Шарова Л. В.

Мой подросток. Краткий курс выживания для родителей(фрагмент)



НЕ ХОЧЕТ УЧИТЬСЯ

Это нор­мально — не хотеть того, что скучно, одно­об­разно, бес­смы­сленно и тос­кливо. Нор­мально не хотеть того, что при­но­сит тебе стресс, тревогу, страх. Что заста­в­ляет тебя плакать, злиться, врать, чув­ство­вать свою непол­но­цен­ность, глу­пость, бес­по­мощ­ность. Нор­мально не хотеть того, что диктует тебе правила, лишен­ные, с твоей точки зрения, смысла. Нор­мально не хотеть того, от чего тебе плохо.

Мама Акакже скажет, что мы все иногда должны делать то, что не хочется, и есть такое слово «надо». Что она, Акакже, училась с радо­стью. И добавит, слегка рас­ши­рив глаза, что каждый должен «стремиться к знаниям». Или исте­рично всплес­нет руками: «Ну так что же теперь, раз он не хочет учиться, мне его при­ка­жете забрать из школы? Чтоб работал курье­ром или двор­ни­ком? Глу­по­сти все это! Нынеш­ние дети просто не хотят при­ла­гать усилия. Им слишком легко все дается! И если не стоять над душой, то ничего хоро­шего не выйдет, они будут сутками играть в теле­фоне и ничего не делать! Меня вот пороли ремнем за каждую тройку — и ничего, спасибо роди­те­лям, что выра­стили и выучили. Уж худо-бедно допинаю до конца школы, а там пусть делает, что хочет. Во всяком случае, моя миссия будет выпол­нена, и я умою руки с чистой сове­стью».

Нам проще назвать неже­ла­ние учиться ленью и безот­вет­ствен­но­стью. Ругать за тройки и двойки, отбирая телефон, ведь оче­видно же, что если бы ребенок про­во­дил за учеб­ни­ками хотя бы поло­вину времени, которое он тратит на эту ерунду, то был бы отлич­ни­ком. И боль­шин­ство идет по нашей старой при­выч­ной схеме: объ­яс­нить — про­кон­тро­ли­ро­вать — нака­зать.

Вер­нуться к этой схеме мы всегда успеем, но имеет смысл заду­маться о том, что наша цель — не дотя­нуть до девя­того или один­на­дца­того, не исправить тройку в чет­верти и не вос­питать ответ­ствен­ность, а понять причины проблем, помочь их устра­нить, не убить желание учиться на всю остав­шу­юся жизнь и сделать так, чтобы ребенок сам был замоти­ви­ро­ван изучать какие-то пред­меты, полу­чать хорошие оценки и быть умником.

Сначала нужно понять, что именно ребенок не хочет на самом деле. Не хотеть учиться можно по разным при­чи­нам.

1. Не хотеть ходить в опре­де­лен­ную школу или в кон­крет­ный класс, потому что там:

— плохие отно­ше­ния с одно­клас­с­ни­ками;

— травля;

— скучно и нет никого, с кем можно серьезно пого­во­рить;

— вредный учитель или несколько учи­те­лей;

— скучное пре­по­да­ва­ние пред­метов;

— слишком высокие тре­бо­ва­ния сложной учебной про­граммы;

— несчаст­ная любовь;

— нездо­ро­вая атмо­сфера, взра­щи­ва­ю­щая ком­плекс непол­но­цен­но­сти.

2. Отста­ва­ние по одному или несколь­ким пред­метам:

— из-за про­пусков, дистан­ци­он­ного обу­че­ния, болезни;

— плохого учителя;

— осо­бен­но­стей вос­при­ятия и интел­лек­ту­аль­ного раз­ви­тия;

— отсут­ствия орга­ни­за­ции учеб­ного про­цесса;

— отсут­ствия помощи в обу­че­нии.

3. Сбитый режим дня, уста­лость, апатия:

— ночные бдения в интер­нете;

— пере­грузка учебной про­грам­мой;

— неу­ме­ние и неже­ла­ние соблю­дать режим.

4. Кон­фликты, скан­далы, угрозы, мани­пу­ля­ции, шантаж дома.

5. Физи­оло­ги­че­ские причины.

6. Иде­оло­ги­че­ское влияние среды — зави­си­мость от мнения опре­де­лен­ных людей, декла­ри­ру­ю­щих ненуж­ность обра­зо­ва­ния.

7. Тяжелый случай — пол­но­стью асо­ци­аль­ный под­ро­сток:

— агрес­сив­ный и соз­да­ю­щий серьезные про­блемы в классе;

— забитый и запу­ган­ный, с пол­нейшей нес­по­соб­но­стью нахо­диться в любой группе ровес­ни­ков.

Чтобы понять, в чем про­блемы кон­кретно у вашего ребенка, нужно не делать выводы само­сто­я­тельно, доду­мы­вая и обобщая, а пого­во­рить по зна­ко­мому нам уже плану несколько раз, вни­ма­тельно вычле­няя реаль­ные про­блемы из потока сопроти­в­ле­ния или апатии, рас­те­рян­ного мычания или зау­чен­ных правиль­ных ответов, фор­маль­ного согла­ша­тель­ства или испу­ган­ных обе­ща­ний все исправить.

И первое, с чем нужно разо­браться без раз­дра­же­ния и нападок, — это реаль­ные пробелы. Ничто так не демоти­ви­рует, как запу­щен­ные области пред­мета, белые пятна объемом не в пару пара­гра­фов, а в пару лет. Чаще всего такая ситу­а­ция воз­ни­кает с мате­ма­ти­кой, химией, русским и ино­стран­ным языками. Слабая тройка или даже двойки, которые не исправить ни «посидев подольше», ни «начав учиться как следует», ни угрозой ото­бран­ного теле­фона.

Чтобы побе­речь свои нервы, опти­мально сразу же принять тот факт, что без помощи репети­тора вам не справиться. И это не должна быть Марья Ива­новна с соро­ка­лет­ним стажем педа­го­ги­че­ской работы, это скорее ухудшит ситу­а­цию, да и стоит работа такого репети­тора крайне неде­шево. Нам подойдет студент или сту­ден­тка, которые с энту­зи­аз­мом и за неболь­шую сумму раз­бе­рутся с про­бле­мой.

Обя­за­тельно нужно запа­стись тер­пе­нием. На то, чтобы выта­щить предмет из про­па­сти на ровную полянку твердых чет­ве­рок, пона­до­бится от несколь­ких месяцев до года занятий не реже чем два раза в неделю.

Ни вы, ни под­ро­сток, скорее всего, не сможете точно опре­де­лить масштаб про­блемы. А репети­тор увидит все про­пуски, ошибки и несо­сты­ковки уже после первого про­ве­роч­ного теста, и именно этот тест даст ему воз­мож­ность гра­мотно составить план занятий.

Ребенку должно быть весело и легко зани­маться с этим чело­ве­ком. Говоря еще проще: репети­тор должен нравиться вашему ребенку. Это залог успеха и, воз­можно, будущей любви к ненавист­ному пред­мету.

Кроме того, у репети­тора должен быть четкий план, соста­в­лен­ный уже после одного-двух занятий. И план этот под­ра­зу­ме­вает кон­крет­ные резуль­таты, которые вы должны увидеть в днев­нике ребенка и в его настро­е­нии уже через три месяца.

Они будут вместе делать домашку, раз­би­рая ошибки без нервов и истерик. Вместе раз­би­рать плюсы и минусы кон­троль­ных и про­ве­роч­ных работ, дос­ко­нально вникая в тон­ко­сти и вос­пол­няя про­пу­щен­ное и недо­по­ня­тое.

Второе, что нужно исклю­чить, — это травля. Если человек не хочет ходить в школу из-за того, что к нему там плохо отно­сятся, нужно его пере­ве­сти в другую школу, а заодно потра­тить время и силы на то, чтобы помочь ему не просто забыть это плохое отно­ше­ние как страш­ный сон, но и усилить уве­рен­ность в себе и вос­ста­но­вить душев­ное рав­но­ве­сие.

Неправильно думать, что ребенок должен «учиться пре­о­до­ле­вать труд­но­сти в общении», «учиться посто­ять за себя». И еще хуже думать, что «если он не решит эту про­блему здесь, то она обя­за­тельно воз­ник­нет и в новой школе».

Пред­ставьте, что вы выну­ждены каждый день при­хо­дить на работу, где вас унижают, оскор­б­ляют или ненави­дят. Если каждый день вы про­сы­па­етесь с мыслью: «Снова этот ад». Если то место, где вы должны раз­ви­ваться, делать что-то инте­рес­ное и хорошее и хотеть рабо­тать, пре­вра­ща­ется для вас в поле эмо­ци­о­наль­ной войны, мучи­тель­ное пережи­ва­ние соб­ствен­ного бес­си­лия, гло­та­ние слез обиды, еже­ве­чер­ние прогоны воз­мож­ных ответов обид­чи­кам, горькие вос­по­ми­на­ния о той боли, которую вы пережили за день.

Тут не до работы, и ребенку в такой же ситу­а­ции будет не до учебы. Поэтому не нужно ничего терпеть и геро­и­че­ски пре­о­до­ле­вать. Спро­сите у ребенка, хочет ли он перейти в другой класс или в другую школу, и сде­лайте так, как он просит. И все.

Если же оба пункта не про вас, у ребенка все в порядке с одно­клас­с­ни­ками и учи­те­лями, у него нет про­бе­лов ни по одному пред­мету, а он просто не очень-то хочет учиться, то и в этом случае есть о чем пос­пра­ши­вать.

Самый крутой и эффек­тив­ный путь к повы­ше­нию моти­ва­ции — пере­стать твер­дить об учебе как таковой, а узнать о том, нет ли такой области знаний, раз­ви­тия или прак­ти­че­ских навыков, которая именно вашему ребенку видится самой лучшей, жела­е­мой, меч­та­е­мой. И эта область зача­стую не связана со школь­ными пред­метами. Она может казаться вам нелепой или непрак­тич­ной. Но именно через мечту можно прийти к желанию раз­ви­ваться или хотя бы пре­о­до­леть отвра­ще­ние к учебе, сведя ее до фор­маль­ного мини­мума на фоне обу­че­ния чему-то другому.

Очень часто дети настолько задол­баны роди­те­лями, что на любой вопрос отве­чают, что им вообще ничего не инте­ресно, они вообще ничего не хотят. Но это неправда. И именно такие фразы должны стать для роди­те­лей главным сиг­на­лом того, что им пора сменить тактику вос­пита­ния не только в области учебы, но и вообще в целом.

Не любить ни один школь­ный предмет — нор­мально. Не знать, кем хочешь стать, — нор­мально. Скучать на уроках — нор­мально. Именно это — норма, и лучше пере­стать носить в своем созна­нии или светлый абстрак­т­ный образ ребенка, увле­чен­ного школь­ными пред­метами и меч­та­ю­щего полу­чить кон­крет­ную про­фес­сию, или образ самого себя в детстве. Если ваш такой, вам повезло. Если он пере­ду­мает — это нор­мально. А если он ничего не любит в школе и ему ничего не инте­ресно из школь­ных дис­ци­плин — примите это как дан­ность и начи­найте мягко копать или глубже, или в сторону.

Вы не знаете, какие про­фес­сии будут вос­тре­бо­ваны через десять и даже через пять лет. Не знаете, чем увле­чется ваш ребенок через полгода. Кого он встретит и от кого какое увле­че­ние переймет. Но лучше пони­мать, что начиная с под­рост­ко­вого воз­ра­ста именно увле­че­ния, инте­ресы, желания и даже мечты фор­ми­рует окру­жа­ю­щая среда, а не семья.

И воз­можно, имеет смысл под­на­прячься и пере­ве­сти ребенка хотя бы на год в частную школу с малень­ким классом из 5—10 человек и очень вни­ма­тель­ными учи­те­лями, отно­ся­щимися к детям с ува­же­нием и искрен­ним инте­ре­сом.

Или поду­мать о том, чтобы орга­ни­зо­вать обу­че­ние в обще­об­ра­зо­ва­тель­ной школе другого типа, с особым уклоном. Или даже обу­че­ние в другой стране с погру­же­нием в язы­ко­вую среду. Или рас­смо­треть вари­анты с экс­тер­на­том или домаш­ним обу­че­нием с помощью репети­то­ров, влю­б­лен­ных в свои пред­меты.

Все инте­ресы и спо­соб­но­сти в под­рост­ко­вом воз­ра­сте чаще всего поя­в­ля­ются от других людей, ровес­ни­ков или учи­те­лей, которые уста­но­вили с вашим ребен­ком хорошие отно­ше­ния. А хорошее отно­ше­ние — это слушать, инте­ре­со­ваться, уважать и видеть в под­ростке лич­ность. Один такой репети­тор может на 180 гра­ду­сов раз­вер­нуть ребенка лицом к ненавист­ному ранее пред­мету.

Поде­люсь личной исто­рией. Мы прошли и спол­за­ние на тройки и двойки по мате­ма­тике, и пол­нейшее неже­ла­ние учиться. У нас с Дашей есть опыт домаш­него обу­че­ния (в шестом классе я рис­к­нула забрать ее на год из школы и увезти с собой в Таиланд, где она прак­ти­че­ски сама про­хо­дила всю учебную про­грамму и сдавала в конце года экза­мены по всем пред­метам). В целом это был отлич­ный опыт, но начав­шу­юся про­блему с мате­ма­ти­кой он не помог решить, а, нао­бо­рот, усу­гу­бил ее, так как я не оза­боти­лась репети­то­ром, наивно пона­де­яв­шись на ее и соб­ствен­ные воз­мож­но­сти.

И сле­ду­ю­щий, седьмой, класс пона­чалу утопил алгебру с гео­мет­рией до слабых троек, а за ними под­тя­ну­лась апатия, вызван­ная непо­ни­ма­нием пред­метов и чув­ством бес­по­мощ­но­сти. К этому добави­лось зави­са­ние в соц­сетях и играх, недосып, кон­фликты с тупо­вато действу­ю­щей мамой в моем лице и бабуш­кой. И ребенок совсем угас. «Ничего не хочу», «А зачем?», «И напле­вать!». Мы исполь­зо­вали весь набор сте­ре­отип­ных реакций Мамы Акакже: угрозы, тирады, ото­бран­ные теле­фоны и ком­пью­теры, обе­ща­ния и упреки. Резуль­тат — куча троек за год и без­на­дега.

Нас спасла частная школа, где обу­че­ние про­хо­дило в прак­ти­че­ски домаш­ней обста­новке. Малень­кие классы по 5—7 человек, мудрые и горящие своим делом учителя. И дело пошло на поправку. Даше стало инте­ресно ходить в школу, где ее вос­при­ни­мают как умного и глу­бо­кого чело­века. Где дети на пере­ме­нах пьют чай в уютной комнате, иногда вместо уроков смотрят инте­рес­ные фильмы, заси­жи­ва­ются на вне­клас­с­ных часах, обсу­ждая крутые и важные для них темы.

Но мате­ма­тика потре­бо­вала помощи, и я наняла репети­тора. Сту­дента-тре­тье­кур­с­ника, пока­зав­ше­гося мне смешным «ботаном» и пона­чалу вызвав­шего большие сомне­ния в том, что этот щуп­лень­кий очкарик спо­со­бен чему-то научить. Но я дала ему шанс, не в послед­нюю очередь руко­вод­ству­ясь сооб­ра­же­ни­ями эко­но­мии: все-таки услуги сту­ден­тов стоят гораздо дешевле, чем работа масти­тых пре­по­да­ва­те­лей и заслу­жен­ных учи­те­лей с мно­го­лет­ним стажем работы.

И все полу­чи­лось. Они раз­би­рали ошибки каждой кон­троль­ной, решали задачки и урав­не­ния не всегда из той школь­ной про­граммы, которая каза­лась мне при­о­ри­тетом, но дело было не в этом, а в любви к мате­ма­тике, которую этот студент передал Даше. Уже через несколько месяцев тройки сме­ни­лись уве­рен­ными чет­вер­ками, затем первыми пятер­ками. А через год мате­ма­тика стала ее любимым пред­метом, и Даша в сво­бод­ное время сама сади­лась и решала задачи для соб­ствен­ного удо­воль­ствия.

Разве я сама могла бы сделать такое чудо? А ото­бран­ный телефон?

И напомню три главные ошибки роди­те­лей в моти­ва­ции ребенка к учебе. Воз­можно, именно они сводят на нет все роди­тель­ские усилия.

1. Уста­новка на дан­ность

Что люди часто говорят, когда видят, что человек пишет картины, говорит на несколь­ких языках, решает сложные мате­ма­ти­че­ские задачи? «Да у тебя талант!»

И не заду­мы­ва­ются, сколько времени пона­до­би­лось ему на осво­е­ние этого навыка, сколько часов в день он зани­мался, как спра­в­лялся с ленью. Нет, люди говорят про вро­жден­ную спо­соб­ность. «Твой папа тоже хорошо химию знал», «У нее просто нет склон­но­сти к точным наукам».

А потом дети отка­зы­ва­ются учиться, ссы­ла­ясь на отсут­ствие спо­соб­но­сти к языкам, или анали­ти­че­ского склада ума, или твор­че­ских спо­соб­но­стей. Это уста­новка на дан­ность.

В действи­тель­но­сти люди умеют раз­ви­ваться куца угодно, но с уста­нов­кой на дан­ность человек этого не пони­мает. Ребенку плохо дается какой-то предмет? Значит, ему нужны время, другой подход к осво­е­нию мате­ри­ала, имеет смысл вер­нуться на несколько глав назад, открыть другой учебник, найти онлайн-курсы, взять задачу попроще. И тогда, шаг за шагом, он может освоить любой предмет или навык, который ему пона­до­бится. Это уста­новка на рост.

Меняем уста­новку на дан­ность уста­нов­кой на рост.

2. Страх — плохая моти­ва­ция

Чтобы заставить ребенка учиться, роди­тели часто его запу­ги­вают: «Полу­чишь двойку — заберу телефон», «Плохо закон­чишь чет­верть — все кани­кулы будешь сидеть дома», «Плохо сдашь экза­мены — никуда не посту­пишь».

Страх плохо моти­ви­рует или не моти­ви­рует вообще по несколь­ким при­чи­нам.

Во-первых, наше созна­ние устро­ено так, что мы избе­гаем непри­ят­ных эмоций через игно­ри­ро­ва­ние или отри­ца­ние. Напри­мер, кам­па­нии по борьбе с куре­нием, акцен­ти­ру­ю­щие вни­ма­ние на риске рака легких, имели низкую эффек­тив­ность, потому что люди отри­цали угрозу для себя: «Это может слу­читься с другими, но не со мной». В учебе страх — прямой путь к про­кра­сти­на­ции и потере инте­реса. Под­ро­сток ста­ра­ется не думать об учебе, нео­со­знанно откла­ды­вает момент, когда нужно при­сту­пать к ней, словно откла­ды­вает всю эту ситу­а­цию.

Во-вторых, страх, стресс и плохое настро­е­ние ухудшают про­дук­тив­ность, память и когни­тив­ные спо­соб­но­сти. Поэтому, если хотите усилить моти­ва­цию, акцен­ти­руйте вни­ма­ние на пользе, которую он получит, если будет учиться.

Заме­няем моти­ва­цию страхом на под­креп­ле­ние поло­жи­тель­ных момен­тов, успехов, похвалу, ува­же­ние.

3. Мнимые резуль­таты

Роди­тели и дети часто отно­сятся к учебе и школь­ным пред­метам как к про­бле­мам, которые нужно решить. Как к труд­но­стям, которые нужно пре­о­до­леть. Роди­тели бывают заци­к­лены на мнимом резуль­тате: оценках, экза­ме­нах и поступ­ле­нии — и моти­ви­руют на них.

Но учеба — процесс позна­ния. И резуль­тат, который действи­тельно важен и стоит того, чтобы его доби­ваться, — знания, пони­ма­ние, умение мыслить и опе­ри­ро­вать фактами.

Забудьте, что у вашего ребенка есть школь­ный дневник. Ребенок-отлич­ник — не это круто. Круто, когда ребенку инте­ресно, что было в первые секунды после Боль­шого взрыва или какими были предки совре­мен­ного чело­века. Круто, когда ему инте­ресно, как устроен дви­га­тель вну­трен­него сго­ра­ния, или когда воз­ни­кли фон­до­вые биржи, или как в разных странах люди боро­лись за свои права.

Гор­диться можно тем, что вашему под­ростку инте­ресно рисо­вать, или про­грам­ми­ро­вать, или читать, или решать задачи; тем, что он не боится что-то не знать, задает вопросы и ищет на них ответы.

Заме­няем погоню за резуль­та­том под­дер­ж­кой того, чем ребенок искренне инте­ре­су­ется, и полу­чаем: интерес к самому про­цессу узна­ва­ния нового; желание знать и уметь больше; пони­ма­ние, что все цели дости­жимы, если при­ло­жить усилия; и вос­при­ятие учебы не как про­блемы, о которой не хочется думать, а как задач, которые инте­ресно решать.

И еще несколько кон­крет­ных советов, чтобы не поте­рять интерес или улуч­шить процесс обу­че­ния:

1. Рас­пи­са­ние. Пусть ребенок сам выберет время для домашки, но всегда садится за нее в одно и то же время. Обычно это зани­мает 1—3 часа. Сво­бод­ный режим соблаз­няет сделать попозже или не сделать вообще.

2. Пере­рывы. Опти­мально 30—45 минут — уроки, 15—20 минут — перерыв, лучше в дви­же­нии.

3. Поощре­ния за хорошие оценки. Система наград и похвал за хорошее рабо­тает лучше системы нака­за­ний и лишений за плохие оценки.

4. Отдель­ное «учебное» место и тишина. Многие роди­тели сами отвле­кают ребенка, пере­но­сят время, выбран­ное ребен­ком для уроков, шумят. Чем «чище» и «точнее» будет время и место для домашки, тем проще ребенку сосре­до­то­читься.

5. Про­верка с инте­ре­сом, похва­лой и живыми раз­го­во­рами. Вместо фор­маль­ного и стро­гого подхода. Пусть ребенку будет в кайф рас­ска­зы­вать маме пара­граф из истории или химии. Изо­б­ра­зим интерес, мы же можем.

6. Ловим тройки и двойки и нани­маем помощ­ника. Об этом я подробно напи­сала выше.

7. Не поощряем едой и интер­нетом. Для игр есть сво­бод­ное личное время, на которое не нужно пося­гать. А пре­вра­ще­ние еды в награду или празд­ник — первый шаг к нару­ше­ниям пище­вого пове­де­ния.

8. Выход­ные. Несколько совер­шенно сво­бод­ных от любой учебы дней в месяц очень даже не поме­шают.

9. То, что ребенок может сделать сам, пусть делает сам. Не надо ничего за него делать, решать и орга­ни­зо­вы­вать. И не делайте вместе уроки, этот процесс — убийца роди­тель­ских нервов.

10. Дружим с учи­те­лями. Ува­жи­тельно и искренне. Не упус­каем воз­мож­но­сти лично позна­ко­миться с каждым, побол­тать, спро­сить совета. Хорошие отно­ше­ния с учи­те­лями нередко гаран­ти­руют более вни­ма­тель­ное отно­ше­ние к ребенку на уроках. А очень часто именно учитель или создает интерес к пред­мету, или убивает его напрочь.

И конечно, полезный чек-лист, который поможет вам понять ваши пробелы в знаниях о школе ребенка.

1. Я точно знаю всех его друзей и осо­бен­но­сти их отно­ше­ний.

2. Я знаю иерар­хию в их классе: лидеров; «ни то ни се»; «задро­тов», претен­ду­ю­щих на лидер­ство; оди­но­чек; при­ли­пал (свиту лидера) — не менее 5 позиций в иерар­хии.

3. Я могу рас­ска­зать о трех послед­них ссорах моего ребенка с его дру­зьями.

4. Я знаю, кого он не любит и почему. И знаю, как меня­лось его отно­ше­ние к этому чело­веку или группе. Что стало при­чи­ной нелюбви и как она выра­жа­ется каждый день.

5. Я знаю, как обзы­вают ребенка, все клички и ковер­ка­ния фамилии. И знаю, кто делает это чаще.

6. Я могу пере­чи­с­лить пять вещей, заде­ва­ю­щих само­лю­бие ребенка в школе. То, что его цепляет и рас­стра­и­вает.

7. Я знаю 1—2 «чужих секрета», то, что ребенку дове­рили его друзья, а он поде­лился со мной.

8. Я знаю, кто ему нравится, в кого ребенок влюблен. И знаю все перипетии его чувств и подроб­но­сти вза­им­но­сти или невза­им­но­сти.

9. Я знаю, как ребенок оце­ни­вает свою позицию в классе, удо­вле­тво­рен ли он своим ста­ту­сом или нет, какой статус он хочет на самом деле.

10. Я знаю, с кем ребенок себя срав­ни­вает, с кем сопер­ни­чает, перед кем чув­ствует неу­ве­рен­ность, а перед кем — пре­вос­ход­ство.

11. Я знаю, кого из учи­те­лей ребенок уважает и почему и кого терпеть не может и почему. Я знаю его отно­ше­ние к каждому из учи­те­лей в деталях и могу описать этого учителя со слов ребенка.

12. Я знаю все «белые пятна» в тех пред­метах, по которым у ребенка оценки хуже. И у меня есть план, как ему помочь вос­пол­нить эти пробелы (и это не «посиди подольше с учеб­ни­ком вместо теле­фона»).

13. Я знаю, какие минусы ребенок видит в школь­ном обра­зо­ва­нии и что хотел бы изме­нить.

14. Я знаю, что смотрят его одно­клас­с­ники и во что они играют — основ­ные «тренды» класса в интер­нете. Ребенок делится ссыл­ками, при­ко­лами, мемами и рас­ска­зы­вает об играх и бло­ге­рах, кото­рыми увле­ка­ются в классе.

15. Я знаю, где у школы курят, кто продает вейпы и снюс, иногда слышу о секрет­ных запре­щен­ных вещах типа «стар­ше­клас­с­ники пили в туалете» или «за школой была драка».

с. 109—122