
Диагностика страхов
Довольно частые обращения родителей в психологическую консультацию связаны с нарушениями в эмоционально-аффективной сфере детей (появление страхов, агрессивности, наличие замкнутости, тревожности, застенчивости и пр.).
Для диагностики наличия страхов А. И. Захаров рекомендует провести с ребенком специальный опрос, с помощью которого можно выяснить каким именно конкретно страхам ребенок подвержен.1 Опрос следует проводить только после установления доверительных отношений с ребенком.
Проводить беседу по предлагаемой ниже схеме можно у детей не раньше 3-х лет, немного видоизменяя формулировки вопросов соответственно их возрасту. Беседу ведут неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Повторять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избегается наводка страхов, их непроизвольное внушение. При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты» в отличие от «нет» или «да». Взрослый, задающий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его периодически подбадривать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И еще один важный момент — страхи лучше не зачитывать, а проговаривать по памяти, лишь иногда поглядывая в список.
«Скажи, пожалуйста, ты боишься или не боишься:
1) когда остаешься один;
2) нападения;
3) заболеть, заразиться;
4) умереть;
5) того, что умрут твои родители;
6) каких-то людей;
7) мамы или папы;
8) того, что они тебя накажут;
9) Бабы Яги, Кощея Бессмертного, Бармалея, Змея Горыныча, чудовищ; у школьников к этому списку добавляются страхи невидимок, скелетов, черной руки, Пиковой Дамы (вся группа этих страхов обозначена как страхи сказочных персонажей);
10) опоздать в сад (школу);
11) перед тем как заснуть;
12) страшных снов (каких именно);
13) темноты;
14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи животных);
15) машин, поездов, самолетов (страхи транспорта);
16) бури, урагана, наводнения, землетрясения (страхи стихии);
17) когда очень высоко (страх высоты);
18) когда очень глубоко (страх глубины);
19) в тесной, маленькой комнате, помещении, туалете, пе-
20) воды;
21) огня;
22) пожара;
23) войны;
24) больших улиц, площадей;
25) врачей (кроме зубных);
26) крови (когда идет кровь);
27) уколов;
28) боли (когда больно);
реполненном автобусе, метро (страх замкнутого пространства);
29) неожиданных, резких звуков, когда что-то внезапно упадет, стукнет (ты боишься, вздрагиваешь).
Еще два страха — сделать что-либо не так, неправильно (плохо у дошкольников) и не успеть — можно определить отдельно, дополнительно. Вместе со страхом опоздать (№ 10) подобная триада страхов безошибочно укажет на наличие социальной тревожности как повышенного фона беспокойства. Это может быть и нормой, но не раньше 8—9 лет и при отсутствии навязчивых опасений и сомнений на данный счет.
Теперь сосчитаем количество страхов у конкретного ребенка и сопоставим его с контрольным количеством страхов в таблице.
Таблица 1.
Среднее число возрастных страхов у детей и подростков
|
Возраст, лет |
Мальчики |
Девочки |
|
3 |
9 |
7 |
|
4 |
7 |
9 |
|
5 |
8 |
11 |
|
6 |
9 |
11 |
|
7 (дошкольники) |
9 |
12 |
|
7 (школьники) |
6 |
9 |
|
8 |
6 |
9 |
|
9 |
7 |
10 |
|
10 |
7 |
10 |
|
11 |
8 |
11 |
|
12 |
7 |
8 |
|
13 |
8 |
9 |
|
14 |
6 |
9 |
|
15 |
6 |
7 |
Например, число выявленных страхов у 6-летнего мальчика составило 12, в то время как в таблице оно равняется 9. Из этого следует, что исследуемый ребенок обнаруживает большее число страхов, чем большинство его сверстников, и на это надо обратить особое внимание. Слишком большое количество страхов (свыше 14 у мальчиков и 16 у девочек) может указывать на развитие невроза или тревожности.
Следует помнить, что тревожность как диффузное чувство беспокойства ослабляет выраженность страхов, контуры которых становятся менее определенными, более размытыми. Может быть и обратная картина — когда страхов мало, но они четко сфокусированы, как это бывает при навязчивых страхах — фобиях, способных вобрать в себя весь заряд отрицательной энергетики остальных страхов.
Безусловно, что страхи, рожденные воображением ребенка или в результате испуга, отличаются от страхов, возникающих в процессе общения с родителями или сверстниками. В последнем случае, чтобы сделать безошибочное заключение об особенностях эмоционального состояния ребенка, целесообразно использовать тест тревожности, который позволяет диагностировать тревожность ребенка в возрасте от 4 до 7 лет по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.
1 Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Изд-во «Гиппократ», 1995. С. 70—74.