
Как открыть уши подростка?
Скорее всего, вы начали читать книгу именно ради этой главы. Она будет самой длинной и, наверное, самой полезной. Но даже держа в руке ключ от закрытой двери, можно никогда не попасть по ту ее сторону, в пространство настоящей честности, доверия и желания слышать друг друга. В нашем случае сломать ключ в замке можно одним неверным намерением, а именно: «Я хочу объяснить моему подростку, как надо жить».
Родители идут к неверной цели. Они хотят объяснить, убедить, рассказать, донести, изменить, но совершенно не понимают, что другой человек, будь то подросток или взрослый, готов слушать только тогда, когда уверен, что собеседник хочет и может слышать его самого.
Сейчас я открою вам самый главный секрет влияния.
РАССКАЗАТЬ, ОБЪЯСНИТЬ, ДОНЕСТИ ЧТО-ТО МОЖНО ТОЛЬКО ТОМУ ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ ИСКРЕННЕ ХОЧЕТ РАССКАЗАТЬ ВАМ О СЕБЕ.
Ошибка родителей в том, что они, желая быть авторитетом для ребенка или стремясь от чего-то его оградить, в чем-то вразумить или на что-то повлиять, видят только одну сторону: они — рупор истины, ребенок — слушатель. Но так это не работает ни с подростками, ни со взрослыми.
Чтобы лучше понять это, подумайте о себе. Вы перенимаете чьи-то идеи, детали образа или тонкости поведения, качества личности или прямые советы лишь от тех людей, по отношению к которым внутри вас что-то открылось. Не со всеми авторитетами мы имеем возможность поговорить по душам. А если бы могли? Подумайте и назовите пять человек, которых вы бы как следует расспросили о разных интересных штуковинах. Разве вы бы не хотели быть интересными для этих людей? Разве не потребность рассказать о себе самое сокровенное толкнула бы вас к общению с ними? Разве не открыться и получить тонкое и точное отражение в мудром зеркале чужой души — истинная потребность того, кто ищет совета? И разве вы захотите принять совет от того, кому на вас наплевать, или от того, кто дает этот совет в навязчивой, бестактной форме, тыкая вас носом в ваши ошибки, критикуя и обесценивая?
Хотите, чтобы вас услышали, — начинайте слушать сами. И не спешите говорить. Перебивать. Уточнять. Комментировать. Делиться своими впечатлениями от услышанного. Давать оценку. Даже просто неправильно дышать и смотреть (да, я о тяжелом вздохе, закатывании глаз, недовольной или изумленной гримасе — они могут в одну секунду отрубить любое желание с вами чем-то делиться).
Представьте такой образ: два сосуда с волшебной живой водой. Один — вы, а второй — ваш подросток. Толстые хрустальные стенки и глухая пробка на каждом. Вы видите, что живая вода в сосуде вашего ребенка отравлена, а внутри вашего сосуда есть противоядие, и вам ужасно хочется поделиться противоядием, но сосуд подростка плотно закрыт.
Если вы будете просто расплескивать вашу живую воду, она стечет по хрустальным стенкам, вы опустошитесь, но отравленная вода в другом сосуде не станет ни на каплю чище. Если вы начнете стучать, то просто разобьете его сосуд и, возможно, поранитесь сами.
Выход один: открыть свою пробку, отлить немного своей живой воды и пригласить другого в свой сосуд. Только когда его вода попадет в ваш сосуд, она очистится, ваше противоядие сработает, а затем уже эту волшебную смесь вы аккуратно вернете в его сосуд, и там она сделает свое дело.
Вы никак не сможете повлиять на подростка, решившего подзаработать опасным способом; влюбленного в опасного человека; попавшего в плен идеологии, проповедующей саморазрушение и полнейшую апатию. Потому что вы видите только последствия, только истерики или двойки, порезанные руки или запах табака, подозрительные реакции и упрямую скрытность. Вы не узнаете ничего, если подросток сам не расскажет вам об этом.
Но миллионы родителей, руководствуясь эмоциями и тотальным чувством собственничества, не понимают, что гораздо более простым и единственно верным способом узнать о другом человеке правду является его желание эту самую правду рассказать.
Не контроль и не слежка, не допросы с истериками и угрозами, не чтение переписок и взлом паролей на всех девайсах, не жалкие попытки запретить общение с кем-то и не стремление «привязать к себе цепью». Вы не можете отменить своими взглядами на жизнь ни мир, ни мысли в голове другого. Не можете своей волей отменить его желания, решения, отношение к другим людям, и к вам в том числе.
Но день за днем, год за годом абсолютное большинство родителей пытается сделать именно это, расплескивая свою живую воду и оставляя трещины и сколы на хрустальных стенках чужого сосуда. А пробка меж тем все плотнее прилегает к сосуду.
Задумывались, почему ребенок или взрослый внезапно может загореться какой-то идеей, начать кому-то подражать или за кем-то следовать? Он повторяет фразы своего нового авторитета, транслирует чужие мысли, не подвергая их никакой критике.
У подростков это случается очень часто. Лет с восьми-девяти влияние родителей часто падает ниже плинтуса, а влияние среды становится очень мощным. И если ребенок частично защищен от влияния среды семьей, а взрослый — своим опытом, то подросток открыт всем ветрам.
Подуло с одной стороны — грусть, страдания, депрессия, тлен и безысходность. С другой — игры и соцсети. С третьей поддувает бунтом: против школы, системы, гендерных стереотипов, родителей.
Короче, дует, сквозит и сносит. И мы, взрослые, не можем накрыть подростка стеклянным колпаком до двадцати пяти лет, пока мозг не дозреет и не обретет функцию критического мышления. А жаль.
Но самое печальное не то, что дурное влияние существует как факт. Грустно то, что родители замечают и переживают результаты чужого влияния только тогда, когда их дети уже попали в неприятности.
Девять из десяти родителей приходят на личные консультации, когда отношения уже натянуты и вот-вот готовы лопнуть. Когда связь с ребенком держится на волоске, требуется гораздо больше сил и средств, чтобы вернуть эту связь, доверие и понимание подростка. А вот вернуть авторитет практически невозможно.
Но многие родители и наша Мама Акакже спросят:
— А если он ничего не хочет?
— А если она ни о чем не мечтает?
— Если он хочет только играть и ничего не делать?
— Если она вообще ни к чему не стремится?
Да, если скользить по ледяной корке подросткового «ничего не хочу», то может показаться, что выхода нет. «А зачем? Не хочу учиться. Не хочу общаться. Нет, неинтересно. Все зря. Жизнь бессмысленна. У меня депрессия. Я не понимаю себя. Мне плохо».
Слезы, ссоры и молчание.
И родители бьются об это равнодушие как рыбы об лед, пытаясь замотивировать, доказать, встряхнуть, убедить да и просто выплеснуть бессильную злость и обиду.
И начинаются версии:
— У них все есть, никаких трудностей, нечего хотеть, не за что бороться.
— Они заражают друг друга вирусом апатии и играют в эту игру разочарования и уныния.
— Может быть, у него какие-то проблемы, о которых я не знаю?
И то, и то, и то, и еще много причин.
Но мы с вами из отряда «Что делать?», а не «Кто виноват?».
А делать вот что: понять, что под этой ледяной корочкой или толстой корой есть живая вода. И там плещутся мечты. Мечты о себе. Не о том, кем стать, когда вырасту. А о себе сегодняшнем, завтрашнем, максимум — каким я буду через год.
И эти мечты кажутся подростку нереалистичными, невозможными.
Почему?
• Он не видит путь, как к ним прийти. Не может точно сформулировать шаги и цели.
• Зажат, закомплексован, не уверен в себе.
• Не думал об этом всерьез.
• Вообще не думал об этом.
Но эти мечты есть. И тот родитель, который сможет помочь ребенку понять свои мечты и станет тем, кто осуществит их или хотя бы их часть, — никогда не станет ни врагом, ни занудным, мешающим элементом депрессивного бытия.
И не станет менее важным, чем нытики-друзья.
С человеком, который интересуется тобой настоящим, которому важны твои страхи и желания, хочется разговаривать откровенно.
Выявить настоящие мечты ребенка, подростка, партнера и стать помощником в их осуществлении — это самый крутой уровень в отношениях.
Этот процесс наблюдения, понимания и анализа сам по себе сильно увлекает. Реально, очень интересно видеть, как у собеседника загораются глаза на совершенно неожиданной фразе, как появляются жесты, ускоряется речь. И ты видишь: вот что ему действительно важно! Вот о чем она переживает на самом деле!
При этом у каждого подростка эти волнующие темы свои. Свои планы, мечты и свои «это у меня никогда не получится». Свои барьеры и причины чувствовать себя несчастным.
Но есть кое-что общее для подростков, о чем имеет смысл думать каждому родителю.
Лет до семи-девяти личность ребенка похожа на холмистую равнину с озерами и реками. Тут розовые пони, тут «не буду кашу», здесь «мамочка, я тебя люблю», а здесь свили гнездо «капризки».
И вдруг: треск, землетрясение! Прямо посередине зеленого поля разверзается дыра, и из нее со стремительной скоростью появляется гора.
Эта гора растет каждый день, превращая тихие реки в водопады, меняя климат, растения и даже атмосферу вокруг.
Эта гора — эго. Гора «Я».
Я теперь есть. Я хочу понимать себя, говорить о себе 24/7; думать о том, какой я.
Я — отдельная от семьи гора; я не такая, как они.
Мне нужно быть. Высоким и большим. И чтобы все меня видели. И видели таким, каким я хочу.
И принимали. И любили. И интересовались.
Считались со мной во всем. Спрашивали мое мнение в каждой мелочи.
Я такая же гора, как и все взрослые.
Но пока я расту, я могу быть занят только собой: наблюдением, пониманием, поиском своего названия, места, связей, отношений.
И это самое важное для меня.
Понимание этой главной ценности стопроцентно даст вам ключ не только к сердцу, но и к мнениям и решениям вашего подростка.
Самый крутой уровень в общении с подростками, да и с другими упрямыми, скрытными и предвзятыми близкими — убедить.
Убедить по-настоящему, а не добиться раздраженного «ладно, я понял», испуганного «обещаю, мама, честное слово» или абсолютно лживого «конечно нет, я о таком даже и не думала».
Наша привычная схема ОПН («объяснить — проконтролировать — наказать») дает нам краткосрочные результаты. Человек встает и убирает мусор, садится и делает уроки, откладывает телефон, дает обещание. Но на следующий день или через неделю воз и ныне там, и снова нужно напомнить, проконтролировать, прикрикнуть, объяснить «Я же тебе сто раз сказала», «Мы же договорились»...
В каких случаях схема ОПН не сработает?
Когда нужно убедить в том, что что-то опасно, вредно или не нужно:
— пробовать вредные вещества;
— отправиться куда-то без разрешения с друзьями;
— рисковать ради прикола или «на слабо»;
— общаться в Сети с кем попало и сливать личное или интимное;
— поддаваться на депрессивные настроения;
— причинять себе вред;
— проводить много времени онлайн.
Когда нужно убедить в ценности чего-либо:
— учеба и уроки;
— умение преодолевать трудности и добиваться своего, когда не получается;
— развитие и амбиции, стремление становиться лучше;
— порядок и режим, организация времени и пространства;
— общение, помощь и забота в семье и т.д.
Что беспокоит в отношении к себе и окружающим:
— комплексы, неуверенность в себе, зажатость и замкнутость;
— зависимость от чужого мнения;
— влияние друга или компании;
— неумение говорить «нет»;
— стремление к популярности и хайпу;
— одиночество и «у меня нет друзей»;
— позиция «все дураки» или «никто меня не понимает» и т.д.
Это очень важные вещи, каждая из них может стать серьезной проблемой. А многие формируют личность на долгие годы или навсегда.
Именно в этих важных вещах невозможно убедить другого ни нотацией, ни объяснением, ни криком, ни контролем, ни наказаниями, потому что нужен совсем иной метод, чтобы человек реально услышал, передумал, сделал.
Конечно, нам хочется встать мудрой стеной между сознанием ребенка и окружающим миром, пока не появятся критическое мышление, здравый смысл и осторожность.
Но мир течет в подростка тысячей ручейков: мнения, идеи, приколы, бунты и депрессии, тренды и глупости. И никогда не знаешь, какое опасное зерно упадет в почву неуверенности или после ссоры с родителями, что станет новой волной, затягивающей подростка в идеологический плен.
Но вся наша критика, запреты, все эти наши «как ты можешь смотреть этого идиота», «ты тратишь время на тупую игру, когда у тебя тройка за год», «вас разводят», «неужели не понимаешь, как это опасно» — все это ничего не изменит в его сознании.
Он не задумается. Не передумает. Не поймет.
Хоть заобъясняйся, хоть разорвись, хоть ты тресни.
Поэтому нужно развернуть стратегию общения с подростком на 180 градусов и действовать по следующему плану:
1. Перестать критиковать.
2. Убрать в его сознании стереотипный образ себя и заменить его другим: живым, искренним, настоящим.
3. Спрашивать и слушать правду безоценочно.
Эти три пункта позволят вам за пару-тройку месяцев полностью перезагрузить ваши отношения, даже если они уже стали очень отчужденными и полными войны, взаимных обид и претензий. Даже если ваш подросток уже прокричал вам, что ненавидит вас и мечтает только об одном: поскорее свалить из вашего ужасного дома и мира, все обратимо именно с помощью этих трех пунктов.
Но именно следуя им нельзя сворачивать с пути, нельзя срываться. И именно поэтому эти три простых пункта мало кто может воплотить в жизнь.
Пункт первый — не критиковать, то есть действительно отказаться от любой критики на несколько месяцев. Полностью. Во всем.
И тут Мама Акакже вступает на повышенных тонах: «А как же его учеба? Мне что, не напоминать ему об уроках? А если он сидит до четырех утра в телефоне, а завтра контрольная? Мне что, молчать?»
И дальше по списку: «А как же беспорядок в ее комнате? А как же режим дня? А как же сон? А как же обед? А как же его грязная одежда? А как же ее странная переписка?»
Все так. Все это практически невыносимо терпеть молча. Но для того чтобы реально сломать стереотипное представление о вас как о вечно зудящих противных стервах, нужно сделать сверхусилие и позволить на короткий срок миру рухнуть без вашего контроля.
Да, будут двойки и бессонные ночи; да, гора мусора вырастет до потолка. Но дальше мы разберем с вами новые бесконфликтные способы переговоров и установления правил, и вы обязательно увидите результат.
Два-три месяца без постоянных замечаний и напоминаний не убьют ни вас, ни вашего подростка. Но это — лишь часть плана, и без двух других он не сработает.
Второе — показать себя другим человеком. Умеющим смеяться и шутить, придуриваться и балбесничать. Красивой женщиной. Тонким собеседником. Человеком, интересующимся чем-то кроме учебы, посуды и своих сериалов. Человеком, который к чему-то стремится, о чем-то мечтает.
Не во всех это есть, это правда. И, как показывает практика, есть немало людей, не способных ни на один из этих трех пунктов. И этих людей много. Их — большинство.
С ними правда не о чем говорить, им нечем слышать другого, им никак не перестать кричать и контролировать, они жалеют себя и обижаются на то, что их жизнь — совсем не то, о чем они мечтали. Но, наверное, нет смысла писать о них дальше, потому что они безнадежны.
Третий пункт — спрашивать.
Отменяем наши вечные вопросы «Как дела в школе?», «Какие оценки?», «Что поел?» и начинаем интересоваться тем, что интересно им.
Мама Акакже закатывает глаза: «Вы предлагаете мне вместе смотреть ее тупые ролики в соцсетях? Вы предлагаете мне с ним играть в его стрелялки? А больше им ничего не интересно!»
Но это не так. Нет, я не исключаю, что именно ваш ребенок очень глуп и крайне ограничен, именно он не способен думать ни о смысле жизни, ни о других людях, ни о себе самом. Но может быть, это не так?
Вы просто точно так же в плену стереотипа. У вас есть такой же картонный образ вашего ребенка: черты характера, привычки — ленивый, невнимательный, не умеющий сосредоточиться, немного эгоистичный и еще пять-десять качеств, которые вы можете назвать не думая. Но посмотрите на полсотни вопросов ниже, и вы поймете, о чем я.
Не нужно идти по списку, вы можете не задавать те вопросы, которые вам пока кажутся несвоевременными, но помните: для того чтобы общаться с ребенком на одной волне, нужно мысленно прибавлять ему 3—4 года, а не вычитать, как делает большинство родителей. Если вы считаете, что ваш «еще маленький даже для своих лет», — вы точно сползли в формальное общение и вместе с ребенком поддерживаете удобные иллюзии.
1. Какими навыками важно овладеть каждому человеку?
2. Хотел бы ты родиться другим человеком?
3. Был ли у тебя какой-то эротический опыт? А у твоих друзей?
4. Как ты определяешь слово «любовь»?
5. Какие твои положительные и отрицательные черты?
6. Какие мои положительные и отрицательные черты?
7. Помнишь моменты, когда ты осознавал, что был неправ, и менял свое мнение?
8. Тебе тяжело извиняться, публично признавать свои ошибки, заблуждения?
9. Ты когда-нибудь писал стихи? Если да, то дашь почитать?
10. Можешь ли ты быть долго одержимым одной идеей?
11. Чувствовал ли ты когда-нибудь абсолютное счастье?
12. Испытывал ли ты когда-нибудь сильнейшую ненависть?
13. Что такое сила духа?
14. Как язык, слова, речь влияют на наше восприятие?
15. Что делает человека успешным?
16. Какую роль в жизни человека играет общество?
17. Что важнее — общество или личность?
18. Боишься ли ты смерти?
19. Как часто ты вспоминаешь о том, что ты умрешь?
20. Ты хочешь, чтобы тебя похоронили, кремировали или что-то еще?
21. Знать о смерти и осознавать ее — разные вещи?
22. Есть ли границы у познания?
23. Веришь ли ты в Бога? Во что ты веришь?
24. Считаешь ли ты себя теистом, атеистом, агностиком?
25. Что такое вера?
26. Что ты думаешь о пастафарианстве и других пародийных религиях?
27. Как ты представляешь себе человечество через 100 лет?
28. Ты сейчас и ты через 20 лет — одна и та же личность?
29. Насколько актуальны проблемы сексизма, расизма, гомофобии среди твоих друзей и знакомых?
30. Что ты думаешь о современных экологических катастрофах, проблемах окружающей среды?
31. Стал бы ты улучшать свой организм с помощью достижений науки и технологий (киборгизация, улучшение когнитивных способностей, улучшение органов чувств)?
32. Ты согласился бы клонировать себя?
33. Создадут ли когда-нибудь антропоморфный искусственный интеллект (ИИ)?
34. Можно ли считать стихи, картины, музыку, которую пишет ИИ, искусством, творчеством?
35. Какие недостатки ты видишь в современном образовании?
36. Как ты относишься к полиаморным отношениям, анархии отношений?
37. Хотел бы ты быть бессмертным?
38. Смогут ли люди когда-нибудь стать бессмертными? Как тогда изменится человечество?
39. Ты бы хотел пройти ДНК-тест с полной расшифровкой?
40. Этично ли будет в будущем разрешать родителям редактировать ДНК своих детей?
41. Как интернет поменял социальные отношения и общество в целом?
42. Какие отличия между западным и восточным миром?
43. Какие, на твой взгляд, главные проблемы человечества?
44. Что самое противное в человечестве, в человеке?
45. Ты хотел когда-либо себя убить?
46. Как ты думаешь, с чего начнется и когда произойдет четвертая научно-техническая революция?
47. Если представить, что приговор всегда выносится безошибочно, ты бы согласился со смертной казнью как со способом наказания?
48. Свобода воли есть или все наши действия предопределены?
49. Следует ли легализовать оружие?
50. Что такое сознание? Что такое «Я»?
Итак, выполнив все три шага нашего плана, вы стопроцентно перезагрузите отношения с подростком таким образом, что он будет готов вас слышать. А конкретные способы поведения в разных ситуациях вы найдете в других главах этой книги.