
НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ
Это нормально — не хотеть того, что скучно, однообразно, бессмысленно и тоскливо. Нормально не хотеть того, что приносит тебе стресс, тревогу, страх. Что заставляет тебя плакать, злиться, врать, чувствовать свою неполноценность, глупость, беспомощность. Нормально не хотеть того, что диктует тебе правила, лишенные, с твоей точки зрения, смысла. Нормально не хотеть того, от чего тебе плохо.
Мама Акакже скажет, что мы все иногда должны делать то, что не хочется, и есть такое слово «надо». Что она, Акакже, училась с радостью. И добавит, слегка расширив глаза, что каждый должен «стремиться к знаниям». Или истерично всплеснет руками: «Ну так что же теперь, раз он не хочет учиться, мне его прикажете забрать из школы? Чтоб работал курьером или дворником? Глупости все это! Нынешние дети просто не хотят прилагать усилия. Им слишком легко все дается! И если не стоять над душой, то ничего хорошего не выйдет, они будут сутками играть в телефоне и ничего не делать! Меня вот пороли ремнем за каждую тройку — и ничего, спасибо родителям, что вырастили и выучили. Уж худо-бедно допинаю до конца школы, а там пусть делает, что хочет. Во всяком случае, моя миссия будет выполнена, и я умою руки с чистой совестью».
Нам проще назвать нежелание учиться ленью и безответственностью. Ругать за тройки и двойки, отбирая телефон, ведь очевидно же, что если бы ребенок проводил за учебниками хотя бы половину времени, которое он тратит на эту ерунду, то был бы отличником. И большинство идет по нашей старой привычной схеме: объяснить — проконтролировать — наказать.
Вернуться к этой схеме мы всегда успеем, но имеет смысл задуматься о том, что наша цель — не дотянуть до девятого или одиннадцатого, не исправить тройку в четверти и не воспитать ответственность, а понять причины проблем, помочь их устранить, не убить желание учиться на всю оставшуюся жизнь и сделать так, чтобы ребенок сам был замотивирован изучать какие-то предметы, получать хорошие оценки и быть умником.
Сначала нужно понять, что именно ребенок не хочет на самом деле. Не хотеть учиться можно по разным причинам.
1. Не хотеть ходить в определенную школу или в конкретный класс, потому что там:
— плохие отношения с одноклассниками;
— травля;
— скучно и нет никого, с кем можно серьезно поговорить;
— вредный учитель или несколько учителей;
— скучное преподавание предметов;
— слишком высокие требования сложной учебной программы;
— несчастная любовь;
— нездоровая атмосфера, взращивающая комплекс неполноценности.
2. Отставание по одному или нескольким предметам:
— из-за пропусков, дистанционного обучения, болезни;
— плохого учителя;
— особенностей восприятия и интеллектуального развития;
— отсутствия организации учебного процесса;
— отсутствия помощи в обучении.
3. Сбитый режим дня, усталость, апатия:
— ночные бдения в интернете;
— перегрузка учебной программой;
— неумение и нежелание соблюдать режим.
4. Конфликты, скандалы, угрозы, манипуляции, шантаж дома.
5. Физиологические причины.
6. Идеологическое влияние среды — зависимость от мнения определенных людей, декларирующих ненужность образования.
7. Тяжелый случай — полностью асоциальный подросток:
— агрессивный и создающий серьезные проблемы в классе;
— забитый и запуганный, с полнейшей неспособностью находиться в любой группе ровесников.
Чтобы понять, в чем проблемы конкретно у вашего ребенка, нужно не делать выводы самостоятельно, додумывая и обобщая, а поговорить по знакомому нам уже плану несколько раз, внимательно вычленяя реальные проблемы из потока сопротивления или апатии, растерянного мычания или заученных правильных ответов, формального соглашательства или испуганных обещаний все исправить.
И первое, с чем нужно разобраться без раздражения и нападок, — это реальные пробелы. Ничто так не демотивирует, как запущенные области предмета, белые пятна объемом не в пару параграфов, а в пару лет. Чаще всего такая ситуация возникает с математикой, химией, русским и иностранным языками. Слабая тройка или даже двойки, которые не исправить ни «посидев подольше», ни «начав учиться как следует», ни угрозой отобранного телефона.
Чтобы поберечь свои нервы, оптимально сразу же принять тот факт, что без помощи репетитора вам не справиться. И это не должна быть Марья Ивановна с сорокалетним стажем педагогической работы, это скорее ухудшит ситуацию, да и стоит работа такого репетитора крайне недешево. Нам подойдет студент или студентка, которые с энтузиазмом и за небольшую сумму разберутся с проблемой.
Обязательно нужно запастись терпением. На то, чтобы вытащить предмет из пропасти на ровную полянку твердых четверок, понадобится от нескольких месяцев до года занятий не реже чем два раза в неделю.
Ни вы, ни подросток, скорее всего, не сможете точно определить масштаб проблемы. А репетитор увидит все пропуски, ошибки и несостыковки уже после первого проверочного теста, и именно этот тест даст ему возможность грамотно составить план занятий.
Ребенку должно быть весело и легко заниматься с этим человеком. Говоря еще проще: репетитор должен нравиться вашему ребенку. Это залог успеха и, возможно, будущей любви к ненавистному предмету.
Кроме того, у репетитора должен быть четкий план, составленный уже после одного-двух занятий. И план этот подразумевает конкретные результаты, которые вы должны увидеть в дневнике ребенка и в его настроении уже через три месяца.
Они будут вместе делать домашку, разбирая ошибки без нервов и истерик. Вместе разбирать плюсы и минусы контрольных и проверочных работ, досконально вникая в тонкости и восполняя пропущенное и недопонятое.
Второе, что нужно исключить, — это травля. Если человек не хочет ходить в школу из-за того, что к нему там плохо относятся, нужно его перевести в другую школу, а заодно потратить время и силы на то, чтобы помочь ему не просто забыть это плохое отношение как страшный сон, но и усилить уверенность в себе и восстановить душевное равновесие.
Неправильно думать, что ребенок должен «учиться преодолевать трудности в общении», «учиться постоять за себя». И еще хуже думать, что «если он не решит эту проблему здесь, то она обязательно возникнет и в новой школе».
Представьте, что вы вынуждены каждый день приходить на работу, где вас унижают, оскорбляют или ненавидят. Если каждый день вы просыпаетесь с мыслью: «Снова этот ад». Если то место, где вы должны развиваться, делать что-то интересное и хорошее и хотеть работать, превращается для вас в поле эмоциональной войны, мучительное переживание собственного бессилия, глотание слез обиды, ежевечерние прогоны возможных ответов обидчикам, горькие воспоминания о той боли, которую вы пережили за день.
Тут не до работы, и ребенку в такой же ситуации будет не до учебы. Поэтому не нужно ничего терпеть и героически преодолевать. Спросите у ребенка, хочет ли он перейти в другой класс или в другую школу, и сделайте так, как он просит. И все.
Если же оба пункта не про вас, у ребенка все в порядке с одноклассниками и учителями, у него нет пробелов ни по одному предмету, а он просто не очень-то хочет учиться, то и в этом случае есть о чем поспрашивать.
Самый крутой и эффективный путь к повышению мотивации — перестать твердить об учебе как таковой, а узнать о том, нет ли такой области знаний, развития или практических навыков, которая именно вашему ребенку видится самой лучшей, желаемой, мечтаемой. И эта область зачастую не связана со школьными предметами. Она может казаться вам нелепой или непрактичной. Но именно через мечту можно прийти к желанию развиваться или хотя бы преодолеть отвращение к учебе, сведя ее до формального минимума на фоне обучения чему-то другому.
Очень часто дети настолько задолбаны родителями, что на любой вопрос отвечают, что им вообще ничего не интересно, они вообще ничего не хотят. Но это неправда. И именно такие фразы должны стать для родителей главным сигналом того, что им пора сменить тактику воспитания не только в области учебы, но и вообще в целом.
Не любить ни один школьный предмет — нормально. Не знать, кем хочешь стать, — нормально. Скучать на уроках — нормально. Именно это — норма, и лучше перестать носить в своем сознании или светлый абстрактный образ ребенка, увлеченного школьными предметами и мечтающего получить конкретную профессию, или образ самого себя в детстве. Если ваш такой, вам повезло. Если он передумает — это нормально. А если он ничего не любит в школе и ему ничего не интересно из школьных дисциплин — примите это как данность и начинайте мягко копать или глубже, или в сторону.
Вы не знаете, какие профессии будут востребованы через десять и даже через пять лет. Не знаете, чем увлечется ваш ребенок через полгода. Кого он встретит и от кого какое увлечение переймет. Но лучше понимать, что начиная с подросткового возраста именно увлечения, интересы, желания и даже мечты формирует окружающая среда, а не семья.
И возможно, имеет смысл поднапрячься и перевести ребенка хотя бы на год в частную школу с маленьким классом из 5—10 человек и очень внимательными учителями, относящимися к детям с уважением и искренним интересом.
Или подумать о том, чтобы организовать обучение в общеобразовательной школе другого типа, с особым уклоном. Или даже обучение в другой стране с погружением в языковую среду. Или рассмотреть варианты с экстернатом или домашним обучением с помощью репетиторов, влюбленных в свои предметы.
Все интересы и способности в подростковом возрасте чаще всего появляются от других людей, ровесников или учителей, которые установили с вашим ребенком хорошие отношения. А хорошее отношение — это слушать, интересоваться, уважать и видеть в подростке личность. Один такой репетитор может на 180 градусов развернуть ребенка лицом к ненавистному ранее предмету.
Поделюсь личной историей. Мы прошли и сползание на тройки и двойки по математике, и полнейшее нежелание учиться. У нас с Дашей есть опыт домашнего обучения (в шестом классе я рискнула забрать ее на год из школы и увезти с собой в Таиланд, где она практически сама проходила всю учебную программу и сдавала в конце года экзамены по всем предметам). В целом это был отличный опыт, но начавшуюся проблему с математикой он не помог решить, а, наоборот, усугубил ее, так как я не озаботилась репетитором, наивно понадеявшись на ее и собственные возможности.
И следующий, седьмой, класс поначалу утопил алгебру с геометрией до слабых троек, а за ними подтянулась апатия, вызванная непониманием предметов и чувством беспомощности. К этому добавилось зависание в соцсетях и играх, недосып, конфликты с туповато действующей мамой в моем лице и бабушкой. И ребенок совсем угас. «Ничего не хочу», «А зачем?», «И наплевать!». Мы использовали весь набор стереотипных реакций Мамы Акакже: угрозы, тирады, отобранные телефоны и компьютеры, обещания и упреки. Результат — куча троек за год и безнадега.
Нас спасла частная школа, где обучение проходило в практически домашней обстановке. Маленькие классы по 5—7 человек, мудрые и горящие своим делом учителя. И дело пошло на поправку. Даше стало интересно ходить в школу, где ее воспринимают как умного и глубокого человека. Где дети на переменах пьют чай в уютной комнате, иногда вместо уроков смотрят интересные фильмы, засиживаются на внеклассных часах, обсуждая крутые и важные для них темы.
Но математика потребовала помощи, и я наняла репетитора. Студента-третьекурсника, показавшегося мне смешным «ботаном» и поначалу вызвавшего большие сомнения в том, что этот щупленький очкарик способен чему-то научить. Но я дала ему шанс, не в последнюю очередь руководствуясь соображениями экономии: все-таки услуги студентов стоят гораздо дешевле, чем работа маститых преподавателей и заслуженных учителей с многолетним стажем работы.
И все получилось. Они разбирали ошибки каждой контрольной, решали задачки и уравнения не всегда из той школьной программы, которая казалась мне приоритетом, но дело было не в этом, а в любви к математике, которую этот студент передал Даше. Уже через несколько месяцев тройки сменились уверенными четверками, затем первыми пятерками. А через год математика стала ее любимым предметом, и Даша в свободное время сама садилась и решала задачи для собственного удовольствия.
Разве я сама могла бы сделать такое чудо? А отобранный телефон?
И напомню три главные ошибки родителей в мотивации ребенка к учебе. Возможно, именно они сводят на нет все родительские усилия.
1. Установка на данность
Что люди часто говорят, когда видят, что человек пишет картины, говорит на нескольких языках, решает сложные математические задачи? «Да у тебя талант!»
И не задумываются, сколько времени понадобилось ему на освоение этого навыка, сколько часов в день он занимался, как справлялся с ленью. Нет, люди говорят про врожденную способность. «Твой папа тоже хорошо химию знал», «У нее просто нет склонности к точным наукам».
А потом дети отказываются учиться, ссылаясь на отсутствие способности к языкам, или аналитического склада ума, или творческих способностей. Это установка на данность.
В действительности люди умеют развиваться куца угодно, но с установкой на данность человек этого не понимает. Ребенку плохо дается какой-то предмет? Значит, ему нужны время, другой подход к освоению материала, имеет смысл вернуться на несколько глав назад, открыть другой учебник, найти онлайн-курсы, взять задачу попроще. И тогда, шаг за шагом, он может освоить любой предмет или навык, который ему понадобится. Это установка на рост.
Меняем установку на данность установкой на рост.
2. Страх — плохая мотивация
Чтобы заставить ребенка учиться, родители часто его запугивают: «Получишь двойку — заберу телефон», «Плохо закончишь четверть — все каникулы будешь сидеть дома», «Плохо сдашь экзамены — никуда не поступишь».
Страх плохо мотивирует или не мотивирует вообще по нескольким причинам.
Во-первых, наше сознание устроено так, что мы избегаем неприятных эмоций через игнорирование или отрицание. Например, кампании по борьбе с курением, акцентирующие внимание на риске рака легких, имели низкую эффективность, потому что люди отрицали угрозу для себя: «Это может случиться с другими, но не со мной». В учебе страх — прямой путь к прокрастинации и потере интереса. Подросток старается не думать об учебе, неосознанно откладывает момент, когда нужно приступать к ней, словно откладывает всю эту ситуацию.
Во-вторых, страх, стресс и плохое настроение ухудшают продуктивность, память и когнитивные способности. Поэтому, если хотите усилить мотивацию, акцентируйте внимание на пользе, которую он получит, если будет учиться.
Заменяем мотивацию страхом на подкрепление положительных моментов, успехов, похвалу, уважение.
3. Мнимые результаты
Родители и дети часто относятся к учебе и школьным предметам как к проблемам, которые нужно решить. Как к трудностям, которые нужно преодолеть. Родители бывают зациклены на мнимом результате: оценках, экзаменах и поступлении — и мотивируют на них.
Но учеба — процесс познания. И результат, который действительно важен и стоит того, чтобы его добиваться, — знания, понимание, умение мыслить и оперировать фактами.
Забудьте, что у вашего ребенка есть школьный дневник. Ребенок-отличник — не это круто. Круто, когда ребенку интересно, что было в первые секунды после Большого взрыва или какими были предки современного человека. Круто, когда ему интересно, как устроен двигатель внутреннего сгорания, или когда возникли фондовые биржи, или как в разных странах люди боролись за свои права.
Гордиться можно тем, что вашему подростку интересно рисовать, или программировать, или читать, или решать задачи; тем, что он не боится что-то не знать, задает вопросы и ищет на них ответы.
Заменяем погоню за результатом поддержкой того, чем ребенок искренне интересуется, и получаем: интерес к самому процессу узнавания нового; желание знать и уметь больше; понимание, что все цели достижимы, если приложить усилия; и восприятие учебы не как проблемы, о которой не хочется думать, а как задач, которые интересно решать.
И еще несколько конкретных советов, чтобы не потерять интерес или улучшить процесс обучения:
1. Расписание. Пусть ребенок сам выберет время для домашки, но всегда садится за нее в одно и то же время. Обычно это занимает 1—3 часа. Свободный режим соблазняет сделать попозже или не сделать вообще.
2. Перерывы. Оптимально 30—45 минут — уроки, 15—20 минут — перерыв, лучше в движении.
3. Поощрения за хорошие оценки. Система наград и похвал за хорошее работает лучше системы наказаний и лишений за плохие оценки.
4. Отдельное «учебное» место и тишина. Многие родители сами отвлекают ребенка, переносят время, выбранное ребенком для уроков, шумят. Чем «чище» и «точнее» будет время и место для домашки, тем проще ребенку сосредоточиться.
5. Проверка с интересом, похвалой и живыми разговорами. Вместо формального и строгого подхода. Пусть ребенку будет в кайф рассказывать маме параграф из истории или химии. Изобразим интерес, мы же можем.
6. Ловим тройки и двойки и нанимаем помощника. Об этом я подробно написала выше.
7. Не поощряем едой и интернетом. Для игр есть свободное личное время, на которое не нужно посягать. А превращение еды в награду или праздник — первый шаг к нарушениям пищевого поведения.
8. Выходные. Несколько совершенно свободных от любой учебы дней в месяц очень даже не помешают.
9. То, что ребенок может сделать сам, пусть делает сам. Не надо ничего за него делать, решать и организовывать. И не делайте вместе уроки, этот процесс — убийца родительских нервов.
10. Дружим с учителями. Уважительно и искренне. Не упускаем возможности лично познакомиться с каждым, поболтать, спросить совета. Хорошие отношения с учителями нередко гарантируют более внимательное отношение к ребенку на уроках. А очень часто именно учитель или создает интерес к предмету, или убивает его напрочь.
И конечно, полезный чек-лист, который поможет вам понять ваши пробелы в знаниях о школе ребенка.
1. Я точно знаю всех его друзей и особенности их отношений.
2. Я знаю иерархию в их классе: лидеров; «ни то ни се»; «задротов», претендующих на лидерство; одиночек; прилипал (свиту лидера) — не менее 5 позиций в иерархии.
3. Я могу рассказать о трех последних ссорах моего ребенка с его друзьями.
4. Я знаю, кого он не любит и почему. И знаю, как менялось его отношение к этому человеку или группе. Что стало причиной нелюбви и как она выражается каждый день.
5. Я знаю, как обзывают ребенка, все клички и коверкания фамилии. И знаю, кто делает это чаще.
6. Я могу перечислить пять вещей, задевающих самолюбие ребенка в школе. То, что его цепляет и расстраивает.
7. Я знаю 1—2 «чужих секрета», то, что ребенку доверили его друзья, а он поделился со мной.
8. Я знаю, кто ему нравится, в кого ребенок влюблен. И знаю все перипетии его чувств и подробности взаимности или невзаимности.
9. Я знаю, как ребенок оценивает свою позицию в классе, удовлетворен ли он своим статусом или нет, какой статус он хочет на самом деле.
10. Я знаю, с кем ребенок себя сравнивает, с кем соперничает, перед кем чувствует неуверенность, а перед кем — превосходство.
11. Я знаю, кого из учителей ребенок уважает и почему и кого терпеть не может и почему. Я знаю его отношение к каждому из учителей в деталях и могу описать этого учителя со слов ребенка.
12. Я знаю все «белые пятна» в тех предметах, по которым у ребенка оценки хуже. И у меня есть план, как ему помочь восполнить эти пробелы (и это не «посиди подольше с учебником вместо телефона»).
13. Я знаю, какие минусы ребенок видит в школьном образовании и что хотел бы изменить.
14. Я знаю, что смотрят его одноклассники и во что они играют — основные «тренды» класса в интернете. Ребенок делится ссылками, приколами, мемами и рассказывает об играх и блогерах, которыми увлекаются в классе.
15. Я знаю, где у школы курят, кто продает вейпы и снюс, иногда слышу о секретных запрещенных вещах типа «старшеклассники пили в туалете» или «за школой была драка».