
Гнев и агрессия: разбираемся с понятиями
Трехлетний Сережа строит башню из куличиков в песочнице. Вдруг приходит другой мальчик и случайно ломает его постройку. Сережа чувствует, кок внутри него начинает клокотать лава гнева. Он сжимает кулаки, из глаз его льются слезы, он готов как следует стукнуть обидчика за испорченную работу. В какой момент здесь возникает агрессия и агрессия ли это?
Мы уже обсудили, что агрессия — это проявление такой базовой эмоции, как гнев. Разберемся, как нам разделять эти понятия. Все базовые эмоции — радость, горе, страх, гнев, удивление — имеют свойство как-то себя проявлять в нашем состоянии и поведении. В зависимости от индивидуальных особенностей психики они проявляются мгновенно или более медленно, бурно или едва заметно. На уровне физиологии контролировать проявление эмоций практически невозможно: мы можем лишь заметить, как краснеем, бледнеем, ощущаем общий тонус, учащенное сердцебиение и так далее. А вот на уровне поведения мы уже не так беспомощны: мы можем отдаться эмоции, кричать во все горло и кинуться в драку или сдержаться и сжать кулаки.
Если наш Сережа, стоя в песочнице у развалин собственной башни, рычит и плачет — это проявление гнева, пока не имеющее ничего общего с агрессией. Если в следующую секунду он, не задумываясь, применит свои кулаки по отношению к обидчику, это будет уже акт агрессии, связанный с гневом. А если он будет делать так из раза в раз, это будет уже не единичный случай, а усвоенная модель поведения.
НА КАКОМ ЭТАПЕ РОДИТЕЛЯМ СТОИТ ВМЕШАТЬСЯ В ПРОЦЕСС ПРОЖИВАНИЯ ЭМОЦИИ?
Давайте вначале запомним: испытывать эмоции — нормальная и обязательная функция человека. Это знание поможет нам в любой ситуации легко находить ответ на вопрос, поставленный выше. Запрещать ребенку гневаться ни в коем случае нельзя.
ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ О ГНЕВЕ
1. Гнев возникает не случайно. У каждой эмоции есть определенный функционал. Гнев призван защитить человека от внешних угроз, придать ему для этого больше энергии, повысить общий тонус и притупить чувство боли (конечно, это актуально в первую очередь для животного мира, где гнев обычно предшествует схватке). Непосредственно с гневом бороться ни в коем случае нельзя: он полезен! Если вы видите, что ребенок на что-то сердится, но его гнев не опасен для окружающих, просто продолжайте наблюдать.
2. Гнев приходит быстрее мыслей. Эмоции не полностью подчиняются нашему сознанию. С одной стороны, их можно «надумать», например постоянно вспоминая о чем-то страшном или неприятном, от этого все больше распаляясь и приходя в сильное возбуждение. С другой, чаще всего эмоции возникают в ответ на внешний раздражитель. В нас мгновенно запускается цепь биохимических процессов, которые приводят в состояние печали, отвращения, гнева и так далее. Рассерженный ребенок, скорее всего, не имел шанса рассудить, действительно ли для гнева есть повод, так ли существенна причина его ярости. Эмоция приходит быстрее мыслей, так что нет смысла требовать от ребенка, чтобы он подумал, прежде чем рассердиться. Так не получится.
3. Гнев может вызывать болезненные физические ощущения. Если гнев ребенка сопровождается криком, жалобным плачем, поскуливанием, — самое время показать, что вы рядом. Ведь, когда мы испытываем боль, нам нужна поддержка.
Важно! Ни в коем случае не стоит фокусировать внимание ребенка на виновнике инцидента и тем более давать ему оценки: «Ах какой нехороший мальчик, все поломал, а нам теперь заново строить». Помните, что этот ребенок тоже, может быть, сейчас проходит путь освоения гнева, и, если даже вы уверены, что он сломал башню специально в приступе агрессии, лучше не обвинять его: так вы лишь усилите гнев.
В любой ситуации есть момент перехода от состояния к действиям. Хотя сами по себе эмоции законны и неприкосновенны, своим поведением, связанным с этими эмоциями, все-таки нужно управлять. Поэтому, если Сережа, охваченный гневом, уже готов применить физическую агрессию по отношению к обидчику (толкнуть, ударить) и вам удалось отловить этот момент, постарайтесь мягко его остановить.
ПЯТЬ СПОСОБОВ ОСТАНОВИТЬ РЕБЕНКА ОТ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ
1. Взгляд. Посмотрите на ребенка, негромко позовите его, встретьтесь глазами. Зрительный контакт с вами позволит разгневанному малышу вспомнить, что он здесь не один. Пусть этот взгляд будет полон понимания, а не осуждения, иначе можно добиться обратного эффекта.
2. Жесты. Мягко взять за руку, приобнять, накрыть ладонью его кулачки.
3. Слова. Скажите что-нибудь, что поможет ребенку сфокусироваться на внешнем мире. «Не надо обижать мальчика, ему будет больно», «Подожди рычать, давай посмотрим, что у нас с башней» и тому подобное.
4. Песня. Не удивляйтесь, но ритмичные и мелодичные звуки прекрасно помогают ребенку справиться с резкими вспышками эмоций и переключиться, не совершив необдуманных поступков. Вы можете напеть любую мелодию, например «Тили-бом, тили-бом, поломался чей-то дом»: это намного лучше успокоит и вас, и ребенка, чем окрик вроде «Не смей его бить!».
5. Игра. До шести лет, а иногда и дольше, игра остается ведущим видом деятельности ребенка. Его фантазия подвижна и восприимчива, и этим можно воспользоваться в любой сложный момент. Например, тут же, на развалинах башни, воскликнуть: «Ого, на наш город напал Годзилла, он сломал башню! Давайте скорее спасать из-под завалов самосвалы и лопатки!» Так можно погасить любую вспышку детской агрессии.
Но иногда все происходит слишком быстро. Будьте готовы к тому, что однажды вы не сумеете подловить момент, и ваш ребенок все-таки проявит агрессию по отношению к другому или сам станет ее жертвой. Конечно, вы разнимете участников ссоры, но как минимизировать ответную агрессию? Как самим не стать «карающей рукой» в этой ситуации?
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АГРЕССИЮ НЕ УДАЛОСЬ ОСТАНОВИТЬ?
• Помните: такие инциденты бывают с каждым, особенно с детьми. Они еще только учатся осознавать свои эмоции, до управления ими еще далеко, поэтому тот факт, что один ребенок толкнул другого, не говорит о нем как об агрессоре. Он просто таким образом проявил свою эмоцию, потому что, скорее всего, еще не знаком с другими способами ее выражения.
• Постарайтесь понять и принять причины этой агрессии. Для ребенка ситуация может выглядеть совсем не так, как ее увидели мы. Допустите, что у него была причина рассердиться (хотя это не значит, что можно обижать других).
• Уделите внимание пострадавшему ребенку. Спросите, все ли с ним хорошо, извинитесь перед ним и сопровождающим его взрослым. Вам не нужно оправдываться перед другими людьми, говорить о своем ребенке снисходительно («Сережа у нас такой, не обращайте внимания»). Лучше просто скажите, что вам жаль, и проявите участие: помогите ребенку отряхнуть одежду, убедитесь, что он в порядке, предложите салфетку, чтобы вытереть лицо и руки.
• Следите за состоянием пострадавшего ребенка и особенно его родителей: в ситуации, когда они находятся на волне ответного гнева, необходимо соблюсти нормы приличия и вовремя свести коммуникацию на нет. Вы уже показали своему ребенку пример того, как признать свою неправоту и сгладить неприятный случай, а пострадавшему и его родителю — что вы не поощряете такой вид проявления гнева. Этого вполне достаточно, чтобы снизить риск ответной агрессии в адрес вашего ребенка.
• Постарайтесь отрегулировать значимость этого события: не заклеймить ребенка, который сорвался, но и не оставить незамеченным момент, когда он явно не справился с эмоциями. Неодобряемое действие сразу оказывается в поле зрения других людей и получает множество внешних оценок. Вот и на бедного Сережу сейчас смотрят родители пострадавшего ребенка, другие дети и взрослые... От их реакции зависит значимость поступка в глазах Сережи. Если на его агрессию никто не отреагирует, он решит: ну подумаешь, толкнул. Если пострадавший ребенок поднимет рев и тем самым привлечет к ситуации больше внимания, а каждый взрослый посчитает нужным поцокать языком и сказать: «Ай-ай-ай, какой нехороший мальчик», — поступок для Сережи приобретет огромное значение и на него (не на поступок, а на него самого) с высокой долей вероятности будет навешен ярлык.
А ЕСЛИ АГРЕССИЯ ЧАСТО ПОЯВЛЯЕТСЯ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА?
Допустим, вы уже не раз и не два заметили, что ваш ребенок легко переходит к физической агрессии: может шлепнуть, толкнуть, обидеть другого. Ситуация тревожная, но тем важнее, чтобы родитель сохранял спокойствие и выступал не обвинителем, а защитником того, кто еще не научился адекватно проявлять свой гнев.
ТРИ ВЕЩИ, КОТОРЫЕ НУЖНО ЗНАТЬ ОБ АГРЕССИИ КАК ПОВЕДЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ
1. Агрессивная поведенческая модель не вырабатывается за пару дней. Видимо, ребенок в течение долгого времени наблюдал агрессивное поведение других людей, попробовал вести себя так же и убедился, что эта модель помогает ему решить какие-то жизненные задачи (или, по крайней мере, ему никто не дает понять, что это нехорошо).
2. Выбор агрессии как модели поведения напрямую связан с состоянием внутреннего ресурса, то есть с уровнем жизненных сил: насколько мы сильны, спокойны, есть ли у нас физическая возможность держать себя в руках. Если ребенок переживает стресс, в его жизни произошли важные перемены и, как следствие, он плохо ест и спит, — вспышки агрессии более вероятны.
3. Менять устоявшуюся привычку придется долго. Не стоит ждать, что вы один раз сделаете ребенку замечание, и он мгновенно усвоит более мягкую модель поведения: придется много раз подряд, систематически показывать пример неагрессивного разрешения конфликтов. Если одну ситуацию вы разрулите, а другую оставите без внимания, ребенку будет сложно сориентироваться.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ АГРЕССИВНАЯ МОДЕЛЬ ЗАКРЕПИЛАСЬ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА?
• Прорабатывать другие схемы поведения, возвращать ребенка к тем способам выражать себя, от которых окружающие не страдают. Для этого приготовьте плюшевые игрушки, машинки, кукол — и приступите к сочинению коротких ролевых сюжетов, где персонажи могли бы дать волю гневу, но выбирают более спокойный и цивилизованный путь.
• Следите за физическим состоянием ребенка (насколько он устал, голоден, не мучает ли его царапина на ноге или шатающийся зуб). Понимание того, насколько ребенок «в ресурсе», поможет быть бдительнее в определенные моменты и не дать закрепиться неприятной агрессивной привычке.
• Анализируйте произошедшее. Если у вас с ребенком есть традиция вспоминать по вечерам прошедший день, попробуйте во время таких ежедневных разговоров вспомнить, что происходило в детском саду, на площадке, в разговоре с бабушкой или дедушкой. Если у вас произошел срыв и вы в чем-то не справились с ситуацией, поделитесь с ребенком своими ощущениями, назовите причину, сделайте выводы.
Ты сегодня просил(а) меня нарисовать бабочку, а у меня был срочный телефонный звонок, поэтому я грубо тебе ответил(а). Мне очень неприятно, что я так сделал(а). Извини меня, пожалуйста. Я постараюсь не устраивать важные созвоны по вечерам, когда ты уже дома.
Или:
Давай в следующий раз я тебе покажу рукой вот так. Это будет знак, что я не могу ничего нарисовать.
Точно так же можно разобрать и ситуацию, где сам ребенок не справился со своим «извержением вулкана».
Я видела(а), как ты подрался с Борей на площадке. Боря, наверное, был не прав, но драться все равно нельзя. Мы так не делаем никогда, помнишь? Постарайся в следующий раз сначала понять, что происходит и почему Боря к тебе пристает, а потом просто поговорить с ним или отойти в сторону. А кулаки лучше опустить.
Не нужно упрекать в произошедшем ни себя, ни ребенка: оставьте только понимание, размышление и полезный совет.
• Не стесняйтесь обратиться к детскому психологу. Ваш ребенок не станет от этого шелковым и послушным. Но это поможет понять, какие причины заставляют ребенка всегда держать кулаки наготове. Возможно, за вспышками агрессии стоит страх, тревога, страдание, одиночество, тогда внимание нужно уделить им, а не внешним проявлениям вроде очередной драки.
ЧЕТЫРЕ СПОСОБА НЕАГРЕССИВНОГО РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ
1. Осознавать свою эмоцию и называть ее, можно даже вслух: «Я разгневан», «Я сердит», «Ох, как я зол» и так далее.
2. Открыто, но без нарушения чужих границ выражать свои чувства: «Эй, это моя лопата!», «Зачем ты бросил мой рюкзак?» и так далее.
3. Экологично защищать свои границы: «Нельзя так со мной!», «Не делай так, пожалуйста».
4. Не пускать в ход кулаки ни при каких обстоятельствах, а если кто-то проявляет агрессию — постараться выйти из опасной зоны: «Тот мальчик размахивает лопатой, пытается меня ударить. Я лучше отойду».
РЕЗЮМИРУЕМ
Гнев — это здоровая эмоция, а агрессия лишь один из способов его проявления. Наша задача — не усмирить гнев, а показать ребенку разумные и здоровые модели поведения в ситуации гнева.
Перечислим их кратко:
• Осознание, признание и называние своей эмоции.
• Экологичная обратная связь тому, кто вызывает у тебя гнев.
• Поиск решения вплоть до ухода с площадки, где гуляет неприятный тебе человек.
Управление гневом — это сложная задача, которая не решается быстро, поэтому стоит набраться терпения и в каждой непростой ситуации следить за собственным состоянием. Пока ребенок не может делать это самостоятельно, в роли «датчика состояния» выступаем мы, родители.
КАК ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ С РЕБЕНКОМ НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ ПРОЯВЛЕНИЯ ГНЕВА
Если ребенок еще не проявил агрессию, но уже находится в состоянии сильного гнева:
• Ласково назовите его по имени.
• Попробуйте прикоснуться, приобнять (но будьте готовы к тому, что ребенок отстранится).
• Скажите, что вы рядом.
• Опишите ситуацию: «О, у нас тут башня сломалась».
• Переключите внимание с проблемы на решение: «А что, если нам построить новую башню, еще выше прежней?»
• Постарайтесь назвать эмоцию ребенка, при этом никого не обвиняя: «Очень обидно, когда твою башню ломают. Давай я тебя обниму, и мы вместе решим, что будем делать дальше».
Важно! Если же и вы, и ребенок видели, что башню разрушили специально, что это был акт агрессии, постарайтесь объяснить ему примерно то же, что я рассказываю вам в этой книге:
Не у всех получается справиться со своими эмоциями. У того, кто сломал твою башню, что-то произошло / он что-то почувствовал, может быть, рассердился на какое-то твое слово или действие или вообще его расстроил кто-то другой. Он не должен был так поступать, но у него не получилось в этот раз справиться со своим гневом, и он обрушил его на твою постройку. Уверен(а), со временем и у тебя, и у него все будет получаться, и вы не станете ломать чужие башни.
Если ребенок все-таки допустил агрессивный поступок:
• Оцените свое состояние. Вы не вышли из себя?
Не слишком встревожились? Вы помните, что это учебная ситуация освоения гнева? Если помните — все в порядке, если нет — постарайтесь как можно скорее вспомнить и даже проговорить себе своеобразную мантру для родителя, который вместе с ребенком учится экологично проживать гнев. В спокойные моменты можно придумать (а еще лучше — записать на листке бумаги) сколько угодно таких мантр, тогда в разгар сложной ситуации они быстрее придут на ум и не дадут почве уйти из-под ног.
Примеры мантр:
Я здесь, я люблю своего ребенка, с моим ребенком все в порядке, со мной все в порядке, сейчас мы решим эту ситуацию.
Меня зовут Мария, мне тридцать семь лет. Со мной и моим ребенком все хорошо. Нас не исключат из стаи, нас не отдадут под суд. Мы просто учимся справляться с гневом.
Напишите ваш вариант.
• Остановите акт агрессии. Скорее всего, вы будете делать это одновременно с проверкой своего состояния. Мягко, но быстро разнимите участников инцидента: возьмите ребенка на руки, обнимите, держите его ладошки в своих.
• Не допускайте ответной агрессии ни в чей адрес.
Не пытайтесь ругать своего ребенка, не набрасывайтесь на чужого, если он сорвался на вашего. Все вы здесь — ученики, вы оказались в ситуации, которая для кого-то проста, для кого-то сложнее, но вы сильный взрослый и совершенно точно обладаете всеми способностями, чтобы достойно и без потерь вывести из этой ситуации и своего ребенка, и тех, кто рядом.
КАК ГНЕВ ПРОЯВЛЯЕТСЯ В ТЕЛЕ
У каждого человека своя скорость реакции на внешние угрозы. Кто-то вспыхивает, как порох, а кто-то долго разогревается и потом так же долго остывает после вспышки гнева. Это зависит от индивидуальных психофизических особенностей, поэтому не в наших силах научить ребенка быть менее вспыльчивым или более решительным. Хорошая новость заключается в том, что независимо от темперамента каждый из нас может отказаться от агрессивной модели поведения и научиться экологично проживать свой гнев. Но вам может быть сложно научиться понимать ребенка, если вы не совпадаете по темпераменту: например, вы склонны вскипать быстрее, а у ребенка менее подвижная психика, и гнев в нем зреет дольше. В любом случае мы все обладаем достаточным запасом адаптивности, чтобы со временем подстроиться друг под друга. Вряд ли нам удастся сильно замедлить или ускорить свои эмоциональные реакции, но, если мы будем присматриваться друг к другу, замечать особенности восприятия, нам вскоре станет ясно, чего ждать от наших близких в той или иной ситуации.
Здесь очень важно понять: большинство сложных ситуаций в общении с другими людьми возникает, когда волна эмоций накрывает, как нам кажется, слишком быстро. Это может быть связано с бурным темпераментом человека, но, кроме того, вспышка гнева нередко становится полной неожиданностью просто потому, что эту эмоцию проглядели, не заметили момент, когда она возникла, не уловили первопричину.
Гнев почти никогда не приходит внезапно, как и извержение вулкана, который кажется спящим, но внутри него уже медленно, но верно вскипает лава. Иногда вулкан с виду маленький и безобидный, но под ним может бушевать не видимое глазу огненное озеро. Так что, если секунду назад все было хорошо, и тут ребенка вывела из себя какая-то сущая мелочь, — скорее всего, искра раздражения вспыхнула в нем намного раньше, просто ни он, ни вы ее не заметили.
Этим объясняется эмоциональная непредсказуемость детей. Вчера ребенок спокойно позволил вам застегнуть на нем куртку, а сегодня он в ярости попытался укусить вас за руку. Неделю назад делился игрушками, а теперь лезет в драку с каждым, кто потянется к его вещам.
Если проявление гнева ребенка действительно неожиданно — например, связано с ситуацией, когда он раньше вообще не сердился, имеет смысл проанализировать предшествующие события и понять, когда поведение ребенка стало нетипичным (промолчал в ответ на шутку, не улыбнулся в ответ, был вялым и так далее). Постарайтесь понять, с чего все началось.
Тут огромную роль играют незаметные нюансы:
• были ли соблюдены привычные ритуалы дня (завтрак, утренние объятия, зарядка);
• каково физическое самочувствие ребенка в данный момент (не болит ли что-то, не жмут ли ботинки и так далее);
• как прошла предыдущая ночь (выспался ли ребенок);
• о чем вы говорили за секунду до того, как захотели застегнуть на нем куртку;
• с какой интонацией вы разговаривали;
• был ли у вас зрительный контакт, прежде чем вы начали застегивать на ребенке куртку.
Все это может выглядеть как неразрешимая задача: ну как тут уловить столько мелочей? На самом деле, если взрослый и ребенок «включены» друг в друга, имеют привычку видеть и замечать состояние близкого человека, отслеживание причины гнева становится таким же естественным делом, как здороваться при встрече.
Не нужно все время полностью погружаться в изучение состояния ребенка. Скорее, вам предстоит настроить свои эмоциональные локаторы на конкретные сигналы: нахмуренные брови или обиженные нотки в голосе.
Скажу еще: наблюдать за тем, как проявляются те или иные эмоции ребенка, — та родительская задача, которая кажется гораздо более актуальной и важной, чем, например, учить его читать в три года или постоянно помогать с любой мелкой проблемой. В долгосрочной перспективе ваши знания о собственном ребенке, ваша насмотренность и включенность станут для него бесконечным источником поддержки на пути к познанию самого себя.
Гнев вызывает усталость. Это очень энергозатратная эмоция. После вспышки гнева мы испытываем сильную усталость, а в момент ярости наше сердцебиение учащается, кровь от кожных покровов устремляется в мышцы, которые пребывают в тонусе, дыхание становится чаще, так как увеличивается потребление кислорода (иногда разгневанному человеку начинает казаться, что ему не хватает воздуха). Долго находиться в таком состоянии вредно: слишком высока нагрузка на организм, в том числе детский.
Гнев может причинять дискомфорт. Резкое повышение мышечного тонуса, прилив крови к конечностям, лицу и ушам, испарина — не самые приятные ощущения. Это еще один повод посочувствовать ребенку, когда его вдруг охватывает ярость и он должен сообразить, как себя вести и как пережить все это.
Гнев вызывает всплеск энергии. Очень часто наш организм обращается к гневу, когда срочно нужна энергия для решения какой-либо задачи. Это простой способ на время стать сильнее. Вспомните, как ведет себя трехлетка, когда не получается завязать шнурок или достать с полки игрушку: он гневается! Может даже в ярости рвать шнурки, лупить по шкафу, на котором лежат игрушки. Ребенок злится от бессилия и как будто ищет в себе энергию, чтобы решить задачу. Это свойство гнева может быть очень полезным в спорте, домашних делах, требующих усилий, любом физическом труде. Главное при этом — не терять контакта с собой и не надорваться.
Для переключения с гнева на другую эмоцию требуется время. Тут снова проведем аналогию с вулканом: если он только что извергал потоки раскаленной лавы, не стоит ждать, что он мгновенно остынет. После вспышки гнева (или акта агрессии) в течение некоторого времени ребенок может оставаться в «горячем» состоянии и не воспринимать вас.
Если ребенок завелся с пол-оборота, заорал, заколотил кулаками по вашим коленям, но мгновенно переключился, скорее всего, речь идет не о гневе как таковом, а о проявлении повышенной возбудимости, тревожности, подвижности психики. По-настоящему разгневанному ребенку потребуется хоть немного времени, чтобы перейти в более спокойное состояние.
ПОЧЕМУ ГНЕВ РЕБЕНКА — ЭТО ПОВОД ПОРАДОВАТЬСЯ, А НЕ РАССТРОИТЬСЯ?
• Ваш ребенок достаточно здоров и силен, чтобы высвободить значительную долю энергии и постоять за себя, защитить то, что для него важно. Ему есть чем ответить на некоторые несовершенства этого мира.
• Ваш ребенок чувствует, когда его личное пространство нарушается. Прекрасный навык!
• Ваш ребенок обладает психофизическими особенностями, которые позволят со временем развить так называемую спортивную злость. В будущем из этого можно извлечь много пользы.
РЕЗЮМИРУЕМ
Состояние гнева сопровождается выбросом в кровь адреналина и норадреналина. Эти гормоны приводят нас в тонус, готовят к значительным физическим нагрузкам.
Каждый человек проживает гнев по-своему, поэтому разница в темпераментах может мешать родителям понять своих детей.
НАБЛЮДАЕМ ЗА СОБОЙ И ЗА РЕБЕНКОМ
Вам будет гораздо легче справиться со вспышками агрессии у ребенка, если вы понаблюдаете за собственными ощущениями в моменты гнева. Постарайтесь в ситуации, когда вы раздражены, рассержены, задать себе вопросы:
Как я себя чувствую прямо сейчас? Какие ощущения у меня в голове, шее, плечах, руках, животе, ногах?
Как бьется мое сердце и как я ощущаю свой пулье?
Осознаю ли я, на кого направлен мой гнев? Есть ли цель у моей эмоции, или я просто готов накричать на кого угодно?
Могу ли я в таком состоянии контролировать свою речь, говорить тише, громче, медленнее, быстрее? Как звучат мои слова? Какова моя интонация?
Если принять во внимание, что у гнева, как и у других эмоций, всегда есть причина, а большим вспышкам всегда предшествуют своеобразные первые звоночки, старайтесь их замечать и рассказывать ребенку о том, что вы заметили. Например, так:
Я вижу, что ты хмуришься. Тебя что-то беспокоит?
Когда ты так выпячиваешь губы, это значит, что что-то идет не так. Что случилось?
Чувствуешь? Ты начинаешь говорить все быстрее и быстрее. Обычно так бывает, когда мы волнуемся или сердимся на что-то. Может быть, тебя тоже что-то огорчает? Давай сейчас прервемся и просто посидим немного.
Детские капризы и агрессивные срывы
Одно дело, когда ребенок в десятый раз требует у вас конфету или отказывается одеваться, и совсем другое, если во время эмоционального всплеска он пытается вас укусить, ущипнуть, толкнуть. Последнее говорит о назревшем гневе и необходимости выплеснуть негативную энергию. Именно так часто и заканчиваются капризы, особенно если есть дополнительные предпосылки: усталость, плохое самочувствие, чувство голода, конфликт с другими детьми, необходимость ждать чего-либо дольше, чем обычно.
Сам по себе каприз — еще не акт агрессивного поведения, но он обычно бывает предвестником агрессивных проявлений. При этом приходится признать, что старт «извержению вулкана» дает не столько сам детский каприз, сколько реакция родителей на него.
Как так получается? Определим понятия: каприз в самом общем виде — это необоснованное желание, прихоть. Собственно в капризе нет ни намека на гнев: просто какое-либо требование или ожидание от мира. Но когда ребенок настаивает на каком-то своем требовании, которое не кажется нам резонным, мы склонны ответить отказом. Но и сам отказ необязательно провоцирует в ребенке гнев: думаю, каждый родитель вспомнит ситуацию, когда мы не можем выполнить его просьбу, и он реагирует адекватно, иногда даже беспечно: «А, мы не можем пойти на рыбалку? Ну ладно, ничего страшного».
От чего же тогда зависит исход каприза? Прежде всего — от того, как поведет себя взрослый. Важна интонация, с которой вы отказываете, ваша способность не реагировать на грубую интонацию ребенка, не отвечать тем же. Очень помогут ваше искреннее сочувствие, сожаление, а также разумные аргументы, поданные максимально подробно.
Ниже в таблице приведены примеры реакции родителя в ответ на капризы ребенка.
|
Реакция родителя, которая разожжет агрессию |
Усмиряющая, успокаивающая реакция |
|
Какая еще прогулка? Ты же видишь, дождь за окном. Никуда не пойдем. |
Дорогой, мне очень жаль, но мы правда не можем пойти гулять. Я понимаю, что обещала тебе, но на улице очень сильный ливень. Давай я тебя обниму, вместе погрустим. |
|
Я говорю, никакого сладкого не получишь, пока не доешь суп. |
Смотри! Сахар — это быстрые углеводы. Они очень быстро перерабатываются, и после этого почти сразу опять хочется есть. А морковка в супе — это медленные углеводы, мясо — белок. Съешь сначала суп, а потом можно съесть десерт. |
|
Фу, какой ты у меня капризный ребенок. Сейчас еще и драться начнешь? |
Я вижу, тебе очень сложно. Давай вместе придумаем, как тебе помочь. |
Конечно, ответственность за поведение ребенка несет не только взрослый. Большую роль здесь играет и общее состояние ребенка, а точнее — ряд ключевых факторов, которые во многом определяют, будет ли скандал от очередного родительского «нет», или все обойдется.
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА УРОВЕНЬ АГРЕССИИ (ИЛИ КАПРИЗЫ) У ДЕТЕЙ
• Физиологические причины: усталость, голод, недосыпание, физическое недомогание (болит живот, голова, саднит рана на коленке и так далее).
• Возрастной кризис, то есть временной период, когда у ребенка происходят важнейшие внутренние изменения, формируются новые психические функции. Самые известные и важные — кризис «я сам», который обычно приходится на два-три года, кризис эмоциональности (около пяти лет, когда ребенок открывает в себе все базовые эмоции и учится их воспринимать), а также кризис семи лет, когда ребенок вступает в активный процесс познания и готовится идти в школу.
• Общий высокий уровень стресса, который может быть вызван необходимостью адаптации к детскому саду или школе, сменой места жительства, появлением в семье еще одного ребенка и так далее.
• Несовпадение ожиданий и реальности. Имеются в виду моменты, когда у ребенка есть в голове четкий образ, проект, представление о том, как все должно быть, но реальность не соответствует этому, и ребенок готов открыто выразить свой протест против несовпадения его видения с действительностью. Например, он ждал, что погода будет хорошая и вы сможете пойти на пикник, но вдруг идет дождь, и планы ребенка нарушаются. Мало кто из детей до семи лет может легко воспринять ситуацию, в которой их воля слабее обстоятельств.
• Чувство неуверенности в своей безопасности, в частности, зависть и ревность. Ребенок становится гораздо более раздражителен, если он не чувствует поддержки со стороны своих взрослых, не уверен, что его примут, будут любить и поддерживать в любой ситуации, или же он ощущает дефицит внимания (как это часто бывает, если у ребенка появляется младший брат или сестренка).
Усталый, уязвимый, растревоженный ребенок с гораздо большей вероятностью ответит гневом на очередной внешний триггер, причем агрессия эта может быть безадресной. Дети дошкольного возраста не всегда могут понять, что именно выступает причиной дискомфорта, и тогда они вымещают раздражение на ком или на чем угодно: ломают игрушку, молотят кулаками бабушку или качели, которые вечно заняты. Может «прилететь» и какому-нибудь ребенку, который просто гуляет рядом.
Конечно, мало кому из родителей понравится, когда ребенок в таком состоянии. Кроме того, к моменту проявления агрессии мы уже пришли к выводу, что ребенок капризничает, поэтому обязательно сделаем ему замечание: не надо ломать игрушку, перестань щипать Машу и так далее. Беда в том, что внутреннее напряжение все равно потребует выхода. Если вы запретите ломать игрушку, ребенок попробует оторвать пуговицу от своей куртки, а может быть, и подраться с кем-то. Не исключена и аутоагрессия: очень часто дети трех-пяти лет в ситуации сильного раздражения, особенно на фоне общей тревоги и усталости, начинают бить себя, рвать на себе волосы.
НЕСКОЛЬКО СЛОВ ОБ АУТОАГРЕССИИ
Аутоагрессия — это любая форма активности, направленная на причинение себе физического или психологического вреда. Аутоагрессивное поведение может принимать разные формы. Например, вылиться в привычку царапать, щипать, бить себя в моменты сильного стресса. Или стать моделью решения конфликтных ситуаций (когда ребенок в любом споре стремится себя унизить, обвинить во всем, сказать, какой он плохой, наказать себя). Бывают случаи аутоагрессивного поведения, когда ребенок пробует причинить себе боль скорее из любопытства. Но почти всегда за этими поступками стоит невыраженная боль или сильный гнев, не нашедший выхода.
Почему дети начинают так действовать? Как правило, причина заключается в запрете на выражение сложных эмоций («Ты же хороший мальчик, не надо размахивать кулаками», «Не смей кричать, держи себя в руках!»), а также в пресечении естественной физической активности ребенка («Не бегай, не прыгай, не лазай, не шуми!»). Также открывают для себя аутоагрессивное поведение дети, которым не разрешается открыто высказывать свое недовольство, обиду, раздражение (ребенку обещают купить игрушку, потом отказывают, а когда ребенок начинает возмущаться, ему говорят: «Молчи, так надо»).
«Так что же теперь, не запрещать ему ломать игрушки и щипать других детей?!» — возмущается наш внутренний критик. Конечно, стоит дать ребенку понять, что он делает что-то не то, но главное — не пресечь, не запретить, не загнать гнев внутрь, а показать ему другой выход, другой способ выражения. В данном случае в ярости сломать свою игрушку — не худший способ проявления агрессии, если ты пока не владеешь другими способами выразить сложные эмоции. При этом, конечно, нужно защитить окружающих, особенно детей, от неожиданных вспышек агрессии. Тут недостаточно будет просто сказать «Прекрати!», лучше воспользоваться следующим алгоритмом.
КАК ДЕЙСТВОВАТЬ, ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ПРЯМО СЕЙЧАС ГОТОВ ПРОЯВИТЬ АГРЕССИЮ
• Вывести ребенка из зоны риска. Это нужно делать мягко, дружелюбно, с заботой не только о других детях, но и о своем ребенке: ему ведь тоже будет неприятно оказаться в роли агрессора, на которого все дети и родители смотрят с неодобрением. Предложите ребенку перейти на ту площадку, где есть еще одни качели, или пойти купить хлеба к ужину: подойдет любой сколько-нибудь увлекательный предлог. Только старайтесь не использовать материальные и «пищевые» аттракторы (то есть вещи, которые точно привлекут внимание ребенка и порадуют его, но не решат текущую проблему. К таким относятся покупка игрушки, сладости, компьютерные игры).
• Принять и признать его эмоции. Можно сказать ребенку, что он устал, поэтому все теперь кажется слишком долгим, болезненным, неприятным.
• Предложить альтернативный, экологичный способ выразить агрессию. Можно вместе покричать где-нибудь в пустынном месте, полазить на детской площадке, пробежаться вокруг дома, маршировать, читая детские стихи. Если все это не помогает, можно попробовать что-нибудь сломать (например, разворошить кучу сухих листьев в парке).
Довольно скоро вы почувствуете, что напряжение начинает спадать, однако это не повод возвращаться к делу, которое вы прервали, или идти снова играть с ребятами. Мы же помним, что у ребенка были предпосылки для сильного гнева и несдержанности? Теперь, когда он немного успокоился, самое время восполнить недостаток ресурсов: пойти домой, поужинать, принять теплую ванну, полежать.
ЧТО ДЕЛАТЬ (И ЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ) ПОСЛЕ ТОГО, КАК РЕБЕНОК СОРВАЛСЯ?
Вероятно, поведение ребенка вас удивило и встревожило. В таком состоянии мы склонны действовать резко и тем самым вредить и себе, и ребенку.
Чего не нужно делать?
• ругать;
• наказывать;
• угрожать (например, что больше не поведете его гулять на площадку);
• навешивать ярлыки («все дети нормальные, а ты как Бармалей»);
• в присутствии ребенка обсуждать с другими взрослыми, как плохо он себя вел.
Что стоит сделать?
• быть рядом;
• проявить сочувствие;
• быть готовыми поговорить о случившемся — без обвинений, рассмотрев ситуацию с позиции наблюдателей.
Ребенок не выбирал гневаться, это случилось само собой. Вызванное у ребенка вашими замечаниями чувство вины заставит его поверить в то, что с ним что-то не так: все дети как дети, а я сердитый. Затем могут последовать разные реакции от бурного протеста до полного замыкания в себе, и в подобном состоянии уже не так просто будет научить ребенка адекватно выражать сложные эмоции.
По той же причине за агрессией не должно следовать наказания или какой-либо штрафной санкции вроде запрета вечернего мультфильма. Даже если вы считаете, что сегодня на прогулке ребенок совершил поведенческую ошибку.
Вместо всех этих педагогических приемов можно просто поговорить о том, что случилось. Если у вас есть традиция перед сном вспоминать о том, как прошел день и что в нем произошло важного, можно использовать эту возможность.
КАК ГОВОРИТЬ С РЕБЕНКОМ О ЕГО ПОВЕДЕНИИ
• Предложите вспомнить, какие эмоции посещали его сегодня. Утром вы играли, что хлопья в тарелке — это кораблики, которые направляются в рот, как в порт, и это было весело. Потом в садике было немного трудно на занятии, потом очень хорошо и приятно за обедом, потом... вот вы и подошли к тому сложному, что обязательно нужно проговорить. На площадке было что-то неприятное, ему хотелось есть, было грустно, поэтому не получилось отреагировать так, как нужно.
• Поразмышляйте о том, что произошло и как можно было поступить, не ругая и не обвиняя никого в произошедшем. Не получилось веселой прогулки, потому что ты сильно рассердился, сильнее обычного. А сейчас, когда ты лежишь в уютной постели, кажется ли причина такой уж страшной, чтобы так сильно сердиться? А что можно было сказать мальчику, вместо того чтобы отнимать у него машинку?
• Спросите ребенка, как он хотел бы, чтобы все сложилось. Как было бы приятнее закончить прогулку? Нужно ли было ссориться с другом из-за того, что он никак не хотел уступать качели? Что можно сделать в следующий раз, чтобы прогулка прошла без скандалов и неприятного осадка?
• Постарайтесь найти в произошедшей ситуации что-то полезное. Например, во время вспышки гнева ребенок вдруг начал махать кулаками в воздухе. Дубасить воздух намного лучше, чем кого-то живого, это хорошая находка.
• Сделав вывод, примите решение, которое поможет в следующий раз избежать «извержения». Например, можно предложить ребенку в подобной ситуации на минуту подбежать к маме, просто чтобы отдышаться. Или, возможно, ребенку нужно обязательно поесть перед прогулкой, потому что он плохо справляется со сложными ситуациями, если голоден.
РЕЗЮМИРУЕМ
То, что мы называем детскими капризами, — часто одна из форм агрессивного поведения. Дети больше подвержены раздражению и, как следствие, капризам, если они устали, голодны, испытывают физическое недомогание, переживают стресс и так далее. В наших силах помочь ребенку с достоинством выйти из ситуации, когда он не справился с управлением, и не допустить актов агрессии по отношению к другим детям. Но даже если не все прошло гладко, нужно стараться не взращивать в ребенке чувство вины за то, что он вел себя не лучшим образом.
ГНЕВ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ
Людей, которые легко раздражаются от любой мелочи, мы называем вспыльчивыми. Но что, если вспыльчивость — это не только данность, врожденное свойство психики, особенность темперамента, но и недостаток чуткости к себе? То есть может оказаться, что человек не мгновенно вскипает от любой мелочи, а просто не чувствует первые признаки раздражения, пропускает их.
Эмоциональный интеллект — это умение, позволяющее осознавать, называть свои эмоции, отслеживать их причину, извлекать пользу из любого своего состояния и не обращать сложные эмоции во вред другим.
Гнев, который для нас самих становится неожиданностью, имеет все шансы стать большой проблемой и вылиться в неконтролируемую агрессию, ведь вы не готовы были его встретить. Зато вовремя замеченное, отслеженное раздражение можно легко превратить для себя в источник большого количества энергии: излить ее не на автомобилиста, который вас подрезал на дороге, и не на ребенка, который опять не сделал уроки или не убрал за собой обувь, а на дела, которые требуют от вас изрядных сил.
ТРИ КЛАССИЧЕСКИХ СЛУЧАЯ, КОГДА ГНЕВ СТАНОВИТСЯ ИСТОЧНИКОМ ЖИЗНЕННЫХ СИЛ
1. Мама во время генеральной уборки осознает, что она уже довольно сильно устала и готова на кого-нибудь накричать. Вместо этого она берет тряпку и ожесточенно оттирает пятна краски с рабочего стола.
2. Бегун на длинные дистанции видит, что его обходят уже два соперника, он чувствует злость, это прибавляет ему сил, и он прорывается к финишу.
3. Человек, которого все считают вялым и хилым, видит, как кто-то обижает его друга. Вспышка ярости дает ему достаточно сил, чтобы довести, а может быть, и дотащить друга на себе до ближайшего травмпункта.
Важно! Гнев дает нам достаточно сил, чтобы выполнить сложную задачу. Но необходимо помнить, что после такого гипервключения (то есть после неожиданной и высокой нагрузки на симпатическую нервную систему) организму необходимо восстановиться.
КАК ЗАМЕТИТЬ У СЕБЯ ПРИЗНАКИ ЗРЕЮЩЕГО ГНЕВА
• Следите за дыханием. Как правило, оно учащается по мере того, как в вас растет раздражение. Изменения могут наступить и за два-три часа до момента, когда вы станете заметно агрессивны.
• Слушайте собственный голос. По мере раздражения мы начинаем говорить быстрее и громче обычного.
• Фокусируйтесь на деталях. В моменты сильного раздражения мы готовы любые мелочи воспринять как акты агрессии в свой адрес. Как только вы чувствуете, что диалог с собеседником становится неприятным, отдельные слова и интонации начинают задевать вас, предложите сделать паузу (например, чтобы выпить глоток воды) и прислушайтесь к себе — не слишком ли вы раздражены?
ЧТО ЕЩЕ ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ О СЕБЕ И ВАМ, И РЕБЕНКУ?
• Какие факторы больше всего влияют на ваше состояние: голод или жажда, недосып или наличие головной боли?
• Сколько времени требуется вам, чтобы от первых признаков раздражения перейти к состоянию, когда вам уже сложно сдерживать агрессию? Для одних людей это 15—20 минут, для других — пара часов.
• Сколько вам нужно времени, чтобы остыть после выплеска гнева? Кто-то отходит за считаные минуты, кому-то, чтобы прийти в норму, требуется больше суток.
ГЛАВА 13
Ожидания и реальность
Шестилетний Максим каждый вечер играет с мамой в шашки и все время выигрывает. Однажды он садится играть с папой и проигрывает. В бешенстве Максим разбрасывает шашки, заливается слезами и пытается разломать шахматную доску.
Наташе четыре года. Она давно собиралась сходить с дедушкой в цирк, перед представлением съесть сахарной ваты и покататься на карусели. Но погода выдается плохая, поэтому вата не продается, а карусель оказывается совсем не такой, как в Наташиных мечтах. Девочка выходит из себя, бросается с кулаками на дедушку, устраивает скандал, и ее приходится везти домой, не дождавшись окончания представления.
Конфликт между ожиданиями и реальностью — серьезное испытание для маленького ребенка, который привык к тому, что план, возникший у него в голове, всегда более или менее реализуем. Например, он много раз видел, с какой легкостью его родители наливают сок в стакан, и думает, что сможет так же легко сделать это, но его рука дрожит, и напиток проливается на стол. То же самое происходит, когда ребенок отправляется в гости к бабушке в полной уверенности, что они будут пить чай с пирожками, как много раз до этого. Но в один прекрасный день оказывается, что бабушка не испекла пирожки, и это может вызвать у ребенка сильный всплеск агрессии.
ТОП-4 СИТУАЦИЙ, КОГДА РЕБЕНОК АГРЕССИРУЕТ ИЗ-ЗА НЕСОВПАДЕНИЙ ЕГО ОЖИДАНИЙ С РЕАЛЬНОСТЬЮ
1. Возрастной кризис. На каждом переходном этапе у ребенка формируется новый образ себя как более взрослого, автономного и умелого человека, но действительность не всегда совпадает с этим образом. То есть в своем воображении ребенок уже может приготовить себе завтрак и читает так же быстро, как мама с папой, а на самом деле он пока только осваивает новые навыки, и многое может у него не получаться.
Таких моментов в жизни дошкольника три:
• Кризис трех лет. Он проявляет себя максимально ярко, дарит ребенку осознание себя как самостоятельной личности.
• Кризис пяти лет: менее яркий и заметный, часто проявляет себя как плаксивый период. Важный момент становления чувствительности и эмпатии, открытия ребенком полного спектра собственных эмоций.
• Кризис семи лет: начало обучения в школе, важный шаг в саморегуляции1 и активное освоение коммуникативных и когнитивных навыков.
2. Слом шаблона. Долгое время мы действовали так, а теперь нужно поступать иначе. Все время малыш спал вместе с мамой, и вдруг его без объяснений переселяют в собственную комнату. Всю зиму он ходил гулять в теплых сапогах и комбинезоне, а теперь мама настаивает, что нужно надеть демисезонное пальто. В голове у ребенка уже сложилась четкая нейронная связь, а теперь реальность призывает его проявить гибкость и усложнить схему, добавить новые условия.
3. Первая проба. Любая ситуация, когда ребенок переходит от роли наблюдателя к роли непосредственного активного участника, может оказаться для него триггерной. Со стороны кажется, что письмо — это простое занятие: все взрослые пишут, даже не задумываясь. Но потом оказывается, что это тяжелая работа, нужно подбирать каждую букву. Или ребенок наблюдает за тем, как родители с наслаждением едят мидии или другую незнакомую еду. Он, предвкушая удовольствие, тоже пробует лакомство, но оно обманывает его ожидания: оказывается острым, соленым, непривычным. Такая мелочь тоже может вызвать сильное раздражение, а на фоне общего кризиса или недостатка физического ресурса — обернуться вспышкой гнева: по отношению к делу, которое оказалось не таким легким, к невкусному блюду, к снегу, который с виду казался теплым и пушистым, а оказался жутко холодным, и так далее.
4. Несоответствие ожиданий результату. Ребенок два часа старательно делал из бумаги конвертик, был уверен, что родители восхитятся его работой, но тут приходит мама и ругает его за разбросанные обрезки бумаги, а сам конвертик вообще не замечает. Это одна из легких версий несовпадения. Сложнее, когда от ребенка с ранних лет ждут больших достижений. Уже в три года малыш может оказаться под гнетом родительских ожиданий: он должен суметь, должен справиться, должен быть лучше всех — в танцах, в играх, в обведении элементов букв в прописях, всегда получать главную роль, быстрее других отвечать на вопрос... Подобная нагрузка на психику, еще и подкрепляемая оценочной системой («Там, где ты первый, ты молодец, а здесь ты не молодец, хотя и старался»), заставляет ребенка находиться в постоянном стрессе. В какой-то момент психика требует разгрузки и находит ее в проявлениях агрессии или аутоагрессии.
Значит ли это, что всех подобных ситуаций нужно избегать? Ни в коем случае! Ребенок должен самостоятельно проходить через возрастные кризисы, двадцать раз проиграть в шашки, чтобы в двадцать первый раз вдруг сообразить, как выиграть, основательно посердиться на пуговицу, которая никак не застегивается, чтобы в конце концов «победить» ее. Даже требования родителей в умеренных дозах ребенку полезны (естественно, если они не превращаются в «гонку достигаторов», где нужно быть первым всегда и во всем).
КАК ПРОХОДИТЬ С РЕБЕНКОМ ОСТРЫЕ СИТУАЦИИ НЕСОВПАДЕНИЯ
1. Не устанавливайте запрет на гнев, даже если причина кажется вам ничтожной. Интересный факт: дети, выросшие в семьях, где действовал негласный запрет на агрессию, редко могут достичь успехов в спорте. У них просто не вырабатывается навык достижения успеха через спортивную злость. Поэтому, если четырехлетний ребенок гневно, с усилием, пытается застегнуть молнию, ему можно показать, как ее лучше застегивать, но при этом не нужно его успокаивать или призывать к сдержанности: он имеет полное право злиться, что молния не застегивается, а ваша задача — научить, как с ней обращаться, чтобы не сломать в порыве ярости.
2. Дайте ребенку возможность попробовать самому. Расскажите о том, как гусеница превращается в куколку и потом в бабочку. И спросите: «Если ты увидишь, что бабочка пытается выбраться из кокона, но у нее пока не получается, как думаешь, надо ли ей помогать?» Правильный ответ вы найдете дальше в этой главе. Иногда родители так пугаются острой реакции ребенка, что либо предлагают ему сойти с дистанции («У тебя пока не получается, ну ничего, потом когда-нибудь получится, а сейчас давай не будем ходить на эти занятия, отложим эту игру, я сама завяжу тебе шнурки и так далее»). Этот сценарий допустим в каких-то ситуациях, но он не должен стать универсальным способом преодоления трудностей: ведь для того нам и даны несовпадения ожиданий и реальности, чтобы мы видели зону ближайшего развития и достигали новые вершины. Если ребенок выражает желание пробовать снова, дайте ему такую возможность.
3. Воздержитесь от оценочных суждений. Если ребенок никак не может освоить новое действие, выполнить задание или решить логическую задачку в журнале, не подогревайте его гнев оценками вроде «Ну что же ты такой разиня» или «Почему у тебя так плохо получается?». Поверьте, он и так уже достаточно раздражен тем, что все идет не так легко, как он думал. Вы гораздо лучше поможете ребенку справиться с гневом и агрессией, если предложите ему посмотреть на ситуацию со стороны: «Давай сделаем паузу и подумаем, что идет не так», «Представь, что это не ты рисуешь, а мама (папа, Петя). Что бы ты посоветовал добавить в рисунок?».
4. Предъявляйте непротиворечивые требования. Достигать каких-либо целей и не испытывать при этом раздражения — задача, на физиологическом уровне невозможная. Будь это катание на велосипеде, первые шаги в освоении устного счета, обучение бальным танцам — весьма вероятна ситуация, когда что-то не получится сразу, и возникнет раздражение, та самая спортивная злость. Избежать ее не получится, поэтому лучше сразу направлять возникающую агрессию в нужное русло: старайтесь на волне гнева пробудить в ребенке желание идти вперед и добиваться. Будьте готовы к тому, что, освоив эту модель поведения, ребенок будет не только на спортплощадке или на занятиях в школе, но и в целом в будущем выбирать этот способ решения своих задач. Модель не так уж плоха, если ребенок быстро научится «включать» злость и управлять ею, чтобы устанавливать новые личные рекорды в спорте или в учебе. Однако очень важно, чтобы его радовал не только результат, но и сам процесс, а неудачи не воспринимались слишком остро и болезненно.
Все это нужно, чтобы сформировать у ребенка универсальную модель поведения, при которой мотиватор для действия — не только победа, но и участие, не успехи, а сам факт деятельности. А те самые несовпадения, ложные представления о своих возможностях будут восприниматься не как трагедия или повод в ярости разбить пару тарелок, а как интересный вызов, который можно принять или не принять в зависимости от собственного желания.
ПРИТЧА О БАБОЧКЕ
Когда ребенок не может справиться с задачей и родители, чтобы избежать проблем, доделывают за ним его работу, вспоминается притча о бабочке.
Если вы когда-либо наблюдали, как из куколки вылупляется бабочка, вы помните, как сложно бывает дождаться, пока беспомощное, хрупкое насекомое проделает в своем коконе достаточно широкое отверстие и выползет наружу. Но если в этот момент не сдержаться и помочь бабочке, проделав дырочку в коконе, она не сумеет быстро взлететь, а может быть, и вовсе погибнет. Самостоятельно выбраться из кокона — одна из ее жизненных задач; если пропустить этот этап, то на следующих насекомое будет менее жизнеспособным.
Мораль: позвольте ребенку совершать усилия и решать текущие задачи, даже если в процессе он будет раздражаться. Ваша задача — направить его гнев в нужное русло, а не погасить его и уж точно не пройти вместо него все сложные этапы.
Несовпадение ожиданий и реальности — вполне обычное явление. Десерт выглядит аппетитным, а на деле может оказаться невкусным. Погода в межсезонье кажется теплой и ласковой, а стоит выйти на улицу, как начинаешь ежиться от ветра. Попробуйте вместе с ребенком вспомнить подобные несовпадения: когда вы ждали одного, а получилось иначе и от этого было обидно, неприятно. Например, как желе оказалось ужасным на вкус. Или как хотелось слепить комочек из только что выпавшего снега, а потом руки сильно щипало от холода.
ЗОНА БЛИЖАЙШЕГО РАЗВИТИЯ
В начале книги мы уже вспоминали этот термин, введенный Львом Выготским. Область навыков, которые будут освоены в следующий момент, оказывается для детей и областью высокого напряжения.
Чтобы слегка снизить это напряжение, достаточно в освоении любых новых навыков придерживаться определенных принципов.
ТРИ ПРИНЦИПА, КОТОРЫЕ СТОИТ СОБЛЮДАТЬ ПРИ ОСВОЕНИИ НАВЫКОВ
1. Последовательность. Обучение любым навыкам идет наиболее гладко и безболезненно, если оно состоит из трех этапов: сначала ребенок совершает действия вместе с вами (вырезаете каждый из своего листка бумаги, двумя ножами на двух досках отрезаете по куску хлеба и так далее), затем под вашим наблюдением и, наконец, самостоятельно. Если пропустить первые два этапа и предложить ребенку с нуля разбираться во всем в одиночку, можно ждать криков, срывов, поломанных вещей и других проявлений агрессии.
2. Постепенность. Нам нравится, когда что-то получается легко и сразу, но часто бывает, что такой «быстрый» навык быстро утрачивается. А то, чему ребенок обучался долго и тщательно, совершая небольшие шаги, основательно усваивается.
3. Спонтанность. Если ребенок вдруг изъявляет желание научиться чистить картошку, пришивать пуговицу, собирать конструктор, воспользуйтесь моментом и ответьте на этот импульс. Спонтанные мастер-классы часто бывают более эффективны, чем запланированные, продуманные уроки. Чем больше таких мастер-классов вам удастся провести, тем легче и интереснее будет проходить процесс обучения чему угодно. И тем меньше, соответственно, ребенку придется гневаться в процессе!
ПРАВИЛЬНАЯ ПОХВАЛА
Многие мои коллеги уже написали в книгах и статьях по возрастной и когнитивной психологии, что слово «молодец» хоть и ласкает слух ребенка, но ничуть не помогает ему понять, в чем именно он молодец.
«Молодец! Отлично! Ты у нас всегда молодец. Ты всегда ведешь себя хорошо. Ты хороший, послушный мальчик», — похвалой в полной мере эти высказывания считать нельзя.
Похвалу можно сделать гораздо более конкретной и полезной, не давая общей оценки.
КАК ПРАВИЛЬНО ХВАЛИТЬ
1. Перечислите, что именно сделал ребенок.
Вова, ты сегодня сам вовремя проснулся, собрал игрушки в детский сад, сам целиком оделся. Вот это да!
2. Опишите свои ощущения.
Вова, мне очень понравилось, как ты сегодня читал стихи: уверенно, спокойно, было видно, что ты понимаешь, о чем говоришь.
3. Предложите ребенку самому решить, что у него получилось хорошо.
Как думаешь, что на этом рисунке тебе удалось лучше все го — дорога, самосвал, деревья?
Следующее упражнение поможет ребенку и вам предвосхитить возможный конфликт между ожиданиями и реальностью.
Три сценария развития событий
Это упражнение можно делать вместе с детьми четырех лет и старше, а можно и самостоятельно, если вам кажется, что есть риск ждать от ребенка больше, чем он может сделать.
Перед любым важным событием или решением попробуйте придумать и проговорить вместе с ребенком как можно больше вариантов дальнейшего развития событий (оптимальное количество — от трех до пяти сценариев). Не старайтесь оценивать их как позитивные или негативные: это всего лишь сценарии. Одни могут быть более желательны, менее желательны, опасны (может быть, настолько, что в итоге вы откажетесь от затеи).
Пример для родителей:
Сегодня я отдаю сына в теннисную школу. Какие есть варианты развития событий?
1. Он быстро проявит свои способности, станет отличным теннисистом, войдет в сборную, победит на соревновании и так далее.
2. Ему будет поначалу трудно, и тогда я, чтобы ему помочь, буду играть с ним в теннис по выходным, у нас появится общее хобби и мы еще больше сблизимся.
3. Сын быстро разочаруется в теннисе, ему будет неинтересно ходить в эту спортшколу, он будет отказываться играть со мной по выходным... ну что ж, тогда мы будем играть в его любимую приставку, а я помогу ему найти другой, более увлекательный вид спорта.
4. Ребенок будет слишком много заниматься и забросит другие любимые занятия. Хочу ли я этого? Что обязательно должно остаться в нашей жизни с появлением тенниса?
5. Сын получит спортивную травму. Надо провести небольшое исследование и понять, какие самые частые травмы случаются у теннисистов... Пример для ребенка и родителей:
Саша, ты хочешь сегодня пойти в парк запускать свой квадрокоптер, несмотря на сильный ветер. Давай продумаем, что из этого может получиться:
1. У нас получится запустить квадрокоптер, его никуда не унесет, и мы благополучно вернемся домой.
2. Квадрокоптер запутается в ветвях деревьев, и что мы тогда будем делать? Пойдем за лестницей? Позвоним в МЧС?
3. Мы не справимся с управлением, и квадрокоптер от сильного порыва ветра ударится о стену и сломается. Сможем ли мы его починить? Приготовься, что у нас не получится сразу купить новую такую же игрушку.
4. Мы попробуем запустить квадрокоптер раз-другой и поймем, что у нас ничего не получается. Тогда нам придется убрать его в рюкзак и поиграть во что-то другое. Во что?
1 Саморегуляция в данном контексте — способность человека управлять своим поведением или деятельностью. Обычно достигается с помощью использования психических средств отражения и моделирования реальности. Подробнее об освоении ребенком навыка саморегуляции читайте в моей книге «Детские кризисы» из серии «Воспитываем с любовью». Прим. автора.