но­стью;

• отсут­ствием аль­тер­на­тив в реше­ниях;

• пред­взя­то­стью сужде­ний;

• навя­зы­ва­нием мнений.

Негиб­кость обу­сло­в­лена как харак­те­роло­ги­че­скими осо­бен­но­стями, так и нев­роти­че­скими состо­я­ни­ями роди­те­лей. Из харак­те­роло­ги­че­ских про­я­в­ле­ний обра­щают вни­ма­ние недо­ста­точ­ный уровень раз­ви­тия вооб­ра­же­ния, излиш­няя прин­ци­пи­аль­ность и наличие других гипер­со­ци­али­зи­ро­ван­ных черт харак­тера, власт­ность харак­тера и авто­ритар­ность. Нев­роти­че­ское состо­я­ние роди­те­лей пре­пят­ствует гибкому кон­такту по причине уве­ли­че­ния вну­три­лич­ност­ной напря­жен­но­сти и эго­цен­тризма.

Нерав­но­мер­ность отно­ше­ния роди­те­лей в раз­лич­ные годы жизни детей. Недо­ста­ток заботы сме­ня­ется ее избыт­ком или, нао­бо­рот, избыток — недо­стат­ком в резуль­тате меня­ю­ще­гося харак­тера вос­при­ятия детей, рожде­ния второго ребенка и проти­во­ре­чи­во­сти лич­ност­ного раз­ви­тия самих роди­те­лей.

Непо­сле­до­ва­тель­ность в обра­ще­нии с детьми — суще­ствен­ный фактор нев­роти­за­ции, соз­да­ю­щей эффект «сшибки» нервных про­цес­сов в резуль­тате меня­ю­щихся и проти­во­ре­чи­вых тре­бо­ва­ний роди­те­лей. Выра­же­нием непо­сле­до­ва­тель­но­сти будут бес­ко­неч­ные обе­ща­ния или угрозы, недо­ве­де­ние нача­того дела до конца, непред­ска­зу­е­мая пере­мена рас­поло­же­ния, несо­от­вет­ствие между тре­бо­ва­ни­ями и кон­тро­лем, пере­ходы из одной крайно­сти в другую, что при­во­дит вначале к неу­стой­чи­во­сти нервных про­цес­сов ребенка, затем к их воз­бу­жде­нию и утом­ле­нию.

Несо­гла­со­ван­ность отно­ше­ний между роди­те­лями. Обу­сло­в­лена нали­чием кон­фликта, уси­лен­ного кон­траст­ными чертами их тем­пе­ра­мента.

Факторы тре­тьего порядка:

Аффек­тив­ность — избыток роди­тель­ского раз­дра­же­ния, недо­воль­ства или бес­по­койства, тревоги и страха. Аффек­тив­ность часто создает эффект сума­тош­но­сти в доме: хаотич­но­сти, бес­по­ря­доч­но­сти, все­об­щего воз­бу­жде­ния. Затем роди­тели всегда в той или иной мере пережи­вают слу­чив­ше­еся, испы­ты­вая чувство вины от нес­по­соб­но­сти справиться со своими выхо­дя­щими из под кон­троля эмо­ци­ями.

Тре­вож­ность в отно­ше­ниях с детьми выра­жа­ется:

• бес­по­койством и паникой по любому, даже пустя­ко­вому поводу;

• стрем­ле­нием чрез­мерно опекать ребёнка;

• не отпус­кать его от себя;

• пре­до­хра­не­нием от всех, большей частью вооб­ра­жа­е­мых опас­но­стей, что обу­сло­в­лено нали­чием тре­вож­ных пред­чув­ствий, опа­се­ний, страхов у самой матери;

• «при­вя­зы­ва­нием» детей к себе, в том числе к своему настро­е­нию, чув­ствам, пережи­ва­ниям;

• непе­ре­но­си­мо­стью ожи­да­ния и нетер­пе­ли­во­стью, стрем­ле­нием всё делать для ребёнка заранее;

• сомне­нием в правиль­но­сти своих действий и одно­вре­менно навяз­чи­вой потреб­но­стью посто­янно пре­до­сте­ре­гать, давать бес­чи­с­лен­ные советы и реко­мен­да­ции.

Доми­нан­т­ность в отно­ше­ниях с детьми озна­чает:

• безо­го­во­роч­ное пре­до­пре­де­ле­ние взро­с­лыми любой своей точки зрения;

• кате­го­рич­ность сужде­ния, при­каз­ной, пове­ле­ва­ю­щий тон;

• стрем­ле­ние под­чи­нить ребенка, создать зави­си­мость от себя;

• навя­зы­ва­ние мнений и готовых решений;

• стрем­ле­ние к строгой дис­ци­плине и огра­ни­че­ние само­сто­я­тель­но­сти;

• исполь­зо­ва­ние при­ну­жде­ния и репрес­сив­ных мер, включая физи­че­ские нака­за­ния;

• посто­ян­ный кон­троль за действи­ями ребенка, осо­бенно за его попыт­ками делать все по-своему.

Доми­нан­т­ность создает негиб­кость в семейных отно­ше­ниях и нередко выра­жа­ется в большом коли­че­стве угроз, которые обру­ши­ва­ются на детей, если они имеют свое мнение и не сразу испол­няют приказы. К тому же роди­тели с власт­ными чертами харак­тера склонны огульно обви­нять детей в непо­слу­ша­нии, упрям­стве и нега­ти­визме.

Гипер­со­ци­алъность — осо­бен­ность вос­пита­ния, когда оно имеет слишком правиль­ный, без учета инди­ви­ду­аль­но­сти ребенка, харак­тер. Ей присущи эле­менты неко­то­рой фор­маль­но­сти в отно­ше­ниях с детьми, недо­ста­ток эмо­ци­о­наль­ного кон­такта, искрен­ность и непо­сред­ствен­ность в выра­же­нии чувств. Роди­тели как бы вос­пи­ты­вают ребенка по опре­де­лен­ной, задан­ной про­грамме, не учи­ты­вая сво­е­об­ра­зие его лич­но­сти, воз­раст­ных потреб­но­стей и инте­ре­сов.

Недо­ве­рие к воз­мож­но­стям детей, их фор­ми­ру­ю­ще­муся жиз­нен­ному опыту выра­жа­ется:

• насто­ро­жен­но­стью и подо­зри­тель­но­стью в отно­ше­нии перемен;

• недо­вер­чи­во­стью к соб­ствен­ному мнению ребенка;

• неве­рием в его само­сто­я­тель­ность;

• чрез­мер­ной регла­мен­та­цией образа жизни;

• пере­про­вер­кой действий ребенка;

• избы­точ­ной и часто мелоч­ной опекой;

• мно­го­чи­с­лен­ными пре­до­сте­ре­же­ни­ями и угро­зами.

Недо­ста­точ­ная отзыв­чи­вость, или нечут­кость, роди­те­лей озна­чает несво­е­вре­мен­ный или недо­ста­точ­ный отклик на просьбу детей, их потреб­но­сти, настро­е­ния и аффекты. Подоб­ное отно­ше­ние может быть вызвано разными при­чи­нами: повы­шен­ной прин­ци­пи­аль­но­стью или незре­ло­стью роди­тель­ского чувства, непри­нятием ребенка, власт­но­стью, эго­цен­триз­мом, нев­роти­че­ским состо­я­нием, кон­флик­т­ными отно­ше­ни­ями и так далее. Часто у роди­те­лей про­я­в­ля­ется отзыв­чи­вость «нао­бо­рот», когда они обна­ру­жи­вают чрез­мерно быстрые и аффек­тивно-зао­стрен­ные отри­ца­тель­ные реакции на малейшие откло­не­ния в пове­де­нии детей и ока­зы­ва­ются эмо­ци­о­нально-глухие в отно­ше­нии выра­же­ния пози­тив­ных чувств. Даже вовремя похвалить, под­дер­жать, тепло напут­ство­вать пред­ста­в­ляет для них большую труд­ность, чем делать заме­ча­ния, ругать, тре­во­житься и пре­до­сте­ре­гать.

Проти­во­ре­чи­вость в отно­ше­ниях с детьми пред­ста­в­лена раз­лич­ными, часто вза­и­мо­ис­клю­ча­ю­щими сто­ро­нами: эффек­тив­ность и гипе­ро­пека ужи­ва­ются с недо­ста­точ­ной эмо­ци­о­наль­ной отзыв­чи­во­стью, тре­вож­ность с доми­нан­т­но­стью, завы­шен­ные тре­бо­ва­ния с роди­тель­ской бес­по­мощ­но­стью. Проти­во­ре­чи­вость отра­жает нев­роти­че­ские осо­бен­но­сти лич­но­сти роди­те­лей и заметно умень­ша­ется по мере ста­би­ли­за­ции вну­трен­него пси­хи­че­ского состо­я­ния и повы­ше­ния уве­рен­но­сти в себе.

с. 182—189

Другие материалы из данного источника