Семейное психологическое консультирование. Ч. II. Родительско-детские отношения(фрагмент)



Диа­гно­стика страхов

Довольно частые обра­ще­ния роди­те­лей в пси­холо­ги­че­скую кон­суль­та­цию связаны с нару­ше­ни­ями в эмо­ци­о­нально-аффек­тив­ной сфере детей (поя­в­ле­ние страхов, агрес­сив­но­сти, наличие зам­кну­то­сти, тре­вож­но­сти, застен­чи­во­сти и пр.).

Для диа­гно­стики наличия страхов А. И. Захаров реко­мен­дует про­ве­сти с ребен­ком спе­ци­аль­ный опрос, с помощью кото­рого можно выяс­нить каким именно кон­кретно страхам ребенок под­вер­жен.1 Опрос следует про­во­дить только после уста­но­в­ле­ния дове­ри­тель­ных отно­ше­ний с ребен­ком.

Про­во­дить беседу по пред­ла­га­е­мой ниже схеме можно у детей не раньше 3-х лет, немного видо­из­ме­няя фор­му­ли­ровки вопро­сов соот­вет­ственно их воз­ра­сту. Беседу ведут нето­ро­пливо и обсто­я­тельно, пере­чи­с­ляя страхи и ожидая ответов «да» — «нет» или «боюсь» — «не боюсь». Пов­то­рять вопрос о том, боится или не боится ребенок, следует только время от времени. Тем самым избе­га­ется наводка страхов, их непро­из­воль­ное вну­ше­ние. При сте­ре­отип­ном отри­ца­нии всех страхов просят давать раз­вер­ну­тые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты» в отличие от «нет» или «да». Взро­с­лый, зада­ю­щий вопросы, сидит рядом, а не напротив ребенка, не забывая его пери­о­ди­че­ски под­бадри­вать и хвалить за то, что он говорит все как есть. И еще один важный момент — страхи лучше не зачи­ты­вать, а про­го­ва­ри­вать по памяти, лишь иногда погля­ды­вая в список.

«Скажи, пожа­луйста, ты боишься или не боишься:

1) когда оста­ешься один;

2) напа­де­ния;

3) забо­леть, зара­зиться;

4) умереть;

5) того, что умрут твои роди­тели;

6) каких-то людей;

7) мамы или папы;

8) того, что они тебя накажут;

9) Бабы Яги, Кощея Бес­смерт­ного, Бар­ма­лея, Змея Горы­ныча, чудовищ; у школь­ни­ков к этому списку доба­в­ля­ются страхи неви­ди­мок, ске­летов, черной руки, Пиковой Дамы (вся группа этих страхов обо­зна­чена как страхи ска­зоч­ных пер­со­на­жей);

10) опо­з­дать в сад (школу);

11) перед тем как заснуть;

12) страш­ных снов (каких именно);

13) темноты;

14) волка, медведя, собак, пауков, змей (страхи живот­ных);

15) машин, поездов, само­летов (страхи тран­с­порта);

16) бури, урагана, навод­не­ния, зем­ле­т­ря­се­ния (страхи стихии);

17) когда очень высоко (страх высоты);

18) когда очень глубоко (страх глубины);

19) в тесной, малень­кой комнате, поме­ще­нии, туалете, пе-

20) воды;

21) огня;

22) пожара;

23) войны;

24) больших улиц, пло­ща­дей;

25) врачей (кроме зубных);

26) крови (когда идет кровь);

27) уколов;

28) боли (когда больно);

репол­нен­ном авто­бусе, метро (страх зам­кну­того про­стран­ства);

29) нео­жи­дан­ных, резких звуков, когда что-то вне­за­пно упадет, стукнет (ты боишься, вздра­ги­ва­ешь).

Еще два страха — сделать что-либо не так, неправильно (плохо у дош­коль­ни­ков) и не успеть — можно опре­де­лить отдельно, допол­ни­тельно. Вместе со страхом опо­з­дать (№ 10) подоб­ная триада страхов безо­ши­бочно укажет на наличие соци­аль­ной тре­вож­но­сти как повы­шен­ного фона бес­по­койства. Это может быть и нормой, но не раньше 8—9 лет и при отсут­ствии навяз­чи­вых опа­се­ний и сомне­ний на данный счет.

Теперь сосчитаем коли­че­ство страхов у кон­крет­ного ребенка и сопо­ставим его с кон­троль­ным коли­че­ством страхов в таблице.

Таблица 1.

Среднее число воз­раст­ных страхов у детей и под­рост­ков

Возраст, лет

Маль­чики

Девочки

3

9

7

4

7

9

5

8

11

6

9

11

7

(дош­коль­ники)

9

12

7

(школь­ники)

6

9

8

6

9

9

7

10

10

7

10

11

8

11

12

7

8

13

8

9

14

6

9

15

6

7

Напри­мер, число выя­в­лен­ных страхов у 6-летнего маль­чика составило 12, в то время как в таблице оно рав­ня­ется 9. Из этого следует, что иссле­ду­е­мый ребенок обна­ру­жи­вает большее число страхов, чем боль­шин­ство его свер­ст­ни­ков, и на это надо обра­тить особое вни­ма­ние. Слишком большое коли­че­ство страхов (свыше 14 у маль­чи­ков и 16 у девочек) может ука­зы­вать на раз­ви­тие невроза или тре­вож­но­сти.

Следует помнить, что тре­вож­ность как диф­фуз­ное чувство бес­по­койства осла­б­ляет выра­жен­ность страхов, контуры которых ста­но­вятся менее опре­де­лен­ными, более раз­мы­тыми. Может быть и обрат­ная картина — когда страхов мало, но они четко сфо­ку­си­ро­ваны, как это бывает при навяз­чи­вых страхах — фобиях, спо­соб­ных вобрать в себя весь заряд отри­ца­тель­ной энер­гетики осталь­ных страхов.

Без­у­словно, что страхи, рожден­ные вооб­ра­же­нием ребенка или в резуль­тате испуга, отли­ча­ются от страхов, воз­ни­ка­ю­щих в про­цессе общения с роди­те­лями или свер­ст­ни­ками. В послед­нем случае, чтобы сделать безо­ши­боч­ное заклю­че­ние об осо­бен­но­стях эмо­ци­о­наль­ного состо­я­ния ребенка, целе­со­об­разно исполь­зо­вать тест тре­вож­но­сти, который поз­во­ляет диа­гно­сти­ро­вать тре­вож­ность ребенка в воз­ра­сте от 4 до 7 лет по отно­ше­нию к ряду типич­ных для него жиз­нен­ных ситу­а­ций общения с другими людьми.

с. 21—24

1 Захаров А. И. Как помочь нашим детям избавиться от страха. СПб.: Изд-во «Гип­по­крат», 1995. С. 70—74.