
ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ПСИХОЛОГА-КОНСУЛЬТАНТА С РОДИТЕЛЯМИ
Успех консультирования зависит от умения психолога устанавливать доверительный контакт не только с ребенком, но и с родителями, обратившимися по поводу данного ребенка. Психолог должен оказать безусловное уважение родителям, признать их озабоченность и беспокойство, которые испытывают они в связи со своим сыном или дочерью. Ни в коем случае нельзя критиковать родителей и высказывать сомнения в их педагогической грамотности.
В процессе консультирования психолог беседует с родителями минимум три раза: во время первичной беседы и обсуждения всех сторон проблемы, при обследовании ребенка и, наконец, в процессе заключительной беседы по результатам обследования. Во время первичной беседы желательно побудить родителей к свободному и откровенному обсуждению трудностей ребенка, выяснению интересующих их вопросов. Необходимо также выяснить их представления о причинах трудностей ребенка и средствах их разрешения. Американские психологи рекомендуют вести беседу с обоими родителями, это дает возможность психологу получить более разностороннюю и объективную информацию о ребенке, а родителям — нести общую ответственность за судьбу ребенка.1 Так как психологическая служба в нашей стране находится на стадии становления и развития, а большинство населения не имеет опыта получения психологической помощи, целесообразно бывает при первой встрече с родителями дать представление о целях, возможностях психологического консультирования, настроить их не на получение «готового рецепта» или быстрое решение психологом всех проблем, а на совместную активную и возможно длительную и сложную по времени и по объему работу.
На втором этапе беседы родителям сообщаются результаты психологического обследования. Конкретные данные помогают преодолеть ошибочные и выработать реальные представления о характере и степени трудностей ребенка. Затем идет совместная разработка системы конкретных мер помощи или специальной коррекционной программы. Наконец, в заключение беседы обсуждаются проблемы родителей, их отношение к проблемам ребенка; планируются в случае необходимости последующие встречи.
Главной целью беседы консультанта с родителями является достижение возможно более глубокого понимания проблем ребенка, его личности в целом. В связи с этим родителям полезно иметь на руках психологическое заключение, написанное ясным, понятным языком, или самим записать выводы и рекомендации, так как это помогает им в дальнейшем обдумывать результаты консультации, искать конкретные меры помощи, проверять их правильность на последующем поведении ребенка. Эффективность консультирования родителей как раз и оценивается по тому, могут ли они более или менее уверенно действовать на основе тех сведений и рекомендаций, которые они получили от консультанта.
Отметим, что одной беседы, как правило, недостаточно, чтобы изменить имеющиеся у родителей до встречи с психологом ошибочные установки или воспитательные действия. Для этого необходимо несколько встреч Зарубежные психологи предпочитают посещения на дому, в то время как отечественные психологи признают более эффективными различные формы групповых занятий родителей.2
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В РАБОТЕ СЕМЕЙНОГО ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ
Ситуация, сложившаяся в данной семье, должна быть зафиксирована не только объективно, с позиции семейного психолога, но и субъективно, с позиции входящих в эту ситуацию членов семьи. Психолога-консультанта интересуют отношения в семье, описанные как глазами ребенка, так и глазами его родителей. В этих целях большинство отечественных психологов пользуются тремя наиболее известными методиками:
1). «Тест-опросник родительского отношения» (ОРО) А. Я. Варги и В. В. Столина.
2). «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э. Г. Эйдемиллера и В. В. Юстицкого.
3). Опросник «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) Е. Шефера.
Каждый из перечисленных опросников имеет свою специфику применения. Методики ОРО и АСВ изучают индивидуальный опыт родителей в воспитании конкретного ребенка, выявляя ошибки в родительском воспитании, а опросник PARI направлен на изучение наиболее общих особенностей родительского воспитания. Все три опросника можно применять как порознь, так и в комплексе, поскольку они взаимно дополняют друг друга.
Тест-опросник родительского отношения
Данный тест, разработанный отечественными психологами А. Я. Варгой и В. В. Столиным, представляет собой психодиагностический инструмент, ориентированный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам детей и общения с ними.3
Родительское отношение понимается как система разнообразных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стереотипов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.
Опросник включает 5 шкал.
1. «Принятие — отвержение» отражает интегральное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпатизирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.
2. «Кооперация» — социально желательный образ родительского отношения. Содержательно эта шкала раскрывается так: родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
3. «Симбиоз» — отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком, т. е. родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.
4. «Авторитарная гиперсоциализация» отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении данного родителя отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
5. «Маленький неудачник» отражает особенности восприятия и понимания ребенка родителем. При высоких значениях по этой шкале в родительском отношении данного родителя имеются стремления инфантилизировать ребенка, приписывать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка младше по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и неумелость. В связи с этим родитель стремится оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.
1 Саттлер Дж. М. Оценка умственных и специальных способностей у детей. Бостон, 1982 (на англ. яз).
2 Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1990.
3 Тест перепечатан из журнала «Детский психолог». 1993. № 5.